1900. Т. 265. 1. С. 193-222; На сторожевом валу: Стихи//Рус. обозр. 1901. Вып. 1. С. 155-182 (отт.: М., 1901); Очерки совр. католицизма. 1: Политические притязания и надежды совр. католицизма//РВ. 1901. Т. 276. Ч. 2. 12. С. 499-514 (отт.: М., 1901); Николай Федорович Федоров//РА. 1904. Кн. 1. Вып. 2: Библиограф и библиофил. С. 315-325; Вып. 3: Музейный деятель. С. 390-401; Вып. 4: Воспитатель и учитель. С. 545-554; Кн. 2. Вып. 5: Воспитатель и учитель. С. 5-26; Кн. 3. Вып. 9: Мыслитель. С. 106-124; Вып. 10: Мыслитель. С. 225-261; 1905. Кн. 1. Вып. 1: Мыслитель. С. 180-200; Вып. 2: Мыслитель. С. 333-365; Кн. 2. Вып. 7: Мыслитель. С. 417-470; 1906. Кн. 1. Вып. 1: Мыслитель. С. 63-102; Вып. 2: Мыслитель. С. 260-301; Предисловие// Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Верный, 1906. Т. 1. С. I-IV; Значение А. А. Иванова в религиозной живописи. М., 1907; О значении изучения церк. истории для нашего времени. М., 1907; О задачах рус. живописи. М., 1907; Николай Федорович Федоров: Опыт изложения учения Н. Ф. Федорова по изданным и неизд. произведениям, переписке и личным беседам. М., 1908. Ч. 1 (То же. М., 2004); Отношение социализма к религии вообще и к христианству в частности. М., 1908; О добросовестности в вере и в неверии. М. 1909; О значении христ. подвижничества в прошлом и настоящем//ХЧ. 1909. 8/9. С. 1059-1088; 10. С. 1260-1288; 11. С. 1395-1419; 12. С. 1534-1564 (отд. изд.: СПб., 1910); Буддизм в сравнении с христианством. Ч. 1: Обзор источников. Происхождение, состав и характерные черты буддийского священного Писания//ХЧ. 1910. Т. 234. 7/8. С. 801-829; 9. С. 1061-1087; 11. С. 1331-1353; 1911. Т. 235. 1. С. 23-35; 2. С. 135-147; 5/6. С. 591-626; Мысли об изучении святоотеческих творений. М., 1912; Современное научное неверие, его рост, влияние и перемена отношений к нему. Серг. П., 1912; Церковная деятельность женщины в Англии//Голос Церкви. М., 1912. Март-апр.; Повести о перевоплощениях Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма//БВ. 1912. 11. С. 538-560; 12.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

Египта//ХЧ. 1878. 7/8. С. 3-26; Семейные отношения по законам Моисея//Там же. 9/10. С. 341-377; Брак и соединенные с ним отношения по законам Моисея//Там же. 1879. 1/2. С. 69-98 (отд. изд.: СПб., 1879); Государство и общество по законам Моисея//Там же. 3/4. С. 333-353; Государственное управление по законам Моисея//Там же. 5/6. С. 649-672; Первобытное человечество, его история, культура и древность: (По учению Откровения- Быт. IV и V гл.- и изысканиям наук)//Там же. 7/8. С. 41-65; Внешние отличия духовенства в первые века христианства. СПб., 1879; Римский католицизм в Америке: Исслед. о совр. состоянии и причинах быстрого роста римско-католич. Церкви в США. СПб., 1881, 18862 (обл. 1887); Свобода религ. совести в Америке: (Очерк отношений Церкви и гос-ва, в ист. развитии и совр. состоянии в США). М., 1881; Земля и собственность по законам Моисея//ХЧ. 1881. 1/2. С. 157-195; Речь, произнесенная пред публ. защитой представленной на соискание степени магистра дис. под заглавием «Римский католицизм в Америке». СПб., 1881; Религия в Америке. СПб., 1882; Жизнь за океаном: Очерки религ., обществ.-экон. и полит. жизни в США. СПб., 1882; Законодательство Моисея: Исслед. о семейных, соц.-экон. и гос. законах Моисея, с прил. трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической т. зр. СПб., 1882. М., 2005; Сношения американской епископальной церкви с правосл. Востоком по вопросу о соединении Церквей//ХЧ. 1882. 7/8. С. 74-126; 9/10. С. 687-715; 1883. 7/8. С. 152-187; 11/12. С. 353-375; Церковно-религ. жизнь и богосл. мысль в России по запискам Пальмера//Странник. 1883. 3-6, 11 (отд. изд.: СПб., 1883); Библия и науч. открытия на памятниках Др. Египта: (Библ.-ист. очерки). СПб., 1885; Совр. Запад в религиозно-нравственном отношении//ХЧ. 1885. 9/10. С. 450-489; 11/12. С. 653-690 (отд. отт.: СПб., 1885); Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении//ХЧ. 1886. 11/12. С. 618-658; 1887. 1/2. С. 135-174 (отд. отт.: СПб., 1887); Библейская история ВЗ. СПб., 1887. М., 1990р; Руководство к библейской истории ВЗ.

http://pravenc.ru/text/Лопухин.html

Если признать δ " происшедшим из ε " , то для собора получится время 632 окт. 5–633 февр. 28; если же исправить κγ " в κβ " , то — 631 окт. 5–632 февр. 28. Не следует, однако, при этом упускать из виду, что остается неизвестным, как автор вел счет лет, не отождествлял ли годы в отношении к началу с византийскими (с 1 сентября) или даже армянскими (с 21 июня, — если он был армянин, писавший по-гречески). Во всяком случае, нельзя еще, по-видимому, считать вопрос решенным окончательно в пользу 633 г., и Овсепян без достаточных, оснований совсем отвергает предложенный еще Ассеманием 632 г. (этот год принимает G. Williams в Smith and Wace, Diction, of Christian Biography, I 165, как отмечено это и у В. В. Болотова в Виз. Врем. XIV, 1, 89, отд. отт. 22). Первый год Эзра мог начаться уже во второй половине 630 г., и указание Орбеляна, что собор был в 3-м году его правления, вполне приложимо и к последней половине 632 г. — Трудно объяснить умолчание о Каринском соборе у Себеоса, рассказывающего вместо того лишь о путешествии Эзра к императору для заключения унии в „Ассирию“ (гл. 29). В. В. Болотов, отличая это путешествие его от поездки на Каринский собор, относит его ко времени после собора, бывшего, по нему, в 628–9 г., именно к лету 630 г., и мотивирует его необходимостью объясниться с императором „начистоту относительно унии“ после письма к Ираклию Матусага сиунийского (98, отд. отт. 31). Но если собор был позже, то очевидно, это свидание Эзра с императором могло иметь целью привлечение прежде всего самого Эзра к унии, которая со временем должна была быть утверждена и на соборе. Так и понимают дело, напр., Pernice, 225 4 , и Кулаковский, 126. Что Ираклий обратил внимание на Эзра с самого начала, как только тот возведен был на кафедру, и вскоре же пригласил его к себе, это вполне естественно. Возможно, что и самое избрание Эзра произошло не без византийского влияния, хотя бы косвенного. — Соответственно сказанному, в лекциях В. В. Болотова сделаны при издании изменения: рассказ о соборе, как бывшем не ранее 632 г., поставлен далее, к начальному же моменту сношений Ираклия с Эзром отнесено сообщение Себеоса о поездке Эзра в Месопотамию и его личной унии с императором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

46 Кёне Б.В. Исследования об истории и древностях города Херсонеса Таврического. – С. 148; Кёне Б. Херсонес (отд. отт.). – С. 51; ср.: Анохин В. А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н.э. -XII в. н.э.). – К., 1977. – С. 113–115. 47 См.: Цанкова-Петкова Г. Първата война между България и Византия при цар Симеон възстановязането на българската търговия с Цариград//Известия на Института за история. – 1968. – Т. 20. – С. 188; Златарски В.Н. История на Българската държава през средните векове: В 3 т. – София, 1972. – Т. 1. – С. 30; Ангелов Д. История на Византия 867–1204. – София, 1974. – Ч. 2. – С. 62; Kazdan A.A. Boulgarophygon//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 1. – P. 317. 48 Кёне Б. Херсонес (отд. отт.). – C. 51; ср.: Богданова Н.М. Херсон в X-XV вв.: Проблемы истории византийского города//Причерноморье в средние века/Под ред. С. П. Карпова. – М., 1991. – С. 117; Крым в X – первой половине XIII века//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV-XIII века/Отв. ред. Т.И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 82. 50 Последующие представления о стойкости муниципального местного самоуправления, полисных традициях подчас шли еще дальше, так что сторонников таких взглядов не останавливало даже учреждение византийской фемной администрации в Таврике. культуры: Материалы XI науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 2003. – С. 42). В эти «археологические и топографические сведения о южном Крыме» то и дело вплетались относящиеся к раннесредневековому Херсону. Так, по мнению П.И. Кеппена, власть византийских императоров над Готфией существовала уже с V в., когда «готфы стали просить себе епископов из Константинополя», а «южный берег был населен христианами греческого исповедания» (Кеппен П. Указ. соч. – С. 60, 63). В укреплениях, здесь обнаруженных, ему виделась «систематическим порядком устроенная оборона», звенья которой стояли во «взаимном соотношении» (Там же. – С. 45). Он относил эти крепости примерно ко времени Юстиниана I, но необоснованно ссылался на трактат «О постройках», который вместе с тем датировал достаточно точно – 562 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, несмотря на это, недипломатические сотрудники бывших германских миссий оказались в тяжелом положении, так как таможенные органы не считаются со списками их имущества, заверенными миссиями. 8 . Шуленбург заявляет, что он только что получил телеграмму, содержавшую ответ на наш меморандум об условиях поставки никеля из Петсамо. Они еще не успели его перевести для вручения т. Молотову в письменном виде. Содержание ответа сводится к тому, что Германское правительство считает, что германо-финские соглашения бессрочны и что все вопросы могли бы быть разрешены признанием Советской стороной этих соглашений. Тов. Молотов отвечает, что поскольку дело зависело от нас, мы полностью пошли навстречу пожеланиям Германии, предоставив ей 60% добываемой в Петсамо никелевой руды. Германо-финские соглашения мы не оспариваем и их не касаемся, так как это дело их самих. О сроках поставок мы готовы договориться, причем мы согласны установить эти сроки, равные сроку действия советско-германского договора о ненападении. Тов. Молотов добавляет, что, несмотря на то, что мы пошли в вопросе поставки никеля навстречу Германии во всем, что от нас зависело, до сих пор затруднения создаются именно с германской стороны. Между тем дальнейшая задержка недопустима. Шуленбург отвечает, что сообщит об этом заявлении в Берлин. Записал В. Павлов АВП РФ. Ф. 06. Оп. З. П. 1. Д. З. Лл. 5963. Машинопись, заверенная копия. Агентурное сообщение «Рамзая» из Токио от 11 марта 1941 г. Начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии Телеграмма Риббентропа послу Отт относительно внезапного наступления японцев на Сингапур имеет целью активизировать роль Японии в пакте трех держав. Князь Урах (специальный немецкий курьер, прибывший сюда несколько дней тому назад, близко связанный с Риббентропом и которого я уже знаю много лет) сообщил мне, что немцы хотят, чтобы японцы выступили против Сингапура только в том случае, если Америка останется вне войны и если Япония не сможет быть больше использована для давления на СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

2101 E. П. Ковалевский (1865–1941), член Государственной думы (вопросы народного образования) и церковного собора 1917–1918 гг., эмигрировал в 1920 г., жил в Париже. 2102 T. Виттмор (Whittemore, 1871–1959), американский византинист, участвовал в помощи русской молодежи за границей. 2104 A. H. Грабар (1896–1990), историк византийского искусства; учился в Петербургском университете у Я. И. Смирнова и Д. В. Айналова, окончил курс университета в Одессе у Η. П. Кондакова, с последним постоянно общался в Болгарии в 1920–1922 гг. Отчет по археологической поездке по Болгарии был послан Г. Милле, так как А. Н. Грабар думал перебраться жить и работать во Францию, что и произошло в 1922 г. 2105 Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия//Зап. ИРАО. 1917. Т. 9. С. 62–230 (есть отд. отт.: Пг., 1917. 174 с.). 2106 Η. П. Кондаков и А. Н. Грабар планировали в соавторстве издать исследование о Боянских фрес­ках. План не был осуществлен, и вышла книга: Грабар А. Н. Бояската църква. София, 1924. 2108 Кондаков H. П. Мифическая сума с земною тягою//Списание на Българската академия на наукить. София, 1921. Кн. 22. С. 53–66. 2111 Mélanges offerts à M. Gustave Schlumberger, à l’occasion du quatrevingtième anniversaire de sa naissance. 2113 V Международный конгресс исторических наук. 1923 г. Речь идет о журнале: Byzantion. Revue International des Études Byzantines. Paris; Liège, 1924. Vol. 1. 2115 В конце 1923 г. Academie des Insriptions et des Belles-Lettres избрала H. П. Кондакова своим членом-корреспондентом. Согласно дневнику, ученый узнал об этом сначала из газет (запись от 9 декабря 1923 г.). 2116 Д. Крэн (J. Crane, 1899–1982), личный секретарь президента Чехии Т. Г. Масарика в течение 7 лет; учился в Гарварде, в Праге посещал лекции Η. П. Кондакова в Карловом университете; сын Ч. Крэна (Ch. R. Crane, 1858–1939), крупного американского промышленника, мецената, филантро­па. При финансовой поддержке Д. Крэна было осуществлено издание «The Russian Icon» (посвящен­ное ему автором). Полное издание книги финансировалось канцелярией президента Чехии Т. Г. Маса­рика, а также Ч. и Д. Крэнами. Позднее они поддерживали Семинарий – Институт им. Η. П. Кондакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

331 В перев. на рус. яз. это означает: страх Божий. Имя: Гый-батулла часто встречается у русских мухаммедан. 334 Крашение (собств. беление) и тканье тесно связаны между собою, особенно на Востоке; поэтому в джагат. наречии и крашенье и тканье обозначается одним названием. 335 Колодец Замзам находится в Мекке и составляет святыню мухаммедан, происходя, по преданию, от Измаила. См. ниже в рассказе об Аврааме. 340 Автор сам принадлежит к сюннитскому толку и потому спасение ткачей считает возможным только под условием исповедания ими ислама по учению сюннитов. 344 Весь этот разговор Шейха с ткачом может служить образцом мистического языка мухаммеданских аскетов. 346 Представленный рассказ имеет чисто иудейское происхождение. В Талмуде рассказывается следующее: «Шехина (Бог), – да будет благословенно имя его, – по сотворении человека, водил его по своему владению, указывая ему всех духов и душ, которые должны были от него произойти. Между еврейскими душами одна душа обратила на себя внимание Адама своею необыкновенною худостию и безжизненностью. «О, Владыка мира! – сказал Адам, что это за душа, что я не вижу в ней никаких признаков жизни? » « Бог – да будет он благословен, – отвечал, что это – царь Давид». Адам сжалился над своим потомком и дал ему 70 лет своей жизни. Потому царь Давид жил 70 лет, а в жизни Адама не достает 70 лет до тысячи, которую определено было прожить ему». Тр. Киев. Дух. Аκ. 1870. февр. стр. 407. 347 По Доссону, Адам умер в пятницу, 7 апреля. Архангел Гавриил вместе с Михаилом надели на него похоронный саван и совершили намаз, причем Гавриил был предстоятелем на молитве, а за ним стояли сонмы ангелов и семейство Адама в числе 40 000 душ. Полн. карт. Отт. Имп. Т. 1 стр. 10. Тело Адама было похоронено в пещере горы близ Мекки. Так обр. Адам, по верованию мухаммедан, был истый мухаммеданин по жизни и по вере. 349 Имя Идрис происходит от глагола даряся, что значит: читал кому-нибудь урок. От этого же глагола происходит причастная форма: мюдаррис, прилагаемая мухаммеданами к имамам-учителям в своих школах – учитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Пастыри-миссионеры в инородческих приходах должны обязательно знать местный инородческий язык, для чего весьма желательно, чтобы в духовных семинариях при инородческих епархиях преподавались местные инородческие языки. 10) В виду скудности средств, получаемых инородческим духовенством, необходимо оклад жалования увеличить до 1200 руб. в год на каждый инородческий причт. 11) Средства инородческой миссии весьма скудны: во многих епархиях крайне необходимо увеличить их, изыскивая во 1-х местные источники, во 2-х – прося св. Синод и Министерство Внутренних Дел об ежегодном отпуске сумм в те епархии, где изыскать средства весьма затруднительно, в следующем размере: для Вятской и Тобольской по 12,000 руб., для Омской 9000 руб., для Саратовской, Пермской, Оренбургской, Нижегородской, Самарской и Симбирской по 7000 руб. и для Рязанской 5000 руб. 12) В местностях со смешанным населением, в каждой деревне образовать два самостоятельных общества: татарское и русское. 13) На выборах в Государственную Думу в губерниях Уфимской и других, с мусульманским населением, выделить христиан в особыя курии, отдельно от мусульман. См. продолжение рисунка Рис. 5. Основные моменты Постановлений Первого Казанского миссионерского съезда по внешней миссии 1910 г. Источник: составлено автором Приложение 6 Епископ Назарий (Кириллов, †1928) Прот. Владимир Плисс (†1927) Дeяhiя Пятаго Всероссийскаго мucciohepckaro съезда./Под ред. И. Г. Айвазова. – Москва: [б. и.], 1917. (Отт. «Церковный вестник» за 1917 г. 29–36). Журнал пленарного заседания за от 30 июля. с. 9–10] 1) Заслушан был доклад V-й секции о причинах современного неверия и основных методах церковной борьбы с ним. После обмена мнений, Съезд вынес следующия резолюции: 1) В борьбе с невериемне следует органичиваться одними рассудочными доказательствами, но с самого начала становиться на путь так называемого опытнаго богопознания, обращаясь в первую очередь к сердцу неверующаго, а затем уже к его разсудку. 2) При беседах по поводу «научнаго неверия», – не стоять на уровне дешевой литературы, но быть возможно более научно обоснованными, для чего необходимы: наше домашнее знакомствос солидными учеными работами по вопросам христианской апологетики и учреждение в нашей духовной школе особой кафедры естественно-научной апологетики, при чем желательно, чтобы ученые богословы и церковные писатели взяли на себя труд составления брошюр и книг против неверия, которыя одновременно были бы и строго научными и по изложению своему доступными самым широким народным массам.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

10) Журнальныя определения Совета приводятся в исполнение по утверждении их Св. Синодом. 11) Совет в августе месяце каждого года представляет в Св. Синод отчет о положении миссионерского дела в Православной Русской Церкви и о своей деятельности за истекший гражданский год и печатает его в своем миссионерском органе. Сведения о состоянии миссионерскаго дела в Православной Русской Церкви и о своей деятельности Совет докладывает также и ближайшему Всероссийскому Миссионерскому Съезду. 12) Миссионерский совет имеет свою печать с надписью: «Миссионерский Совет при Св. Синоде», – и с изображением в центре печати Креста и Евангелия. Дeяhiя Пятаго Всероссийскаго мucciohepckaro съезда/Под ред. И. Г. Айвазова. – Москва : [б. и.], 1917 (Отт. «Церковный вестник» за 1917 г. 29–36). «Миссия деятельной веры» с. 61–63] 4) Слушали журнал VI секции, с докладом А.И. Платонова на тему: «Миссия деятельной веры». По обсуждении журнала, съезд единогласно принял: I. Средства для миссионерской просветительной деятельности: 1) Публичные научно-богословские и миссионерские курсы 156 , 2) Популярно-богословския и миссионерския чтения, 3) Обще-церковная и миссионерская проповедь в храме, 4) Вне-богослужебныя обще-религиозныя и миссионерския (апологетическия и полемическия) беседы, 5) Народныя чтения в общественных зданиях с картинами и волшебным фонарем, 6) Общенародное пение и организация любительских народных хоров, 7) Организация чтецов из народа при богослужении в церквах, 8) Устройство приходских школ, 9) Устройство воскресных общеобразовательных курсов, 10) Устройство детских миссионерских по воскресным и праздничным дням собраний, 11) Устройство подвижных при церквах библиотек, 12) Книгоношество, 13) Издание миссионерских журналов, газет, книг, брошюр и листков, 14) Издание религиозных изображений, 15) Распространение на только религиозных, но и других полезных для народа книг чрез удешевленную их продажу в церковных книжных лавках, 16) Чинное и благоговейное совершение богослужений, 17) Религиозныя паломничества в монастыри и к церковным святыням с общенародным пением и проповедями,

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

отт. стр. 60). На этих же 40 страницах дано, часто на 1–2 листках, глубоко-идейное и систематически-стройное решение с евангельской точки зрения таких сложных, запутанных неумелыми толкователями Священного Писания, вопросов, как вопросы о войне, о клятве и присяге, о разводе. Высказанные здесь взгляды должны бы войти в общепринятый обиход православной богословской науки. В этих вопросах богословская теория соприкасается с крикливой жизнью и под влиянием житейской практики многие готовы отречься от богословской теории, часто даже не могут ее понять и усвоить. В положениях 5-й главы евангелия по Матфею М. Д. Муретов видел не внешне действующие заповеди, нормирующие те или другие стороны человеческой жизни. Там он видел и указывал лишь моральные суждения и нравственные идеалы, стоящие всегда выше жизни с ее неизбежными недостатками „вследствие зла – κ το πονηρο“, пока это зло не препобеждено добром и пока добро не отделилось от зла. Для пояснения того, как Христос „исполнил“ закон, М. Д. Муретов приводил слова ап. Павла о том, что Христос „закон заповедей учениями (νδγμασι) упразднил“ ( Еф.2:15 ). Ветхо- —159— заветный закон был изложен в заповедях, предназначенных для нормирования общественно-государственной жизни. Эта внешняя и временно историческая форма ветхозаветного закона Христом упразднена. Взамен ветхозаветного закона поставлены во всей их вечной чистоте и красоте моральные догмы, нравственные идеалы, обращенные к облагодатствованной христианской личности, но по самому существу своему не могущие немедленно и вполне воплотиться в жизни общественной и государственной. Православная новозаветная наука всегда занималась не только положительным раскрытием смысла Писаний, но и опровержением суемудрия еретиков и Неверов. Имеем мы и от М. Д. Муретова целый ряд трудов и статей характера апологетического. Апологетика при исследовании книг Свящ. Писания нередко принимает характер мелочной. Это тогда, когда православный ученый с достойным лучшего применения усердием гоняется за бесконечным разнообразием гипотез и мнений отрицательной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010