Совершенство Бога-Христа не может быть воспето должным образом. “Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... и самой жизни (души) своей, тот не может быть Моим учеником” (Лк. 14, 26). Появление внутри нас сей святой “ненависти” знаменует собою приближение к созерцанию сего святого таинства. Кому было дано сие страшное благословение, тот начинает познавать “единого истинного Бога, и посланного Им Иисуса Христа” (ср. Ин. 17, 3), и поставляется он на пороге входа в царство непоколебимое. Прекрасное описание пути спасения нашего имеем в 12-ой главе послания Апостола Павла к Евреям. “Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, то не хвались как бы не получивший” (ср. 1 Кор. 4, 7). Господь, дававший мне в мои младенческие годы видеть Его Свет с простотою детского возраста, попустил мне пережить подобное Адамову падение. Но Он не покинул меня до конца: Он дал мне понять, куда я удалялся от Него (ср. Лк. 15, 13-24). Параллельно с тем, Он излил на меня в потоках слез моих благодать сокрушения о содеянном мною. В начальный период я был полным невеждой в учении Святых Отцов-аскетов. Происходившее со мной во всем превышало меня, и я, невежда, рыдал в раскаянии моем, зная, что недостоин прощения. Тоска по Отце была всепоглощающею. Настолько, что когда пожигавшее меня пламя прелагалось в Свет, то я не мог внимать сему дару, и самоосуждение на “тьму кромешную” не покидало меня. Пламя невыносимого стыда испепеляло меня: “я оставил Его за ненадобностью для меня: я превзошел Его в моем разумении Первого Бытия”. Я молился лежа ниц: я не смел взглянуть на Него. Я ненавидел самого себя. Человек, взятый в своей отдельности, не располагает возможностью идти в одиночку за Христом: слишком грандиозна картина, раскрывающаяся пред ним. Здравый умом отстранится от самодовольства и взыщет надежных свидетелей: “не напрасно ли он подвизается” (ср. Гал. 2, 2). Свидетели же, естественно, должны избираться среди тех, которые в древности последовали Христу, а также и среди современников своих той же веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

   О теплоте говорит, например, авва Филимон: «Непрестанною молитвою... отверзаются умные очи сердца... и бывает великая радость и сильно воспламеняется в душе неудержимое божественное желание, причем совосхищается туда же и плоть действием Духа, и человек весь делается духовным». И снова тот же писатель учит о «некоем неизреченном и горячем чувстве при согреянни плоти от Духа, так что весь человек станет духовным».    О том же ощущении «особой теплоты в сердце и пламени, которое не жгло, а орошало и услаждало» говорится и в житии Максима Кавсокаливита.    Еще ранее преп. Максим Исповедник учил: «Когда ум возносится к Богу..., то озяраемый божественным безмерным светом, он безучастен ко всему сотворенному».    Св. Исаак Сирин в Слове 59 поучает: «от напряженного делания рождается безмерная горячность, распаляется в сердце горячим помышлением, впервые появляющимся в уме... Это созерцание порождает горячность, а от него рождается слезный поток». А в Слове 69: «Слезы, ударение себя по голове во время молитвы и падение ниц с горячностью пробуждают в сердце горячность сладости».    О той же теплоте около сердца говорит Иоанн Лествичник и св. Илия Екдик. И у св. Макария Великого читаем о свете, обожествляющем душу».    Кроме этих свидетельств из святоотеческой и аскетической письменности не следует забывать и нашего литургического богословия. Церковь постоянно молится о духовном просвещении верных. Так, в сорокодневной молитве родильнице читается в отношении к младенцу: «… яко Ты привел еси e и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света». «Умного», т. е. умопостигаемого. Чинопоследование крещения неоднократно в себе содержит моление о просвещении крещаемого; в молитве на 8-й день по крещении сказано: «Сам, Владыко, Господи просвещение лица Твоего в сердце его озаряти выну благоволи…» И все это потому, что «есть другой свет, который, по противоположности с первым (т. е. физическим) и по характеру среды, где он обнаруживается, м. б. назван внутренним, духовным. Этот свет столь же реален, так же важен для жизни духовной, сколь и как реален и важен первый в мире физическом, для жизни органической. Лишь при наличии этого света становится доступным озерцание предметов и красоты духовного мира. Только при условии «внутреннего» освещения в той или другой степени возможен правильный рост, цветение и плодоношение души», — так написано в одной очень трезвой, церковной, умной и в духе святоотеческой мистики статье А. Туберовского. Автор основывается на учении преп. Макария Великого, св. Григория Богослова, пр. Симеона и др. аскетических и мистических писателей Православия. Все его патриотические ссылки приводятся в подтверждение евангельских текстов Мф. VII:22-23 и Лк. XI:33-36.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

...никто не считает, что вместообразы (νττυπα) являются святыми таинствами Тела и Крови Христа, но они являются хлебом и вином, предложенными, чтобы измениться в Тело и Кровь Христа (Sophr. Hieros. Comment. liturg.//PG. 87γ. Col. 3984CD). Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» объясняет: Если же некоторые и называли хлеб и вино вместообразами (νττυπα) Тела и Крови Господней, как говорил богоносный Василий, то разумели здесь их не после освящения, но до освящения, назвав так самое приношение (Ioan. Damasc. De fide orth.//PG. 94. Col. 1152–1153). Таким образом, даже если хлеб и вино, принесенные в дар на проскомидии, еще не преложены в Тело и Кровь Христовы, они более не принадлежат повседневному миру, поскольку они стали дарами, и поэтому отеческая традиция называет их «вместообразами» (νττυπα) Тела и Крови Христа. Комментируя этот термин, Н. Мулинье объясняет, что во время Тайной Вечери, как и во время литургической проскомидии, хлеб и вино, принесенные в дар Христом как символ его послушания, становятся «вместообразами» (νττυπα), элементами, изъятыми из профанной сферы, отмеченными и предназначенными стать Телом и Кровью Христа 354 . Как заметил архиеп. Георгий (Вагнер), впервые показал типологическую связь между тем, что является символом, и тем, что станет реальностью, Феодор Мопсуестийский, когда истолковал великий вход как символ Страстей, который должен еще раз стать реальностью: Через посредство образов мы должны видеть Христа, Который ведется на страдание... Когда в священных сосудах, в чаше и на дискосе, выходит жертва, которая будет принесена, ты должен видеть в ней нашего Господа Христа, ведомого на Страсть (Theod. Mops. Hom. catech. 15. 25–26//Les Homelies catechetiques de Theodore de Mopsueste/Ed. et trad. R. Tonneau, R. Devresse. Vatican, 1949. P. 503–507. (Studi e testi; 145)). Тем не менее свт. Симеон Солунский считает излишеством падение ниц в этот момент, так как преложения еще не было. Он подчеркивает, что необходимо различать великий вход литургии, когда переносятся на алтарь «вместообразы» Тела и Крови Христа, от великого входа литургии Преждеосвященных Даров, когда переносятся истинные Тело и Кровь Христа (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 98//PG. 155. Col. 293).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«Ибо предстояло священному месту испытать поругание…», δια τ μλλειν ες καταφρνησιν ρχεσθαι τν τπον…, слав.: «Зане хотяше приити место в поругание», – вин. с неопред.: – по причине того, что священное место готовилось придти в поругание. 2Мак.3:19 женщины, опоясав грудь вретищами, толпами ходили по улицам; уединенные девы иные бежали к воротам, другие – на стены, а иные смотрели из окон, «Толпами ходили по улицам…», κατ τς οδος επλθυνον, точнее слав.: «на путех умножахуся», т. е. собирались в массы. 2Мак.3:20–21 все же, простирая к небу руки, молились. Трогательно было, как народ толпами бросался ниц, а сильно смущенный первосвященник стоял в ожидании. «Трогательно было, как народ толпами бросался ниц…», " Ελεεν δην τν το πλθους παμμιγ πρπτωσιν…, слав. точнее: «умилително же бе множества смешеное падение…», т. е. одновременное падение ниц множества народа, представлявшего смесь всевозможных возрастов, состояний и положений, «а сильно смущенный первосвященник стоял в ожидании». Слав. текст продолжает эту мысль иначе, в тесной связи и отношении подлежащего в отношении к сказуемому без посредствующего «как»: – «умилително бе… падение, и зело бедствующаго архиереа чаяние…» (греч.: λεεν δν….. πρπτωσιν, την τε το μεγλως διαγωνιτος αρχιερως προσδοκαν). По-русски – точнее этот оборот речи должен бы быть выражен так: «умилительно же было соединенное падение ниц всего множества народа и ожидание совершенно растерявшегося первосвященника…» В διαγωνιντος – само по себе есть уже усиление – нечто гораздо большее простого αγωνιντας; но здесь оно еще усиливается более через прибавление μεγλως, – обозначая совершенную растерянность первосвященника. 2Мак.3:22–24 Они умоляли Вседержителя Бога вверенное сохранить в целости вверившим. А Илиодор исполнял предположенное. Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, быв поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот я взвешиваю все это, и мне становится горько. Когда же я оцениваю мою утрату, то бремя моих скорбей становится все тяжелее. Так я ношусь то туда, то сюда, по волнам великого моря, и челн души моей колеблют мощные порывы страшной бури, и, вспоминая свою прежнюю жизнь, бросаю взгляд назад, и вижу берег оставшийся, и тяжко вздыхаю. А что всего печальнее, – продолжал старец, – меня, беспомощного, все дальше и дальше уносят огромные морские волны, и мне уже не видно покинутой мною пристани. Вот в этом-то и состоит падение души, что сперва, утратив какое-либо благо, прежде ей принадлежащее, она еще помнит о своей утрате, потом, опускаясь все ниже, о ней забывает и, наконец, в ее памяти не остается ничего из того, что приобрела она когда-то. Порой увеличивает мою скорбь и воспоминание о житии тех людей, которые всей душой служили Богу, они угодили Господу своими неослабными подвигами и наследовали вечный покой душам своим... Старец замолк и низко склонил свою голову. Брат сидел около старца и тоже молчал. Потом он стал плакать и отирать свои слезы полой подрясника. Старец поднял свою голову и, посмотрев на него, спросил: – Что это, брат, или и тебя я навел на печальные мысли? – Нет, – ответил брат, – я плачу от радости. – А что тебя радует? Моя беспечная жизнь и моя скорбь об этом? – Да, твоя скорбь и твое раскаяние. – Меня и Сам Бог , наверное, не простит, напрасно и печалиться мне! – Бог простит, и я прощаю тебя, – сказал брат уверенно. Старец обернулся и поглядел на брата, но, какой ужас! Около него никого не было. Место, где сидел брат, было пусто. – Горе мне, – сказал старец, – я видел Ангела- Хранителя своего. Он принимает и малое сокрушение. Сказав сие, он горько заплакал. Затем, войдя в свою келию, он повергся ниц пред святыми иконами и долго не хотел решиться. Только слышны были его вопли и чуть различимые слова: – Я оскорблял тебя и не внимал твоим советам. И когда ты говорил мне о добром, я пренебрегал твоими наставлениями. Как мать своего ребенка, ты хранил меня; как кормилица за свое любимое дитя, ты заступаешься за меня; как любящий отец терпеливо воспитываешь сына своего родного, так ты, Ангел мой Хранитель, жалеешь меня...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Все же, что относится к священному тайноводству, он изъяснил в таинственном смысле 753 , именно: что означает вход иереев в храме, что – кафедра архиерея на возвышении 754 , стояние около него (священников), чин и образ псалмопения и чтения, затворение дверей и целование пред этим, падение ниц непосвященных в храме 755 и вообще все, что совершается в тот страшный час. Впрочем никакая, как и сам я сознаю, другая речь не в состоянии ясно предста- —46— Ркп. Б. κα τν τηλικοτων ν αυτ δξασϑαι τν περληψιν. λλ γρ μχρι τνος περ λγων κα συγγραμμτων κα λλων πονημτων το σοφο л.105 διξειμι, ν πντων μνησϑναι κα ν μρος δοναι τ λγ σον δοκε μοι, ε κα ψμμον ϑαλσοης πειρμην ναμετρεν κα στρας να πρς να παριϑμεν; Οκον τ περ κενων λγειν παρες, πρς λλα τρψω τν λγον, ντεϑεν κα μλλον τ ν πϑεσι καρτερικν το γενναου παριστν κα διαφανστατον. вить это, хотя бы и было употреблено много слов об этом, – один только тот, кто сочинил это, и может сказать об этом так, как именно сказал он, и иметь в себе представление о таких предметах. Но до коле же я буду говорить о рассуждениях, сочинениях и других трудах премудрого, кои все упомянуть и подробно передать словом кажется мне подобным тому, как если бы я стал пытаться измерять песок морской и перечислять по одиночке звезды? Поэтому, прекрати в речь о них, обращу слово свое к другому и отсюда начну представлять преимущественно достославнейшее долготерпение благородного мужа в страданиях. XXIII. ρτι τονυν Κνσταντι τ πογν ρακλεου τν βασιλεαν διποντι κα τος ννατον τατην νσαντι πολλν τ τος κακοδξοις, οα κα ατ τος σοις κατισχημν δεδωκτι τν παησαν κα πντα τς πονηρς λμης μπλσαντι, τοτ δ τε καϑ’ ρμν τν λλων κεχωρηκτι κα περ τν ν μ φροντς γνεται οχ μετρα, πυϑομν δη ς ο ν ατ XXIV. (XVII 29). 761 А так как он знал и виновника, – разве мог он незнать человека, столь извстного всем и на виду у всех 762 светившего своим учением, – то отдает приказ немедленно привести Святого к нему во дворец, полагая, что если он захватит его, то будет властвовать и над всеми другими.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается частных молитв, то они прочитывались каждым молящимся евреем про себя тихо, без возглашения 480 . Временем совершения молитвы считалось: утро (время утренней жертвы, около 3-х час. после восхода солнца), полдень и вечер (время вечерней жертвы, около 3-х час. пополудни, ср. Пс. 55по евр., Дан. 6611 ; Деян. 3:1; 10:9, 30 ). Становясь на молитву, еврей должен был предварительно омыть тело, а в случае невозможности сделать это, – по крайней мере омыть руки. Во время молитвы он обязан был обращать свое лицо к тому месту, где находился древний храм (ср. Дан. 6:11 ). Что касается положения тела во время молитвы, то оно должно было соответствовать содержанию читаемых молитв, при чем различалось четыре вида молитвенного положения: «кида» ( ) – поникновение головы до плеч; «кериа» ( ) глубокий поклон всем телом (до колен); «берика» ( ) – преклонение, т. е. опущение на колена; и «гиштахава» ( ) – простертие всем телом на земле, или падение ниц 481 (ср. Неем. 8:6 ). Соблюдая надлежащее положение тела во время молитвы, евреи обязаны были читать и слушать их с надлежащим вниманием и благоговением. В некоторых случаях присутствующие в синагоге были обязаны всем собранием делать припевы, своевременное произнесение которых должно было доказывать, что они со вниманием относятся ко всему тому, что совершается в молитвенном собрании. Наиболее часто употребляемою формулою общественного припева было слово: «аминь» ( ) ср. Неем. 8:6 ; 1Кор. 14:16 ). Чтение молитв чередовалось с чтением или пением псалмов 482 , а также с чтением Св. Писания вообще. б) Чтение Св. Писания. С писание у евреев разделялось на три отдела: закон, пророков и агиографы (ср. Лук. 24:44 ). Для синагогального чтения избирались преимущественно два первых отдела, из третьего же отдела, кроме Псалтири, читались книга Екклезиаст (в праздник Кущей), Песнь песней (в праздник Пасхи), Плач Иеремии (в обычные посты и в праздник разрушения Иерусалима), Руфь (в праздник Пятидесятницы) и Есфирь (в праздник Пурим).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Во всех четырех Евангелиях описан арест Иисуса Христа в Гефсимании, однако только евангелист Иоанн приводит одну важную деталь, ускользнувшую от внимания других евангелистов: когда Иисус вышел навстречу воинам, они вместо того, чтобы взять Его, отступили назад и упали ниц. Приведем рассказ евангелиста: Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я ( εγ ειμ). Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я ( εγ ειμ)», – они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал им: Я сказал вам, что это Я ( εγ εμι); итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса, и связали Его 138 В чем причина столь неадекватного поведения воинов? Существует предположение, что в ответ на вопрос воинов Иисус произнес то самое священное имя Яхве, буквально означающее «Я есмь», которое произносить было строго запрещено: услышав это имя из Его уст, иудейские служители и воины пали ниц в страхе и трепете. Во всяком случае, греческое выражение εγ ειμ (рус. «это Я», слав. «Я есмь»), трижды употребленное евангелистом, вполне соответствует смыслу еврейского Yahweh, а если учесть, что это имя было окружено совершенно особым почитанием, то в поведении воинов нет ничего необычного: падение ниц было наиболее естественной реакцией всякого иудея, который бы услышал священное имя Божие. Рассказ о земной жизни Иисуса Христа заканчивается в Евангелиях описаниями Его явлений ученикам после воскресения. Последнее наставление Христа ученикам перед вознесением по-разному описано у евангелистов-синоптиков. В Евангелии от Матфея Иисус говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» 139 . У Марка последнее наставление Иисуса звучит так: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» 140 . У Луки Христос говорит ученикам следующее: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах » 141 . Что же касается Евангелия от Иоанна, то в нем последнее наставление Иисуса ученикам вообще не описывается; рассказ же о воскресении завершается словами: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

11 восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. 11 восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. 12 Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. 12 Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. 13 Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; 13 Скончався вмале исполни лета долга: 14 ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, 14 угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия: 15 что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. 15 людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных его и посещение во избранных его. 16 Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного; 16 Осудит же праведник умираяй живых нечестивых, и юность скончавшаяся скоро долголетную старость неправеднаго. 17 ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; 17 Узрят бо кончину премудраго и не уразумеют, что усоветова о нем и во что утверди его Господь: 18 они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; 18 узрят и уничижат его, Господь же посмеется им: 19 и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; 19 и будут посем в падение безчестно и во укоризну в мертвых в век: яко расторгнет их безгласны ниц и поколеблет их от оснований, и даже до последних опустеют и будут в болезни, и память их погибнет: 20 в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их. 20 приидут в помышление грехов своих боязливии, и обличат их противу беззакония их. Редакция текста от: 22.03.2008 20:16:04

http://drevo-info.ru/articles/9600.html

15 яко аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь саваоф имя мне. 16 И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: " ты Мой народ " . 16 Положу словеса моя во уста твоя и под сению руки моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю: и речет сиону: людие мои есте вы. 17 Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. 17 Востани, востани, воскресени, Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси, 18 Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил. 18 и не бысть утешаяй тебе от всех чад твоих, яже родил еси, и не бысть подемлющаго руки твоея, ниже от всех сынов твоих, ихже вознесл еси. 19 Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? - опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя? 19 Два сия противна тебе, кто сожалеет тебе? падение и сокрушение, глад и мечь, кто утешит тя? 20 Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего. 20 Сынове твои обнищавшии, седяще на краи всякаго исхода, яко свекла недовареная, исполнени ярости Господни, разслаблени Господем Богом. 21 Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. 21 Сего ради слыши, смиренный и упивыйся не вином: 22 Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, 22 тако глаголет Господь Бог судяй людем своим: се, взях от руки твоея чашу падения, фиал ярости моея, и не приложиши ксему пити ея: 23 и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: " пади ниц, чтобы нам пройти по тебе " ; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих. 23 и вложу ю в руце преобидевших тя и смиривших тя, иже рекоша души твоей: преклонися, да минем: и положил еси равно земли плещы твоя отвне мимоходящым.

http://drevo-info.ru/articles/9837.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010