H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XX-XXII, 62-85; Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen. Mil., 1987. P. 59-95; Actas de los Mártires/Ed. D. Ruiz Bueno. Madrid, 20035. P. 317-348; Euseb. Gall. Hom. P. 128-134; Greg. Turon. Glor. martyr. 48-49; idem. Hist. Franc. I 28-29; MartHieron. P. 71-73; MartHieron. Comment. P. 292-298; Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 952-954; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 100-101; Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 177-182; MartUsuard. P. 239-240; MartRom. Comment. P. 220; ActaSS. Iun. T. 1. P. 160-168; BHL, N 6839-6844d. Лит.: Raynaud Th. Hagiologium Lugdunense. Lugduni, 1665. (Opera omnia; 8); La Mure J.-M., de. Histoire ecclesiastique du diocese de Lyon. Lyon, 1671. P. 3-8; idem. Chronique de l " abbaye d " Ainay/Éd. G. Guigue. Lyon, 1885; Boissieu A., de. Ainay: Son autel, son amphithéatre, ses martyrs. Lyon, 1864; Gouilloud A. Saint Pothin et ses compagnons martyrs. Lyon; P., 1868; Montet É . La légende d " Irénée et l " introduction du christianisme à Lyon. Gen., 1880; Dumas F. Les traditions d " Ainay. P.; Lyon, 1886; Guigue M.-C. La fête des Merveilles// Idem. Bibliothèque historique du Lyonnais. Lyon, 1886. T. 1. P. 153-208; Hirschfeld O. Zur Geschichte des Christentums in Lugdunum vor Constantin//SPAW. 1895. [Bd. 19.] S. 381-409; Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира/Пер.: В. А. Обручев. СПб., М., 1991. С. 168-189; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 98, 149-150, 314-315, 384, 609, 672; idem. La liste des martyrs de Lyon de l " an 177//AnBoll. 1921. T. 39. P. 113-138; Jullian C. Quelques remarques sur la lettre des chrétiens de Lyon//REA. 1911. T. 13. N 3. P. 317-330; Thompson J. W. The Alleged Persecution of the Christians at Lyons in 177//AJTh. 1912. Vol.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

139 В своем “Обращении к духовенству” (1902) Л.Толстой писал: “Для нас истинная религия есть христианство в тех положениях его, в которых оно сходится с основными положениями браманизма, конфуцианства, таотиама, еврейства, буддизма, магометанства”. Ср.: Лященко Г.И. Что такое теософия и куда она ведет? Киев, 1912. 141 См.: Эйхенбаум Б.М. Толстой и петрашевцы. Русская литература, 1959, 4; Галаган Г. Л.Толстой и петрашевцы. Русская литература, 1965, 4; Шифман А. Был ли Лев Толстой петрашевцем? Вопросы литературы, 1967, 2. 142 См.: Бабкин Д.С. Радищев в оценке Л.Н. Толстого. – От “Слова о полку Игореве” до “Тихого Дона”//Сб.статей. Л., 1969. С.59–69; Краснов Т.В. Лев Толстой и Радищев. – XVIII век. Сб.12. А.Н.Радищев и литература его времени. Л.: АН СССР, ИРЛИ, 1977. С.137–148. 148 Там же. Т.10. С.278. По учению христианской Церкви, души людей были сотворены Богом для вечности, но во времени. Верное, безначальное предмирное бытие принадлежит только Самому Творцу. 149 Журнал “Утренний свет” издавался Н.И.Новиковым в 1777–1780. гг. См.: Толстой Л.Н. Поли, собр.соч. Т.46. С.213–214. 150 Некрасов С.М. Поиски “истинного христианства” русским масонством XVIII века и Л.Н. Тол стой (Социально-психологические аспекты критики религиозной морали). Сб.трудов. Л., 1976. Вып.З., С.81. Интересно отметить, что своеобразная символика масонского ритуала (циркуль, треугольник, отвес и др.), понимание высшего существа как Великого Архитектора природы, преобразующего мир по определенному плану, – все это оказало определенное влияние на творческий метод Толстого–художника. В. В.Розанов отмечал: “Каждое произведение Толстого есть здание. Что бы ни писал или даже ни начинал он писать (и “отрывки”, “начала”) – он строит. Везде молот, отвес, мера, план, “задуманное и решенное”. Уже от начала всякое его произведение есть в сущности до конца построенное” (Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй. Избранное. Мюнхен, 1970. С.321). 151 “Масонство принадлежит к тайным организациям, имеющим своей целью разрушение основ религии и государственности. Учение масонства основано на иудейской Каббале, представляющей собрание философско-религиозных идей, научных сведений, суеверий и лжеучений, заимствованных иудеями из тайных языческих религий. Вне ложи масонство предоставляет своим членам исповедовать какую угодно религию” или не исповедовать никакой. Главная ложа французских масонов “Великий Восток” в 1878 г. провозгласила свободу совести. См.: Наука и религия, 1978. 2. С.58.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

(пер. С. В. Красикова) 1 Angelopoulos А. Nicolaos Kabasilas Chamaetos. Не dzoe kai to ergon autou. Symbole eis ten Makedoniken Byzantinen Prosopografian Thessalonice, 1970. P. 84; Guilland R. Essai sur Nicephore Gregoras: L» homme et l " oevre Р., 1926. Р. 46;Beck H.-G. Humanismus und Palamismus//Actes XII-e Congres Intern, des Etudes byz. Belgrade; Ochride. 1963. Bd. 1. S. 80. 2 Garzya A. Un opuscule inedit de Nicolas Cabasilas//Byz. 1954. Vol. 24. P. 521–532 (далее в тексте – Cabas.). 4 Gregoras Nikephoros. Romaische Geschichte. Historia Rhomaike/ubersetzt von Jan Louis van Dieten. Stuttgart, 1973, 1979. S. 30. 7 Радченко К. Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1898. С. 101 12 Речь идет о томосе 1351 г., подписанном Иоанном V в начале 1352 г. (Gregoras Nikephoros. Romaische Geschichte. S. 25). 16 Выведенный персонаж – карикатура на идеал византийской образованности, как его описал Никифор Григора в образе Синесия Киренского (ок. 370 – ок. 413 г.): См.: Gregoras Nikephoros. Antirrhetika I/Einl., Textausg., ubers. und Anm. von H.-V. Beyer. Wien, 1976, S. 27–28. 19 Schiro G. Barlaam Calabro. Epistole Greche i primordi episodici e dottrinari delle lotte esicaste. Palermo, 1954. P. 250, 535. 21 Beyer H.-V. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras//JOB. 1978. Bd. 27. S. 130. 22 1296 г. согласно: Meyendorff J. Introduction a l " etude de Gregoire Palamas. P., 1959. P. 45; согласно: Beyer G.-W. Chronologie ... S. 152. – в 1294 г. 25 Ljubarskij Ja. The Fall of an Intellectual: The Itellectual and Moral Atmosphere in Eleventh-Century Byzantium//Byzantine Studies Esseys on the Slavic World and the Eleventh Century. N. Y., 1992. P. 180. 35 Synesios. De insomniis. 134А (149.18150.1. Terzaghi); 134В (150.5–7); ср.: Beyer G.-W.: Gregoras Nikephoros. Antirrh. I. S. 29–30. 41 Meyendorff J. Society and culture in the fourteenth century: Religious problems//Byzantine hesychasm: Historical, theological and social problems. L., 1974. P. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

См.: Елеонский Ф. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святаго и об отношении их к Отцу. СПб., 1879, с. 42—135. В чем несомненно прав А. Орлов, это в том, что сотериология Оригена в значительной степени определяется его аскетикой, хотя не в меньшей (если не в большей) его аскетика детерминируется, в свою очередь, сотериологией. 100 Подробный анализ ее см.: CrouvglH. Origene, precurseur du monachisme//Theologie de la vie monastique. ßtudes sur la Tradition patristique. Aubier, 1961, p. 15—38; Idem. Otigen, p. 135—149. 101 См.: DaniebuJ. Origene. Paris, 1948, p. 289. 102 См.: Origene. Homelies sur S. Luc Ed. par Η . Crouzel, F. Fournier, P. Perichon//Sources chretiennes, N 87. Paris, 1962, p. 190. 103 См.: Origene. Homelies sur le Levitique, t П. Ed. par Μ . Borret//Sources chretiennes, N287, Paris, 1981, p. 180—182. 104 См.: Origene. Homelies sur la Genese. Ed. par L. Doutreleau//Sources chretiennes, N 7 bis. Paris, 1976, p. 60—64. 105 См. наблюдения на сей счет Г. У. Бальтазара в кн.: Origen. Spirit and Fire. A Thematic Anthology of His Writings by H. U. von Balthasar. Washington, 1984, p. 8—9. 106 См.: Origene. Homelies sur Josue. Ed. par A. Jaubert//Sources chretiennes, N 71. Päris, 1960, p. 314—350. 107 Лебедев А. Учение Оригена о духах//Вера и Разум, 1914, 5, с. 607—608. 108 Творения учителя Церкви Оригена. О молитве и Увещание к мученичеству, с. 132—137. Текст: ΩΡΙΓΕΝΗΣ . ΜΕΡΟΣ В "http:// ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΚΑΙ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΩΝ ΣYΓΓΡΑΦΕΩΝ , τ . 10. ΑΘΗΝΑΙ , 1957, σ . 292—295. 109 См.: Origene. Commentaire sur l " Evangile selon Matthieu, 1.1. Ed. par R. Girod//Sources chretiennes, N 162. Paris, 1970, p. 294—298. 110 См.: Origene. Homelies sur S. Laic, p. 370—374. 111 См.: Origene. Homelies sur le Levitique, t II, p. 80—84. 112 См.: Origene. Homelies sur la Genese, p. 328—330. 113 См.: Orighie. Commentaire sur le Cantique des Cantiques, t. II. Ed. par L. Bresard, H. Crouzel, M. Borret//Sources chretiennes, N 376. Paris, 1992, p. 720—722. 114 См.: Bardy G. Origene, р. 205. ·· 115 Малеванский Г. Указ. соч., с. 322—323. 116 Origene. Homelies sur la Genese, p. 132—134. 117 Origene. Homelies sur le Levitique, 1.1//Sources chretiennes, N286. Paris, 1981, p. 86—88. 118 Вероятно, следует предполагать здесь прямое влияние Оригена на св. Мефодия, который был суровым критиком «оригенизма» в ряде других сущностных моментах понимания христианского вероучения. См. суждение: «Нравственное учение и экклезиология Оригена… оказали большое влияние на этические установки и на учение о Церкви автора «Пира десяти дев». Наконец, Мефодиева мистика, лежащая в основе его аскетических воззрений, во многих своих деталях напоминает мистику Оригена». Архиепископ Михаил (Чуб). Предание Церкви в богословии св. Мефодия//Богословские труды, сб. 14. М., 1975, с. 131.».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

1961. T. 27. P. 241-323; idem. Giustiniano interprete del diritto// Idem. Scritti giuridici. Torino, 1996. P. 686-691; Pringsheim F. Die Entstehungszeit des Digestenplanes und die Rechtsschulen// Idem. Gesammelte Abhandlungen. Hdlb., 1961. Bd. 2. S. 41-72; Simon D. Aus dem Codexunterricht des Thalelaios//ZSRG.R. 1969. Bd. 86. S. 334-383; 1970. Bd. 87. S. 315-394; Archi G. G. Giustiniano legislatore. Bologna, 1970; idem. Pragmatica sanctio pro petitione Vigilii//FS F. Wieacker. Gött., 1978. S. 11-36; idem. Problemi e modelli legislativi all " epoca di Teodosio II e di Giustiniano//SDHI. 1984. T. 50. P. 341-354; idem. Le codificazioni postclassiche//La certezza del diritto nell " esperienza giuridica romana: Atti del Conv. Pavia 26-27 apr. 1985. Padova, 1987. P. 149-168; idem. Studi sulle fonti del diritto nel Tardo impero romano: Teodosio II e Giustiniano. Cagliari, 1987; idem. I principi generali del diritto: Compilazione teodosiana e legislazione giustinianea//SDHI. 1991. T. 57. P. 124-157; Volterra E. Il problema del testo delle costituzioni imperiali//La critica del testo: Atti del II Congresso Intern. d. Società Italiana di Storia del Diritto. Venezia 18-22 settembre 1967. Firenze, 1971. [Vol. 2]. P. 821-1097; idem. Sulla legge delle citazioni//MRAL. Ser. 8. 1983. Vol. 27. N 4. P. 185-267; Bianchini M. Osservazioni minime sulle costituzioni introduttive alla compilazione giustinianea//Studi G. Donatuti. Mil., 1973. Vol. 1. P. 121-135; Honor é A. M. The Background to Justinian " s Codification//Tulane Law Review. 1974. Vol. 48. N 4. P. 859-893; idem (Honoré T.). Tribonian. L., 1978; Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976; Purpura G. Giovanni di Cappadocia e la composizione della commissione del primo Codice di Giustiniano//Annali del seminario giuridico dell " Università di Palermo. 1976. Vol. 36. P. 49-68; Amelotti M. Giustiniano tra teologia e diritto// Archi G. G., ed. L " imperatore Giustiniano: Storia e mito. Mil., 1978. P. 133-160; Pieler P.

http://pravenc.ru/text/1841636.html

146. Gleichwohl и schon являются наречиями в немецком языке. — Примеч. перев. 147. Origenes. Commentarii in epistulam ad Romanos/Hg. und ubersetzt von Theresia Heither, III. Freiburgi. B.: Herder, 1993. S. 73. 148. Ibid. S. 75. 149. По действию Его мощи (силы, возможности) (греч.). 150. Origenes. Commentarii in epistulam ad Romanos. S. 42. 151. Tyconius. The Book of Rules. P. 3. 152. Делать aergon и бездеятельным, приостанавливать свои дела, снимать, отменять (лат.). 153. Византийский энциклопедический словарь X века. —Примеч. перев. 154. Перевод изменен в соответствии с переводом Агамбена. См.: Аристотель. Метафизика//Аристотель. Собрание сочинений. Т. 1.1976. С. 163,235. 155. Origenes. Commentarii in epistulam ad Romanos. S. 150. 156. Chrysostome J. Sur l’incomprehensibilite de Dieu, I: Homelies I–V. Edition Anne–Marie Malingrey. Paris: Editions du Cerf, 1970. P. 104. 157. Рим. 3:31 в переводе Лютера. — Примеч. перев. 158. Гегель Г В. Ф. Наука логики. С. 92. 159. Ср. перевод Г. Шпета: «Но то, что было (was gewesen ist), на деле не есть сущность (kein Wesen); оно не есть, а ведь дело шло о бытии» (Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. С. 58). — Примеч. перев. 160. «Оттого, что нечто снимает себя, оно не превращается в ничто» (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2002. С. 91). 161. Коуте A. Hegel a Jena//Revue d’Histoire et de Philosophic religieuse. 1935. XXVI. P. 458. 162. Праздный проходимец (фр). 163. Kojeve A. Les romans de la sagesse//Critique. 1952. LX. P. 396. 164. Трубецкой H. С. Основы фонологии. M.: Аспект–пресс, 2000. С. 79–89. 165. Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. С. 433. 166. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб.: Алетейя, 1999. С. 117, перевод слегка изменен. 167. Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. С. 92–93, перевод слегка изменен. 168. Имеется в виду «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936). — Примеч. перев. 169. Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон–Пресс–Ц, 2000. С. 27–29.

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

110 Подробный анализ ее см.: Crouzel Н. Origène, précurseur du monachisme//Théologie de la vie monastique. Études sur la Tradition patristique. Aubier, 1961. P. 15–38; Idem. Origen. 1989. P. 135–149. 112 См.: Origène. Homélies sur S. Luc/Ed. par H. Crouzel, F. Fournier. P. Périchon//Sources chrétiennes. 87. Paris, 1962. P. 190. 113 См.: Origène. Homélies sur le Lévitique. T. II/Ed. par M. Borret//Sources chrétiennes. 287. Paris, 1981. P. 180–182. 114 См.: Origène. Homélies sur la Genèse/Ed. par L. Doutreleau//Sources chrétiennes. 7 bis. Paris, 1976. P. 60–64. 115 См. наблюдения на сей счет Г.У. Бальтазара в кн.: Origen. Spirit and Fire. A Thematic Anthology of His Writings by H.U. von Balthasar. Washington, 1984. P. 8–9. 116 См.: Origène. Homélies sur Josue/Ed. par A. Jaubert//Sources chrétiennes. 71. Paris, 1960. P. 314–350. 118 Творения учителя Церкви Оригена . О молитве и Увещание К мученичеству. С. 132–137. Текст: Ωριγνης. Μρος β. Βιβλιοθκη ελλνων πατρων και εκκλησιαστικν συγγραφων. Τ. 10. Αθ ναι, 1957. Σ. 292–295. 119 См.: Origène. Commentaire sur l’Évangile selon Matthieu. T. I/Ed. par R. Girod//Sources chrétiennes. 162. Paris, 1970. P. 294–298. 123 См.: Origène. Commentaire sur le Cantique des Cantiques. T. II/Ed. par L. Brésard, H. Crouzel, M. Borret//Sources chrétiennes. 376. Paris, 992. P. 720–722. 128 Вероятно, следует предполагать здесь прямое влияние Оригена на св. Мефодия, который был суровым критиком «оригенизма» в ряде других сущностных моментах понимания христианского вероучения. См. суждение: «Нравственное учение и экклезиология Оригена ... оказали большое влияние на этические установки и на учение о Церкви автора “Пира десяти дев”. Наконец, Мефодиева мистика, лежащая в основе его аскетических воззрений, во многих своих деталях напоминает мистику Оригена » (Михаил (Чуб), архиеп. Предание Церкви в богословии св. Мефодия//Богословские труды. Сб. 14. М., 1975. С. 131). 129 Это заставляет с большой осторожностью относиться к таким общим, но весьма далеким от корректности суждениям типа: «...задачею литературной деятельности Оригена было примирение христианства и платонизма, и не только иногда, но часто насильственное доведение христианских истин до соответствия с платоническими» (Лебедев Н. Сочинение Оригена против Цельса. Опыт исследования по истории литературной борьбы христианства с язычеством. М., 1878. С. 60). Как это верно отмечает А. Лебедев , «по мнению Оригена , философия и различные светские знания являются плодом внушений диавола, а не совершенно свободным делом людей. Эти светские знания и философию Ориген называет “мудростью князей века сего”». Данная мудрость (точнее, лжемудрость) «внушается противными силами некоторым из людей, которые сами сначала признают эту мудрость истинной, а потом уже передают ее другим людям» (Лебедев А. Учение Оригена о духах. С. 606).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

По той причине, что символизм используемого в церковных таинствах елея (т. е. елея Крещения, елея в составе св. мира и елея Е.) в Свящ. Писании и у св. отцов связан с плодами масличного дерева, а не др. растений, масло Е. должно быть оливковым. Как писал исследователь истории чина и богословия Е. прот. Михаил Архангельский, в этом таинстве «заменять оливковый елей другим маслом ни в каком случае не должно… Священнодействие над всяким другим маслом, помимо оливкового, будет, по существу, неправильным» ( Архангельский. 2001. С. 149). Подобно тому как для совершения Евхаристии необходимо виноградное вино (см. ст. Вещества таинств ), так и оливковое масло должно быть по меньшей мере добавлено в елей, освящаемый при Е. Масло для таинства должно быть чистым (в частности, оно не должно содержать животных жиров) и не освящавшимся ранее. Е. совершается по церковному чину священником или епископом (в католич. традиции до II Ватиканского Собора - только епископом). Хотя основным веществом таинства Е. является елей, и в памятниках древней Церкви, и в визант. рукописях сохранился ряд молитв на освящение елея для больных, смешанного с водой (ср. ст. Водоосвящение ). В визант. традиции елей при Е. стали смешивать не с водой, а с вином. Эта практика сохраняется в правосл. Церкви до наст. времени. Основанием ее является евангельская притча о милосердном самарянине (Лк 10. 30-35). Грех и болезнь Понимание смысла таинства Е. тесно связано с проблемой соотношения греха и болезни. В древних обществах болезнь воспринималась не столько как психофизиологический феномен, сколько как религиозный - либо как наказание от Бога (или богов в языческих культах), либо как нападение враждебных демонических сил (см., напр.: Foster. 1976). Предшественниками совр. теорий болезни считаются мнения тех греч. медиков, к-рые главную причину болезни усматривали во внутреннем дисбалансе в организме (см., напр.: Hippocr. De nat. hom. 4). Однако и среди античных авторов в основном господствовало мнение, что причина болезни кроется во вторжении извне ( Diog. Laert. 8. 32).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Bd. 95. S. 257-277; Charles-Edwards T. M. The Social Background to Irish Peregrinatio//Celtica. Dublin, 1976. Vol. 11. P. 43-59; idem. Early Christian Ireland. Camb.; N. Y., 2000. P. 344-390; Schieffer R. Zur Beurteilung des norditalischen Dreikapitel Schismas: Eine überlieferungsgeschichtliche Studie//ZKG. 1976. Bd. 87. S. 167-201; Winterbottom M. Columbanus and Gildas//VChr. 1976. Vol. 30. N 4. P. 310-317; Lapidge M. The Authorship of the Adonic Verses «Ad Fidolium» Attributed to Columbanus//Studi Medievali. Ser. 3. Spoleto, 1977. Vol. 18. P. 249-314; idem. Columbanus and the «Antiphonary of Bangor»//Peritia. Turnhout, 1985. Vol. 4. P. 104-116; Columbanus and Merovingian Monasticism/Ed. H. B. Clarke, M. Brennan. Oxf., 1981; L ö we H. Columbanus und Fidolius//DA. 1981. Bd. 37. S. 1-19; Tosi M. Il trasferimento di san Colombano da Bobbio a Pavia: 17-30 luglio 929//Archivum Bobiense. 1981. Vol. 3. P. 129-150; Bullough D. A. Colombano//Dizionario biografico degli italiani. R., 1982. T. 27. P. 113-129; Jacobsen P. C. Carmina Columbani//Die Iren und Europa im früheren Mittelalter/Hrsg. H. Löwe. Stuttg. 1982. Bd. 1. S. 434-467; Sch ä ferdiek K. Columbans Wirken im Frankenreich//Ibid. S. 171-201; Wood I. N. The «Vita Columbani» and Merovingian Hagiography//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 63-80; idem. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L., 1994; idem. Jonas, the Merovingians, and Pope Honorius: Diplomata and the Vita Columbani//After Rome " s Fall: Narrators and Sources of Early Medieval History/Ed. A. C. Murray. Toronto, 1998. P. 99-120; Wallace-Hadrill J. M. The Frankish Church. Oxf., 1983; Vog üé A., de. En lisant Jonas de Bobbio: Notes sur la Vie de saint Colomban//StMon. 1988. T. 30. P. 63-103; Stanton R. Columbanus, Letter 1: Transl. and Comment.//J. of Medieval Latin. Turnhout, 1993. Vol. 3. P. 149-168; Gray P. T. R., Herren M. W. Columbanus and the Three Chapters Controversy: A New Approach//JThSt. N. S. 1994. Vol. 45. P. 160-170; Rohr C. Hagiographie als historische Quelle: Ereignisgeschichte u.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

110-119 119-120 120-122 122-125 125-127 127-131 КОРНИЛИЙ (Синяев Владимир Александрович; род. 22 дек. 1976), митрополит Архангельский и Холомогорский 131-133 133-136 136-137 137-138 КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) 138-143 143-144 КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края 144-145 145-147 «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII 147-148 148-149 КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского 149-155 CORPUS IURIS CANONICI офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII 155-156 156-166 166-167 167-169 КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) 169-188 КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти 188-189 189-192 КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви 192-193 193-194 194-199 КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании 199-203 203-207 КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСКОНИЙ (Конкордий), мч. Никомидийский (пам. визант., пам. зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010