Возвысил глас хульный на Бога вышнего и на святой град Его Сеннахирим, царь ассирийский, — «и вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек»; сам же поражен был мечом сыновьями своими (Ис.37:36-38). Возвысился Олоферн, вождь войска ассирийского, — и рука женская отсекла гордую главу его (Иудифь 13:8). Возвысился Аман, первый советник персидского царя Артаксеркса, —и «повешен на древе», которое неповинному израильтянину Мардохею уготовил было (Есф.7). Возвысился Навуходоносор, царь вавилонский, — и услышал глас с небес: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола», и прочее (Дан.4). Вознесся до небес град Капернаум — и слышит от Христа: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф.11:23). Вознесся фарисей — и пошел осужденным в дом свой (Лк.18:14). Так гордым противится Бог! Так вознесенных смиряет Господь! Нет ничего более ненавистного Богу в людях, чем гордость. «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15). § 72. Признаки гордости таковы: 1) высшим не покоряется; 2) равным и низшим не уступает; 3) гордость велеречива, высокоречива и многоречива; 4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 5) высоко превозносит себя и дела свои; 6) других презирает и уничижает; 7) ищет, как бы себя показать; 8) бесстыдно себя хвалит; 9) какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; 10) хвалится и тем добром, которого не имеет; 11) весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; 12) не терпит быть в презрении и унижении; 13) не принимает увещания, обличения, совета; 14) самовольно вмешивается в чужие дела; 15) лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; 16) следовательно, гордость гневлива, 17) гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. 18) гордость не склонна к любви, ненавистлива.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вот, например, что по интересующему нас вопросу думал блж. Августин. В Священном Писании, говорил он, деяния некоторых людей представлены как образцы добродетели, и потому мы не вправе полагать, что такие люди могли быть лжецами. Если же какое-то из их утверждений кажется неправдивым, то мы должны понимать такие утверждения как фигуральные или пророческие. Поэтому святой говорит, что « нам надлежит верить, что все, связанное с достойными доверия людьми, которые жили в пророческие времена, было сделано и сказано ими пророчески ». Так, «когда Авраам сказал, что Сара его сестра, он пожелал скрыть правду, а не сообщить ложь, поскольку её как дочь его отца можно было назвать его сестрой». Поэтому Авраам далее говорит: «Она и подлинно – сестра мне; она – дочь отца моего, только не дочь матери моей» ( Быт. 20:12 ), то есть родственница со стороны отца. Утверждение Иакова о том, что он первенец Исаака Исав, имело мистический смысл, поскольку, так сказать, право первородства последнего по справедливости принадлежало ему, а прибегнул он к этому способу речи постольку, поскольку был подвигнут к нему пророческим духом, явившим нам тайну, а именно, что более молодые люди, то есть язычники, некогда займут место первородных, то есть евреев. Однако некоторые лица одобряются в Священном Писании не по причине их добродетели, а в связи с тем или иным добрым расположением их воли, когда к чему-либо недостойному они были подвигнуты некоторым достойным похвалы чувством. Так, праведную Иудифь хвалят не за то, что она солгала Олоферну, а за её желание спасти людей, ради которых она подвергла себя опасности. Но и в этом случае допустимо предположить, что таинственным образом её слова были правдивы. Повивальные бабки были вознаграждены не за ложь, а за то, что имели страх Божий, а ещё за свою доброту, побудившую их солгать. Об этом со всей очевидностью говорится в Св. Писании: «Так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» ( Исх.1:21 ). Как перестать лгать? Руководствоваться словами Спасителя: « И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки » ( Мф.7:12 ).

http://azbyka.ru/lozh

Вот что говорит об этих словах преподобный Иустин (Попович) : «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? ( Иак. 4:1 )... Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны» 1 . В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Библия во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи. Вот как о том говорит Дух Святой через Иудифь: когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями ( Иудиф. 5:18 ). Однако если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то в таком случае Господь помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях ( Зах. 10:5 ). Смиренное осознание своих сил и вклада в победу, подаётся в Писании как единственно правильное для верующего воина: ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила (1Макк. 3:19). Это относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему – Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча ( Иов. 5:20 ). Некоторые протестанты утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, но таким образом они свои мысли приписывают Библии . Писание Нового Завета неоднократно упоминает о воинах – например, о римском офицере сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу, и который удостоился похвалы от Спасителя: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры ( Лк. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Все это только дозволялось законом, но лучшие люди уже тогда считали эти законы слишком суровыми и были далеки от того, чтобы пользоваться всеми этими правами. Жизнь как бы опередила законы; и все ждали только того, чтобы сам Бог-Законодатель, сойдя на землю, смягчил древнюю суровость закона. В хороших семьях отношения мужа и отца к детям были также мягки, как в наше время, но, кроме того, проще и задушевнее, чем у нас. У древних евреев по крайней мере женщина никогда не была в таком угнетенном зависимом положении, как у других народов Востока даже в сравнительно позднейшее время, например, как у арабов, когда они стали магометанами. Насколько хорошее положение в обществе занимала женщина у евреев, видно из следующих примеров. Женщина у евреев иногда является спасительницей отечества и народа своего, как, например, Девора, Эсфирь, Иудифь, правит царством вместо малолетних царей, как, например, Годолия, и воодушевляет детей своих на самую смерть за веру отцов, как, например, Соломония. Некоторые женщины сподоблялись и дара пророчества – и цари их слушали не менее пророков: таковы Девора, Мариамь, Олдама. И в домашней жизни, в хозяйстве, древняя еврейская женщина действует самостоятельно, как, например, та сонамитянка (жительница г. Сонамы), у которой останавливался пророк Елисей, бывая в ее городе. А хорошие жены своими работами и хозяйственной распорядительностью иногда просто обогащали мужей: они не только для дома своего имели все в изобилии, но изготовляли много для продажи, странствующим купцам. Вот как описывается хорошая жена древнего еврея в книге «Притчей». «Она добывает шерсть и лен и с охотой работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное (урочную работу) служанкам своим. Задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке и персты ее берутся за веретено. Длань (ладонь) свою она открывает бедному (часто дает милостыню). Вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур (дорогие ткани) – одежда ее. Муж ее известен у ворот (где обычно происходили городские собрания), когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам финикийским» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, он был бы отвернут с презрением. Я – стена и буду в глазах его как достигшая полноты». В тоже время Суламита «грозна, как полки со знаменами, и недоступна как запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». 162 Однако ж здесь нет грубой физической силы Сократа, могшего пить без конца и не пьянеть, проводить бессонные ночи, ходить босиком по снегу, выносить людей из сражения на своих руках и выстаивать на одном месте целые сутки без движения, пищи и сна. Суламита беспомощна во дворце Соломона, взывает о сострадании к придворным дамам, «изнемогает от любви» и просит подкрепления вином и освежения яблоками. 163 Платоннческий эрос в лице Соломона здесь служит только для контраста и оттенения чистой женственной любви Суламиты и её жениха. «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях, золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками», говорит Соломон Суламите за столом. «О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округления бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника! Живот твой – круглая чаша, где не истощается ароматное вино. Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Два сосца твои, как два козленка, двойни серны. Шея твоя, как столп из слоновой кости. Глаза твои – озерки Есевонские. Нос твой – башня Ливанская. Голова твоя – Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур. Царь увлечен кудрями (твоими). Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот 164 стан твой похож на пальму и груди твои – на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви её, – и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих как от яблоков. Уста твои опьяняют, как крепкое вино». 165 И этот идеал ветхозаветно-иудейской любви именно в лице женщины-девушки Суламиты – вовсе не случайность. Нет, от первой и до последней страницы ветхозаветной истории мы созерцаем величественные образы любви в лице великих дев, жен и матерей, из коих некоторым посвящены даже отдельные книги (кроме Суламиты и Песни Песней – Руфь, Есфирь, Иудифь).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. История И. Авраама символична. Подобно Аврааму, народ израильский имеет обетования Божии, однако неоднократно Бог, как кажется, отказывается от Своих обетов, испытывая Свой народ. В сложных исторических обстоятельствах Израиль должен был видеть Промысл Божий и сохранять верность Богу. В кн. Иудифь угроза Ветилуе расценивается как божественное И., которое уподоблено И. Авраама, Исаака и Иакова (Иф 8. 25-27). То, что Бог испытывал патриархов и теперь испытывает жителей Ветилуи, не случайность, у Бога есть цель испытать их сердца и привести к мудрости: «Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему» (Иф 8. 27). Неоднократно Свящ. Писание напоминает о добродетелях патриархов евр. народа как образцах для подражания. Неизменно в таких случаях упоминается верность Богу Авраама (Сир 44. 19-24; 1 Макк 2. 52; 4 Макк 16. 20; др.). В ВЗ присутствовало сознание того, что беды и несчастья постигают человека вслед. греха и в конечном счете человек волен выбирать между благополучием и страданием (см., напр.: Втор 30. 15-18). Такое понимание вполне соответствовало ветхозаветному представлению о справедливости Бога. Однако в ряде случаев проявление воли Божией в отношении людей оказывается видимо не связанным с их конкретными поступками (см., напр.: Иов 2. 3). Бог проявляет Себя как властитель, Который волен посылать как благо, так и зло людям: «Видите ныне, видите, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32. 39; ср. также: Ис 45. 6-7; Ам 3. 6; Еккл 7. 14; Плач 3. 38). Кроме того, явные грешники не несут немедленного наказания; прор. Иеремия вопрошает Бога: «Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер 12. 1). Напротив, праведник часто оказывается в угнетенном положении («Господи! как умножились враги мои!» - Пс 3. 2).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Затем об остальной обстановке еврейских комнат всего лучше можно судить по той комнате, которую устроила женщина Сонамитянка для пророка Елисея. „В один день прошел Елисей в Сонам. Там одна женщина упросила его к себе. И сказала она мужу своему... Сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет ходить к нам, пусть заходит туда“ ( 4Цар. 4:8–10 ). В комнате Елисея была постель. Постель устроилась большею частью прямо на полу, но иногда и на особого рода низкой кровати. Так, при рассказе о том, как Иудифь убила Олоферна, замечается, что, убив, она сбросила с постели тело его ( Иудиф. 13: 9 ). Пророк Амос также укоряет иерусалимских богачей за то, что они слишком нежатся на богатых ложах своих. „Горе вам, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших“ ( Ам.6:4 ). Еврейские слова митта и ерес означают или ложе, постель в том смысле как мы их разумеем, то есть кровать для спанья ночью и для лежания больным ( Быт. 48: 2; 49: 33 ; 1Цар. 28:23 23; Пс. 6: 7; 40: 4 ; Иов. 7:13 ; Ис.28: 20 ) или диван, стоявший вдоль стены ( Иез.23:41 ; Ам.3:12; 6:4 ). В библии, читаем у одного исследователя, встречаются разные названия седалищ. Одни из этих названий происходят от глаголов, означающих лежание, другие – сидение. Последние встречаются реже. Из этого можно заключить, что у евреев только богатые и знатные люди имели особые седалища в собственном смысле; все прочие довольствовались или небольшим ложем, стоявшим в углу комнаты, или же делали, как и теперь на Востоке, вокруг стен в приемной комнате небольшое возвышение, на котором лежали подушки и ковры, у людей зажиточных составлявшие предмет особой роскоши. Упоминаются в Библии и принадлежности кровати: покрывала или ковры, матрасы и подушки ( Суд. 4:18 ; Иез.13:18–21 ). В книге Притчей (7: 16) блудница восхваляет свое ложе, покрытое богатыми тканями, из египетского льна, и коврами, и надушенное миррою, алоем и корицею. В комнате Елисея был стол. Стол в комнате по всей вероятности устроялся очень низкий, подобно тому, какой велено было Моисею устроить для скинии. „И сделай стол из дерева ситтим, длиною в 2 локтя (1¼ аршина), шириною в локоть (10 вершков), а вышиною в 1½ локтя, (1 аршин) ( Исх. 25: 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

И далее мы читаем: Исх.15:20 . «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием». Здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением, когда не только кто-то из мужчин именуется пророком, но и женщина, сестра Моисея, называется: «Мариам пророчица». «Пророчествовали также и женщины, в древности Мариам, сестра Моисея и Аарона, а после нее Девора, а после них Олдама и Иудифь, одна при Иосии, а другая при Дарии. Пророчествовала также и Матерь Господа, и родственница ее Елисавета, и Анна, а в наше время (то есть после Дня Пятидесятницы, – О. С.) дочери Филиппа, однако они не превозносились над мужчинами, но соблюдали свою меру» 168 . Блаженный Августин предлагает следующее аллегорическое истолкование к данному стиху: «Так воспел Моисей и сыны Израилевы, так воспела Мариам пророчица и женщины Израилевы. Так и мы теперь поем: и мужчины, и женщины, и дух (то есть мужское начало, – О. С.), и плоть наши (то есть «плоть» как женское начало, – О. С.). Потому что «те, которые Христовы», – говорит апостол, – «распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). На это и указывает именно, как согласно понимается всеми, тот тимпан, который взяла Мариам чтобы воспевать на нем. Для того чтобы сделать тимпан, на дерево натягивается кожа – так точно из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати» 169 . Здесь мне хотелось бы остановиться на словах Блаженного Августина «из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати». Казалось бы, крест как символ страдания и «сладкий дар благодати» – понятия несовместимые! И здесь мне хотелось бы повторить пример, который уже звучал ранее. Во время Чеченской войны за нежелание принять ислам агаряне распяли наших солдат. С боем русские отбили своих. Из распятых только один оставался жив. Когда его начали снимать с креста, вынимая гвозди из рук, православный войн воскликнул: «Ребята не надо! Мне так хорошо…» Прав Блаженный Августин : невозможно нам без креста, а ведь у каждого он – свой, пережить «сладкий дар благодати».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И истинный Мессия пришел наконец, и в ночь пришествия Его небеса над Вифлеемом огласились радостной песнью ангелов, возвещающих наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии Сокращенные обозначения книг Библии в алфавитном порядке. Ветхий Завет. Авв. Книга пророка Аввакума Авд. Книга пророка Авдия Агг. Книга пророка Аггея Ам. Книга пророка Амоса Быт. Бытие Вар. Книга пророка Варуха Втор. Второзаконие Дан. Книга пророка Даниила 1 Езд. Первая книга Ездры 2 Езд. Вторая книга Ездры 3 Езд. Третья книга Ездры Екк. Книга Екклесиаста или Проповедника (Соломона). Есф. Книга Есфири Зах. Книга пророка Захарии Иез. Книга пророка Иезекииля Иер. Книга пророка Иеремии ИовКнига Иова Иоил. Книга пророка Иоиля Иона Книга пророка Ионы Ис. Книга пророка Исаии Исх. Исход Иудифь Книга Иудифи Лев. Левит 1 Мак. Первая книга Маккавейская 2 Мак. Вторая книга Маккавейская 3 Мак. Третья книга Маккавейская Мал. Книга пророка Малахии Мих. Книга пророка Михея Нав. Книга Иисуса Навина Наум Книга пророка Наума Неем. Книга Неемии Ос. Книга пророка Осии 1 Пар. Первая книга Паралипоменон 2 Пар. Вторая книга Паралипоменон Песн. Песнь песней Соломона Плач Плач Иеремии Посл. Послание Иеремии Прем. Книга Премудрости Соломона Притч. Притчи Соломона Пс. Псалтирь Руфь Книга Руфи Сир. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Соф. Книга пророка Софонии Суд. Книга Судей израилевых Тов. Книга Товита 1 Цар. Первая книга Царств 2 Цар. Вторая книга Царств 3 Цар. Третья книга Царств 4 Цар. Четвертая книга Царств Чис. Числа Новый Завет Гал. Послание к галатам Деян. Деяния апостолов Евр. Послание к евреям Еф. Послание к ефесянам Иак. Послание Иакова Ин. Евангелие от Иоанна 1 Ин. Первое послание Иоанна 2 Ин. Второе послание Иоанна 3 Ин. Третье послание Иоанна Иуд. Послание Иуды Кол. Послание к колоссянам 1 КорПервое послание к коринфянам 2 КорВторое послание к коринфянам Лк. Евангелие от Луки Мк. Евангелие от Марка

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

И она несла голову на своей груди (zwischen ihren Brüsten) и таким образом обе они шли чрез лагерь, и никто не сказал им ни слова, пока не дошли они до ворот Иерусалимских, Она, закричала стражам: „отворите ворота! Ибо Бог помог мне, и я убила врага“. Но они не хотели поверить её словам. При царе был некто (Вагой), который говорил ему: „отступи от этого народа, не обижай его и не воюй с ним, потому что его Бог с ними (с этим народом, – с иудеями); Он любит их и не предаст их в твои руки; посмотри, что Он сделал тем, которые были прежде тебя, прежним царям и князьям, которые угнетали Израиля, – какой их был конец?“ – Он много и других замечаний делал царю, пока последний не разразился гневом против него и не велел связать его и живого повесить при городских воротах. – И когда девица увидела, что они (стражи) не хотели отворить ворота, то сказала: „если вы не врите мне, смотрите, повешенный узнает голову его (царя), – тогда вы поверите словам девицы“. И они отворили ворота и показали голову связанному; он узнал её и сказал: „слава Вечному, Который предал его в ваши руки и избавил вас от его руки!“ Это сделалось известным, и собрались лучшие из Израиля и его герои, взяли свои мечи в свои руки и закричали громким голосом: „слушай, Израиль, – вечный наш Бог есть единый Бог!“ Когда воины в неприятельском лагере увидали их, пошли они в палатку царя и, увидав, что их герой был мёртв, побежали и оставили свои палатки и своих лошадей, и своё имущество, и спасали свою жизнь (бегством). Израильтяне преследовали их до Антухии (Антиохии), и возвратились с миром и получили от них большую добычу. Старейшины Израиля и мудрецы собрались, и пришли в дом Божий, и прославляли и восхваляли Вечного, Который даёт им покой от их врагов и Который постоянно спасает их во время бедствия». 107 Lehrbuch der historisch – krit. Einleit. in die kanon. und apokr. Schrift. d. alt. Test. v. Keil S. 700. 108 Bibel-Lexicon v. Schenkel, 3-tes Bd. S. 448. – Kurzgef. exeget. Handb. zu den Apokr. d. alt. Test.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010