Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [греч. Ιππλυτος; лат. Hippolytus] (III в.), сщмч. (пам. 30 янв.; пам. зап. 22 авг.), пострадал в г. Римский Порт (ныне Порто, близ г. Фьюмичино, Италия). Согласно различным агиографическим традициям, пресвитер, епископ Римского Порта или папа Римский. Первоначально И. был представлен как один из второстепенных персонажей в преданиях об Остийских мучениках. Наиболее ранний латинский текст - Мученичество Кенсорина (BHL, N 1722) был написан, по мнению В. Саксера, во 2-й пол. IV в. ( Saxer. 1978. P. 110, 120), однако Э. Фольери отнесла его составление к VI в. и предположила, что агиограф произвольно объединил мучеников, в разное время пострадавших в Остии (Аврею, Кириака, Архелая) и в Римском Порте (Нонна, Таврина, Геркулана), а также вымышленных персонажей ( Follieri. 1977. P. 39). Согласно Мученичеству, при имп. Клавдии (вероятно, Клавдии II (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. В числе пострадавших был старец И., к-рый добровольно предстал перед Ульпием и призвал его отвратиться от идолов и уверовать во Христа. Разгневанный викарий приказал связать И. по рукам и ногам и живым бросить в яму перед стенами Римского Порта. Расширенная и дополненная версия Мученичества Кенсорина содержится в Мученичестве Авреи (BHL, N 808-809), составление к-рого Саксер датировал 1-й пол. V в. И. назван здесь епископом и отождествлен с Нонном (Нонозом), к-рый похоронил тело мученицы. Мученичество сщмч. Ипполита Римского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 347) Мученичество сщмч. Ипполита Римского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 347) В более поздней лат. традиции содержатся различные дополнения к преданию об И. Так, в кратком сказании (BHL, N 3964) он представлен как просветитель Александрии. И. прибыл в Рим для поклонения гробницам святых и поселился в Римском Порте, где проповедовал местным жителям и составил множество толкований на божественные книги. Далее кратко повествуется о погребении тела мц. Авреи и о кончине И. Подробное описание места погребения, указание на дату события (22 авг.) и чудеса, совершавшиеся на могиле святого, позволяют предположить, что текст был составлен в Римском Порте не позднее IX в. В др. варианте краткого Мученичества И. (BHL, N 3963) он упоминается также как наставник прп. Пелагии ; уточняется, что И. прибыл в Рим после кончины Пелагии на Елеонской горе . Петр Дамиани в послании к папе Николаю II (ок. 1060) представил сказание об И. следующим образом: святой был уроженцем Антиохии, обратил ко Христу 30 тыс. сарацин, приобщил прп. Пелагию к подвижнической жизни, написал толкования на Свящ. Писание, отрекся от епископской кафедры и, переселившись в Рим, принял мученическую кончину в Римском Порте ( Petrus Damianus. Ep. 72//MGH. Briefe. Bd. 4. Tl. 2. P. 352-353).

http://pravenc.ru/text/673783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV ПОСТНИК Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ιωννης Νηστευτς; лат. Iohannes Jejunator] († 2.09.595, К-поль), свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.), патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист. По происхождению провинциал, возможно, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни, принял монашество. При визант. имп. Юстине II (565-578) был введен в состав клира собора и патриаршего ведомства Св. Софии в К-поле. При патриархе Иоанне III Схоластике (565-577) занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы); до 582 г. в сане диакона. Был избран на Патриарший престол после смерти патриарха Евтихия (552-565, 577-582) по предложению имп. Тиверия I , который знал И. П. как благочестивого монаха и нестяжателя. И. П. был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. В источниках к-польского происхождения И. П. представлен твердым защитником православия, к-рый неизменно жестко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинен в колдовстве и публично казнен по настоянию И. П. ( Theophyl. Sim. Hist. I 11). Авторы-монофизиты часто изображают И. П. как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих офиц. Церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III и Евтихий ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 5). Сведения о периоде Патриаршества И. П. скудны. 14 авг. 582 г. И. П. участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного имп. Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем И. П. поддерживал имп. Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьей. В 582 г. И. П. короновал имп. Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью имп. Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. И. П. короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590-591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближ. Востоке и междоусобной войны в Персии, И. П. выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персид. престоле шаха Хосрова II, заключившего союз с имп. Маврикием. И. П. считал, что этот договор не принесет выгод империи ( John of Nikiou. 1916. P. 156).

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВАДРАТ [лат. Quadratus] († 258/9?), мч. (пам. зап. 21 авг.), предположительно епископ г. Утика (в совр. вилайете Бизерта, Тунис), пострадал во время гонений на христиан при имп. Валериане (253-260) вместе с мучениками Масса-Кандиды. Отрывочные сведения о К. содержатся в гомилиях блж. Августина , произнесенных 21 авг., в день памяти святого ( Aug. Serm. 306b-306e), и 18 авг., в день памяти др. мучеников Масса-Кандиды ( Aug. Serm. 306, 306a, 330, 335e; см.: Scorza Barcellona. 2001. P. 118). К. пострадал в г. Утика, вероятно, примерно в то же время, когда был казнен сщмч. Киприан , еп. Карфагенский († 14 сент. 258). Др. христиане, клирики и миряне, составлявшие всю его паству, погибли 4 днями ранее. В гомилии, сохранившейся среди сочинений блж. Августина, но ему не принадлежащей (составлена предположительно в Африке в V в.- Ps.-Aug. Serm. 317//PL. 39. Col. 2352-2354), уточняется, что мученики были казнены через отсечение головы. Повествование о мучениках Масса-Кандиды включено Пруденцием в поэму «Мученичество Киприана» из цикла «О венцах мучеников» ( Prudent. Perist. XIII). Согласно Пруденцию, который ссылается на устную традицию (fama refert), мученики пострадали незадолго до казни сщмч. Киприана. Епископ молился, чтобы Св. Дух укрепил в вере др. христиан, живших в Карфагене. Гонители выкопали яму, наполнив ее известью и раскаленными камнями, а на краю поставили языческий алтарь. Христианам предложили принести на алтаре хотя бы символическую жертву, но все 300 чел. предпочли смерть и бросились в яму. По словам поэта, души мучеников стали такими же белыми, как и их тела, уничтоженные известью, поэтому их прозвали «белоснежная груда» (лат. Massa Candida). Сообщение Пруденция во многом противоречит сведениям блж. Августина. Согласно Пруденцию, мученики (о К. поэт не упоминает) принадлежали к христ. общине Карфагена и составляли паству св. Киприана. Блж. Августин утверждал, что они пострадали в окрестностях г. Утика, и связывал число пострадавших христиан (более 153 чел.) с числом рыб, найденных в сетях ап. Петра (Ин 21. 11 - Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; MartHieron. Comment. P. 450), тогда как Пруденций писал о 300 мучениках. Согласно блж. Августину, Масса-Кандида - место в окрестностях Утики, получившая название в честь пострадавших там христиан: «Массой оно называется из-за их множества; Кандидой - по причине их сияния» ( Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1401); Пруденций полагал, что Масса-Кандида - прозвание самих мучеников. По мнению П. Франки де Кавальери, происхождение топонима Масса-Кандида (букв.- светлое поместье (усадьба)) не связано с пострадавшими там мучениками, но было использовано христианскими авторами в гомилетических целях ( Franchi de " Cavalieri. 1902. P. 45-47).

http://pravenc.ru/text/1684001.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУПП [Луп; греч. Λοπ(π)ος], мч. Солунский (Фессалоникийский) (пам. 23 авг., 26 окт.). Его память есть в вост. и зап. мартирологах, а также в слав. месяцесловах, однако четкого представления о Л. эти источники не дают. Возможно, существовало 2 или больше святых с этим именем, пострадавших во время гонений в разных регионах; сказания о них постепенно были отнесены к единственному Л. Так, в одном из греч. синаксарных сказаний сообщается, что Л., благочестивый и ревностный христианин, дерзновенно обличил язычников в нечестии, опрокинул идолов и, не поддавшись на увещевания отречься от своей веры, был приговорен к смерти начальником области, где он находился. Палачи, намереваясь рассечь Л. на части, покалечили друг друга. Опасаясь после этого чуда приближаться к святому, они решили расстрелять его из луков, но стрелы поразили их самих. Тогда они попытались умертвить Л. с помощью пилы, однако вместо тела мученика распилили ствол дерева. С неба на служителя Христова пролилась вода, укрепляя его. В конце концов Л. был усечен мечом (SynCP. Col. 917). В Мученичестве, приводимом свт. Димитрием, митр. Ростовским, в основе к-рого лежит вышеизложенное сказание, есть ряд дополнений. Л. назван слугой (рабом) некоего господина, но свободным во Христе (ср.: 1 Кор 7. 22). Рабом (δολος) Л. назван и в двустишии, помещенном в рукописи греч. Синаксаря (Paris. gr. 1617). Время мученичества отнесено к правлению имп. Аврелиана (270-275). Вода, пролившаяся с неба на Л., была крещальной, т. к. Л. не успел принять таинства, но не хотел умереть некрещеным. От мощей мученика происходили чудеса исцеления (ЖСв. Авг. С. 396-397). Болландист Д. Папеброх называет Л. епископом Сирмийским (ActaSS. Maii. T. 1. P. 40), однако не приводит аргументов в пользу своей версии, к-рая больше никакими источниками не подтверждена; 23 авг.- один из дней памяти Иринея , сщмч. Сирмийского, и, возможно, в данном случае указание о Сирмии было ошибочно отнесено к Л.

http://pravenc.ru/text/2110904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. Аврелий [лат. Aurelius Augustinus] (13.11.354, Тагаста, Нумидия; совр. Сук-Ахрас, Алжир - 28.08.430, Гиппон Регий, там же; совр. Аннаба, там же), блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), еп. Гиппонский [Иппонийский] (с 395 или 396), виднейший лат. богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви . Жизнь А. традиционно разделяется на периоды: от рождения до Крещения (387), до принятия священства (391), священническое и епископское служение. Основным источником по раннему периоду служит его автобиографическое соч. «Исповедь» (окончено в 397 или 400). Поправки, к-рые необходимо делать при использовании этого произведения,- учитывая, что оно написано А. в 45-летнем возрасте, когда он уже был епископом и знаменитым ученым,- не уменьшают исторической достоверности «Исповеди», касаясь в основном второстепенных деталей (напр., изобилующие цитатами из Псалтири места, передающие внутреннюю речь юного А., еще не знавшего Свящ. Писания,- явный результат литературно-богословского преломления первоначального внутреннего опыта). Для времени с 388 г. важными источниками становятся Житие Августина, написанное его другом, учеником и сослужителем Поссидием , еп. Каламским, а также эпистолярное наследие самого А. 1-й период (354-387) Огромное влияние на становление личности А. оказала его мать, св. Моника , ревностная христианка, сумевшая привить ребенку любовь к имени Спасителя (по обычаю того времени, А. не был крещен в детстве, но только оглашен) и тяжело переживавшая перипетии духовных злоключений своего сына. Отец А., Патриций, принадлежавший к сословию небогатой провинциальной знати (куриалов), принял Крещение лишь за неск. дней до смерти (371). Он прилагал большие усилия, чтобы дать А. хорошее образование, открывавшее путь к должности ритора или адвоката; за недостатком собственных средств ему приходилось прибегать к помощи благотворителей.

http://pravenc.ru/text/62610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [греч. Ιωσφ] (II в.), еп. Иерусалимский. Упоминается Евсевием , еп. Кесарийским (IV в.), в «Церковной истории» на 14-м месте при перечислении преемников 1-го еп. Иерусалимского ап. Иакова , брата Господня. И. входит в число первых 15 предстоятелей иерусалимской общины, к-рые были еще из обрезанных ( Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3). В «Хронике» еп. Евсевий также называет И. на 14-м месте после ап. Иакова в списке Иерусалимских епископов времен имп. Адриана (117-138). В арм. переводе Самуила Анийского «Хроники» еп. Евсевия этот список помещен под 7-м годом правления Адриана, т. е. под 124 г.; в латинском переводе блж. Иеронима - под 8-м годом правления Адриана, т. е. под 125 г. Однако в обоих переводах не указывается точное время пребывания И. на епископской кафедре. Визант. хронист Георгий Синкелл († после 811) приводит тот же список, что и еп. Евсевий в «Хронике», помещая сведения о правлении И. под 127 г., однако уточняет, что И. занимал кафедру 2 года. Та же информация без к.-л. хронологической привязки появляется и в списке предстоятелей основных Церквей в «Хронографии» Никифора I , патриарха К-польского (нач. IX в.). В «Анналах» Евтихия , патриарха Александрийского (X в.), между Иерусалимскими епископами Ефремом и Иудой, где у еп. Евсевия Кесарийского помещен Иосиф, появляется Арсаний, которому приписывается 3 года епископского правления. По хронологии еп. Евтихия Арсаний занял кафедру не при Адриане, а в 8-й год правления его преемника имп. Антонина Пия, т. е. в 146 г., в то время как по хронологии, предлагаемой Георгием Синкеллом, епископат И. относится к 138-140 гг. Учитывая общую неуверенность хронистов в датировке правления первых Иерусалимских епископов или полное отсутствие к.-л. датировок в источниках, можно лишь констатировать, что И. руководил иерусалимской общиной в 1-й пол. II в. Ист.: Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3; idem. Chron. T. 2. P. 166-167; Georg. Sync. Chron. P. 427; Niceph. Const. Chronogr. P. 124; Eutych. Annales. Col. 988. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/578455.html

Палийская В.-питака состоит из 3 отделов. «Сутта-вибханга», или «Разъяснение сутр касательно дисциплины», - подробное изложение положений буддийского устава, включающее 227 пунктов для монахов, свыше 300 для монахинь и перечень 227 возможных проступков членов сангхи . «Кхандака», или «Особые разделы», представлена 2 томами: «Махавагга», или «Большое повествование», и «Чулавагга», или «Малое повествование». В них иллюстрируются примерами все вышеназванные правила поведения, а также приводятся самые ранние рассказы о событиях жизни Будды (напр., подробное описание просветления вместе с содержанием всех озарений и открытий - предметов будущих проповедей). Во 2-й т. включены отчеты о первых двух соборах буддистов после смерти Будды и ряд легендарных повестей. «Паривара» («Приют»), несомненно, позднейшая часть канона, в к-рой в вопросо-ответной форме подводится итог 2 предыдущих отделов и дается их краткий комментированный пересказ. Ист.: Пратимокша-Сутра: Буддийский Служебник/Изд. и пер. И. Минаевым. СПб., 1869; Vinaya-pitaka/Ed. H. Oldenberg. L., 1879-1883. Pt. 1-3; Vinaya Texts/Transl. from the Pali by T. W. Rhys Davids and H. Oldenberg. Oxf., 1881-1885. Pt. 1-3; The Pra  timoka-Su  tra of the Maha  sa  nghika  s/Crit. ed. by W. Pachow and R. Mishra. Allahabad, 1956; Buddhist Monastic Discipline: The Sanskrit Pra  timoka-Su  tras of the Maha  sa  nghika  s and Mu  lasarva  stiva  dins/Ed. C. S. Prebish. L., 1975. Лит.: Андросов В. П. Происхождение буддизма: к методике и теории изучения//Религии древнего Востока. М., 1995; он же. Будда Шакьямуни и инд. буддизм: Совр. истолкование древних текстов. М., 2001. В. П. Андросов Рубрики: Ключевые слова: ДУХКХА в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/158684.html

А в примечании к этой статье сказано: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апр. 5, именуется Главою Церкви». Т. о. в «Основные законы» было внесено ограничение в формулу относительно главенства государя в Церкви. Формула имп. Павла была тем самым лишена силы прямого закона, став только толкованием одной из статей «Основных законов». Для правосл. канонического правосознания допустима лишь такая интерпретация положения о главенстве императора в Церкви, к-рая подразумевает возглавление и представление императором сословия мирян, но не епископата. В этом смысле и интерпретировалось соответствующее положение большинством авторов в канонической и юридической лит-ре XIX в. ( Градовский. С. 151). Лишь нек-рые из авторов настаивали на том, что, хотя император и не может издавать законы о вере, ему, однако, принадлежит в Церкви полнота власти, в т. ч. и законодательной. «Император - не посторонняя православной Церкви государственная власть,- писал Е. П. Казанский,- но именно глава Церкви… По наиболее распространенному воззрению, Государь Император наследует в этом отношении власть византийских императоров» (С. 162, 253) (см. ст. «Акт о наследовании Всероссийского Императорского Престола» ). Подобные идеи с особой настойчивостью развивал известный канонист Н. С. Суворов, но его концепция очевидным образом несовместима с основами правосл. экклезиологии. С большей осторожностью, и гл. обр. на визант. материале, в наше время об особом месте императора в самом центре церковной власти высказывается прот. Валентин Асмус, причем он не склонен рассматривать такое его положение в Церкви как исторически сложившееся отклонение от экклезиологической нормы. Лит.: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1; Суворов. Право. С. 96-104; Казанский Е. П. Власть Всероссийского Императора. Од., 1913; Асмус В. , прот. Церковные полномочия императоров в поздней Византии//ЕжБК, 1992-1996. М., 1996. С. 296-298; Наследование Российского Императорского Престола по Основным гос. законам/Сост.: Н. Н. Корево. М., 19992; Цыпин В. , прот. Курс церковного права. М., 2002. С. 261-276, 400, 404. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/165053.html

В нояб. 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и об-ва помощи инвалидам и их семьям. Однако существование острейших социальных проблем, напр. массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В. И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело Б. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 г. общецерковная Б. была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967). Гос. меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую - в места заключения. В кон. 80-х гг. XX в. гос-во признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению гос. бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского об-ва. Были созданы неск. фондов, к-рые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию гос-ва: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. В последующие годы появилось большое число более мелких благотворительных фондов и орг-ций. Благотворительная деятельность РПЦ осуществляется в наст. время через синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (создан в 1991), к-рый тесно взаимодействует с епархиальными, приходскими и монастырскими благотворительными учреждениями. Значительный вклад в общецерковную Б. вносят правосл. братства и сестричества, а также созданные при участии РПЦ благотворительные орг-ции: Некоммерческое партнерство православных предпринимателей «Попечитель», Ассоциация благотворителей «Православной энциклопедии», Клуб православных предпринимателей и т. д. Большая поддержка церковной Б. оказывается и частными лицами, и различными компаниями. Лит.: Максимов Е. Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Б. м., 1894; он же. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903; Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. 3 т.; Лачаева М. Ю. , Наумова Г. Р. Благотворительность//Отечественная история: Энцикл. М., 1994. Т. 1; Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. С. С. Левин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов

http://pravenc.ru/text/149333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРМИЗД [лат. Hormisdas] († 6.08.523, Рим), св. (пам. зап. 6 авг.), папа Римский (c 20 июля 514). Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впосл. стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора, происходившего в рим. базилике св. Петра (6 нояб. 502), на к-ром рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой Г. стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Вост. Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Г., императорами Восточной империи, К-польскими патриархами и др. сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243). Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на К-польскую кафедру патриарха свт. Македония II , в 514 г. имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на к-ром были бы разрешены споры между правосл. и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Г. об организации Собора датировано 12 янв. 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Зап. Церкви последовало лишь после 2-го письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 - Collectio Avellana. 2. N 109). В авг. 515 г. Г. направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Вост. Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Г. подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями др. Собора или имп. декретами (Ibid. N 125). Переписка между императором, Г. и рим. сенатом продолжалась в 516 г., но не привела к к.-л. результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

http://pravenc.ru/text/166221.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010