Протестанство, думая воссоздать Церковь апостольскую по Библии и древним цамятникам христианства, не остановилось перед той простой и вместе великой истиной, что Церковь Христова есть живое тело, к которому можно прививаться верой и любовью всякому, но которого никому и ни по каким чертежам создать невозможно. Оно успело порвать преемство апостольской иерархии в своих общинах, но не могло заменить ее своим самосозданным пастырством и потому осталось совсем без иерархии. Если в латинстве церковь превращается в государство, то в протестанстве государство хочет быть вместе и церковью. 2) Для духовного просвещения христиан установлено в Церкви постоянное учение веры и благочестия, а для освящения их, учреждены в ней различные священнодействия. Как учение, так и священнодействование возложены на служителей Церкви иерархического чина, которые являются, таким образом, и пастырями верующих, как их руководители в вере и жизни, и священниками, как органы их облагодатствования. Иисус Христос, будучи сам первым блоговестителем о царствии Своем, приготовил в тоже время, под непосредственным руководством Своим, для евангельской проповеди избранных Им учеников, которым потом, пред вознесением Своим на небо, дал заповедь идти в мир весь и проповедать евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Апостолы, действительно, первой обязанностью своей почитали проповедывать учение Христово: горе мне, – говорил ап. Павел, если не благовествую (Кор. 9:16). Такое же понятие о важности проповеднического служения внушали они и своим преемникам по духовному пастырству, как, например, тот же Апостол писал Тимофею: заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, который будет судить живых и мертвых в явлении Его и царствии Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай, со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:1–2 ). Пастырское учительство, в различных его видах и с различными мерами к вразумлению, убеждению и обузданию легкомысленных и непокорливых членов Церкви, должно продолжаться в Церкви во все времена, по заповедям и образцу первых ее пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Св. Ириней Лионский о пастырстве По мысли св. Иринея Лионского , та истина, которая принесена на землю Христом и проповедана апостолами, всецело дарована Церкви, и в ней одной, как богоучрежденном обществе, она хранится неизменно в своем чистом и неповрежденном виде. Таким образом, по учению св. Иринея Лионского , истина сохраняется только в Церкви Христовой. Хранителями этой истины, по мнению св.мужа, являются пастыри Церкви, «которым апостолы вручили сущую повсюду Церковь » 153 . Но так как в то время в Церковь Христову уже проникли незаконные пастыри-еретики, то св.Ириней советует слушать только тех, которые имеют законное преемство от апостолов и проводят свою жизнь свято. «Апостолы хотели, – пишет св. Ириней Лионский , – чтобы были совершенны и безукоризненны во всем те, кого оставили своими преемниками и кому передавали свое место учительства, так как от их правильного действия должна происходить великая польза, а от падения их – величайшее несчастие» 154 . Св. Ириней Лионский , ограждая христиан от еретиков, которые могут своим неправильным учением отвлечь их от истины Христовой, говорит: «Тех, кото­рые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, надлежит иметь в подозрении ... как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины». Затем св.муж указывает христианам и признаки истинных пастырей, тех, которые не отвергают апостольское пре­емство и хранят Церковное Предание, а также проводят здравую и неукориз­ненную жизнь. Вот они, по учению св.Иринея, сохраняют нашу веру в Единого Бога и поучают нас в истине. А те, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим удовольствиям и не имеют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим и гордятся своим предстательством и дела­ют втайне зло, говоря: «никто нас не видит» ( Дан.13,20 ), – будут обличены Словом, которое судит не по видимости и смотрит не на лица, а на сердце, и услышат слова пророка Даниила: «Семя Ханааново, а не Иудино, красота обольстила тебя и похоть развратила твое сердце. Состаревшийся в злых днях, теперь пришли грехи твои, которые ты делал прежде, ибо ты судил неправедно, невинных осуждал, а виновных отпускал, тогда как Господь говорит: не умерщ­вляй невинного и правого» ( Дан.13,56,52–53 ; Исх.23,7 ). О таковых и Господь сказал: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» ( Мф.24,48–51 ; Лк.12,45 ). «От всех таковых, – говорит св.Ириней, – надлежит удаляться» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Священное Писание не оставляет сомнения в том, что Господь сообщил ученикам власть вязать и решить, т. е. отпускать грехи. Например: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Ап. Павел говорит об апостолах, что они обладают властью, которую Господь дал... к созиданию ( 2Кор.10:8 ). Эта власть вязать и решить была бы неполной, если бы она не подразумевала власть суда с правом наказания виновных. О последнем свидетельствуют слова апостола: Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом... ( 2Кор.13:10 ); ...пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу ( 2Кор.13:2 ). Несомненно, у апостолов было сознание того, что они являются носителями такой власти. Так, на Апостольском Иерусалимском соборе, формулируя обязательные для исполнения христианами заповеди, они сознавали, что действуют не от себя, не по своей собственной воле, но властью, дарованной Духом Святым. Это выразилось в известной формуле: Ибо угодно Святому Духу и нам... ( Деян.15:28 ), которая с тех пор предваряет решения церковных Соборов. Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) называется общим словом «пастырство». Первоначально служение пастырства было уделом только двенадцати апостолов, а также ап. Павла, апостольское достоинство которого приравнивалось к достоинству двенадцати. Сам ап. Павел говорил: У меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов ( 2Кор.11:5 ). Повеление Спасителя в Мф.28:19–20 заканчивается словами: Я с вами во все дни до скончания века. Следовательно, оно дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена. Это значит, что апостолы обладали властью и силой определенным образом, через священную хиротонию, передавать свое служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам. Об этом, в частности, говорится в Первом и Втором Посланиях ап. Павла к Тимофею. 4.2. Епископы

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово» 445 . Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Таким образом, священническое служение включает в себя учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»). Это тройственное служение – учительства, священнодействия и управления – имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы «пасти Церковь» ( Деян. 20:28 ). Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь «поставил одних Апостолами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения» ( Еф. 4:11 – 12 ). Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас» ( Ин. 15:16 ). «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Еф. 5:4 ). Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1:6 ). В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон. «Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные» 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Это служение Христово особенный образ этого служения, образ пришествия Божия на землю — именно он запечатлевается в человеке, когда он получает дар священства. Ему дается власть вязать и решить, по образу власти Христовой. Ему дается быть пастырем, по образу Христова пастырства. Ему дается быть учителем, по образу учительства Христова. Ему дается власть священнослужения, по образу Христову. Ему, конечно, дается удел быть жертвой, по образу Христа, и как Христос принес себя в жертву, так и священник должен быть обязательно жертвой, он должен себя приносить в жертву. Это очевидно из того, что любовь Христова имеет крестную, жертвенную природу.   Дар этой пастырской любви, любви Христовой, есть, конечно, дар любви самоотверженной, бескорыстной, крестной, любви, которая отдает себя на смерть. Образ Христов означают и священнические облачения. Крест, который надевается священнику на грудь, на котором всегда изображается распятие Христово, — это есть образ его служения, образ того дара, который он получил в Таинстве священства. Если обычный нательный крест, который дается при крещении есть символ, то здесь мы имеем икону, образ. Какая же власть дается священнику? Это есть самая большая, самая сильная власть не только в этом мире, но вообще — власть любви. Власть, которая не требует ни армии, ни милиции, никакого административного аппарата. Не требуется приказов и никаких иных мер для того, чтобы эта власть осуществлялась. Достаточно нам узнать, например, что какой-то святой где-то за тысячи километров сказал так-то, и мы готовы все бросить и на смерть идти за то, что он сказал, потому что его слово несет в себе эту удивительную власть. Таким образом, управляли, можно сказать, тысячами и сотнями тысяч людей, и управляют всегда святые, управляют и даже после смерти своей. Возьмите, скажем, преп. Серафима: его слово, его образ имеют и сейчас над нами особенную власть. Можно привести примеры других очень многих святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Т. е., подобно тому, как Христос поставлял Пророков, Апостолов и Евангелистов, поставил Пастырей и Учителей. Для чего же? Для того, чтобы они были посредствующими органами или служили той высокой цели, к какой Он направляет Свою Церковь , пребывая ее невидимой Главой, а, именно, к совершению святых, для дела служения и созидания тела Христова. Насколько же долго должно продолжиться таковое их служение Церкви? Оно должно продолжиться до тех пор, пока все не придем в единство веры и познания Сына Божия, в зрелость мужа, в меру полного возраста Христова или, что то же, до скончания веков, пока будут существовать на земле люди и будут нуждаться в воспитании, для познания Сына Божия и воображения Его в своей жизни ( Гал. 4:19 ). Если же, по ап. Павлу, Иисус Христос поставил в Церкви, кроме Пророков, Апостолов и Евангелистов, и Пастырей, и Учителей, и, притом, поставил с тем, чтобы они продолжали существовать в ней до скончания веков, служа ее высшим целям, то ясно, что Он настолько признавал их необходимыми для Церкви, что, по Его мысли, без них совершенно не могло бы достигаться ее назначение и сама она существовать не могла бы. Вместе же с сим, совершенно ясно, отсюда, и то, что никакое другое учительство или пастырство, кроме Им Самим учрежденного в Церкви, не могло и не может никого привести к тому, к чему должна приводить Его Церковь . Первый из вышеприведенного места, в пользу безусловной необходимости иерархии в Церкви, вывод, сам же апостол Павел в других своих посланиях подтверждает и поясняет следующими замечательными рассуждениями: «Как в одном теле, – говорит он, – у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И, как по, данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении; увещатель ли, увещевай: раздаятель ли, раздавай; начальник ли, начальствуй с усердием ( Рим. 12:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Удалившиеся от Бога люди утратили истинное понятие о Своем Творце, о назначении и цели своего существования, о своих обязанностях к себе, к миру и ближним. Жалость ( Мф.9:36 ) и любовь к людям побудили Спасителя открыть последним истины о Боге, о мире, о будущей жизни, о душе человеческой. Христос Пастыреначальник прежде всего выступает как Учитель, и Его учение раздается ежедневно при всяком удобном случае, на всяком месте. Отдалившиеся от Бога люди стали от греха немощны и бессильны, а перед Богом преступны. Своих собственных сил им недоставало для того, чтобы и принять, и усвоить, и осуществить небесное учение. Над ними, кроме того, тяготело осуждение Божие. Для их прошлого нужно было прощение, для настоящего и будущего – укрепляющая благодать Божия. Поэтому к своему учению Христос присоединяет молитву за род человеческий и свой искупительный подвиг, завершившийся ниспосланием в мир Духа Святого! Тут Пастыреначальник выступает как первосвященник, возносящий молитву и приносящий жертву, и как жертва приносимая, как агнец Божии, принимающий на себя грехи мира ( Ин.1:29 ). Наконец, Пастыреначальник в своей деятельности выступает как целитель и исправитель душ человеческих, грехами отягощенных, немощных, заблудших, возбуждающий в них сознание собственной неправды, жажду новой жизни и направляющий их на истинный путь, – выступает как душепопечитель. С учительства, после молитвы и поста, Иисус Христос начал свое служение. Еванг. Матфей повествует, что как только Христос Спаситель вернулся из пустыни после искушения дьяволом в Галилею, Он тотчас начал учить: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие царствия» ( Мф4:12–17 ; Мф4:23 ). Согласно с еванг. Матфеем повествуют и еванг. Марк (I, 14) и Лука (IV, 15, 18). Содержанием Христовой проповеди было возвещение истины, что входило в задачу Его пришествия на землю, как сам Он свидетельствовал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Ин.18:37 ). Продолжение всего Своего дела Иисус Христос передал Апостолам, а в их лице и всем их преемникам, ибо только ко всему составу пастырей, от Христа до наших дней и от наших дней до скончания века, а ни в коем случае не к одним Апостолам могут относиться слова Спасителя: «И се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). И Апостолы, и их преемники – все пастыри – ведут свое начало, пользуются своими пастырскими полномочиями от Христа. «Он (Иисус Христос), – говорит ап. Павел, – поставил одних Апостолами... иных – пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Учительство. Ап. Павел в 1 Тим.5говорит о пресвитерах, которые трудятся в слове и учении. 2. Священнодействие. Ап. Иаков говорит о совершении пресвитерами таинства елеосвящения: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак.5:14). 3. Служение управления. Пастырей (πρεσβυτ ρους) ваших умоляю я, сопастыр (συμπρεσβτερος) и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет.5:1-3).   Слово надзирая (греч. — πισκοποντες) указывает, что служение пресвитеров предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Как видим, эта власть была настолько велика, что даже в первые десятилетия бытия Церкви уже существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью. Например, из Книги Деяний известно, что пресвитеры принимали участие в Апостольском соборе в Иерусалиме.    Служение епископов и пресвитеров есть пастырство. Это служение занимает в Церкви особое место, и потому епископы и пресвитеры обладают особыми благодатными дарами, однако это не подразумевает «кастовости». Отношения между пастырями и пасомыми в Церкви не похожи на отношения между жречеством и народом в языческих религиях и даже в религии Ветхого Завета. «Епископы и священники не образуют клира как обособленной от остальной массы верующих касты, чье посредничество необходимо для умилостивления Божества. Они воплощают в себе преобразующее жизнь единство общины, они — «отцы», «рождающие» людей для жизни бессмертной и нетленной, единой и в то же время разделенной между всеми, как в лоне семьи. Вовсе не случайно ранняя Церковь уподобила соединяющие общину узы семейному родству».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Человек, на которого обращается это влияние, чувствует, как самый дух проповедника входит в его душу, как будто бы некто другой проникает в его сердце. Он или принимает это влияние всецело, подчиняется ему, или же отвергает его, вступает с ним в борьбу, как некогда Израиль боролся с Богом. Поэтому-то и ап. Павел, объясняя свое отношение к христианам со стороны именно этого отождествления с паствой, говорит: «Мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас» ( 2Кор.10:14 ). И еще: «Вам не тесно в нас, но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие распространитесь и вы» ( 2Кор.6:12, 13 ). Познание себя, т.е. внимательная оценка своих движений и помыслов, постоянное прозрение в себе борьбы доброго и злого начала, есть второе дополнительное условие проникновения в душу ближнего. Только пережив в себе тот переворот, какой должен совершиться в каждой грешной душе, пастырь может войти в душевную борьбу пасомых. Сила любви пастыря, воспитанная подвигом духовного самопознания, борется с грешной душой и побеждает ее. Но скажут: это сила влияния – обычная педагогическая сила: почему ее считать таинственной, чудесной? Зачем обосновывать ее на таинствах? Не проще ли представлять как в протестантстве – понимать пастырство как соединение теургического иерейства с обычным человеческим даром учительства? Наконец, есть ли действительно такая сила в пастыре? Ответим на эти вопросы отдельно. Нет. Сила священства – необычная сила, хотя, конечно, успех всякого воздействия на душу обусловлен наличностью той же силы, задатки которой лежат и во всякой человеческой душе. Стоя на почве психологии христианства, мы должны считать бесспорными два тезиса: Христианство ясно говорит, что глубокое и решительное влияние на нравственную жизнь ближних возможно лишь, во-первых, в Церкви как особой среде, где мистически установлено через единство во Христе, в Его Теле и Крови – единство, духовная близость отдельных верующих; а во-вторых, оно доступно лишь для лиц, получивших на то особые благодатные полномочия, т.е. благодать священства, в смысле еще особой усиленной сближенности душ верных с душою пастыря, в особом акте его поставления верными и Духом Божиим. Иисус Христос учит: «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот принесет много плода, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Чтобы убедиться во всех этих выводах, просмотрим и разберем двадцать третью главу Евангелия от Матфея. Здесь в Своей речи Спаситель сово­купил все, что было Им сказано против фарисеев в разные времена Его служения. Господь предвидел, что и между Его последователями найдутся такие же фарисеи и книжники, которые станут связывать неудобоносимые бремена, чтобы возлагать их на плечи других, а сами не захотят и перстом двинуть, будут украшать внешность своей жизни, внутри же будут полны всякой неправды и хищения. И против христианских лицемеров Он изрек Свое «горе» 270 . «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» ( Мф.23, 1, 2 ). Этими словами Иисус Христос признает продолжение власти и авторитета за фарисеями и книжниками, как народными учителями, как истолкователями закона Моисеева и руководителями народа к жизни по закону. В лице Иисуса Христа дается пастырю не просто пример, но и живая, вечно действующая Божественная Личность, с Которой пастырь теснейшим обра­зом в своем пастырстве связывается, от Которой он может постоянно черпать живую благодать (5, с.116–121,129). Все идеалы человеческие до Христа и после Него в сравнении со Христом – ничто и меркнут пред Ним. И хотя сделаться равным Ему в исполнении зако­на никто не может, но подражать Ему в исполнении той или другой заповеди может и должен каждый человек. Поистине велик этот идеал, проявившийся в жизни, проповеди, чудесах Христа Спасителя и воздействии Его на людей, соприкасавшихся с Ним в обращении закоренелых грешников, исцелением больных и бесноватых, воскрешении мертвых, насыщении хлебами и прочих Его добродетелях (Там же, с.101–102). Учительство Христа Спасителя В Своей пастырской деятельности Господь Иисус Христос самым главным считал проповеди (см.: Лк.4,43 ; Ин.4,34 ). «Я на то родился и на то пришел в мир, – говорил Он ученикам и народу, – чтобы свидетельствовать о истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18,37 ). И свидетельство это есть самое несомненное и непреложное, так как исходит от Того, Который есть «свидетель верный», по словам Иоанна Богослова ( Апок.1,5 ), Который есть, наконец, Сама Ипостасная Истина ( Ин.14,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010