В XIII-XIV вв. краткие повествования о К. и Д. включали в своды энциклопедического (напр., «Зерцало истории» Винцентия из Бове) и агиографического (напр., «Пассионал святых» Варфоломея из Тренто) характера. Наибольшую известность получило сказание, приведенное блж. Иаковом из Варацце в «Золотой легенде» и основанное на пространной редакции Мученичества. К этому тексту приложен рассказ о чудесном исцелении клирика ц. К. и Д. в Риме. Во сне ему явились мученики, к-рые решили заменить его пораженную опухолью конечность ногой некоего чернокожего человека («эфиопа», «мавра»), недавно похороненного при ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи. Один из мучеников отправился на кладбище, принес ногу и приставил больному вместо его ноги. Проснувшись, клирик не почувствовал привычной боли в ноге и с изумлением осознал, что увиденное во сне произошло наяву. Сбежавшиеся к нему люди немедленно отправились на кладбище, раскопали могилу и нашли ногу, которую святые отрезали у клирика ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. Vol. 2. P. 977-981). Чудо о «черной ноге» стало одной из самых известных средневек. легенд, связанных с почитанием К. и Д. (см.: Jacquet. 1983; об отражении легенды в искусстве XIV-XX вв. см.: Zimmerman. 1998; Julien P. Le miracle de la jambe noire dans l " art//Revue d " histoire de la pharmacie. 1998. Vol. 86. N 320. P. 473-476). Сказание из «Золотой легенды» было положено в основу Жития К. и Д., составленного в XIV в. францисканцем диак. Юстином из Флоренции (BHL, N 1976); в Житие включены чудеса, переведенные Анастасием Библиотекарем, и описание др. чуда, свидетелем к-рого был автор (см.: Novembri V. I santi Cosma e Damiano e la tradizione manoscritta nella Firenze medicea//Cosma e Damiano. 2002. P. 66-75, 149-191). К описанию жизни и чудес К. и Д. обращались и более поздние итал. авторы. Так, еп. Антонио дельи Альи († 1477) посвятил составленное им Житие мучеников правителю Флоренции Козимо Медичи (см.: Frazier A. K. Possible Lives: Authors and Saints in Renaissance Italy. N. Y., 2005. P. 334-335). Гуманист Джованни Гарцони († 1505), преподаватель медицины в Болонском ун-те, составил Житие К. и Д., в котором подчеркивал значение врачебного искусства (BHL, N 1976d). В позднее средневековье распространялись версии сказаний о К. и Д. на национальных языках, напр. повествования во франц. легендариях XIII-XV вв. ( Perrot J.-P. Le Passionnaire français au Moyen Âge. Gen., 1992. Р. 18, 47-48, 60-62, 114, 164); в сер. XV в. в г. Эврё делались постановки франц. мистерии о К. и Д.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

48 См: Курбатов Г. Л. История Византии... С. 148–149. Удальцова 3. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. С. 42. 49 Левченко М. В. Задачи современного византиноведения//Византийский сборник. М., 1945. С. 3–11. 50 Удальцова 3. В. Советское византиноведение... С. 43–44.; Курбатов Г. Л. История Византии... С. 186–187. 51 Lemerle P. Esquis pour une histoire agrarie de Byzance (le sources et les problemes)//Revue historique. 1958. Vol. 219–220. 55 По этому вопросу см.: Svoronos N. 1) Sur quelques formes de la vie rurale a Byzance. Petite et grande exploitation//Etude sur 1 " organisation interieure de la societe et 1 economie de I " Empire Byzantin. London, 1973; 2) Recherches sur les structures economiques de I " Empire Byzantine//TM. 1976. T. 6. P. 125–152. 58 Ahrweiler H. L " histoire tn la geographie de la region de Smyrne entre les deux occupations turques (1081–1317)//TM. 1965. T. I. P. 1–204. 60 Ф. Дэльгер продолжал издавать документы государственных и монастырских архивов: Dolger F. Aus dem Schatzkammer des Heiligen Bergen. Miin-chen, 1948. – В 1956 г. ученый выступил с докладом о феодальных отношениях в Византии, в котором феодализм рассматривался как иерархическая система политических отношений и форм собственности: Dolfer F. Der Feodalismus in Byzanz//Vortrage und Forschungen. 1961. Bd V. Lindau und Konstanz. S. 53–61. 62 Charanis P. 1) The monastic proprietas and the state Byzantine Empire//DOP. 1948. T. 4; 2) The aristocracy of Byzantium in the XIII centuri. Princeton, 1951; 3) On the social structure and economic organisation of the Byzantine Empire in the Xlllth century and later//Byzantinoslavica. 1951. T. XII. 63 Bryonis Sp. The social basis of decline in the eleventh century//Greek, Roman and Byzantine Studies. 1959. T. II. P. 145–165. 64 См. общий труд исследователя: Ostrogorsky G. 1) Geschichte des Byzan-tinischen Staates. Miinchen, 1963; 2) Pour l " histoire de la feodalite Byzantine. Bru-xelles, 1954; 3) Quelques problemes d " histoire de la paisannerie byzantine. Paris, 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

134. Ромен Вейнгартен (р. 1926) французский поэт и драматург, приверженец сюрреализма (пьеса «Кормилицы»). 135. «В джунглях городов» (1924)—пьеса Бертольта Брехта. 136. Виктор Айм (р. 1935) — французский драматург («Фруктовая кожура на гнилом дереве»). 137. Бертран Пуаро-Дельпеш (псевдоним Азар Дестен, р. 1929) французский писатель и литературный критик, член Французской Академии («Верзила», «Изнанка воды», «Комедия окончена»), 138. Жан Поль Русийон (р. 1931) - французский актер и режиссер. 139. Жан Люк Годар (р. 1930) французский кинорежиссер, один из зачинателей «новой волны». Очевидно, Ионеско имеет в виду философию отчуждения личности, анархо-индивидуалистическое понимание личной свободы и другие идеи Годара (фильмы «На последнем дыхании», 1959; «Безумный Пьеро», 1965; «Китаянка», 1967). 140. Карл Дрейер (1889—1968)—датский кинорежиссер. 141. Джозеф Лоузи (1909—1983) — американский кинорежиссер. 142. Микос Какояпнис (р. 1922)—греческий актер и режиссер театра и кино («Электра», «Троянки»). 143. Альбер Тибоде (1874—1936)               французский историк литературы. 144. «Черная луна» (англ.). 145. Луи Маль (р. 1932) - французский кинорежиссер («Черная луна», 1975). 146. Жак Лёмаршан (1908—1944) — французский журналист, театральный обозреватель еженедельника «Фигаро литерер». Раймон Кено (1903—1976) французский писатель («Зази в метро», «Полет Икара», 1959), член Гонкуровской академии (1951). Андре Фредерик (р. 1915) французский поэт-сюрреалист. 147. Жан Дювинъо (р. 1921) — французский писатель, драматург, со-циолог, журналист. Жак Одиберти (1899—1965)- французский писатель, поэт и драматург («Царство западни», «Кукла», «Эффект Глапиона»). Жорж Невё (1900—1982) французский драматург и поэт, близкий к сюрреалистской эстетике («Красота дьявола»), 148. Ролан Барт (1915—1980) французский семиолог, один из крупнейших представителей структурализма, глава «новой кри-тики». 149. «Стилистические упражнения» (1947) — произведение Раймона Кено. 150. Роже Витрак (1899—1952)- французский драматург, близкий к сюрреализму («Оборотень»).

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

Hilario de Poitiers. Comillas, 1965; Simonetti M. Ilario e Novaziano//RCCM. 1965. Vol. 7. P. 1034-1047; idem. L " esegesi ilariana di Col 1,15a//VetChr. 1965. Vol. 2. P. 165-182; idem. Note sulla struttura e la cronologia del «De Trinitate» di Ilario di Poitiers//Studi Urbinati. Urbino, 1965. Vol. 39. P. 274-300; idem. Hilary of Poitiers and the Arian Crisis in the West// Quasten. Patrology. 1986. Vol. 4. P. 33-61; Blasich G. La risurrezione dei corpi nell " opera esegetica di s. Ilario di Poitiers//Divus Thomas. Ser. 3. Piacenza, 1966. Vol. 69. P. 72-90; Borchard C. F. A. Hilary of Poitiers " Role in the Arian Struggle: Diss. Gravenhage, 1966; Doignon J. Hypothèse sur le contenu du «Contra Dioscorum» d " Hilaire de Poitiers//StPatr. 1966. Vol. 7. P. 170-177. (TU; 92); idem. Hilaire de Poitiers avant l " exil. P., 1971; idem. Ordre du monde, connaissance de Dieu et ignorance de soi chez Hilaire de Poitiers//RSPhTh. 1976. T. 60. P. 565-578; idem. Introduction// Hilaire de Poitiers. Sur Matthieu. P., 1978. Vol. 1. P. 19-86. (SC; 254); idem. Hilaire de Poitiers devant le verset 17, 28a des Actes des Apôtres: Les limites d " un panthéisme chrétien//Orpheus. N. S. Catania, 1980. T. 1. P. 334-347; idem. Les «Capitula» de l " In Matthaeum d " Hilaire de Poitiers: Éd. crit. et comment.//Texte und Textkritik: Eine Aufsatzsammlung/Hrsg. J. Dummer, J. Irmscher. B., 1987. P. 87-96. (TU; 133); idem. Sur la «descente» du Christ en ce monde chez Hilaire de Poitiers//RHR. 1990. Vol. 207. P. 65-75; idem. Hilarius von Poitiers//RAC. 1991. Vol. 15. Col. 139-167; idem. Traits stoïciens de l " action de Dieu chez Hilaire de Poitiers: la «praeparatio» sur fond de «constitutio»//Mélanges M. Spanneut. Lille, 1993. P. 149-154; idem. Introduction// Sancti Hilarii Pictaviensis episcopi Tractatus super Psalmos. Turnhout, 1997. T. 1. P. VII-CX. (CCSL; 61); idem . Hilaire de Poitiers: «Disciple et témoin de vérité» (356-367). P., 2005; Попов И. В. Св. Иларий, еп. Пиктавийский//БТ. 1968. Сб. 4. С.

http://pravenc.ru/text/389089.html

1588 В тексте статьи отсутствует указание на авторство. По содержанию статья близка к канону 196 свт. Никифора в изд. Питры (Pitra 1868. Р. 345–346; в изд. Pitra 1858 – канон 149), а также к 17-му каноническому ответу патр. Тимофея Александрийского (Pitra 1864. Р. 641; слав. пер. в гл. 61 «Кормчей»). Этот ответ, однако, скорее всего не принадлежит Тимофею (согласно CPG 2520). 1589 Примерно соответствует гл. 11 из Capitula de variis argumentis (Pitra 1868. P. 326). Рус. пер. нет. 1591 Соответствует канону 171 в Pitra 1868 160 в Pitra 1858). В статье также дается ссылка на «24 -й канон свт. Никифора»; по смыслу здесь подходит канон, изданный под 1 в: Pitra 1868. 1593 Латинские названия даны по TLG (при отсутствии в TLG – по другим публикациям либо авторитетным справочникам). 1595 Уже в древности Анастасием Библиотекарем был сделан лат. перевод (Chronographia tripartita//PL 129, 511–554. Перечень других изданий: PG 100, 10–11). Обзор славянских переводов (разных редакций, из которых к греч. подлиннику близка лишь первая, впервые изданная и изученная Я. Н. Щаповым): Пиотровская Е. К. Краткий археографический обзор рукописей, в состав которых входит текст «Летописца вскоре» константинопольского патриарха Никифора//ВВ 37 (1976), 247–254; Она же. «Летописец вскоре»//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. (XI – первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 231–234 (лит-ра). Новейшие издания славянского перевода: «Летописец вскоре» патриарха Никифора//Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований: [В 2 т.] T. II/Подгот. к изд. и доп. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я. Н. Щаповым; Под общ. рук. Я. Н. Щапова; [Отв. ред. Д. С. Ангелов, Б. А. Рыбаков]//София: Изд-во Болгар. АН, 1987. С. 210–230 (текст парал.: слав., греч. Греч, текст [по ГИМ, Син. греч. 467, Владимир 318], как и слав, перевод, примерно совпадает с изд. де Боора, р. 81–101); Пиотровская Е. К. Византийские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письменности: («Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора)//СПб., 1998 (ППС, вып. 97

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д. Кроме Мученичества К. подобные рассказы содержатся в Мученичествах Римских епископов Александра I (BHL, N 266-269; см. Квирин ), Каллиста I (BHL, N 1523), Корнелия (BHL, N 1958-1959) и Стефана I (BHL, N 7845-7846), а также в «Деяниях Сильвестра» (BHL, N 7725-7735) ( Sessa. 2007; Eadem. 2012. P. 148-149, 252-273). В нек-рых рукописях Мученичества К. имеется интерполяция, согласно которой К. навлек ненависть рим. аристократов Аврелиана и Сисинния, друзей имп. Нервы, тем, что убедил вести целомудренную жизнь Феодору, жену Сисинния, и Домициллу, племянницу имп. Домициана и невесту Аврелиана. Эти сведения заимствованы из рим. Актов Нерея и Ахилея (BHL, N 6058-6066), к-рые не были известны составителю Мученичества К.; вставка была сделана ранее IX в., т. к. о ней знал Флор Лионский ( Quentin. 1908. P. 306; Dubois, Renaud. 1976. P. 212). Интерполяция содержится в ряде рукописей IX в. (напр.: Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. 202. Fol. 93v; Vindob. 1556. Fol. 165v; Guelf. 48. Fol. 161r) (см.: Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 13; Delehaye. 1936. P. 102). Сходство с анонимными агиографическими сочинениями, составленными в V-VI вв. в Риме (см.: Dufourcq. 1900. 279-321; Delehaye. 1936. P. 14-15; Sessa. 2012. P. 248-252), является одним из оснований для датировки Мученичества К. Упоминание о комите священных щедрот (comes sacrarum largitionum) указывает на то, что Мученичество было составлено не ранее IV в. ( Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1590. T. 2. P. 5; LP. T. 1. P. XCI). Должность комита священных щедрот (главы имп. казначейства) была создана скорее всего в 20-х гг. IV в. (о комите Немезиане впервые упом. в законе 345 - CTh. XI 7. 5; см.: Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Baltimore, 1986r. Vol. 1. P. 427-437; Vol. 2. P. 1415-1417; Delmaire R. Largesses sacrées et «res privata»: L " aerarium impérial et son administration du IVe au VIe siècle. R., 1989. P. 30-38, 704). В Мученичестве К. использовано сокращенное название должности - «comes sacrarum»; эта формулировка встречается в источниках не ранее V в.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

420 Cp. G. Schneider, «Die Davidssohnfrage,» 89–90. В. M oriconi, «Chi è Gesù?,» 23–51 пытается доказать, что вопрос Иисуса о Давиде и Христе предполагает Его богосыновство. 422 Из литературы по Мк 12:38–40 можно выделить, в частности: P. Ternant, «La dévotion contrefaite,» AsSeign 63 (1971) 53–63; J. D. M. Derrett, «Eating up the Houses of Widows,» NovT 14 (1972) 1–9; H. Fledderman, «A Warning about the Scribes,» CBQ 44 (1982) 52–67. 424 Из литературы по Мк 12:41–44 можно выделить, в частности: L. Simon, «Le sou de la veuve,» ETR 44 (1969) 115–126; G. M. Lee, «The Story of the Widow’s Mite,» ExpTim 82 (1971) 344; В. Standaert, L ’Évangile selon Marc (1978) 149–152; A. G. Wright, «The Widow’s Mite,» CBQ 44 (1982) 256–282. 427 Из литературы по Мк 13 можно выделить, в частности: R Lightfoot, The Gospel Message (1950) 48–59; W. Marxsen, Mark the Evangelist (1969) 151–206; L. Hartman, Prophecy Interpreted (Lund, 1966); R. Pesch, Naherwartungen (Düseldorf, 1968); C. B. Cousar, «Eschatology and Mark’s Theologia Crucis,» Interpretation 24 (1970) 136–154; F. Flückiger, «Die Redaktion der Zukunftsrede in Mk. 13 ,» TZ 26 (1970) 395–409; T. Weeden, Mark: Traditions in Conflict (Philadelphia, 1971) 70–100; K. Grayston, «The Study of Mark 13 ,» BJRL 56 (1974) 371–387; W. Kelber, The Kingdom in Mark (Philadelphia, 1974) 109–128; K. Tagawa, «Marc 13,» FoiVie 76 (1977) 11–44; A. Feuillet, «La signification fondamentale de Mc. 13,» RT 80 (1980) 181–215; F. Neirynck, Evangelica (1982) 565–608. 429 Из литературы по Мк 13:1–2 можно выделить, в частности: N. Walter, «Tempelzerstörung und synoptische Apocalypse,» ZNW 57 (1966) 38–48; J. Dupont, «Il n’en sera laissé pierre sur pierre,» Biblica 52 (1971) 301–320; B. Reicke, «Synoptic Prophecies on the Destruction of Jerusalem,» Studies in New Testament and Early Christian Literature, Festschr. A. P. Wikgren, ed. D. E. Aune (Leiden, 1972) 121–134. 432 Из литературы по Мк 13:3–13 можно выделить, в частности: J. W. Thompson, «The Gentile Mission as an Eschatological Necessity,» RQ 14 (1971 )18–27; A. Satake, «Das Leiden der Jünger um meinetwillen ZNW 67 (1976) 4–19; J. Dupont, «La persécution comme situation missionaire,» Die Kirche des Anfangs, Festschr. H. Schürmann, ed. R. Schnackenburg (Freiburg, 1978) 97–114; G. Hallbäck, «Der anonyme Plan,» LinguB 49 (1981) 38–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Кудрявцев О. Ф. Ф лорентийская Платоновская Академия. С. 130– 131, 226, 234; Брагина Л. М. Э тические взгляды итальянского гуманиста Кристофоро Ландино (по его трактату «Диспуты в Камальдоли»)//Вестник МГУ. Сер. IX. 5. С. 48–65. 8 Кудрявцев О. Ф. Ф лорентийская Платоновская Академия. С. 67, 144–145. 9 Воспроизведение фрески из Санта-Мария Новелла см.: Кудрявцев О. Ф. У каз. соч. (переплет); Cammelli G. Demetrio Calcondila. Florence. 1954. P. 56; Кудрявцев О. Ф. Ф лорентийская Платоновская Академия. С. 123. 10 Горфункель А. X. «Диспут» Рафаэля. В кн.: Рафаэль и его время. М., 1986. С. 70–71. " Geanakoplos D. Greek Scholars in Venice. Studies in Dissemination of Greek Learning from Byzantium to Wfestern Europe. Cambridge, Mass, 1962. P. 171. 12 Об Иоанне Ласкарисе см.: Knos В. Un ambassadeur de l " hellenisme – Janus Laskaris et la tradition grecobyzantine dans l " humanisme francais. UppsalaParis, 1945. 13 Подробнее см.: Гарэн Э. Византийские и итальянские платоники Кватроченто. В кн.: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. С. 149–172. 14 Geanakoplos D. Greek Scholars. P. 130. 15 Knos В. L " histoire de la litterature neo-grecque. La pferiode jusgúen 1821. Uppsala, 1962. P. 297. 16 Wilson N. From Byzantium to Italy. Greek Studies in the Italian Renaissance. London, 1992. P. 95. 17 Там же. P. 86–97. 18 Там же. P. 98–100; Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 321. «Мальчукова Т. Г. Л итературная критика в эпиграмме/Древнегреческая литературная критика. М., 1975. С. 319, 327–329; Греческая эпиграмма. М., 1960; Laskaris G. Epigrammi greci. A cura di A. Meschini (Universtia di Padova, Studi byzantini e neogreci, 9). Padova, 1976. 20 Wilson N. From Byzantium to Italy. P. 98. 21 Там же. P. 99. 22 Буланин Д. M. Переводы и послания Максима Грека . Неизданные тексты. Л., 1987. С. 18–19; его же. Источники античных реминисценций в сочинениях Максима Грека //ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1979. С. 67–79. Греческий текст см.: Anthologia graeca. Ed. Н. Beckby. Milnchen, 1958. Т. II. S. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Оне Жорж (1848—1918) — второстепенный французский романист, автор множества романов из серии «Битвы жизни», начатой в 1877 г. («Горнозаводчик», 1882; «Мергельный карьер», 1885, и др.). В романе «Горнозаводчик» изображен брак между надменной Клер де Болье и владельцем металлургического завода Филиппом Дэрбле, принесший счастье молодоженам. Сен-Реаль Сезар Вишар, аббат де (1639—1692) — французский историк, историограф Савойского дома. 315 Моран Поль (1888—1976) — французский дипломат и писатель, изображавший в основном эстетизированный мир предпринимателей и прожигателей жизни; автор сборников новелл «Открыто ночью», 1922, «Закрыто ночью», 1923, и др. Во время оккупации Франции был посланником петеновского правительства в Румынии (по 1944 г.). ...вслед за Ален-Фурнье, автором восхитительного «Большого Мольна»... — Ален-Фурнье ( наст. имя Анри Фурнье, 1886—1914) — французский писатель, автор романа «Большой Мольн» (1913), сочетающего романтическую интригу с реалистическим изображением провинциальной жизни. Погиб на фронте в начале первой мировой войны. Жалу Эдмон — см. коммент. к с. 149. Шеневьер Жак (р. 1886) — швейцарский писатель, автор романов «Пустынный остров» (1917), «Невинные» (1924) и др. Лакретель Жак де (1888—1984) — французский писатель, автор психологических романов «Зильберман» (1922), «Возвращение Зильбермана» (1930) и др. Брюнетьер Фердинанд (1849—1906) — французский литературный критик и теоретик литературы, применявший к эволюции литературного процесса теорию развития жанров («Эволюция жанров в истории литературы», 1890). С 90-х гг. считал главной причиной изменения литературы художественные устремления творческой личности; пришел к монархическим взглядам и католицизму. «Андре Корнелис» (1887) — социально-психологический роман Поля Бурже. 319 ...подчинившись пресловутой теории расы, среды и момента... — Согласно теории Тэна (см. коммент. к с. 252), «общественная психология» (духовная и нравственная жизнь общества) детерминируется тремя «первоначальными силами» — расой, средой и моментом («История английской литературы», 1863—1866; «Философия искусства», 1865—1869).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

1262 . Kapriev G. Das Schweigen bei Ludwig Wittgenstein und Gregorios Palamas//Philotheos. 2001. 1. 144–149. 1263 . Koukouras D. κκλησιαστικ γλσσα κα ο γλωσσικς πιλογς το γου Γρηγορου το Παλαμ//PThS 6 .1101). 231–244. and Studies. L. 1987. 5–6. 107–115. 1264 . Kranz W. Die Prosopopoie des Gregorios Palamas (=Michael Choniates) und Demokrit//Rheinisches Museum. Frankfurt 1955. 98. 275–278. 1265 . Kuhlmann J. Thomas von Aquin und Gregor Palamas als Dionysius-Erklärer. Theologiegeschichtlicher Vergleich (Thèse de l’Université Grégorienne)//Liber annualis. 1966. 237. 2 Würzburg 1968. 103. 1266 . Kunzler M. Porta orientalis: fünf Ost-West-Versuche über Theologie und Ästhetik der Liturgie. Paderborn 1993. XIV, 801. [Библ. IV-XIV]. 1267 . Lossl J. Augustine in Byzantium//JEH 2000. 51(2). 267–296. [Влияние Августина на Максима Плануда, Григория Паламу и Прохора Кидониса]. 1268 . Marshall В. D. Action and person: Do Palamas and Aquinas agree about the spirit?//SVTQ 1995. 39. 379–408. 1269 . Meyendorff J Humanisme nominaliste et mystique chrétienne à Byzance au XIV е siècle//Nouv. rev. théol. 1957. 89. 905–914. 6 .522). 1270 . Moschos D. Der Streit um die Methode der Naturbeobachtung im späten Byzanz – geistesgeschichtliche und theologische Konsequenzen//Orthodoxes Forum. 1992. 6. 209–220. [Полемика Варлаама и Паламы]. 1271 . Nasrallah J. L’Église melchite et Grégoire Palamas//Istina. 1976. 59–63. 1272 . γιος Γρηγριος Παλαμ ς στν στορα κα στο παρν. Πρακτικ διεθνν πιστημονικν συνεδρων θηνν (13–15 Νοεμβρου 1998) κα Λεμεσο (5–7 Νοεμβρου 1999)/Ed. Mantzarides G. Batopedi. γιον ρος 2000. 1273 . Papadopoulos Ch. γνς Γρηγρνος Παλαμ ς, ρχνεπσκοπος Θεσσαλονκης, κα Λατνννκ κκλησα//GP 1918. 2. 345–354. 1274 . Rigo A. Il Corpus pseudo-dionisiano negli scritti di Gregorio Palamas (e di Barlaam) del 1336–1341//Denys l’Aréopagite et sa postérité en Orient et Occident. Actes du colloque international, Paris, 21–24 sept. 1994/Éd. Andia Y. de. P. 1997. 519–534. (Collection des Études Augustiniennes. Série Antiquité 151).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010