Таким образом, встает проблема грехов органов чувств вообще и каждого из них в отдельности. Эта тема нашла свое продолжение в русской богословской традиции. Ей посвящена отдельная работа епископа Виссариона (Нечаева) (1823–1905) «Грехи чувств»/М., 1888/, в которой анализирует грехи отдельных органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, внутреннего чувства. Чего стоит один такой грех слуха, как подслушивание. И не только как удовлетворение своего любопытства: еще в конце XIX века были живы некоторые суеверные формы подслушивания, которые являлись остатками соответствующих языческих ритуалов/ Виссарион (Нечаев) . 1888, с.11/. Вместе со слухом подобные проблемы имеет и речь. Воистину, язык глупого – гибель для него (Пр. 18:7). И наоборот: «Заградивший уста свои от глаголания и сидящий в келии своей в безмолвии и молчании с молитвою – каждочасно зрит Господа»/Исаия авва. 1996, с.205/. По святоотеческой традиции молчание есть таинство будущего века, а слова есть орудия этого мира/ Исаак Сирин . 1993, с.180/. Безмолвие постоянно практиковалось в христианском монашестве, где оно ставилось очень высоко. Необходимо сказать и о двигательной, кинестетической составляющей работы с органами чувств, она настолько же важна, как и все остальное: «Истинное благочестие требует, чтобы мы служили Богу всем существом нашим, не душею только, но и телом. Оно было бы неполно, если бы заключалось в одном духе, и не проявлялось в телесных подвигах»/ Виссарион (Нечаев) . 1895, с.16/. Христианин и в повседневной, и в духовной жизни должен утруждать свое тело. Кроме того существуют особые физические действия, в первую очередь во время богослужения, служащие к прославлению Бога и в телах наших ( 1Кор. 6:20 ). К ним относятся следующие: стояние, коленопреклонение, поклоны малые и великие, главопреклонение, падение ниц, воздеяние рук, поклонение лицом на восток, крестное знамение/там же, с.3/. Коленопреклонение и восстание, по объяснению Василия Великого , знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа/Поклоны. 1898, с.244/. Последнее особенно важно, ибо обыденное сознание видит в коленопреклонении только первую его часть, указывающую на грехопадение человека. Но то, что человек восстает после коленопреклонения обновленным, обыденное сознание не видит и не понимает.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Это было претихое место, как раз идущее под стать моему настроению. Между тополями и темным забором была довольно глубокая заросшая травою канава, в которую я юркнул, как хорь, — и, упав на ее дно, лег лицом ниц к земле и заплакал. Я оплакивал свою погибшую жизнь, свое глубокое нравственное падение, страшно расстроившее мое воображение и нервы и доведшее меня до отчаяния, что я, сопричастясь бездне грязных пороков, уже недостоин и не могу взглянуть в светлые глаза моей матери, — что я лишил себя права обнять ее и принять ее поцелуй на мое скверное лицо, которое действительно осунулось и жестоко изменилось. Это произошло от большого нравственного страдания и мук, которые я испытывал, казня себя за всю развращенность, столь быстро усвоенную мною с тех пор, как я очутился на воле. Оплакивая в канаве свое падение, я проникался духом смирения: я порицал свободу (и это так рано!), и жаждал какой-то сладкой неволи, и тосковал о каком-то рабстве — рабстве сладком, добром, смирном, покорном и покойном, — словом, о рабстве приязни и попечительности дружбы, которая бы потребовала от меня отчета и нанесла бы мне заслуженные мною укоры, нанесла бы тоном глубоким и сильным, но таким, который бы неизбежно смягчался и открывал мне будущее в спокойном свете. Но где же такой друг, перед которым бы я мог подвергнуть себя такому сладостному самобичеванию? — Где? Великий боже! меня словно осыпало горячим песком: как же я смею роптать, что у меня нет друга! Как мог я в эти минуты позабыть о ней, о той доброй сестре моего тверского товарища, которая умела так ловко поправить мою ошибку на вечере у их отца и так великодушно меня обласкала и прислала мне на дорогу книгу и пирогов? Разве это еще не дружба, и притом не более чем обыкновенная дружба — дружба с женщиной! О, какое это было сладостное воспоминание! я почувствовал в сердце болезненно-сладкий укол, который, подыскивая сравнение, могу приравнивать к прикосновению гальванического тока; свежая, я лучше бы хотел сказать: глупая, молодая кровь ртутью пробежала по моим жилам, я почувствовал, что я люблю и, по всей вероятности, сам взаимно любим… Иначе это не могло быть! Я вскочил на ноги, схватился руками за грудь и зашатался. Мне показалось, что в этой сорной канаве я как будто снова нашел мою потерянную чистоту, — и вот я, упершись руками в края канавы, выскочил и бросился бежать со всех ног в город. Здесь я купил в лавке бумаги и конверт и сел за столом в кухне писать письмо к моей пафосской богине , в которой женщина для меня нимало не затмевала божественный, мною созданный образ; я любил ее, ко не иначе, как смертный может любить богиню, — и не предполагал, чтобы несомненная ее любовь ко мне имела другой характер, не соответствующий разнице наших отношений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

51:9–11 Исход, превосходящий все. 9–10 Раав, крокодил и море, которые для неизраильтянина могли бы означать хаотические силы, противодействующие божествам мироздания (ср. коммент. к 27:1), здесь, судя по ст. 10, символизируют исход. Имя Раав уже упоминалось раньше как прозвище Египта в 30:7 (см.: примеч.). О весьма похожей символике страшного суда см. коммент. к 27:1. 11 Но мольба Исайи об исходе вызывает в нем воспоминание об уже высказанном обещании и в этом стихе цитируется почти дословно 35:10. 51:12–16 Угнетенные утешены. 12–14 Сам Господь (Я, Я Сам…) – основание для утешения, одновременно как Творец, в противоположность простым тварям, и как Бог завета (15–16) (Бог твой… Мой народ), Который расценивает Свой призыв к Израилю как венчающую славу, а не как деградацию в поразительном перечислении небо… земля… Сион. Отметим, что в последней фразе ст. 16 Сион обозначает сам народ. Ст. 16 напоминает обязанности Раба в 49:2; и на самом деле основное призвание Израиля заключается в том, чтобы быть носителем Божьих слов. 51:17–25 Поменялись местами. Местоимение во всем отрывке стоит не во множественном числе, но в единственном числе женского рода, что означает постоянную персонификацию Израиля как отчизны (см. коммент. к ст. 16). Основной смысл всех метафор заключен в метафоре о чаше или «чаше опьянения», означающей переход ее к другому владельцу (17, 22), в то время как в ст. 18, 23 отсутствие поддержки и падение ниц, а также уподобление загнанной серне в ст. 20 живо передают скорби и жестокости, сопутствующие поражению. Описание всех улиц (20), по углам которых лежат умирающие, оставило свой след в тексте Плача Иеремии (ср., напр.: Пл. Иер. 2:11–12,19,21 ). 52:1–10 Добрые вести о мире. 1–2 Призыв Господа Восстань, восстань напоминает Израилю его собственную молитву в 51:9, и это повторение здесь – лучший ответ. Ср. похожий ответ нашего Господа в Мк. 9:22–23 . 3–5 Основным назначением этих стихов было очистить метафору искупления от каких–либо намеков на коммерческую сделку. Как выясняется в 50:1, правители Израиля не имеют никаких прав ни на Израиль, ни на Бога; они не заимодавцы Его, а только исполнители Его воли (и далеко не безгрешные). Тогда как 1Пет. 1:18–19 добавляет новый оттенок ст. 3б, здесь в имя Мое… имя Мое (5–6; ср.: Иез. 36:21 ; Рим. 2:24 ) звучит только забота.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

После сего они отправляются в хурул. Лишь только они подойдут к воротам ограды, становятся на колени, руки складывают ладонями вместе и держат против сердца, а сами падают на землю и в то же время читают молитву, в которой высказывают, что они, кланяясь пред вратами, кланяются бурханам: Шак-ямуни, Манзушири, Зенков, и просят их очистить себя от грехов телесных и душевных (прижатие рук к сердцу), за что они приносят им в жертву цветок Падму (сложенные ладони) и готовность исполнить все повеления (падение ниц), восстание же означает полную надежду, что при помощи этих будд вполне можно спастись от орчиланга (мира переселения) и переселиться в блаженное царство Сухавади или неизреченную нирвану и таким образом соединиться с буддами-бурханами, в знак чего прикладываются лбом ко вратам. То же они повторяют, вошедши в хурул, пред бурханами, которыми бывает переполнен всякий хурул и которые стоят на особой полке, приделанной к стене против входа. Из хурула молящиеся калмыки отправляются в дом бакши, чтобы получить от него благословение. Бакша благословляет правой рукой, касаясь головы благословляемых и в то же время играет в шахматы, так что его рука совершенно механически скользит по головам благословляемых. Но это нисколько не смущает калмыков. Они весьма высоко чтут благословение бакши. Вследствие этого бакша, чтобы не лишить благословения и отсутствующих, посылает им лоскутки бумаги с изображением бурхана Амитабы или же с символическим начертанием шестисложной молитвы за своим подписом. Получивши благословение, калмык снова приходит к кюрде и начинает её вертеть обычным порядком до тех пор, пока это не наскучит ему. Этим и оканчивается его молитвословие и пребывание в хуруле во дни мацаков и праздников. Те калмыки, которые не могли явиться в хурул в означенные дни, проводят время в обычных занятиях, только время от времени вертят кюрде, которая должна быть в каждой кибитке. Если же и это наскучит, то они приделывают к кюрде ветряную мельницу и ставят кюрде около кибитки на особом шесте, вследствие чего кюрде начинает вертеть ветер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55. особенно для людей, обращавших внимание только на внешнее. Чудо же из чудес – в обновлении первообразов и мысленных боголепных образцов: я разумею Божественное и разумное здание души 56. Сын Божий создал его по собственному образу, во всех отношениях богоподобным, одарил природой нетленной, бестелесной, разумной, чуждой всякого земного вещества, как самосознательную сущность, которую, приведя однажды в бытие из небытия, Он сделал святой невестой и священнейшим храмом для Себя и Отца. Это ясно выражено Им в словах: «Вселюсь в них и буду ходить в них; буду Богом их, и они будут народом Моим». Такова совершенная и чистая душа, рассматриваемая в первобытном ее состоянии как подобие Небесного Слова. 57. Когда же по злобе и зависти коварного демона она произвольно предалась страстям и полюбила зло, Бог удалился от нее; покинутая защитником, она оказалась легко уловляемой в сети вражьи и легко побеждаемой наветами тех, кто давно ей завидовал. Незримые враги и мысленные противники повергли ее ниц осадными орудиями и машинами; падение ее было столь велико, что от храма ее добродетели не осталось камня на камне, и она лежала на земле, как мертвая, лишенная всех врожденных ей помыслов о Боге. 58. Ее, падшую, созданную по образу Божию, опустошил не вепрь лесов, видимый нами, но демон-губитель и мысленные дикие звери, которые, воспламенив в ней страсти раскаленными стрелами своей злобы, сожгли огнем истинное святилище Божие и повергли на землю скинию имени Его; затем, засыпав несчастную грудой земли, отняли всякую надежду на спасение. 59. Но пекущееся о ней Слово, Божественный и спасительный Свет, справедливо наказав ее за ее преступления, подняло ее вновь, подражая человеколюбию всеблагого Отца. 60. Прежде всего, предрасположив души высших царственных лиц, Оно очистило с помощью этих угодных Богу людей всю вселенную от всех злых нечестивцев и от страшных и богоненавистных тиранов. Затем, показав миру мужей, Ему известных, давно посвятивших Ему свою жизнь и тайно хранимых Им среди бури бедствий, Оно достойно почтило их великими дарами Духа, а потом с их помощью, как бы заступом и лопатой, отскоблило и очистило проникновенным учением души, незадолго до этого оскверненные и покрытые сором и илом безбожных внушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Кроме смеха и слез, а зачастую и вместе с ними, наблюдаются и другие физические реакции на " крещение Святым Духом " : жар, разные формы дрожи и судорог, падение на землю. Все приведенные здесь примеры, следует подчеркнуть, — переживания рядовых католиков и протестантов, а не экстремистов-пятидесятников, чьи переживания куда более эффектны и несдержанны. " Когда на меня наложили руки, я тут же почувствовал, что вся моя грудь как будто пытается подняться в мою голову. Губы у меня начали дрожать, а мозг принялся кувыркаться. Затем я заулыбался во весь рот " (Ранаган, стр. 67). Другой " следил за всем без эмоций, но чувствовал сильный жар во всем теле и облегчение " (Ранаган, стр. 91). Вот что рассказывает еще один: " Как только я встал на колени, меня охватила дрожь... Совершенно внезапно я " исполнился " Святого Духа и понял, что " Бог существует " . Я стал плакать и смеяться одновременно. Опомнился я, простершись перед алтарем, и меня переполнял мир Христа " (Ранаган, стр. 34). Другой говорит: " Когда я коленопреклонно и безмолвно благодарил Бога, Д. лежал простершись ниц и вдруг стал приподниматься, как будто под действием невидимой силы. Прозрением, которое, должно быть, было вдохновлено Господом, я понял, что Д. у нас на глазах двигает сила Святого Духа " (Ранаган, стр. 29). И еще: " Мои руки (обычно холодные из-за недостаточности кровообращения) стали теплыми и влажными. Меня окутало теплом " (Ранаган, стр. 30). Еще: " Я знал, что Бог действует внутри меня. Я ощутил отчетливое покалывание в ладонях и мгновенно весь покрылся потом " (Ранаган, стр. 102). Участник " Движения Иисуса " говорит: " Я чувствую, как что-то вздымается, как волна, внутри меня, и внезапно я говорю на языках " (Ортега, стр. 49). Один из апологетов " харизматики " подчеркивает, что подобные переживания " типичны для " крещения Святым Духом " , которое часто бывает отмечено субъективным переживанием, которое приносит человеку чудесное новое чувство близости к Богу; это порой требует такого выражения поклонения и обожания, которое выходит за рамки этикета, навязанного нам нашим западным обществом! В такие минуты некоторых охватывала сильнейшая дрожь, они вздымали руки к Господу, возвышали голос громче обычного или даже падали на пол " (Лилли, стр. 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

– Для каких ещё религий был характерен " юридический " подход к болезни? – В шумеро-аккадской религии считается, что человечество замешано на крови Кингу, врага Мардука, третьего бога Вавилона. Там сплошные теомахии – войны богов. Мардук убивает свою бабушку Тиамот и ее соратника Кингу, на крови замешивает и лепит человечество. Поэтому люди однозначно виновны перед богами: они родились из их крови. Болезнь – проявление греха. Аккадские покаянные молитвы и псалмы – нечто иное, нежели псалмы Давида. Здесь безысходный плач, падение ниц и поклоны с расплющиванием носа. Вот это крайнее унижение человека перед Богом было противно митрополиту Антонию. Классификация болезней по грехам там очень четкая: если заболел тем-то, значит, делал то-то. Всем ясно, что от чего бывает. Совершенно беспросветный мир. – В нас, современных христианах, много осталось этого фатализма? – Допустим, у соседей ребенок болеет детской эпилепсией. Те, кто привык объяснять болезнь грехом, утверждает: это беснование. А когда ребенок заболевает у тебя, ты понимаешь, что это не так. Возникает конфликт интерпретаций. Многие православные скрывают эпилепсию, чтобы о них не подумали плохо соседи-законники. Это действительно законничество, которое имеет корни не только в Ветхом Завете, но и вообще в стремлении комфортно устроить отношения с Богом. – Это фарисейство вернулось в буржуазную эпоху? Ведь тогда юридизм вновь стал основой общественных установлений. – Мне кажется, фарисейство в этом смысле есть всегда – это желание, чтобы с Богом было все ясно и понятно. А ясно и понятно с Богом ничего быть не может. – Но одно дело юридизм римлян, которые не знали Христа. Другое дело – юридизм буржуазной Европы, которая когда-то уже познала благодать и вновь отвернулись от нее ради Закона. Это и есть распад религиозного сознания? – Почему распад? Это такая хорошая, добротная религия, но не христианство. Это когда сердца нет у человека. Если из десяти детей один заболел – " Боженька посетил " . Другой заболел – это " по грехам нашим " ... Вот такая интересная версия. Она напоминает аккадские жертвоприношения. Они клали своих убитых детей на медные ладони Ваала, чтобы младенцы искупили их грехи. И когда ребенка до сих пор приносят в жертву во имя искупления грехов, хочется спросить: что же сделал Иисус Христос? Африканские народы выбирают ребенка из соседнего племени и после долгих истязаний убивают его. Все плачут, но так должно происходить очищение. Мне как врачу очень тревожно наблюдать эти языческие рецидивы сегодня, когда больной раком десятилетней девочке, которая уже знает, что такое смерть, говорят: " Ты искупаешь наши грехи " . Это звучит цинично и абсолютно не по-христиански.

http://religare.ru/2_93758.html

Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешных преставлен бысть: восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия: людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных его и посещение во избранных его. Осудит же праведник умираяй живых нечестивых, и юность скончавшаяся скоро долголетную старость неправеднаго. Узрят бо кончину премудраго и не уразумеют, что усоветова о нем и во что утверди его Господь: узрят и уничижат его, Господь же посмеется им: и будут посем в падение безчестно и во укоризну в мертвых в век: яко расторгнет их безгласны ниц и поколеблет их от оснований, и даже до последних опустеют и будут в болезни, и память их погибнет: приидут в помышление грехов своих боязливии, и обличат их противу беззакония их. На литии стихиры самогласны Глас 6: Преподобнии отцы наши, мученицы доблии и преподобнии, приимите моления наша и принесите я ко престолу Божию, емуже ныне предстоите в радости, и исходатайствуйте обители вашей твердое в вере стояние, братии же Мгарстей во подвизех крепости, и спасения душам нашим Глас 8: Виждь, братие Мгарская, како ныне небесныя купно с земными торжествуют в памяти сонма преподобномучеников, темже и подражай их ревности о спасении, да с нимиже и в пакибытии пребудеши, предстоящи светлому лицу Божию в нескончаемыя веки. Слава, глас 2: Егда снизшли есте, о мученицы, в ров смертный, тогда отверзошася вам врата небесная; вам бо страждущим, лицы мученичестии радовахуся; безумнии же, вас убивающии, омрачахуся, жизни бо вечныя лишахуся; крови же истекающей, питие жизни улучили есте; темже молитеся со дерзновением о всех нас. И ныне, Богородичен, глас тойже Непроходимая врата тайно запечатствованная, благословенная Богородице Дево, приими моления наша, и принеси Твоему Сыну и Богу, да спасет Тобою души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Елена Уайт вышла из методистской среды, кроме того, она была вовлечена в миллеритское движение. Ее видения соответствовали окраске легализма и миллеризма. Интересным является вопрос о том, какими бы стали ее видения, если бы она вышла из среды римской католической веры или ислама ? Исаак Уэлкомм, который был крещен в 1844 году Джеймсом Уайтом был одним из тех, кто задавал вопросы по поводу видений Елены Уайт. «Елена Гармон… странно вела себя и телом, и умом… падая на пол… (мы помним, что ловили ее дважды, чтобы сохранить ее от падения на пол)… на собраниях она желала говорить с большой горячностью и быстротою, пока не падала ниц, утверждая о прекрасных видах небес, и что они были представлены и показаны ей. Она утверждала, что видела, как Христос вышел из посреднического отделения и предполагала то, что Судьею [он] затворил дверь благодати, заслонив ее [благодать] от имен, написанных в книге жизни. Мы наблюдали за ней в Польше, Портленде, Топшеме, Брунсвике и во время начала ее карьеры и часто слышали, как она говорит, и несколько раз видели ее падение, и слышали, как она относится к чудесам, которые, как она сказала, ее Небесный Отец, позволил ей лицезреть. Ее сверхъестественные и ненормальные мнения не были с легкостью восприняты как видения, но как духовные переживания неосязаемых вещей, которые были довольно всеобщими среди методистов. Эти видения являлись лишь отголосками (эхом) того, [что говорил] старейшина [Джозеф] Тернер и проповедовали другие, и мы рассматривали их как продукт перевозбуждения воображения ее разума, но не как факты». (Исаак Уэлком, «История второго адвентистского послания», Ярмут, штат Мэн: Адвентистское Христианское Издательское Общество, 1874 год). Дэдли М. Канрайт придерживался того же мнения: «В возрасте девяти лет она получила страшный удар по лицу, который сломал нос и чуть не убил ее. Она была без сознания в течение трех недель. (Смотри о ее жизни в «Свидетельствах», том 1 стр. 9, 10). Данный шок для нервной системы являлся несомненно главной причиной всех ее видений, которые возникли у нее после этого». (Д.М. Канрайт, «Жизнь миссис Уайт»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ellen-g-...

Такое понимание стало возможным не раньше XX столетия, после того как по всей Европе пронеслись волны символизма и декаданса. Невозможно требовать адекватного понимания Достоевского также и от Вл. Соловьева, писавшего о нем в самом начале 80–х годов, когда ему самому не было даже тридцати лет. Да и то, необходимо сказать, что учение о святости материи у Достоевского было для того времени огромным прозрением. Убийство старухи Раскольниковым исключительно ради переживания чувств убийцы; жуткий переход от крайнего индивидуализма и эгоизма к всеобщему деспотизму и общественно–политическому абсолютизму; кирилловщина, ставрогинщина и шигалевщина; разговор Ивана Карамазова с чертом; самая смрадная сексуальность и падение ниц перед чистотой и святостью материи и женственности; целование земли и поучения старца Зосимы — вся эта невероятная смесь тончайшего интеллектуализ-, ма, интимнейшего иррационализма, острейшего ощущения мифологизма и мирового катастрофизма — ничего из этого никто ни в России, ни в Европе не видел у Достоевского в 70–е годы. Не видел этого и Вл. Соловьев, и мы не имеем никакого права этого требовать от него. Правда, он об этом определенно пророчествовал, как нам известно также и из его биографии. Но что он мог бы сказать и что он думал на эти темы в конце своей жизни, в конце 90–х годов, это остается тайной. Итак, отношение Вл. Соловьева к Достоевскому — это очень большая проблема. Мнение С. М. Соловьева о том, что у Вл. Соловьева не было ничего общего с Достоевским и что он навязывал ему свои собственные взгляды, в настоящее время надо считать устаревшим и неверным. 6. Вл. Соловьев и В. В. Розанов. Настоящим врагом Вл. Соловьева было нарождавшееся в 90–х годах русское декадентство. Он решительно отвергал декадентский «оргиазм», «пифизм» и «демонизм». И это нужно понять, потому что идеализм Вл. Соловьева — весьма целомудренная теория, основанная не только на безупречно возвышенном вероучении, но и на простых, ясных, разумных доказательствах, взывающих к научной совести людей и к их добросовестным стремлениям перестраивать жизнь для лучшего будущего, для всецелого торжества истины, добра и красоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010