расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСИЛИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 148 опубликовано: 24 декабря 2007г. АВКСИЛИЯ [лат. Auxilia, франц. Aussille - помогающая], мц. (пам. зап. 4 сент.). Святая дева, о времени и подробностях жизни к-рой известий не сохранилось, с древности почиталась в Бургундии в городах Тиль и Преси (совр. Тиль-Шатель и Преси-су-Тиль, Вост. Франция). Ист.: ActaSS. Sept. T. 12. P. 4. Лит.: DHGE. T. 5. Col. 782. А. И. М. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Авксилия, мученица (пам. зап. 4 сент.) См.также: АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта) АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта) АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.) АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФОНИКА († нач. IV в.), мц. Карфагенская (пам. зап. 10 авг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62842.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Франк» найдены статьи: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) БАТХИЛЬДА († ок. 680), франк. королева, св. (пам. зап. 30 янв.) ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов ГУНТРАМН († 592), св. (пам. зап. 28 марта), кор. франков. 4-й сын кор. Хлотаря I от Ингунды ДАГОБЕРТ I (ок. 608 - 19.01.638/9), франк. кор. Австразии (с 623), Нейстрии и Бургундии (c 629) ДАГОБЕРТ II († 679), мч. (пам. зап. 23 дек.), кор. франков КАРЛ ВЕЛИКИЙ (747/8 - 814), кор. франков, кор. лангобардов, герц. Баварии, имп. (с 800) КАРЛ ЛЫСЫЙ (823-877), кор. зап. франков (с 840), имп. (с 875) КАРЛ МАРТЕЛЛ (ок. 688 - 741), майордом Австразии и Нейстрии, правитель королевства франков из рода Пипинидов КАРЛОМАН († 754), св. (пам. зап. 17 авг.), франк. майордом Австразии, впосл. монах Кассинского монастыря Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Франк.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нравственное богословие (См. также " Этика " ) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов БИОЭТИКА область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий БЛАГОЧЕСТИЕ внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается христ. учение о нравственности, нравственном сознании и нравственном поведении человека

http://pravenc.ru/rubrics/122460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИТ (571 - 21 авг. 594 или 595), свт. (пам. зап. 21 авг., 4 сент.), еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран, Франция). Род. в г. Клермон (Овернь), в знатной семье. Св. Галл , еп. Арвернский, учредил при своей кафедре епископскую школу и поставил во главе ее подававшего надежды молодого А., поручив ему воспитание своего племянника Григория Турского . Ок. 571 г. А. был избран епископом Клермона; хиротония совершена в Меце в присутствии кор. Австразии Сигеберта (561-575). За время своего епископства А. крестил большое число иудеев, по его настоянию Григорий Турский взялся за написание «Истории франков». А. построил в Клермоне и окрестностях 9 церквей, среди к-рых Нотр-Дам-дю-Пор, где он был погребен. Житие А. сохранилось в рукописи XII в. (копия с более древнего оригинала) из б-ки Клермона (Cod. Claromontanus 149, f. 88-92). Ист.: Григ. Тур. Ист. франков. IV 35; V 11; X 6; idem. De glor. mart. 65, 67; Glor. conf. 41; ActaSS. Aug. T. 4. Col. 444-449. Лит.: Mosnier S. -M. , abb é. Les saints d " Avergne. P., 1899. T. 2. P. 230-253; Belmon С. Avit (10)//DHGE. T. 5. Col. 1203. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/62776.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 235 опубликовано: 7 апреля 2021г. МАРФА мц. (пам. копт. 22 апр.) - см. в ст. Виктор, мч. (пам. копт. 22 апр.). Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Святые Коптской Церкви Марфа, мученица (пам. копт. 22 апр.) - см. в ст. Виктор, мученик (пам. копт. 22 апр.) См.также: ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) АВИВ (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 22 окт.) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАЖЕННЫЙ [греч. μακριος], 1) наименование (блаженный Василий) или 1-я часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика (чина) юродивых (см. Юродство ); 2) именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия (независимо от его лика святости или вида подвига) в качестве прилагательного со значением «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств» («От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев...» - тропарь прп. Серафиму Саровскому); 3) именование, прилагаемое ко всякому человеку, стремящемуся вести праведную жизнь, в качестве прилагательного со значением «счастливый, благополучный» («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха»» - Рим 4. 6-8; «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» - Иак 1.12); 4) утвердившееся именование нек-рых святых (блаженный Никита, тайный угодник Божий - пам. 9 сент.; блаженная княгиня Ольга - пам. 11 июля; блаженный Иероним - пам. 15 июня; блаженный Августин - пам. 15 июня) и церковных писателей (блаженный Феодорит, епископ Киррский). Причины, по к-рым за теми святыми, чей подвиг не относится к юродству и чей лик может быть легко выявлен, утвердилось именование «Б.», могут быть названы лишь предположительно. Нек-рые жития и проложные памяти начинались этим прилагательным (в значении 2 и 3) и часто употребляли его, так что оно стало восприниматься как особое именование (напр.: «Сия блаженная Ольга...», «Ольга блаженная, аки денница...»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита...»). Предполагают, что именование святых Иеронима и Августина как Б. отражает зап. традицию беатификации, т.

http://pravenc.ru/text/149361.html

Арх. сборн. док. С. 3. Руси т. VI, 28 и 37 и Пам. Рус. стар, в 3. г., изд. Батюшк. вып. V, стр. 29. 817 Замечательно, что первые братчики, овладевшие столь обширными правами по управлению церковному, не только держались протестантских взглядов на церковное управление, но заражены были и некоторыми догматическими воззрениями лютеран, например, отвергали св. иконы. Supplimenta ad historica Russiae monumenta t. IV 182–184. He лишне выставить на вид, что сами притеснители и гонители православной церкви– короли и их клевреты – так или иначе, попирая права православных епископов и тем подавая мирянам и братствам соблазнительный пример к присвоению излишней власти над иерархией, действовали, большей частью, в духе протестантства. Считая монастыри своей собственностью, пожизненным владением и получая от них доходы, жалованье, а не с податей подданных (Бандке истор. Польск. государ. т. II, стр. 8), короли назначали к ним настоятелей (или сами непосредственно, или по просьбе народа, князей и вельмож. Опис. Киево-Соф. собора, прибавление 12, Ак. Зап. Р. т. I, 140 и 141, т. II, 144 и 145, т. IV, 155), отдавали их во владение нередко женатым священникам (Ак. Зап. Р. т. III, 94 и 98) и даже лицам, не принадлежащим к духовному званию: наместникам городов, королевским чиновникам, воеводам, подскарбиям, земским старостам, желнерам и мещанам (Памяти. Рус. стар, в зап. губ. т. IV, 40 и 41, Ак. Зап. Рос. т. III, 94 и 98. т. II, 144 и 145, Вст. Юг. Зап. Рос. 1865 г. сентябрь, I отд., 90 стр., Ак. Зап. Рос. т. IV, 25). Шляхта и магнаты вместе с королевской грамотой на владение монастырем получали от короля «право суда и расправы над попами, чернецами и черницами и всем станом духовным» (Ак. 3. Рос. т. III, 29), и, по обычаю, право превращали в произвол: сажали священников в тюрьмы, секли розгами и плетьми, расторгали церковные браки и т. д. (Ак. Зап. Рос. 230 и т. III 22, 46, Морошев. 170–179, 208 стр.). Но замечательно, что большая част злоупотреблений и вмешательств в духовную расправу падает на эпоху господства протестантизма в стране, на царствование Сигизмунда I-ro и особенно Сигизмунда Августа, а не на время наибольшего развития в ней произвола и самоуправства, и с тех вор они становятся заветом предания для последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Мир для Церкви сохранился при непосредственных преемниках Аврелиана императорах Таците (275-276), Пробе (276-282) и Каре (282-283), а затем и на протяжении первых 18 лет правления имп. Диоклетиана (284-305) и его соправителей - августа Максимиана и цезарей Галерия и Констанция I Хлора . Как сообщает Евсевий Кесарийский, очевидец событий, «императоры были очень расположены к нашей вере» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 2). Лактанций, суровый обличитель императоров-гонителей, называл правление Диоклетиана до 303 г. счастливейшими временами для христиан (De mort. persec. 10). В этот период христиане занимали важные гос. должности, получая при этом освобождение от совершения жертвоприношений языческим богам, входивших в круг обязанностей чиновников. Среди мучеников, впосл. пострадавших в «Великое гонение» Диоклетиана, были судья и управляющий царской казной в Александрии Филором ( Euseb. Hist. eccl. VIII 9. 7; пам. зап. 4 февр.), приближенные императора Горгоний и Дорофей (Ibid. VII 1. 4; пам. 3 сент., 28 дек.), знатный сановник Давикт (Адавкт), занимавший одну из высших правительственных должностей (Ibid. VIII 11. 2; пам. 4 окт.). Христианство проникло и в семью императора: его исповедовали жена Диоклетиана Приска и их дочь Валерия ( Lact. De mort. persecut. 15). Много христиан было и среди образованных людей этого времени: достаточно упомянуть Арнобия и его ученика Лактанция . Последний был придворным учителем лат. языка в Никомидии. Христиане составляли значительную часть армии. В этот же период происходили массовые обращения язычников в христианство. Евсевий восклицал: «Как описать эти многотысячные собрания в каждом городе, эти удивительные толпы людей, стекавшиеся в дома молитвы! Старых зданий было мало; но по всем городам возводили новые, обширные церкви» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 5). «Великое гонение» имп. Диоклетиана и его наследников (303-313) Период мира между Церковью и гос-вом рано или поздно должен был закончиться. Перемены наметились в кон. 90-х гг. III в.; обычно их связывают с успешной персид. кампанией цезаря Галерия в 298 г. ( Zeiller. 1037. Vol. 2. P. 457). Вскоре после ее окончания Галерий начал производить систематическую чистку рядов армии от христиан. Исполнителем был назначен некто Ветурий, к-рый предложил выбор: или повиноваться и остаться в своем звании, или лишиться его, противясь приказу ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4. 3). Эти меры касались как офицеров, так и солдат. Нек-рые воины-христиане, крепко стоявшие за веру, поплатились жизнью, напр. Самосатские мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий (пам. 29 янв.), мч. Аза и 150 воинов (пам. 19 нояб.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010