И потому, руководствуясь определенной логикой, внутренними желаниями и стремлениями, я пришел к пониманию, что мне интереснее, или – правильно будет сказать – продуктивнее, работать в области светской живописи. Это был мой абсолютно осознанный выбор. Но уверен, что если бы я не начал свой путь с изучения икон, то многие вещи в искусстве мне не открылись бы. Мой педагог говорил, что рождение художника происходит через его общение с материалом, когда ты, взяв определенную краску, начинаешь понимать, как через нее рассказать о форме и пространстве. Ведь в диалоге об иконе в первую очередь речь заходит об обратной перспективе. Что такое обратная перспектива? Это сложный философский рассказ о пространстве, в котором пребывает событие, находящееся перед тем, кто созерцает икону. Главная задача для живописца во все времена была и остается сегодня, – рассказ о пространстве. Именно пространство, а не детали, производит впечатление на зрителя. Русская икона – форма церковного богословия, который свидетельствует нам о гранях сложного кристалла, который создан Господом Богом. Разделение косы. 1996 г. – Можно ли сказать, что человек, не наполненный духовно, даже владея определенными приемами, не создаст сильное по духу произведение? – В основе любой системы, которая предназначена для познания мира, заложена программа: ощущение Бога в себе и себя в Боге. Своего рода замкнутый круг. Существуют две формы познания мира – искусство и наука. Ученый познает мир с помощью цифр и формул, а художник – через интуицию. И еще неизвестно, кто точнее. Любое знание, будь оно научным или интуитивным, сопровождается переживанием. Лично для меня это сродни чуду, нечто иррациональное, что трудно объяснить словами. Когда происходит совмещение сердца и ума, все в жизни выстраивается должным образом. Для меня это осознание пришло через творчество, и к тому вело довольно много этапов. Среди них могу назвать первый опыт жизни и работы за границей, который пришелся на годы студенчества. На последнем, шестом курсе, перед дипломом, по программе студенческого обмена я оказался в Германии.

http://pravoslavie.ru/151057.html

Явный пример этого мы имеем в отношении влиятельных церковных кругов к древним и чтимым, во всяком случае, облеченным авторитетом церковного предания, иконам Софии Премудрости Божией среди современных софиеборцев 114 Известно, что икона св. Троицы Рублева тем отличается от сродных икон этого типа, что в ней устранены фигуры Авраама и Сарры, принимающих и угощающих трапезой своих неведомых посетителей. Таким образом, то, что было скорее изображением одного эпизода из ветхозаветной истории, у преп. Андрея стало открытой и дерзновенной иконой Пресв. Троицы. На этом примере, может быть, всего нагляднее можно увидать, каким образом иконописец, считаясь с традицией, в то же время ее творчески изменяет, а тем самым он своим творчеством влагается в церковное предание. То, что изначала могло явиться смелым новшеством, для нас сейчас является уже каноном, правильное отношение к которому сам преп. Андрей установляет своим собственным примером, впрочем, не единственным. Археологический очерк об иконах Св. Троицы см. в издании: Semmarium Condacovianum. H. Малицкий. К истории композиции ветхозаветной Троицы. Прага, 1928. 115 За пределы нашей задачи выходит ближайшее раскрытие смысла иконного канона с его художественной (композиционной и живописной) стороны и некоторых основных черт иконного письма (отсутствие третьего измерения, обратная перспектива и пр.). Этот предмет еще ждет своего компетентного религиозно-художественного исследователя, который бы раскрыл религиозный смысл художественной символики иконы, ее, так сказать, феноменологии и языка. До сих пор эта задача заменялась или истолкованием богословского содержания иконы, или старообрядчески эстетическим их регистрированием, или же археологией. 118 С точки зрения дематериализации, устранения всяческого натурализма в иконе, специфические трудности существуют для скульптурных изображений, которые принципиально могут быть допустимы на основании общих определений VII Вселенского собора и издревле преобладают в практике западной Церкви, хотя никогда не были исключены из употребления и в Церкви восточной, в православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОПИСЬ Иконопись [иконопись], вид живописи, задачей к-рого является создание священных образов - икон. Несмотря на то что в восточнохрист. традиции греч. слово εκν (изображение, подобие, образ) является общим наименованием священных изображений (см. статьи Монументальная живопись , Фреска , Мозаика , Миниатюра ), в качестве произведений И. обычно рассматривают написанную на доске икону как моленный образ. О развитии стилей И. см. соответствующие разделы статей «Русское искусство X-XXI вв.», «Искусство Украины и Белоруссии. XVI-XVIII вв.» (ПЭ. Т.: РПЦ), а также статьи Албанская Православная Церковь , Болгарская Православная Церковь , Византийская империя , Греция , Грузинская Православная Церковь , Румынская Православная Церковь , Сербская Православная Церковь и др. Метод в И. Икона, существующая почти 2 тысячелетия, долговечностью во многом обязана консерватизму живописной техники, бережно сохраняемой иконописцами вплоть до наст. времени. Для понимания специфики иконописной техники важно, что разнообразие приемов и богатство индивидуальных почерков художников - артистической манеры каждого из мастеров - сочетаются с постоянством метода послойной живописи, являющегося показателем стабильности живописной системы. Известный с глубокой древности послойный метод живописи используется для работы в любых красочных техниках (темпера, масло, фреска, акварель). В качестве т. н. средневек. метода он служит средством выражения в особой системе живописи, для к-рой характерна обратная перспектива, учитывающая только искажения «близкого переднего плана», при этом не применяли моделирующую светотень и цветовую перспективу, цветовой контраст предпочитали тоновому, а плавные переходы цвета не всегда считали выразительными, использовали дифференциацию цветов, выбирали цветовые доминанты при общем локальном колорите. Послойному методу противоположен метод смешения свежих, незастывших красок на живописной поверхности, что ведет к стушевыванию границ между цветовыми полями. Так, желая передать своеобразие визант. техники живописи в сравнении с ренессансной, Р. Байрон и Д. Талбот Райс отмечали, что «византийцы наслаивали, а итальянцы моделировали» ( Byron R., Talbot Rice D. The Birth of Western Painting. L., 1930. Р. 101). При наслаивании красок должно соблюдаться непреложное условие - каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего, не позволяя т. о. свежим, незастывшим краскам смешиваться на поверхности иконы. Красочные слои отличаются плотностью в зависимости от рецептуры приготовления смесей, в к-рых варьируются соотношение связующего и количество пигмента. Величина частиц последнего могла быть как очень крупной, так и мелкой. От умения приготовить красочные смеси и наносить их зависела фактура красочной поверхности. Пастозные и плотные слои чередовались в определенной последовательности с полупрозрачными и лессировочными.

http://pravenc.ru/text/389066.html

Способ написания икон отличается от традиционной живописи. Обычно используются светлые цвета и добавляются темные; в иконописи всё изображено в Божественной обратной перспективе: сначала пишутся темные участки, лик Марии имеет зеленую санкирную подложку, и потом кладутся более светлые слои – это удивительно. Иконы приблизили меня к Церкви, я их очень полюбил. И почитая их, я всё больше хотел узнать Православие. Третьей иконой был образ пророка Илии у потока Хораф, но я не закончил ее. – Почему? – В 2003 году мы переехали из Массачусетса в Аризону, где я получил предложение по работе. Аризона мне очень напоминала Египет: я очень люблю пустыню. Эта протестантская церковь выглядела как кинотеатр, а в жаркую погоду во время богослужения прислужники разносили прохладительные напитки В Аризоне мы были прихожанами Евангелической церкви, там мы столкнулись с искушениями нашей протестантской веры. Церковь, в которую мы ходили, выглядела как кинотеатр; в жаркую погоду во время богослужения прислужники разносили прохладительные напитки и кофе. Для меня это всё было слишком несерьезно. «Искатели церквей» (внеденоминационные христиане) стремятся обеспечить людям комфорт, но многим это представляется неуместным – они хотят жить по Евангелию, а не ради комфорта. И я и моя жена испытывали подобные чувства. – Этот кризис как-то разрешился? – Не столько разрешился, сколько открылась возможность к его разрешению. И совершенно неожиданная. В феврале 2006 года была организована встреча выпускников Библейского института Д. Муди, окончивших его 25 лет назад. Я полетел в Чикаго и остановился у одного из бывших одноклассников, уже профессора в Институте Муди. А он жил по соседству с православной церковью. В то время, когда я был студентом института, это был храм Армянской Апостольской церкви, но он всегда был закрыт. Оказалось, что армяне продали это здание епархии Православной Церкви в Америке под омофором епископа Иова Чикагского; настоятелем церкви был отец Джон Бейкер. Храм назывался церковью Христа Спасителя.

http://pravoslavie.ru/86985.html

37   Покровский Н. В . Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001. С. 507–508. 38 WilpertJ.  Ibidem. S. 889. 39 Karmsonis A.  Ibidem. P. 6. 40   Припачкин И.А . Цит. соч. С. 54. 41 «Обратная перспектива, выстроенная по направлению к нам, включает нас в поле иконы, и тем самым мы включаемся в вечность — потенциально адресат призывается быть одним из следующих за Адамом и Евой, быть еще одним в праздничном шествии (литургический принцип церковного искусства). Тем самым актуализируется настоящее время иконы. Одновременно в этом настоящем соединяются воспоминание того, что уже произошло, исторический момент Воскресения, — и ожидание того, что еще только должно произойти, наша собственная смерть и наше воскресение; создается иконичное время — «воплотившаяся вечность» ( Иванова С.В . Пасха: изображение движения и времени в иконе «Сошествие во ад» и в «Слове Огласительном».//Морфология праздника. СПб., 2006. С. 194). 42   Жегин Л.Ф . Иконные горки: Пространственно-временное единство живописного произведения.//Труды по знаковым системам. II. Тарту, 1965. С. 231–247. 43   Лепахин В.В . Икона и иконичность. Сегед, 2000. С. 233. 44 О движении в обратной перспективе на иконе «Αναστσις» см.:  Иванова С.В . Пасха: изображение движения и времени в иконе «Сошествие во ад» и в «Слове Огласительном».//Морфология праздника. СПб., 2006. С. 190–195. 45 плащ, одеваемый поверх хитона 46   Покровский Н.В.  Цит. соч. С. 505, 507. Эти слова, относящиеся к сошествию во ад, но не к Воскресению. 47 Обосновывая появление псковских икон «Αναστσις» XIV–XV века, с «продуманным и лишенным равнодушия» письмом, Овчинников считает их ответом на ересь стригольников, а также связывает с эсхатологическими чаяниями на Руси ( Овчинников А.Н.  Ук. соч.).; И.А. Шалина считает эту икону погребальным образом ( Шалина   И.А.  Ук. соч. С. 253–256). 48 A. Kartsonis. Ibidem. P. 227. 49 Апостол Фома перечисляет раны как главное свидетельство, что Христос воскрес во плоти: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20

http://azbyka.ru/ikonografiya-pashi-desc...

—  С. И .) представляется победа над смертью  в царстве смерти 35 . Поэтому они изображают сошествие Спасителя во ад ; когда Он был еще во гробе,  в аду  уже открылось Его Божество». 36 Иконные горки над Христом истолковываются в соответствии с этим: «Он (многоугольник, изображающий ад. —  С. И .) окрашен в темный цвет, что согласно с древнейшими представлениями об аде. Так как это темное место находится в преисподней, то для яснейшего выражения этой мысли пропасть ада обрамляется двумя высокими скалами». 37 В западных исследованиях это мнение является общепринятым; в частности, оно высказано таким ученым, как Дж. Вилперт 38 ; вслед за ним принимает это мнение и А. Картсонис 39 . Если же признается, что на иконе изображено Воскресение, а не Сошествие во ад, то «указания на скалы как на знаки адских глубин» отвергаются; и предлагается своего рода историко-реалистическое истолкование: «В древнем Израиле захоронения совершались в скалах поэтому скалы являлись характерным признаком древнееврейских кладбищ, так сказать, элементами погребальной топографии, отмечающими сакральное кладбищенское пространство». 40 Но «скалы» присутствуют на множестве других икон, в частности на праздничных иконах Преображения и Вознесения, и они связаны отнюдь не с «сакральным кладбищенским пространством»; условно они называются «иконными горками», т.к. семантически не имеют ничего общего с мертвыми безжизненными камнями. Как убедительно показал Л. Ф. Жегин, «иконные горки» — это следствие изображения пространства в обратной перспективе; 41 одновременно с этим они обозначают «горний мир», а в семиотическом анализе они синонимичны изображению ангелов. 42 Для иконы «Αнастасис» обычен также золотой фон. О семантике золотого фона не раз писали исследователи; можно напомнить о том, что он признается синонимичным свету (и называется так в терминологии иконописцев) и обозначает Свет вечности, становясь символом Святого Духа и рая. Для определения этого топоса, характерного не только для рассматриваемой нами иконы, но и любого другого литургического образа, В. Лепахин вводит понятие «эонотопос» 43 : золотой фон обозначает «святое» пространство.

http://azbyka.ru/ikonografiya-pashi-desc...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Правда, что есть более сильные и менее сильные иконы? 3 мин., 27.07.2022 Любая икона — это образ, художественный «снимок» того, кто на ней изображен. Молясь перед иконой, проявляя к ней должное благоговение, мы мистически соприкасаемся с Самим Спасителем, Божией Матерью, ангелами или святыми, которых видим перед собой. Как пишет, цитируя Василия Великого, преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры», «честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз». В древности, когда читать и писать умели далеко не все, иконы и иные священные изображения несли еще и просветительскую, образовательную функцию, передавали с помощью художественных приемов (обратная перспектива, цвета, максимальная упрощенность форм и др.) богословское содержание христианской веры. На иконах с клеймами — так называются размещенные по периметру вокруг центрального изображения сюжеты — неграмотный человек мог «прочитать» о наиболее важных событиях в жизни Господа, Богоматери и святых. Поэтому святые отцы называли икону «богословием в красках». Фото Владимира Ештокина Икона — это помощник, который словно бы открывает окно в духовный мир, особым образом настраивает нас на молитву, облегчает процесс перехода от повседневной земной суеты к духовной сосредоточенности, вводит молящегося в иную, Божественную, реальность. Икона имеет ценность только в силу этой привязки к изображенному на ней первообразу. Сама она не является источником благодати, чудес и исцелений, какой бы древней, почитаемой и уникальной она ни была. Икона лишь проводник благодати, источник которой — в Боге, посылающем ее через святых или священные предметы. В свою очередь мы можем принять и усвоить эту благодать только по нашей вере. В этом смысле нет сильных и слабых икон. Есть сильная и слабая вера тех, кто перед этой иконой молится. Известны случаи, когда исцеления и чудеса случались после молитвы перед иконами, не имеющими исторической и культурной ценности, когда обычные бумажные иконки в домашнем иконостасе вдруг начинали мироточить. И наоборот — не всякая молитва перед почитаемой чудотворной иконой непременно приносит молящемуся «ожидаемый эффект».

http://foma.ru/pravda-chto-est-bolee-sil...

Но вот произошла катастрофа: пришли действительно злые, разъяренные люди, все разгромили, а икону (некую древнюю) забрали в музей. Это было в период господства государственного атеизма. Но там, в музее, нашлись другие люди — специалисты, которые с любовью и знанием дела расчистили, закрепили красочный слой, положили тонкие тонировки, и, на удивление всем, икона возродилась. Ее поместили в экспозицию, куда пришли строгие люди и предписали музейным работникам всем говорить, что Бога нет, хотя есть произведение искусства, его изображающее. Но музейные работники стали всем рассказывать, что на иконе изображена Матерь Божия, которая есть образ высочайшего совершенства, любви и святости. А рядом висело изображение Рождества Христова, а еще иконы Святой Троицы, преподобного Сергия и множество других икон. И экскурсовод объясняла группе школьников, что означают эти изображения и что икона — это окно в другой мир, поэтому все изображается по особенному: золотые фоны, обратная — «от сердца» — перспектива, и что времени нет, потому что изображается вечная жизнь и многое другое. Приходили разные люди: и верующие, и атеисты, и сектанты, и буддисты, и всякие другие, — и всем им объясняли, что здесь представлены выполненные великими художниками изображения основных тем христианского вероучения. И очень многие после этого пошли в церковь, чтобы лучше узнать о том, что они услышали в государственном музее в период атеизма. Так иконы в своей соборности музейного свидетельства о культуре стали, вопреки воле злых людей, массовым молчаливым миссионером и успешно проповедовали, и при том на весь мир; и продолжают проповедовать всем, кто приходит в музейные залы. Ведь, к сожалению, не все люди приходят в православный храм. И это миссионерское служение иконы в музее есть, несомненно, действие Божией благодати. Но вот минула эпоха безвременья, и стали открываться храмы, появилась возможность свободной молитвы и проповеди. В некоторых музеях, как оказалось, служат священники. Это явилось первым шагом к совместной просветительской деятельности музея и Церкви. В некоторых случаях даже стали служить молебны в музеях, прямо в залах. И в этом нет ничего особенного. Ведь икона остается иконой, благодатной и намоленной, где бы она ни находилась. Собранные вместе, благодатные иконы обладают огромной силой воздействия, преображают сердца.

http://pravmir.ru/ugodno-li-gospodu-chto...

Колониальная идея складирования культурных ценностей давно себя исчерпала. Я бы вернул все предметы действующих культур обратно этим культурам. Пусть они сами заботятся о своих предметах. Музеи могли бы тогда хранить только предметы ушедших, мёртвых культур. Тех предметов, о которых уже некому заботиться. А по поводу разрушений культурных предметов, всё же выскажу кощунственную с точки зрения музеефикаторов мысль, что не люди для икон, а иконы для людей. Нет в этом мире ничего вечного. Всё рано или поздно разрушается. Так что лучше пусть (при максимальных усилиях к сохранности предмета) предмет культуры живёт в живой культуре и выполняет своё функциональное назначение, чем разрушается в кунсткамере». В качестве постскриптума придется добавить, что Церкви и обществу вновь навязывают бессмысленную неконструктивную дискуссию: не успев остыть после обсуждения «Троицы», зараженная антицерковным мемом публика активно обсуждает в блогах перспективу создания православных добровольных дружин, которую озвучил недавно протоиерей Всеволод Чаплин… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 мая, 2009 4 марта, 2009 25 июля, 2014 15 февраля, 2013 11 мая, 2012 19 декабря, 2011 1 декабря, 2009 9 ноября, 2009 20 июля, 2009 27 мая, 2009 4 марта, 2009 25 июля, 2014 15 февраля, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/virus-ikonoborchestva/

Икона Святой Троицы Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее: Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра. Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..). Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа. Икона Святой Троицы, XVII век Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу. XVII век Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга). Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:   Неканоничные изображения Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе. Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010