В 1932 г., после закрытия воронежского Троицкого Смоленского собора, Воронежский архиеп. сщмч. Захария (Лобов) перенес кафедру в Успенскую ц. Часть клириков храма уклонились в обновленчество (Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) объявил штат Успенской ц. состоящим в расколе). По доносу клириков, уклонившихся в раскол, были арестованы архиепископы Захария и Петр (Соколов) . В февр. 1940 г. Успенский храм был закрыт и передан горсоветом Осоавиахиму. Во время Отечественной войны сгорела кровля трапезной и неск. куполов храма, в стенах образовались трещины. Летом 1946 г. храм передали Гос. архиву Воронежской обл., в кон. 40-х гг. во время ремонта были уничтожены росписи. В 1969 г. Успенская ц. перешла в ведение краеведческого музея, приобрела статус памятника архитектуры республиканского (позже федерального) значения. Перед празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. и 300-летия Военно-морского флота была устроена гидроизоляция храма (после 1972 в результате затопления чаши Воронежского водохранилища храм оказался в болотистой местности). В сент. 1996 г. Успенская ц. была передана Воронежской епархии, стала приписной к Никольской ц., в авг. 2001 г. приобрела самостоятельный статус. В нояб. 1998 г. Успенский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 8 мая 2002 г. по благословению Воронежского митр. Мефодия (Немцова) в церкви была установлена мемориальная доска в память о воронежских моряках, погибших на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск» (автор - скульптор А. И. Кожевников). 12 июня 2002 г. на острове у храма воздвигнут деревянный крест в память 330-летия рождения имп. Петра I. В следующем году в храм передали флаг атомной подводной лодки «Воронеж». Арх.: РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Ч. 2. Л. 45-48; ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Арх.-следств. дела. Оп. 2. Д. 6014 [Арх.-следств. дело З. П. Лобова]; Оп. 2. Д. 23242 [Арх.-следств. дело П. И. Соколова]. Ист.: Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ.: Воронежские писцовые книги. Воронеж, 1891. Вып. 2. С. 18-19; Окладные книги Рязанской митрополии 1676 г.: Воронежский и Елецкий уезды/Предисл. Н. И. Поликарпова//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 105; Мат-лы по истории монашества на Дону/Сост. П. В. Никольский//Там же. 1903. Вып. 2. С. 212-213; Лукин Ф. М. Успенская ц. (бывш. Успенский мон-рь)//Там же. 1905. Вып. 5. Прил. С. 64-69.

http://pravenc.ru/text/155262.html

Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний " обновленческий " храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о.Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о.Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о.Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник - о. Анатолий Городецкий. В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадачно подыскивался " хозяин " собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец - картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором. 18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. Святыни: мощи прп. Иосафа Каменского, список иконы Божией Матери " Скоропослушница " , список иконы Спасителя " Обыденная " из Всеградского собора, икона княгини Анны Кашинской с частицей мощей. Особо чтимые праздники: 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма. 31 октября - Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении г. Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии). 27 мая - иконы Божией Матери «Скоропослушница» - в память о принесении иконы в г. Вологду.

http://sobory.ru/article/?object=08247

Конечно, оставались хранители священной памяти, которые помнили, где какие события происходили. Предания об этом передавались из поколения в поколение, но в языческом городе ничто не напоминало ни о древнем Иерусалиме, ни о Господе Иисусе Христе, Его апостолах и начале бытия христианской Церкви. Когда святая равноапостольная царица Елена благоустраивала Иерусалим в качестве паломнического христианского центра, были найдены места, на которых происходили евангельские события, и священные предметы, с которыми эти события были связаны. В частности, был найден святой крест. И в память об этом событии уже сегодня вечером и завтра мы будем праздновать Воздвижение Креста Господня. Нынешний праздник мы совершаем в память о возобновлении, а точнее, о строительстве, о построении храма, который сейчас известен как храм Гроба Господня — это храм Воскресения Христова. Событие это было настолько значимым в истории Церкви, что был установлен праздник, который полюбился и нашему русскому народу. Вот почему в России так много храмов в честь Воскресения Словущего. В одной только Москве их несколько. Думаю, что еще и потому полюбился этот праздник нашему русскому народу, что он дает возможность, как Вы сказали, отец Игорь, посреди осени отпраздновать Пасху, пропеть пасхальные песнопения, друг друга приветствовать древним христианским приветствием: «Христос Воскресе!» Сегодня мы, собравшись в этом святом храме, вспоминаем не только возобновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, но и возобновление этого святого храма. Помню, как покойный Святейший Патриарх Алексий II рассказывал, как в этом храме в советское время находилась фабрика по производству зонтов. Приближалось 1000-летие Крещения Руси, Данилов монастырь был уже возвращен Церкви, а в храме Воскресения Словущего все еще изготавливали зонты. И тогда был поставлен вопрос, чтобы, по крайней мере, вернуть исторический внешний облик храма, поставить кресты. Но люди, которые руководили фабрикой зонтов, возмутились: как же мы будем работать под крестами? Но Господу было угодно, чтобы фабрика по производству зонтов нашла новое место, а храм, по подобию древнего Иерусалимского храма, был возобновлен. Теперь здесь и кресты на куполах, и роспись на стенах, и совершается благолепное богослужение, и пасхальные песнопения, как подобает, звучат в престольный праздник — в день Воскресения Словущего.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Она оставила своему монастырю пример собственной веры, чистоты, незлобия, труда и жития ради Единого Сладчайшего Иисуса. Мы готовим документы на ее канонизацию. В сонме Новомучеников Российских уже прославлены сестры обители преподобномученицы Дария (Зайцева; память 1/14 марта) и Татиана (Фомичева; память 20 ноября/3 декабря). Вышло несколько книг, где о них подробно написано. Вообще, все наши предшественницы – люди удивительные. Внучка матушки Евгении, вторая настоятельница обители, тоже была строгой подвижницей, пламенной молитвенницей, стяжала дар непрестанной молитвы. У каждой из них есть чему поучиться современному христианину. Молитва сестер. Фото: Даниил Африн      – А каков был ваш путь в Аносин монастырь? – Я родилась в Мытищах, получила медицинское образование. Когда мы были молодыми, храмы были закрыты. Мне было 22 года, я уже работала и очень хотела потрудиться в обители. Монастыри в то время действовали только в Прибалтике и на Украине. Каждый год во время отпусков мы с мамой ездили в Спасо-Преображенскую пустынь Свято-Троицкого женского монастыря в Риге, где подвизались в течение месяца. В 29 лет я поступила в Покровский Хотьковский женский монастырь, в 33 года приняла постриг. В 2005 году Патриарх Алексий II благословил настоятельницей в Аносин монастырь. 21 марта 2013-го по благословению Святейшего Патриарха Кирилла возведена в сан игумении. – В вашем монастыре в основном подвизаются пожилые сестры. А молодые девушки приходят в обитель с желанием пожить, потрудиться? – Раньше было больше желающих, сейчас реже идут. – На ваш взгляд, с чем связано некоторое оскудение в «монашеских кадрах»? Архимандрит Тихон (Шевкунов) как-то отметил, что в наше время молодежи не хватает мужества и решимости встать на монашеский путь. – Бесспорно, время накладывает свой отпечаток. Борисоглебский Аносин женский монастырь. Фото: Даниил Африн / Что такое монастырь? Это тихая пристань, где подвизаются сестры во славу Божию. Где – послушание и молитва. Я очень люблю Аносино – уединенное, спокойное место.

http://pravoslavie.ru/81186.html

Протоиерей Иоанн Восторгов, один из первых новомучеников, тоже несколько лет трудился в той же самой Гяндже. Он был законоучителем в гимназии, сменив в этой должности будущего митрополита Кирилла (Смирнова). Память о нем тоже жива. В соборе Рождества Богородицы почитается священномученик Иоанн Ганчев. Он был настоятелем этого храма, потом его перевели на юг Азербайджана. Сохранился храм, в котором он служил и который расписывал (к сожалению, служителей у храма нет, поэтому он просто законсервирован). Его арестовали, выслали в Казахстан и в Карлаге расстреляли. Он прославлен в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников российских. Мой непосредственный предшественник епископ Митрофан (Поликарпов) погребен у нас в кафедральном соборе. Он скончался в 1934 году. Его сначала долго мытарили: он служил в Воронежской епархии , затем в Елабуге и других местах в Поволжье, а затем его направили сюда. Здесь он был ограничен в правах, ему редко позволяли совершать богослужение. Он был прекрасный проповедник. Его посадили за то, что в день памяти святителя Митрофана Воронежского, имя которого он носил в монашестве и земляком которого был, он в проповеди сказал, что святитель Митрофан был духовником императора Петра Великого, создателя российского Военно-морского флота. За эту фразу его посадили, а поскольку он был стар и немощен, он отсидел около года и его выпустили умирать. Он умер уже совершенно больной. Когда мы в Министерстве безопасности взяли его дело, то увидели, что там сохранилось его завещание. Он просил свой труд, монографию по святителю Митрофану Воронежскому, и свою панагию после кончины передать местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию . А себя он просил похоронить под фундаментом кафедрального собора г. Баку. И вот когда нам передали собор и мы познакомились с завещанием, я обратился к Святейшему Патриарху Алексию за благословением исполнить волю владыки Митрофана и перезахоронить его под фундаментом кафедрального собора. Святейший Патриарх Алексий благословил обустроить крипту в соборе. Мы обратились к властям, нам разрешили эксгумацию. Потом была проведена судебно-медицинская экспертиза. И вот он перезахоронен в нашем кафедральном соборе. Мы всегда 16 декабря, в день его кончины, проводим молитвенные чтения в его память.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2424097...

С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII и XIX веков: митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) – ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) – почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространению на Алтае веры Христовой; священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848), Бортсурманский, – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом дара исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом и великое множество людей с теплой верой и любовью ходят молиться на его могилу; игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: – праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); – свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II озвучил эти слова в Обращении к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года. Прошло более девяти лет. Но «провокаторы и враги Церкви» не успокоились, не унялись, не покаялись. Продолжают своё «чёрное дело». Единственным оправданием для себя имея всё то же: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Даже если этот человек Первосвященник. Об Иоанне Грозном Надо признаться, что к вышепоименованным «провокаторам», «врагам» и «псевдоревнителям» принадлежит и автор этих строк: да, я очень высоко оцениваю жизнь и деятельность Царя Иоанна Грозного; да, я благоговейно чту память невинно убиенного раба Божия Григория. Но, в то же время, у меня нет ни малейшего желания деканонизировать митр. Филиппа и преп. Корнилия. Имена «многих других» святых, «умученных Иваном Грозным», мне не известны. Известны имена государственных преступников, казнённых по его приказу. Но преступников Царю и полагается казнить. Когда святой равноапостольный князь Владимир, после своего Крещения, отказался было это делать, духовенству пришлось напоминать князю о его обязанности карать виновных, дабы не страдали невинные. Пожалеть и помиловать наркоторговца - значит, погубить многие молодые жизни, обречь этих обманутых молодых людей на преждевременную смерть, их близких - на душевные муки. Такая «жалость» к одному преступнику, которая оборачивается смертью и страданиями для десятков и сотен людей, не есть «человеколюбие»... Кстати, именно поэтому я долго не понимал и даже осуждал Государя Императора Николая II, считая его отношение к революционерам недостаточно жёстким и решительным. Потом, правда, пришло понимание, что коренная причина той кровавой бойни, в которую был ввергнут русский народ в 1917 году, - не в «слабохарактерности» Царя и не в «кровожадности» революционеров. Основная и главная причина - в самом русском народе, которому оказались не нужны ни Царь, ни даже Бог. Когда в 1565 году Царь Иоанн IV Васильевич Грозный, измученный интригами бояр, не желая проливать кровь, сложил с себя царский венец и уехал из Москвы в Александрову слободу, москвичи отправили за ним вдогонку «депутацию» упросить Царя вернуться на Трон, умолить его, чтоб он «государства не оставлял и их на расхищение волкам не давал». Когда в 1917 году Император Николай II, оказавшись в похожей ситуации, сделал то же самое, к нему с выражением верноподданнических чувств не пришел никто. А ведь на верность Царю в тогдашней России присягали все. На Дно поддержать Самодержца не поспешил НИКТО. ВОТ, за это и погрузились на «дно». Устремись тогда в 1917 году русские люди к ногам своего Царя, по примеру москвичей XVI века, - не пришлось бы захлёбываться слезами и кровью.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/21/...

Три года назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и с благословения владыки митрополита Феофана святыня, украшающая этот храм, побывала на благословенной земле Казахстанской. Прикасаясь к ней, получили благословение и утешились сотни тысяч людей. Икона была пронесена по всему Казахстану, побывала во всех крупных городах, столице республики, Южной столице — Алма-Ате, Кокчетаве, Караганде, Петропавловске, Павлодаре и других городах. Множество людей с верой и благоговением поклонились лику Царицы Небесной, испросили утверждения в вере, приложения надежды, любви ко Господу через любовь к ближним. Мы именуем Матерь Божию " Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим " . Ее молитва многое может. Разве может Сын отказать Своей Матери? Разве Божественный Сын не услышит молитв, которые возносит за нас Его Пречистая Матерь, Матерь Господа нашего, чтобы мы были не чужими, но своими Ему — по жизни, по делам, по поступкам (см. Еф. 2:19)? Мы привезли в этот храм точную копию, список образа, который почитается здесь, и освятили его через молитву, чинопоследование и окропление святой водой. Этот образ мы отвезем к нам, в Казахстан, народу Божиему для поддержки и утешения. Я искренне благодарю владыку митрополита Феофана за представленную возможность побывать на Казанской земле. Благодарю отца Алексия, который устроял сегодняшнюю радость молитвы и совершение церковного чинопоследования. Вас, дорогие братья и сестры, благодарю за молитву. Сегодня в церковном календаре — память одного из трех святителей Казанских. Мы почитаем священную троицу — Гурия, Варсонофия и Германа — и память святителя Гурия мы отметили, прикоснувшись к его честным мощам, испрашивая его духовного руководства в нашей жизни. Я желаю всем нам крепкой веры, сильной надежды и безграничной любви ко Творцу и Подателю всяческих благ — Господу нашему. И пусть Покров Царицы Небесной всегда пребывает с народом Божиим». В ответном слове настоятель храма Ярославских чудотворцев поблагодарил архипастыря за совместное служение Литургии. «Молимся всем приходом, чтобы образ Пресвятой Богородицы, который Вы сегодня освятили, был источником утешения и радости, окном в мир небесный для людей, которые будут приходить к нему и просить у Матери Божией помощи», — сказал протоиерей Алексий Чубаков.

http://patriarchia.ru/db/text/5464539.ht...

В своей речи Первосвятитель обратился к волнующей всех теме захвата заложников в Москве. " Мы скорбим о жертвах террора и благодарим Бога за спасение жизней большинства заложников " , - сказал Его Святейшество, подчеркнув, что эти трагические события не должны нарушить межнациональный и межрелигиозный мир в нашей стране. " Мы не можем ставить знак равенства между народом Чечни и террористами, захватившими заложников, тем более, что многие чеченцы тоже пострадали от рук экстремистов " , - отметил Святейший Патриарх. Святейший Владыка выразил убеждение, что Астраханская область являет собой пример сотрудничества, взаимопонимания и добрососедства между представителями различных религий и национальностей. Для библиотеки университета Святейший Патриарх передал комплект православной литературы. С особым нетерпением ждали Святейшего Патриарха Алексия в в социально-реабилитационном центре для девочек " Улитка " . В этом приюте временно проживают, а также получают психологическую и социальную помощь до 60 девочек от 5 до 18 лет. Воспитанницам " Улитки " Святейший Патриарх подарил детские иллюстрированные Библии и видеокамеру. В этот же день Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе города Астрахани. В воскресенье 27 октября Святейший Патриарх Алексий возглавил Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Сослужили Первоиерарху Русской Православной Церкви митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона, епископы Элистинский и Калмыцкий Зосима, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. Этот храм, в советское время использовавшийся под обувной склад, был возвращен Церкви десять лет назад. За это время был полностью восстановлен внешний облик церкви, расписаны своды, установлен иконостас, многие иконы в котором расшиты бисером. Бисером расшита и огромная храмовая икона Божией Матери " Казанская " . Уменьшенную копию этого образа настоятель и прихожане подарили Святейшему Патриарху Алексию на молитвенную память о посещении Казанского храма.

http://zavet.ru/news/0210/n29-1.htm

Да это видно и простому смертному. До кого не донеслись речи и письма Диомида, тех поразило сидение в подземелье то ли еретиков, то ли просто глубоко нездоровых граждан- " поганковцев " . Еще более серьезная проблема назревает на Украине. Все три президента страны добивались и добиваются создания автокефальной (независимой от РПЦ) церкви. Для укрепления единства с нашими украинскими братьями Святейший патриарх предложил вполне конкретные меры: расширение связей епархий и паломничества в Киев и другие города. Знаковым для верующих стало бы и появление нового общего великого праздника. - Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, " идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго " (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как " средний " праздник, - заявил Патриарх. - А ведь Крещение Руси, совершенное святым князем, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Алексий II предложил Собору обратиться к президентам России, Украины и Белоруссии с просьбой внести день памяти равноапостольного князя Владимира в календарь государственных праздников, чтобы он отмечался подобно Дню славянской письменности. Возможно, президенты согласятся. Но укрепит ли он единство Церкви? Политическое вмешательство в дела православной церкви на Украине не ослабевает. А ведь именно это назвал причиной раскола Святейший патриарх. В июле в Киеве будут отмечать 1020-летие Крещения Руси. Однако Виктор Ющенко уже сделал немало, чтобы крайне затруднительно стало участие в торжествах Алексия II. Украинский лидер пригласил не только предстоятеля Русской православной церкви, но и Константинопольского патриарха Варфоломея. Мало того, что это нарушение церковного протокола, так еще и отношения с Константинополем сейчас у Московского патриархата, мягко говоря, напряженные. А уж представить себе Патриарха Московского рядом с отлученным от Церкви главой непризнанного " Киевского патриархата " Михаилом Денисенко (Филаретом) и вовсе невозможно. Именно этого скорее всего и добивается президент Ющенко.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010