589 Из литературы по Мк 16:1–8 можно выделить, в частности: E. Güttgemans, «Linguistische Analyse von Mk. 16, 1–8 ,» LinguB 11–12 (1972) 13–53; J. D. Crossan, «Empty Tomb and Absent Lord,» The Passion in Mark, ed. Kelber (1976) 135–152; A. Lindemann, «Die Osterbotschaft des Markus,» NTS 26 (1980) 298–317; F. Neirynck, «Marc 16, 1–8 Tradition et rédaction,» ETL 56 (1980) 56–88; N. R. Petersen, «When Is the End Not the End?», Interpretation 34 (1980) 151–166; T. E. Boomershine, « Mark 16, 8 and the Apostolic Commission,» JBL 100 (1981) 225–239; M. Gourgues, «A propos du symbolisme christologique et baptismal de Me. 16, 5,» NTS 27 (1981) 672–678; L. Schottroff, «Maria Magdalena und die Frauen am Grabe Jesu ,» EvT 42 (1982) 3–25. 591 Большинство экзегетов видит в этом «юноше» (νεανσκος) именно ангела. Cp.: Klostermann 171; Trembelas 315; Taylor 606–607; Schweizer 372; Pesch 2, 532; Schmithals 2, 710–711; Lane 587; F, Neirynck, «Marc 16, 1–8 Tradition et rédaction,» 56 сл. Crossan, «Empty Tomb and Absent Lord», 148 выдвинул версию, что νεανσκος – это «марковская община возрожденных в воскресшем Христе». Однако это не представляется убедительным. 594 Ср. Феофилакт 677; Lane 590; Pesch 2, 535–536. T. E. Boomershine, « Mark 16, 8 and the Apostolic Commission,» 230 признаёт «священный трепет» женщин, но не видит в нём один из основных аспектов повествования, связанный с Воскресением Христовым. 596 См. детальное обсуждение релевантных данных в W. R. Farmer, The Last Twelve Verses of Mark (London, 1974); J. Hug, La finale de l’évangile de Marc (Paris, 1978). 597 Из литературы по Мк 16:9–20 можно выделить, в частности, J. K. Elliot, «The Text and Language of the Endings of Mark’s Gospel,» TZ 27 (1971) 255–262; G. W. Trompf, «The First Resurrection Appearance and the Ending of Mark’s Gospel,» NTS 18 (1972) 208–330; W. R. Farmer, The Last Twelve Verses of Mark (1974); R. H. Fuller, «Longer Mark: Forgery, Interpolation, or Old Tradition?,» Colloquy 18 (Berkeley, 1975); P. Lamarche, Révélation de Dieu chez Marc (1976) 149–154; J. Hug, La finale de l’évangile de Marc (1978); H. Lubsczyk, «Kyrios Jesus,» Die Kirche des Anfangs, Festschr. H. Schürmann, hersg. R. Schnackenburg (Freiburg, 1978) 133–174.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

L., Dogan Kuban Y. Work at Kalenderhane Camii in Istanbul: Fifth Prelim. Rep. (1970-1974)//DOP. 1975. Vol. 29. P. 306-318; Cameron Alan. Circus Factions. Oxf., 1976; Ciggaar K. N. Une description de Constantinople traduite par un pélerine anglais//REB. 1976. T. 34. P. 211-267; idem. Western travellers to Constantinople. Leiden, 1996; La caduta di Costantinopoli/Testi a cura di A. Pertusi. Mil., 1976. 2 vol.; Петросян Ю. А., Юсупов А. Р. Город на двух континентах: Византий, Константинополь, Стамбул. М., 1977; Cameron Averil. The Cult of Theotokos in VIth Cent. Constantinople//JThSt. 1978. Vol. 29. P. 79-108; eadem. The Virgin " s Robe: An Episode in the History of Early VIIth Cent. Byzantium//Byz. 1979. T. 49. P. 42-56; Van der Vin J. P. A. Travellers to Greece and Constantinople. Leiden, 1980. 2 vol.; Majeska G. The Sanctification of the First Region: Urban Reorientation in Palaeologian Constantinople//Cieb, 15. 1981. Vol. 2. P. 359-365; idem. Russian Travelers to Constantinople in the XIVth and XVth Cent. Wash., 1984; Striker C. L. The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul. Princeton, 1981; Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г.: Пер. с англ. М., 1983; Constantinople in the Early VIIIth Cent.: The Parastaseis Syntomoi Chronikai/Ed. A. M. Cameron, J. Herrin. Leiden, 1984; Excavations at Saraçhane in Istanbul. I: The Excavations, Structures, Architectural Decoration, Small Finds, Coins, Bones and Molluscs/Ed. R. M. Harrison. Princeton, 1985-1986; Клари Р., де. Завоевание Константинополя/Пер., ст. и коммент.: М. А. Заборов. М., 1986; Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy. R., 1987; Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Bonn, 1988; idem. Zur Topographie der Ufergegend am Goldenen Horn in der byzant. Zeit//IstMitt. 1995. Bd. 45. S. 149-165; idem. Regionen und Strassen im frühen Konstantinopel//Ibid. 1997. Bd. 47. S. 349-414; idem. Streets and Public Spaces in Constantinople//DOP.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

147 О постепенном взаимопроникновении соборно-приходской и монашеской литургических практик на протяжении IX–XII вв. в столице, см.: Strunk O. The Byzantine Office at Hagia Sophia//DOP. 9–10 (1956), p.177–202; Arranz M. Les grandes etapes de la liturgie byzantine: Palestine-Byzance-Russie. Essai d’apercue historique//Liturgie de 1’eglise particuliere et liturgie de 1’eglise universelle. Biblioteca Ephemerides Liturgicae, Subsidia 7. Rome, 1976, p.43–72; Taft R. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. 42 (1988), p.179–194; он же. A Tale of two Cities: The Byzantine Holy Week Triduum as a Paradigm of Liturgical History//Time and Community. Ed. J.N. Alexander. Washington, 1990, c.21–41. 148 Petit L. Kosmosoteira (прим.7), p.19–75. O церкви, отождествляемой c храмом Богоматери в Феррах (Фракия), см.: Sinos S. Die Klosterkirche der Kosmosoteira in Bera (Vira). Munich, 1985. Дополнительные сведения об этом храме и его внутреннем убранстве, согласно типикону, см.: ÜevZenko N.P. The Tomb of Isaac Komnenos at Pherrai//GOTR. 29 (1984), p. 135–139. 149 Petit L. Kosmosoteira, p.22.31 – 23.9. Краткая служба отправляется после вечерни, как и в типиконе Эвергетиды, на котором основывался Исаак, хотя в нем эта так называемая «паннихис» (всенощная) совмещена с повечерием во время Великого Поста (Дмитриевский А. Описание, I, с.515– 516). Cp.: Raes A. Les complies (прим.57, р.137–139). 151 В начале XV в. Симеон Солунский безуспешно пытался сохранить традиции древнего асматике аколуфиа в Фессалониках. Согласно Симеону, икону Одигитрии под пение тропаря «Аксион Эсти» должны были выносить из ее «наоса» (возможно, ойкоса – дома иконы, упоминаемого Евстафием; см. прим.24) и ставили у ступеней амвона Св. Софии на время вечерни и утрени (Darrouzes J. Sainte-Sophie, 53.13–16; 59.14–15, 19–21). В шествии из Св. Софии к храму Ахейропойитос ее переносили на вечерню в богородичные праздники; в первый понедельник Великого Поста перед иконой Богоматери, поставленной в наосе храма, исполнялся аподейпнон (Darrouzes J. Notes d’histoire des textes 2. Une oeuvre peu connue de Symeon de Thessalonique (+ 1429)//REB. 21 (1963), c.238; cp.: Phountoules I. EETS, 21. 1976, c.156–157, 168, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Gilbert, M. «One only flesh». TDig 26 (1978): 206–209. Habel, N. C. Literary Criticism of the Old Testament. Philadelphia: Fortress, 1971, стр. 18–28. Hanson, R. S. The Serpent Was Wiser: A New Took at Genesis. Minneapolis: Augsburg, 1972. Hasel, G. F. «The Polemic Nature of the Genesis Cosmology». EQ 46 (1974): 81–102. . «Recent Translations of Gen. 1, 1 ». BTrans 22 (1971): 154–168. . «The Significance of the Cosmology in Genesis 1 in Relation to Ancient Near Eastern Parallels». AUSS 10 (1972): 1–20. Higgins, J. M. «The Myth of Eve: The Temptress». JAAR (1976): 639–647. Joines, K. R. «The Serpent in Genesis 3 ». ZA W 87 (1975): 1–11. Kapelrud, A. «The Mythological Features in Genesis 1 and the Author " s Intention». KT 24 (1974): 178–186. Kikawada, I. M. «Two Notes on Eve». JBL 91 (1972): 33–37. Lewis, C. «From Adam " s Serpent to Abraham " s Ram». Jud 22 (1973): 392–396. Limburg, J. «What Does It Mean – Have Dominion Over the Earth?» Dialog 10 (1971): 221–226. Martin, R. A. «The Earliest Messianic Interpretation of Genesis 3:15 ». JBL 84 (1965): 425–427. Mendenhall, G. E. «The Shady Side of Wisdom: The Date and Purpose of Genesis 3 ». В A Fight unto My Path: Old Testament Studies in Honor of Jacob H. Myers. Под ред. Howard N. Bream etal. Gettysburg Theological Studies, no. 4. Philadelphia: Temple University Press, 1974, стр. 319–334. Miller, J. M. «In the «Imagé and »Likeness» of God». JBF91 (1972): 289–304. Mondin, B. «Original Sin in Contemporary Thought». TDig 26 (1978): 145–149. Moran, W. L. «The Creation of Man in Atrahasis I, 192–248». BASOR 200 (1970): 48–56. Naidoff, B. «A Man to Work the Soil: A New Interpretation of Genesis 2–3 ». JSOT5 (1978): 2–14. Neiman, D. «The Supercaelian Sea». JNES 29 (1969): 243–249. Nielsen, Е. «Creation and the Fall of Man: A Cross-Disciplinary Investigation». HUCA 43 (1972): 1–22. Phipps, W. E. «Adam " s Rib: Bone of Contention». TToday 33 (1976): 263–273. Piper, J. «The Image of God: An Approach from Biblical and Systematic Theology». SBTX (1971): 15–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

161 См.: Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI вв.//Христианское чтение, 1913, с. 597–613. 163 См.: Abramowski L. Die Christologie Babais des Grossen//Symposium Syriacum 1972. Roma, 1974, S. 219–244; Idem. Ein nestorianischer Traktat bei Leontius von Jerusalem//Symposium Syriacum 1980. Roma, 1983, S. 43–50. 164 См., напр., у Сехарбокта: Reinink G.J. Seharbokt, ein nestorianischer Lehrer der islamischen Zeit//Symposium Syriacum 1976. Roma, 1978, S. 83–84. 166 См.: Halleux A. Martyrios-Sahdona. La vie mouvementee d’un «heretique» de l’Eglise nestorienne//Orientalia Christiana Periodica, 1958, vol. 24, p. 93–128. 167 См.: Leloire L. La pensee monastique d " Ephrem et Martyrius//Symposium Syriacum 1972, p. 105–131. 168 См.: Halleux A. La Christologie de Martyrios-Sahdona dans l’evolution du nestorianisme//Orientalia Christiana Periodica, 1957, vol. 35, p. 5–32. 169 См.: Fiey J. М. Iso’yaw le Grand. Vie du catholicos nestorien Isóyaw III d’Adiabene (580–659)//Orientalia Christiana Periodica, 1969, vol. 35, p. 305–333; 1970, vol. 36, p. 19–26. 171 Heinzer F. Die leidende Menscheit Christi als Quelle des Heils nach Maximus Confessor//Christusglaube und Christusverehrung. Neue Zugänge zur Christufrommigkeit. Aschaffenburg, 1982, S. 69. 172 См.: Straubinger H. Die Christologie des hl. Maximus Confessor. Bonn, 1906, S. 15; Heinzer F. Gottes Sohn als Mensch. Die Struktur des Menschseins Christi bei Maximus Confessor. Freiburg, 1980, S. 149–162. 175 Протасов Н. Д. Греческое монашество в южной Италии и его церковное искусство. Сергиев Посад, 1915, с. 6. 176 См.: Sansterre J. М. Les moines grecs et orientaux a Rome aux epoques byzantine et carolingienne (millieu du VI е s. – fin du IX е s.). Bruxelles, 1983, p. 12–31. 178 См.: Peeters Р. Une vie grecque de Pape S. Martin I//Analecta Bollandiana, 1933, vol. 51, p. 225–262. 181 См.: Garrigues J. M. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–452. 183 Муратов M. Д. Древне-еврейские молитвы под именем Апостола Петра с приложениями: о литературных особенностях творений Ап. Петра и о значении термина «katholikos». Сергиев Посад, 1905, с. 53–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ист.: CPG, N 9398-9415; Mansi. T. 10. Col. 789-1188; ACO II. Vol. 1; LP. T. 1. P. 331-340; Jaffe. RPR. 1885. T. 1. P. 228-234. Лит.: Hefele C. J., von. Conciliengeschichte. Freiburg i. Br., 1856. Bd. 3. S. 189-206; 18772. S. 212-229 (= Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 3/1. P. 434-451); Caspar E. Die Lateransynode von 649//ZKG. 1932. Bd. 51. S. 75-137; idem. Geschichte des Papsttums: Von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 553-586; Pierres J. Sanctus Maximus Confessor: Princeps Apologetarum Synodi Lateranensis Anni 649. R., 1940; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 337-353; Murphy F. X., Scherwood P. Constantinople II et III. P., 1974. P. 174-188; Riedinger R. Aus den Akten der Lateran-Synode von 649//BZ. 1976. Bd. 69. S. 17-38; idem. Grammatiker-Gelehrsamkeit in den Akten der Lateran-Synode von 649//JÖB. 1976. Bd. 25. S. 57-61; idem. Zwei Briefe aus den Akten der Lateransynode von 649//Ibid. 1980. Bd. 29. S. 37-59; idem. Die Lateransynode von 649 und Maximos der Bekenner//Maximus Confessor: Actes du Symp. sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2-5 sept. 1980/Ed. F. Heinzer, C. Schönbom. Fribourg (Suisse), 1982. S. 111-121. (Paradosis; 27); idem. Papst Martin I. und Papst Leo I. in den Akten der Lateran-Synode von 649//JÖB. 1983. Bd. 33. S. 87-88; idem. Die Lateranakten von 649, ein Werk der Byzantiner um Maximos Homologetes//Βυζαντνα. 1985. Τ. 13. Ν 1. Σ. 517-534; idem. In welcher Richtung wurden die Akten der Lateransynode von 649 übersetzt, und in welcher Schrift war der lateinische Text dieser Akten geschrieben//Martino I papa (649-653) e il suo tempo: Atti del XXVIII Conv. storico intern., Todi, 13-16 ottobre 1991. Spoleto, 1992. P. 149-164; idem. Die lateinischen Übersetzungen der Epistula encyclica Papst Martins I. (CPG 9404) und der Epistula synodica des Sophronios von Jerusalem (CPG 7635)//Filologia mediolatina. Spoleto, 1994. T. 1. P. 45-69; idem. Wer hat den Brief Papst Martins I. an Amandus verfasst?//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2463157.html

Семенов 1893b – Семенов В. Греческий источник «Изречений Исихия»//ЖМНП. 1893. Ч. 288. Отд. 2. С. 84–93. Semenov V. Grecheskiy istochnik “Izrecheniy Isikhiya” [Semenov V. Grecheskii istochnik “Izrechenii Isikhiia” (The Greek source of “Sayings of Hesychius”)//Zhurnal ministerstva narodnogo prosveschenia (Journal of the ministry of popular education). 1893. Chast’ 288. Otdel 2. P. 84–93.] Ткачев 2011 – Ткачев Е. В. Исихий Иерусалимский //ПЭ. 2011. Т. 27. С. 257– 276. [Tkachev E. V. Isikhiy Ierusalimskiy (Hesychius of Jerusalem)//Pravoslavnaia entsiklopediia (Orthodox encyclopedia). 2011. Tom 27. P. 257–276.] Ткачев 2018 – Ткачев Е. В. Нил Анкирский //ПЭ. 2018. Т. 51 (в печати). [Tkachev E. V. Nil Ankirskiy (Nilus of Ancyra)//Pravoslavnaia entsiklopediia (Orthodox encyclopedia). 2018. Tom 51. (v pechati).] Baumstark 1968 – Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluß der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1968. Bettiolo 1978 – Bettiolo P. La versione siriaca dell’Asceticon di s. Nilo: Tradizione manoscritta e rapporto al testo Greco//Symposium Syriacum, 1976: Célebré du 13 au 17 septembre 1976 au Centre culmurel “Les Fontaines” de Chantilly (France). R., 1978 (OCA 205). P. 149–161. Guérard 1981 – Guérard M.–G. Nil d’Ancyre//DS. 1981. Vol. 11. P. 345–356. Wright 1871 – Wright W. Catalogue of Syriac manuscripts in the British Museum, acquired since the Year 1838. L., 1871. T. 2. Abstract Syriac sayings of Saint Nilus of Sinai/Introduction, translation from Syriac and commentary by priest Alexander Polkhovsky This publication is devoted to a collection of Syriac sayings, called “Pearls” ( ,( published by the Italian syrologist P. Bettiolo and attributed to St. Nilus of Sinai, or the Hermit († 430), which has never before been translated into Russian. The scarcity of information concerning the life and literary activity of the Saint Nilus known to modern patristic science, is the reason that the personality of this Christian writer remains largely mysterious. The purpose of this article is to introduce the issue of the origin of the Syrian apothegms, which largely depend on the ancient Greek prototype and, nevertheless, as it will be shown below, can be recognized as authentic and in parallel with the maxims coexisting with the Greek collection. The comparative method applied to both collections of sayings – Syrian and Greek – will help to see clearly how they relate to each other and what the degree of dependence of the first collection is on the latter.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

После смерти М. его книжное собрание вошло в состав Ватиканской библиотеки . Соч.: De dignitate et excellentia hominis libri IV. Basileae, 1532; De dignitate et excellentia hominis/Ed. E. Leonard. Patavia, 1975; Vita Socratis et Senecae/A cura di A. de Petris. Firenze, 1979; Apologeticus/A cura di A. de Petris. R., 1981; Dialogus consolatorius/A cura di A. de Petris. R., 1983; Речь, сост. мессером Дж. Манетти и произносимая другими перед высокой Синьорией и Ректорами во дворце, в коей они побуждаются управлять справедливо/Пер.: О. Ф. Кудрявцев//Соч. итал. гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985. C. 138-141; Le vite di Dante, Petrarca e Boccaccio/A cura di S. U. Baldassarri. Palermo, 2003; De vita ac gestis Nicolai quinti summi pontificis/A cura di A. Modigliani. R., 2005; Historia Pistoriensis/A cura di S. U. Baldassarri e. a. Firenze, 2011; De terremotu/A cura di D. Pagliara. Firenze, 2012; О достоинстве и превосходстве человека/Пер.: Н. В. Ревякина. М., 2014. Ист.: Naldi N. Vita Jannotii Manetti//Rerum Italicarum Scriptores. Mediolani, 1731. Vol. 20. Col. 519-608; Cagni G. M. I codici Vaticani Palatino-latini appartenuti alla biblioteca di Giannozzo Manetti//La Bibliofilia. Firenze, 1960. Vol. 62. P. 1-43; Acquaro Graziosi M. T. Cinque lettere inedite di Giannozzo Manetti//Atti e memorie dell " Arcadia. Ser. 3. R., 1969. Vol. 5. Fasc. 1. P. 149-160; Vespasiano da Bisticci. Vita di meser Giannozzo Manetti fiorentino// Idem. Le Vite/A cura di A. Greco. Firenze, 1970. Vol. 1. P. 485-538; idem. Commentario della vita di Giannozzo Manetti//Ibid. 1976. Vol. 2. Append. P. 515-627. Лит.: Wittschier H. W. Giannozzo Manetti: Das Corpus der Orations. Köln, 1968; Petris A., de. Le teorie umanistiche del tradurre e l " «Apologeticus» di Giannozzo Manetti//Bibliothèque d " Humanisme et Renaissance. Gen., 1975. Vol. 37. N 1. P. 15-32; idem. L " «Adversus Judeos et Gentes» di Giannozzo Manetti//Rinascimento. Ser. 2. Firenze, 1976. Vol. 16. P. 193-205; Moreschini C. La «Vita Senecae» di Giannozzo Manetti//Annali della Scuola normale superiore di Pisa.

http://pravenc.ru/text/2561828.html

Свт. Григорий Нисский использует несколько основных терминов для выражения понятия ум: νος, δινοια, λγος. Они употребляются святителем как взаимодополняющие синонимы (νος=λγος: PG 45, 941.1044–1045.1096; νος=δινοια: PG 44, 145–148.152.376–377.380; 45, 941.969–972.973.1041.1104 и др.). Однако, в некоторых контекстах значение данных терминов различается. Лексема νος (ум, дух) выступает базовым термином, преимущественно означающим ум как высшую и богоподобную силу души человека (PG 44, 137–140.149.153–156.161.164.176.177 и др.). Δινοια (ум, разум, мышление) обозначает ум со стороны его познавательной деятельности и исследовательской активности (PG 44, 137.149.168; 45, 980.1101; 46, 176.284). Усматривая данную синонимичность терминов νος и δινοια у свт. Григория, М. Лэйрд отмечает их взаимозаменяемость даже в поздних творениях. Исследователь предлагает также определить δινοια «как общий термин, который относится к дискурсивному состоянию ума и лучше характеризуется посредством рассудка и рациональной деятельности, чем посредством господства над страстями» (Laird 2004. Р. 56). Отметим, что данное различие между νος и δινοια встречается у многих святых отцов (см.: Sherrard 1976. Р. 38–57). Епископ Каллист Уэр так обобщает его: «Ratio, или δινοια, пользуется диссекцией и анализом, извлекает информацию об объектах внеположных себе и путем абстрагирования от этих объектов формулирует некие общие идеи или концепты. Νος, или духовный интеллект, в свою очередь, знает вещи через познание внутренних логосов, то есть через участие в Божественных энергиях, которые приводят все вещи к существованию и сообщают им бытие. Таким образом, духовный интеллект действует через непосредственный опыт и интуицию, а не через абстрактные концепты и дискурсивное мышление. Духовный интеллект получает свое знание не из того, что внеположно ему, но через внутреннее единство с самим Божественным Логосом» ( Каллист (Уэр) , еп. 2002. С. 197). Наконец, что касается ключевого для данного исследования термина свт. Григория λγος (слово, разум), то он используется святителем для обозначения ума человека со стороны выражения в имени (PG 45, 941; 46:284). Итак, νος, δινοια, λγος – все это единый ум человека, выступающий в своих различных деятельных состояниях. Несмотря на разнообразные способности, ум человека, однако, остается простым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

594 Так, святилище описывается различным образом: как небо, состоящее из семи уровней (гл. 27), вышний Иерусалим (гл. 34), рай Эдемский (гл. 41), ковчег Сима и Ноя (гл. 56) и т. д. 597 Golitzin A. Dionysius Areopagites: A Christian Mysticism?//Pro Ecclesia. Blue Ridge Summit (PA), 2003. Vol. 12:2. P. 1–52, цит. по переизданию статьи в: Scrinium. СПб., 2007. Т. 3. С. 130–133. См. также: idem. Revisiting the ‘Sudden’: Epistle III in the Corpus Dionysiacum//Studia Patristica. Leuven, 2001. Vol. 37. P. 482–491. 598 De ecclesiastica hierarchia 4. 12 (изд.: Heil G., Ritter A. M. (ed.) Corpus Dionysiacum II. B.; N-Y., 1991 (PTS; 36). P. 102–103); рус. пер. (с некоторыми исправлениями) цит. по: Дионисий Ареопагит . О Церковной иерархии. Послания/Ред. Г. М. Прохоров, В. М. Лурье. СПб., 2001. С. 111, 113. 600 Can. 58, 61, 63 (изд.: Nau F. Littérature canonique syriaque inédite//Revue de 1’Orient Chretien. P., 1909. Vol. 14. P. 39–40); can. 120 (Ibid. P. 116). См. также восточносирийский чин освящения алтаря без использования святого мира в рукописи Vatican. syr. 42. Fol. 108 a –122 b . 601 Изд.: Coquin R. Livre de la Consécration du sanctuaire de Benjamin: introduction, édition, traduction et annotations. Cairo, 1975. (Bibliotheque d’Etudes Coptes; 13). 604 Рукопись Abû Maqâr Ta 217. Fol. 23 v –27 r ; Coquin. Livre de la Consécration. P. 131–141. 605 Coquin. La consécration des églises dans le rite copte; ses relations avec les rites syrien et byzantin//L’Orient Syrien. Kaslik, 1964. Vol. 9. P. 149–187. 608 См. видение в греческих Деяниях Фомы 27, а также видение света (и Креста) в момент Крещения и помазания в Agathangeli Historia Armenorum 833 (изд.: Agathangelos. History of the Armenians/R. W. Thomson, ed. Albany (NY), 1976. P. 366–369). 609 Ни коптский, ни западносирийский (ни также армянский и византийский) чины не содержат молитвы освящения мира для помазания престола. Восточносирийская традиция представляет здесь исключение; см.: Yakan F. La consécration de l’huile pour la sanctification de l’autel//Triacca A. M., Pistoia A. (éds.) Les bénedictions et les sacramentaux dans la liturgie: Conférences Saint-Serge, XXXIV e Semaine d’Etudes Liturgiques (Paris, 23–26 juin 1987). R., 1988. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 44). P. 309–323.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010