[лат. Lucas] († 27 февр. 1149), св. (пам. зап. 27 февр.), первый игум. мон-ря Сантиссимо-Сальваторе в Мессине (Сицилия), архим. Сведения о Л. содержатся в Житии св. Варфоломея из Симери (BHG, N 235), а также в предисловии (BHG, N 994m) к Мессинскому Типикону (в составе единственной ркп. Mess. gr. 115), которое было написано Л. от первого лица между маем 1131 г. и июлем 1132 г. ( Arranz. Typicon. P. XXI). По просьбе св. Варфоломея (пам. греч., пам. зап. 19 авг.) король Сицилии Рожер II начал строительство церкви и мон-ря в Мессине на том месте, где его отец в 1094 г. воздвиг храм в честь победы над мусульманами. После этого св. Варфоломей вернулся в основанный им мон-рь Санта-Мария-дель-Патире близ Россано (обл. Калабрия, Италия) и поручил завершить благоустройство буд. обители своему ученику иером. Л., назначив его игуменом. Л. взял у учителя богослужебные книги, церковную утварь и деньги и вместе с 12 др. монахами прибыл в Мессину немного ранее 1130 г. Хотя мон-рь еще не был достроен и заселен монахами, согласно грамоте Рожера II, предположительно датируемой маем 1131 г. (сохр. в 2 поздних списках XVII в. (Vat. lat. 8201. Fol. 128)), обитель в это время получила юридический статус. Вероятно, строительство продолжалось 10 лет, с 1122 по 1132 г. ( Halkin. 1948. P. 295). Став настоятелем обители Сантиссимо-Сальваторе, Л. по воле короля был назначен архимандритом всех греч. мон-рей той области. Он подчинялся непосредственно королю, к-рый принимал участие в избрании архимандритов. В 1131 г. Рожер II просил лат. епископа Мессины Уго отказаться от юридических прав на 30 греч. мон-рей своего диоцеза в пользу архимандрита. Епископ пошел на уступки при условии, что ежегодно в его казну эти обители будут платить определенную сумму денег. После завершения строительства Сантиссимо-Сальваторе Л. как архимандрит отправился осматривать др. греч. мон-ри Сицилии и Калабрии и отметил, что насельники не выполняют правила общежительных греч. мон-рей. В 1133 г. Л. разослал настоятелям обителей составленный им свод постановлений, известный как Ктиторский Типикон св. Варфоломея из Тригоны. Этот свод ежегодно должны были зачитывать монахам. В том же году кор. Рожер установил архимандритию (Vat. lat. 8201. F. 56), в к-рую входило 48 мон-рей: 18 небольших сицилийских и 4 калабрийские обители подчинялись непосредственно архимандриту и управлялись экономом, 13 более крупных сицилийских и 3 калабрийских мон-ря имели игуменов, избираемых монахами, но находились под юрисдикцией архимандрита, к-рый принимал участие в их назначении. Л. установил единые дисциплинарные правила и упорядочил церковный устав во всей архимандритии. Он сделал Сантиссимо-Сальваторе центром духовного просвещения, пригласив туда знатоков церковного пения, лучших учителей, грамматиков, каллиграфов, а также собрав обширную б-ку не только духовных, но и светских книг. Собор в мон-ре Сантиссимо-Сальваторе был богато украшен и имел множество реликвий.

http://pravenc.ru/text/2110804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ I [Греч. Μακριος] († 333), свт. (пам. греч. 16 авг.; пам. груз. 16 авг. и 28 окт.; пам. зап. 10 марта), еп. Иерусалима (с 314); один из сторонников и участников развития Св. земли Палестины как всемирного центра паломничества христиан. М. занял кафедру после смерти еп. Ермона . Блж. Феодорит Кирский (V в.) называл М. «мужем, достойным своего имени (т. е. блаженным.- Авт.) и украшенным различными добродетелями», а также «мудрейшим и божественным» ( Theodoret. Hist. eccl. I 3, 18). В первые годы епископства М. выступил убежденным противником Ария и арианства , как только ересь стала распространяться в Египте и Палестине. В нач. 20-х гг. IV в., когда Арий и несколько его сторонников были изгнаны из Александрии и переехали в Кесарию Палестинскую, их принял еп. Евсевий Памфил, но М. отказался от общения с ними ( Theodoret. Hist. eccl. I 5). М. участвовал в I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. в составе делегации из 17 епископов от общин Палестины ( Mansi. Т. 2. Col. 692-702) и проявил себя как защитник Православия (ДВС. Т. 1. С. 67-69; Theodoret. Hist. eccl. I 16). На Соборе было принято решение о возвышении кафедры Элии Капитолины, к-рая, согласно 7-му канону, получила достоинство митрополии наряду с Кесарией ( Mansi. T. 2. Col. 672; ДВС. Т. 1. С. 73; Rufin. Hist. eccl. 6), а в 326 г. этому городу было возвращено историческое название - Иерусалим . Роль М. в принятии этих решений неясна, однако предполагается, что он был одним из тех советников, с которыми равноап. Константин I Великий обсуждал эти вопросы и к-рые добивались включения их в программу соборных заседаний. Признание нового статуса Иерусалима в определенной мере означало ограничение прав епископов Кесарии Палестинской в управлении Церковью своей провинции. В научной лит-ре встречается мнение о некоем соперничестве между М. и Евсевием Памфилом за первенство в Церкви Палестины (подробно см. Rubin. 1984), однако в источниках не сохранилось к.-л. прямых указаний на это соперничество, наоборот, Евсевий в соч. «Жизнь Константина» отзывается о М. с большим почтением. Об особом благоволении имп. Константина к М. может свидетельствовать известное в древней Церкви предание о том, что император некогда подарил М. позолоченное епископское облачение, которое в сер. IV в., во время голода в Палестине, свт. Кирилл Иерусалимский был вынужден продать ( Sozom. Hist. eccl. IV 25; Theodoret. Hist. eccl. II 27).

http://pravenc.ru/text/2561414.html

Материальный достаток как таковой не может быть отвергнут в качестве существенной социальной цели, хотя, разумеется, не важнейшей в плане общего строения человеческой жизни (см. Богатство ). Принципиальный водораздел между возможным и невозможным, приемлемым и неприемлемым для церковного сознания проходит не по имущественному рубежу, а согласно заповеданному Иисусом Христом различию служения Богу и служения маммоне (Матф 6. 24; Лк 16, 13). Пока и поскольку достаток не обращается в самоцель и стремление к нему преимущественно выражает не «прагматический» интерес себялюбия, а потребность достойного предстояния Богу и деятельного служения ближним, нет оснований усматривать в этом стремлении нечто переступающее пределы домостроительства Божия. Более того, достижение обществом материального благосостояния при соответствующем развитии нравственной, духовной культуры, поддержании традиций религ. жизни - необходимое условие того, чтобы обращение к истокам и смыслу христ. этоса Б. сохраняло для каждого значение свободного, глубоко мотивированного личностного акта. Однако в любом случае и применительно к любым условиям человеческого бытия истиной для христ. сознания остается то, что «блаженнее давать, чем принимать»,- полемическое звучание этих слов на фоне господствующих в наст. время умонастроений лишь подчеркивает их духовную непреложность. Лит.: Сковорода Г. С. Убогий жаворонок//Соч.: В 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 130-145; Экхарт. О нищете духом// он же. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. С. 127-135; Бальтазар Г. У., фон. О простоте христиан//Символ. П., 1993. 29 (Сентябрь). С. 7-69; Антоний (Блум), митр. Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди. К., 1997. С. 138-139, 241-242, 274-278, 302-303, 314-316, 322-323. В. А. Малахов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов

http://pravenc.ru/text/77780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИГФРИД [древнеангл. Sigefri - победа мира; лат. Sigfridus ] († 688 или 689), св. (пам. зап. 22 авг.), диак., 3-й настоятель мон-ря Вермут (Уирмут) (ныне Монкуирмут, в черте г. Сандерленд, метрополитенское графство Тайн-энд-Уир, Великобритания, см. ст. Ярроу-Вермут ). Источниками сведений о З. являются анонимное Житие прп. Кеолфрида ( Vita sanctissimi Ceolfridi abbatis, или Historia abbatum auctore anonymo ) и основанная на нем «Жизнь блаженных настоятелей Бенедикта, Кеолфрида, Эостервине, Зигфрида и Хветберта» ( Vita beatorum abbatum Benedicti, Ceolfridi, Eosterwini, Sigfridi atque Hwaetberhti ) Беды Достопочтенного . В Житии прп. Кеолфрида сообщается, что прп. Бенедикт Бископ , основатель мон-рей Вермут и Ярроу, уезжая в Рим, оставил вместо себя главой общины в Вермуте Эостервине, а в Ярроу - Кеолфрида (формально Бенедикт оставался настоятелем). Во время его отсутствия в Англии разразилась эпидемия чумы, Эостервине скончался от болезни. После этого монахи и Кеолфрид избрали аббатом З., «мужа удивительной святости» (Vita sanctissimi Ceolfridi... 13). Беда Достопочтенный описывает З. как человека, «сведущего в Священном Писании, прекрасного нрава, наделенного в высшей мере добродетелью воздержания, чья телесная немощь ничуть не умаляла достоинств души, но вредила его невинному сердцу и привела к неизлечимой смертельной болезни легких» (Vita beatorum abbatum... 10). Через 3 года после избрания З., по всей видимости страдавший тяжелой формой туберкулеза, ослабел настолько, что уже не мог ходить. Тогда он попросил отнести его на носилках в келью парализованного Бенедикта Бископа. На совете, в к-ром принимали участие Бенедикт, З. и остальные монахи, было решено, что после смерти аббатов общинами Ярроу и Вермута будет руководить Кеолфрид. По свидетельству Беды, З. умер спустя 2 месяца после описанного эпизода, в анонимном Житии названа точная дата - 22 авг. Настоятель Хветберт, преемник Кеолфрида, 22 авг. 716 г. перезахоронил останки З. и Эостервине в монастырской церкви рядом с могилой Бенедикта Бископа.

http://pravenc.ru/text/199769.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРГОНИЯ [греч. Γορϒονα] (до 330 - ок. 370), св. (пам. греч. 23 февр., пам. зап. 9 дек.), старшая сестра свт. Григория Богослова , дочь прав. Нонны (пам. 5 авг.) и свт. Григория Старшего, еп. Назианза. Основным источником сведений о Г. служит Слово свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 8//PG. 35. Col. 789-818), составленное по лит. канонам, вероятно, к годовщине смерти Г. ( Bernardi. 1986. P. 110-111). Оно имеет особую историческую ценность, т. к. представляет идеал жен. святости в древней Церкви. Святитель высоко оценивает добродетели Г., подчеркивает заслугу родителей в ее воспитании. В юности Г. была выдана замуж за знатного человека по имени Алипий и переехала к мужу в Иконию (М. Азия, Ликаония), где и провела большую часть жизни. Алипий был обращен ею в христианство и принял св. Крещение, они жили в мире и согласии. У них было неск. детей. Известны имена 3 дочерей: Евгения, Нонна и Алипиана. Последняя вышла замуж за некоего Никовула. Их сын, названный в честь отца, был особенно любим двоюродным дедом свт. Григорием Богословом. По нек-рым сведениям, 2 сына Г. и Алипия стали впосл. епископами. Свт. Григорий отмечает такие качества сестры, как целомудрие, благочестие, проницательность (к ней обращались за советом соседи и родственники). Размышляя о богоподобии человека, свт. Григорий дает основания полагать, что оно проявляется прежде всего в человеческом лице, поэтому женщина не должна украшать себя искусственно, пренебрегая естественным образом, данным ей Богом при рождении. Он подчеркивает, что Г. знала толк в украшениях, но считала, что главное - естественный образ женщины. Свт. Григорий упоминает о благотворительности Г.: на ее пожертвования было осуществлено убранство множества храмов, она гостеприимно принимала верующих и заботилась о бедных. В Слове приводится 2 случая чудесного исцеления Г., в к-рых проявилась сила ее веры. Однажды она ехала в повозке, запряженной мулами. Повозка опрокинулась, и Г. получила тяжелые переломы. Она отказалась от врачебной помощи, чтобы избежать муж. прикосновений и взглядов, и вскоре поправилась. В др. раз, когда Г. тяжело заболела, она под покровом ночи пришла в храм и исцелилась, сделав себе лекарство из собственных слез и евхаристических видов (νττυπα - см. в ст. Вместообразная ) честного Тела и Крови.

http://pravenc.ru/text/166187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБИТУС [лат. ambitus - объем], категория григорианского лада (церковного тона - см. Григорианское пение ; Modus ), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии, укладывающиеся в кварту, и мелодии с расширенным объемом. Пожалуй, самый большой А. (2 октавы) имеет офферторий «Tollite portas» (Поднимите врата) на текст Пс 23. 7, 9. В теории григорианских ладов А. является основным определителем разновидности парных ладов с общим заключительным тоном - финалисом. А. нечетного тона (см. Автентический лад ) лежит квартой выше четного (парного) тона (см. Плагальный лад ) (А. дается в совр. буквенной записи) Как термин модальной теории А. стал регулярно употребляться в трактатах XIV-XV вв. (впервые - в анонимной «Summula musicae Guidonis», позже - у Гобелина, Адама Фульдского , Тинкториса и мн. др.), хотя понятие «А.» существовало несомненно раньше. В значении объема мелодии это слово впервые употребил Гвидо д " Ареццо в 15-й главе трактата «Микролог» (ок. 1025). Лит.: Guidonis Aretini Micrologus. Cap. XV/Ed. by J. Smith van Waesberghe//Corpus scriptorum de musica/American Inst. of Musicology. [N. Y.], 1995. Vol. 4. P. 169; PL. 41. Col. 395; Sherr R., Powers H. Ambitus//NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 11. С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/114324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (V в.), еп. Иерапольский. В 431 г. Антиохийский Патриарх Иоанн и 33 сир. епископа, в числе к-рых был и А., возмущенные тем, что заседание Всел. III Собора , на к-ром был осужден Несторий , было проведено без их присутствия, демонстративно игнорировали последующие заседания, за что были отлучены Собором. Вместе с Мелетием Мопсуестийским и Евферием Тианским А. возглавил партию вост. епископов, несогласных с низложением Нестория и наиболее непримиримо настроенных к свт. Кириллу Александрийскому, к-рого они обвиняли в ереси аполлинарианства . Не удовлетворившись примирительным посланием свт. Кирилла к Патриарху Иоанну Антиохийскому, А. порвал отношения и со своим Патриархом, попытавшись даже настроить против него нек-рых епископов. Блж. Феодорит Кирский уговаривал Патриарха Иоанна проявить снисхождение к А., памятуя о его добродетелях; но в 435 г., несмотря на отчаянное противоборство со стороны его паствы, А. был изгнан с кафедры и сослан на рудники в Египет; он был настолько беден, что лишь на средства, собранные для него друзьями, смог нанять себе повозку. Иерапольцы заперли церкви и хотели прекратить отправление богослужений, пока им не возвратят их епископа, и только вмешательство светской власти смогло восстановить нормальный ход церковной жизни. А. скончался в ссылке. А. является автором многих сочинений и писем, нек-рые из них были переведены на сир. язык. Словарь «Суда» (α, 1124) называет А., «епископа Иераполя и мученика», автором произведения под названием «Τ καινν εσνεγκε Χριστς ες τν κσμον» (Что нового привнес Христос в мир) в 9 главах. Лит.: ActaCO. T. 1. P. 4; Болотов. Лекции. T. 4. С. 176, 225-226; DHGE. T. 1. Col. 190-191; Devreesse R.//RSPhTh. 1929. Vol. 18; EO. 1931. T. 30. P. 271-292; Richard M.//MSR. 1946. T. 3. P. 147-156. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/64232.html

Писание; диктует свои произведения; отсылает последние; горечь И. С. от наречения его цицеронианцем; И. С.- кардинал; омраченный завистью рим. монах кладет у ложа И. С. жен. одежду, к-рую тот по ошибке наденет к ранней мессе; И. С. в пустыне; искушение И. С. грезами о женщинах (Ф. Сурбаран, 1638-1639, мон-рь Санта-Мария де Гуадалупе, Гуадалупе, Испания); И. С. извлекает шип из лапы льва и определяет его на служение в мон-рь; И. С. переводит Свящ. Писание; защищает архиеп. Сильвана от еретика; усопший или умирающий И. С.; последнее причащение И. С.; погребальная литургия; чудесное исцеление у захоронения святого; посмертное появление И. С. у св. Августина; явление И. С. Сульпицию Северу. Среди редко встречающихся сцен - «Видение св. Иоанна Крестителя, указующего на Богоматерь с Младенцем на троне» (Ф. Пармиджанино, ок. 1527, Национальная галерея, Лондон), «Св. Иероним, воскресающий кардинала Андрео» и «Чудо с повешенными» (П. Перуджино, ок. 1473, Лувр, Париж). Иногда сюжеты дополняются подробностями лит. повествования. Так, на ретабле Х. Инглеса (ок. 1470, Национальный музей скульптуры, Вальядолид, Испания) представлен сюжет, связанный с осликом, которого монахи использовали для перевозки дров и к-рого похитили торговцы, когда лев спал. И. С. отвел подозрения монахов, решивших, что лев съел осла. Он сказал, что ослика заменит барашек, которого лев будет охранять до тех пор, пока торговцы с монастырским ослом вновь не появятся в той местности. Торговцы, испугавшись рычащего льва, вернули осла и сделали пожертвования в обитель. Лит.: P ä cht O. Zur Entstehung «Hieronymus in Gehäus»//Pantheon. 1963. Bd. 6. N 21. S. 131-142; LCI. Bd. 6. Sp. 519-529; Иероним Стридонский, блж. Четыре книги толкований на евангелие от Матфея/Пер., авт. вступ. ст.: И. Н. Голенищев-Кутузов. М., 1998. С. 7-12. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕТРА [Греч. Μητρς; араб.  ; лат. Metranus, Mertas] († 248 или 249), мч. Александрийский (пам. копт. 8 бабеха (5 окт.), 10 мисра (3 авг.); пам. зап. 31 янв., 20 февр.). Сведения о М. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. VI 41. 1-3). Евсевий приводит послание свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского ( 264/5), к Фавию , еп. Антиохийскому, в к-ром сообщает о причинах христ. погрома, происшедшего в Александрии за год до издания эдикта имп. Деция (249-251), и о жертвах этого события. Некий прорицатель и «виновник бедствий» в Александрии стал возмущать против христиан толпу, «разжигая в ней местное суеверие». В результате язычники решили, что благочестивое почитание богов заключается в пролитии христ. крови и им позволено любое беззаконие. Они схватили старца М. и пытались заставить его произнести хулу на Бога. М. отказался, тогда его стали избивать палками, а в лицо и в глаза вонзали острые стебли тростника, затем вывели из города и до смерти забили камнями. В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) сохранились сказания о М., к-рые, возможно, восходят к общему, утраченному оригиналу, но существенно отличаются от рассказа о мученике в «Церковной истории» Евсевия. Так, согласно сказанию под 8 бабеха (5 окт.), М. пострадал со мн. единоверцами. Он был арестован за исповедание Христа и доставлен к правителю Александрии уже после издания эдикта имп. Деция. На суде, несмотря на льстивые обещания, а затем угрозы, старец отказался поклониться языческим богам и, напротив, произнес речь об истинности христ. веры. Правитель приказал высечь М. и заключить его в мрачную и зловонную темницу. Спустя много дней старца вновь подвергли пыткам, после чего выволокли за город и обезглавили. Под 10 мисра (3 авг.) в копто-араб. Синаксаре содержится рассказ о мученике по имени Батра (в нек-рых рукописях - Матра), к-рого, по мнению И. Делеэ , следует отождествить с М. ( Delehaye. 1922. P. 94, 109). Согласно сказанию, М. пострадал при имп. Деции и свт. Димитрии, еп. Александрийском (анахронизм: еп. Димитрий занимал Александрийскую кафедру со 189 по 231, во времена гонений имп. Септимия Севера (193-213)). После издания эдикта о всеобщем совершении жертвоприношений М. похитил руку от золотого идола Аполлона и, разделив ее на части, раздал нищим. Пропажу долго искали, но не могли найти, в связи с чем было арестовано много неповинных людей. М. признался в своем поступке, за что его подвергли жестоким пыткам, а затем бросили в раскаленную печь. Однако Господь избавил его от смерти. Тогда святому отрубили руки и ноги, опаляли его тело и наконец пригвоздили М. к древу, но Ангел Господень освободил мученика. Некий слепой прозрел, помазав свои глаза кровью, которая излилась изо рта и из носа М. После этого чуда М. отрубили голову. Из копто-араб. Синаксаря память М. перешла в его эфиоп. версию под соответствующими числами (8 текемта и 10 нахазе).

http://pravenc.ru/text/2563082.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010