В июле 1991 года, в дни перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, храм посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. B cehmябpe 1991 года в соборе и на прилегающей территории начались реставрационно-восстановительные работы, которые продолжаются по сей день. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=291 Ярмарочный Александро-Невский собор построен в русском стиле по плану архитектора Килевейна в 1864-81 гг., в память посещения Нижнего Новгорода и ярмарки государем императором Александром Николаевичем и императрицею Марией Александровною в 1858 г. Освящен он был 20 июля 1881 г. в высочайшем присутствии государя императора Александра Александровича, императрицы Марии Федоровны, цесаревича Николая Александровича и других особ императорской фамилии. Храм этот строился на пожертвования и собранные с ярмарочного купечества деньги и стоил до полумиллиона. В нем четыре престола, из коих три расположены в ряд: главный – во имя св. и благов. князя Александра Невского, правый придельный – во имя св. равноапост. Марии Магдалины и левый – во имя св. Николая Мирликийского; четвертый престол, в западной части собора, на хорах (где устроена теплая церковь) – во имя преп. Макария Желтоводского. Из древностей в этом соборе замечательны иконы: распятие Господня, в виде креста, в серебряном окладе; Господа Вседержителя, св. Николая, преп. Макария Желтоводского и др.; напрестольный крест 1673 г., большое напрестольное Евангелие. Все эти древности приобретены из упраздненного Макарьевского Желтоводского мужского монастыря. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Нужда в новом вместительном соборе на Стрелке, в заокской части Нижнего Новгорода, сделалась очевидной к середине XIX века. Староярмарочный Спасский собор уже не мог вместить в себя всех гостей ярмарки, и в 1856 году было принято решение возвести ещё один, долженствовавший, кстати, увековечить посещение ярмарки молодым государем Александром II. Сбор пожертвований на строительство храма продолжался десять лет, общая сумма составила более четырёхсотпятидесяти тысяч рублей. Ещё до окончания сбора губернский архитектор Р. Я. Килевейн составил проект храма, а в 1864 году был заложен первый камень в основание будущего здания. Вскоре выяснилось, что килевейновский храм спроектирован слишком непрочным, и проект пришлось дорабатывать, в чём принимал непосредственное участие Лев Владимирович Даль, сын известного лингвиста Владимира Даля. Проект был составлен к концу 1867 года. 11 августа 1868 года состоялась повторная закладка в основание первого камня будущего собора на Стрелке.

http://sobory.ru/article/?object=01787

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет. Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски. В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек. По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война. Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы. Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

http://sobory.ru/article/?object=02251

В 1994 году собор был передан Русской православной церкви, начались реставрационные работы. К намеченному летом 1995 года освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II были восстановлены алтарь, ризница, притвор, вентиляция, подняты на звонницу новые колокола. Сегодня полностью восстановлено функционирование собора в соответствии с канонами церкви. В 2007 году Национальный банк Казахстана выпустил в обращение монету «Кафедральный собор» номиналом в 500 тенге из серебра.   сайт " Русская еженедельная газета " Единение " Строительство Туркестанского Кафедрального собора в Пушкинском парке было начато в 1904 году при епископе Туркестанском и Ташкентском Паисии (Виноградове). Проектировали собор местные архитекторы: Константин Аркадьевич Борисоглебский и Сергей Константинович Тропаревский. Общий надзор за строительством осуществлял областной инженер Андрей Павлович Зенков. Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы построен в 1907 году. Собор имеет три придела: центральный освящен в память праздника Вознесения Господня, южный - Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный Веры Надежды, Любови и матери их Софии, которых принято было считать покровителями Семиречья. Следует особо отметить труды главного строителя собора, начальника строительного отделения Семиреченского областного правления, подполковника Андрея Павловича Зенкова – автора гениальной инженерной идеи возведения в сейсмоопасной зоне грандиозного по высоте и объему деревянного здания. В 1911 году Кафедральный собор выдержал катастрофическое землетрясение, постигшее город Верный. Вознесенский собор является уникальным архитектурным сооружением. Это одно из высочайших в мире деревянных зданий, самый высокий в мире православный деревянный храм. Высшая точка на верхнем конце креста на главном куполе составляет 39,64 м, на верхушке колокольни – 46 м. Вместительность – 1,8 тыс. человек. Первым настоятелем собора был назначен протоиерей Алексий Шавров. В 1916 году в городе Верном учреждена кафедра викарного архиерея, на которую назначен епископ Пимен (Белоликов) с титулом Верненский и Семиреченский. 3 сентября 1918 года преосвященный Пимен был арестован и расстрелян без суда и следствия бойцами отряда Кихтенко. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года священномученик Пимен (Белоликов) прославлен для общецерковного почитания.

http://sobory.ru/article/?object=12220

— В качестве журналиста мне посчастливилось побывать в те дни в Костроме, и нам рассказали, что этот богоспасаемый город Великая княгиня посещала при жизни. — Да, она дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Узами духовной дружбы Елисавета Феодоровна была связана с игуменией Сусанной (Мельниковой) — настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, где в наши дни в «Игуменском» (Восточном) корпусе расположилось епархиальное управление Костромской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. Мой рабочий кабинет находился в тех самых покоях, где останавливалась Великая княгиня. В память о ее посещении на стене Восточного корпуса монастыря была открыта мемориальная доска. В 1992 году известный священнослужитель Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Виктор Потапов, настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора, передал мне две святыни — часть манжета ее монашеского одеяния и часть гроба преподобномученицы Елисаветы, в котором перевозилось из Алапаевска ее нетленное тело. В его приходе есть и иконы с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Отец Виктор говорил о глубоком почитании американцами Великой княгини Елисаветы Феодоровны, жизненный путь которой является хорошим примером для тех протестантов и католиков, которые решили перейти в Православие. — 17 мая исполнилось пять лет со дня подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. На мартовских торжествах в Усово говорилось о роли Елисаветы Феодоровны в этом историческом событии. — Об этом еще пять лет назад сказал и Святейший Патриарх Алексий II, подчеркнувший, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2564224...

В конце восьмидесятых годов ХХ века после 1918 года было заново установлено местоположение шахты, где приняли мученическую кончину святые преподобномученицы Елисавета и инокиня Варвара, члены семьи и Дома Романовых. На святом месте в 1991 году был установлен Поклонный крест. В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 году, рядом с шахтой построена часовня во имя Святой Преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 года была отслужена первая Божественная литургия под предстоятельством архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека, в те годы возглавлявшего епархию. 22 февраля 1995 года Священный Синод принял решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен тогда еще иеромонах, а ныне игумен Моисей (Пилатс). Игумен Моисей ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стали возделываться земли. 6 июля 1996 года был официально заложен первый камень под строительство монастырского храма. Освящение закладки фундамента было совершено при участии епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Первая Божественная литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 года, а 4 ноября 2000 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме. 23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращаясь к многочисленным богомольцам, он сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих – преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним». Сегодня монастырский комплекс, который находится неподалеку от Алапаевска, включает в себя Памятный крест над шахтой, где произошло злодеяние, четырехэтажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских, и совмещенный с ним братский корпус), часовню во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и новые строящиеся корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=03031

В мае 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. В молитве, читаемой перед иконой Божией матери «Августовская победа», есть такие слова: «Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, - и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших». В акафисте, в день празднования иконы поющемся гимне, отмечается, что «плач и стенания воцарились в стране нашей, поруганы слава и честь воинства Православного, забыли русские люди Твою икону Августовская Победа и лишь малый остаток верных память о сем видении сохранил, но Ты, Царица Небесная, Сама о той славной победе нам напоминаешь и на брань за землю Русскую людей Своих призываешь, в сердца наши надежду и мужество вселяешь». Сегодня это изображение Богородицы стало духовным символом противостояния новому витку агрессии против России и преданных ей регионов Донбасса. Ополченцы Юго-Востока становятся на молитву перед ней до начала очередных боевых действий. Несколько ранее русские воины молились рядом с ней во время чеченской военной компании, укрепляя свои дух и веру перед боем с экстремистами и террористами, направившими свои орудия убийства, как телесного, так и духовного против жителей России. Поэтому вполне закономерно, что в этот значимый для воинского братства России день, мы и решили задать серию вопросов одному из апологетов духовного вторжения на территорию Российской Федерации вопросы по существу появления его и его команды здесь, и последующего поэтапного продвижения во власть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В мае 36 года Мэйдзи (1903 г.) в память освящения собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Киото праведный Иоанн подарил храму святое Евангелие. В конце книги сохранилась собственноручная надпись святителя Николая о том, что Евангелие это – подарок отца Иоанна Кронштадтского. О Евангелии от кронштадтского батюшки упомянул и Святейший Патриарх Алексий II во время проповеди при посещении Киото в 2000 году. Святой Иоанн Кронштадтский обычно изображается на иконах с потиром в руках. Пастырь всегда подчеркивал важность участия в Божественной литургии и церковных таинствах. В Андреевском соборе, вмещавшем почти 7000 человек, каждый день совершалась Божественная литургия и, по русской пословице, «яблоку было негде упасть». Пастырь физически не мог уделить время каждому во время таинства исповеди, поэтому он стал прибегать к общей исповеди. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов в Японии оказалось несколько десятков тысяч русских военнопленных. Из них в лагере для военнопленных в Мацуяма находилось 3000 человек. Для совершения богослужений и треб в лагеря военнопленных святитель Николай направил православных священников-японцев. «Отец Сергий Судзуки из Мацуяма пишет: просит разрешить ему совершение общей исповеди, какую разрешено совершать отцу Иоанну Кронштадтскому, по причине слишком большого числа желающих исповедаться и причаститься у него. Отцу Сергию, очевидно, исповедовавшиеся у отца Иоанна офицеры рассказали об этой исповеди и настроили его просить о разрешении оной и ему. Действительно, в Мацуяма 3069 больных и здоровых пленных. Где же управиться одному с таким числом? Поэтому я не колеблясь разрешил ему и послал книжицу, где “генеральное исповедание грехов” с наставлением, чтобы после исповедных молитв один из исповедников громко и раздельно прочитал ее, после чего священник прочитает следующие за исповедью молитву и разрешение. Предпричастные канон и правило должны быть исполнены как обычно. Кто имеет что-либо особенное сказать на духу, тот должен исповедаться отдельно», – читаем в дневнике святителя Николая от 5 марта 1905 года. Из этой записи следует, что равноапостольный Николай Японский был хорошо знаком со служением праведного Иоанна Кронштадтского.

http://pravoslavie.ru/41388.html

В начале 1960-х гг. власти намеревались закрыть церковь и устроить в здании мастерскую по изготовлению гробов, но прихожанам удалось храм отстоять. Проводились реставрационные работы. Были изготовлены и вместе с куполами позолочены новые кресты из нержавеющей стали. В 1985 г. приступили к внутреннему ремонту и реставрации, свод над главным престолом был украшен вновь написанными фресками, заново написаны фрески с образами Воскресения и Вознесения Господня, трафаретные орнаменты и херувимы под куполами. Впервые на сводах появились фрески с образами святых Кирилла Туровского, Евфросинии Полоцкой, Афанасия Брестского. При входе в правый придел помещен образ Жировичской Божией Матери. Заново на холсте написаны надалтарные образы Рождества Христова и Покрова Пресвятой Богородицы и помещены на их прежнее место. Стены храма отделаны мрамором с деревянными багетами. В 1982-1983 гг. проведены обширные реставрационные работы: полностью восстановлен центральный купол путем изготовления из кирпича специального обжига нового барабана и устройства в нем окон, изготовлены и вместе с куполами позолочены новые кресты из нержавеющего металла, наружные стены освобождены от прежних наслоений красок и вновь окрашены специальным красящим составом. В 1991 г. рядом с храмом построили церковный дом. Здесь совершают таинство Крещения, проводят занятия воскресной школы, беседы с прихожанами. А наверху устроена звонница. Помещения второго этажа расписаны на сюжеты Богоявления и Рождества Христова. Есть росписи с ликами белорусских святых на фоне Свято-Александро-Невской церкви, художественная композиция на тему Крещения Руси. В год 100-летнего юбилея храм посетил Святейший Патриарх Алексий II и передал приходу икону святого благоверного князя Александра Невского. По материалам сайта: piligrim.by 2 июля 1895 года новое Военное кладбище в Минске было освящено и была проведена панихида по всем воинам, захороненным на старом кладбище. В месте пересечения тропинок кладбища был воздвигнут большой крест. Сделано это было в присутствии военного духовенства, военного начальства и представителей от всех частей Минского гарнизона. На месте креста было решено в будущем воздвигнуть часовню. Однако вскоре поступило новое предложение: построить на месте креста не часовню, а храм-памятник. Этот храм должен был увековечить память русских воинов, погибших во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

http://sobory.ru/article/?object=11531

В связи с кампанией за канонизацию Распутина и Ивана Грозного необходимо особо сказать о провокационной роли газеты " Русь Православная " . Я вспоминаю беседу с одним священником, очень искренним и благочестивым, который, несмотря на свое историческое образование, оставался читателем газеты " Русь Православная " от корки до корки. Помню, он мне показал одну из статей, где поливалась грязью церковная власть, Священный Синод, и утверждалось, что, вопреки заветам митрополита Петербургского Иоанна, Синод злокозненным образом не хочет канонизировать царя (это было до Архиерейского Собора). Я тогда сказал своему собрату: " Вот я свидетель, что как раз митрополит Иоанн на последнем заседании синодальной Комиссии по канонизации святых высказался очень определенно и решительно против прославления царя и при этом зачитал документ, составленный накануне. В этом документе отвергалась идея канонизации императора и императорской семьи " . Моему собеседнику мысль о том, что митрополит Иоанн мог быть против канонизации императора, показалась настолько несовместимой с его представлениями о нем, что он мне сказал тогда: " Вы клевещете на его память " . Вот как эта газета, грубо говоря, " водит за нос " своих читателей. Надо подчеркнуть, что главный редактор газеты " Русь Православная " очень хорошо понимает, что он делает и какие цели он преследует. Следует сказать несколько слов и относительно церковной дисциплины. Конечно, нет и не может быть никаких официальных церковных решений, которые бы выражали отрицательные суждения о тех или иных деятелях прошлого. Анафеме подвергаются лица здравствующие, а не уже представшие на Суд Божий. Поэтому и не может быть официального церковного постановления, где было бы сказано, что такой-то и такой-то никогда не будет канонизирован. Тем не менее, церковное отношение к тем или иным историческим деятелям находит свое выражение в выступлениях Предстоятеля Церкви. По меньшей мере для духовенства его суждения должны быть ориентиром, обязывающим ориентиром. После того как Святейший Патриарх Алексий II неоднократно назвал и саму идею канонизации Ивана Грозного и Распутина, и всю кампанию вокруг нее провокационной и вредной для Церкви, выступления в печати священнослужителей с иной, чем у Патриарха, позицией по этому вопросу могут рассматриваться только как грубое попрание церковной дисциплины. Для таковых авторов из духовенства дисциплинарные меры могут стать вполне естественными и необходимыми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1195...

В то самое время из-за сильного политического влияния Запада началось расшатывание единства Святой Руси. В этот процесс разрушения единого духовного пространства по злой политической воле включились некоторые немудрые и недальновидные церковные деятели. Когда святитель Алексий понял, какая огромная опасность нависла над Церковью Русской, он отправился в Константинополь и там получил у Константинопольского Патриарха подтверждение того, что он является архиепископом града Киева и Первосвятителем всей великой Руси. С большими трудностями святитель вернулся на Русь. Пересекая Черное море, он попал в опасную бурю. Ветер был столь силен, что почти не оставлял шансов выжить, и тогда святитель дал обет: если он вновь ступит на русскую землю, то почтит память святого того дня, когда это произойдет, строительством храма в его честь. И мы знаем, что позже святитель воздвиг дивный монастырь, посвятив обитель памяти святого, чьим заступничеством было отмечено его чудное избавление. Этим монастырем является Спасо-Андроников монастырь града Москвы. Святитель, исполняя миссию Первосвятителя земли Русской, стремился вернуть и южную часть Святой Руси, посетить епархии, помолиться со своим епископатом и верующим народом. Но злая политическая воля врагов всякий раз препятствовала ему совершить это паломничество в близкую его сердцу южную часть Святой Руси. Сколько клеветы, грязной лжи, беззаконных слов обрушивалось на святителя только потому, что он, будучи верен своей присяге и осуществляя в жизни служение, заложенное в его титуле, нес подвиг крестный, желая восстановить единство Церкви Русской, сохранить единство Святой Руси! Сегодня мы рукоположили архиерея, владыку Иакова, для вновь образованной северной епархии с центром в Нарьян-Маре. Это север Архангельской области, это арктические острова, такие как Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, где большую часть года длится зима, стужа, но где живут наши люди, которые не менее, чем мы здесь, в столице, а, может, и более, нуждаются в духовной поддержке. И вновь рукоположенный владыка, как и весь епископат Церкви нашей, должен помнить и слова апостола из послания к Филиппийцам, что слышали мы сегодня, и пример святителя Алексия.

http://patriarchia.ru/db/text/2035408.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010