Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Базилика свт. Авундия в Комо. XI в. [Абунданций] († 469), свт. (пам. зап. 2 апр.), свящ. из Фессалоники, ставший 4-м епископом г. Комо в Сев. Италии (с 449). Вместе с Евтерием Капуанским был направлен папой Львом I в К-поль для разбора дела Патриарха Анатолия ; созванный в связи с этим Поместный Собор (21 окт. 450) одобрил послание папы к Патриарху Флавиану (т. н. томос Льва), осуждающее учения Нестория и Евтихия ; вскоре это решение утвердил IV Вселенский Собор . По возвращении А. в Италию папа отправил его с посланием о догмате Воплощения в Милан и назначил суффраганом архиепископа (452). Остаток жизни А. провел в пастырских заботах в своей епархии, просвещая язычников. Погребен в Комо в храме апостолов Петра и Павла (в наст. время храм св. Авундия, считающегося покровителем диоцеза); в 1587 г. его мощи перенесены в кафедральный собор. Лат. житие А. датируется VIII-X вв. А. представлен как святитель на фреске в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме, сер. VIII в. Ист.: BHL, N 15; ActaSS. Apr. T. 1. Col. 91-95. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 978-979; Savio. Lombardia. T. 2. P. 281-285; Mouterde P.//AnBoll. 1930. T. 48. P. 124-129; idem//MUB. 1930. P. 35-50. Иконогр.: Weis E.// LCI. Bd. 5. Sp. 14. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/63044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРЕЛИАН [лат. Aurelianus] (III-IV вв.), свт. (пам. зап. 10 мая, 17 нояб.), еп. Лиможский; ученик св. Марциала и его преемник на кафедре г. Лимож (Центр. Франция); позднее предание, сообщающее о его жизни в апостольские времена, исторически мало достоверно. Ист.: ActaSS. Maii. T. 2. Col. 282; Jun. T. 8. Col. 292. Лит.: Jadin L.//DHGE. T. 5. Col. 717-718. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/62984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТ († ок. 440), исп. (пам. зап. 2 мая), еп. Был изгнан в числе многих правосл. христиан из Сев. Африки арианствующими вандалами ; перебрался в Италию и обосновался в Кампании. Его память особо почитается в г. Изерния (Юж. Италия). Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/62594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕЛЬФИЙ [греч. Αδλφιος, лат. Adelphius] (IV в.), свт. (пам. зап. 23 февр., 21 мая); еп. г. Онуфис (Пануфрес) в Египте. Был современником свт. Афанасия I Великого , Патриарха Александрийского, на стороне к-рого выступал против ариан . Сослан имп. Константином I Великим в Птинаблу Фиванскую. Принимал участие в Александрийском Соборе 362 г., на к-ром решались догматические вопросы, в частности о принятии в общение бывш. ариан. В числе прочих подписал адресованный антиохийцам томос, призванный преодолеть раскол мелетиан и евстафиан. Ист.: PG. 26. Col. 1071-1084; Mansi. T. 3. P. 353. Лит.: Kirsch J. P. Adelphius//LTK. T. 1. S. 143; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 53. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/63524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННОН [лат. Anno], свт. (пам. зап. 23 мая), еп. Вероны († 780). Происходил из знатной семьи, проживавшей в этом городе. Избран епископом за образованность и святость жизни. Во время его епископства в городе случился голод, и А. через ангела было дано откровение, что он не прекратится, пока в город не будут возвращены мощи веронских мучеников Фирмина и Рустика. Благодаря усилиям А. в 775 г. мощи святых были перенесены из г. Тергеста (совр. Триест, Италия). Через 5 лет после этого события А. скончался и был похоронен в кафедральном соборе под алтарем св. Андрея. Впосл. частицы его мощей были распределены по многим церквам Вероны. Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 256. Лит.: Ortolan T. Annon (1)//DHGE. T. 3. Col. 395. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/115628.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II патриарх Александрийский (?). В список Александрийских патриархов К. впервые включил в нач. XVIII в. франц. ученый М. Лекьен . Он обнаружил в собрании Национальной б-ки Франции несколько рукописей, в к-рых «Александрийскому архиепископу Кириллу» атрибутировались медицинские рецепты (Paris. Regius. 2502), ямбические стихи (Paris. Colbert. 6708) и «Лексикон» (Paris. Colbert. 2748; без указания имени - в Paris. Coislin. 170), и решил, что речь идет о правосл. патриархе XI или XII в. Однако эти сочинения могли атрибутироваться в рукописной традиции свт. Кириллу Александрийскому. Хотя др. доводов в пользу историчности К. нет, его имя обычно включают в списки Александрийских патриархов, помещая до или после Евлогия II . Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 484; Gutschmid A., von. Verzeichniss der Patriarchen von Alexandrien// Idem. Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 487-488; Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XL; Grumel. Chronologie. P. 444; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 584. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/1840379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЯ [греч. Ια] († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.). Источники Сохранились 2 греч. агиографических сочинения, посвященные И.: анонимное Мученичество (BHG, N 761) и Мученичество, написанное в XIII-XIV вв. иером. Макарием из Манганской обители в К-поле (BHG, N 762). Анонимное Мученичество содержится в 2 рукописях - августовских Минеях-Четьих Vat. gr. 1671 (X в.) и Vindob. hist. gr. 45 (XI в.). В Венском списке текст озаглавлен как Мученичество Досы пресвитера и И., поскольку он начинается повествованием о взятых в плен вместе с И. священномучениках Илиодоре и Досе (Дисане). Видимо, этот рассказ был интерполирован в текст Мученичества И., поскольку в сир. Мученичестве этих святых, написанном Марутой, еп. Майферкатским (2-я пол. IV - нач. V в.), об И. не говорится. На основе анонимного Мученичества были составлены краткие Жития И., включенные в визант. Синаксари, напр. в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.; PG. 117. Col. 41) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.), к-рый содержит Житие И. под 11 сент. (SynCP. Col. 35-36) и совсем краткую заметку под 5 авг. (SynCP. Col. 868). Эти Жития отличаются лишь нек-рыми деталями в описаниях пыток и сроках пребывания И. в темнице. Житие Согласно анонимному Мученичеству, на 53-м году правления шаханшаха Шапура II (309-379), т. е. в 362 г., иранские войска вторглись в рим. владения и разрушили крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Они увели с собой в Хузестан (обл. в Юго-Зап. Иране) 9 тыс. пленных, в т. ч. девственницу И., к-рая, согласно Мученичеству иером. Макария, была в преклонных летах ( Delehaye. 1905. P. 463). И. проповедовала христ. веру женщинам-язычницам, в чем и была обвинена перед Шапуром, к-рый отдал ее зороастрийским священнослужителям (мобедам) Адаршабуру и Аделферу (Адарфару). Они, не сумев отвратить И. от веры, подвергли святую мучениям: ее растянули и били кнутами, а затем бросили в темницу. Через 2 месяца И. снова была приведена на суд, где безбоязненно исповедала Христа, за что была с большой жестокостью избита гранатовыми ветвями и снова заключена в тюрьму. Через 6 месяцев И. подвергли последнему испытанию: ее тело пронзили множеством тростниковых лучин и стянули веревками, а затем по одной вынимали эти лучины. Через 10 дней ей перебили кости медными гирями, а затем привязали к прессу, при вращении которого ее внутренние органы падали на землю. После этого И. обезглавили. Христиане выкупили ее мощи у стражей и с почестями похоронили. Почитание

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ И АВУНДИЙ [Абундий; лат. Irenaeus, Abundius] (III в.?), мученики (пам. 13 авг.; пам. зап. 26 авг.). По преданию, пострадали в Риме при имп. Деции (249-251) или имп. Валериане (253-260). Наиболее ранние сведения об И. и А. содержатся в Мученичестве Полихрония (BHL, N 4753, 3961), вероятно созданном в Риме на рубеже V и VI вв. Мученичество является сложным по структуре произведением, составленным из неск. первоначально не связанных между собой повествований о различных мучениках. И. Делеэ рассматривал Мученичество Полихрония как лит. произведение, автор к-рого пытался описать гонения имп. Валериана, однако не располагал достаточными историческими сведениями. Об И. и А. упоминается в повествовании о гибели Римского еп. (папы) Сикста II (257-258), диак. сщмч. Лаврентия и мч. Ипполита . Начальник стражи Ипполит был обращен в христианство диак. Лаврентием и, после того как диакон принял мученическую смерть, похоронил его тело. За это Ипполит был схвачен вместе со всеми домочадцами и впосл. казнен, его кормилица Конкордия умерла под пытками. Тело мц. Конкордии было тайно брошено в тоннель клоаки, поэтому христиане не могли похоронить мученицу. Через некоторое время воин Порфирий рассказал тайному христианину И., работнику канализации, о том, что на теле Конкордии остались драгоценности, которые он хотел получить. И. сообщил об этом пресв. Иустину. Ночью Порфирий и И. спустились в клоаку и обнаружили нетленное тело мученицы; воин, обыскав останки, не нашел драгоценностей и бежал из города. Призвав на помощь А., И. доставил тело Конкордии пресв. Иустину, который похоронил останки мученицы рядом с гробницей мч. Ипполита. Об этом донесли префекту Валериану, который велел схватить И. и А. и живыми бросить в клоаку. Пресв. Иустин нашел тела мучеников и похоронил рядом с гробницей сщмч. Лаврентия ( Delehaye. 1933. P. 95-96). Согласно Мученичеству Полихрония, И. и А. приняли мученическую смерть 26 авг. В Иеронимовом Мартирологе память мучеников указана под 23 авг. Запись испорчена, однако А. Кантен предложил читать ее следующим образом: «В Риме, в усыпальнице у св. Лаврентия,- Абундия, Иринея» (Roma in cimiterio ad sanctum Laurentium Habundii, Hirenei). В Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.) память И. и А. указана под 26 авг. с кратким повествованием, основанным на Мученичестве Полихрония ( Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 80). Вероятно, составитель Мартиролога не смог прочесть искаженную запись в Иеронимовом Мартирологе, поэтому указал поминовение И. и А. под той датой, к-рая значилась в тексте Мученичества. Под 26 авг. память И. и А. с повествованием о мученической кончине содержится в более позднем Мартирологе Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 337-338), в сокращенном виде - у Узуарда (MartUsuard//PL. 124. Col. 401) (2-я пол. IX в.).

http://pravenc.ru/text/674039.html

«по велению» Б. была написана на имя царя Феодора Алексеевича «Сказка». В ней жители Мостовки в яркой публицистической форме изложили причины того, почему они заперлись и готовы «во огни гореть, якоже и у Даниила священноинока». Помимо ссылок на «знамения» «Кирилловой книги» о признаках приближения конца света в «Сказке» содержится ряд примеров из «харатейного» (пергаменного) Пролога (жития сщмч. Филонида, пам. 30 авг., мучениц Домнины и ее дочерей Виринеи и Проскудии, пам. 4 окт., мц. Манефы, пам. 13 нояб.) и Толкового Евангелия, по мнению составителей «Сказки» оправдывающих самоубийственные смерти. Эти же примеры из житий, также со ссылками на «харатейный» Пролог, активно использовали романовские и пошехонские организаторы массовых самосожжений (см. Аввакумовщина ), с к-рыми небезосновательно полемизировал известный старообрядческий обличитель «самоубийственных смертей» Евфросин. Ссылки на жития сщмч. Филонида и мучениц Домнины и ее дочерей встречаются также в одном из сочинений протопопа Аввакума . К оригинальному творчеству мостовских крестьян следует отнести их трактовку слов из Толкового Евангелия («тако хощет и нас Бог, аще и ранимся, или сожизаемся, или умираем, не уклонитеся, ниже миловать к себе»), приведенных, возможно, по изд.: М., 1649 (Л. 62об.). Неверно поняв эти слова, мостовские крестьяне пришли к вполне определенному выводу: «И сему святому писанию конечно, государь, веру емлем и вси готови за имя Божие умерети, нежели от правоверия отступить». Самосожжения в Мостовке и в Мехонской слободе не состоялись: власти, испуганные Берёзовской гарью, к-рая заметно сократила численность тяглового населения Зап. Сибири, вынуждены были дать приготовившимся к смерти крестьянам необходимые гарантии их безопасности. Ист.: ДАИ. Т. 8. С. 219-222; Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья/Сост. А. Т. Шашков, В. И. Байдин. Свердловск, 1991. Т. 1. Вып. 2. С. 70-73. Лит.: Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе (со 2-й пол. XVII в. до конца XVIII). М., 1891. С. 11-14; Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (кон. XVII-XVIII в.). Свердловск, 1987. С. 45-52; Шашков А. Т. Послание сибирской «братии» протопопа Аввакума и его адресаты//Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 85-97; он же. Бархатов Иван//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 126-127. А. Т. Шашков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/text/77640.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010