В Св. Писании встречается указание на шесть действий, для выражения молитвенного настроения молящегося: возведение очей на небо 1486 , наклонение главы 1487 , наклонение до земли или падение ниц 1488 , преклонение колен 1489 , биение в перси 1490 и воздеяние или поднятие рук 1491 . Все эти действия имеют свое значение и каждое отвечает, преимущественно, тому или другому чувству молящегося. Поднятие рук в молитве есть обычай древний и общечеловеческий. Не только те, которые были озарены Духом Святым – Моисей 1492 , Давид 1493 , Соломон 1494 – молились с воздетыми руками 1495 , но и язычники, руководимые в молитве разумом и природой, с молитвой простирали к небу свои руки 1496 . Молитва с воздетыми руками показывает живую веру в Бога, – в этом смысле Давид говорит: воздвигните руки ваши к святилищу 1497 , показывает чувство зависимости от Бога и упование на Промысел, – в этом отношении было обыкновение и в клятве простирать руки к небу 1498 . Христианин, поднятием рук, показывает веру во Христа, вознесшегося на небо и снова имеющего придти судить живых и мертвых 1499 , и поднятие рук служит, таким образом, знамением креста и выражением того, что молящийся уповает не на достоинство своих молитв, но на заслуги Спасителя. В общественной молитве это поднятие рук служит руководительным знаком для молящихся. Предстоятель, воздевая руки к небу, этим дает знать участвующим с ним в молитве, чтобы они возбудили в душе благоговение, разверзли глубины своего сердца и вознесли бы к Богу «дыхание своего духа» 1500 . Руки, как орудие внешней деятельности, означают внешние дела. Чистые руки – σους χερας 1501 означают не только избежание злодеяний – убийства 1502 , мздоимства 1503 и прочих грехов, которыми оскверняется все тело 1504 , но и тщательное исполнение заповедей Божиих 1505 , а по Златоусту 1506 и Икумению 1507 – благотворение и милостыню. «Ты скажешь, – пишет Златоуст, – как могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласным с тем, что Бог готов дать тебе..., если имеешь, чистые, преподобные руки, а преподобные руки те, которые творят милостыню, если, таким образом, приступаешь, то, во всяком случае, получишь просимое 1508 . Поэтому, одной внешней чистоты рук недостаточно для молитвы. Для нее, именно, для достижения главнейшей цели молитвы – спасения, необходима и внутренняя чистота молящегося, любовь к ближнему 1509 и искренняя вера в Бога 1510 . Первое выражает Апостол понятием ργς, второе – понятием διαλογισμο.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 17.02.2015 - 07:57 Мир праху матушки Елизаветы и : Мир праху матушки Елизаветы и мощам Филофея Провиденциалиста. После развенчания Константинополя, духовного ( уния с католической церковью ) и политического ( падение ниц перед турками ) доктрина о Москве как первом риме, сформулированная монастырским старцем в грамотах великому князю московскому Василию Ивановичу не то, что имела право на существование, но просто требовательно напрашивалась путеводной нитью разматываться по стезе русских государей. Пускай Н . Бердяев беспристрастно выдохнул, окунаясь в то лихолетье, что " русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя.Империалистический соблазн входит в мессианское сознание. " Но это кололо тогда.Сей общетолерантно-смурной день с первым Римом всё, мнится, и папе ватиканскому ясно.Вселенский константинопольский патриархат тоже оставлят желать лучшего, стойкого, кардинально преобразующего. И тогда Москва ( плавильного котла наций пока не касаемся-жжёт )нынче с полным приводом может претендовать на звание первого Рима и как центр государства - убежища " истинного христианства " и как цитадель мощного политического духа и воли.Учение о Москве как о первом риме уж наверно не станет охранительно-консервативной силой.А фактором сплочения, сотворчества людей добрых и честных? Да,и,пожалуйста,в эсхатологическом свете такие рабы христовы будут наилучше выпуклы, зрительно и мысленно ощущаемы и ,самое драгоценное, востребованны. Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/analytics/matushka-tr...

Тот самый сборщик податей Капитон, который преследовал бежавшего из Ябны Агриппу во время его путешествия в Рим, не будучи, однако, в силах задержать его на продолжительное время, и который обвинял его еще пред Тиверием, писал Гаю, что евреи разрушили в Ябне посвященный императору алтарь. Это и было непосредственным поводом к приказу Калигулы поставить в Святая Святых вызолоченную исполинскую статую. Правителю Сирии, Петронию, было предписано перевести в Иудею половину армии, стоявшей на Евфрате, чтобы постановка статуи не была замедлена никакими препятствиями. Петроний был настолько умен, что строгий приказ своего повелителя старался исполнить с возможно большею медленностью. Изготовление статуи было поручено известным Финикийским художникам в Сидоне. Петроний перевел два легиона на зимние квартиры в Птолемаиду, собрал там возможно большое войско из союзников и представил затем императору отчет о своей изумительной деятельности. Затем он приступил к трудной задаче по возможности подготовить евреев к новой беде. Он пригласил к себе в главную квартиру старейшин народа, духовных и светских и разъяснил им как приказ императора, так и трудность сопротивления. Но он ошибся, надеясь успокоить их. Жалуясь, пошли они прочь, и едва только весть о намерении императора проникла в еврейский народ, как поднялись все, стар и млад, женщины и мужчины для грандиозной демонстрации. Массами собрался народ в Птолемаиду и здесь, перед жилищем легата, поднялся громкий, далеко раздававшийся, вопль, какой могло вызвать только великое общее горе. Когда появился легат, весь народ с воплем пал ниц и поднялся только по его настоятельному требованию. Тогда старейшины заявили требование народа. Сначала Петроний думал избежать их просьб, переведя быстро свою главную квартиру из Птолемаиды в Тивериаду. Но и туда последовала за ним вся толпа и лежала сорок дней, это было во время жатвы – плачами жалуясь перед жилищем легата. Петроний дал, наконец, себя убедить, написать письмо Калигуле, в котором он извинял промедление в постановке статуи всевозможными осторожно придуманными причинами: трудностью работы, помехой, которую могла потерпеть жатва вследствие всеобщего возбуждения и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторым каналом служила философия, потерпевшая сильное влияние со стороны мистерий. Уже Платон находился под воздействием тайных культов; еще сильнее отразились они на Филоне, неопифагорейцах и неоплатониках. Учение о том, что высокие истины религии и философии следует выражать в символах и хранить их втайне от народа‚ становится общим местом. Философия воспринимает всю терминологию мистерий. Люди философски образованные‚ – это посвященные, низшая ступень философского познания – малые мистерии, высшая – великие; философ – это иерофант, мистагог, дадух. Но все перечисленные черты философии чрез сочинения александрийцев -Климента 35 и Оригена – перешли и в христианскую литературу. Вот тонкая, но непрерывная нить, соединяющая христианство с мистериями. b) Внешним выражением религиозных волнений служит обыкновенно культ, совокупность действий, в которых человек обнаруживает свою любовь и благоговение небесным силам. История церкви показывает, что христианский культ, очень бедный во дни первоначальной евангельской проповеди, с течением времени становится все пышнее и, постепенно осложняясь, принимает формы, для которых можно указать аналогии в дохристианских религиях 36 . Из них одни были освящены авторитетом церковной власти и стали постоянным достоянием древнехристианских исповеданий, другие, отличаясь суеверным и грубоязыческим характером‚ временно игнорировались официальными представителями церкви, но затем были запрещены и с некоторыми усилиями совсем искоренены. К первому классу можно отнести возжжение светильников и лампад в храмах и пред священными изображениями, курение фимиама, обычай омовения пред входом в святилище и целования порога, коленопреклонение и падение ниц, богатые приношения в пользу храма, обеты, украшение икон цветами и венками, ex-voto – посвящение мученикам, как выражение благодарности за исцеление‚ миниатюрных изображений на драгоценных металлах или более дешевых материалах излечившихся от болезни членов тела – ручек, ножек, глаз, ушей и т.п. Со стороны язычника, обратившегося в христианство, было вполне естественно дать своему новому религиозному миросозерцанию привычные формы выражения, которые в его глазах были высоки, трогательны и священны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/el...

Превращение Фив в независимое жреческое княжество имело своим следствием не только падение империи, но также, разумеется, и распад царства. Отныне жрецы – князья Фив. Верховные жрецы Амона либо правят всей страной, либо поддерживают независимость Фив. Так как первое им редко удавалось, то результатом было постоянное распадение и разделение, что продолжалось в более или менее выраженной форме 450 лет или более того, считая с возвышения Херихора и Несубанебдеда в конце XI столетия 127 . Дипломатичный Херихор поддерживал фикцию соединённых Обеих Стран, владыкой которых он называл себя, как если бы он действительно ими правил. С изумительной лживостью уснащал он свою титулатуру ссылками на своё вселенское могущество и утверждал, что сирийские князья ежедневно склоняются ниц перед его мощью. К счастью, мы хорошо осведомлены из повести о злоключениях Унуамона в Доре и Библе о том, как в действительности относились сирийские царьки к Херихору. Теория и практика управления верховного жреца были не таковы, чтобы вызвать к себе уважение сирийцев. Основанное им государство было чистейшей теократией. Уже в дни Тутмоса III и Хатшепсут мы находим замечательные примеры вмешательства Амона в правительственные дела. Сам Тутмос III был коронован по повелению оракула бога, Хатшепсут по его приказанию воздвигла свои обелиски и отправила флот в Пунт. Но эти и тому подобные примеры вмешательства бога происходили в исключительных случаях. При теократическом правлении Херихора подобные оракулы стали неотъемлемой частью правительственного механизма. Всё, чего верховный жрец хотел достигнуть законным путём, могло быть санкционировано в любое время специальным оракулом бога, и благодаря особому устройству священное изображение, перед лицом которого верховный жрец возвещал свою волю, неизменно подтверждало её сильным кивком головы или даже словами. Все завещания и передачи имущества, исходившие от членов семейства верховного жреца, основывались на оракулах Амона, и гражданские документы стали, таким образом, божественными декретами. Политические изгнанники возвращались назад в силу оракула бога. Уголовные дела судились перед его лицом, и на основании его решений уличённые в преступлении предавались смерти. При разборе дела храмового служащего, несомненно, фаворита верховного жреца два документа были положены перед богом, один, объявляющий привлечённого к суду виновным в растрате храмовых доходов, а другой – свидетельствующий о его невиновности в этом преступлении. Бог схватил последний документ и тем возвестил невиновность обвиняемого. Жреческое плутовство, управлявшее, если нужно, наперекор закону и справедливости, давало возможность верховному жрецу сообщать божественную санкцию всему, что он желал осуществить 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

XXII. (28) А так как благороднейший Максим видел, что и в сочинениях Ареопагита Дионисия, кои сей божественный муж сославил, об иерархии и о прочем священно-таинственном чине, большею частью покрыты неясностью, то, занявшись и ими, он прояснил и раскрыл их, по моему 151 , более ясною речью и истолкованием, – не поверхностно и, как говорится, кое-как 152 , но войдя внутрь их и удивительным образом усвоив их глубокий смысл . Все же, что относится к священному тайноводству, он изъяснил в таинственном смысле 153 , именно: что означает вход иереев в храме, что – кафедра архиерея на возвышении 154 , стояние около него (священников), чин и образ псалмопения и чтения, затворение дверей и целование пред этим, падение ниц непосвященных в храме 155 и вообще все, что совершается в тот страшный час. Впрочем никакая, как и сам я сознаю, другая речь не в состоянии ясно представить это, хотя бы и было употреблено много слов об этом, – один только тот, кто сочинил это, и может сказать об этом так, как именно сказал он, и иметь в себе представление о таких предметах. Но до коле же я буду говорить о рассуждениях, сочинениях и других трудах премудрого, кои все упомянуть и подробно передать словом кажется мне подобным тому, как если бы я стал пытаться измерять песок морской и перечислять по одиночке звезды? Поэтому, прекрати в речь о них, обращу слово свое к другому и отсюда начну представлять преимущественно достославнейшее долготерпение благородного мужа в страданиях. XXIII. ρτι τονυν Κνσταντι τ πογν ρακλεου τν βασιλεαν διποντι κα τος ννατον τατην νσαντι πολλν τ τος κακοδξοις, οα κα ατ τος σοις κατισχημν δεδωκτι τν παησαν κα πντα τς πονηρς λμης μπλσαντι, τοτ δ τε καϑ’ ρμν τν λλων κεχωρηκτι κα περ τν ν μ φροντς γνεται οχ μετρα, πυϑομν δη ς ο ν ατ πντες διφοροι τοτ κα το οκεου δγματος καϑαιρται 156 . LV. 702 Но кто исчислить, возлюбленные, бездну премудрости, что Бог предоставил рабу своему Максиму? Всю вселенную обошли явившись нам, славные и богодухновенные слова его, другого нового Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Мистер Джарндис попал в их компанию по влечению своего сострадательного сердца, повинуясь искреннему желанию делать добро по мере сил, но ничуть не скрывал от нас, что компания эта слишком часто кажется ему неприятной, ибо ее милосердие проявляется судорожно, а благотворительность превратилась в мундир для жаждущих дешевой известности крикливых проповедников и аферистов, неистовых на словах, суетливых и тщеславных на деле, до крайности низко раболепствующих перед сильными мира сего, льстящих друг другу и невыносимых для людей, которые стремятся без всякой шумихи предотвращать падение слабых, вместо того чтобы с непомерным хвастовством и самовосхвалением чуть-чуть приподымать павших, когда они уже повержены ниц. После того как мистеру Куэйлу однажды поднесли адрес благодаря стараниям мистера Гашера (которому уже поднесли адрес стараниями мистера Куэйла), а мистер Гашер полтора часа говорил об этом на митинге, где присутствовали воспитанники двух школ для бедных, причем то и дело напоминал мальчикам и девочкам о лепте вдовицы и убеждал их пожертвовать по полупенсу, — ветер, кажется, недели три подряд дул с востока. Я говорю об этом потому, что мне опять придется рассказывать о мистере Скимполе. Мне казалось, что по контрасту с такого рода явлениями его откровенные признания в своей ребячливости и беспечности были большим облегчением для опекуна, который тем охотнее им верил, что ему было приятно видеть хоть одного вполне искреннего и бесхитростного человека среди стольких людей, противоположных ему по характеру. Я не хочу думать, что мистер Скимпол об этом догадывался и умышленно вел себя таким образом, — утверждать это я не имею права, ибо никогда не могла понять его вполне. Во всяком случае, он со всеми на свете вел себя так же, как с моим опекуном. Мистер Скимпол был не совсем здоров, и поэтому мы до сих пор не встречались с ним, хотя он жил в Лондоне. Но как-то раз утром он пришел к нам веселый, как всегда, и в приятнейшем расположении духа. Ну, вот он и появился, говорил он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

умоли за меня Бога...»), целовали эти колени, стопы 880 края самой одежды, стояли коленопреклоненные перед сидящим 881 епископом, умилительно исповедуясь ему или получая от него разрешение... Эта картина подтверждается и историческим свидетельством – той гнуснейшей 882 клеветой, которую распускали язычники про христиан и христианок, понимая и толкуя по-своему 883 это смиренное коленопреклоненное положение их тела и целование колен. И до сих пор остался в церковной практике обычай становиться на колени во время чтения молитв пред исповедью (падение ниц) 884 во время самой исповеди и чтения разрешительной молитвы после нее. Целование же колена у епископа сохранилось теперь только при хиротонии 885 Купностоящие, как показывает самое название, стояли вместе с верными всю литургию, только не имели права делать приношения (по-нынешнему: подавать просфоры) 886 и приобщаться. Итак, кающиеся грешники делились на разряды, пребывание в которых обязывало к известному уничижительному образу поведения. Но этого мало. От кающихся всех степеней требовались особые покаянные подвиги, более или менее тяжкие и продолжительные, смотря по роду грехопадения. Этот круг покаянных подвигов назывался эксомологисисом ( εξομολογησις;) 887 «исповедью» в собственном (широком) смысле. Кающиеся, следуя Писанию ( Мф. 11, 21 ), надевали на тело власяницу и посыпали голову пеплом 888 Женщины и девы иногда должны были обрезать себе косы, «которые по причине суетного тщеславия подали [им] повод к разнузданности» 889 Кающиеся воздерживались от омовения тела и намеренно содержали его в грязи 890 В тех случаях, когда прочим верующим строгость поста ослаблялась, кающиеся не имели этой льготы 891 так что они и во все дни св. Пятидесятницы 892 молились на коленях 893 Они обязаны были, в особенности, соблюдать заповедь милосердия 894 и воздерживаться от супружеского ложа 895 Что касается срока покаяния в древности, то он был различен: простирался до 10–15–20 лет и более, даже до самой смерти грешника. Замечательна в этом отношении одна надмогильная надпись 520 года, найденная в Лионе в 1857 году 896 Русский перевод ее гласит: «Под сим холмом покоится блаженной памяти богобоязненная Каруза, которая провела в покаянии 22 года, и жития ее в мире было 65 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Поклоны вообще выражают и прошение, и уважение и наконец, благодарность. Смотря по тому в какое время мы делаем эти поклоны, они получают тот или другой смысл. Во время молитв и ектений поклоны значат прошение; в ответ на осенение крестом, Евангелием, свечею и пр. поклоны означают внимание и благодарность. Поклоны бывают поясные и земные; земные выражают высшую степень чувства. По отношению к поклонам нужно заметить вообще, что хотя они, как естественное выражение наших чувств, не могут быть делом определенных правил, но Церковь , заботясь о благочинии и стройности богослужения, указывает правила для поклонов, особенно во время молитв Великого поста. н) Коленопреклонение Коленопреклонение имеет тот же смысл, как и поклоны. Хотя и это положение тела, подобно поклонам, должно быть естественным, и потому произвольным выражением наших молитвенных чувств, но и на счет его дает правила Церковь . Так устав, из уважения к торжеству церковному, запрещает преклонять колена в дни воскресные и в течении времени от Пасхи до Пятидесятницы; молиться же с преклонением предписывает на преждеосвященной литургии во время пения «Да исправится...» и на троицкой вечерне, при чтении молитв св. Василия Великого . о) Падение ниц Падение ниц на землю выражает преданность Богу и смирение, доходящее до сознания своего ничтожества, до сравнения с перстию земною. Этот смысл дается падению ниц при чтении оптустной молитвы в конце великого повечерия и по прочтении 9-го часа в великую среду. Падение же ниц во время перенесения св. Даров на престол в преждеосвященной литургии означает еще благоговейный страх от шествия пред нами Царя небесного Своим телом и кровью. п) Целование священных вещей Целование священных вещей, напр. креста, евангелия, св. икон и мощей показывает нашу любовь и благоговение к Спасителю или к святым угодникам Божиим. Целуя священное изображение или крест и евангелие, мы должны живо представлять себе, что касаемся самого тела или одежды того, чью икону целуем. р) Взаимное целование

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А с праведниками Он говорил как друг, и лица их сияли. Мы же падаем ниц, и лишь благодатная помощь по молитвам Божией Матери опять нас поднимает. Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам “други Мои,” и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы “восстави” на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим – в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение – стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу. Успение Богородицы Такой смерти не было никогда. Без всякой скорби, а наоборот, стремясь к Сыну и Богу, уснула Божия Мать. Уснула, как засыпает младенец, без страха и мнительности, и переселилась в другой мир. Этот день, по радости ему присущей, сравниваем с Рождеством Христовым. И вместе с тем мы сознаем, что если бы мы были беспорочны, то так же легко бы умерли, заснув как младенцы, и такая смерть пробудила бы не только чувства скорби в наших знакомых, но и умиление. Так оно и есть: когда умирает праведник, мы плачем о нем, но в нашу печаль о нем входит и радость о беспорочной жизни и кончине. Не смея вас звать подражать Божией Матери, зову вас подражать в жизни и кончине тому служителю Академии, жившему в подвальном помещении, плачущему о своих маленьких грехах перед смертью и умиравшему со словами благодарности и любви. Как далеки люди от него! Но как бы не были далеки, умирать надо помня не о возмездии, а о милости Божией.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010