Следующим папой был избран родственник семьи Мастаи-Ферретти Пий VII (1800–1823). Учитывая нравы и обычаи того времени, блестящая церковная карьера молодому графу была обеспечена. Именно этот папа предоставит юному Джованни особое разрешение на принятие священства вопреки припадкам эпилепсии, которые начались у Пия IX еще с пятилетнего возраста. Этот индульт, как покажет развитие событий, будет иметь для Церкви самые роковые последствия. Итак, имея склонность к религии, будущий глава католиков по окончании Римской семинарии принимает священный сан (10 апреля 1819 года). Так началась его служба в Римской курии. В это время он также является духовником детей-сирот в одном из многочисленных приютов «Вечного города», где получил прозвище «няня Джованни». При новом понтифике Льве XII (1823–1829), близко знакомом с семейством Мастаи-Ферретти, молодой прелат стал главой архиепархии Сполето. Примечательно, что его епископскую хиротонию совершил кардинал Кастильони, ставший преемником Льва XII с именем Пий VIII (1829–1830). В Сполето будущий папа проявил себя достойным образом: во время восстания карбонариев 1831 года епископ Мастаи-Ферретти предпринял значительные усилия с целью предотвращения кровопролития. Весьма важно отметить, что одним из участников восстания с враждебной стороны был будущий император Франции Наполеон III, арестованный папскими войсками. Его мать, Гортензия Богарне, при активном содействии епископа Сполето добилась освобождения своего сына из заключения. Став императором, Наполеон III не забыл этого шага. Спасая свой диоцез от ненужного кровопролития, епископ убедил папского генерала быть великодушным и предоставить повстанцам, пожелавшим сдаться, деньги и паспорта . Этот поступок возбудил уважение к личности молодого прелата в либеральных кругах Италии и сделал его известным далеко за пределами епархии Сполето, что во многом способствовало тому чувству доверия, которое испытывали либералы к личности Пия IX в первые годы его понтификата. На более престижном месте. в качестве архиепископа Имолы (1832–1846), Мастаи-Ферретти сразу зарекомендовал себя энергичным администратором. Он проявлял попечение о малообеспеченных слоях населения, в епархии при его участии было создано 2 благотворительных общества. Помимо этого для ухода за больными было учреждено братство св. Терентия. Для городской больницы и детского приюта новый архиепископ пригласил из Неаполя сестер милосердия, а для борьбы с безнравственностью из Франции по его приглашению приехали сестры конгрегации Доброго Пастыря . Однако при всей многочисленности благотворительных обществ, учрежденных в Имоле, достаточно трудно судить об эффективности их работы за неимением необходимых сведений об этом. Все же в ходе беатификационного процесса данные моменты биографии Пия IX были подробно учтены. Здесь стоит отметить, что наряду с положительными характеристиками этого периода биограф Пия IX И. Хэйлс сообщает и прямо обратные факты, касающиеся личной жизни архиепископа Имолы .

http://bogoslov.ru/article/4339894

Оттона , еп. Бамбергского). После смерти Лотаря (1137), в марте 1138 г. швабский герц. Конрад III Штауфен (в 1127-1135 антикороль, в 1138-1152 рим. король) без ведома части князей был провозглашен в Кобленце королем и коронован в Ахене. Он вступил в конфликт с Генрихом Гордым из рода Вельфов, объявил его вне закона и лишил обоих герц-ств, передав Саксонию Альбрехту Медведю, а Баварию маркграфу Леопольду IV Австрийскому из рода Бабенбергов. Это положило начало длительному противостоянию родов Вельфов и Штауфенов. В 1142 г. было достигнуто соглашение, по к-рому герц-ство Саксонское переходило малолетнему наследнику умершего Генриха Гордого - Генриху Льву, а его мать Гертруда выходила замуж за Генриха II Бабенберга, герц. Австрийского. Однако после смерти Гертруды в 1143 г. борьба продолжилась. С 1147 г. под воздействием проповедей Бернарда Клервоского организовывались крестовые походы против слав. племен, когда нем. князья, особенно саксонские, под видом крестовых походов против язычников завоевывали земли славян за Эльбой и в Померании. Герц. Генрих Лев захватил земли ободритов (1160), где было основано еп-ство Мекленбург (1170), восстановлены еп-ства Ольденбург (1150; с 1160 перенесено в Любек) и Ратцебург (ок. 1154), Альбрехт Медведь отобрал земли лютичей, составившие ядро маркграфства Бранденбург, где было восстановлено еп-ство (1165). При поддержке Генриха Льва на эти земли распространилась деятельность августинцев-каноников, премонстрантов и цистерцианцев (деятельность последних особенно с XIII в.). Помощь крестоносцам в 1147 г. и позднее, при покорении прибалт. народов, оказывали купцы сакс. городов, а также восстановленного в 1143 г. Любека. В 1184 г. среди ливов близ устья Зап. Двины проповедовал католич. миссионер Мейнгард , а затем - его последователь еп. Бертольд Ливонский . При поддержке папы Целестина III он возглавил в 1198 г. первый отряд крестоносцев, прибывший в Ливонию морем, возможно на купеческих кораблях. По свидетельству хрониста Генриха Латвийского , нем. купцы (в основном выходцы из северогерм. городов и часто из Любека) неоднократно принимали участие в походах крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/164803.html

1535 «Епископ нового Рима имеет равное достоинство ( ομτιμος) ввиду перенесения скипетров...» (Rhalles-Potles II. Р. 286). Следует отметить анахронизм, заключающийся в том, что это событие считается уже совершившимся ко времени Халкидонского Собора, тогда как в действительности Западная империя в данный период еще существовала. 1536 Именно это писал папа Хинкмару Реймсскому, сообщая о содержании полученного им послания от императора: PL 119, 1152D-116 ΙΑ, особ. 1155–1157. 1541 Наилучшее издание этого текста: Fuhrmann Я. Das Constitutum Constantini (Konstantinische Schenkung) Text/Fontes iuris Germanici Antiqui in usum scholarum ex MGH separatim editi, 10. Hannover, 1968. 1542 См.: Congar Y. L " ecclesiologie du haut Moyen-Age. Paris, 1968. P. 199. Note 15. Позднейшую библиографию см.: Huyghebaert N. La Donation de Constantin ramenee a ses veritables dimensions//RHE, 71. 1976. P. 45–69. 1543 Dolger F. Rom in der Gedankenwelt der Byzantiner. Byzanz und die europaische Staatenwelt. Ettal, 1953. S. 70–115; Alexander P. The Donation of Constantine at Byzantium and Its Earlier Use Against the Western Empire//Melanges G Ostrogorsky, 1. Belgrade, 1963. P. 11–26. 1544 Levison W. Konstantinische Schenkung und Silvesterlegende. Miscellanea F. Ehrte. Rom, 1924. S. 159–247. 1546 АСО II, III, 3. Р. 101 (540). Относительно точного содержания выступления легатов на этом заседании следует руководствоваться латинскими рецензиями, как ясно показал Эд. Шварц: АСО II, I, 3. Р. 94 (453). 1547 АСО II, III, 3. Р. 88 (447). Относительно личности Аэция см. статью Жюжи: DHGE. T. 1. Col. 668–669. 1550 Относительно административного положения Анкиры см.: Jones A. H. M. Op. cit. Vol. 2. P. 852. См. также: Dagron G. Op. cit. P. 476–477. 1553 Plöchl W. Op. cit. S. 277–278; Gaudemet J. La formation du droit seculier et du droit de l " Eglise aux IVe et Ve siecles. Paris, 1979. P. 167–168. 1554 Этот сборник, если его так можно называть, обычно именуется Vetus Romanä Plöchl W. Op. cit. S. 277. 1562 Dvornik Fr. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Cambridge (Mass.), 1958. P. 90–91. В одном из посланий папы Льва к Анатолию можно прочесть следующее: De commonitorio vero a clericis dilectionis tuae nobis oblato necessarium non fuit epistulis quid videretur inserere, cum sufilceret legatis cuncta committi, quorum sermone ex omnibus diligentius instruereris [О памятке, представленной нам твоими клириками, нет необходимости упоминать в письме, поскольку достаточно все поручить легатам, чьими словами ты будешь всячески извещен по каждому вопросу] (Epistula LXXXV, ad Anatolium episcopum Constantinopolitanum//ACO II, IV. P. 44–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

1887 21 декабря – Советом МДА за лучшие семестровые сочинения по итогам всех трех курсов обучения Глубоковскому присуждена студенческая Макариевская премия в размере 100 рублей и тогда же он уволен с III курса, 11 января 1888 г. это решение утвердил митрополит Московский Иоанникий (Руднев). В «Московских ведомостях» опубликовал 20 заметок (о землетрясении в Западной Европе, об издании сборника латышских народных сказок, о постах в индийских сектах, о смерти кардинала Людовика Якобини, экспедиции Станлея, образовании новой республики в Африке и по другим вопросам). 1888 Апрель – Восстановлен на III курс МДА. Октябрь 1888 – декабрь 1889 – Опубликовал 7 из 9 своих семестровых сочинений (в журналах «Вера и разум», «Православное обозрение» и иных) В газетах «Московские ведомости», «Русское дело», «Воскресный день» опубликовал 8 заметок (обзор иностранных публикаций о юбилее папы Льва XIII, исторический обзор итальянской внешней политики, обзор истории гонений на православие и русских в Курляндской губернии после присоединения ее к России, обзор направлений венгерской печати и по другим вопросам); в журнале «Вера и разум» – статью о деятельности Е. П. Блаватской. 1889 22 апреля – Завершение работы над кандидатским сочинением «Блаженный Феодорит , епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность» (Ч. 1−2, в качестве приложения дан перевод 268 писем блаж. Феодорита). 10 июня – Окончание учебы в МДА. 24 июня – Утвержден в звании кандидата богословия (диплом за 295 от 28 августа). 16 августа 1889 – 15 августа 1890 – Профессорский стипендиат по кафедре общей церковной истории под руководством профессора А. П. Лебедева . 6 ноября – Опубликовал первую рецензию на сочинение А. П. Лебедева «История Константинопольских соборов IX века» (М., 1888). Работа над магистерской диссертацией «Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность». Опубликовал 6 заметок в «Московских ведомостях» (о приемных экзаменах в МДА, краткий очерк ее истории и по другим вопросам).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Отдельные голоса против VII вселенского собора в галльской церкви слышались до конца IX и даже до X в. 122 K. Schwarzlose, Der Bilderstreit, ein Kampf der griechischen Kirche um ihre Eigenart und um ihre Freiheit. Gotha 1890. A. Б. 123 K. Schenk, Kaiser Leons III Walten im Innern, в Byzant. Zeitschrift, V (1896), 296–298, высказывает мнение о сирийском происхождении Льва. Но как замечает Ю. Кулаковский , История Византии. III. Киев 1915, 319 2 , нет необходимости в данном случае отступать от сообщения Феофана. А. Б. 124 Примечание: Н. К. Успенский (Очерки по истории Византии. Ч. I. М. 1917, 209–265) объясняет происхождение иконоборчества в частности из столкновения императорского византийского правительства с «монастырским феодализмом». Ожидается посмертное издание специального труда автора († 1917), посвященного истории иконоборчества: Очерки по истории иконоборчества в Византийской империи. Т. I. 125 В посланиях папы Григория к императору Льву (не принадлежащих, нужно думать, Григорию и составленных в Византии, но, тем не менее, имеющих до известной степени значение исторического источника) встречаются следующие замечательные выражения: «εγραψας, να οκουμενικ σνοδος γνηται (для разрешения вопроса об иконах) κα μν προσφορον (=inutilis) εφνη περ τοτου, συ ε ο δκτης τν εκνων – παυσον κα σχασον (κα ο κσμος ερνεσει) κα συνδου χρεα ουκ εστι. γρψον παντ κα πανταχου ες τν οκουμνην, ους εσκανδλισας, οτι Γερμανος ο πατριρχης Κωνσταντινουπλεως μαρτεν ες τς εκνaς κα Γρηγριος ο ππaς μης· καὶ μες μριμνν σε ποισομεν περ μαρτας του σφλματς σου, ς λαβντες τν εξουσαν πο του Θεου λειν τ ουρνια κα τ επγεια (Epist. I. Mansi XII, 970АВС). А в epistola II: εαν τουτο ερυθρις ς βασλευς ατιολογσα εαυτν (=взять на себя вину за издание эдикта против икон), γρψον ες πσας τς χρας, ς εσκανδλισας, οτι Γρηγριος o ππας μης εσφαλλε περ τν εκνν, κα Γερμανος ο πατριρχης Κωνσταντινουπλεως κα μες ναδεχμεθα το σφλμα τς μαρτας, ς λαβντες» κτλ. (Mansi, XII, 979E). Было бы неправдоподобно, если бы император стал уверять, что свой эдикт он издал по внушению Германа и Григория. Το σφλμα τς μαρτας, которое Григорий (по этим документам) предполагает взять на себя, чтобы прикрыть Льву отступление, вероятно, должно быть противоположного характера; императору, вероятно, предлагали сказать, что Герман и Григорий имеют неправильные понятия об иконах (=не умеют согласить их чествование со второю заповедью), и этим был вызван его эдикт против икон. В словах Григория как бы слышится признание, что сами предстоятели церкви небезответственны за то состояние умов, которое привело к иконоборству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Последний раз О. поднимали в правление кор. Людовика XI Благоразумного (1461-1483), однако ритуал был существенно изменен. В 1465 г., во время войны Лиги общего блага, когда Париж был осажден, король решил поднять О., но не в аббатстве Сен-Дени, а в парижской ц. Сент-Катрин-дю-Валь-дез-Эколье. Вероятно, из-за приближающейся опасности О. вместе с др. регалиями была перенесена монахами из пригородного аббатства в Париж, высказывалось мнение о том, что тогда была сделана копия О. Во время религиозных войн во Франции , когда сокровища и мощи из аббатства Сен-Дени укрыли в Париже, монахи не взяли с собой О., поместив ее за алтарем в один из опустевших реликвариев (1588); там знамя нашли в 1594 г., при возвращении на место св. мощей. Королевская традиция посещать перед военными походами аббатство Сен-Дени для получения помощи св. мучеников сохранялась и позднее, но уже без церемонии поднятия О. После многовекового перерыва, во время первой мировой войны, 22 апр. и 6 мая 1917 г., О. выносили из базилики Сен-Дени. Происхождение О. Обычай французских королей принимать О. после ее возложения на мощи св. мучеников Дионисия, Рустика и Элевтерия сначала возводили к сер. IX в. Однако фраза из «Хроники» аббата Сугерия о давней традиции франц. монархов брать с собой «знамя св. Дионисия» на войну с врагами королевства могла указывать на более древние корни ритуала. Происхождение О. пытались связать то с кор. Дагобертом I - основателем мон-ря Сен-Дени, то с кор. Пипином Коротким (751-768) - родоначальником династии Каролингов, то с Карлом Великим (768-814, император с 800) - самым почитаемым в средние века правителем. Источником представлений о знамени Карла Великого служила, по-видимому, мозаика триклиния папы Римского Льва III (795-816) в Латеранском дворце. На мозаике был изображен ап. Петр, даровавший Льву III паллий, а Карлу Великому - копье с 3-хвостым красным полотнищем, символизировавшим империю. Эту мозаику могли видеть мн. паломники и клирики, приезжавшие в Рим, в т. ч. аббат Сугерий. О получении Карлом Великим «древнего знамени Рима» упомянуто под 796 г. в «Больших французских хрониках» (см.: Hibbard-Loomis. 1959. P. 483). Впервые знамя Карла Великого называется О. в самой ранней редакции «Песни о Роланде» (ркп.: Bodl. Digby 23b, сер. XII в.): «И Жоффруа Анжуйский с орифламмой (l " orie flambe). То стяг Петра: он прежде «Римским» звался, а ныне «Монжуа» ему названье» (Песнь о Роланде/Пер.: Ю. Корнеев//БВЛ: М., 1976. Т. 10. С. 118). Т. о. была впервые обозначена связь между ап. Петром и знаменем Карла Великого. Впосл. наименование «орифламма» часто встречалось в произведениях, созданных в жанре chansons de geste, при описании знамен императоров и королей, простых баронов; однако эти знамена никак не были связаны с Сен-Дени ( Contamine. 1973. P. 196-197).

http://pravenc.ru/text/2581533.html

С этого времени замечается решительная перемена в политических отношениях. Папа Захарий, равно как его предшественники Григорий II и Григорий III, а равно и не менее знаменитые преемники Стефан III (753—757), Павел I (757—767) и Адриан I (772—795) были носителями скорей светского принципа, чем представителями духовного идеала. Они также стремятся к образованию государства и подготовляют почву для светской власти папства, как Клодвиги, как Гогенцоллерны или русские собиратели Олеги и Калиты. Политические союзы, в которых выигрывает тот, кто хитрей и дальновидней, холодное и сознательное нарушение под клятвой данного слова, искусное подтасовывание исторических фактов и намеренная подделка документов — эта политика была в духе времени, ее разделяли и многие другие исторические деятели. Но в руках римских пап были еще другие средства к достижению преследуемых целей: они безгранично злоупотребляли религиозным чувством современников и насильно вымогали у них уступки посредством легенд и вымыслов, где главные роли распределялись между Христом, Богородицей, апостолом Петром и другими чтимыми у христиан именами. Захарий I, десять лет управлявший Римскою Церковью и итальянскими делами (741—752), нашел возможным замириться с лангобард-ским королем и без посредничества франков. Но он пожертвовал для того союзниками, не только предоставив Лиутпранду наказать герцогов Сполето и Беневента, но и подкрепив его силы римскими войсками. При этом пострадала, конечно, честь политики папы, но зато сберегался римский дукат и обеспечивалось возвращение 4 городов, занятых Лиутпрандом. Герцог Траземунд был пострижен в монахи, и место его занял подручник Лиутпранда, подчинился также и герцог Беневента; таким образом лангобардский король, по-видимому, достиг своей цели, у него не было врагов в Италии, власть его беспрекословно исполнялась во всей области, занятой лангобардами; такою властью далеко не пользовались его предшественники. Тем не менее, союз лангобардского короля с римским папою имел роковое значение для первого. Папа решился посетить короля в его лагере в Терни, чтобы окончательно установить вопрос о римском дукате. В торжественной процессии как наместник Христа на земле папа отправился к королю, производя на пути большое впечатление в народе.

http://sedmitza.ru/lib/text/442838/

Заметим, что они существовали в анафоре еще до времени папы Льва, т. е. до 440 года 367 . Римско-католическая анафора – подлинно римская. Она создавалась в первые века жизни Церкви тамошними христианами еврейского происхождения, и Puм IV-V веков дополнял ее по мере углубления богословия, не касаясь ее первоначального текста. Это, разумеется, не означает изолированности римской литургической жизни от жизни других Церквей и отсутствия частичных заимствований Римом литургических традиций этих Церквей, в частности Александрийской. Более того, римское происхождение этой анафоры подтверждается ее литературным изложением, где часто употребляются «двойные» обороты речи, например: «rogamus ас petimus»; «accepta habeas et benedicas»; «catholicae et apostolicae fidei»; «sanctas ac venerabiles manus»; «de tuis donis ac datis»; трехчленная и даже четырехчленная и пятичленная характеристика атрибутов, например: «hostiam puram, hostiam sanctam, hostiam immaculatam» (речь идет о сакраментальном значении Евхаристических Даров); «pacificare, custodire, adunare et regere digneris тцто orbe terrarum» (речь идет о деятельности Церкви в мире); «benedictam, adscriptam, ratam, rationabilem, acceptabilem que» (речь идет о евхаристическом приношении). Это стиль классического латинского языка древнего Рима. При многословности характеристик атрибутов он сохраняет свойственную ему юридическую точность и лаконичность, в то время как предмет речи анафоры – христианский и образы – библейские. 184 В основу изучения византийской редакции И. Энгбердинг положил так называемый Барбериновский Евхологион 77 (ныне – кодекс Ватиканской библиотеки, шифр Barb. III, 55), по Квастену – 795 года (Patrology, III. P. 227), в котором, к сожалению, утрачена тетрадь, содержащая анамнесис и эпиклезис. Поэтому я сверил анамнесис и эпиклезис славянского служебника с греческим текстом рукописи Британского музея 22749 XII века, который Свайнсон при издании Барбериновского списка нашел возможным внести вместо утраченного Барбериновского текста (Swainson.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

III. 3. P. h . t. 98. с. 118.). Полтора века спустя (809 г.) имел место эпизод, снова поставивший тот же вопрос ofilioque в связи с распрей между франкскими монахами на Елеонской горе и православными с монахом обители св. Саввы Иоанном во главе. 178 Смущение было вызвано тем, что западные монахи читали символ с filioque. 179 Западная «ересь» была замечена, и инцидент вызвал (не сохранившуюся) полемику папы Льва III (который был решительным сторонником filioque. хотя и противился внесению его в символ) с монахами и патриархом Иерусалимским Фомой. Однако, какова бы она ни была, остается тот факт, что в начале IX века «иерусалимское дело, во всяком случае, не стало поводом для разрыва общения с Западной церковью из-за filioque» (Болотов, тезис 24). И к этому тот же Болотов присовокупляет (тезис 25), что «как ни было резко и решительно выступление п. Фотия против западной «ереси», но п. Фотий и его преемники имели общение с Западной церковью, не получив (и, видимо, не требуя) от нее соборного отречения verbis explicissimis от filioque», и, следовательно, «не вопрос о filioque вызвал разделение между церквами» (тезис 26). Что означает этот исторический факт догматически? Конечно, взаимная терпимость Востока и Запада, отношения которых столь многократно бывали отравляемы взаимным соперничеством и властолюбием, в вопросе столь первостепенной вероучительной важности не может быть объясняема ни миролюбием, ни равнодушием, она имеет для себя более глубокие и именно догматические причины. Дело в том, что общепризнанное и церковно-обязательное определение учения о Св. Духе в 8-м члене Nicaeo-Constantinopolitanum отличается существенной неполнотой , и притом в разных отношениях. Мы уже указывали на отсутствие здесь прямого исповедания Духа Св. Богом. Но и в отношении Его к другим ипостасям мы имеем ту же неполноту: член содержит в себе лишь определение отношения Духа Св. к Отцу, именно через исхождение: «иже от Отца исходящего», но он ничего не содержит об отношении Духа Св. к Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Во всех этих актах нет ничего, что обличало бы их позднее происхождение в сравнении со временем самого собора. Все лица, все действия, все обстоятельства, встречаемые в актах носят печать своего времени. Ни в каких деталях акты не противоречат известным доселе свидетельствам о соборе Разбойничьем, которые встречаем в отрывках актов собора Разбойничьего, сохранившихся в деяниях IV Вселенского собора, – в самых этих деяниях IV Вс. собора, в письмах Феодорита и папы Льва. Перечень имен епископов, присутствовавших на соборе Разбойничьем, по актам сирским, совершенно согласен перечнем тех же имен по деяниям собора халкидонского, UV Вселенского (слич. Hofmann S. 3–4 и Рус. пер. деяний соборов всел. том III, стр. 164 и дал.). Правда по актам сирским епископов на соборе Разбойничьем присутствовало несколько менее, чем сколько их присутствовало по актам UV Вс. собора, но нужно помнить, что Сирский текст передает содержание второго заседания собора Разбойничьего, когда некоторые православные епископы, после первого заседания собора, естественно уклонились от дальнейшего участия в деяниях его. Следовательно, на акты Сирские нужно смотреть как на документ глубочайшей древности, а потому высоко почтенный 247 . Акты Сирские весьма важны для разъяснения многих научных церковно-исторических вопросов. Первое зарождение монофизитства в науке остается не совсем ясным. В лице Евтихия история встречает уже зрелый плод ереси монофизитской. Акты, которые мы обозреваем, могут проливать немалый свет на первоначальное обнаружение монофизитства. Здесь особенно важное значение имеет переписка Диоскора с Домном Антиохийским; из неё ясно видно, что два богословских направления – Александрийское и антиохийское и после собора III Вселенского остаются не примирёнными в вопросе о лице Богочеловека, и столкновение между ними должно было снова произойти, как и во времена Кирилла, хотя и с некоторыми особенностями в сравнении с прежним временем. Из тех же актов с ясностью видно, как велика, неумолима была вражда Александрийских и других родственных им богословов к несторианству: ничего не стоило для этой вражды сделать подозрительными таких лиц, которые, не имея ничего общего с несторианством, могли только казаться несторианствующими (патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010