2Пар. 6:38 . Езд. 6:12 : «И Бог, Имя которого там обитает...» Неем. 1:11 Н.): «благоговеть пред Именем Твоим». Тов. 3:11 Сарры: «Благословен Ты, Господи, Боже мой и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки». Ср. Товита): «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки. Товита): «Благословен Ты Боже и благословенно Имя Твое во веки и благословенны все святые ангелы Твои». Ангела): «Доброе дело – благословлять Бога, превозносить Имя Его и благоговейно проповедовать о делах Его» Товита): «Многие народы издалека придут к Имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному». Иудифь. 9: 8 : «Господь Имя Тебе, сокруши же их крепость силою Твоею...». 16:1: «И сказала Иудифь: возносите и призывайте Имя Его». Иов. 1:21 : «Да будет Имя Господне благословенно». Пс. 5:12 : «И похвалятся о Тебе, любящие Имя Твое». 7:18: «Пою Имени Господа Вышнего». 8:2, 10: «Господи Боже Наш, яко чудно Имя Твое по всей земле». 9:3: «Пою Имени Твоему, Вышний». 9:11: «Да уповают на Тя знающие Имя Твое». 19:2: «Защитит тя Имя Бога Иаковля». 19:2: «Во Имя Бога Иаковля возвеличится, – во Имя Господа нашего призовем» (8). 21:23: «Повем Имя Твое братии моей». 24:11: «Ради Имени Твоего, Господи очисти прегрешение мое...». 28:2: «Принесите Господеви славу Имени Его». 32:21: «И во Имя Святое Его уповахом». 44:18: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». 47:11: «По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли». 53:3: «Боже, во Имя Твое спаси мя. Исповемся Имени Твоему, Господи, яко благ» (8). 60: 9: «Тако воспою Имени Твоему во веки». 42:5: «Во Имени Твоем воздену руки мои». 45:2: «Пойте же Имении Его». 67:5: «Воспойте Богу, пойте Имени Его, превозносите восшедшему на западе, Господь Имя Ему». 48:31: «Восхвалю Имя Бога моего с песнию ... и любящий Имя Твое вселится в Нем» (37). 71:17: «Будет Имя Его благословенно во-веки, прежде солнца пребывает Имя Его ... и благословенно Имя Славы Его во-веки» (19). 73:10: «Раздражит противный Имя Твое до конца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

II. Жена же его Анна плакала сугубым плачем и рыдала сугубым рыданием, говоря: буду оплакивать вдовство мое, буду оплакивать и мое безчадство. Между тем настал великий день Господень, и сказала Иудифь, служанка ее: доколе ты будешь удручать свою душу скорбно? Вот настал великий день Господень, и не должно тебе плакать, но возьми эту головную повязку, которую дала мне госпожа за работу: мне не прилично повязаться ею, ибо я служанка, а она имеет знак царственный. Анна же сказала: отойди от меня, я не хочу этого сделать; Господь весьма смирил меня. Не лукавый ли внушил тебе это, и ты пришла, чтоб сделать меня сообщницею греху твоему. И отвечала Иудифь: что я буду упрашивать тебя (когда ты не хочешь слушать моего голоса)? вот Господь заключил утробу твою, чтоб не дать тебе плода во Израили. Горько опечалилась Анна, но совлеклась печальных одежд своих, украсила голову свою и облеклась в брачные одежды свои, и около девятого часа вышла в сад для прогулки, и увидевши лавровое дерево села под ним, и начала молить Господа, говоря Бог отцов моих, благослови меня, и услышь молитву мою, также, как благословил ты матерь Сарру и дал ей сына Исаака. III. И обратив взор па небо, увидела на этом лавровом дереве воробьиное гнездо, и восплакала в себе, говоря: горе мне, кто родил меня? какая утроба произвела меня? Ибо я сделалась клятвою пред сынами Израиля, я осмеяна, и с поношением отринули меня от храма Господня. Горе топе, кому уподобилась я? не уподобилась я и птицам небесным, ибо и птицы небесные плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподобилась я и зверям земным, ибо и звери земные плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподобилась я сим водам, ибо и воды сии плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? не уподобилась я и земле, ибо и земля приносить во время плоды свои и благословляет Тебя, Господи. IV. И вот предстал ей Ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь услышал молитву твою, и ты зачнешь и родишь, и о семени твоем будут говорить во всей вселенной. И сказала Анна: жив Господь Бог мой; если я рожу- мужеский ли пол или женский, принесу его в дар Господу Богу моему, и будет служит Ему все дни жизни своей. И пришли два вестника и говорят ей: вот Иоаким муж твой, идет с своими стадами. Ибо Ангел Господень явился и ему, и сказал: Иоаким, Иоаким, Господь Бог услышал молитву твою. Ступай отсюда; ибо вот жена твоя Анна зачнет во чреве. И сошел Иоаким и приказал пастухах своим, сказав: приведите мне сюда десять чистых и непорочных агниц, и будут (в жертву) Господу Богу моему; и приведите мне двенадцать молодых тельцов, и будут священникам и старейшинам; и сто козлов для всего народа. И вот Иоаким пришел с стадами своими, а Анна стояла у ворот, и увидела идущего Иоакима, и подбежав, бросилась на шею его, и сказала: теперь знаю, что Господь Бог щедро благословил меня; ибо вот, бывши вдовою, я уже не вдова, и безчадная зачну во чреве! И успокоился Иоаким в тот же день в дому своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Жена же его Анна плакала сугубым плачем и рыдала сугубым рыданием, говоря: буду оплакивать вдовство мое, буду оплакивать и мое бесчадство. Между тем настал великий день Господень, и сказала Иудифь, служанка ее: доколе ты будешь удручать свою душу скорбью? Вот настал великий день Господень, и не должно тебе плакать, но возьми эту головную повязку, которую дала мне госпожа за работу, мне не прилично повязаться ею, ибо я служанка, а она имеет знак царственный. Анна же сказала: отойди от меня, я не хочу этого сделать; Господь весьма смирил меня. Не лукавый ли внушил тебе это, и ты пришла, чтоб сделать меня сообщницей греху твоему. И отвечала Иудифь: что я буду упрашивать тебя (когда ты не хочешь слушать моего голоса)? Вот Господь заключил утробу твою, чтоб не дать тебе плода во Израили. Горько опечалилась Анна, но совлеклась печальных одежд своих, украсила голову свою и облеклась в брачные одежды свои, и около девятого часа вышла в сад для прогулки, и, увидевши лавровое дерево, села под ним, и начала молить Господа, говоря: Бог отцов моих, благослови меня, и услышь молитву мою, также, как благословил ты матерь Сарру и дал ей сына Исаака. III И обратив взор на небо, увидела на этом лавровом дереве воробьиное гнездо, и восплакала в себе, говоря: горе мне, кто родил меня? Какая утроба произвела меня? Ибо я сделалась клятвой пред сынами Израиля, я осмеяна, и с поношением отринули меня от храма Господня. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподобилась я и птицам небесным, ибо и птицы небесные плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподобилась я и зверям земным, ибо и звери земные плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподобилась я сим водам, ибо и воды сии плодородны у Тебя, Господи. Горе мне, кому уподобилась я? Не уподобилась я и земле, ибо и земля приносит во время плоды свои и благословляет Тебя, Господи. IV И вот предстал ей Ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь услышал молитву твою, и ты зачнешь и родишь, и о семени твоем будут говорить во всей вселенной. И сказала Анна: жив Господь Бог мой; если я рожу – мужеский ли пол или женский, принесу его в дар Господу Богу моему, и будет служить Ему все дни жизни своей. И пришли два вестника и говорят ей: вот Иоаким муж твой, идет со своими стадами. Ибо Ангел Господень явился и ему, и сказал: Иоаким, Иоаким, Господь Бог услышал молитву твою. Ступай отсюда, ибо вот жена твоя Анна зачнет во чреве. И сошел Иоаким и приказал пастухам своим, сказав: приведите мне сюда десять чистых и непорочных агниц, и будут (в жертву) Господу Богу моему; и приведите мне двенадцать молодых тельцов, и будут священникам и старейшинам; и сто козлов для всего народа. И вот Иоаким пришел со стадами своими, а Анна стояла у ворот, и увидела идущего Иоакима, и подбежав, бросилась на шею его, и сказала: теперь знаю, что Господь Бог щедро благословил меня; ибо вот, бывши вдовой, я уже не вдова, и бесчадная зачну во чреве! И успокоился Иоаким в тот же день в доме своем. V

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Ибо не будет нужды в оружии, когда не будет воюющих. Израиль соединится с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: возвеселитесь народы с людьми Его (Втор. 32: 43), то есть, в Церкви, в которой Он сокрушил силу луков, щитов, мечей и войну, и по сокрушении и истреблении их верующие будут спать безопасно и покоиться при одном пастыре» . Блаженный Феодорит Кирский также прилагал это обетование к Церкви, но больше к жизни ее чад в будущем веке как одни из грядущих благ . И святитель Кирилл Александрийский считал это обетование исполненным во время христианской Церкви, но при этом понимал как совершенное через воинскую доблесть римских полководцев: «Когда, говорит Господь, я истреблю с земли имена самих идолов, тогда я им устрою союз мира со всеми дикими и варварскими народами. Тогда прекратятся бедствия, причиняемые врагами и войной, и они будут жить, не зная никаких страхов. Сокрушу оружие и меч, и мы видим, что это сбылось на самом деле. Ибо когда славнейшие римские военачальники достигли владычества над всеми и подчинили себе поднебесную (так как Бог промыслительно даровал им эту славу), тогда персы ограничились заботами только о своем государстве, прекратились и нападения других варварских народов на страны и города» . В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Священное Писание во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи, наиболее же за грех отступничества. Вот как о том говорит в своей песни святая Девора: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд. 5: 8), и то же возвещает Дух Святой через Иудифь: «Когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями» (Иудифь 5: 18). И в книге пророка Исаии читаем: «Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» (Ис.

http://pravoslavie.ru/1324.html

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне (Ион. 5:39)… Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он написал о Мне» (Лук. 5:46), — говорил Господь иудейским законникам.   Еще яснее и подробнее раскрывал эту истину Господь Своим ученикам, явившись им по воскресении, как свидетельствует ев. Лука: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании…И сказал им: вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:27,44).   Кроме такого общего заявления, Господь указывает нередко и частные случаи ветхозаветных образов и пророчеств, имевших отношение к Его жизни, учению, крестным страданиям и смерти. Так, напр., он отмечает преобразовательное значение медного змея, повешенного Моисеем в пустыне (Ио.3:14), указывает на исполнение пророчества Исайи о «лете Господнем благоприятном» (Лук. 4:17–21; Ис. 61:1–2), говорит об осуществлении всех древних пророчеств, касавшихся Его искупительной жертвы (Мф. 26:54, Лук. 22:37) и даже на самом кресте, перед Своей искупительной смертью восклицает: «Совершилось!» (Ио. 19:30), указывая, что исполнилось всё то, что «многократно и многообразно было говорено через пророков» (Евр. 1:1). 3. Исторические Книги Содержание: Краткий обзор исторических книг Библии. Значение ветхозаветных пророков. Книга Иисуса Навина. Верою пал Иерихон. Книга Судей. Книги Царств. Иерусалимский храм. Книга Ездры. Книга Неемии. Книга Есфирь. Книга Иудифь. Маккавейские книги. Последние годы до пришествия Спасителя. Хронология. Краткий обзор исторических книг Библии Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х.) до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

" Истинно то, что никто не может вредить нам, кроме того, что мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал Августин: " веруй Господу Богу без всякого сомнения, и поручи Ему всего себя на сколько станет твоей силы: тогда Он не отвергнет тебя, не перестанет возвышать тебя к Себе, и ничего не попустит злого для тебя, хотя бы ты был и убог и незнатен. " Это наставление знать должен каждый в совершенстве и должен крепко содержать в уме следующее основное положение: ничего противного (нежелательного) нам не может приключиться с нами без воли или допущения Божьего. Ни диавол, ни кто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Надо верить крепко, что хотя и самые тяжкие бедствия постигают нас по распоряжению Бога, как верховного Царя, но посылаются они на нас от Милостивейшего Отца в нашу же пользу для нашего вразумления и исправления (за наши неправды и грехи). Следовательно никто другой, кроме самих нас не может нам вредить. Иудифь , благочестивая Иудеянка, вдова, строго хранившая нравственную чистоту перед Богом, учит нас, говоря: " За все, что приключается нам (злое или доброе), возблагодарим Господа, Бога нашего, Который испытует нас, как и отцов наших . Искушал Он не для истязания сердца их (например, око за око; зуб за зуб), так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему (учит с любовью) " (Иудифь. 8:25.27). Воля Господня так превознесена, чиста и права, что не желает, и не может желать ничего, кроме того, что для нас будет добром, и при том добром наибольшим, наиблаженнейшим. И почему бы не желал этого Господь Бог? Он преблагий; почему бы не мог желать? Он - всемогущ. Поэтому нет силы выше Его, нет ни одной, кроме только от Него исходящей. Со всех сторон Божьей благой волей мы окружены и ограждены, так что ничто и никогда, как только по провидению Самого Господа Бога и по Его благой воле, не может коснуться к нам. Истинно, " Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его " (Пс. 5:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Итак, совершенно очевидно, что нарядные одежды сами по себе вызывают плотское наслаждение. Если же некоторые мужчины коварно применяют их, чтобы поймать на крючок какую-либо женщину, а слабый пол использует, чтобы поймать на такую же приманку мужчину, как поступают сегодня многие (если не сказать, все) мужчины и женщины, тогда все эти наряды и украшения не что иное, как приманка для блуда и прелюбодеяния. И мужчины и женщины, которые пользуются всем этим, объявляют о себе, даже когда молчат, что они блудники и блудницы, прелюбодеи и прелюбодейки. Мои слова подтверждают повеления святых апостолов, которые говорят, что мужам не следует украшать свой внешний облик, не нужно растить, плести, красить и укладывать волосы, а только чуть постригать их. Также им не к лицу носить изысканную одежду и обувь, золотые перстни, дабы не соблазнить ближних, равно как и не следует стричь бороду, чтобы не менять человеческий облик, соответствующий его природе, на противоестественный. Так велит Закон: «Не порти края бороды твоей» ( Лев. 19:27 ). К этим наставлениям святые апостолы добавляют: Все это – признаки распутного поведения (Постановления апостольские. Кн. 1, гл. 3). С другой стороны, Священное Писание ясно показывает, что накрашенные и нескромно одетые жены подобны продажным женщинам. Ведь они поступают так только для того, чтобы вовлечь мужчин в разврат. Так, Фамарь, невестка Иуды, накрасилась, как блудница, чтобы соблазнить тестя: «И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима» ( Быт. 38,14 ). По одежде и украшениям Иуда принял ее за блудницу и соединился с ней. Иудифь так же, надев на голову, руки и ноги украшения, сделала весь свой облик соблазнительным для глаз не только Олоферна, но и всякого, кто только увидит ее: «И разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее» ( Иудифь. 10, 4 ). Так и Иезавель нарядилась и стала выглядывать в окно, чтобы завлечь царя Ииуя: «И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое и украсила голову свою, и глядела в окно» ( 4Цар. 9,30 ). Эсфирь тоже надела украшения для обольщения Артаксеркса: «Когда царь увидел царицу Есфирь... она нашла милость в глазах его» ( Есф.5:1 ) 63 . Какие страсти вызывают благовония

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Иудиф.12:11 И сказал евнуху Вагою, управлявшему всем, что у него было: ступай и убеди Еврейскую женщину, которая у тебя, прийти к нам и есть и пить с нами: 11 . Имя евнуха – Вагой ( Βαγας) – персидское – довольно часто встречается именно при обозначении имени евнухов. «Убеди еврейскую женщину, которая у тебя» – т.е. под твоей охраной и попечением. Иудиф.12:12 стыдно нам оставить такую жену, не побеседовав с нею; она осмеет нас, если мы не пригласим ее. 12 . «Стыдно нам оставить такую жену, не побеседовавши с нею, она осмеет нас, если мы не пригласим ее». Оправдывая такой очевидной натяжкой приглашение Иудифи перед Вагоем, Олоферн или хотел замаскировать от Вагоя и других свое действительное намерение в отношение к Иудифи или просто подсказывал Вагою, в какой деликатной форме он должен сделать приглашение Иудифи, чтобы не слишком озадачить ее и избежать необходимости употребить по отношению к ней явное насилие. Иудиф.12:13 Вагой, выйдя от Олоферна, пришел к ней и сказал: не откажись, прекрасная молодая женщина, прийти к господину моему, чтобы принять честь пред лицем его и пить с нами вино в веселие и быть в этот день как одною из дочерей сынов Ассура, которые предстоят в доме Навуходоносора. 13 . Приглашение Иудифи Вагоем действительно делается в выражениях достаточно деликатных, хотя и достаточно прозрачно намекающих на то, что может ожидать Иудифь («быть… как одною из дочерей сынов Ассура, которые предстоят в доме Навуходоносора»). Иудиф.12:14 Иудифь сказала ему: кто я, чтобы прекословить господину моему? поспешу исполнить все, что будет угодно господину моему, и это будет служить мне утешением до дня смерти моей. 14 . Для собственных целей Иудифи ничего не могло быть лучше и желательнее сделанного ей приглашения, и она вполне могла выразить радость по поводу этого приглашения и полную готовность на все, показав вид слабого сопротивления как бы из желания соблюсти хотя тень женской скромности и деликатности: «кто я, чтобы прекословить господину моему?» Некоторые толковники, правда, понимали и иначе ответ Иудифи, разумея под греческим κριος Господа Бога («поспешу исполнить все, что будет угодно господину моему» – Господу моему) и добавляя к слову «все» ограничение «насколько это согласно будет с моею честью и долгом»; однако никакой нужды для указанного искажения слов Иудифи нет; она вполне могла сказать так, как сказала, не обещая ничего – более того, что действительно входило в ее планы и двусмысленно для Олоферна имело быть «до дня смерти» ее «утешением».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудиф.14:18 рабы поступили вероломно; одна Еврейская жена опозорила дом царя Навуходоносора, ибо вот Олоферн на полу и головы нет на нем. 16–18. От шатра Олоферна, по обнаружении убийства, Вагой идет к шатру Иудифи, отсутствие которой в шатре убитого прямо вело мысль к ней, как виновнице преступления. Отсутствие Иудифи и в своем шатре не оставляло в этом ни малейшего сомнения, что тотчас же и объявил Вагой – «с плачем, стоном и крепким воплем», разодрав свои одежды в знак величайшего горя. «Рабы поступили вероломно». Вагой здесь или действительно представляет подвиг Иудифи осуществлением вероломно-хитрого плана всех иудеев, или просто только выражается обще, считая настоящей виновницей убийства одну Иудифь, но обвиняя вместе с нею и всех евреев, как таких, которым было нужно и приятно столь несчастное и позорное для ассириян событие. «Еврейская жена опозорила дом царя Навуходоносора». Не так позорно было бы пасть в открытом, честном бою, как быть перехитренным и уничтоженным простой женщиной, при столь бесславной обстановке и условиях. Позор падал тем более мрачным пятном на весь «дом царя Навуходоносора», чем большим доверием и полномочиями от этого дома был наделен Олоферн, как наиболее опытный и главный вождь ассирийского войска, «второй» по Навуходоносоре ( Иудиф. 2:4 ). Иудиф.14:19 Когда услышали эти слова начальники войска Ассирийского, то разорвали одежды свои, и душа их сильно смутилась, и раздался у них крик и весьма великий вопль среди стана. 19 . Впечатление, произведенное страшным разоблачением гибели Олоферна – до того, что они не могли уже оказать энергичного сопротивления иудеям, – не совсем объяснимо одними психологическими законами. Несомненно, и Иудифь, верно предугадавшая это замешательство, утверждалась не на одних психологических соображениях. Ее уверенное предначертание событий ( Иудиф. 14:3–4 ) гораздо более утверждалось на вдохновенной вере в содействие Божие, которое много раз и прежде в подобных же критических до крайности обстоятельствах выводило верных Иеговы на столь же победоносное и славное разрешение затруднений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудифь с головой Олоферна. Ок. 1504 г. Худож. Джорджоне (ГЭ) Само слово «завет» лишь однажды встречается в И. к. (9. 13), но контекст его употребления нетривиален: язычники «задумали жестокое» против завета Божия, к-рый имеет значение прежде всего только для тех, кто заключали завет с Богом. Но грех против завета мог быть совершен только народом Израиля; язычники не участвовали в завете и не могли нарушить его. Речь идет не о нарушении завета его участниками, а о понимании завета Бога с Израилем как объективной исторической реальности: т. о. язычники, которые «задумали жестокое против завета», противятся Божественному замыслу в истории. Несмотря на этот единственный контекст, понятие «завет», по справедливому замечанию Мура, является базовым концептом в И. к. ( Moor. 1985. P. 60). Верность завету выступает как основной принцип, определяющий историю Израиля, и эта категоричность получает парадоксальное выражение в речи Иудифи к Олоферну (героиня говорит, что победа полководца предопределена, ибо народ согрешил и Бог не будет ему помогать). Тем не менее этот принцип не может ограничивать ни человеческую, ни Божественную свободу. Раскрытию этой мысли посвящены 8-я и 9-я главы И. к. Жители Ветилуи принимают решение сдать город, если в течение 5 дней Бог не освободит их. В этом решении проявляются формализованное отношение к Божественной помощи и вместе с тем отказ от человеческой ответственности. В ответ на это решение Иудифь произносит пространную обличительную речь (8. 11-27), справедливо получившую название «богословского поучения». В этом поучении раскрывается неск. принципиальных идей: 1) Бог непознаваем. Человек не может понять Его намерений и давать оценку божественному суду: «…вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его?» (8. 14). Эта цитата очень близка к провозвестию Исаии: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55. 8-9); 2) Бог абсолютно свободен. Не существует никакого обстоятельства, к-рое могло бы повлиять на Него; 3) Бог справедлив. Человек не имеет права требовать от Него к.-л. действий, ссылаясь на верность завету, ибо никто, кроме Бога, не может оценить праведность человеческой жизни. Человек может заблуждаться, считая себя праведником, исполнившим закон. Это означает, что подлинная верность человека Богу проявляется в любых обстоятельствах. Человек не может быть верным в обмен на условия. Эта мысль находит параллель в повествовании Дан 3. 17: Анания, Азария и Мисаил говорят царю, что Бог всемогущ и способен их избавить, но даже если Он не явит Свою помощь, они все равно останутся верными Ему.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010