Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ( 776), свт. (пам. зап. 25 авг., перенесение мощей - 3 июля), еп. г. Траект (совр. Утрехт, Нидерланды). Житие Г. написано его учеником и первым еп. Мюнстерским свт. Лиутгером . Род. в г. Треверы (совр. Трир, Германия) или в его окрестностях. Семья принадлежала к австразийской аристократии, была родственной Пипинидам. В юности Г. воспитывался и получил первоначальное образование при королевском дворе. В 719 г. мон-рь, где подвизался Г., посетил возвращавшийся из Рима св. Бонифаций (Винфрид), и Г. пожелал принять участие в его миссии. Г. направился с Бонифацием в Тюрингию, а через год, когда Бонифаций был вызван свт. Виллибрордом во Фризию, сопровождал его и помогал в миссионерской деятельности в районе Траекта. В 722 г. вместе со св. Бонифацием находился в Риме, где тот был рукоположен папой Григорием II во епископа. Здесь он приобрел много церковных книг, к-рые впосл. хранились в Траекте. Благодаря Г. к миссии Бонифация присоединились жившие в Риме англы Мархельм и Маркувин, затем побывавшие вместе с Г. во Фризии. По возвращении Бонифация в Германию Г. продолжал помогать ему в деле обращения язычников в Тюрингии. В этот период Г. был рукоположен Бонифацием во пресвитера (до 738). Когда Бонифаций в 3-й раз отправился в Рим (737), то оставил Г. в Германии в качестве своего заместителя, возложив на него руководство миссионерской деятельностью. После смерти свт. Виллиброрда (739) Бонифаций окормлял его епархию. Видимо желая сделать из Траекта постоянную епископскую кафедру, франк. майордом Карломан потребовал от Бонифация рукоположить туда епископа, и тот призвал к епископскому служению Г. Несмотря на протест Кёльнского архиепископа, епископский статус Г. был подтвержден папой Стефаном III , к-рый посетил королевство франков в 754 г., после мученической кончины Бонифация. Г. обрел тело «апостола Германии» и похоронил его в ц. Спасителя в Траекте. Позднее мощи Бонифация были перенесены в Фульду, в Траекте осталась лишь их частица. Г. скончался в 73 года, его преемником на епископской кафедре стал племянник свт. Альберих . Г. был погребен в ц. Спасителя в Траекте, мощи открыли в 1421 г. Почитание святителя началось сразу после его смерти, о чем свидетельствует Лиутгер. Ист.: Ludgerus Mimigardefordensis. Vita st. Gregorii//PL. 99. Col. 752-770. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/166525.html

К. святых является одним из неотъемлемых прав автокефальной Церкви. Существует негласное правило, согласно которому причисление к лику святых совершает та Поместная Церковь, к которой принадлежал святой, а остальные лишь вносят его в свои святцы. В новейшей истории имели место случаи нарушения этого правила, что приводило к конфликтам между Поместными Церквами. Так, в октябре 2000 г. К-польский патриарх Варфоломей в ходе визита в Эстонию огласил акт о К. К-польским Патриархатом еп. Ревельского Платона (Кульбуша) , к-рый принял мученическую смерть 14 янв. 1919 г., будучи викарием Рижской епархии РПЦ, и никогда не принадлежал к К-польскому Патриархату. Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся в авг. 2000 г. в Москве, уже прославил еп. Платона в лике новомучеников. Чин К. был торжественно совершен в храме Христа Спасителя в Москве в присутствии официальной делегации К-польского Патриархата. В своем заявлении от 8 нояб. 2000 г. Свящ. Синод РПЦ квалифицирует «константинопольскую канонизацию» как «канонически недопустимую акцию». Отдельную проблему представляет собой вопрос почитания в одной или в неск. Поместных Церквах мн. святых, живших в Зап. Европе до разделения Вост. и Зап. Церквей и канонизированных Римско-католической Церковью. До наст. времени этот вопрос не имел общецерковного обсуждения и не получил богословского обоснования. Он требует не только детального изучения жизни каждого из святых, но и выработки критериев, по которым тот или иной западный святой может быть внесен в месяцеслов православной Церкви. Отдельные Поместные Церкви уже официально внесли в свои святцы имена некоторых западных святых. Ряд из них почитаются как местночтимые по благословению епархиальных архиереев разных юрисдикций в православной диаспоре Зап. Европы и США, лишь немногие упоминаются в офиц. постановлениях Синодов этих Поместных Церквей. В частности, постановлением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г. в месяцеслов РПЦ было внесено имя св. прав. Стефана (Иштвана) I, кор. Венгрии († 1038, пам. 7 авг.), ранее канонизированного К-польским Патриархатом. На этом же заседании Синода было принято решение об установлении дня соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (пам. в 3-е воскресенье по Пятидесятнице). Имена этих святых древней Церкви будут включены в месяцеслов РПЦ после получения полных агиографических и исторических материалов, касающихся их христ. подвига, времени и обстоятельств прославления и почитания (Журналы заседания Свящ. Синода РПЦ от 21 августа 2007 г. Журнал 49).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

ч. подкупом, добивались включения своих имен в списки совершивших жертвоприношения и получали удостоверения (libellatici); наконец, лица, вина к-рых состояла лишь в том, что они добивались включения своих имен в списки, не получая либеллов (acta facientes). Наряду со множеством отступников были и исповедники и мученики за веру, заплатившие ценой жизни за преданность Христу. Одним из первых пострадал Римский папа Фабиан , казненный 20 или 21 янв. 250 г. (пам. 5 авг.; пам. зап. 20 янв.; Cypr. Carth. Ep. 3). Неск. клириков Римской Церкви и большое число мирян были арестованы ( Euseb. Hist. eccl. VI 43. 20). Африканец Целерин после неск. недель заключения был неожиданно отпущен императором ( Cypr. Carth. Ep. 24); другие пребывали в оковах до лета и в конце концов были убиты, как, напр., пресв. Моисей ( Cypr. Carth. Ep. 55; Euseb. Hist. eccl. VI 43. 20). Из Рима Г. переместилось в провинции. На о-ве Сицилия были замучены еп. Никон Тавроменийский и 199 его учеников (пам. 23 марта); в Катании пострадала мц. Агафия, христианка из Палермо (пам. 5 февр.). В Испании епископы Василид и Марциал стали «либеллятиками». В Африке, по признанию сщмч. Киприана, к-рый скрылся от преследований, большое число верных пали, но и здесь были примеры твердости брошенных в тюрьмы и претерпевших пытки ( Cypr. Carth. Ep. 8). В Египте было много отступников и «либеллятиков». Нек-рые христиане, занимавшие видное положение в обществе, совершали жертвоприношения добровольно, иногда их заставляли так поступать близкие. Многие отрекались, не выдержав пыток, но были явлены и примеры христ. мужества, описанные свт. Дионисием Александрийским ( Euseb. Hist. eccl. VI 40-41). Дионисий, уже арестованный, был случайно освобожден крестьянами-язычниками Мареотиды (Ibidem). В Асии в Смирне погиб еп. Евдемон. Здесь же пострадал пресв. Пионий (пам. зап. 1 февр.); согласно актам мученичества, ему ставили в пример отречение его епископа, но он, несмотря на длительные пытки, устоял и был сожжен. Неск. епископов значительных кафедр на Востоке были казнены или скончались в заключении.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАТ (VII в.), свт. (пам. зап. 8 окт.), еп. г. Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон, Франция). «Житие св. Грата» создано не ранее X в. Имя Г. также упоминается в актах Собора 650 г. в Кабиллоне, проходившего в ц. мч. Викентия, и Собора 654 г. в Клиппиаке (совр. Клиши). Подпись Г. поставлена под привилегией того же года, дарованной Ландерихом, еп. Паризиев (совр. Париж), мон-рю св. Дионисия (совр. Сен-Дени). Согласно Житию, Г., став епископом, продолжал жить уединенно возле ц. мч. Лаврентия на острове, названном в Житии Мартир-Матон (совр. Сен-Лоран, в черте г. Шалон-сюр-Сон), напротив Кабиллона на р. Арар (совр. Сона). Однажды после совершения литургии в кафедральном соборе ап. Петра Г. возвращался в свою келлию и на мосту, соединявшем Кабиллон с островом, услышал голоса ангелов, укорявших его за плохое пастырское служение. Г. тут же снял с себя епископское облачение, бросил его в реку и отказался от кафедры, несмотря на просьбы паствы не оставлять их. Однако, согласно Житию, через 7 лет некий рыбак выловил сетью из реки епископское облачение и вернул его Г., к-рый воспринял это событие как знак, что Господь вновь призывает его к служению. Г. был погребен у ц. мч. Лаврентия. В VII в., когда епископам в королевстве франков часто приходилось участвовать в политических делах, мн. благочестивые предстоятели слагали с себя епископский сан и становились отшельниками, что описано в совр. Г. Житии св. Бонита. Вхард, еп. Шалонский, в хартии 1070 г. сообщает, что Г. основал мон-рь мч. Лаврентия. Факт основания этого мон-ря в VII в. подтверждают акты Собора 873 г. в Шалоне (Кабиллоне). Мощи Г. вместе с останками др. Кабиллонских епископов были перенесены в кафедральный собор Шалона в 878 г. св. Гербольдом при участии находившегося здесь проездом папы Иоанна VIII. В 971 г. гр. Шалона Ламберт передал мощи Г. основанному им мон-рю Паре-ле-Моньяль. Ист.: ActaSS. Oct. T. 4. P. 281-288. Лит.: Aubert R. Grat (3)//DHGE. T. 21. Col. 1222; Gras P. Chalon-sur-Saone//Ibid. T. 12. Col. 298. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/166387.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [Авраамий] (VI в.), прп. (пам. греч. 28 окт.), еп. Эфесский. Возглавлял кафедру после еп. Ипатия (с 553; менее вероятно - после еп. Андрея, в 536-552). До этого, по сообщению «Луга духовного» блж. Иоанна Мосха , был настоятелем киновии Пресв. Богородицы Марии «Новой» в долине Иорданской и основателем 2 мон-рей: авраамитов в К-поле у Золотых ворот (в отношении основания им этой обители существует сомнение, т. к. подпись «игумена авраамитов» присутствует уже в актах Собора 518 г.) и византийцев на Елеонской горе . в Иерусалиме. А. прославился также как замечательный проповедник; от его гомилетического наследия остались 2 проповеди, на Благовещение и на Сретение, содержащие уже сформировавшееся и подробно разработанное учение о Пресв. Богородице: в проповеди на Сретение Божия Матерь впервые именуется «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим» (ср. ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы). Мнение, что А. был крещеным евреем, не подтверждается. Соч.: Abramii S. Sermones duo/Ed. M. Krascheninnikov//Acta et commentationes Imp. Univ. Iurievensis. Dorpat, 1911 P. 1-28; Jugie M. Abraham d " Ephèse et ses écrits//BZ. 1913. Bd. 22. S. 49-59; idem. Homélies mariales byzantines//PO. 1922. T. 16. P. 442-554. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 68, 97; ActaSS. Oct. T. 11. Col. 757-769. Лит.: Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople//Revue des questions historiques. 1899. T. 65. Р. 67-143; Jugie M. La première fête mariale en Oriente et en Occident, l " Avent primitif//EO. 1923. T. 22. P. 129-152; Bardenhewer O. Ein neuer Prediger des Kirchlichen Altertums//ZKTh. 1933. Bd. 57. S. 426-438; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 160, 214, 260, 398-399; Janin. Églises et monastères. P. 4-6. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/62856.html

[Греч. Παλμων] (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп. Пахомия Великого . Сведения о П. содержатся только в древнейшей версии Жития Пахомия Великого, т. н. Vita Prima (BHG, N 1396). Этот текст сохранился в нескольких дополняющих друг друга редакциях, в т. ч. на греческом (G1; S. Pachomii vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932) и на коптском (Bo (бохайский диалект); S. Pachomii vita bohairice scripta/L.-Th. Lefort. Louvain, 1925. (CSCO; 89. Copt. 7)) языках. Согласно Житию, по прошествии нек-рого времени после принятия крещения Пахомий узнал, что неподалеку, на окраине заброшенной деревни Шенесет, живет отшельник П., древний старец, «идеал и отец для многих, живущих по соседству (монахов)» (Bo. 10). Пахомий отправился к нему и стал просить о духовном наставничестве. Желая предостеречь Пахомия от непосильного подвига, П. подробно рассказал новоначальному иноку о своей аскезе: у него был особый пост, заключавшийся в раздельном вкушении пищи и воды; ел подвижник очень мало, иногда раз в неск. дней, и только хлеб с солью, исключал овощи и масло (G1. 13). Особым образом были организованы у П. ночные молитвенные бдения, которые состояли из чтения 50 псалмов с молитвой, днем он прочитывал ок. 60 псалмов. Кроме духовных упражнений П. много занимался рукоделием: изготавливал одежду, корзины и веревки; он посвящал этой работе часть ночного бдения. Чтобы побороть сон, П. переходил с одного места на другое, перетаскивая за собой тяжелую корзину с песком. Все деньги, к-рые ему удавалось выручить за свои изделия, он раздавал бедным. Описание такого образа жизни не оттолкнуло Пахомия, он, напротив, захотел во всем подражать учителю и, получив согласие Пахомия, стал жить под его духовным руководством. В греч. тексте не сказано, как долго Пахомий оставался у П., а в копт. тексте есть сведения, что они прожили вместе 7 лет (Bo. 17), после чего Пахомий решил поселиться отдельно, услышав голос, к-рый призывал его самого стать наставником для др. монахов. Узнав от ученика о видении, П. попросил Пахомия оставаться с ним до тех пор, пока его душу не призовет Господь. Через нек-рое время П. заболел и скончался на руках у Пахомия в кругу ближайших учеников. Его честные останки были погребены рядом с кельей подвижника.

http://pravenc.ru/text/2578702.html

В февр. 250 г. Д. опубликовал эдикт (его текст не сохр.), в к-ром потребовал от всех жителей империи участия в публичном жертвоприношении рим. богам. Сведения о применении эдикта Д. имеются для Рима, Италии, Испании, Сицилии, Асии, Понта, Египта, Африки, Сирии и Палестины. Жертвоприношения должны были совершаться в присутствии комиссии из 5 чел. Скорее всего обряд воспринимался Д. и его правительством как некая присяга на верность, к-рая должна была оградить правящего императора от возможных мятежей и заговоров и тем самым способствовать стабилизации политической обстановки в империи. Тем, кто участвовали в обряде, выдавались удостоверения (libelli). На каждом документе должны были стоять подписи 2 свидетелей (в Египте найдено ок. 40 таких libelli на папирусах, датированных июнем 250). Отказ участвовать в жертвоприношениях изобличал граждан в нелояльности к властям. Поскольку для христиан участие в языческой религ. церемонии было невозможно, начались жестокие преследования христиан с применением пыток и смертной казни. В результате гонений, принявших массовый характер и распространившихся на всю территорию империи, пострадало множество представителей клира, появилось немало мучеников, однако большое число христиан все-таки не смогли отказаться от обряда. Христиане вели себя по-разному. Одни уклонялись от жертвоприношений, скрываясь от властей (среди таковых были святители Дионисий Александрийский, Киприан Карфагенский, Григорий Неокесарийский), другие, опасаясь репрессий и конфискаций, «приходили к жертвенникам с большой готовностью, стараясь доказать своей смелостью, что они и раньше не были христианами» ( Euseb. Hist. eccl. VI 41. 12). Кто-то получал libellus, дав взятку членам комиссии. Нек-рые христиане отказывались изменить своей вере, но, подвергнутые аресту и пыткам, сдавались; наконец, были те, кто остались верны своим убеждениям до конца и за упорство лишились жизни. Т. о., в результате гонений среди христиан образовались 3 неравные группы: мученики и исповедники (абсолютное меньшинство); христиане, так или иначе уклонившиеся от подчинения эдикту, но не оставившие своей веры и не пострадавшие; падшие, т. е. принявшие участие в языческом обряде и тем самым отрекшиеся от христианства. Среди пострадавших за веру церковных иерархов оказались Римский папа Фабиан (Фавий; пам. 5 авг.), епископы Александр Иерусалимский (пам. 12 дек.), Вавила Антиохийский (пам. 4 сент.), Васс Никейский (пам. зап. 5 дек.), Никон Тавроменийский (пам. 23 марта). Ориген был заключен в темницу в Кесарии Палестинской и подвергнут пытке, однако впосл. был освобожден (ум. в 253/4). Преследования христиан были кратковременны, прекращены уже в нач. 251 г., однако проводились очень энергично и настойчиво, что привело к большому числу жертв. Гонения Д. считаются одними из наиболее жестоких в истории ранней христ. Церкви, уступая лишь великому гонению эпохи Диоклетиана (нач. IV в.).

http://pravenc.ru/text/171792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАТИАН [Гациан, Катиан; лат. Gatianus, Catianus; франц. Gatien, Cassien] (нач. IV вв.), свт. (пам. зап. 18 дек.), 1-й епископ г. Туроны (совр. Тур, Франция). Свт. Григорий Турский упоминает Г. в «Истории франков» в числе 7 посланных в Галлию епископов-проповедников. Это событие Григорий датирует 250 г.- временем начала гонений имп. Деция . (Hist. Franc. I 30), при этом он опирается на сообщение «Страстей св. Сатурнина, еп. Толозского», прибывшего в Галлию в консульство Деция и Грата (250), и связывает с этой датой имена остальных перечисляемых им епископов, чтобы получить священное число 7. Однако деятельность нек-рых из них относится ко времени либо раньше 250 г. (напр., Трофима Арелатского), либо позже (напр., Г.). Скорее всего епископат Г. пришелся на время правления в Галлии Констанция Хлора и Константина Великого (306-337): Григорий Турский упоминает о том, что Г. был погребен на христ. кладбище близ г. Туроны, следов., ко времени его кончины христ. община г. Туроны была достаточно значительна и сильна, имела свое кладбище и туронские христиане не опасались язычников. Вероятно, Григорий Турский сознательно упоминал о вакантной Туронской кафедре, чего не было в действительности, и, т. о., приписал Г. 50 лет епископского служения, чтобы подвести начало его епископата к 250 г. и включить его в число 7 епископов-просветителей Галлии. В соч. «О славе исповедников» Григорий уточняет, что Г. был послан в качестве миссионера из Рима, и сообщает, что свт. Мартин Милостивый , придя однажды на могилу Г., разговаривал с ним как с живым и получил от него благословение (De gloria confessorum 4). Ист.: Greg. Turon. Hist. franc. I 30; X 31//PL. 71. Col. 175-176; idem. Glor. conf. 4//PL. 71. Col. 832. Лит.: Platelle H. Gaziano//BiblSS. Vol. 6. Col. 77-80. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/161729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Гаий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1626) (РГБ) [Гай; лат. Cajus, Gajus; греч. Γος] († 22.04.296, Рим), св. (пам. 11 авг.; пам. зап. 22 апр.), папа Римский (с 17 дек. 283). Точные данные о жизни Г. отсутствуют; основные источники сведений о нем - жития мч. Севастиана и мц. Сусанны (пам. 11 авг.), составленные соответственно в сер. V и не ранее VI в. Происходил из Далмации. В Житии мц. Сусанны Г. назван родственником имп. Диоклетиана (284-305), родным братом сщмч. Гавиния, отца Сусанны. В правление императоров Кара , Карина и Нумериана (283) Г. был избран преемником скончавшегося папы св. Евтихиана . Согласно Житию мч. Севастиана, Г. ободрял мученика и его сподвижников перед казнью, а нек-рых рукоположил во пресвитеров и диаконов. В Житии мц. Сусанны упоминается, что после ее смерти Г. начал служить в ее доме, к-рый впосл. стал одним из рим. храмов (titulus Gaii; с кон. VI в.- titulus S. Susannae, хотя до VIII в. встречается первоначальное наименование - LP. Vol. 1. P. 371, 507). Согласно Liber Pontificalis (LP), Г. установил для кандидатов на епископское рукоположение обязательное посвящение во все предшествующие степени священства, а также учредил в Риме диаконские округа. В списке рим. епископов сер. IV в. Г. назван среди епископов немучеников (Depositio Episcoporum). В 1-й редакции LP (ок. 530) говорится, что Г. скрывался от гонений Диоклетиана и «скончался исповедником» (confessor quievit), а в редакции, приписываемой Анастасию Библиотекарю (кон. IX в.),- что через 8 лет жизни в укрытии (in cryptis) он стяжал мученический венец (martyrio coronatur); впрочем, традиц. дата смерти Г. предшествует началу массовых гонений (303). Тело Г. было погребено в катакомбах св. Каллиста, где в XIX в. археологом Дж. Б. Де Росси была найдена и восстановлена по фрагментам его могильная плита с надписями на греч. языке. В 1631 г. на месте, где, по преданию, находился дом Г., папа Урбан VIII освятил церковь во имя святого, куда были перенесены его мощи (разрушена в кон. XIX в.; мощи в наст. время покоятся в рим. храме св. Сильвестра). Г. является первым из пап, изображенным с паллием . В рус. традиции он упоминается в житиях мц. Сусанны и мч. Севастиана (ЖСв. Авг., 11 и Дек., 18).

http://pravenc.ru/text/161445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАГН (III в.), мч. (пам. зап. 19 авг.). Согласно Каталогу Петра Наталиса (венецианского агиографа XIV в.), М. жил в г. Кесария Каппадокийская (М. Азия) во время правления имп. Аврелиана (270-275). За исповедание христ. веры он был арестован и заключен в темницу. Представ перед правителем города Александром, М. отказался принести жертвы идолам и был передан 2 языческим жрецам, Александру и Зосиме, для пытки огнем. Однако мученик остался невредим после истязания. Не тронули его и дикие звери, к-рым он был брошен на растерзание в городском амфитеатре. У этого чуда было множество свидетелей, т. к. казнь М. должна была быть публичной; мн. жители Кесарии Каппадокийской вместо того, чтобы глумиться над мучеником, сами уверовали во Христа и позже были приговорены за это к смерти (в источнике названо количество уверовавших - 2597 чел.). М. был отведен за город и побит камнями. Его мощи были перенесены христианами в город и помещены в гробницу. Из иных зап. агиографических источников известен др. мч. Магн, называемый также Андреем, пострадавший в правление имп. Диоклетиана (284-305) в районе Таврских гор (М. Азия); с ним пострадали также 2597 христиан, уверовавших после того, как лев лег у ног святого. Несмотря на совпадение имен мучеников и сходные обстоятельства их кончины, болландист Г. Куперус считает этих Магнов разными людьми. В Мартирологе, составленном П. Кало (XIV в.), приведены разные подробности их мученичества, нет упоминания о пострадавших вместе с Магном (Андреем) христианах. Следует также обратить внимание на то, что западные источники, содержащие сведения о М. и др. одноименном мученике, довольно поздние, поэтому с уверенностью говорить об историчности этих материалов представляется затруднительным. Ни в греческих, ни в вост. агиографических источниках сведений о М. не сохранилось. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. Col. 717-719; Galesini P. Martyrologium S. Romanae Ecclesiae. Venetia, 1578. P. 270. Лит.: Sauget. J. M. Magno//BiblSS. Vol. 8. Col. 541-542. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561182.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010