Тем более важной представляется необходимость познакомить и русских читателей с переводом творений преп. Максима. В литургической жизни Русской Православной Церкви память о нем никогда не умирала (она отмечается 21 января и 13 августа по старому стилю). Мощи преподобного, лежащие под спудом в Грузии, осеняют нас своей близостью и подают нам молитвенную помощь. Творения его, издавна читающиеся на Руси, приобрели особую известность в XIX веке благодаря изданиям Оптиной пустыни и «Добротолюбию» св. Феофана Затворника . Творческое наследие преподобного Максима Исповедника в древней Руси (По материалам «Изборника Святослава» 1073 г.) 1254 Выдающееся место Максима Исповедника в истории византийской культуры, его непреходящее значение как «чрезвычайно глубокого, тонкого и оригинального мыслителя» выдвигают на повестку дня и актуальную проблему влияния этого выдающегося деятеля греческой патристики на последующее развитие всей средневековой культуры. Следует признать, что ряд аспектов этой проблемы уже достаточно полно освещен в специальной литературе. Особенно это касается вопроса о влиянии Максима Исповедника на культуру средневекового Запада 1255 . Несколько сложнее обстоит дело с вопросом о влиянии его на древнерусскую культуру. Кое-что здесь уже сделано, и в частности можно указать на книгу А. И. Соболевского, который отмечает наличие древнерусских переводов некоторых сочинений Максима Исповедника (преимущественно «Глав о любви») 1256 . Но исследование этого ученого касается сравнительно позднего периода древнерусской культуры. Закономерно возникает проблема влияния творчества Максима Исповедника на культуру Киевской Руси, которая не привлекла еще должного внимания исследователей. В этой связи нельзя не обратиться к «Изборнику Святослава» – ко второй из сохранившихся древнерусских книг. Памятник этот, как известно, переводной, хотя достаточно изученный, но ставящий перед учеными еще много нерешенных проблем. Среди них одной из самых насущных представляется проблема идентификации позднеантичных и византийских авторов и их произведений, вошедших в «Изборник» 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Так что этот вопрос решается с бытовой точки зрения. Протоиерей Наумов: В католических странах приходится считаться с тем положением, которое там имеется. Прежде всего православные дети размещены в толще католического населения, у них общие праздники. На Рождество устраивается «елка», приуроченная к 25 декабря, очень пышно обставленная. Дети получают подарки. Если им сказать, что это не их праздник, то православные дети лишатся того, что имеют все остальные. Архимандрит Дионисий: В Голландии существует маленькая миссия, но в будущем она может быть большой, так как сейчас много голландцев православных. Перед нами встал вопрос, как нам быть со стилем. В Амстердаме ввели поголовно новый стиль. Для рядового голландца совершенно невозможно празднование по старому стилю. Вся страна настроена празднично в день Рождества Христова, и все русские волей-неволей празднуют его по новому стилю. Поэтому для миссии совершенно невозможно соблюдать старый стиль для неподвижных праздников. Пасху мы празднуем по старому стилю, как и все подвижные праздники. Мы получили разрешение от Святейшего Патриарха выбрать, как нам удобнее, и одни праздники празднуем по старому стилю, а другие – по новому. Доцент А. И. Георгиевский : Есть сведения, что в Париже русская колония празднует по-старому, Румынская колония и по-старому и по-новому. Греческая – точно так же. Архимандрит Гавриил: У нас в Китае как Пасха, так и остальные праздники празднуются по старому стилю. Хотя у нас имеется иностранное влияние и говорят, что неудобно ходить в церковь , когда все заняты, все-таки празднование Рождества и других праздников совершается по старому стилю. В Харбине больше русского населения, и там никаких изменений быть не может. В Японии в настоящее время имеется течение Американской Церкви, но до этого было празднование по старому стилю. Доцент А. И. Георгиевский : В Японии, как принято еще при покойном владыке Николае, Рождество Христово празднуется 25 декабря, т. е. 7 января в переводе на местный стиль. Архиепископ Филипп: Как вы помните, у нас были две попытки переменить стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь в Париже справляют все праздники по новому стилю. В Париже имеется два таких прихода; правда, они не нарушают общего порядка. В итоге выходит, что новый стиль введен во всех Православных Церквах: Константинопольской, Греческой, Александрийской, Антиохийской, Румынской, кроме Иерусалимской, Болгарской, Сербской и Русской Церкви. Протоиерей Наумов: В Белостокской епархии Пасха справляется по старому стилю, за исключением городов Белостока и Бельска, где православные потребовали служить по новому стилю. Являясь настоятелем Данцигского прихода, я удерживал отправление праздников по старому стилю до тех пор, пока прихожане не подписали протокола, который вручили комитету с требованием служить по новому стилю. Они исходили из того, что в городах много смешанных браков: муж католик, жена православная, и обратная картина. Дети – мальчик крещен в католическую веру, в костеле, а девочка в церкви. Получается семейный хаос. Кроме того, люди работают на фабрика», заводах и в учреждрциях. Если праздновать праздник по старому стилю, то многие лишаются возможности присутствовать в церкви, так как в этот день должны быть на работе. В селах имеется обратное явление. У меня в Данцигской епархии церковь устроена из немецкой кирки Кдатского района в Новом Дворе. Предполагалось, что в Новый Двор должны приехать 8 транспортов православных людей – униаты из-под Каряатии. Я послал двух священников служить по новому стилю в день зимнего Николы. Приехало только 4 транспорта. Они были недовольны, почему батюшка вводит новый стиль. У них получилось впечатление, что батюшка их будет вводить в католичество. Пришлось с ними беседовать и заверить, что если они дадут полномочия, то мы будем служить по старому стилю. Тогда я получил разрешение служить по старому стилю. Таково положение в Польше. Митрополит Серафим: Я укажу на любопытный факт в Париже. Католики открыли церкви, оборудовав их по нашей системе, с иконостасом, чтобы привлечь православных. Они держались нового календаря. Но так как желающих ходить в церковь было 5–7 человек, то с прошлого года они перешли на старый стиль, конечно, в целях пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 12 октября 1787 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 14 октября 1787 г. (по новому стилю в церковном варианте); 3. Взятие Измаила: – 11 декабря 1790 г. (по старому стилю), – 22 декабря 1790 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 24 декабря 1790 г. (по новому стилю в церковном варианте); 4. Битва при Нови: – 4 августа 1799 г., или с расширительной вариацией 4–6 августа 1799 г. (по старому стилю), – 15 августа 1799 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 17 августа 1799 г. (по новому стилю в церковном варианте); 5. Дата смерти: – 6 мая 1800 г. (по старому стилю), – 18 мая 1800 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 19 мая 1800 г. (по новому стилю в церковном варианте). Важно учитывать и то обстоятельство, что в православных странах при датировке того или иного события внимание уделялось и уделяется не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в привязке, например, к празднику или памяти святого. Применительно к нашим датам это следующие параллели: 13(26) ноября 1730 г. – день памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского 27 ; 1(14) октября 1787 г. – день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 ; 11(24) декабря 1790 г. – день памяти преподобного Даниила Столпника 29 ; 4(17) августа 1799 г. – день памяти Семи отроков Эфесских 30 ; 6(19) мая 1800 г. – день памяти праведного Иова Многострадального 31 . Дополнительно ко всему названному добавим к характеристике А.В Суворова такой яркий факт: он впервые в военной истории России (и истории страны в целом) поставил вопрос и добился положительного решения о награждении представителя духовенства за подвижничество на поле брани (и этот момент из биографии полководца, на наш взгляд, обязательно нужно учитывать как аспект при рассмотрении вопроса о канонизации). Произошло это после штурма Измаила, во время которого отличился священник одного из полков. Вот как это выглядит в описании биографов: «Вдруг открылись соседние ворота, высыпало множество янычар, отрезали казаков от своих. Суворов увидел, в каком положении они очутились. Послал на подмогу Полоцкий полк. Солдаты кинулись в штыки, и тут пуля сразила командира полка, бойцы дрогнули, стали отходить. Тогда вперед выбежал священник, отец Трофим Куцинский. Поднял над головой крест и закричал: «Стойте, ребята! Вот вам командир!» Священник был ранен, крест пробили две пули, но воодушевленные солдаты и казаки смели турок» 32 .

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

  Цифры и факты ( Самые древние приходы: …Русской Православной Церкви, …в России, …в Москве; Сколько приходов в Православной Церкви; Почтовый адрес – по приходу; Чем отличалось село от деревни)//Фома. - – 2005. – С.34. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»). Реклама : - С.35.   Приходская жизнь в глобальной сети (Создание храмовых интернет-страничек – еще одно направление приходской деятельности)//Фома. - – 2005. - С.36-37. – (рубрика «Тема номера: Приход и прихожане »).                        ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.38-55. (на заставке – фото Сергея Титова) Числа: Сентябрь . Церковные праздники в сентябре/Редакция благодарит за помощь в подготовке рубрики «Числа» Вячеслава Игоревича Петрушко //Фома. - – 2005. – С.40 – 41. – (рубрика « Числа »). 1 сентября (19 августа по старому стилю) – празднование Донской иконы Божией Матери ; 8 сентября (26 августа по старому стилю) – Сретение Владимирской иконы Божией Матери , 610-летие спасения Москвы от нашествия Тамерлана (1395 год); 17 сентября (4 сентября по старому стилю) – день памяти святителя Митрофания , епископа Воронежского; 21 сентября (8 сентября по старому стилю) – Рождество Богородицы ; 22 сентября (9 сентября по старому стилю) – 490 лет со дня преставления в 1515 году преподобного Иосифа Волоцкого ; 26 сентября (13 сентября по старому стилю) – 1670 лет со дня освещения храма Воскресения Христова в Иерусалиме .   Вопрос – ответ:   Если бы Он умер другою смертью, то что? На вопросы читателей отвечает священник Александр Шрамко , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Минск//Фома. - – 2005. – С.42-43. – (рубрика « Вопрос – ответ»). Заданы вопросы: Если бы Христос умер Своей смертью, Он бы воскрес? А произошло бы наше спасение? Как Православная Церковь относится к процедурам искусственного оплодотворения? Почему женщин не пускают в алтарь? Год назад меня оставил муж. Мы венчаны. На церковный «развод» он подавать не хочет, хотя в ЗАГСе развелся. Если я подам прошение на расторжение нашего брака церковью, получится, что я оставляю его, а не наоборот. Что делать?

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-29-i...

Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: " Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим " . " Закон постничества такой, - пишет святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимнообщения " . Какие посты установлены Церковью Некоторые из православных постов постоянно бывают в одни и те же месяцы и числа, другие - в разные числа, поэтому православные посты делятся на преходящие и непреходящие. Посты могут быть также многодневными и однодневными. Многодневные посты, соответствующие четырем временам года и положенные Церковью перед великими праздниками, четыре раза в год призывают нас к духовному обновлению во славу Божию, так же как четыре раза в год обновляется во славу Божию сама природа. Посты духовно приготовляют нас к участию в святой радости грядущих праздников. Церковь установила два многодневных преходящих поста - Великий и Петров, дата которых устанавливается в зависимости даты Святого Воскресения (Пасхи), и два многодневных непреходящих - Успенский (или Богородичный) - с 1 по 14 августа (по старому стилю) - и Рождественский (или Филиппов) пост - с 15 ноября по 24 декабря (по старому стилю). Однодневные посты, установленные Церковью, - пост в день Воздвижения Креста Господня - 14 сентября (по старому стилю), пост в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа (по старому стилю), пост в навечерие Богоявления Господня - 5 января (по старому стилю). Кроме того, на протяжении всего года хранится пост среды и пятницы. Как поститься в среду и пятницу Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Числа: Март (Церковные даты марта)/Подготовил Роман Маханьков//Фома. - – Март 2006. – С.40-41. – (рубрика « Числа »). Представлены и прокомментированы даты: 2 марта (17 февраля по старому стилю). День памяти святителя Ермогена , Патриарха Московского и всея Руси ; 5 марта (20 февраля по старому стилю). Воспоминание Адамова изгнания ; 13 марта ( 28 февраля по старому стилю). День памяти священномученика Арсения, митрополита Ростовского (1772 г.); 15 марта ( 2 марта по старому стилю). Праздник в честь иконы Божией Матери «Державная »; 25 марта (12 марта по старому стилю). День памяти святителя Григория Двоеслова, папы Римского .   Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента) , диакон храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне. Не смерть, а успение . Родительская суббота – день поминовения усопших (предпоследняя суббота перед Великим Постом, вторая, третья и четвертая субботы Великого Поста)//Фома. - – март 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). Возрождение: Казанский собор на Красной площади, город Москва: Рассказывает настоятель Казанского собора протоиерей Николай Иноземцев. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – март 2006. – С.42-43. – (рубрика « Возрождение »). Начистоту: Протоиерей Всеволод Чаплин . / Рисунки Валерии Ярославцевой. Фото священника Сергия Новожилова//Фома. - – Март 2006. – С.44 – 48. – (рубрика « Начистоту »). публикации записок протоиерея Всеволода, начатой журналом «Фома» в за 2005 год (С.44-47). Лики и лица: Священномученик Николай Розов (родился 27 ноября 1877 г. – расстрелян 5 марта 1938 г.)/Материал подготовила Анастасия Верина //Фома. - – март 2006. – С.49. – (рубрика « Лики и лица »). Мир Библии: Иуда. Хроника одного предательства. Попытка исторической реконструкции/Автор Александр Ткаченко. Проиллюстрировано репродукциями картин Николая Ге, Джотто, Гелия Коржева//Фома. - – март 2006. – С.50-53. – (рубрика « Мир Библии »). Вопрос – ответ: Верую, Господи, помоги моему неверию. На вопросы читателей отвечает священник Александр Шрамко , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Минск//Фома. - – март 2006. – С.54. – (рубрика « Вопрос – ответ »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-35-m...

И опять следует отметить разницу в датах: – 4 августа 1799 г. 20 – 4(15) августа 1799 г. 21 – 4–6 августа 1799 г. 22 Вскоре А.В.Суворов тяжело заболел и скончался. Причем с датой его смерти наблюдается аналогичная всему вышерассмотренному картина: – 6 мая 1800 г. 23 – 6(18) мая 1800 г. 24 Внешне все отмеченные выше расхождения в датировках событий легко объяснимы: декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. вместо юлианского календаря был введен григорианский (западноевропейский) и принято «первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14-м февраля, второй день – 15-м и т.д.» 25 . В настоящее время все даты до 1 февраля 1918 г. в энциклопедических, справочных и научных изданиях указываются либо с двойной датировкой (по старому стилю и по новому стилю), либо с оговоркой используемого стиля. В научно-популярной литературе (а именно ее в большинстве своем и берут в руки рядовые читатели) этот момент присутствует далеко не всегда – в целях «разгрузки» и себя, и читателя автор зачастую использует только одну дату по своему усмотрению. Однако, как отмечает кандидат исторических наук, специалист по средневековой хронологии Павел Кузенков, «Русская православная церковь при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль руководствуется текущим правилом пересчета (+13)», и «п оскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события» 26 . С учетом всего вышесказанного ключевые даты жизни А.В. Суворова могут быть представлены в следующих вариациях (в нашем случае речь идет только об упомянутых по тексту датах): 1. Дата рождения: – 13 ноября 1730 г. (по старому стилю), – 24 ноября 1730 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 26 ноября 1730 г. (по новому стилю в церковном варианте); 2. Дата Кинбурнского сражения: – 1 октября 1787 г. (по старому стилю),

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

Поэтому разумно начать с Церкви и служить новогодние молебны именно по старому стилю, как это делали святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, и вся Россия вместе со своими Государями. Неужели наши великие святые для нас не авторитет, и мы не хотим встречать Новый год вместе с ними?! Кстати, у св.Иоанна Кронштадтского сохранилось множество глубоких проповедей на Новый год, сказанных в день памяти святителя Василия Великого, то есть 1 января. Прежде встреча Нового года совершалась литургически — служением Литургии, исповедью и причастием. Старые грехи оставлялись в старом году, а в Новый год входили со Христом. 1 января по старому стилю – великий праздник: день св.Василия Великого и Обрезания Господня. Именно в этот день — 8-й день после Рождения Спасителя — Ему было дано имя Иисус. Так что в этот день празднуется День имени Божия. Если задуматься, то 1 января по старому стилю становится наполненным великим духовным смыслом. В этот день обязательно служится Литургия, чем автоматически отменяется послеполуночное застолье и связанное с ним похмелье. Новый год отмечали днем после праздничной Литургии. С какой стати решили праздновать Новый год ночью? Русский Новый год становится трезвым новым годом (даже без помощи св.Вонифатия!). Новый год вместе с Иоанном Кронштадтским и всеми русскими святыми. Я являюсь сторонником возвращения к Юлианскому календарю и поэтому служу молебен на новолетие всегда и только 1 января по старому стилю. В этот день я чувствую большую благодать. Одна мысль, что в этот день молился о наступающем новолетии Всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский, его праздновала вся Россия вместе с Царской семьей, согревает душу и соединяет историческую память. Хочу в конце провозгласить новогоднее поздравление св.Иоанна Кронштадтского в этот день: «Итак, новый ли у нас год? Новое ли у нас сердце? Новый ли дух, т. е. дух кротости, смирения, воздержания, правды и святости? О небесном ли мудрствуем (Кол. 3, 2), полагаем ли друг за друга души свои, носим ли тяготы друг друга? (Гал. 6, 2). Милосерды ли, как Отец наш небесный милосерд есть? (Лук. 6, 36). Если так – то истинно с Новым годом поздравляю и себя и вас».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/13/na...

25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. В 2013 году празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской будет приходиться на 28 января (по старому стилю), как и указано в официальном календаре Издательства Московской Патриархии. Катехизическое, миссионерское, молодежное и социальное служение 31. Освященный Собор утверждает принятые Священным Синодом документы " О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви " , " Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви " и " Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви " . Вызывает удовлетворение активность епархий по применению этих документов, а также принятого Архиерейским Собором 2011 года документа " О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви " . Положительной оценки заслуживает, в частности, введение штатных единиц помощников благочинных по различным направлениям деятельности. За период до очередного Архиерейского Собора во всех епархиях следует завершить процесс замещения соответствующих должностей. При этом епархиальному начальству, благочинным и настоятелям приходов следует озаботиться достойной оплатой труда лиц, несущих такие послушания. Этот труд должен рассматриваться не как второстепенный, а как важная часть общецерковного служения. 32. Работа по профильным направлениям церковной деятельности, в том числе на уровне благочиний и приходов, должна осуществляться сотрудниками, прошедшими специальную подготовку. Профильным синодальным отделам при поддержке Учебного комитета следует продолжить уже начатую работу по созданию системы образования для помощников благочинных и настоятелей в области религиозного образования и катехизации, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Члены Архиерейского Собора одобряют представленные им Правила организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.

http://religare.ru/2_99566.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010