Превращение Фив в независимое жреческое княжество имело своим следствием не только падение империи, но также, разумеется, и распад царства. Отныне жрецы – князья Фив. Верховные жрецы Амона либо правят всей страной, либо поддерживают независимость Фив. Так как первое им редко удавалось, то результатом было постоянное распадение и разделение, что продолжалось в более или менее выраженной форме 450 лет или более того, считая с возвышения Херихора и Несубанебдеда в конце XI столетия 127 . Дипломатичный Херихор поддерживал фикцию соединённых Обеих Стран, владыкой которых он называл себя, как если бы он действительно ими правил. С изумительной лживостью уснащал он свою титулатуру ссылками на своё вселенское могущество и утверждал, что сирийские князья ежедневно склоняются ниц перед его мощью. К счастью, мы хорошо осведомлены из повести о злоключениях Унуамона в Доре и Библе о том, как в действительности относились сирийские царьки к Херихору. Теория и практика управления верховного жреца были не таковы, чтобы вызвать к себе уважение сирийцев. Основанное им государство было чистейшей теократией. Уже в дни Тутмоса III и Хатшепсут мы находим замечательные примеры вмешательства Амона в правительственные дела. Сам Тутмос III был коронован по повелению оракула бога, Хатшепсут по его приказанию воздвигла свои обелиски и отправила флот в Пунт. Но эти и тому подобные примеры вмешательства бога происходили в исключительных случаях. При теократическом правлении Херихора подобные оракулы стали неотъемлемой частью правительственного механизма. Всё, чего верховный жрец хотел достигнуть законным путём, могло быть санкционировано в любое время специальным оракулом бога, и благодаря особому устройству священное изображение, перед лицом которого верховный жрец возвещал свою волю, неизменно подтверждало её сильным кивком головы или даже словами. Все завещания и передачи имущества, исходившие от членов семейства верховного жреца, основывались на оракулах Амона, и гражданские документы стали, таким образом, божественными декретами. Политические изгнанники возвращались назад в силу оракула бога. Уголовные дела судились перед его лицом, и на основании его решений уличённые в преступлении предавались смерти. При разборе дела храмового служащего, несомненно, фаворита верховного жреца два документа были положены перед богом, один, объявляющий привлечённого к суду виновным в растрате храмовых доходов, а другой – свидетельствующий о его невиновности в этом преступлении. Бог схватил последний документ и тем возвестил невиновность обвиняемого. Жреческое плутовство, управлявшее, если нужно, наперекор закону и справедливости, давало возможность верховному жрецу сообщать божественную санкцию всему, что он желал осуществить 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Скачать epub pdf Часть вторая. Как изображается ветхий завет ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 1. Девять чинов ангельских Сонм святых ангелов, по изъяснению св. Дионисия Ареопагита , состоит из девяти чинов, кои разделяются на три лика. Первый лик: престолы, херувимы, серафимы Престолы изображаются как огненные колеса с многоочитыми крыльями вокруг, вставленные одно в другое и образующие собою как бы царский престол. А херувимы пишутся в виде одной головы с двумя крылами; серафимы же – с шестью крылами, из коих двумя прикрывают лица свои, двумя ноги, и двумя летают; в руках своих они держат рипиды со словами: Свят, Свят, Свят. Так видел их пророк Исаия (гл. 6). Тетраморфон Изображается так: шестокрылый ангел, имеющий венец вокруг головы своей, обеими руками держит Евангелие у своих персей. Среди двух крыльев, простертых вверх от головы его, пишется орел, у правого крыла подле плеча – лев, а у левого, так же подле плеча, – вол. Эти животные смотрят вверх, а когтями и стопами своими держат Евангелия. Так видел их пророк Иезекииль (гл. 1). Второй лик, называемый Украшение, составляют гоподства, силы и власти Они изображаются в длинных стихарях, препоясанные златозелеными орарями и в десных руках держащие золотые жезлы, а в шуйцах – шары с буквою X , означающею Христа. Третий лик составляют начала, архангелы и ангелы Они изображаются в воинских доспехах, препоясанные золотыми поясами, и в руках держащие древка с секирами и копьями на концах [Таких изображений не видать в афонских монастырях. Там ангелы сего лика пишутся в стихарях с посошками, кои вывершены крестиками]. 2. Падение денницы. Исайи гл. 14 На небе Христос, как царь, сидит на престоле и держит Евангелие, в котором написано: «видех сатану, яко молниию с небеса спадша» (Лук. гл. 10). Вокруг Его ангельские лики стоят со страхом, а среди них Михаил указывает им на Христа, держа хартию со словами: «станем добре, станем со страхом: приидите поклонимся цареви нашему Богу». Под ними видны горы и среди них большая расселина с надписью: тартар. Полчища денницы низвергаются с неба: с верхних кругов стремглав летят ангелы, еще не темные, пониже них – другие ангелы, темные, еще ниже – темнейшие, гораздо ниже – полубесы и полуангелы, черные и страшные демоны, а ниже всех их в тартаре денница диавол, всех темнее и ужаснее, лежит ниц, а смотрит вверх. 3. Сотворение Адама

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

О священнодействиях церковных при богослужении Священные действия, которые совершаются при богослужении, имеют символическое значение, то есть собою знаменуют, что-либо означают 24 . Все народы во время молитвы выражают действиями свою просьбу, свое благодарение, свое благоговение Богу. Они наклоняют свои головы, поклоняются, становятся на колени, подымают руки к небу, простираются к земле. Эти действия при молитве, общие у всех народов, также совершаются и христианами православной Церкви и указываются ее Уставом. Главопреклонение Устав указывает чаще всего при чтении священником молитвы тайно, при этом бывает возглашение: «Главы ваша Господеви приклоните»; «Главы наша Господеви приклоним». Главопреклонение выражает покорность Богу, смирение пред Ним. Во многих молитвах главопреклонных говорится о преклонении выи. Поклоны Устав церковный назначает большие и малые. Под малыми поклонами разумеются те, при которых рукою можно достать до земли, при великих поклонах до земли достигают головою. Поклоном выражается почтение, а также испрашивается милость. Коленопреклонение соединяется с глубокою молитвою ( Лк. 22:40 ; Деян. 9:40 ). В дни поста оно совершается при произнесении молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота». Воздеяние рук служит знаком возношения умов и сердец к Богу, живущему на небесах ( Пс. 149:2 ; 1Тим. 2:8 ). На литургии священник воздевает руки к небу пред началом литургии, во время пения Херувимской песни, пред благословением Святых Даров. Падение ниц , или повержение лица на землю, выражает высшую степень смирения, преданности Богу ( Мф. 26:39 ), покаяния ( 1Кор. 14:25 ). В дни поста святая Церковь повелевает верующим повергаться на землю во время великого повечерия, при чтении молитвы «Владыко многомилостиво, а также на литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех» и при перенесении Даров во время пения «Ныне силы небесныя». К обрядам собственно православной христианской Церкви и более общим при службах принадлежат: крестное знамение, благословение священнослужителей, возжение светильников, каждение в храме, открытие и закрытие царских врат и завесы 25 . Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

4) Дуновение , взятое из примера Иисуса Христа ( Ин.20.22 ), употребляется ныне в чине оглашения, как символ изгнания нечистого духа. 5) Омовение рук , взятое из иудейской Церкви, внушает хранить чистоту души, напоминает об умовении Иисусом Христом ног апостолов и об умовении рук Пилатом перед осуждением Господа на смерть. 6) Помазание священным елеем есть символ мира с Богом, духовной радости и благодати исцеляющей. 7) Стрижение волос , взятое от иудейских назореев ( Суд.13:5 ; Деян.18:18 ), есть символ рабского служения Христу. 8) Каждение есть символ благодати, отгоняющей демонов ( Тов.8:2–3 ), означает и Славу Божию ( 3Цар.8:10 ), и возношение наших молитв к Небу ( Пс.140:2 ). 9) Отверстие царских Врат и отнятием завесы означается и яснейшее раскрытие Таин Божиих, и явление Иисуса Христа людям. 10) Взаимное целование , бывшее в древности, за литургией, у всех молящихся, ныне соблюдается за литургией только между сослужащими, а у мирян – только на Пасху; оно есть знак взаимной любви христианской. б) К молитвенным обрядам принадлежат: 1) Крестное знамение , в котором три первые, сложенные вместе, перста (пальца) означают Святую Троицу; остальные два, пригнутые к ладони, – Сына Божия в двух естествах, а также сошествие Его на землю; движение руки, изображающей Крест Христов: приложение перстов к челу, груди и плечам – освящение ума, сердца и действий. 2) Поклоны , если делаются нами в ответ на осенение крестом или Евангелием, означают благодарность; если соединяются с молитвою, означают прошение. Земные поклоны в Великий пост называются метаниями , ибо выражают чувства покаяния ( μετανο α). 3) Коленопреклонение есть символ покаяния, смирения и покорности Богу. 4) Падение ниц – сравнение себя с перстию земною. 5) Наклонением главы при чтении Евангелия выражается внимание, при перенесении Святых Даров – благоговение, при чтении молитвы главопреклонения – покорность Деснице Божией. 6) Возжжением свечей означается пламенность молитв, чистота сердца, духовный свет и радость, а если свеча зажжена от нашего усердия, то она есть жертва Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И, открыв его, увидел, что не зажегся. Падая ниц, он опять призвал Господа, говоря: “Знаю, Господи, что брань была для того, чтобы получить мне венец, и я не устоял на ногах своих, сделавшись, напротив, за плотское удовольствие повинным мучению нечестивых. Итак, пощади меня, Господи! Ибо вот я опять исповедаю мою гнусность пред Твоей благостью, пред Ангелами Твоими и всеми праведниками, и если бы не было соблазна, исповедал бы и пред людьми. Ущедри мою душу, да научу я и других. Ей, Господи, оживотвори меня!” Помолившись таким образом трижды, он был услышан. И, встав, увидел светильник светло горящим, возрадовался надеждой на Бога, укрепился радостью сердца, подивился благодати Божией… Этот огонь в светильнике он сохранял во все свои дни, подливая масла и оправляя сверху, чтобы не угас. Таким образом, Дух Божий опять вселился в него, и он, смиренномудрый, сделался всем известен по своему исповеданию и благодарению Бога. (Древний патерик. 1874. С. 112. 44). 699. Согрешивший брат победил отчаяние и, надеясь на милость Божию, принес покаяние и спасся См. также: Надежда ; Отчаяние . Некий брат, пребывавший в Енате, монастыре Александрийском, впал в грех, и от сильной печали бесы привели его в отчаяние. Но он как, искусный и опытный подвижник, убедив себя в благом уповании, говорил: “Верую щедротам Божиим, что Бог сотворит со мной милость.” Когда он так говорил, то бесы возражали: “Почему ты знаешь, что Бог сотворит с тобой милость?” Он отвечал им: “Вы кто? Что вам за дело, сделал ли я или не сделал? Вы – сыны тьмы и геенны и наследники погибели. Если Бог милостив и благ, то вам что до этого?” Таким образом, бесы, будучи посрамлены братом, отступили от него без всякого успеха. Брат упованием на милость Божию и с помощью Божией пришел к покаянию и спасся. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 451. 32). 700. Брат, впавший в блуд, в самом падении одержал победу над диаволом тем, что отринул помыслы отчаяния и вернулся в келию См. также: Блуд ; Надежда ; Отчаяние . Брат пошел почерпнуть воды из реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Быт.43:23 . Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. Домоправитель Иосифа, может быть, проникшийся религиозностью и благочестием последнего, успокаивает сыновей Иакова указанием на то, что найденное ими в мешках серебро есть чрезвычайный дар их Бога и что уплаченные ими деньги он получил. Особенно успокоительно на братьев Иосифа подействовало приведение к ним Симеона. Только теперь они спокойно вступают в дом, где и оказаны были им знаки восточного гостеприимства, и они приготовились и приготовили свои подарки к предстоящей встрече с Иосифом. Быт.43:26 . И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. Поднесение подарков и падение ниц – обычные на Востоке формы приветствия лиц высокопоставленных, особенно властителей. В падении ниц всех братьев пред Иосифом с буквальной точностью исполнились давние сны Иосифа, в свое время послужившие источником злоключений Иосифа: не только все братья теперь преклонялись пред Иосифом, но в лице их преклонились пред ним и отец их всех, и мать Иосифа – Рахиль (в лице Вениамина). Сама обстановка свидания – при покупке хлеба – напоминала о первом сне Иосифа, по содержанию относящаяся к земледельчески-хозяйственному быту, к собиранию хлеба. Быт.43:27–28 . Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились. Иосиф с братской любовью к братьям и сыновней почтительностью и нежностью к отцу осведомляется о здоровье первых и последнего, и братья снова, в чувстве благодарности к милостивому правителю Египта, преклоняются пред ним. LXX в ст. 28 добавляют: κα επεν Ελογητς νθρωπος κενος τ θε (ср. слав, и рус.): может быть, в этой глоссе выражалось воззрение еврейское о неуместности преклонения пред человеком (ср. Есф. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешных преставлен бысть: восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия: людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных его и посещение во избранных его. Осудит же праведник умираяй живых нечестивых, и юность скончавшаяся скоро долголетную старость неправеднаго. Узрят бо кончину премудраго и не уразумеют, что усоветова о нем и во что утверди его Господь: узрят и уничижат его, Господь же посмеется им: и будут посем в падение безчестно и во укоризну в мертвых в век: яко расторгнет их безгласны ниц и поколеблет их от оснований, и даже до последних опустеют и будут в болезни, и память их погибнет: приидут в помышление грехов своих боязливии, и обличат их противу беззакония их. На литии стихиры самогласны Глас 6: Преподобнии отцы наши, мученицы доблии и преподобнии, приимите моления наша и принесите я ко престолу Божию, емуже ныне предстоите в радости, и исходатайствуйте обители вашей твердое в вере стояние, братии же Мгарстей во подвизех крепости, и спасения душам нашим Глас 8: Виждь, братие Мгарская, како ныне небесныя купно с земными торжествуют в памяти сонма преподобномучеников, темже и подражай их ревности о спасении, да с нимиже и в пакибытии пребудеши, предстоящи светлому лицу Божию в нескончаемыя веки. Слава, глас 2: Егда снизшли есте, о мученицы, в ров смертный, тогда отверзошася вам врата небесная; вам бо страждущим, лицы мученичестии радовахуся; безумнии же, вас убивающии, омрачахуся, жизни бо вечныя лишахуся; крови же истекающей, питие жизни улучили есте; темже молитеся со дерзновением о всех нас. И ныне, Богородичен, глас тойже Непроходимая врата тайно запечатствованная, благословенная Богородице Дево, приими моления наша, и принеси Твоему Сыну и Богу, да спасет Тобою души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Какие внешние знаки употребляются и должны употребляться православными во время молитвы? О. Во-первых, крестное знамение, во-вторых, стояние на молитве, наклонение головы, преклонение колен и земные поклоны. В. Как творится православными и должно слагаться крестное знамение? О. Слагают три первые пальца правой руки, т. е. большой, указательный и средний; потом при словах молитвы неторопливо возлагаются эти пальцы сначала на лоб, потом на грудь, потом на правое плечо и наконец на левое. Непременно нужно при крестном знамении касаться и правого плеча и левого, а не делать его небрежно. В. Что означает такое крестное знамение? О. Мы слагаем первые три пальца правой руки в постоянное памятование о Святой Троице. Возложением крестного знамения на лоб, мы посвящаем наш ум Богу, и просим, чтобы Он освятил наши мысли. Возложение крестного знамения на грудь означает наше желание освятить наше сердце. Возлагается крестное знамение на плечи, в знак того, что мы Господу готовы посвятить все наши силы и душевные и телесные. А делая на себе знак креста, мы выражаем свою веру в то, что нашу душу Христос освятил Своими страданиями на кресте. В. Что означает стояние на молитве? О. Стояние на молитве выражает благоговейное положение просителя и лица благодарящего и славословящего подобно ангелам, стоящим пред престолом Божиим. Когда мы просим кого-либо из высоких людей, то, конечно, просим не сидя, а стоя. В. Что означает наклонение головы? О. Послушание и преданность в волю Божию. В. А преклонение колен? О. Сознание молящимся тяжести грехов и смирение. В. А падение ниц и земные поклоны? О. Это означает совершенное бессилие самого человека и неспособность без благодати Божией исправиться в жизни и более и более улучшаться. Глава вторая § 57. О молитве Господней В. Какая самая первая молитва в Церкви Христианской? О. Молитва Господня. В. Как она читается? В. Разъясните ее в кратких словах. О. Отче наш , Иже еси на небесех. О, Отец наш небесный! Да святится Имя Твое! Помоги нам нашими святыми делами прославлять Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Мы отрицаемся от Христа тогда, братья, когда не хотим, или не стараемся исполнять Его св. волю и божественный закон. По Его святому и спасительному закону мы, напр., должны прежде всего и паче всего возлюбить Господа Бога, а затем ближних, а мы, христиане, в наш, так называемый, эгоистический (себялюбивый) век, прежде всего и больше всего любим себя и своих друзей от мамоны. Нарушая так основную заповедь христианства, на которой закон и пророцы висят, не отрицаемся ли мы Христа? Христиане должны любить, творить и хранить в своей жизни все божественное, святое, чистое, честное, богоугодное и спасительное всегда, а тем паче в праздничные дни, а у нас в праздники-то и самые богомерзкие и стыдные слова и дела!.. Разве мы этим не отрицаемся от Христа и не досаждаем Спасителю нашему? Итак, всмотрись каждый в заповеди закона Божия, заключенного в слове Божием и в учении церкви, и постарайся увидеть там свои беззакония, свою греховную нечистоту и черноту души твоей, которая оскорбляет Христа в тысячу раз горше Петрова грехопадения, и мучит Спасителя нашего не менее древних мучителей двора Каиафы, претории Пилата и Голгофы еврейской. III. Если, братья мои, таково тяжко наше падение, то пусть, по образу ап. Петра, и восстание наше будет столько же быстро, и покаяние столь же глубоко и живодейственно. Согрешив, как немощный, торопись, брат, подобно Петру, скорее улучить спасительную минуту, дабы узреть тот скорбный взгляд Спасителя, который сокрушил сердце Петрово и исторг слезы покаяния. Где-ж узреть? и в очах ума своего и памяти, и на св. иконе Спасителя, которая должна украшать дома всякого исповедующего Христа во плоти. Да, возлюбленный о Господе брат, согрешив, скорее взирай на икону Спасителя и Заступницы усердной, падай на колени и ниц, с молитвою на устах и с слезами на глазах. Плачь горько и молись долго о прощении твоего грехопадения, пока не отойдет от твоей слабой воли сатана-искуситель и не приблизится к тебе ангел-хранитель, – пока не почувствуешь ты благодатного успокоения измученной бременем грехов души твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Также только крестным знамением осеняется однократно иерей или архиерей, целуя иконы в царских вратах или (что правильнее) – самые вратницы их на вечернем и малом литургийном входах. С таким же крестным знамением целуют священнослужители святой престол, кроме основных – входных и исходных – случаев лобзания его. Поклоны же существуют (в уставной теории и монастырской практике) трёх видов: малые (называемые в монастырях, быть может, не совсем правильно, «метания»), поясные и земные. «Метание – не поклон великий, но образ поклона разумей, еже есть – мало, перекрестився, поклонитися. В пояс же и коленопоклонение – поклон глаголем» . Первые (малые) употребляются чаще всех и, с крестным знамением, применяются во всяких случаях выражения молитвенного чувства и обращения, как, например, но прошениях ектении, при прохождении мимо храма и прочее. Без крестного знамения они приняты, например, при каждении и называются «образ поклона». «Малыми» их называет сам Устав, говоря о каждении: «поклоняется мало». Поясные – понятно каковы – «елико рукою до земли досящи», говорит тот же Устав. Без креста они употребляются при принятии благословения, например, при словах: «главы ваша Господеви приклоните» и тому подобное. Земные, т.е. падение ниц, есть выражение предельного благоговения или самоуничижения, даже страха, или усиленнейшей мольбы о помиловании. Их полагают: при поклонении наибольшим святыням, во дни постов, и в наиболее важные в таинственном смысле моменты богослужения. В первом и последнем случаях значение календарного периода (Пятидесятницы, например) или празднственность дня (воскресные дни и Владычные праздники) в расчёт не принимаются. Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни, якобы, вовсе не допускаются Уставом и канонами – это мнение обывателей в литургике и поверхностных или скороспелых, кабинетных уставщиков. Входные поклоны престолу – в монастырях совершались всегда «земные». В Ионинском монастыре (традиции которого взяли начало из Белобережской пустыни – образца лучших монастырей середины XIX-ro столетия) престолу входные поклоны полагались «земные» круглый год: а Устав там соблюдался до йоты! Как видим, земные поклоны в нарочитых случаях даже при архиерее не отменяются и в великие праздники – при хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010