Реформы, проводимые клюнийскими монастырями, привлекли к ним огромное число людей, воодушевленных идеей возврата к евангельским началам. Клюнийское движение стало необычайно популярным. Среди его сторонников были богатые феодалы, которые одаривали монастыри землями, крестьянами и другими богатствами. Разбогатевшие монастыри постепенно сами становились крупными феодалами. Стремление к обновлению духовной жизни, к монашеским и церковным реформам начинает иссякать. Клюнийские монастыри сходят с пути реформ. В рамках клюнийского движения реформированием католицизма в X-XI вв. занимались императоры Священной Римской империи. Начав с реформирования монастырей, императоры скоро вышли за их пределы. Считая себя продолжателями политики Каролингов, помазанниками Божьими, они решают реформировать всю церковную организацию Западной Европы, начав с реформирования Ватикана. В 1049 г. германский император Генрих III выдвинул на папский престол кандидатуру графа Бруно Эгисхейм-Дагсбурга из Эльзаса, немецкого епископа. Он был избран папой под именем Льва IX. С папы Льва IX (1049–1054) начинается эпоха немецкого папства . В проведении своих реформ Лев IX следовал клюнийцам: запрещение симонии, введение целибата духовенства и борьба со светской инвеститурой. Размах реформ Льва IX был шире, чем у клюнийцев, и осуществлялись они сверху. Папа начинает реформы с перестройки папского аппарата управления, который стал называться римской курией. Лев IX создает коллегию кардиналов-реформаторов, причем по новому принципу: эта коллегия существовала и раньше, но в нее входили исключительно итальянцы. Коллегия Льва IX, созданная им из числа клириков из разных стран, явилась символом универсальности папской власти. Многонациональная коллегия была призвана укрепить и распространить авторитет центральной власти католицизма, авторитет папства и Ватикана. В процессе реформирования религиозной жизни Западной Европы продолжает оформляться догматический корпус католицизма, основы которого вырабатывались еще первыми Отцами Церкви (Августином, Амвросием Медиоланским , Иеронимом и Григорием I Великим). Пути католичества и православия расходятся все дальше и серьезнее. В XI в. папа утверждает добавление к Никео-Царьградскому Символу веры нового догмата – filioque. Оформляется учение о загробном мире, и в XIII в. будет утвержден догмат о чистилище. Учение о чистилище разрабатывалось еще папой Григорием I Великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Следствия иконоборческой политики Льва Исавра в Италии Ф. И. Успенский. История Византийской империи Из рассмотрения событий времени Льва Исавра следует вывести заключение, что в Константинополе и вообще на Востоке иконоборческая его политика не вызвала резкого народного протеста, что можно объяснять, с одной стороны, осторожным применением эдикта, с другой—потаканием провинциальных властей, которые не настаивали на исполнении эдикта на местах. Так или иначе, в восточных провинциях в царствование Льва не замечается никакого движения в смысле протеста. Зато на отдаленном Западе, особенно в Италии и в областях, зависевших в церковном отношении от папы, с этого времени начинается громадное политическое движение, имевшее ближайшим своим последствием события мирового значения. Нам предстоит остановиться на них с особым вниманием. Независимо от иконоборческой политики византийских царей в Италии подготовлялось революционное движение против императоров, и во главе этого движения стояло не меньшее лицо, как римский папа. Византийские владения в Италии сосредоточивались в двух центральных областях: в Равенне с протяжением на север до Истрии и в Риме. Обе области соединялись небольшой полосой, защищенной гарнизонами и идущей через Апеннины, а сношения с Константинополем на севере шли морем через Равенну, а на юге — через Неаполь. В военном смысле обе области имели отдельную военную организацию, т. к. в каждой упоминается особый военный гарнизон. Во главе отдельных военных отделов находим военные чины с титулом magister militum, а под его властью duces. Но рядом с теми военными силами, которые держала в Италии империя, в конце VII в. обнаруживается действие нового военного элемента — городской милиции, которая организуется из городских сословий и торговых и ремесленных классов и заявляет о себе в первый раз в Риме в 685 г., и скоро затем (692—694) в Равенне и дукате Пентаполя , в первый раз возникшем в это время.

http://sedmitza.ru/lib/text/442838/

Первое серьезное столкновение между папой Григорием II и Львом III спровоцировали совсем не церковные разногласия. Во время кризиса императорской власти на Сицилии поднялось восстание, подавленное экзархом Павлом. Население острова было обложено высокой данью. Павел решил и в Италии усилить авторитет империи за счет повышения налогов. Эти меры непосредственно затрагивали интересы папы – владельца больших земельных наделов. И поэтому он лично возглавил восстание, вспыхнувшее теперь уже в Италии. Попытка экзарха применить силу к непокорным римлянам натолкнулась на их ожесточенное сопротивление, поддержанное лангобардами. Все это не могло не сказаться на отношениях папы с императорской властью. Вскоре к этим политическим разногласиям добавились и религиозные, а именно встал вопрос об иконопочитании. «Иконоборческие настроения Льва III неоднократно объяснялись то иудейским, то арабским влиянием. Тот факт, что Лев III преследовал иудеев и принуждал их креститься, не исключает возможности влияния на него иудаизма с его строгим запретом изображений, точно так же как борьба императора с арабами еще не свидетельствует против открытости императора влиянию арабской культуры. Арабы принесли в Византию не только меч, но и свою культуру с присущим ей страхом перед изображением человеческого лица. Так в восточных областях империи возникло иконоборчество из своеобразного переплетения христианской веры, стремящейся к чистой духовности, учений сектантов, отрицающих почитание икон, старых христологических ересей и влияний нехристианских религий, таких как иудаизм и в особенности ислам . После того как военная угроза со стороны арабского мира была устранена, началось взаимодействие с арабской культурой, выразившееся в форме иконоборчества. Основоположником этого течения в Византии был тот же самый император, который отразил арабское нашествие от стен Константинополя» 78 . Несколько влиятельных епископов из Малой Азии, среди них наиболее известны Константин Наколийский и Фома Клавдиопольский – они же и были названы впоследствии ересиархами, – еще в первые годы правления Льва выступили против почитания икон. Им удалось довольно быстро привлечь на свою сторону императора, также бывшего родом из Малой Азии. С 726 года Лев демонстрировал уже вполне открыто свои иконоборческие убеждения, которые стал подтверждать и делами. Так, он уничтожил образ Спасителя, находившийся у него во дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хотя новые явления в монашеской среде сами по себе не объясняют, почему в Риме папство столь внезапно выступило с инициативой преобразований, примечательно, что почти все их первые деятели были родом не из Рима, а чаще всего – из Бургундии и Лотарингии 59 . Эти ведущие деятели папской революции наверняка были знакомы с мощной монашеской реформой, развернувшейся к северу от Альп. На самом деле они глубоко симпатизировали и целям, и достижениям горценского и клюнийского движений. Типичен в этом отношении случай папы Льва IX, который, будучи родом из Эльзаса, до восшествия на кафедру (1049) был епископом Туля – одного из центров монашеского возрождения в Лотарингии. Еще не став напой, Лев уже прославился энергичной политикой, направленной против симонии и браков духовенства в своей епархии. Не менее выдающейся личностью был покровитель и родственник Льва IX германский император Генрих III. Намерения Генриха были сомнительными, но то, что по его распоряжению в Риме один за другим (начиная с 1046 года) на престоле сменились четыре папы из Германии, стало сигналом, по которому пришел в движение весь механизм церковной реформы. Следовательно, тот факт, что реформаторское движение XI века исходило от папства, бесспорен. Намерения реформаторов с самого начала были санкционированы папством и проводились в жизнь отнюдь не с пренебрежением к папскому авторитету или вопреки ему (в отличие от более поздней лютеранской Реформации) 60 . Поначалу движение черпало силы и вдохновение не из Рима. Это была просто горстка людей из долины Рейна. Первые папы–преобразователи и их покровители пришли не из Рима и даже не из Италии. Ни один из них не был связан с этим городом и его аристократией. Волевое решение, принятое императором в 1046 году, несомненно, было неотложной мерой, хотя и проведенной классическими методами теократической монархии. В этот год в результате борьбы между римскими аристократическими кланами на папский престол претендовали три соперника, каждый из которых стремился стать законным главой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Он ввел новый закон о военной службе и обязал крупных земельных собственников являться на войну в панцире и на коне и поставлять определенное число всадников в зависимости от размеров находящегося в его владении участка. Далее в законах Айстульфа проходит слишком резкая черта обособленности между лангобардами и итальянцами. Торговые и другие сношения между лангобардами и итальянцами наказывались конфискацией имущества, если они происходили без специального разрешения короля . Можно догадываться, что Айстульф питал твердое намерение достигнуть объединения Италии. С национальными герцогами затруднения могли считаться поконченными; это обнаружилось по случаю смерти герцога Сполето, которому король не назначил преемника, а принял герцогство в непосредственную свою власть. За подчинением Равенны и уничтожением экзархата лангобардский король мог не считаться с Византией, оставался Рим с его политическими притязаниями. Айс-тульф пошел против папы и стал угрожать Риму. Как видно, Айстульф не желал останавливаться на изгнании греков из Италии, а имел целью подчинение себе всего полуострова со включением и римского дуката. Происшедшая в это время смерть Захария и обычные в Риме смуты, соединенные с выбором нового папы, благоприятствовали Айстульфу. Вступив в римскую область, он выразил волю подчинить Рим и окружающие его крепости (т. е. римский дукат) своей власти и брать определенную дань с каждого жителя. Выбранный в 752 г. в папы Стефан III засылал посольства к королю и большими подарками старался расположить его к миру. Но Айстульф предъявлял такие требования, какие папе казались насмешкой и издевательством. Находясь в отчаянном положении, папа отправил жалобу и просьбу о помощи в Константинополь в надежде, что новый император найдет возможным поддержать вооруженной силой свои интересы в Италии. Между тем, как разгневанный упорством папы король посылал в Рим страшные угрозы и обещал ничего не пощадить, если его требования не будут исполнены, римское население совершало религиозные процессии по церквам и, посыпав головы пеплом, молилось Богу об освобождении от страшной опасности.

http://sedmitza.ru/lib/text/442838/

Имеется также (в копии XI в.) рукопись с письмами Uoahha VIII (872–882) с сентября 876 г. до конца его понтификата; еще 55 разрозненных писем того же папы, относящиеся к начальному периоду понтификата, находятся в собрании, содержащем также послания Геласия I (492–496), Пелагия I (556–561), Льва IV (847–855), Стефана V (885–891), Александра II (1061–1073) и Урбана II (1088–1099), в Британском музее (ms. Add. 8874). В рукописи из Кембриджа содержится около 70 посланий Адриана IV (1154–1159), Александра III (1159–1181) и Луция III (1181–1185). Порядка 381 послания Григория VII (1073–1085) сохранились в Ватиканском архиве в виде выдержек из оригинальных регестов; в этом собрании послания располагаются уже не по индиктам, а по годам понтификата. Часть (38 посланий различного содержания) регестов антипапы Анаклета II (1130–1138) сохранилась в рукописи Монтекассино. Определенную информацию можно отыскать также в средневековых канонических сборниках, материал которых в существенной своей части восходит к папским регестам; с этих позиций можно рассмотреть, например, 13–томное собрание канонов епископа Лукки Ансельма II (младшего) племянника папы Александра II, и, прежде всего, Collectio сапопит известного канониста своего времени кардинала Деодата (лат. Deusdedit, Deodatus – «Богом данный», по–гречески – Феодор; ум. между 1097 и 1100). Начиная с времени папы Иннокентия III папские регесты сохранились и находятся в архивах Ватикана. Регесты 13 в. представляют собой пергаменные рукописи высокого качества, выполненные на основе более ранних манускриптов. С 14 в. для регистровых книг начинает использоваться бумага. После возвращения папского престола в Рим бумажные регесты остались в Авиньоне; с них были сделаны копии на пергамене, которые были перевезены в Рим, однако позже в Ватикан были доставлены и бумажные оригиналы. Таким образом, для периода «авиньонского пленения пап» в архивах Ватикана имеются два экземпляра регестов. В позднейшие времена регесты стали выполняться исключительно на бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После издания Львом III иконоборческих эдиктов по византийской Италии (особенно в центральной и северной ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись византийские отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Византийские войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на Константинополь с целью свержения Льва III. Папа Григорий II воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов. В 726 году, воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал византийские владения в Италии и к концу 727 года захватил Равенну . В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, папа Григорий II оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Григория II ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение римское войско. В написанном в 726 - 727 годах послании к Константинопольскому патриарху Герману I    папа Григорий II изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях VII Вселенского Собора , а также два других посланий папы Григория II к имп. Льву III Исавру . По мнению Г. Острогорского и ряда других исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти два послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 годами. В начале первого послания к имп. Льву III папа Григорий II излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство православной веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II , который отправил в изгнание папу Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, папа Григорий II объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.

http://drevo-info.ru/articles/13680135.h...

64 Чит. расск. из Ист. Христ. цер. III. стр. 258–204. Облич. богосл. Иннок., путеш. Норов. III, 235. 65 Мельхиты почему-то в статье о крестном знамении, помещенной в чтен. общ. Ист. и древн. 1847 год. 7, названы православными. Не входя в спор за них с почтенным автором статьи, мы приведем свидетельство о Мельхитах из древнепечатной Кормчей. Так в 39 гл. Димитрий, митр. Кизический о Яковитех и о Хацыцарех говорит: «Другая ересь Мельхите нарекошася, иже благочестивому царю Маркиану исследовавшее, мелхий бо царь сказуется: сии же и Хацицари, иже токмо в крест веруют, по языку бо их хацы крест именуется. Вбивают же посреде его гвоздь, яко страстно Божество проповедающе, и покланяются кресту яко сильнейшему Христа, яко убийцы его, иконнаго поклонения отвергаются». До зде из Кормчей лист. 294 на об. и 295. – Вот и подлинное свидетельство Илии Дамаского, на которое ссылается писатель означенной статьи: «Jacobitae uno digito cruce se signant, a sinistra ad dexteram abounles, quo profiteantur se credere in unum Christum, Qui in cruce moriens, a sinistra parte, hoc est, a peccato ereptos, ad dexteram, hoc est ad gratiam translulit. Similiter Nestoriani et Melchitae, dum duobus digitis contrario ductu a dextera ad sinistram crucis figuram describunt, profitentur se credere, in cruce divinitatem atque humanitatem simul unitas extitisse». Asseman. biblioth. oriental, tom III, – pars 2, de Syris Nestorianis pag. CCCLXXXYIII, 9. Confer tom. 1, pag. 509. – Заметим, что Месопотамские и Сирийские Несториане давно признают верховную власть папы. Слов. Крайя т. IX, част. II, стр. 440. 66 Подлинные слова Папы Льва IV читаются mak:«Calicem et oblatam recia cruce signate, id est, non in circulo et variatione digilorum, ut plurimi faciunt, sed districtis duobus digilis et pollice intus rec " uso, per quos Trinitas annuitur, istud signum recta facere studete; non enim aliter quidquam potestis benedicere». Patrol. curs. compl, tom. CXV, pag. 667 et 678. 67 Самое слововыражение в изречении Льва IV не позволяет разуметь под двумя сжатыми пальцами – первые (указательный и средний); ибо в православном трехперстном сложении, очевидно, сжимаются последние два, – и о большом пальце не употребляют выражения – загнуть, его внутрь первых двух: удобнее о нем сказать, что он бывает простерт (extensus) с приклонением к нему первых двух, (обыкновенно же говорят, что все три сжимаются); но при сжатии двух последних, большой перст действительно загибается к ним – внутрь ладони.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Правление папы Льва на Римской кафедре приходилось на пери­од заката Римской империи. К середине V в. Рим постепенно утратил контроль над многими территориями, входившими в со­став империи: в Паннонии образовалось гуннское королевство, в Галлии — вестготское и бургундское; кроме того, по всей её тер­ритории активно перемещались франки. Пиренейский полуост­ров был занят вестготами и свевами, Северная Африка и остров Сици­лия — вандалами, образовавшими там своё королевство, а это значило, что доставка хлеба в Рим была приостановлена, а вар­вары взяли контроль над Средиземноморьем и могли непосред­ственно угрожать Риму. В самой отдалённой провинции — Бри­тании об­становка была очень нестабильная: с одной стороны там довольно часто совершались политические перевороты и власть переходила в руки узурпаторов 11 , с другой — приходилось отражать нападения пиктов и скоттов. В 451 году на территорию империи вторглись гунны, и лишь дипломатические усилия папы Льва спасли Рим от угрозы со стороны варваров. Помощь святого Льва понадобится империи и при нашествии вандалов под пред­водительством Ген­зериха. Ему не удалось спа­сти город от разо­рения, тем не менее благодаря его посредни­че­ству было достиг­нуто соглашение, по которому пребывание вандалов в го­роде огрничивалось двухнедельным сроком, а главные базилики города были спасены от разграбления. Ослабление государст­венной вла­сти, натиск со стороны варварских племён побуждали Свя­тителя сосредоточить свои уси­лия на том, чтобы, преодолев центробеж­ный процесс, объеди­нить христианский мир под властью Рим­ского епископа. В церковной жизни того времени было достаточно проблем, требующих неотложного решения: возобновляют свою деятель­ность еретические движения, осуждённые Церковью. В Аквилее в церковное общение без предварительного отречения принимаются пелагиане, в Риме тайно собираются общины манихеев, в Испании распространяется ересь присциллиан, увлекшая часть епископата. Используя свой авторитет и влияние на государственную власть, папа добивается не только осуждения, но запрета на деятельность неоторых из них, а имено: по эдикту, изданному императо­ром Валентинианом III, манихеи были лишены римского граждан­ства, а также права проживания в городах Империи 12 .

http://pravmir.ru/svyatitel-propovednik-...

Правление папы Льва на Римской кафедре приходилось на период заката Римской империи. К середине V в. Рим постепенно утратил контроль над многими территориями, входившими в состав империи: в Паннонии образовалось гуннское королевство, в Галлии – вестготское и бургундское; кроме того, по всей её территории активно перемещались франки. Пиренейский полуостров был занят вестготами и свевами, Северная Африка и остров Сицилия – вандалами, образовавшими там своё королевство, а это значило, что доставка хлеба в Рим была приостановлена, а варвары взяли контроль над Средиземноморьем и могли непосредственно угрожать Риму. В самой отдалённой провинции – Британии обстановка была очень нестабильная: с одной стороны там довольно часто совершались политические перевороты и власть переходила в руки узурпаторов 11 , с другой – приходилось отражать нападения пиктов и скоттов. В 451 году на территорию империи вторглись гунны, и лишь дипломатические усилия папы Льва спасли Рим от угрозы со стороны варваров. Помощь святого Льва понадобится империи и при нашествии вандалов под предводительством Гензериха. Ему не удалось спасти город от разорения, тем не менее благодаря его посредничеству было достигнуто соглашение, по которому пребывание вандалов в городе огрничивалось двухнедельным сроком, а главные базилики города были спасены от разграбления. Ослабление государственной власти, натиск со стороны варварских племён побуждали Святителя сосредоточить свои усилия на том, чтобы, преодолев центробежный процесс, объединить христианский мир под властью Римского епископа. В церковной жизни того времени было достаточно проблем, требующих неотложного решения: возобновляют свою деятельность еретические движения, осуждённые Церковью . В Аквилее в церковное общение без предварительного отречения принимаются пелагиане, в Риме тайно собираются общины манихеев, в Испании распространяется ересь присциллиан, увлекшая часть епископата. Используя свой авторитет и влияние на государственную власть, папа добивается не только осуждения, но запрета на деятельность неоторых из них, а имено: по эдикту, изданному императором Валентинианом III, манихеи были лишены римского гражданства, а также права проживания в городах Империи 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010