Хочется, чтобы иконы, написанные по этой прориси, были приняты каждым православным христианином. Надеюсь, что работа О. В. Губаревой станет началом серьезного разговора о месте иконы и ее языка в современной жизни Русской Православной Церкви. Иеромонах Константин (Блинов) В настоящее время существует несколько имеющих широкое хождение иконографий святых царственных мучеников. В связи с их грядущей канонизацией появляются новые. Но насколько правильно они раскрывают подвиг государя и его семьи? Кто определяет их содержание и чем при этом руководствуется? Бытует мнение, что для занятия иконописью не надо иметь никаких особенных знаний — достаточно владеть техникой письма и быть благочестивым христианином. Этим действительно можно ограничиться, если пользоваться хорошими образцами. Но Hukoлaй II — единственный за всю историю Церкви царь-мученик. Нет примера и подвигу его семьи. Поэтому — написать достойную этих святых икону довольно трудно, и главная причина в том, что авторам иконографии или не известно святоотеческое учение об образе, или существует для них отдельно от творчества. Отсюда — формальный подход к поиску исторических аналогий, к композиционному и цветовому строю, к использованию так называемой «обратной перспективы». Поэтому, прежде непосредственного анализа конкретных иконописных работ, обратимся к Священному Преданию. Учение Церкви об иконописном образе можно найти у многих святых отцов, но, в основном, оно изложено в Деяниях VII Bceлehckoro Собора (787 г.), в трудах преп. Иоанна Дамаскина († конец VII b.) и преп. Феодора Студита († 826 г.), которые формулировали свое учение в противостояние христологической ереси иконоборчества. На Соборе было определено, что правильное почитание икон есть, в первую очередь, истинное исповедание Христа и Пресвятой Троицы, и честныя иконы должны создаваться не художниками, а святыми отцами. В Деяниях было записано, что « иконописание совсем не живописцами выдумано, а напротив, есть одобренное законоположение и предание Кафолической Церкви»; по содержанию же они равны Священному Писанию: «Что повествование выражает писъмом, то же самое живопись выражает красками…», «изображение во всем следует за Евангельским повествованием и разъясняет его. И то, и другое прекрасно и достойно почитания, ибо они взаимно дополняют друг друга» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1873. T. VII). А чтобы впоследствии избежать всяких попыток вводить новшества в учение Церкви, этот последний из Вселенских Соборов постановил: «То, что сохраняется в Кафолической Церкви по Преданию, не допускает ни прибавления, ни уменьшения, а кто прибавляет или убавляет что-либо, тому грозит великое наказание, потому что сказано: проклят прелагающий пределы отцев своих ( Втор. XXVII, 17 )» .

http://pravmir.ru/voprosy-ikonografii-sv...

Конечно, тема эта сложная, я не претендую на ее полное раскрытие и, тем более, на абсолютно корректное «непогрешимое» раскрытие. Но размышлять о ней не отказываюсь, поскольку эта тема непросто касается нас, она вся про нас. Всего Вам доброго! диакон Павел 5 июня 2012, 13:40 Уважаемый Сергей Холод, не могу с Вами согласиться, что «четыре разных " пути " прельщают человека», хотя Вы правильно отметили: на каждом из них «есть свои подводные камни». Если человек обоженный принимает мистические переживания за сошедшую благодать, то все в порядке. А вот если его переживания псевдомистические, то он попадает в сети искусителя. Четыре пути, каждый по своему, меняют человека. Выбрав путь, человек стремится стать либо «человеком обоженным», либо «человеком разумным» и т.д. Это – термины, они обозначают путь, антропологическую стратегию. Термины я взял в кавычки, а можно было написать курсивом или с большой буквы. Отсюда следует, что писать «человек недостаточно разумный» некорректно. В статье есть об этом. Какой-то конкретный «человек безумный» может быть умнее какого-то «человека разумного», но не в этом суть, а в том, каким путем идет тот и другой, как они себя меняют на этом пути. Считать, что «виртуальный человек потому и виртуальный, что и не человек» тоже нет прочных оснований. Хотя некоторые радикальные сторонники «человека виртуального» считают, что человек умер, и наступила эпоха постчеловека. Но мы-то знаем, что с концом человеческой истории будут апокалиптические события и начнется вечная жизнь, а не жизнь постчеловеков. Сергей Холод 4 июня 2012, 23:56 (продолжение) А виртуальный человек потому и виртуальный, что и не человек вовсе. И путь его не есть путь человека. Мои скромные замечания к статье сводятся к следующему. 1. Неправильно говорить, что человек разумный отрицает обратную перспективу икон. Отрицать её может только недостаточно разумный человек. Расписывать не буду — долгая тема и интересная. 2. Не поднят вопрос об приверженцах обрядоверия. Они ещё на первом пути или одной ногой на четвёртом?

http://pravoslavie.ru/53558.html

Отсюда православное обыкновение отделять алтарь от прочего интерьера храма — иконостасом. Первоначально на его месте была, как известно, только низкая преграда, — но библейская идея завешенного, недоступного «девира» продолжала действовать, побуждая преграду расти выше и выше, становясь иконостасом в собственной смысле слова и полностью скрывая от глаз алтарное пространство . Православное отношение к иконе принадлежит к самым разработанный темам. Пожалуй, нам, русским православный интеллигентам, свойственно говорить на темы так называемою богословия Иконы подчас даже с избыточной эмфазой. Позади у нас десятилетия, когда о. восхваляя рублевскую «Троицу» как наилучшее доказательство бытия Божия и когда несколько позднее молодые интеллигенты советской поры обращались к вере, посещая собрание икон в Третьяковской галерее; не приходится удивляться, что мы бываем склонны к преувеличениям. Едва ли возможно, однако, говорить об эстетической атмосфере, создаваемой православный типом духовности, не упомянув хотя бы самых основных особенностей этого типа сакрального изображения. Православная традиция иконы, какой она была создана в а затем усвоена и развита на пространствах Восточной Европы от Македонии до монастырей русскою Севера, представляет собой некую середину между эмоциональночувственным воображением Запада и статично-схематичным воздействием индуистских мантр или мусульманских каллиграфических композиций. Она не тождественна ни первому, ни второму, и она соединяет в себе некоторые существенные элементы обоих этих миров; налример, некоторые сакральные монограммы (IC ХС — Христосъ», MP 0U — греч. «Μηρ του θεο», то есть «Матерь заставляющие нас вспомнить о восточной любви к каллиграфии, столь же необходимо принадлежат к облику иконы, как фигуративные изображения. Традиционные законы иконописания не допускают ни сладости ренессансных Мадонн, ни мускулистою телосложения барочных святых; но уход от чувственною никоим образом не лишает человеческое лицо и человеческую фигуру их ранга центральных отображений Божественного Первообраза, и при всей аскетической модификации определенные аспекты античною творческою подхода оказываются удержанными, предотвращая какую-либо возможность полною погружения в стихию Востока. Движение становится величаво медлительный, но не сменяется полной бездвижностью буддийских образов; восприятие пространства мистически преобразуется (так называемая обратная перспектива), не будучи, однако, вовсе устраненный; эмоция подчиняет себя аскетической дисциплине, не приходя к нирване как отсутствию эмоций.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Он был счастлив, когда нашел эту книгу в Москве , и взял оттуда исторические реалии Палестины первого века, которые всех так поражают, вплоть до описания тканей, накидок, завязок на сандалиях охранников и так далее, и, конечно же, подробный ход событий Страстной седмицы. - Есть точка зрения, что в " Двенадцати " у Блока тоже изображен не Христос, а Антихрист. Вы согласны с ней? - Здесь все очень запутано. Сам Блок писал Чуковскому, что видел образ Христа, когда сочинял поэму, и, с одной стороны, бросается в глаза аллюзия с двенадцатью апостолами, и то, что главный герой " за вьюгой невидим и от пули невредим " . С другой стороны, это, конечно, не Христос, а Его антипод. Что выдает подмену? Хотя бы то, что он в " белом венчике из роз " , а не в терновом венце в качестве Страдальца и за самих революционеров. Далее - " пальнем в Святую Русь " . То есть в русских святых, идущих за Христом. Наконец, животный страх у тех двенадцати. Почему? Потому что они от Бога-то оторвались и чувствуют этот страх в присутствии другого. А если это не Бог, то кто? Понятно кто. И Блок, написав поэму за две недели (она же словно " вылилась " у него из частушки) и прочитав ее на следующий день, заметил: сегодня я гений! Думаю, он понял, что написал. - Он понял, и это его не смутило? - Это объяснимо с точки зрения общественного и культурного контекста, в котором создавалась поэма. Кстати, еще одна ошибка, которую часто допускают в преподавании литературы, связана с тем, что каждое произведение рассматривают само по себе, вне культуры своего времени. А если показывать его в контексте, тогда все становится на свои места. Скажем, было три фазы в развитии мировоззрения писателей. До конца пятнадцатого века это теоцентризм, когда в центре мироздания находится Бог и оттуда Он смотрит на человека (отсюда - обратная перспектива икон). С конца пятнадцатого века по сороковые годы семнадцатого это антропоцентризм, когда царь Вселенной - человек и в литературе обсуждается, каким он должен быть. А с сороковых годов семнадцатого века по настоящее время - эгоцентризм, когда в центре Вселенной - " я " : " Я, гений Игорь Северянин " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Драгоценная одежда эта, замечательная и оригинальностью изображений 93 , – была освящена 24 декабря 1900 года, после литургии, панихиды по рабе Божием Андрее, и молебствии. б) Дарохранительница серебр. вызолоч. в стеклян. футляре, весом 8 фунт. 82 зол. Вклад купца Косьмы Григ. Мошкина 20 авг. 1842 года. в) Мирница серебр. вызолоч. с малою же цепочкою. Пожертв. Дмитрием Ал. Александровым в 1871 г. г) 1. Потир серебр. вызолочен, при нем: дискос, звездица, лжица, и две тарелочки, – чеканной работы, веса в них 6 фунт. 84 золоти., ценою в 525 руб. Вклад ямщичихи вдовы Близ. Степ. Сечкиной, о упокоении Петра и Марии в 1864 году. 2 . Потир большого размера с больш. дискосом и звездиц., сооруж. в 1898 г. для приобщения в Великий пост . Веса в нем 8 фун. 6 зол. 3 . Потир малый для приобщ младенц., сер., пожерт. о. П. П. Поспеловым 1910 г. д) Кресты на Св. Престоле: 1 . Крест серебр. вызолоч. с мощами: св. Василия Великого , царя Константина, царицы Елены и 4-х неизвестных святых. В середине Распятие, вверху Господь Саваоф, по сторонам: Божия Матерь и Иоанн Богослов – чеканные, внизу надпись. Вес в нем 1 фун. и 10 зол. Вклад местного протоиерея Михаила Иаковл. Изюмова. 2 . Крест серебр., на нем изображение Спасителя литое. Вес 1 фун. 90 зол. Пожерт. в 1866 г., цехов. Дм. Александровым. 3 . Крест серебр. с мелкою резьбою, вызол., массивный, дл. 9 верш., шир. 5 верш., на нем изобр. Спасителя литое. Вес в нем 3 фун. Пожерт. в 1890 г. прих. Василием Васильевичем Николаевым, на поминовение Гавриила Григорьевича Бардина. 4 . Крест сер. вызол., весу 78 зол. Вклад купца Иллариона Исидорова Рябова. 5 . Крест малаго размера, серебр. на цепочке серебр. с мощами неизвестных святых, вес в нем 18 золоти. Ранее наход. на местн. храм, иконе св. Василия Великого (опись 1832 года и 1861 года). Ныне – на Св. Престоле. е) Евангелие: 1 . Евангелие в большой александрийский лист, обложено кругом серебром, вызол. На передней доске вычеканены: Воскр; Хр. и 4 Евангелиста. На обратн, стор.: Господь Саваоф и I. Христос, молящийся о Чаше и три апостола. Вес в сер. 8 фунт, и 22 золоти. Цена 3155 р. асс. Напечатано „в 1698 году, индикта 7, мес. Декабря, при Благочест. Вел. Государе Царе и Вел. Князе Петре Алексеевиче, благословением же Святейшего Кир, Адриана Архиепископа Московского всея России и всех северных стран патриарха, при Цесаревиче и Велик. Князе Алексее Петровиче, в царств, граде Москве“. Вклад ямщика Петра Ив. Сечкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

В 1891 году вышла в свет в С.-Петербурге большая книга: Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. Это очень почтенный труд Софии Снессоревой. По указателю означенной книги в ней описано 188 икон. В том же 1891 году вышла в Москве также большая книга: Блогодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. В книге 655 страниц, но описано только 176 икон, описаны только те иконы, чудеса которых известны. Эта книга есть продолжение книги: Слава Пресвятой Владычицы и проч., изданной в 1853 г. В ней описаны многие чудеса некоторых икон. В книге Блогодеяния Богоматери имеется более 40 чудотворных икон, которых нет в книге Снессоревой. Таким образом в трех изданиях 1) в списке Пономарева, 2) в книге Снессоревой и 3) Блогодеяния Богоматери роду христианскому было описано (некоторые только перечислены) около 370 икон Богоматери. Преосвященный Димитрий, ныне архиепископ Тверский, пошел еще дальше в описании и исчислении икон Богоматери. Мы имеем его «Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве». С 1893 по 1899 г. вышло девять выпусков или месяцев, начиная с сентября и кончая маем. В описании икон Богоматери он пользовался сочинением Снессоревой и другими, прежде ее написанными сочинениями. Некоторые иконы, находящиеся в прежних сочинениях, он не внес, но внес не мало других, не находящихся в разобранных нами книгах о святых иконах. В его месяцеслове за 9 месяцев с сентября по май показано около 80 местно чтимых икон, по другим изданиям неизвестных, а всего с прежними изданиями об иконах Божией Матери оказывается около 460 икон Божией Матери, описанных или только перечисленных. В 1897 году вышло седьмое издание книги Пантелеимоновского Афонского монастыря: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы. В ней есть пространный список икон Богоматери, много восполненный сравнительно со списком в 1889 г. в «Паломнике» перепечатанном. В нем мы насчитали 423 наименованияикон, курсивом напечатанных, то есть, главных, и 237 списков с икон чудотворных или чтимых в тексте, всего 660 икон, но есть повторения одних и тех же икон, под разными названиями до 35, следовательно всех икон в этом списке до 625.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

145 изображений. Эта книжка без изображений икон неоднократно издавалась в Христианском Месяцеслове Московск. Синодальною типографиею и в Памятнике Веры. В 1848 и 1853 году она издана отдельно казначеем Сергиевой лавры иеромонахом Сергием с некоторыми исправлениями, с дополнением изображений икон. Григ. Свешников пользовался более подлинниками, составленными иконописцами, и гравюрами с этих подлинников, на которых, в малом виде изображались иконы в квадратиках по 40, 80, по 132 и т. п. иконы. Но в них годы явления икон нередко, а иногда и дни празднования и самые имена показаны в поврежденном виде. Хотя Свешников избирал казавшееся ему более верным, но не избег ошибок; некоторые из них доселе остаются неисправленными. В 1853 году в Москве же вышла объемистая книга под названием: Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В первой части говорится вообще о почитании Пр. Богородицы в христианской церкви, кончая временем иконоборства. Во второй части говорится о благодеяниях Божией Матери в церкви греческой, о ризе и поясе Богоматери, о живоносном источнике и чудесах от него, об иконе Иверской и некоторых других иконах афонских, об иконах кипрских и о других. В третьей части, разделенной на три отдела, содержится описание 144 чудотворных икон Богоматери в России. Здесь нет многих икон, находящихся в книжке: Изображения икон Пресвят. Богородицы (1853 г.), особенно мало известных, но есть описания не менее 50 икон, которые не находятся в означенной книжке и из них многие суть чудотворные списки с известных икон Владимирской, Смоленской, Казанской и других. Так как в книжке: Изображения икон Пресв. Богородицы 1853 г. нами насчитано около 160 икон, кроме повторенных и кроме всецерковных праздников, а в книге: Слава Пресвят. Владычицы имеется еще не менее 50 икон других, то в 1853 году известно было не менее 210 чудотворных икон, кроме греческих, описанных во второй части книги: Слава Пресвятой Владычицы. В одной из книжек «Русского Паломника» в 1889 г. напечатан список чудотворных икон Богородицы, взятый из книги: «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы,» изданной русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем. Список составлен С. И. Пономаревым. В этом списке содержится около 300 икон и списков с икон не только русских, но и греческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Здесь помещены разные списки одной и той же иконы не только чудотворные и чтимые, но и вообще известные в том или другом храме в России. Конечно, таких списков с разных икон в России могут найтись десятки тысяч. Дело взято очень широко и разобраться в нем очень трудно. Но автору неизвестна была капитальная по этому предмету книга: Благодеяния Богоматери роду христианскому, изд. 1891 года. Поэтому в его списке нет довольного числа икон чудотворных, чудеса которых описаны в этой книге. В списки его не внесены еще многие местно чтимые иконы, находящиеся в месяцеслове преосв. Димитрия, например, у преосвященного показано 22 октября 39 списков Казанские чудотворных и местно чтимых, а в Пантелеимоновском издании 1897 года 32 списка икон и между ними довольно таких, которых нет у преосвящ. Димитрия. Таким образом насчитывается до 700 икон и разных списков икон Богоматери в разобранных нами изданиях об иконах со включением Пантелеимоновского 1897 года. В список Пантелеимоновского издания внесено более 50 икон греческой церкви не только Афонских, но и других в разных местах Востока находящихся. В этом списке оказались и западные иконы, неподлежаще в число православных внесенные, хотя и немногие, например: Не рыдай Мене, Барградская, Трижды дивная Матерь. Икон Богородицы, которым празднование показано в богослужебных книгах или в Месяцеслове всех святых, издаваемом по благословению Св. Синода, очень немного, всего только 28 икон. Они перечислены в первом указателе II тома сего Полного Месяцеслова Востока. Прочие же иконы следует считать местно чтимыми. В Русской литературе об иконах Богоматери видятся два направления. В некоторых изданиях, по примеру Григория Свешникова, сообщаются только краткие сведения об иконах Богоматери с изображением самых икон или без изображений, таковы книжки: Изображения икон Пресв. Богородицы 1848 и 1853 г., Списки икон С. И. Пономарева 1889 и 1897 г. Другое направление видится в книге: Слава Пресвятой Владычицы 1853 г. Здесь более или менее полно описываются самые чудеса от икон Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

3 иконы Иоанна Златоустог о. 2 иконы Иоанна Богослова. (л. 62) Алексея митрополита Московского и всея Руси чудотворца 26 икон, тут же 2 иконы Петра митрополита да 2 иконы Петра и Алексея, Ионы Московских. Никиты епископа Новгородского чудотворца 147 икон; оклад серебрян золочен, басемный. Варлаама Хутынского чудотворца 172 иконы. Леонтия и Исаия, Игнатия Ростовских чудотворцев 211 икон. Одного Леонтия Ростовского ж чудотворца 156 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Александра Невского 115 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Пафнутия Боровского чудотворца 3 иконы. Дмитрия, Игнатия Вологодских чудотворцев 120 икон, оклад басемный, серебрян золочен. (л . 63) Благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев 71 икона, оклад серебрян золочен, басемный. Дмитрия Вологодского Прилуцкого чудотворца 33 иконы, оклад серебрян, басемный. Николая чудотворца 16 икон, оклад серебрян золочен, венцы резные, и в том числе 4 иконы поставлены с иконы Чудо архистратига Михаила. 3 иконы Иосифа Волоцкого чудотворца, поставлены с Евфимием же Суздальским. 3 иконы Корнилия Комельского, оклад серебрян басемный, поставлены с Евфимием же Суздальским. 2 иконы Макария Калязинского чудотворца, – поставлены с Евфимием же Суздальским. 7 икон Макария Унженского. 3 иконы Соловецких чудотворцев, – поставлены с Евфимием же Суздальским. (л. 64) Евфимия Суздальского чудотворца 28 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Антония Сийского чудотворца 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Никиты Столпника Переславского чудотворца 6 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Екатерины Христовы мученицы 16 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Святого славного Христова мученика Георгия 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Павла Обнорского 4 иконы, оклад серебрян, басемный. Алексея человека Божия 3 иконы, оклад серебрян, басемный, венцы резные. Ефросинии Суздальской 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный, поставлены с Евфимием Суздальским. (л. 65) 6 икон Авраамия Ростовского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Образ Авраамия Смоленского чудотворца. 5 икон Савы Сторожевского чудотворца, поставлены с Евфимием Суздальским. 6 икон Бориса и Глеба, оклад серебрян золочен, басемный, и в том числе у одной иконы венцы чеканные, поставлены с образы Чудо архистратига Михаила. Образ Василия епископа, оклад басемный, венец резной. Образ Феодора, иже в Перги, оклад басемный. 28 образов Пречистой Богородицы и Московских чудотворцев Петра и Алексея, оклад серебрян золочен, басемный, венцы резные, поставлены Чудо архистратига Михаила. (л. 66) Да во 178-м году марта в 20 день снес из церкви преподобномученицы Евдокии крестовой дьяк Павел Михайлов подносных икон, что из монастыря. Богоявления Господня 26 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Успения Пресвятой Богородицы 13 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Саввы Сторожевского чудотворца 12 икон, оклад басемный, серебрян золочен. Павла Обнорского 12 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Иоакима и Анны 13 икон, оклад золочен, басемный. Рождества Пресвятой Богородицы 13 икон, оклад золочен, басемный. Преображения Господня 13 икон, оклад золочен, басемный. Иоанна Златоустог о 4 иконы, оклад золочен, басемный. Алексея человека Божия 7 икон, оклад басемный, золочен. (л. 67) Введение Пресвятой Богородицы 4 иконы, оклад басемный, золочен. Иоанна Предтечи 2 иконы, оклад золочен, басемный. Сергиева видения 4 иконы, оклад золочен, басемный. 179-го января в день снес от великого государя из хором крестовый дьяк Павел Михайлов. Образ Спаса Вседержителя, поясной, оклад серебрян золочен, чеканный, около венца и цаты и ризы обнизано жемчугом кафимским мелким, в окладе на полях 6 яхонтов лазоревых да лал, в венце и в цате 3 яхонта лазоревы да 4 лала в гнездах. Киот деревянный, оклеен бархатом червчатым, затвор слюдяной. Великого государя благословила сестра его великая государыня царевна и великая княжна Ирина Михайловна, как он великий государь благословлялся сочетаться законным браком на благоверной государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010