Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах  «Союз» и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На малом входе состоялось прославление священномученика Григория Златорунского.  Протопресвитер Владимир Диваков и архимандрит Алексий (Туриков) вынесли из алтаря находившуюся на престоле икону священномученика. Протоиерей Андрей Бондаренко огласил постановление о включении священника Григория Златорунского в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: «На основании решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года определившего: " В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных  Синодальной комиссией по канонизации святых " (п. 14 Деяний о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века) и в связи с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2022 года,  журнал 76 , 1. Включить имя священника Григория Златорунского в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память священномученика Григория Златорунского совершать 8 июня по ст.ст./21 июня по н. ст. в день его кончины. 3. Честные останки священномученика Григория Златорунского, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора». Затем протоиерей Андрей Марущак прочитал жизнеописание святого.  При пении хором тропаря протопресвитер Владимир Диваков и архимандрит Алексий (Туриков) передали икону священномученика Григория Златорунского Святейшему Патриарху Кириллу. При пении хором величания Предстоятель Русской Православной Церкви благословил народ Божий иконой ныне прославленного святого. Затем икона была возложена на аналой для поклонения. 

http://patriarchia.ru/db/text/6056113.ht...

- Что вам запомнилось из вашей семинарской жизни? - Новорукоположенный диакон или священник должен проходить практику 40 дней. Иногда из-за нехватки духовенства на приходах практику укорачивают - бывает, только 2-3 недели служат. А я проходил практику 3 месяца! И сейчас очень благодарен отцу Софронию Смуку, который практику принимал. Через его руки прошли многие священники и архиереи Русской Церкви; он и до сего дня воспитывает молодое поколение духовенства. Ещё я хорошо помню свою исповедь перед рукоположением. Мне тогда духовник сказал важную мысль, которую я теперь пытаюсь донести своим духовным чадам: «Ты пришёл рукополагаться, и завтра владыка на тебя возложит руки, но это произойдёт не потому, что ты студент семинарии, а потому, что тебя так благословил Господь». Между семинарией и академией меня направили на приход, в Петропавловский собор Петродворца. Первую службу там совершал ныне покойный Патриарх Алексий II. К концу литургии под благословение к Святейшему выстроилась большая очередь: архиереи, потом священники, протодиаконы, и где-то там, в хвосте очереди, стояли мы. Святейший ласково заметил: «Молодые диаконы!» - и спросил, когда нас рукоположили. И такая отеческая, неподдельная любовь была в его обращении... То, что он был при моих первых шагах в Церкви, запомнилось на всю жизнь. Памятные встречи - Мы встречались со Святейшим и потом на богослужениях. У меня есть фотография с Патриархом Алексием II, - о. Алексий показывает немного выцветшую от солнца фотографию в рамке и продолжает, - она сделана в то время, когда я священником приехал на службу в Иоанновский монастырь на Карповке (он является официальной резиденцией Святейшего Патриарха в Санкт-Петербурге). После службы я подошёл к Святейшему и с трепетом спросил, можно ли с ним сфотографироваться. Он согласился. Я этот снимок очень берегу. Я благодарен митрополиту Владимиру за то, что он даёт возможность молодым священникам проявить себя. Когда в Санкт-Петербург приезжает Святейший - ведь это его родина, и он любит подчеркнуть, что большую часть жизни провёл в Ленинграде, - мы образуем некую «обойму» людей, которые сопровождают Патриарха. Он всегда совершает панихиду на могиле родителей на Большеохтинском кладбище и на могиле приснопоминаемого Никодима Ротова. Мы имеем возможность соприкоснуться с главой своей Церкви, получить из его рук благословение, помолиться вместе с ним. Это большая духовная радость, хотя и весь день проходит в огромном напряжении. Удивляешься, как Святейший выдерживает такой жёсткий график.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Второе многолетие возгласил протодиакон Зарубежной Церкви Евгений Бурбело: «Богохранимой стране Российстей и чадам ея, во Отечествии и рассеянии сущим, и всем православным христианом – многая лета!». Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр обменялись речами. «Радость озаряет наши сердца, – сказал Его Святейшество. – Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего. Преодолеваются церковные разделения – преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь – возрождается и наше Отечество». Напомнив слова Спасителя, сказавшего Своим ученикам «Мир вам!», митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подчеркнул: «Нынешний день утверждает эту истину и дарует нам радость единства. Ваше Святейшество, поздравляю Вас с этим великим событием, благодарю Бога, давшего нам силы для его свершения». Затем Святейший Патриарх обратился с приветствием к Главе Российского государства, отметив его участие в деле восстановления единства Поместной Русской Православной Церкви. Его Святейшество напомнил, что несколько лет назад В.В.Путин, находясь с визитом в Нью-Йорке, встретился с митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода Зарубежной Церкви. «В Вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. В память об состоявшемся событии Его Святейшество подарил В.В.Путину складень с образом Живоначальной Троицы, Владимирской иконой Божией Матери и иконой Собора новомучеников и исповедников Российских. Глава Российского государства обратился к присутствовавшим со словами приветствия. Он расценил подписание Акта как эпохальное событие не только в жизн Церкви, но и в жизни всего общества. Это событие положило конец более чем 80-летнему разделению Церкви в Отечетве и за рубежом.

http://pravoslavie.ru/22128.html

(на заставке – фото Павла Кузнецова) Ортодоксия: Свидетельство о Боге. Что такое Миропомазание? Автор - Роман Маханьков. Фото Екатерины Степановой, иеромонаха Агафангела (Белых)//Фома. - – октябрь 2005. – С.47-49. - (рубрика « Ортодоксия »). Числа: Октябрь . (Церковные даты в октябре). Редакция благодарит за помощь в подготовке рубрики Елену Максимову и Владислава Петрушко//Фома. - – октябрь 2005. – С.50-51. – (рубрика « Числа »). Названы даты: 6 октября (23 сентября по старому стилю). Память святителя Иннокентия Московского ; 9 октября (26 сентября). Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова ; 12 октября (29 сентября) - 655 лет со дня рождения святого благоверного князя Димитрия Донского (1350-1389); 19 октября (6 октября). Память апостола Фомы ; 27 октября (14 октября) – 500 лет со дня кончины Великого князя Московского Иоанна III (1440-1505).   Игнатий , епископ Петропавловский и Камчатский. 300 лет Православию на Камчатке. Фото Андрея Пахомова//Фома. - – октябрь 2005. – С.51. – (рубрика « Числа»). Начистоту:   Человек – царь или убийца? (Об отношении к животным). Письмо читателя -Владимира Кузина , г. Владимир и ответ на него священника Виталия Головатенко , настоятеля храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории. Подготовила Анна Ершова. Фото Евгения Глобенко, Олега Нехаева//Фома. - – октябрь 2005. – С.52-55. – (рубрика « Начистоту »). Лики и лица: Священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский Петр Федорович, 1862 –1937)//Фома. - – октябрь 2005. – С.56. – (рубрика « Лики и лица »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.57-88. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Современники: В монастырь не уходят – туда приходят . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отвечает на вопросы журнала «Фома». Фото Сергея Титова//Фома. - – октябрь 2005. – С.59-63. – (рубрика « Современники »). Дело: Отец «в кубе». Он усыновляет детдомовских детей. Он просто не может иначе. Он – деревенский священник. О священнике Валерии Херувимове , приход Святителя Николая Чудотворца в селе Коткишево Нейского района Костромской области и настоятеле храма иеромонахе Варфоломее ( Макарьеве ). Автор Александр Старостин. Фото Евгения Глобенко и из личного архива иеромонаха Варфоломея (Макарьева)//Фома. - – октябрь 2005. – С.64-69. – (рубрика « Дело»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-30-i...

Судя по малым остаткам первоначального стиля, как замечает наш ученый зодчий Каменский, здание сея в Москве вместе с теремами было одним из прекраснейших памятников гражданского зодчества в XVII столетии, который оправдывал и внешностью название свое потешного. Не останавливаясь на одной безгласной внешности сего здания, поищем в истории его значение, которое отчасти нам открывает быт Царского двора. Владельцем и строителем сего дома был Боярин Илья Данилович Милославский, которого предки в XV веке вышли из Польши. Неизвестно, с которого времени Милославские владели сим дворовым местом в Кремле; но построение палат Милославского с вероятностью относят к царствованию Алексия Михайловича и, без сомнение, к тому времени, когда сей Государь сочетался браком с дочерью Боярина Ильи Даниловича Мариею. В память сего события Царский тесть в своем доме 1653 года соорудил церковь , как свидетельствует надпись, высеченная на стене при входе в храм. 986 «Лета 7161 (1653) Сентября в 1 день, на память Священномученика Григория Великой Армении, при державе Благовернаго Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, и при Святейшем Никоне Патриархе создана и освящена сия церковь Пречистыя Богородицы честныя и славныя ее похвалы в дому у Боярина Ильи Даниловича Милославского». При этом храме с южной и северной стороны тогда же сооружены были два придела, один во имя Св. Алексия Божия человека, а другой в память Св. Марии Египтянины, тезоименитых Царю Алексию Михайловичу и первой его супруге Марьи Ильиничны. В книге первой ревизии 1722 года церковь ета упоминается на Потешном дворе; по в конце XVIII века она упразднена и теперь в запустении. В храмовые праздники Царь Алексий Михайлович нередко слушал в этой церкви божественную литургию, как по смерти тестя своего в 1668 году, так и при жизни первой своей супруги. 987 В Архивах нам не удалось открыть, когда и почему именно Боярский двор Милославских обращен в Царский Потешный дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Память о Патриархе Сергии жила в сердце отца Иоанна с юности. И она питалась не только благодарностью за то, что по сей день жива Русская Православная Церковь , но и за урок, полученный через Патриарха Сергия, в каком неприступном свете пребывает тот, кому Бог вручает Свою Церковь . Отец Иоанн нередко говорил, что Патриарх Сергий еще будет прославлен. В 1997 году отцу Иоанну передали часть архиерейского омофора и еще некоторые церковные предметы, принадлежавшие Святейшему Патриарху Сергию. Батюшка не счел возможным хранить у себя эти святые реликвии. Он послал их Патриарху Алексию II с сопроводительным письмом: «Преклоняясь пред подвигом трудов Святейшего Патриарха Сергия и посмертными тяготами его поношения, я считаю своим долгом передать сии ценности Вам, ибо они по праву должны принадлежать Церкви. Жду и уверен, что Господь еще скажет Свое слово и о Патриархе Сергии, открывая миру сокровенную тайну подвига его жизни». В ответ Святейший Патриарх Алексий II написал: «После Святителя Тихона и разгрома Церкви в 20-е годы на долю Святейшего Сергия легла задача как-то сохранить Церковь и возродить структуру ее управления. На своем малом опыте знаю, насколько великая лежит ответственность за будущее Церкви на ее Предстоятеле. Посему всегда уповаю на Ваши Святые молитвы». И дерзновенная молитва отца Иоанна сопутствовала всем нашим Первоиерархам, принявшим жребий церковного кормила в эти апокалиптические времена. Он причислял их труды к подвигу исповедников и новомучеников Российских. В 1990 году перед избранием преемника ушедшему Патриарху Господь дал отцу Иоанну осязать тяжесть вручаемого Патриарху жезла. Придя после литургии в свою келью, отец Иоанн попросил оградить его в этот день от посетителей. Он надел епитрахиль, чтобы молитвенно участвовать в деяниях Архиерейского Собора всей полноты Российской Церкви. Уединенно в глубокой тишине своей кельи батюшка молился. В какой-то момент он почувствовал, что не один в келье. Подняв взор к иконам, он увидел стоявшего в переднем углу Святейшего Патриарха Тихона. Неподалеку от него на кровати упирался крестом в потолок патриарший дорожный посох. Мысленно принял отец Иоанн Патриаршее благословение послужить ему, подав посох. Отец Иоанн устремился исполнять благословение, но сделать повеленное не смог. Посох оказался неподъемным. Беспомощно оглянувшись, он встретился с одобряющим взглядом Патриарха. Отец Иоанн принялся исследовать посох и понял, что его можно развинтить. Он начал трудиться. Продолжая работу, он еще раз вопрошающе глянул на Патриарха и убедился, что правильно понял благословение. Когда же отец Иоанн в третий раз поднял глаза, Патриарха уже не было, исчез и посох.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1839860.ht...

Святейший обещал как-то освятить больничный храм на территории 1-й Градской больницы, возрожденный главным врачом, Олегом Всеволодовичем Рутковским. Уже и главврач умер. Но труды, болезни, немощи не позволили Патриарху совершить освящение, и он благословил нас перед праздником Рождества совершить водосвятный молебен и начинать служить Литургию. Я написал прошение Патриарху. Владыка Арсений сказал: «Будет наречение во епископа 5 декабря, может быть, Святейший Патриарх сможет заехать к вам, Он будет в Даниловом монастыре. Ты напиши, я Ему передам». Я написал прошение, выражая надежду на то, что он приедет освятить храм. В храме были сделаны росписи. И до окончания этих работ мы не служили в этом храме. Написал Его Святейшеству и о том, что почивший Олег Всеволодович Рутковский, главный врач, очень хотел и очень ждал освящения храма Патриархом, и что хорошо было бы, если бы Святейший, приехав на освящение, помолился об упокоении храмоздателя присно поминаемого раба Божьего Олега. И то ли владыка Арсений ошибся, потому что наречение во епископа должно было быть шестого декабря, а не пятого, то ли я что-то перепутал. Но я в прошении так и написал: пятого декабря мы просим Вас приехать к нам, и, если можно, чтобы была возглашена вечная память Олегу Всеволодовичу. И что же? Пятого декабря, вместо памяти Олегу Всеволодовичу, в этом храме совершили первое после росписи алтаря богослужение, ставшее панихидой и по почившему Первоиерарху нашей Церкви, и провозгласили вечную память как присно поминаемому рабу Божьему Олегу, так и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Так что день этот день, 5 декабря, который должен был быть для нас радостным, оказался скорбным и печальным. Храм освятили не молитвы Святейшего Патриарха, а молитвы об упокоении Его души… Это первый Патриарх после святителя Тихона, который был избран свободно и свободно управлял Церковью. Его голос был очень авторитетен. Он иногда не соглашался с гражданской властью, и у него было свое мнение по поводу всего того, что совершалось и совершается в нашей стране. Он лично знал всех верховных лиц в государстве, при нем сменились три или даже четыре президента. И, конечно, это был великий человек с глубоким складом ума. Каждая проблема, государственная или частного характера, им решалась очень быстро. Он очень легко во все вникал, ему не надо было ничего объяснять, он все понимал буквально с полуслова.

http://pravmir.ru/ego-lyubov-vdoxnovlyal...

Все эти мощи хранились в ковчежце на Престоле Великомученицы Варвары и износились для поклонения только в дни памяти этих угодников Божиих. Теперь для них определено специальное место в храме, и каждый может возжечь свечу и со всей искренностью помолиться возле дорогой его сердцу святыни. С 1936 по 1945 г. Никольская церковь, как и все другие храмы города, была закрыта безбожной властью. 5 июля 1945 г. постановлением Священного Синода была образована упраздненная в 1936 г. Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой назначен освободившийся из ссылки Архиепископ Николай (Могилевский) (Впоследствии митрополит. Умер в 1955 г. В 2000 г. причислен к лику святых). В 1946 г. Никольская церковь была передана общине верующих. Вскоре по благословению Владыки Николая в цокольном этаже церкви под приделом святой Великомученицы Варвары был устроен небольшой храм в честь Успения Божией Матери. Современное состояние [ править править код ] 10 июня 1991 года по благословению архиепископа Алексия (Кутепова) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) была открыта церковно-приходская школа – одна из первых в Казахстане. Первые годы в ней обучалось около 300 детей и 100 взрослых. Школа работала всю неделю в две смены. С 2001 года дважды в неделю действуют вечерние богословские курсы для всех желающих. С 1995 года кафедра правящего архиерея Казахстанской епархии из Свято-Никольского собора перенесена в возвращенный Свято-Вознесенский собор. Весной 1995 года при активном содействии группы «Милосердие» на территории храма завершено сооружение Поклонного Креста – постамента в память о жертвах послереволюционных репрессий духовенства и мирян. Здесь в памятные родительские дни совершаются заупокойные богослужения. В июле 1995 года Казахстан с визитом впервые посетил Первосвятитель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и вся Руси Алексий II. Первым служением Святейшего на Казахстанской земле был молебен в Никольском соборе города Алма-Аты, вслед за которым Патриарх совершил заупокойную панихиду у поклонного креста, воздвигнутого во дворе собора в память всех православных христиан, безвинно пострадавших здесь в годы гонений.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

Св. Димитрий Ростовский в своих сочинениях ссылается на обличительные против раскольников послания Новоспасского Архимандрита Игнатия Римских-Корсакова, известного своею ревностью к православию и обращением заблуждавшихся в Костроме и Кинешме. Наконец, Новоспасский монастырь является рассадником Святителей Российских. Из Настоятелей его вышли три Московских Патриарха: Иов, Никон и Питирим; многие Митрополиты и Епископы, как значится в росписи Настоятелей. Блюститель Патриаршего престола и ревнитель просвещения, Митрополит Павел был пострижеником сего монастыря 70 . В основанный Патриархом Филаретом Феодоровский монастырь, за Никитскими воротами, в 1624 году переведено из Новоспасского шесть черноризцев для устроения там монашеского жития 71 . Цари Российские: Иоанн IV, Феодор I, Михаил, Алексий, Феодор II и Иоанн V нередко, а Царь Феодор Иоаннович всякую неделю 72 , посещали дом Спасов; на память родителей своих они там служили панихиды и раздавали щедрую милостыню, перед великим постом на сырной неделе они приезжали туда прощаться с предками своими. В св. четыредесятницы там уединялся иногда Патриарх Филарет. В дни поминовения Царских пресветлых родителей Патриархи Российские приезжали туда на служение, после которого жаловали деньгами Архимандрита, Келаря и братию, а нищим раздавали ручную милостыню 73 . Приведём, из многих, одно свидетельство Расходной книги Патриарха Филарета с 7137 по 7140 год 8: «Святейший Патриарх Филарет на масляной неделе, в пятницу, ездил в Спасский монастырь на Новое и пожаловал на молебен попу полтину, да ручные милостыни Архимандриту, да Келарю по полтине, на 81 брата по гривне человеку, да белым двум попам Сорокосвятскому, да Спасского подворья». Но всех чаще в Патриаршество своё посещал Новоспасскую обитель Никон и всех щедрее там раздавал милостыню 74 . До учреждения Штатов, Контора Св. Синода всегда посылала Архиереев для служения панихид на память Царских родителей. В дни поминовений Царских родителей и знаменитых бояр для монастырской братии учреждались особые трапезы (ставились кормы) 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010