Между тем Олоферн «вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, и, расположившись в долине, полки его овладели водами и источниками вод сынов Израиля», чтобы, истомив их жаждой, заставить сдаться. Вскоре, видя себя окруженными неприятельскими несметными полчищами, дошедшие до изнеможения от жажды, жители Ветилуи действительно уже готовы были сдаться, что и высказывали правителю города Озии и старейшинам. «Озия сказал им: не унывайте, братья! потерпим еще пять дней, в которые Господь Бог наш обратит милость Свою на нас, ибо Он не оставит нас вконец. Если же они пройдут, и помощь к нам не придет, — я сделаю по вашим словам». (Иудифь. 5, 3, 17, 20—21; 6, 2—6, 10, 18—20; 7, 6, 17, 30, 31) В это бедственное время, когда неминуемая гибель угрожала иудейскому народу, спасение его возникло в лице доблестной женщины — чистой и высокой душою и богобоязненной Иудифи. Оставшись вдовой после мужа своего Манассии (из одного с нею колена и племени), молодая Иудифь, «красива видом и весьма привлекательна взором», жила в своем городе Ветилуе и, не снимая одежд вдовства, проводила богоугодную жизнь в посте и молитве. «И никто не укорял ее злым словом, потому что она была очень богобоязненна». Узнав об обращении народа к Озии с предложением сдать город неприятелю и об ответе Озии, она призвала к себе Озию и двух старейшин города и сказала им: «Неправо слово ваше, которое вы сегодня сказали перед народом, что сдадите город нашим врагам, если на этих днях Господь не поможет нам. Кто же вы, искушавшие сегодня Бога и ставшие вместо Бога посреди сынов человеческих? Вот, вы теперь испытуете Господа Вседержителя, но никогда ничего не узнаете; потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его? Нет, братья, не прогневляйте Господа Бога нашего! Ибо если Он не захочет помочь нам в эти пять дней, то Он имеет власть защитить нас в какие угодно Ему дни, или поразить нас перед лицем врагов наших. Не отдавайте же в залог советов Господа Бога нашего: Богу нельзя грозить, как человеку, нельзя и указывать Ему, как сыну человеческому.

http://pravoslavie.ru/2926.html

Представляется необходимым для понимания важности поста рассмотреть, сколь часто в Ветхом Завете рассказывается о святых праведных людях, которые все важные моменты своей жизни предваряли постами. «Моисей вступил в средину облака и взошел на гору: и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» ( Исх. 24,18 ). «И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Исх. 34,28 ). " И взошли все сыны Израилевы и весь народ... и пришли в дом Божий (Вефиль): и... плакали там пред Господом, и постились в тот день даже до вечера " ( Суд. 20,26 ). «И собрались в Массифу, и черпали воду и проливали пред Господом на землю: и постились в тот день, и говорили: согрешили мы пред Господом» ( 1Цар. 7,6 ). «И взяли кости их (Саула и сынов его), и погребли их под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31,13 ). «Клялся Давид говоря: то и то да сотворит: со мною Бог , ... если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь ( 2Цар. 3, 35 ). «И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле» ( 2Цар. 12,16 ). Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей ( 3Цар. 19,8 ). «И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост во всей Иудее» ( 2Пар. 20, 3 ). «И объявил я там пост юношам пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим и детям нашим, и скоту» ( 2Ездр.8:49–50 ). «Как услышал я эти слова, сел, и плакал, и печален был много дней, и постился и молился пред ликом Бога Небесного» ( Неем. 1,4 ). И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах... «И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их: ... во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя» ( Иудиф. 4,13 ). Иудифь «возложила на чресла свои вретище... Она постилась все дни вдовства своего» ( Иудиф. 8,5–6 ). Есфирь заповедала иудеям: «Поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью. И я с служанками моими буду также поститься» ( Есф. 4,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

805 «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). 806 «И вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: «Корнилий! Услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом " " (Деян.10:30—31). 807 «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. И увидел Бог дела их, что они обратились от путей своих лукавых, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3, 5 и 10). 808 «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.. И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: «Вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам " " (Иоил.2:15и18—19). 809 «Вот пост, который Я избрал: когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень: и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58, 6 и 9—11). 810 «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею много раз был я в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор. гл. 11). 811 «И Господь услышал голос их и призрел на скорбь их; и во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя» (Иудифь 4, 13). 812 «И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.4:2). 813 «Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня ни днем, ни ночью. Я со служанками моими буду также поститься» (Есф.4:16). 814 «Тут была также Анна пророчица... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3230...

В Книге Судей Израилевых написано: Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера ( Суд. 20, 26 ). И собрались в Масссифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом ( 1Цар. 7, 6 ). И взяли кости их (Саула и сына его), и погребли их под дубом в Иависе, и пости­лись семь дней ( 1Цар. 31, 13 ). Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сдела­ет, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь ( 2Цар. 3, 35 ). И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле ( 2Цар. 12, 16 ). Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок ночей ( 3Цар. 19 ). И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее ( 2Пар. 20, 3 ). И объявил я там пост пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога бла­гополучного пути нам и спутникам нашим и детям нашим и скоту ( 2Ездр. 8, 49–50 ). Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным ( Неем. 1, 4 ). Сарра три дня и три ночи не ела и не пила, но стоя со слезами молилась Богу ( Тов. 3 ). И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием: они и жены их ( Иуд. 4, 9–10 ). И ниже: И Господь услышал глосс их и призерл на скорбь их; и по всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред свя­тилищем Господь Вседержителя ( Иуд. 4, 13 ). Возложила на чресла свои вретище (Иудифь), (...) постилась все дни вдовства своего ( Иуд. 8, 5–6 ). Есфирь сказала Иудеям: поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься ( Есф. 4, 16 ). А я, когда они преследовали меня, облекался в рубище и смирял постом душу мою ( Пс. 34, 13 ). Колена мои ослабели от поста, и тело мое изнемогло без елея ( Пс. 108, 24 ). Сыновья Ионадава, сына Рехава, говорят: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки» ( Иер. 35, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

12-13). Представ перед Олоферном, Иудифь сообщила ему, что израильтяне за свои грехи будут преданы ассирийцам, и пообещала полководцу провести его через всю нагорную страну до Иерусалима (11. 5-19). Олоферн, обрадованный этим известием и прельстившись красотой и мудростью Иудифи, оставляет ее в ассир. стане. Даже в этих условиях Иудифь следует предписаниям закона о чистой и нечистой пище (12): она отказалась от стола Олоферна и ела только то, что принесла с собой; каждую ночь она выходила из стана для молитвы и ритуального омовения в источнике (12. 6-9). На 4-й день Олоферн устроил пир и приказал своему телохранителю Вагою убедить Иудифь участвовать в этом празднестве (12. 10 сл.). Вагой упросил Иудифь явиться на пир Олоферна, «чтобы принять честь пред лицом его... и быть в этот день как одною из дочерей сынов Ассура, которые предстоят в доме Навуходоносора» (12. 13). Когда Олоферн увидел Иудифь, то его сердце «подвиглось... к ней, и душа его взволновалась: он сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить ее» (12. 16). Иудифь приняла его предложение пить и веселиться, заметив, что в этот день жизнь ее «возвеличилась... больше, нежели во все дни от рождения» ее (12. 18). Олоферн, не понимая коварной иронии, заключенной в этих словах, выпил вина более, чем когда-либо со дня своего рождения (12. 20). Поздним вечером слуги Олоферна удалились, Вагой затворил шатер снаружи, Иудифь, оставшись наедине с беспомощным Олоферном, отсекла ему голову его мечом. После этого Иудифь удалилась из стана со своей служанкой, как она делала это каждую ночь, выходя молиться. Служанка спрятала в мешке со съестными припасами голову Олоферна и занавес, к-рый Иудифь сняла со столбов постели. Пройдя стан, Иудифь и ее служанка поднялись на гору близ Ветилуи и подошли к городским воротам (13. 6-10). Неожиданный поворот событий приводит весь город в смятение, поскольку для жителей «приход ее был... сверх ожидания» (13. 13). Иудифь показала изумленным горожанам голову Олоферна и занавес из его шатра, возвещая никем не ожидавшееся событие: «Господь поразил его рукою женщины» (13.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

Красота её возбудила среди людей, находившихся пред шатром военачальника, как и прежде, – при воротах Ветилуи и пред передовою (ас)сирийскою стражею, всеобщее удивление. Также, когда вышел к ней Олоферн, отдыхавший на своей постели за роскошным занавесом, то и на этого могущественного, жестокого полководца Иудифь произвела весьма благоприятное впечатление. Он велел поднять Иудифь, которая пала перед ним на лицо своё, и постарался успокоить её. Иудифь тотчас же приступила к делу. В искусной речи, очень лестной для Олоферна, Иудифь торжественно заявила, что она будет говорить только истину, и подтвердила слова Ахиора, что иудеи не могут быть побеждены, если они не грешат пред Богом своим. В настоящее же время, говорила Иудифь, уже есть основание надеяться на завоевание их, потому что осаждённые решились, вследствие недостатка в пище и воде, броситься на скот свой и питаться всем, что Бог строго запретил в законе Своём употреблять в пищу, даже начатками пшеницы и десятинами вина и масла, которые хранятся для иерусалимских священников, тогда как и руками касаться их не следовало никому из народа 249 . Они послали в Иерусалим, потому что и тамошние жители делали это, принести к ним разрешение на это от собрания старейшин. Так как ветилуяне намерены совершить этот грех , то Иудифь, как благочестивая женщина, день и ночь служащая Богу небесному, бежала от них. Она хочет остаться у Олоферна, а по ночам выходить на долину молиться Богу, чтобы Он открыл ей, когда они совершат своё преступление. Тогда пусть Олоферн выходит со всем своим войском, и никто не противостанет ему. Всё это чрезвычайно понравилось Олоферну. Он согласился на предложение Иудифи и сказал, что если она сделает так, как сказала, то её Бог будет его Богом, что она будет взята во дворец Навуходоносора и прославится во всей земле ( Иудиф.10–11 ) 250 . После того Иудифь, отказавшись от предложенной ей (нечистой) пищи, провела ночь в отведённом ей шатре, принадлежавшем евнуху Вагою, а утром испросила позволение выходить на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

В это время в Ветилуе жила одна богобоязненная, мудрая, прекрасная собой, знатная и богатая вдова Иудифь. Она решилась на геройский подвиг: спасти свой город и отечество от страшного врага. Помолившись Богу о спасении ее рукой отечества, она сняла с себя одежды вдовства своего, нарядилась в лучшие одежды свои и отправилась со служанкой своей в лагерь неприятельский. Передовые стражи ассирийского войска остановили ее и спросили, чья она, откуда и куда идет. Она отвечала: «Я – дочь евреев и бегу от них, потому что они будут преданы вам на истребление. Иду к Олоферну указать ему путь, которым он может пройти и овладеть всей нагорной страной, не потеряв ни одного человека». Иудифь показалась стражам чудом по красоте, и они представили ее Олоферну. Поклонившись до земли Олоферну, похвалив его мудрость и военные подвиги, Иудифь сказала ему: «Господин, не выходи теперь с оружием против людей наших, потому что меч не имеет силы над ними, если они не согрешат перед Богом своим. Но вот они скоро согрешат и прогневают Бога: у них нет пищи и воды, и они думают питаться тем, что Бог строго запретил в законе Своем есть. Как скоро они сделают это, в тот же день преданы будут тебе на погубление. Вот почему я убежала от них. Теперь, господин мой, я остаюсь у тебя, но позволь мне по ночам выходить на долину молиться Богу. Когда Он откроет мне, что люди мои сделали грех , тогда я объявлю тебе, и ты выходи со своим войском, и никто из них не противостанет тебе. Это открыто мне Богом, и я послана возвестить тебе». Олоферну понравились слова Юдифи. Он велел отвести ее в особенный шатер свой и дозволил выходить ночью на долину молиться Богу. Иудифь пробыла в лагере три дня и каждую ночь выходила из лагеря на долину Ветилуи молиться. В четвертый день Олоферн сделал пир приближенным своим, пригласил на пир и Иудифь. Пиршествуя, Олоферн весьма много выпил вина, сколько не пил никогда от роду, и от опьянения упал на постель свою. Вечером, когда гости удалились, Иудифь, призвав Бога на помощь, подошла к постели Олоферна, взяла меч, висевший в головах его, схватила за волосы Олоферна, изо всей силы дважды ударила мечом по шее его и сняла с него голову. Спустя немного, она вышла из шатра с отрубленной головой, отдала ее служанке положить в мешок с пищей; пошла с ней, по обыкновению своему, в долину, отсюда пришла в Ветилую. Узнав о погибели военачальника ассирийского, жители Ветилуи, по совету Юдифи, утром вышли вооруженные из города и показали вид, что хотят сделать нападение на ассирийцев. Когда пришли к Олоферну, чтобы разбудить его и донести ему, что израильтяне выходят на сражение, нашли, что он мертвый без головы лежит у порога шатра своего. Весть о погибели Олоферна быстро разнеслась по ассирийскому лагерю. Страх напал на воинов ассирийских, и они все бросились бежать в разные стороны. Израильтянам оставалось только преследовать их и делить добычу (Книга Иудифь).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

а) Пышный наряд Иудифи и съестные припасы на дорогу (ст. 1–5). б) Встреча Иудифи в городских воротах с градоначальником и старейшинами города, и удаление Иудифи, напутствуемой благожеланиями старейшин (ст. 6–10). в) Прибытие Иудифи во вражеский стан, и благосклонный прием от Ассириян за красоту ее, и за пророчественные слова о победе Ассириян (ст. 11–17). г) Сильное впечатление, произведенное прибытием Иудифи, и представление ее Олоферну (ст. 18–23). Ст. 5. …И дала Иудифь служанке своей мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою и сушеными плодами, и чистыми хлебами и, обвернув все эти припасы свои, возложила их на нее… Съестными припасами Иудифь запасается для того, чтобы в неприятельском лагере не поставить себя в необходимость питаться яствами, запрещенными законом Иудейским. Глава 11. Беседа Иудифи с Олоферном а) Олоферн ободряет Иудифь и справляется о причине ее прибытия (ст. 1–4). б) Иудифь уверяет Олоферна, что Бог предает в руки его Иудеев (ст. 5–8). в) Для обеспечения успеха, она советует помедлить нападением, пока Иудеи, доведенные до крайности, не станут есть запрещенного законом (ст. 9–15). г) Иудифь выдает себя за посланницу Иеговы, дабы содействовать завоеваниям Олоферна, и спрашивает позволения выходить по ночам из лагеря для молитвы, и пророчески обещает довести Олоферна через всю Иудею до Иерусалима (ст. 16–19). д) Олоферн сдается на льстивые слова Иудифи и обещает, в случае успеха, принять религию Иудейскую (ст. 20–23). Ст. 3. ... не бойся, – сказал Олоферн прибывшей Иудифи, – …ты будешь жива в эту ночь и после... Из слов Олоферновых можно приметить, что Иудифь прибыла в стан его вечером, при наступлении ночи. Ст. 12. ... у них (осажденных Ветилуйцев) ... вся вода истощилась, – и вот, они решились броситься на скот свой... В Вульгате это место поясняется так, что, для утоления своей жажды, Ветилуйцы решились употреблять кровь заколотых животных, что запрещалось законом Моисеевым под страхом истребления из среды народа Израильского 1073 . Глава 12. Четырехдневное пребывание Иудифи в лагере Ассирийском и пир Олофернов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

а) Помещение Иудифи в сокровищнице Олоферновой, и данное ей право пользоваться пищей от стола Олофернова, а по ночам выходить в долину Ветилуи для молитвы и омовений (ст. 1–9). б) Пир Олоферна и приглашение на него Иудифи (ст. 10–14). в) Прибытие Иудифи в роскошном наряде, страстное влечение к ней Олоферна, необузданное веселье его, и крайнее опьянение (ст. 16–20). Ст. 1. И приказал Олоферн ввести Иудифь туда, где хранились серебряные сосуды его... Жилище Иудифи отведено было в сокровищнице Олоферновой с тем, очевидно, расчетом, чтобы поразить и увлечь прекрасную еврейку видом сокровищ и богатств Олоферновых. Ст. 5–6. ... пред утреннею стражею Иудифь встала и послала сказать Олоферну: да даст господин мой повеление, чтобы рабе твоей дозволили выходить на молитву... Эта просьба Иудифи могла бы, конечно, внушить Олоферну разные подозрения; но его ослепляли, с одной стороны, страсть, которую он почувствовал к ней, с другой же стороны – необыкновенное превозношение своим несокрушимым могуществом и уверенность в невозможности произойти чему-нибудь опасному от женщины и, наконец, крепкое убеждение, что Иудифь, как некоторая пророчица и посланница неба, за которую она себя выдавала, должна была по временам искать уединения для получения откровений от Бога, насчет того, когда евреи сделают свое преступление 1074 , и когда настанет, таким образом, благоприятное время, для нападения на Ветилую. Ст. 7. ... И пробыла Иудифь в лагере три дня, а по ночам выходила в долину Ветилуи, омывалась при источнике воды у лагеря... Это были религиозные омовения Иудифи перед молитвой. Таковые омовения были в обычае у евреев со времен весьма древних, и не только у евреев, но и у всех почти восточных народов. Ст. 9. … По возвращении она пребывала в шатре чистою, а к вечеру приносили ей пищу... Это примечание, очевидно, имеет ввиду дать понять, что добродетель и нравственная чистота Иудифи в стане ассирийском оставались совершенно неприкосновенными, – о чем, впрочем, Иудифь и сама торжественно заявила по возвращении в Ветилую 1075 , а также, что жизнь ее была такая же воздержная и подвижническая, какую она проводила дома во вдовьем своем уединении 1076 . Пищу она принимала один раз в день, уготовляла себя постом и молитвою на совершение задуманного ею геройского дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вместе с тем некоторые из граждан возымели смелость не допускать домогавшегося вторгнуться и исполнить своё намерение. Они воззвали, что нужно взяться за оружие и мужественно умереть за закон отеческий, и произвели в храме великое смятение; с трудом быв удержаны старейшинами и священниками, они остались в том же молитвенном положении. Народ, как и прежде, продолжал молиться. От совокупного, напряжённого и тяжкого народного вопля происходил невыразимый гул. Казалось, что не только люди, но и самые стены, и все основания вопияли, как бы умирая за осквернение священного места. А первосвященник Симон, преклонив колена пред святилищем и благоговейно распростёрши руки, творил молитву: «Господи, Господи, Царь небес» и проч. ( 3Мак.1:14–22, 24–25, 2:1–2 ) и далее. Здесь ясно виден тот же самый дух, который одушевлял и современных Олоферну иудеев, а это служит новым подтверждением выраженного нами предположения, что в книге Иудифь описываются события из времени царствования Антиоха III. Первосвященник Симон II, как можно заключать из сейчас приведённого места и из изображения деятельности прочих первосвященников, представляемого в других библейских книгах и в Древностях Иос. Флавия, исполнял то же самое, что приписывается в книге Иудифь Иоакиму; а потому тожество этих двух личностей можно считать совершенно достоверным. Что же касается до изменения имени первосвященника, то оно объясняется тем обстоятельством, что автор книги Иудифь, но всей вероятности, видел в деятельности Симона II аналогию с деятельностью Иоакима, бывшего первосвященником в персидскую эпоху, и потому, не желая назвать Симона II собственным его именем, считал себя в праве приписать ему имя Иоакима. Вполне сообразно с обстоятельствами этого времени, рядом с первосвященником стоит совет старейшин (γερουσα), который в эпоху владычества Селевкидов заведовал всеми важнейшими делами государства [сн. ( 1Мак.12:6 , 2Мак.1:10, 4:44, 11:27 , 3Мак.1:8 ). Иос. Флавия Древности XII, 3, 3. XIII, 5, 8]. – Гораздо более представляет затруднений вопрос о том, что нужно разуметь под Ветилуей (Βαιτυλοα, Βετολοα, Βετυλω, Βαιτουλα, Bethulia), которая в книге Иудифь представляется главным местом действия? Так как на Ветилую, кроме этой книги, нигде ещё нет указаний, то многие из исследователей Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010