Когда настало утро, иудеи, по совету Иудифи, повесили голову Олоферна на стену и вышли из города, делая вид, что они хотят напасть на неприятелей. Увидав их, (ас)сирияне известили об этом своих начальников, а эти пошли к высшим вождям, которые отправились к палатке Олоферна и велели Вагою разбудить военачальника. Но вошедши в шатёр, Вагой увидел, что Олоферн мёртвый лежит у порога и голова его снята с него. Весть о позорной смерти военачальника быстро пронеслась по всему лагерю. (Ас)сирияне, объятые ужасом, пришли в страшный беспорядок и обратились в бегство 254 . Ветилуяне, пригласив жителей Ветомесфема, Виваи, Ховаи, Холы 255 и других городов, погнались за бегущими и «со всех сторон наносили им большое поражение, пока не прошли за Дамаск и за пределы его», т. е. пока не достигли стран, составлявших центр неприятельских (сирийских) владений 256 . Народ в продолжение тридцати дней расхищал богатый (ас)сирийский лагерь 257 . Первосвященник и старейшины пришли из Иерусалима в Ветилую посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля, и видеть Иудифь и приветствовать её, – и все единодушно восхваляли и благословляли её. А женщины, во главе с Иудифью составили из себя хор в честь её ( Иудиф.14–15 ). Книга Иудифь оканчивается прекрасною, полною высокого чувства·и поэзии хвалебною песнью, которую воспела Иудифь при участии народа, и замечанием о последних днях благочестивой жизни Иудифи, остававшейся вдовою до самой смерти ( Иудиф.16 ) 258 . Историки, описывающие царствование Антиоха III, хотя говорят о неоднократных походах этого государя против Палестины, но не сообщают подробных сведении об этих походах. Также пророк Даниил, предвозвещая вторжение Антиоха III в Иудею, ограничивается лишь общим замечанием, что этот «царь северный [Ср. ( Иудиф.16:3 )] направит ногу на землю славы (Иудею) с погибелью в руке своей» ( Дан.11:15 ). Восполнение этого-то пробела и представляет книга Иудифь. Что во второй ( Иудиф.4–16 ), также как и в первой части, дело идёт о царствовании Антиоха III, это видно как из того, что описываемые здесь события не только не противоречат, но служат объяснением многих тёмных, неосвещённых историей пунктов из времени царствования Антиоха III, так в особенности из внутреннего характера книги, который, как мы уже заметили, вполне соответствует этому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Описание красоты Иудифи примечательно. В нем не так много элементов: лицо, чистота тела, миро, одежды веселия, сандалии, золотые украшения, наряды, головной убор, льняная одежда. Нельзя с уверенностью говорить о том, что Иудифь накладывала на лицо краски 879 . Что касается прочего, в ее одежде нет ничего такого, что невозможно было бы отождес169твить с элементами ритуальных одеяний. Так, носить одежду из льна были обязаны левиты; сандалии надевали сопровождавшие скинию; одежды веселия, в которые Иудифь раньше облекалась «для мужа своего», напоминают о праздничных, а золото и наряды – о ритуальных облачениях; головной убор и особенно миро ассоциируются с помазанием царей и священников. С собой во вражеский стан Иудифь также берет предметы, обладающие строго религиозным смыслом: «Дала служанке своей мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою и сушеными плодами и чистыми хлебами» (ст. 10:5). Она и действительно пользуется ими для обоснования своей просьбы предоставить ей отдельное место в лагере ассирийцев: «Ибо раба твоя благочестива и день и ночь служит Богу Небесному... пусть раба твоя по ночам выходит на долину молиться Богу» (ст. 11:17). Олоферн в ответ не только проявляет неожиданную веротерпимость, но и с легкостью отождествляет предмет своей собственной веры с предметом упования Иудифи: «Хорошо Бог сделал, что вперед этого народа послал тебя, чтобы в руках наших была сила, а среди презревших Господа моего (τν κριν μου) – гибель. Прекрасна ты лицем, и добры речи твои. Если ты сделаешь, как сказала, то твой Бог будет мой Бог ( θες σου σται μου θες); ты будешь жить в доме царя Навуходоносора и будешь именита во всей земле» (ст. 11:22–23). На фоне подобных иронических превращений текста вырисовывается один вполне серьезный факт: Иудифь действительно выходит из Ветилуи для того, чтобы совершить род священнодействия. Не праздны ли приведенные соображения, и не является ли случайной вся эта цепь ассоциаций? Общий смысл произведения побуждает считать иначе. Вернемся к параллели «негативной теологии» Навуходоносора и Олоферна с истинной теологией автора книги, в которой Иудифь является оппозицией ассирийскому полководцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Ст. 12. …Стыдно нам оставить такую прекрасную жену, не побеседовав с нею, – так говорил Олоферн, устроивши пир и пославши за Иудифью евнуха Вагоя: … она осмеет нас, если мы не пригласим ее... Смысл этого, непонятного с первого раза, опасения поясняется в Вульгате таковым дополнением, что по ассирийским понятиям и взглядам на вещи, стыдно было для мужчины, если женщина перехитрит его и сумеет уклониться, и отделаться от него, не удовлетворив его желаний. Это примечание раскрывает перед нами всю бездну растленности языческих нравов у древних народов. Ст. 14. …Иудифь сказала на приглашение к пиру Олофернову: ...кто я, чтобы прекословить господину моему? поспешу исполнить все, что будет угодно господину моему, и это будет служить мне утешением до дня смерти моей... Это были, конечно, не искренние слова целомудренной Иудифи, ибо она не могла не примечать, к чему клонились намерения сладострастного Олоферна. Несмотря на сие, она смело и, для видимости – как бы, с большим удовольствием и готовностью, спешит на искусительный пир; поскольку она твердо надеялась, что там Господь не только защитит ее честь и добродетель, но, в это самое время, и даст ей случай и возможность исполнить задуманное. Глава 13. Погибель Олоферна от руки Иудифи а) По окончании пира, Иудифь остается одна с опьянелым Олоферном (ст. 1–5). б) Призвав Бога на помощь, Иудифь отрубает голову Олоферну его же собственным мечом и с нею удаляется в Ветилую (ст. 6–11). в) Экстренное собрание Ветилуйских старейшин к воротам города, и донесение Иудифи о своем подвиге (ст. 12–16). г) Радость народа и похвальное приветствие Иудифи от лица Озии-градоначальника (ст. 17–20). Глава 14. Нападение на Ассириян по плану, предложенному Иудифью а) Иудифь советует повесить голову Олоферна на зубцах стены и немедленно сделать вылазку из города, дабы смерть Ассирийского вождя открылась врагам внезапно, и, притом, в минуту наступающей для них опасности (ст. 1–4). б) Между тем, Иудифь велит призвать Ахиора-Моавитянина и, среди народа, рассказывает ему историю своего подвига в стане Ассирийском, вследствие чего, Ахиор обращается в религию Иудейскую (ст. 5–10). в) При наступлении утра, Ветилуйцы делают нападение на вражеский стан и приводят в крайнее смятение Ассириян, пораженных внезапной смертью вождя своего (ст. 11–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

11 . Услуга, оказанная Олоферну, достойна быть целью человеческой жизни: «Поспешу исполнить все, что будет угодно господину моему, и это будет служить мне утешением до дня смерти моей» (ст. 12:14). 12 . При разговоре с ним Иудифь отмечает и живительные качества этого общения: «Сегодня жизнь моя возвеличилась во мне больше, нежели во все дни от рождения моего» (ст. 12:18). 13 . Число войска, которое ведет Олоферн, символизирует полноту: 120 тыс. пехоты и 12 тыс. всадников. «В целом, – резюмирует Лорейн, – есть существенные показатели для того, чтобы сопоставить метаисторические военные и религиозные действия Олоферна на службе у Навуходоносора с эсхатологическими политико-религиозными акциями антихриста на службе у сатаны» 872 . Не нуждается в комментариях тот сатирический эффект, который производят слова, приведенные выше, на читателя, знакомого с общим замыслом книги, – в особенности это касается тех мест, где похвалы Олоферну доводит до последней степени сама Иудифь 873 . Однако следовало бы очистить их от отрицательного знака, которым они наделены в отношении к библейской действительности, чтобы, оценивая их с формальной стороны, увидеть в этих пародиях на богословские формулы своего рода негативную теологию, которая только и оправдывала бы слишком вольное обращение с библейским словом, допущенное в них как бы для создания насмешливой речи 874 . Книга Иудифь – создана она до, после или во время Маккавейского восстания 875 – относится к тому времени, когда мессианская идея, обнародованная пророками, занимала прочные позиции в историческом самосознании евреев. Олоферн имеет очевидные признаки Мессии, некоторые из которых известны по ветхозаветной, а некоторые – и по новозаветной литературе. Так, образ «овец, не имеющих пастуха», встречающийся у пророков (напр., Иез 34:11 ), полное развитие как образ именно мессианский получает в Евангелии ( Мф 9:36 ). Здесь, в книге Иудифь, он связывается с престолом, поставленным «посреди» священной столицы, т.е., очевидно, на горе Сион. Отсюда можно видеть, что мессианские ожидания ассоциировались также с Храмом: и действительно, нашу мысль о том, что в описании шатра Олоферна с его двумя отделениями содержится намек на устройство иерусалимского Храма, подтверждает поступок Иудифи, которая «принесла все сосуды Олоферна... и занавес, который она взяла из спальни его, отдала в жертву Господу» (ст. 16:19). Обратная аналогия с расхищением сосудов Храма историческим Навуходоносором очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

а) В начале своей песни, Иудифь приглашает к прославлению Господа на музыкальных орудиях за то, что Он ополчался за нее и исторг из руки преследователей (ст. 1–2). б) Затем, описывает высокомерие Ассириян (ст. 3–4). в) Потом – свою хитрость, погубившую врага (ст. 5–9). г) За сим – бегство Персов и Мидян (ст. 10–12). д) В заключение же песни, Иудифь прославляет величие и могущество Иеговы, Коему не довлеют никакие жертвы, и угрожает народам, восстающим на род Иудейский (ст. 13–17). е) Трехмесячное торжество Иудеев в Иерусалиме после победы над Ассириянами (ст. 18–20). ж) Возвращение Иудифи в Ветилую, ее воздержание от брака, кончина на 105 году жизни, и погребение в пещере мужа Манассии (ст. 21–23). з) Семидневный плач дома Израилева над Иудифью, предсмертное ее распоряжение, насчет своего имения и продолжительное спокойствие сынов Израиля по кончине Иудифи (ст. 24–25). Ст. 6. ... не сыны титанов поразили его (Олоферна) и проч. Мифологическое слово титаны употреблено, очевидно, греческим переводчиком, для объяснения устарелого еврейского слова рефаимы, т. е. высокорослые и сильные люди. По учению греческой мифологии, титаны суть дети неба и земли, которые хотели завоевать небо и свергнуть оттуда Юпитера. Ст. 18. …Когда пришли в Иерусалим, они поклонились Богу, и, когда народ очистился, вознесли всесожжения свои... Здесь разумеется очищение народа от нечистот законных, которые приключились ему на войне, – как-то: пролитие крови и прикосновение к трупам убитых 1080 . Ст. 19. …Иудифь же принесла все сосуды Олоферна, которые отдал ей народ, и занавес, который она взяла из спальни его, отдала в жертву Господу... Сим поступком своим Иудифь обнаружила сколько бескорыстия, столько же и благочестия. Вещи, определенные ей народом из военной добычи, были весьма драгоценны, и она могла удержать их у себя, для домашнего употребления своего; но она все это отдала в жертву Господу Богу, т. е. с заклятием отделила, как священный дар, в скинию 1081 , в виде трофея – для напоминания о своем подвиге и небесном заступлении, силою которого совершен сей подвиг. Обычай посвящать Богу оружие врагов, или часть из военной добычи, был священным обычаем древности 1082 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

п. Иудифь, чрез свою служанку приглашает к себе трёх старейшин города; с чувством неудовольствия и гнева упрекает их за решимость сдать город врагам, если Бог не окажет помощи (это, по словам Иудифи, значит – искушать Бога), и убеждает их молиться и надеяться, потому что иудеи теперь уже неповинны в древнем грехе идолослужения. Она говорит, что с передачею Ветилуи в руки врага падёт вся Иудея и что ответственность за все эти бедствия падёт на жителей Ветилуи, и затем просит о дозволении выйти за город и обещает совершить дело, память о котором навсегда останется в её народе, а именно – в продолжении срока, по истечении которого решено было сдать город врагам, спасти Израиля при божественном содействии. Старейшины извиняются и соглашаются на эту просьбу. По уходе их, Иудифь пала на лицо, посыпала пеплом свою голову, сбросила с себя вретище, в которое была одета, и, во время принесения в храме вечерней жертвы, обратилась к Богу отца своего [т. е. родоначальника, сн. ( Иудиф.8:1 )] Симеона, совершившего некогда отмщение иноплеменникам, опозорившим деву ( Быт.34 ), с молитвою о том, чтобы услышал вдову Тот, Кто поразил владетелей на их тронах и предал их в руки Его ревнителей, чтобы Он уничтожил силу высокомерных (ас)сириян, которые замыслили осквернить Его святилище, поругаться над мирным селением славы Его и железом сокрушить рог Его жертвенника; чтобы Он сокрушил гордыню их рукою женскою и чрез это привёл их к убеждению, что Он – Бог всякой крепости и силы и что кроме Его нет другого защитника рода Израилева ( Иудиф.8–9 ). – По окончании молитвы, Иудифь вошла в дом, в котором она проводила субботние дни и праздники, заменила свои траурные одежды роскошными праздничными украшениями и дала своей служанке мех вина, сосуд масла и мешок, наполненный мукою, сушёными плодами и чистыми хлебами, чтобы иметь запас «чистой» пищи во время предполагавшегося ею пребывания среди нечистых язычников. Затем она вышла из города и объявила (ассирийским стражам, что она хочет избежать верной гибели, ожидающей евреев, и желает явиться к Олоферну, чтобы открыть ему способ верного и безопасного завоевания нагорной страны (Иудеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

68 . И о слове Бога Истинного возревновала Иудифь, сияющая красотою своей, и пришла к Олоферну и речами, и видом своим смутила его, и он возлюбил ее, и она пребывала в шатре его ( Иудиф.8:18 ; гл.10:11). 69 . И на пиру упился Олоферн, а Иудифь осталась одна с воеводою и сняла она с него меч его, и мечом его сняла с него голову, и унесла ее в град свой, и повесили голову полководца на зубцах стены ( Иудиф.12:1620 ; гл. 13; 14:1). 70 . Когда узнали воины, что нет головы на вожде их Олоферне, то смутились, и страх и трепет напал на них, и они бросились бежать, а сыны Израиля погнались за ними, и гнали их за Дамаск и пределы его, и поразили их, и захватили все шатры их и обозы, и богатство ( Иудиф.15:17 ). 71 . А Иудифь в масличном венце и с нею лик жен и девиц шли в Иерусалим, воздавая славу Богу и пели: Велик Ты, Господи, и славен, да работает Тебе всякое создание Твое ( Иудиф.15:1214; 16:1314 ). 72 . И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи, много дней по смерти ее, и многие уверовали в Истинного Бога ( Иудиф.16:25 ). 73 . Стали искать для царя Артаксеркса жену в великом царстве его, и обрели Есфирь, и царь возложил царский венец на голову ее ( Есф.2:19, 17 ). 74 . В эти дни Аман убедил царя, и дан был указ по империи: в тринадцатый день двенадцатого месяца февраля истребить всех евреев в 127 областях от Индии до Ефиопии ( Есф.3:6, 12 ). 75 . И все иудеи в Сузах постились три дня: не ели, не пили, и Господь напомнил царю заслугу Мардохея, дяди Есфири, когда он спас жизнь царскую от смерти, и он возвеличил Мардохея, а Аман, хотевший умертвить Мардохея и всех иудеев, был по приказу царя повешен ( Есф.4:16; 6:12; 7:10 ). 76 . У иудеев была радость и торжество, ибо царь, по желанию царицы и Мардохея, наказал всех врагов их и умертвили 75 тыс. неприятелей их в империи, и многие из народов земли приняли веру и закон Моисеев ( Есф.9:16 ). 77 . И празднуется Адар Пурим, ибо жребий был на истребление народа Божия, и Господь оправдал наследие Свое, и в четырнадцатый и пятнадцатый день до сего дня у иудеев ( Есф.9:2126 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Глава 16 1–17. Хвалебная песнь Иудифи. 18–20. Заключение торжеств. 21–25. Последующая судьба Иудифи. Иудиф.16:1 И сказала Иудифь: начните Богу моему на тимпанах, пойте Господу моему на кимвалах, стройно воспевайте Ему новую песнь, возносите и призывайте имя Его; 1 . «Начните Богу моему… пойте Господу моему…» Иудифь выражает здесь свое особенное право именовать и считать Господа своим – как Таким, Который один мог сохранить ее жизнь в ее столь отчаянном подвиге. Который один Своею помощью даровал ей совершить это страшное дело Его праведного суда и Которому исключительно одному она обязана всею жизнью и благополучием, в особенном и преимущественном смысле слова. Иудиф.16:2 потому что Он есть Бог Господь, сокрушающий брани, потому что Он ополчился за меня среди народа и исторг меня из руки моих преследователей. 2 . «Он ополчился за меня среди народа и исторг меня из руки моих преследователей» – греч.: εις παρεμβολς ατο ν μσω λαο ξελατ με κ χειρς καταδιωκντων με, т.е. буквальнее: «в ополчение Его среди народа Он изъял меня от руки преследовавших меня», другими словами: «чтобы явить Свое ополчение (силу Своего заступничества за народ), Он выделил меня из среды остального народа и показали эту силу Свою на мне, исторгнув меня от руки преследовавших меня». Собственно, Иудифь благодаря своей хитрости избежала всякого преследования; поэтому здесь она или разумеет то, что было возможно в ее положении, или просто представляет себя преследуемой постольку, поскольку принадлежала к народу, подвергавшемуся опасности истребления ассирийцами. И вся вообще хвалебная песнь Иудифи – надо заметить – представляет столько же исповедание личных ее радостных чувств, сколько – с другой стороны – и исповедание подобных же чувств применительно к каждому другому отдельному лицу и к целой олицетворенной общине иудейской. Это особенно ясно выступает в тех местах гимна Иудифи, где все лично к ней относящееся и не могущее быть приспособлено к другому лицу – ставится в форме 3-го лица, а не 1-го (ср. Иудиф. 16:2, 11–13 ст. с 5–10 ст. этой же главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отвечаем. Верховный критерии для совести – закон высшей правды, откровением неба данный земле – человечеству, на все времена, для всех народов вселенной, в теории и практике в «священной летописи», миробытия. Это – светочь при разрешении недоуменных гаданий разума, самая верная оценка настроений сердца, решений воли. К этому источнику «света, просвещающего всякого человека», где «милость и истина встречаются, где правда и мир соединяются» и обратимся за разрешением сомнений в настоящем настроении данных помышлений. Ева – женщина-мать живущих. Вот её естественное призвание, вот её долг и право в человечестве искони. Материнство, чадорождение, воспитание детей – будущих граждан земли и неба. Сущность жизни женщины – любовь во всех её видах и проявлениях. Шли века жизни мира. Женщина является в служении «судьи» народа. При наличности врагов она поставляет начальником войска мужа из народа. Но избранник говорить ей «если ты пойдешь – и я пойду». «Пойти – пойду», – отвечает она – «Но знай, что уже не тебе будет слава на сем пути, но в руки женщины. Господь предаст военноначальника врагов». Так и случилось. Женщина, она сама, поразила воителя, и он умер. Такое сказание от древних лет седой старины хранит – «священная летопись» Библии . И еще. Кто не знает, если не от Писания, то по художественной картине в мировых галереях – Иудифь с мечем и головой Олоферна? Но надобно знать подробности подвига этой знаменитой любовью к отчизне самоотверженной иудеянки. Готовясь послужить спасению родины, Иудифь молится Богу: «Господь отца моего Симеона, услышь меня вдову! Сокруши гордыню врагов рукою женскою, ибо не во множестве сила и не в могучих – могущество Твое». И потом, когда настал час исполнения плана её в стане врагов в шатре Олоферна, Иудифь еще раз просит Господа «укрепить её в этот день…» И ударом меча снимает голову с Олоферна и приносит её к своему народу… Весь народ изумился и единодушно говорил: «Благословенна ты, дочь Всевышним Богом более всех жен на земле и благословен Господь Бог , наставивший тебя на поражение головы начальника врагов наших, ибо надежда твоя не отступит от сердца людей, помнящих силу Божию до века. Да вменит тебе это Бог в вечную славу и да наградит тебя благами за то, что ты жизни твоей не пощадила при унижении рода нашего, но выступила вперед, когда мы падали, ты, право ходившая пред Богом нашим». И весь народ сказал: «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом она пробыла в лагере три дня, а по ночам выходила в долину Ветилуи, омывалась при источнике воды у лагеря 251 , и, выходя, молилась Богу, чтобы Он направил путь её к избавлению сынов Его народа. И когда она входила в шатёр, то оставалась чистою (от общения с язычниками), а к вечеру приносили ей пищу ( Иудиф.12:1–9 ). В четвёртый день, т. е. накануне срока, назначенного жителями Ветилуи для сдачи города, Олоферн сделал пир для своих приближённых, на который пригласил и «еврейскую женщину» чрез евнуха Вагоя. Она, действительно, явилась, нарядившись в лучшие одежды и украшения, чтобы есть и пить пред (ас)сирийским военачальником, который, увидев её во всей красоте и заметив в этой женщине как бы некоторое сочувствие к нему, воспылал к ней горячею любовью и, желая сделать её орудием для удовлетворения своих нечистых стремлений, «любовался на неё и пил вина весьма много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения» ( Иудиф.12:10–20 ). Когда стало поздно, присутствовавшие на пиру поспешили удалиться. Вагой затворил шатёр снаружи, и Иудифь осталась одна с военачальником, упадшим на ложе своё, потому что он был переполнен вином. Подкрепив себя молитвою, она отрубила Олоферну голову его собственным мечом 252 , сбросила с постели тело его, взяла со столбов занавесь и вышла из шатра, отдавши голову (ас)сирийского полководца своей служанке, которая положила этот кровавый трофей в мешок, наполненный съестными припасами. Они благополучно прошли (ас)сирийский лагерь и достигли ворот Ветилуи. Иудифь ещё издали закричала сторожившим при воротах: «отворите, отворите ворота; с нами Бог , Бог наш, чтобы даровать ещё силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня», и, вошедши в город, показала сбежавшемуся народу голову страшного врага религии и рассказала о своём подвиге. Все ветилуяне радуются, прославляют Бога и изумляются мужеству Иудифи ( Иудиф.13 ). Ахиор, узнав о погибели Олоферна и увидав голову его, «искренно уверовал в Бога, обрезал крайнюю плоть свою и присоединился к дому Израилеву» 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010