Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папство во времена господства готов и византийской реставрации (VI век) Е. Гергей. История папства В 476 году с изгнанием последнего императора -Западной Римской империи Ромула Августула произошло и формальное падение Римской империи. Арианские готские короли Северной Италии выступали преемниками римских императоров. Во время господства готов Италия снова расцвела. Несмотря на то что на Западе уже не было императора, на историю папства еще на протяжении целого столетия определяющее влияние оказывали не формирующиеся германские государства, а Восточная империя. У преемников папы Льва I не было возможности реализовать примат папы. Верховная власть папы являлась конечным результатом процесса, который был производным от постоянных внутрицерковных и влияющих на них внешнеполитических отношений. Папы на протяжении многих лет лишь ценой полного подчинения политической воле Византии и частично готов могли обеспечить себе относительную независимость в религиозных делах. Эту относительную независимость в религиозных делах показывает дискуссия вокруг так называемого энотикона. Император Зенон (476-481) пытался обеспечить единство Византийской империи с помощью эдикта о религии (Энотикона), изданного в 482 году. Это созданное патриархом Акакием вероучение было направлено на достижение компромисса между кафоликами и монофизитами. Однако результат оказался совершенно противоположным: ни одна сторона не приняла его. Папа Феликс III (483-492), выступив в защиту кафолической (ортодоксальной) веры, в 484 году отлучил Акакия от церкви; Акакий же в свою очередь предал анафеме папу. Последствием этого стал первый церковный раскол (схизма) между Востоком и Западом, длившийся до 519 года. В обстановке политической подчиненности пап благоприятные условия для укрепления концепции о роли папы сложились благодаря дружественной политике готского короля Теодориха (493-526) по отношению к Риму. А в лице папы Геласия I (492-496) римскую епископскую кафедру занял первый значительный теолог, который оказался способным сформулировать этот постулат. Геласий, будучи еще архидиаконом при двух своих предшественниках, уже оказывал значительное влияние на ход событий. Он последовательно отвергал претензии Византии на первенство и, в противовес ей, оказывал поддержку Александрии и Антиохии в сохранении ими прежних позиций.

http://sedmitza.ru/lib/text/441581/

Мы ее подписываем безусловно первых из вышеприведенных слов Пихлера, однако не можем не признать основательности указанных им доводов. 984 Гергенрётер (упом. соч., I, 81—82) старается доказать, напротив, что Лев был прекрасно на этот счет осведомлен. — Тоже и халкидонские отцы, в своем послании Льву, предполагают это (см. вьшие 408 стр.). Допустивши это, необходимо было бы, действительно, допустить и зависть у Льва. Однако, мы охотнее присоединяемся к Пихлеру, который говорит: “Ответ папы Льва показывает ясно, что положение дел на востоке было мало известно Риму, и что он озабочен был главным образом сохранением собственной чести” (упом. соч., II, 636). 985 Письма эти помечены числами: 78, 79, 80, 81, а по издаяию Migne 104—107 [Migne, s. l., t. 54, col. 992—1009]. 986 Ep. 84 (al. 111) [Migne, s. 1., t. 54, col. 1019—1023]. 987 Ep.86 (al. 113) [Migne, s. 1., t. 54, col. 1024—1028]. 988 Ер. 87 et 92 (al. 114 et 119) [Migne, s. 1., t. 54, col. 1028 и 1040]. 989 Когда в IX веке римский патриарх задумал провозгласить себя caput omnium ecclesiarum Christi et princeps, то и тогда выдвинуто было политическое основание. См. Benedicti III ер. ad universos episcopos Galliarum a. 855 [Migne, s. 1., t 115, col. 693—701], или Johannis VIII ad Petrum comitem a. 878 [Migne, s. L, t. 126, col. 760—762]. 990 См.выше стр. 353 и след. 991 Кр. 80 аи. 106: Persuasioni tuae in nullo penitus sufiragatur quorumdam episcoporum aiite sexaginta (ut jactas) anoos facta conscriptio, numquamque a praedecessoribus tuis ad apostolicae sedis transmissa notitiam, cui ab initio sui caducae, dudumque collapsae sera nunc et inutilia subjicere fulcimenta voluisti [Migne, s. l. f t. 54, col. 1005, 1007]. 992 Ep. ad Johaunom Const. 25, Migne LXXII, 478 [Migne, s. L, t. 77,col. 478].-Об этом отзыве Льва о II Всел. соборе Неандер (Allg. Geschichtc der chr. Religion. 4 Aufl, III, 253.) вполне основательно замечает: “Он говорит, притом, с бросающейся в глаза критикой собора, который впоследствии повсюду в западной церкви числился среди вселенских.” И дальше: “Трудно удержаться на позиции, когда авторитет этого собора стараются спасти ссылкой на Льва, а постановления оного согласовать с позднейшими постановлениями римской церкви, так что, вопреки настоящему смыслу места, презрительный отзыв Льва относят исключительно к 28-му правилу этого собора.”

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

Мало того. За неделю до папского юбилея между короловским двором и Ватиканом начались оживленные переговоры касательно улучшения взаимных отношений, не оставшиеся, как показали потом юбилейные празднества, без благоприятного влияния на настроение главы католицизма. Президент французской республики Карно и английская королева Виктория, императоры австрийский Франц Иосиф I, германский Вильгельм II и русский Александр III, Турецкий султан и принц Фердинанд Кобургский со своею матерью принцессой Клементиной, принцесса Клотильда Бонапарте и многие другие – все с редким единомыслием снаряжали чрезвычайные посольства или назначали своих уполномоченных для поздравления папы Льва XIII с пятидесятилетием его архипастырского служения, писали письма святому отцу или готовили ему дорогие подарки. Когда один из французских радикалов, некто г. Гюббар, вздумал было протестовать против поздравления папы и сделал запрос 11 февраля в заседании палаты депутатов относительно характера чрезвычайного посольства, отправляемого французским правительством в Рим на юбилей Льва XIII, то получил от министра иностранных дел в данном разе примечательный ответ: « я считаю бесполезным и даже неуместным выступать здесь в защиту принятого правительством решения… По случаю юбилея папы в Рим посылают свои поздравления даже правительства не-католических государств. Германский император Вильгейм II посылает от себя генерала Лоэ; даже султан отправляет в Ватикан чрезвычайного посланника. В виду таких неоспоримых доказательств глубокого уважения к римскому первосвятителю, отказ от участия в чествовании этого юбилея был бы неприличною выходкой со стороны Франции и правительство последней сочло долгом присоединиться к общим поздравлениям " … И министр Девелль был безусловно прав. Не только государи и государыни всех европейских держав, но и мало известные владетели Азии, Америки, Австралии и Африки изъявили желание принять свое участие в папском юбилее. Так, например, задолго до последнего Гваниорский магарадша, о местонахождении владений которого не всякий образованный человек имеет ясное представление, чрез своего мажордома известил Ватикан, что к юбилею папы в Рим прибудет от него адъютант и привезет в подарок Льву XIII две кашмирские шали, богато расшитые золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В 730 г. Лев III решил созвать совет из 19 человек, на который был приглашен и патриарх. Девяностопятилетний старец явился к царю, но, несмотря на угрозы, не изменил своим убеждениям. Когда император заявил, что низвергает его с престола, св. Герман сложил омофор, отказался от епископства и удалился в Платаниум, откуда был родом, где и отдал Богу душу. Вместо него Лев III назначил столичным архиереем патриаршего синкелла Анастасия (730–754) – лицо сомнительных нравственных достоинств. Он предал своего патриарха, затем, после смерти Льва III, предаст и его дело. Как гласит предание, вызванный некогда по одному делу к царю вместе со св. Германом, Анастасий так спешил, что начал наступать Константинопольскому архиерею на мантию. На это св. Герман пророчески произнес: «Не спеши, еще успеешь поездить по ипподрому». Пророчество сбылось, и спустя несколько лет Анастасий был справедливо обесчещен – об этом мы скажем в следующей главе 77 . Но еще большие неприятности ждали императора Льва III на Западе, где против его указа ополчился понтифик. Столкновение с Римским престолом началось буквально сразу после получения там императорского эдикта. Папа Григорий II отказался выплачивать налоги и подати с Рима и всей Италии – фактически отверг верховную власть императора над собой. В ответ царь своим указом переподчинил митрополии Эпира, Дакии, Иллирии, Фессалии, Македонии Константинопольскому патриарху 78 . Это был сильнейший удар по власти и авторитету Римского епископа. Заметим, что передел границ патриархатов произошел не потому, что Лев III был недоволен оппозицией папы – император и не пытался распространить иконоборчество по территории всей Римской империи. Просто он действовал в контексте своей стратегии управления государством. Император к тому времени не имел иного способа контроля над Италией, кроме как из ненадежной Равенны. Но Сицилия и Иллирия являлись провинциями Римской империи, и было вполне логично распространить полномочия Константинопольского патриарха на те территории, где царская власть имела пока еще твердые позиции 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мало того. За неделю до папского юбилея между короловским двором и Ватиканом начались оживленные переговоры касательно улучшения взаимных отношений, не оставшиеся, как показали потом юбилейные празднества, без благоприятного влияния на настроение главы католицизма. Президент французской республики Карно и английская королева Виктория, императоры австрийский Франц Иосиф I, германский Вильгельм II и русский Александр III, Турецкий султан и принц Фердинанд Кобургский со своею матерью принцессой Клементиной, принцесса Клотильда Бонапарте и многие другие – все с редким единомыслием снаряжали чрезвычайные посольства или назначали своих уполномоченных для поздравления папы Льва XIII с пятидесятилетием его архипастырского служения, писали письма святому отцу или готовили ему дорогие подарки. Когда один из французских радикалов, некто г. Гюббар, вздумал было протестовать против поздравления папы и сделал запрос 11 февраля в заседании палаты депутатов относительно характера чрезвычайного посольства, отправляемого французским правительством в Рим на юбилей Льва XIII, то получил от министра иностранных дел в данном разе примечательный ответ: «я считаю бесполезным и даже неуместным выступать здесь в защиту принятого правительством решения… По случаю юбилея папы в Рим посылают свои поздравления даже правительства не-католических государств. Германский император Вильгейм II посылает от себя генерала Лоэ; даже султан отправляет в Ватикан чрезвычайного посланника. В виду таких неоспоримых доказательств глубокого уважения к римскому первосвятителю, отказ от участия в чествовании этого юбилея был бы неприличною выходкой со стороны Франции и правительство последней сочло долгом присоединиться к общим поздравлениям»… И министр Девелль был безусловно прав. Не только государи и государыни всех европейских держав, но и мало известные владетели Азии, Америки, Австралии и Африки изъявили желание принять свое участие в папском юбилее. Так, например, задолго до последнего Гваниорский магарадша, о местонахождении владений которого не всякий образованный человек имеет ясное представление, чрез своего мажордома известил Ватикан, что к юбилею папы в Рим прибудет от него адъютант и привезет в подарок Льву XIII две кашмирские шали, богато расшитые золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Центральное место веры в экклезиологии св. Льва хорошо выражено в классическом труде Batiffol P. Le siège apostolique (359—451). Paris, 1924. P. 420—423.    Ср.: Sermo. 2, 2. PL 54. Col. 144A.    Sermo. 5,2. PL 54. Col. 133C.    Ullmann. Op. cit. P.7.    Ср.: KiddB.J. The Roman Primacy to A.D. 461. London, 1936. P. 153; см. также православного епископа Ф(еодора). Из истории папства. Значение папы Льва Великого в развитии идеи папства//Богословский вестник. 1912. II. С. 477—510.    «Структура епископата, режим соборов, отношение к Святейшему Престолу-все это было очень неопределенно на Западе» (Duchesne L. Histoire ancienne de l " Eglise. III. Paris, 1929. P. 676; CM. также р. 679).    Morrison K.P. Tradition and Authority in thé Western Church, 300—1140. Princeton, 1969. P. 77—94.    The Life and Times of St. Leo the Great. London, 1941. P. 49.    Cp., например, письмо Льва кепископам Сицилии. Ер 16, 7. PL54. Col. 702BC.    См. выше.    Op. cit. P. 673.    АСО. II. 2. Vol. 1. Part3. P. (444) 85; текст письма см.: Epist. Coll. M, АСО. П. l, 1. P. 31—32.    Ibid. II, 2 Vol. l, 2. P. (277) 81 (этот эпизод упомянут в греческих Деяниях). Возглас «Петр говорил устами Льва», часто цитируемый как подтверждение торжества авторитета Рима, по-видимому, был в действительности защитной реакцией на возражения Иллирика.    Ibid. Р. (321) 125.    Ibid. P. 179—183.    Все эти тексты находятся в АСО. Очень точное описание халкидонских процедур и перевод всех важных текстов см.: Murphy F.X. Peter speaks through Leo. The Council of Chalcedon, A.D. 451. Washington, DC, 1952.    Эта умеренность или непоследовательность св. Льва в его возражениях 28-му правилу навели М. Жюжи на мысль, что папа не видел в этом тексте какого-либо отрицания «Петрова» первенства Рима (Jugie M. Le Schisme byzantin. Paris, 1941. P.16—17). Вряд ли, однако, папа был столь наивен, как предполагает Жюжи. Его письма к Маркиану и Анатолию ясно выражают его веру в апостольство кафедр, и отсутствие такого апостольства у Константинополя делало невозможным избрание этой Церкви на первенство (ср. комментарии: Herman E. Chalkedon und die Ausgestaltung des Konstantinopolitanischen Primats//Chalkedon. II. P. 465—466).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

И хотя Иоанну XII удалось вскоре изгнать Льва VIII из Рима и сохранить за собой папский дворец до конца своей беспутной жизни, приговор истории был не в пользу линии Uoahha XII , а в пользу преемников Льва VIII. Линия Uoahha XII угасла всего через два года после этих событий со смертью его единственного преемника Бенедикта V. Последний был избран при Льве VIII, а умер в ссылке в Гамбурге (4 июля 966 г.) при преемнике Льва VIII Иоанне XIII. Последующие папы являются продолжателями «антипапской» линии Льва VIII и Uoahha XIII . Антипапами они являются, конечно, лишь для Uoahha XII и для тех, кто считает Соборы неправомочными судить Римского первосвященника. Безусловно, и нынешние римо-католики должны были бы, исходя из догмата о папе, считать их антипапами, но тогда пришлось бы признать отсутствие вообще в Римско-католической Церкни законных пап после Бенедикта V. Поэтому нынешние римо-католики ставят под вопрос лишь законность Льва VIII (оставляя этот вопрос открытым), а о законности его преемников предпочитают вопроса не поднимать, понимая полную безнадежность этого дела. Как видим, дело Собора 963 г., судившего папу Uoahha XII , в конечном итоге восторжествовало – факт, имеющий для нас, православных, большое принципиальное значение. История последующих пап характеризуется зависимостью их от светской власти, не только фактически имевшей место, но и юридически обоснованной папскими же актами, касавшимися порядка поставления пап. Лев VIII особой грамотой признал за германскими императорами ни более ни менее, как право назначать папу. В начале XI в. в Риме восторжествовала пронемецкая партия и папский престол оказался в полной зависимости от германских императоров – Генриха II, а потом Генриха III. Это обстоятельство сыграло роковую роль в истории дальнейших политических и церковных взаимоотношений между Востоком и Западом. Германские императоры назначают пап по своему усмотрению. Сначала на папский престол возводились представители пронемецкой римской аристократии: Бенедикт VIII (сын графа Тускуланского), Бенедикт IX (сын другого графа Тускуланского, ставший папой в возрасте неполных 12 лет), потом – немцы из окружения самого императора: Климент II Свидгер и Лев IX Бруно д’Эгизгайм.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

311 Центральное место веры в экклезиологии св. Льва хорошо выражено в классическом труде Batiffol P. Le siège apostolique (359—451). Paris, 1924. P. 420—423. 312 Ср.: Sermo. 2, 2. PL 54. Col. 144A. 313 Sermo. 5,2. PL 54. Col. 133C. 314 Ullmann. Op. cit. P.7. 315 Ср.: KiddB.J. The Roman Primacy to A.D. 461. London, 1936. P. 153; см. также православного епископа Ф(еодора). Из истории папства. Значение папы Льва Великого в развитии идеи папства//Богословский вестник. 1912. II. С. 477—510. 316 «Структура епископата, режим соборов, отношение к Святейшему Престолу-все это было очень неопределенно на Западе» (Duchesne L. Histoire ancienne de l " Eglise. III. Paris, 1929. P. 676; CM. также р. 679). 317 Morrison K.P. Tradition and Authority in thé Western Church, 300—1140. Princeton, 1969. P. 77—94. 318 The Life and Times of St. Leo the Great. London, 1941. P. 49. 319 Cp., например, письмо Льва кепископам Сицилии. Ер 16, 7. PL54. Col. 702BC. 320 См. выше. 321 Op. cit. P. 673. 322 АСО. II. 2. Vol. 1. Part3. P. (444) 85; текст письма см.: Epist. Coll. M, АСО. П. l, 1. P. 31—32. 323 Ibid. II, 2 Vol. l, 2. P. (277) 81 (этот эпизод упомянут в греческих Деяниях). Возглас «Петр говорил устами Льва», часто цитируемый как подтверждение торжества авторитета Рима, по-видимому, был в действительности защитной реакцией на возражения Иллирика. 324 Ibid. Р. (321) 125. 325 Ibid. P. 179—183. 326 Все эти тексты находятся в АСО. Очень точное описание халкидонских процедур и перевод всех важных текстов см.: Murphy F.X. Peter speaks through Leo. The Council of Chalcedon, A.D. 451. Washington, DC, 1952. 327 Эта умеренность или непоследовательность св. Льва в его возражениях 28-му правилу навели М. Жюжи на мысль, что папа не видел в этом тексте какого-либо отрицания «Петрова» первенства Рима (Jugie M. Le Schisme byzantin. Paris, 1941. P.16—17). Вряд ли, однако, папа был столь наивен, как предполагает Жюжи. Его письма к Маркиану и Анатолию ясно выражают его веру в апостольство кафедр, и отсутствие такого апостольства у Константинополя делало невозможным избрание этой Церкви на первенство (ср. комментарии: Herman E. Chalkedon und die Ausgestaltung des Konstantinopolitanischen Primats//Chalkedon. II. P. 465—466).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Признав франка своим властителем, папа тем самым отвергал над собой политическую власть Византийского императора – шаг, разрушавший мировоззрение современников той эпохи. Даже для свободолюбивых лангобардов, желавших создать собственное государство, казалось естественным, что над ними царит и вечно будет господствовать владыка Вселенной, Римский царь. Теперь оказывалось, что папа готов уравнять статус Византийского императора и франкского мажордома (даже не короля, поскольку Мартелл никогда этот титул не носил), управляюшего делами, – было от чего прийти в негодование в Константинополе и в растерянность в Галлии. Предложение папы было столь необычным и неожиданным для Мартелла, что тот попросту не ответил Григорию III. А лангобарды, не теряя времени, продолжили свой поход на Рим, оказавшийся в великой опасности. Впрочем, никто из действующих лиц не узнал, чем завершится эта история: 18 июня 741 г. умер Лев III Исавр, 11 октября 741 г. – Карл Мартелл, а 27 ноября того же года скончался Григорий III 40 . Но в целом для непредубежденного свидетеля тех событий становилось ясно – Италия уже почти не принадлежит Византийской империи, а вскоре навсегда будет исключена из числа владений Римского императора. И если предыдущие территориальные потери в пользу сынов германского племени были обусловлены всесокрушающим натиском готов, лангобардов и франков, то теперь Империя уменьшалась в объемах вследствие внутренних неурядиц и все более проявляющихся амбиций Римского епископа стать независимым от Константинополя владыкой Рима и даже всей Италии. Пока еще эти устремления носят спорадический характер, но вскоре, уже буквально в ближайшее царствование сына Льва Исавра, они примут характер устойчивой, последовательной политики пап с явно выраженной мотивированной и идейной подоплекой. Глава 2. Мудрый законодатель Война и нужды государства заставили Льва III уделить самое серьезное внимание вопросам организации народной жизни. Прекрасно понимая, что «деньги – кровь войны», он действовал как бережливый и рачительный хозяин, не тратя ни одной номизмы на пустые цели. С одной стороны, облегчая жизнь населения, царь резко уменьшил податный налог, с другой – монополизировал в руках государства многие финансовые операции. Император не столько стремился к увеличению налогового бремени, сколько желал, чтобы все земельные владения, внесенные в кадастр, стали объектом реального налогообложения, чем вызвал недовольство главным образом крупных землевладельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсутствие в Новом Завете сколько-нибудь полно разработанной социальной этики не есть какое-то «упущение». Бог может открыть человеку лишь то, что тот способен воспринять на данном этапе исторического развития. Иисус – даже если бы будущее было для него совершенно прозрачным – не мог говорить своим слушателям о том, что будет через две тысячи лет. Умолчание о проблемах современного мира в Новом Завете предоставляет нам свободу самим решать эти проблемы, руководствуясь не буквой, а духом новозаветного текста. Сегодня уже ясно, что принцип непротивления злу насилием не выдержал проверки ни богословской теорией, ни практикой. Но сама идея Толстого – кратко выразить суть христианской этики в виде некоего принципа – оказалась плодотворной и стала одним из направлений современной христианской мысли. В следующей части статьи мы рассмотрим более продуманный принцип такого рода – принцип благоговения перед жизнью – в интерпретации двух выдающихся христианских мыслителей ХХ века Карла Барта и Альберта Швейцера.   Л. Толстой. Дневники 1895–1910. Собр. соч. в 20 т. Т. 20. М., 1965, с. 379-380. А. Швейцер. Жизнь и мысли. М.; СПб., 2018, С. 195. G. McKenny. The analogy of grace. Karl Barth’s moral theology. Oxford, 2010, p. 133-134. K. Barth . Church Dogmatics. Vol. III/4, T&T Clark, 2006, p. 453. Энциклика папы Льва XIII Rerum novarum – первое официальное обращение католической церкви к социальной проблематике – была опубликована в 1891 году. Трактаты Толстого «Так что же нам делать?» и «Рабство нашего времени» написаны, соответственно, в 1886 и 1900 годах. А. Чернявский. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого//Советская педагогика 9, 1990, с. 98. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого, с. 99. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого, с. 100. См., например, П. Тиллих . Любовь, сила и справедливость. М.; СПб., 2015, с. 64. А. Швейцер. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. М., 2002, с. 217. И. Иеремиас Богословие Нового Завета. Ч. 1. Провозвестие Иисуса. М., 1999, с. 253.

http://bogoslov.ru/article/6165503

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010