— Ваше Преосвященство, благословите! Ответьте, пожалуйста, дают ли священники православную литературу заключенным на руки и — особенно — Священное Писание? И если дают, то как следят за тем, чтобы к Библии было почтительное отношение и никогда не допускали над ней глумления? Юлия, Самара — Ваша озабоченность понятна каждому христианину. Конечно, Синодальный отдел по тюремному служению активно работает над пополнением фондов тюремных библиотек православной духовно-нравственной литературой. К примеру, заключен договор с Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова об издании Священного Писания — «Новый Завет и Псалтирь», который специально издан для благотворительного распространения в личное пользование заключенных и военнослужащих. Осуществлена договоренность о пополнении тюремных библиотек изданиями проф. А.И. Осипова «Путь разума в поисках истины» и «Носители Духа», других изданий. Только из Синодального отдела по тюремному служению (помимо епархиальных ежегодных пополнений духовной литературой тюремных библиотек) в 2013 и 2014 годах в исправительные учреждения направлены более 15 000 экз. православных изданий. Конечно, в местах лишения свободы находятся разные люди и всякое может случиться, однако на моей памяти не было каких-либо вопиющих случаев порчи духовных книг или глумления над Священным Писанием. Всего по России в тюремных библиотеках на сегодняшний день сконцентрировано более четверти миллиона экземпляров духовной литературы для заключенных. Важно, чтобы осужденные читали эти книги и из них черпали знания о православной вере своих отцов и дедов, а затем руководствовались в своей жизни изложенным в них христианским учением нравственности. Главное для нас сегодня — это возможность предоставить заключенному читать Священное Писание, через которое Сам Бог открывает человеку знание о вере и нравственности, заложенной в природу человека Самим Богом при его сотворении. Святой апостол Павел в Послании к Римлянам засвидетельствовал, что религиозная вера начинается в уме, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Однако Церковь также учит нас, что одним разумом без божественной помощи человек не может стяжать дара веры в собственном сердце. Вера подается свыше: «Блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17), — ответил Христос на слова Петра, в которых он исповедал Господа «Христом, Сыном Бога Живаго» (Мф. 16, 16).

http://sinfo-mp.ru/intervju-irinarh.html

IV Правовое положение тюремных храмов и молитвенных комнат. Правовое положениерелигиозных зданий (тюремных храмов) и помещений (молитвенных комнат) на территориях учреждений ФСИН РФ остается неопределенным, а также отсутствует положение (инструкция), гарантирующее их прямое предназначение. Здания тюремных храмов, построенные на режимной территории, и молитвенные комнаты для заключенных в местах лишения (ограничения) свободы, находятся в собственности УИС и согласно законодательству не могут быть переданы в ведение Церкви. В силу указанных причин их правовое положениев настоящее время не определено, в то время как общая численность тюремных храмов и молитвенных комнат для заключенных приближается к 1 000 единиц исчисления. Русская Православная Церковь должна быть уверена, что все эти храмы будут эксплуатироваться только по своему прямому назначению и исключительно той религиозной организацией, которая их построила, а само помещение не будет задействовано в оперативно-розыскных целях. Синодальный отдел также проводит собеседования с руководством ФСИН России, в сотрудничестве с которым осуществляется работа по уточнению правового статуса тюремных храмов на территории учреждений уголовно-исполнительной системы России. В середине февраля текущего года ФСИН РФ представил проект «Типового положения о тюремном приходе», текст которого требует серьезной переработки и передан в совместную рабочую группупо вопросу определения статуса тюремных храмов, расположенных на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. V Учебные центры В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению. Образовательные программы учебных центров по подготовке священнослужителей (тюремных капелланов) для тюремного служения должны иметь три основных направления: Желательно создавать учебные центры совместно Русской Православной Церковью и ФСИН России с использованием для этого учебной базы существующих НИИ ФСИН РФ и духовных школ Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1492498...

При соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Баку на базе детской воскресной школы более десяти лет существует театр «Отроки и отроковицы». Силами этого театра устраиваются рождественские и пасхальные представления для детей нашего города. Замечательный коллектив существует при воскресной школе храма святого Архангела Михаила в Баку. Для взрослых также открыты воскресные школы, библиотеки и православный видеоклуб. На епархиальном уровне для координации приходской деятельности созданы профильные отделы: Отдел социальной помощи и благотворительности, Отдел по связям с ветеранами, Отдел по тюремному служению, молодежный и другие отделы. Работу с ветеранами я считаю очень важной. Мы благодарны людям, которые принесли свою жизнь на алтарь Отечества и защитили нас от страшной чумы человеконенавистничества. Мы всегда стараемся им помогать, оказывать знаки внимания. В стенах Православного религиозно-культурного центра Бакинской епархии проводятся праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы и Международному Дню пожилых людей. В проведении этих мероприятий нам активно помогают организации российских соотечественников — Русская община Азербайджана и РОСНА «Содружество». На протяжении уже трех лет в Азербайджане проводится акция «Бессмертный полк», организаторами которой выступили Бакинская епархия и общественная организация «Землячество казаков Азербайджана». У Бакинской епархии сложились конструктивные отношения с Представительством Россотрудничества в Азербайджане — Российским Информационно-культурным центром, с которым проводится ряд совместных проектов. Среди них необходимо отметить конкурс детского творчества «Земное и Небесное», детский литературный конкурс, посвященный празднованию Дня славянской письменности; благотворительный Пасхальный базар, празднование Дня семьи, любви и верности. В этих мероприятиях принимают участие все желающие дети и взрослые вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности. Три года существует совместный проект Бакинской епархии с Фондом «Знание» при Президенте Азербайджанской Республики по обучению русскоязычного населения государственному — азербайджанскому — языку.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5354287...

Общины верующих, по определению XIV Всемирного русского народного собора, всегда были «средой, в которой сглаживались семейные конфликты, гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и беспризорности». В этой связи участие Церкви в организации социальной работы в пенитенциарной системе, учитывающей проблемы женщин и детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы и готовящихся к освобождению крайне необходимо. Для решения проблем несовершеннолетних осужденных при серьезной государственной поддержке могут быть созданы, способные выполнять работу по обеспечению социализации для малолетних преступников после выхода из мест лишения свободы. Уже сейчас альтернативные существующим воспитательным колониям реабилитационные центры, центры психологической поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России, успешно решают вопросы реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных» детей или проблемных родителей. Надо иметь в виду, что церковная реабилитация может апеллировать не к функциям, которые выполняет человек, а напрямую к его совести и сердцу. Порой это является самым сильным фактором, влияющим на решение того или иного вопроса. Необходима не столько групповая, сколько индивидуальная ресоциализация, особенно по отношению к детям-подросткам и женщинам с малолетними детьми. Этот сложный и весьма трудоемкий процесс также требует тщательного осмысления и нормативно-правового обоснования. Поскольку латинское слово «penitentia» близко по смыслу к православному понятию «покаяние», искренне надеюсь на деятельное сотрудничество в разработке правовых оснований для плодотворной совместной деятельности. Желаю всем собравшимся помощи Божией в трудах на поприще возврата в общество тех заключенных, которые заблудились в жизни, но еще не успели полностью утратить в себе способность к изменению своей судьбы к лучшему и возвращению в гражданское общество. Синодальный отдел по тюремному служению /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1492622...

— А можем ли мы сказать, что Церковь, раз уж мы говорим, социально полезна для государства? — Конечно. — В каких же наиболее чётко структурированных формах эта полезность проявляется? — Прежде всего, это польза «на длину». Если говорить совсем просто, одна из задач Церкви — воспитать хороших людей. А значит, эти люди не будут врать, воровать, в целом нарушать закон и т.д. Конечно, нет человека без греха, но все-таки религиозное воспитание вполне определенным образом настраивает человека. Но также есть и вполне конкретная работа в социальной сфере, в образовании, в армии, в тюремном служении и т.д. — На Ваш взгляд, раз уж мы об этом стали говорить, каков сейчас вообще уровень социальной напряженности в обществе? Высок он, низок, среден, как всегда, стал больше, стал меньше? — Поскольку общество очень фрагментировано, то в разных социальных группах он разный. Для каких-то серьезных обобщений надо иметь данные, у меня и нет. Например, стремление представить известные протестные выступления молодежи весной текущего года как знак того, что вся молодёжь враждебно настроена по отношению к современному государству, не готова воспринимать предлагаемые им ответы, мне кажется попыткой манипулирования. Такие обобщения социологически не обоснованы, потому что молодёжь – разная. Есть те, кто вышел, но ведь гораздо больше – на порядки – тех, кто не вышел. А ведь и те, кто вышел, приняли участие в протестах по разным причинам и еще надо разобраться, по каким именно. Это не праздный вопрос, мне кажется, там нет единого комплекса причин. — Вот есть ряд исследований, которые подвергают анализу институты, социальные институты, если говорить о нашей современной России, и уровень доверия к ним. Как Вам кажется, независимо от того, что эти исследования показывают, вот, по вашему мнению, что это за ряд институтов и какое место в нём занимает Церковь, если говорить о ней, как об институциональном целом? — Точно не могу сказать, это все-таки вопрос к социологам. Во многих исследованиях я видел такую тройку: президент, армия, Церковь. Насколько я понимаю, эта тройка не очень менялась уже на протяжении прошедших с 1991 года лет.

http://sinfo-mp.ru/odna-iz-zadach-cerkvi...

Безусловно, эта работа будет проводиться во взаимодействии и согласии с правящими архиереями, в границах епархий которых находятся места лишения свободы. Мы будем работать с епархиальными отделами тюремного служения, которые существуют во всех епархиях. Нам предстоит совместно решать общие проблемы подготовки и образования для тюремных священников, необходимо создать для начала хотя бы какие-то курсы церковного тюремного служения. Священнослужителей, которые уже несут послушание в тюрьмах, следует периодически вызывать в Синодальный отдел или организовывать для них встречи в епархиях в рамках федеральных округов, чтобы познакомить с опытом соседних епархий и дать возможность заглянуть за границы своих регионов, а также получить рекомендации для дальнейшей работы среди заключенных. Помимо этого и Синодальный отдел сможет знать о работе в регионах не только по годовым отчетам, но и в реальной жизни, а также насколько тюремные священнослужители соответствуют своему основному предназначению. Ведь не каждый священник может служить на постоянной основе в тюрьмах, как и не каждый может служить в Вооруженных силах или, к примеру, быть больничным священником, потому что кто-то не выносит вида крови или слишком эмоционально воспринимает болезни и страдания людей. У одного священника присутствует научный склад ума, а у другого — практический. Кто-то владеет даром духовничества, прекрасно служит и проповедует, а кто-то имеет склонность к хозяйствованию или строительству. Поэтому одной из основных наших задач является содействие епархиям в подборе и подготовке тюремных священников к тюремному послушанию, которое им придется нести в местах лишения свободы не временно, а на постоянной основе. Для этого необходимо создать дополнительное к семинарскому специальное образование. — До революции ведь действовала армейская семинария? — Российская система духовного образования была построена на очень широком охвате преподаваемых дисциплин, которая позволяла направлять человека куда угодно. В современном мире образование все более и более становится конкретной направленности. Поэтому нам необходимо сейчас создавать какие-то дополнительные курсы, которые временно могут быть учреждены на базе одной из семинарий или совместно с одним из научно-исследовательских институтов системы ФСИН России. Эти курсы нужно создавать с участием не только преподавателей духовных дисциплин, но и специалистов — научных работников системы исполнения наказаний, которые могли бы ознакомить тюремное духовенство с проблемами и структурой системы, в которой им предстоит трудиться. Полагаю, что совместно нам удастся найти понимание в этом вопросе.

http://patriarchia.ru/db/text/1225827.ht...

А это порой было ой как не просто. Чтобы привезти икону или частицу мощей в какой-нибудь дальний уголок Сахалина, приходилось самому садиться за руль «Ленд Крузера-80» и с помощниками двигаться в путь. На Сахалине практически была реализована в советское время хрущевская программа «показать по телевизору последнего попа». Тем более, что там и до революции церковность была не в почете. А уж после… В конце восьмидесятых там не было ни одного действующего храма, ни одного священника. Область в духовном плане пустыня. Люди воспринимали нас по-разному, кто-то отчужденно, но больше, мне кажется, с радостью, даже какой-то детской радостью. У меня там остались друзья, с которыми мы каждый день списываемся, созваниваемся. Я, когда полгода назад приезжал туда, почувствовал, что попал домой. Сахалин это каторга с серьезным историческим багажом. Еще Чехов писал о нем. А криминальная лагерная система тюремного мира пытается устанавливать свои законы везде, даже в школе. Мне как человеку, возглавляющему отдел тюремного служения, приходилось путешествовать между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, была администрация этих тюремных учреждений, которая иногда скептически относилась к визитам священника, особенно касательно литургии. Могли люди себе позволить ерничать на такие темы, как причастие: что, мол, заключенные приходят, потому что там вино, к которому они относятся как к алкоголю. Приходилось убеждать, оправдываться, объяснять духовный смысл, что используются микроскопические дозы… С другой стороны сложно было найти подход к самим заключенным. Приходилось ездить по разным лагерям, в том числе и для несовершеннолетних. Раз в неделю проводили уроки православия в колонии для малолетних, служили литургию в колонии общего режима, общались с людьми в следственном изоляторе. Кошка по имени Зося До сих пор переписываюсь с женщиной, с которой мы познакомились в следственном изоляторе: ее судили за хранение и распространение наркотиков. Женщины и дети в тюрьме это явление противоестественное. Противоестественность этой картины всегда вызывала какое-то повышенное сочувствие и сострадание, желание что-то изменить, помочь.

http://azbyka.ru/way/episkop-zosima-bali...

В контексте сообщения о деятельности по профилактике алкоголизма и наркомании, суицидального поведения в учреждениях уголовно-исполнительной системы владыка Иринарх обратил особое внимание на то, что помощник по организации работы с верующими и тюремные священнослужители не должны подменять работу гражданских профильных специалистов и сотрудников уголовно-исполнительной системы — социальных работников, воспитателей, психологов, наркологов, но своим духовно-пастырским служением оказывать указанным специалистам содействие и помощь в работе. В выступлении были рассмотрены проблемные вопросы взаимодействия с сотрудниками учреждений УИС, в частности, порядок проведения обысковых мероприятий в алтарях тюремных храмов, когда сотрудниками УИС, осуществляющими обысковые мероприятия, не учитываются традиции Русской Православной Церкви благоговейного отношения к священным богослужебным предметам. Предложены решения для профилактики подобных инцидентов, которые позволят избежать неумышленного неблагоговейного обращения с алтарными святынями со стороны сотрудников УИС. В ходе подведения итогов обучающего семинара были представлены ответы на вопросы тюремных священнослужителей Тульской митрополии. Подчеркнута важность для священнослужителя — тюремного капеллана всегда оставаться пастырем Церкви — прилежным служителем алтаря, совершителем церковных Таинств и духовным руководителем для своих прихожан — осужденных или подследственных, оказавшихся в силу обстоятельств за колючей проволокой в местах принудительного содержания, поскольку «священник, в какой бы должности дополнительного послушания он ни состоял — это, прежде всего, пастырь, священнослужитель и совершитель таинств церковных». В каждом из субъектов Российской Федерации образованы Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) из представителей общественных организаций. В циркулярном письме Святейшего Патриарха Кирилла от 31 марта 2009 года за 1172, которое было адресовано «всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации», было рекомендовано «…определить кандидатов из числа священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение, которые вошли бы в состав формируемых Общественных наблюдательных комиссий».

http://patriarchia.ru/db/text/6066945.ht...

У меня же было желание посмотреть страну, попутешествовать. Я написал прошение, владыка его удовлетворил, и после окончания семинарии уехал в миссионерскую командировку на Сахалин. Вместо двух лет прожил и прослужил семь. Сейчас принято частенько фрондировать по отношению к епископату, а мне, наверное, в этом отношении повезло, речь не об одном и не двух владыках, — с кем Господь сводил на протяжении жизни. На Сахалине был тогда владыка Даниил (Доровских), епископ Южно-Сахалинский и Курильский. Вообще в епархии в почете была простота во взаимоотношениях между епископом и рядовым духовенством. Никогда не было никакого снобизма, грубости, хамства. Сейчас епархию возглавляет епископ Тихон, брат владыки. Я возглавлял отдел по тюремному служению, преподавал на курсах дистанционного обучения (тогда Свято-Тихоновский университет проводил дистанционное обучение в отдаленных епархиях), работал в молодежном отделе, совместно с православным братством организовывали паломничества, путешествия по острову со святынями. А это порой было ой как не просто. Чтобы привезти икону или частицу мощей в какой-нибудь дальний уголок Сахалина, приходилось самому садиться за руль «Ленд Крузера-80» и с помощниками двигаться в путь. На Сахалине практически была реализована в советское время хрущевская программа «показать по телевизору последнего попа». Тем более, что там и до революции церковность была не в почете. А уж после… В конце восьмидесятых там не было ни одного действующего храма, ни одного священника. Область в духовном плане — пустыня. Люди воспринимали нас по-разному, кто-то отчужденно, но больше, мне кажется, с радостью, даже какой-то детской радостью. У меня там остались друзья, с которыми мы каждый день списываемся, созваниваемся. Я, когда полгода назад приезжал туда, почувствовал, что попал домой. Сахалин — это каторга с серьезным историческим багажом. Еще Чехов писал о нем. А криминальная лагерная система тюремного мира пытается устанавливать свои законы везде, даже в школе. Можете себе представить, что в школе в начальные классы могут прийти старшеклассники и собирать деньги на «общак» у малышей, пытаются ставить «смотрящего» за классом, за школой?

http://pravmir.ru/igumen-zosima-balin-s-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2–4 ФЕВРАЛЯ 2011 г. заседал 2–4 фев. 2011 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) . В Соборе участвовали 217 архипастырей Русской Православной Церкви. В 1-й день заседаний Святейший Патриарх выступил с докладом, в к-ром привел статистические данные о своей деятельности. В межсоборный период он совершил 57 визитов, посетив 38 епархий РПЦ. В 2010 г. состоялся официальный визит Патриарха в Александрийский Патриархат (10-12.04.2010), а также посещение Армении (16-18.03.2010), Азербайджана (24-26.04.2010) и Украины (24-25.02.2010, 20-28.07.2010, 23-24.11.2010). Русскую Православную Церковь с официальным визитом посетил Константинопольский Патриарх Варфоломей I (Арходонис) ; визиты нанесли также Александрийский Патриарх Феодор II (Хорефтакис) , Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II (Димитриу) , Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор (Пулец) и Митрополит всей Америки и Канады Иона (Паффхаузен) . Патриарх рассказал о своем участии в важнейших российских и зарубежных форумах и встречах с руководителями различных государств. В 2010 г. были образованы новые общецерковные учреждения: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению и Патриарший совет по культуре. Был также обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, уточнены полномочия и структура Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей, Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии. По предложению Патриарха Кирилла участники Собора молитвенно почтили память скончавшихся в 2010 г. епископа Ирийского Даниила (Александрова), епископа Якутского и Ленского Зосимы (Давыдова) , епископ Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) и митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) . Затем Патриарх привел статистические сведения: к 2011 г. в Московском Патриархате насчитывалось 164 епархии, 217 правящих и викарных епископов, 30675 приходов, 29324 священников, 3850 диаконов; действовало 805 монастырей, в том числе 398 мужских и 407 женских.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010