29 января 1991 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором председательствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, было принято решение и благословлено открытие мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь. 29 марта 1991 года Архиепископом Тверским и Кашинским ВИКТОРОМ многолетний и бессменный (более 40 лет) настоятель Знаменского собора города Осташкова был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан, в память святого преподобного Вассиана Пертоминского (празднуется 18 июня по новому стилю). 10 апреля 1991 года был назначен наместником и строителем полуразрушенного монастыря Нило-Столобенская пустынь. С 2000 года член Епархиального совета. Особая историческая заслуга принадлежит отцу Вассиану в том, что батюшка сохранял чудотворные мощи преподобного Нила Столобенского, у которых он служил Богу всю свою священническую жизнь в Осташковской церкви в трудное советское время притеснения верующих. Мощи не раз безбожные власти во времена правления Н.С. Хрущёва планировали отобрать и передать их на исследование в Военно-медицинскую Академию. Но батюшка отстоял мощи и сберёг их как великую святыню нашей Русской Православной Церкви до времени Перенесения мощей обратно в Нилову пустынь из Осташкова 9 июля 1995 года, когда в город Осташков для Торжественного Перенесения мощей прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. Поистине батюшка был хранителем чудотворных мощей преподобного Нила — доступных для поклонения верующими во времена воинствующего атеизма и сохранившихся до нашего времени, благодаря отцу Вассиану. За самоотверженное, добросовестное служение Церкви Христовой Архимандрит Вассиан был награждён церковными наградами: — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени; — орденом святого преподобного Сергия Радонежского III степени в 2000 году; — орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени в 2002 году; — медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 1990 году архимандрит Вассиан возобновил ежегодное освящение истока реки Волга.

http://pravmir.ru/otoshyol-ko-gospodu-se...

Наиболее значимым для меня было возрождение почитания памяти святого апостола Варфоломея, который пострадал в городе Альбанополе — нынешнем Баку. Согласно церковному преданию, святой апостол Варфоломей претерпел мученическую кончину у подножия Девичьей башни: его сначала распяли, а затем с еще живого содрали кожу и отсекли голову, дабы он прекратил благовествовать Слово Божие. До 1937 года на месте его мученической кончины стояла удивительная по красоте часовня в честь святого ученика Христова. В годы безбожия власти старались стереть память о его подвигах и мученической кончине. Снесли часовню, место засыпали землей, а затем все заасфальтировали. Но все же верующие тайно по ночам приходили к подножию Девичьей башни и читали там акафист святому апостолу Варфоломею. Удалось найти экземпляр акафиста, написанный протоиереем Сергием Городцовым, впоследствии митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем, и напечатанный еще по благословению Святейшего Патриарха Тихона . После моего обращения в Правительство республики мы получили разрешение совершать богослужение на месте мученической кончины апостола. К тому времени были проведены археологические работы, в результате которых был найден сохранившийся фундамент часовни, а также древние строения вокруг самой Девичьей башни. Ежегодно 24 июня, в день памяти святого апостола Варфоломея, при большом стечении молящихся мы совершаем молебен с акафистным пением небесному покровителю Баку. В 2003 году в город была доставлена часть мощей святого апостола Варфоломея. Эта святыня пребывает в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц. Переиздали житие святого апостола и акафист. В 2001 году Азербайджан посетил Патриарх Алексий II, который вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший  Патриарх Московский и всея Руси) освятил кафедральный собор святых Жен-мироносиц после восстановления. Патриарх Алексий дважды посещал Баку — в 2009 и 2010 годах. Проблем было много, но нам не только удавалось открывать приходы, но и строить и восстанавливать храмы. Среди них — соборный храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Гяндже, кафедральный Успенский собор в Махачкале, собор в честь святого Георгия Победоносца в Кизляре. Важно и то, что не просто открывались приходы, строились храмы, но и то, что мы наполняли их людьми.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5354287...

Открывая церемонию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий тепло приветствовал ее участников и гостей, пожелав им благословенных успехов в трудах. В своей речи Патриарх отметил важность взаимодействия православных светских и религиозных деятелей в деле сохранения в обществе христианских нравственных норм. «Учение святых апостолов напоминает нам, что единство невозможно без самоотверженной и искренней любви, - подчеркнул Его Святейшество. - Как и в апостольские времена, сегодня следовать путем, указанным Господом Иисусом Христом и пройденным великими подвижниками благочестия, все также трудно. В двадцатом веке мир столкнулся с невиданными гонениями на Церковь, с разгулом богоборчества и богоотступничества. Отголоски недавнего прошлого слышны и поныне. Многие мощные силы посягают на духовное здоровье, нравственность и саму жизнь человека. Так называемые лидеры общественного мнения откровенно игнорируют и попирают вековые моральные нормы. Делаются попытки совершенно изгладить из жизни народов память о Боге, о христианских духовных корнях Европы. Порой даже праздник Рождества Христова в светских учреждениях и в школах требуют встречать без упоминания о Христе. Архипастыри и пастыри Православной Церкви не могут мириться с этим. Однако, без опоры на общество, без поддержки ответственных государственных деятелей усилия духовенства будет недостаточно. Для сохранения наших народов, как народов христианских, православных, нам надо выйти за рамки узконациональных или сиюминутных политических интересов». Прошедший 2004 год не был легким, он принес миру и России немало трагедий, подчеркнул Патриарх Алексий, отметив, что главным их источником было «вселенское зло террора». Награждение Патриарха Антиохийского Игнатия IV. Премия за 2002 год. Обращаясь к главной теме торжественного вечера, Предстоятель Русской Православной Церкви сердечно поздравил каждого из лауреатов премии 2004 года. «Свидетельствую, - сказал он, - что эти люди на деле воплощают любви к ближнему и являют образец высокого ответственного служения благу народов мира».

http://pravoslavie.ru/273.html

В крипте Смоленского храма Патриарший Местоблюститель совершил панихиду у гробницы митрополита Николая (Ярушевича), первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата († 1961). По завершении богослужения митрополит Кирилл поблагодарил всех, кто хранит память о владыке Николае. Мы должны помнить наших наставников, сказал иерарх: «Если помним наставников, то храним предание, а в предании передаются нам спасительные истины Божии, то, что теперь на современном языке называется ценностями. Подлинные ценности передаются через предания, поэтому все то, что помогает сохранять предание, традицию, имеет спасительное для всех нас значение». В домовом храме во имя святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил полиелей в сослужении наместника обители епископа Сергиево-Посадского Феогноста и монастырской братии в священном сане. 14 декабря Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В этот день отмечается престольный праздник домового храма в честь праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях обители. После чтения воскресного Евангелия о богатом юноше митрополит Кирилл обратился к присутствующим с проповедью, в которой отметил, что «всякое человеческое имущество, всякая человеческая сила есть слабость перед Богом». По завершении Литургии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную литию по почившему Патриарху Алексию. Перед началом литии владыка рассказал, что в день памяти святого праведного Филарета Милостивого священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Алексий II часто совершал здесь богослужения. Митрополит Кирилл подчеркнул, что во времена общих нестроений и потрясений Святейший Патриарх Алексий никогда не поддавался на соблазны и искушения, которым предавались многие, но «твердо, в соответствии с канонами и традициями, вел корабль русского Православия, ограждая его от внутренних потрясений и внешних вражеских наветов». «А потому имя Святейшего Патриарха Алексия навсегда вписано в историю нашей Церкви как имя созидателя и хранителя единства Русского Православия», — заключил архипастырь.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

По этой причине наши благословенные предшественники – Вселенские Патриархи – продолжали признавать последователей канонического порядка, коими являлись православные эстонцы в рассеянии. Их возглавил канонический митрополит Эстонии Высокопреосвященный Александр, сам ушедший в изгнание. После его смерти они (Вселенские Патриархи) назначили на вакантную должность в Эстонской Церкви исполняющего обязанности Предстоятеля вплоть до 1978 г. Поэтому мы не видим канонических препятствий для восстановления положений Патриаршего Томоса 1923 г. в нынешней свободной Эстонии, чего мы и желаем. Тем более мы верим, что никто не может присвоить себе канонического права на изменения в Эстонской Церкви, которые были насильственно введены сталинской диктатурой. Прежде всего, не могла этого сделать святая Русская Православная Церковь , которую особо жестоко преследовала сталинская тирания и которая понесла бесчисленные жертвы от этого антихристианского чудовища; Церковь , которая, не имея никаких возможностей для протеста, стала свидетелем разрушения знаменитого храма Христа Спасителя в Москве; Церковь, которая была вынуждена молча смиряться с уничтожением или осквернением десятков тысяч церквей и монастырей; Церковь, которая недавно праздновала во Христе свое освобождение от семидесятилетнего вавилонского пленения Сталиным и его соратниками по воинствующему атеизму. Мы знаем, кроме того, что наш возлюбленный брат, Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, не оставляет без внимания того факта, что, будучи рожден около 1929 г. в Эстонии, он крещен и провел свою молодость в автономной Церкви под омофором Вселенского Константинопольского Патриарха под Предстоятельством Высокопреосвященного митрополита Александра. Кроме того, отец Его Святейшества Михаил Ридигер учился в Таллиннской семинарии под началом митрополита Александра и, очевидно, им же в 1940 г. был посвящен в сан священника. Поэтому Его Святейшество Патриарх Алексий II определенно не станет отрицать канонического статуса тогдашней автономной Эстонской Церкви под Предстоятельством митрополита Александра, который оставил о себе блаженную память. Также не станет Его Святейшество выдвигать возражений канонического характера против восстановления канонического порядка в Эстонской Церкви, порядка, который позднее был упразднен сталинской тиранией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого Предстоятель Русской православной церкви и первоиерарх Зарубежной церкви сели за стол, причем не в золоченные кресла, как это делают министры и премьеры, а на табуретки с мягким зеленым покрытием. В 9.59 документ был подписан. Обычно Святейший Патриарх пользуется зелеными чернилами. Как было в этот раз, точно неизвестно. Авторучками стороны обмениваться не стали (позже владыка Лавр преподнес Алексию II список главной святыни РПЦЗ — иконы Божией Матери «Курская-Коренная», а Алексий II в ответ — сосуды для причастия, из которых в четверг причастились духовенство и верующие обеих ветвей Церкви, а также матерчатые платы, которые используют при совершении литургии). Патриарх и митрополит Лавр встали и со словами «Христос посреди нас! — И есть, будет!» троекратно облобызались. Было возглашено «Многая лета»: Святейшему Патриарху, митрополиту Лавру и «Богохранимой стране Российской и чадам ея, во Отечествии и рассеянии сущим, и всем православным христианам». Настал черед речей. Алексий II говорил не только о значимости «исторического события и преодоления противостояния в обществе», но и о заслугах президента Путина в этом процессе: «В Вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу». На память о дне восстановления церковного единства Его Святейшество подарил президенту складень (складную икону) с образом Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских. В свою очередь Владимир Путин подчеркнул: «Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова». Как раскололись В 1919 году в Ставрополе для окормления паствы на территориях, контролируемых Белой армией, было организовано Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) епархий Юго-Востока России. В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию. Наиболее авторитетные иерархи первоначально собирались затвориться в монастырях, а заботу о русской пастве за рубежом передать соответствующим Поместным церквам. Но, после того как генерал Врангель объявил о намерении сохранить военную организацию для борьбы с большевиками, ВВЦУ решило продолжить свою деятельность среди эмигрантов. 12 мая 1921 года ВВЦУ переехало из Стамбула в Сербию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Приветствуя по окончании богослужения Святейшего Владыку от имени православной общины Шанхая и всех соотечественников, проживающих на востоке Китая, протоиерей Алексий Киселевич особо подчеркнул, что совершенная Предстоятелем Русской Православной Церкви Литургия — первая в этом храме за последние полвека. На память о посещении Шанхая и совместной молитве отец Алексий преподнес Святейшему Патриарху картину с изображением кафедрального собора иконы Божией Матери «Споручница грешных» — работу молодого художника Алексея Веревкина, проживающего в Шанхае. Предстоятель Русской Церкви в своем слове подчеркнул: «Сегодня, действительно, великая радость. Замечательно, что первое богослужение в храме в честь образа Пресвятой Богородицы " Споручница грешных " после почти пятидесятилетнего перерыва совершалась в Пасхальные дни… Мы знаем на примере России и Китая, как периоды скорби сменились периодами возрождения. И сегодняшняя Божественная литургия в храме " Споручница грешных " — это тоже некий символ возрождения Китая». Выражая отдельную благодарность клирикам Китайской Автономной Православной Церкви священнику Михаилу Вану, протодиакону Евангелу Лу и иподиакону Папию Фу, Его Святейшество отметил, что, несмотря на возраст, в них чувствуется большая внутренняя сила. Вместе со всем китайским народом они переживали различные перипетии истории и ныне являются свидетелями возрождения Китая и возрождения этого святого храма. Отец Михаил Ван был рукоположен в 50-е годы ХХ столетия епископом Шанхайским Симеоном (Ду). Протодиакона Евангела Лу в 1950 году рукоположил архиепископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин), начальник последней XX Российской духовной миссии в Китае. Святейший Патриарх приветствовал всех православных верующих, собравшихся в храме: русских, китайцев, украинцев, белорусов, молдаван, греков, грузин, сербов, болгар. Он напомнил, что когда православный человек приезжает в какое-то место, он становится членом местной православной общины, подчеркнув: «Сегодня мы все, люди разных национальностей, собравшиеся в этом храме, — Китайская Церковь».

http://patriarchia.ru/db/text/2973635.ht...

В ноябре 1956 года Священный Синод Московского Патриархата даровал автономию Китайской Православной Церкви. Начиная с этого времени отец Евангел представлял епископа Шанхайского Симеона в Народном политическом консультативном совете Шанхая, участвовал в различных официальных мероприятиях. Протодиакон Евангел служил в кафедральном соборе Шанхая в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Но вскоре после кончины епископа Симеона в 1965 году все шанхайские храмы были закрыты. Наступало десятилетие «великой пролетарской культурной революции». Китайская Православная Церковь переживала суровые испытания. Религиозная жизнь в стране была фактически поставлена вне закона. Православные храмы были закрыты, значительная часть из них — разрушена. Лу Яфу был направлен на работу в городское управление по делам недвижимости, где трудился до пенсии. Однако и в этих стесненных обстоятельствах отец Евангел хранил в сердце огонь веры, совершал молитвы на дому, старался поддерживать общение с остававшимися в живых собратьями-священнослужителями, не теряя надежды на милость Божию и ожидая будущих изменений в стране. В период «политики реформ и открытости» Дэн Сяопина удалось добиться возобновления богослужений в Покровском храме Харбина. С 1986 года до своей смерти в 2000 году их совершал священник Григорий Чжу Шипу. Позднее при участии местных властей удалось воссоздать три храма в районах проживания русского этнического меньшинства: Синьцзяне и Внутренней Монголии. Но своих священников у этих общин нет до сих пор. В 2005 году для духовного окормления российских соотечественников в Шанхай прибыл клирик Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Киселевич. Он начал совершать богослужения на территории Генерального консульства России, а в праздничные дни, по согласованию с городскими властями, в арендуемом для богослужений Никольском храме, построенном в 1935 году русскими беженцами в память об императоре-исповеднике Николае II. 15 июня 2008 года, на праздник Пятидесятницы, протодиакон Евангел вместе с проживавшим в Шанхае священником Михаилом Ван Цюаньшэном († 2015) впервые смог принять участие в Божественной литургии в Российском генеральном консульстве. В этот праздничный день отцу протодиакону была вручена медаль преподобного Сергия Радонежского (I степени), которой его удостоил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С этого времени отец Евангел, когда позволяло здоровье, принимал участие в богослужениях, совершаемых протоиереем Алексием Киселевичем в Шанхае, приобщался святых Христовых таин.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protodiak...

– Когда святыни вывезли из Гатчины, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелянный в 1938-м году) с любовью украсил фотографии Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя вышитыми им самим ризами. В нашем соборе сейчас есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня, у которых мы молимся и с которыми ходим крестными ходами. В нашем соборе есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня После войны настоятелем собора был духовный отец преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский. Так как крестные ходы по улицам тогда были запрещены, при отце Петре крестный ход с изображениями святынь шел из верхнего храма собора в нижний. Сейчас в соборе идут реставрационные работы, и службы проводятся в нижнем храме, который уже отреставрирован. – Как возникла традиция проводить крестный ход со святынями? – В течение полувека (начиная с 1799 года) святыни находились в Зимнем дворце, в церкви Спаса Нерукотворного Образа. Во время освящения в 1852-м году Гатчинского Павловского собора, построенного в память Императора Павла, гатчинские жители обратились к Императору Николаю Павловичу с просьбой перенести в Павловский собор эти три святыни. Но он на это не согласился и повелел ежегодно приносить святыни для поклонения в Гатчину накануне дня празднования. И даже когда святыни покинули Россию, в Гатчине праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину оставался одним из самых любимых среди православных гатчинцев. 11/24 октября, в канун праздника, святыни переносили в Гатчинский дворец, где служилась вечерня, после чего торжественным крестным ходом шли по улицам города – в Павловский собор, где совершалась утреня, а на следующий день – литургия. Вплоть до революции святыни выставлялись для поклонения верующих на 10 дней. Когда Зимний дворец и его церковь разграбили, святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. А в конце 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил доставить их в Павловский собор Гатчины. Генерал П.Н. Краснов в романе «Понять-простить» описал, как 13 октября 1919 года после литургии и молебна последний крестный ход со святынями перед их уходом из России шел по городу под дождем со снегом. Позже будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский написал Патриарху Тихону о том, что после этого крестного хода святыни увезли в Эстонию, чтобы красные не уничтожили реликвии, не ограбили их драгоценные ризы. В присутствии графа Игнатьева и двух военных святыни забрал из собора настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский – будущий епископ Таллинский Исидор, ставший духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravoslavie.ru/156909.html

Надеюсь 12 декабря видеть Ваши архипастырские труды. С любовью + П. Алексий 16.XI.2008 " " Дорогой Владыко митрополит! Сердечно приветствую Ваше Высокопреосвященство из Мюнхена. Отдых у меня прервался мерцательной аритмией и пришлось для проведения кардио-версии выехать в Мюнхен. Пришлось проходить не только обследование, как предполагалось раньше, но и лечение. Осталась слабость, которая, по словам врачей, будет постепенно проходить. Сердечно благодарю Вас за святительские молитвы. Надеюсь 1 декабря вернуться в Москву. От души молитвенно желаю Вам, дорогой Владыко митрополит, помощи Божией в архипастырских трудах Ваших. С любовью + П. Алексий 28.XI.2008 " Это исключительное внимание Его Святейшества останется в памяти на всю жизнь. Возлюбленные о Господе! Совершая литию о новопреставленном Святейшем Патриархе Алексии, мы помянули и почивших в этом году клириков Московской епархии. Вот их имена: протоиерей Николай Кондратюк протоиерей Петр Ткачук протоиерей Зиновий Анисимов протоиерей Александр Хаустов протоиерей Николай Тронский протоиерей Георгий Тобалов протоиерей Александр Шередекин протоиерей Василий Дыгаев новопреставленный протоиерей Игорь Андреев священник Александр Чиликов священник Олег Якушев священник Анатолий Войнов священник Валерий Ежов протодиакон Сергий Моденский Вечная память и вечный покой почившим братьям нашим! В Московской епархии сегодня насчитывается 1324 храма, из которых 405 полностью восстановлено, 253 – вновь построено, в стадии строительства находятся 128 храмов. Приходам и монастырям Московской епархии принадлежит 286 часовен и 524 церковных дома. До сих пор не передано епархии 52 храма и 18 часовен. На 1099 приходах совершают свое служение 1281 клирик, из которых 1181 – в священническом сане и 100 – в диаконском. В 2008 году было совершено 72 священнических и 75 диаконских хиротонии. В 25 монастырях проживают 295 насельников: 95 – в мужских и 200 в женских. За прошедший год в 22 храмах был совершен чин их великого освящения. В этом году Коломенской Духовной семинарии исполнилось 285 лет со дня основания, которое мы торжественно отметили 2 декабря, в день памяти святителя Московского Филарета. За годы существования возрожденной Духовной школы ее закончили 327 человек, из которых 295 стали священнослужителями.

http://religare.ru/2_60752.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010