5 марта 2010 года Решением Священного Синода Русской Православной Церкви был учрежден Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, в ведение которого были делегированы функции по координации православного тюремного служения Русской Православной Церкви. Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений законодательством Российской Федерации, стран СНГ и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви. III. Основные направления миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях 1. Духовно-просветительская деятельность: проведение духовно-просветительских бесед в местах принудительного содержания; организация Воскресных школ; создание и пополнение библиотек и медиатек при тюремных храмах; катехизация среди заключенных; дистанционное религиозное образование; кабельное телевидение и локальное радиовещание; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др. мероприятия; духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС; содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и образовательных учреждениях УИС. 2. Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: организация религиозных общин и оборудование молитвенных помещений для заключенных, сооружение тюремных храмов, создание при тюремных храмах религиозных организаций; совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь. 3. Диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация): содействие ресоциализации (социальной адаптации) заключенных — подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующая поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных; юридическая, психологическая, медицинская и иная помощь освободившимся осужденным после выхода на свободу; создание дневных (для приходящих) центров социальной адаптации (реабилитации) для бывших заключенных на базе приходов или монастырей; работа с воспитанниками центров для осужденных подростков, создание православных реабилитационных центров для детей, имеющих проблемы с законом — для приходящих или с проживанием; участие в реализации программ восстановительного правосудия (принятие преступником обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве), посредничество в процессах досудебного разбирательства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2782752...

При этом тюремный священник, как правило, вынужден самостоятельно изыскивать средства на выполнение в местах лишения свободы возложенного на него епархиального послушания (дорожные расходы, оплата труда певчих, алтарников, приобретение просфор, евхаристического вина, церковной утвари, облачений и т.д.) Проблема обеспечения может быть решена, с одной стороны, за счет ежегодного проведения общеепархиальной благотворительной акции по сбору средств на нужды тюремного служения, что трудно назвать гарантированным решением организации тюремного служения. С другой стороны, имеется возможность обретения тюремным храмом статуса приписного к другому самодостаточному церковному приходу, способному обеспечить жизнедеятельность церковно-приходской общины тюремного храма. Этому был посвящен общецерковный документ «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы», утвержденный 29 мая 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Докладчик подчеркнул, что в настоящее время в Московской городской епархии , где указанная проблема также актуальна, обсуждаются возможности упорядочения вопросов гарантированного обеспечения деятельности тюремных храмов и духовно-пастырского окормления осужденных. Столичный опыт решения проблемных вопросов может быть распространен и на другие регионы России. В ходе психолого-педагогического модуля семинара прозвучали доклады С.С. Оганесяна «Роль священнослужителей в профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма в учреждениях УИС» и О. Г. Ананьева «Профилактика радикальных псевдорелигиозных явлений среди лиц, находящихся в местах лишения свободы (социально-педагогический аспект)». Юридический модуль семинара был представлен выступлениями В.Н. Чорного «Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы как одно из основных направлений совершенствования и развития пенитенциарной системы России, определенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» и С.И.

http://patriarchia.ru/db/text/5850321.ht...

Во второй день работы в актовом зале главного корпуса управления ФСИН России по Республике Башкортостан прошло совещание с воспитателями и психологами учреждений УФСИН России по Республике Башкортостан и тюремными капелланами, имеющими поручение работы с верующими осужденными традиционных для России религиозных организаций. В мероприятии приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению священник Алексий Алексеев, старший инспектор по особым поручениям «Группы организации работы с верующими ФСИН России» полковник внутренней службы С.И. Гуров, помощник начальника УФСИН России по Республике Башкортостан по организации работы с верующими А.П. Петров, председатель Объединенной комиссии тюремного служения Башкортостанской митрополии протоиерей Евгений Коробков, тюремные капелланы, имеющие поручение работы с верующими осужденными традиционных для России религиозных организаций, воспитатели и психологи учреждений УИС. В ходе семинара обсуждалось духовно-нравственное воспитание заключенных, духовное просвещение сотрудников, социально-реабилитационная помощь заключенным по окончании срока отбывания наказания, противодействие терроризму и экстремизму, профилактика алко- и наркозависимостей среди заключенных. В своем выступлении священник Алексий Алексеев раскрыл перед воспитателями и психологами христианские основы тюремного служения: для многих, как среди заключенных, так и сотрудников УИС, позиция православного всепрощения представляется слабой и беззащитной перед уголовной субкультурой. Поэтому важно разъяснять, что в соответствии с православным мировоззрением нужно бороться не с человеком — преступником, а со злом, которое в нем. При этом важна духовно-просветительская деятельность среди сотрудников, так как через воздействие на сотрудников священнослужители воздействуют на нравственное исправление заключенных и, наоборот. Сотрудник волей-неволей испытывает негативное воздействие со стороны заключенного, поскольку осужденный в состоянии обиды, а порой и озлобления ошибочно полагает виновными сотрудников правоохранительной системы, а не свое греховное состояние. В этой связи со стороны сотрудника порой возникает такая же ответная агрессия, препятствующая человеку осознавать губительную силу греховного повреждения, нуждающегося в иных способах исправления.

http://patriarchia.ru/db/text/5956263.ht...

Гурова «О некоторых вопросах деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», в котором автор доклада рассказал о взаимодействии ФСИН России и традиционных религиозных организаций, обозначив основные направления деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Среди них — проведение религиозных церемоний и обрядов в условиях исправительных учреждений и изоляции от общества, профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в учреждениях УИС, профилактика суицидального поведения осужденных, работа с алко-наркозависимыми и иная деятельность тюремного духовенства традиционных для России религиозных объединений. Отдельно были затронуты вопросы, связанные с заключением «Соглашений о взаимодействии» между ФСИН России и региональными мусульманскими религиозными организациями в целях духовного окормления заключенных, исповедующих ислам. Выступления вызвали оживленную дискуссию среди участников семинара. Было отмечено, что решение проблемных вопросов по профилактике распространения экстремистских, радикальных и псевдо-религиозных идей в учреждениях УИС и выстраивание методов работы по ресоциализации (повторной социализиции) осужденных за экстремизм и терроризм являются одними из важных и самых сложных направлений взаимодействия духовенства традиционных для России религиозных организаций и работников уголовно-исполнительной системы. Участники семинара высказали пожелание, чтобы наиболее актуальные темы, выявившиеся в ходе дискуссии, были более обстоятельно изучены в рамках организуемых научно-практических конференций и круглых столов, а также научно-методических семинаров, традиционно проводимых в последние годы на базе высших учебных заведений ФСИН России совместно с Синодальным отделом по тюремному служению. Проведение подобного рода обучающих семинаров в формате видеоконференции становится явлением традиционным и удобным для общения тюремных капелланов Русской Православной Церкви, включая представителей духовенства иных традиционных для России религий и сотрудников ФСИН России. Весной 2021 года уже проводилось в режиме ВКС аналогичное образовательное мероприятие, результаты работы которого были признаны положительными. В предстоящие годы планируется ежегодно проводить не менее трех обучающих семинаров на площадке ФСИН России, организуемых Синодальным отделом по тюремному служению и УВСПР ФСИН России, работа которых будет также транслироваться во всех территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, действующих на территориях субъектов Российской Федерации. Синодальный отдел по тюремному служению /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5850321.ht...

Второе направление — и оно уже существует — это Центр духовного просвещения в местах лишения свободы. Здесь ведется энергичная работа, в том числе уделяется большое внимание обеспечению заключенных духовной литературой и предметами религиозного назначения. Мы должны заботиться о том, чтобы осужденные в местах лишения свободы имели достаточное количество книг Священного Писания, молитвословов и другой литературы религиозного назначения. Этим вполне можно заниматься на местах, на уровне епархиальных комиссий по тюремному служению. Это же могут делать и приходы, а также православные общественные и правозащитные организации. Синодальный отдел должен обеспечивать издание этого рода литературы в достаточном количестве и заботиться о наличии предметов религиозного назначения в тюремных храмах. Отдел должен сосредоточиться также на методическом обеспечении работы: составлять и распространять методические пособия для духовенства и мирян, издавать и распространять газету для заключенных, другие издания Синодального отдела. Необходимо использовать существующие возможности других церковных и светских изданий, профильных для нашей деятельности. Готовить публикации и видеоматериалы, вести переписку с заключенными, содействовать трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Примерно так видится сегодня сфера духовного просвещения для заключенных. Есть и другая важная задача: необходимо по-новому осмыслить, что та кое гуманитарная помощь для заключенных. Это же не только продукты питания или одежда. Необходимо ответить и на вопрос: что нам предстоит сделать для духовного просвещения в местах лишения свободы и как обеспечить достойную помощь храмам для заключенных, действующим в колониях. У них имеется большая нужда в иконах, нательных крестиках, лампадном масле, свечах. Эти храмы уже построены, руководители колоний часто сами находили спонсоров и средства для строительства. Но после того как храм построен, его необходимо содержать и обеспечивать всем необходимым для богослужебной деятельности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1264718...

Сами хиппи говорили, что нельзя доверять человеку после 30. Потом, когда они немножко прибавили в годах, они подвинули «возраст доверия» до 40. Хоть такие заявления и смешны, в них есть своя правда: люди вырастают и меняются. То, что более-менее нормально для 20-тилетнего, для зрелого человека никак не подходит. Можно вспомнить известную фразу Черчилля: «Если человек не был либералом в молодости, у него, скорее всего, нет сердца, а если он остался либералом в зрелом возрасте, то у него, скорее всего, нет ума». Советское наследие — Вернувшись в Россию вы практически сразу стали работать в Церкви. Причем, не просто в Церкви, а в ее административном, бюрократическом аппарате... — Да, какой там административный аппарат! Только-только открылся Отдел религиозного образования и катехизации. В нем было всего несколько сотрудников. Толком мы даже не знали, кто и чем будет заниматься. Поэтому хватались за все и делали все, что подвернется. Тогда, кстати, и началась моя работа с сектами. До этого я читал какие-то просветительские лекции. Ходил с отцом Глебом Каледой в тюрьму. Его тюремное служение началось на моих глазах. В отдел пришли участники хора Николо-Перервинского монастыря и сказали, что им позволили провести для заключенных концерт в Бутырке. А они подумали, что хорошо бы прийти с катехизатором, чтобы он между делом поговорил с заключенными. Так, чтобы был не просто концерт духовной музыки, но чтобы они услышали что-то о вере. Катехизатор должен был прикинуться членом хора и, представляя музыкальные номера, разъяснять основы нашей веры. А потом просто раскрывать рот, когда они пели. Отец Глеб Каледа, бывший моим непосредственным начальником, сначала благословил меня пойти. Но потом перезвонил и сказал, что все же лучше идти ему — священнику. Хотя были опасения, что его не пустят, но все получилось, и с этого момента началась тюремная работа нашей Церкви. Я ходил с ним вместе в Бутырку целый год. Так что, как сами видите, до «административного аппарата» было далеко. Тогда все было еще очень расплывчато, просто, по-семейному. Если бы я сразу после Америки столкнулся здесь с бюрократическим аппаратом, я бы не выдержал и сбежал оттуда. Я совершенно не выношу бюрократические аппараты — у меня начинается паника. Наверное, это еще одно наследие моей хипповой жизни.

http://pravoslavie.ru/63826.html

Владыка Иринарх традиционно обратил внимание слушателей на возникающие проблемные вопросы взаимодействии с сотрудниками учреждений УИС, в частности, порядок проведения обысковых мероприятий в алтарях тюремных храмов, когда сотрудниками УИС, осуществляющими обысковые мероприятия, не учитываются традиции Русской Православной Церкви относительно благоговейного отношения к священным богослужебным предметам. В частности, было рекомендовано ограничивать освящение новообустроенных тюремных храмов совершением чина малого освящения и не применять монолитные системы для облицовки престолов, которые при обысках в отсутствие священника нередко разламываются при поисках недозволенных для осужденных предметов, а довольствоваться использованием тканевых (парчовых) облачений для престола и жертвенника. Предложены были и иные решения для профилактики подобных инцидентов, которые позволят избежать неумышленного неблагоговейного обращения с алтарными святынями со стороны сотрудников УИС, производящих плановые обыски в учреждениях уголовно-исполнительной системы, среди которых числятся и молитвенные помещения (храмы). В докладе главного специалиста отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России священника Димитрия Бондаренко внимание участников было обращено к исполнению должностных обязанностей благочинных тюремных храмов. Благочинный тюремных храмов, одновременно являющийся помощником начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими, обязан регулярно, не реже одного раза в полугодие посещать и инспектировать деятельность всех тюремных храмов и молитвенных комнат в учреждениях УИС. Во время проведения общероссийской акции «Неделя молитвы» поочередно совершать соборные богослужения со священнослужителями, закрепленными за учреждениями УИС. На регулярной основе и, по возможности, ежемесячно в соответствии с согласованным и утвержденным планом (рабочим расписанием) проводить лекции с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

http://patriarchia.ru/db/text/6067854.ht...

Исполнительная инспекция состоит из филиалов, которые территориально повторяют районы крупных городов, отдельные малые города или районные центры, в свою очередь в одном филиале может быть несколько подразделений, находящиеся территориально в одном районном центре, но в разных поселениях. Духовно-пастырское окормление филиалов УИИ ранее сосредотачивалось на сотрудниках, теперь же основным направлением являются несовершеннолетние и большое количество взрослых условно осужденных. Когда встала задача системного окормления и взаимодействия с УИИ, то было принято решение назначить  окормляющее духовенство по территориальному признаку, где расположено подразделение. В каждом благочинии есть священник, который взаимодействует с подразделением регионального УИИ УФСИН России. При взаимодействии с УИИ УФСИН России в первую очередь нужно особо уделять внимание окормлению несовершеннолетних осужденных. В каждом подразделении имеются группы таковых по 10-15 человек. Окормление несовершеннолетних осужденных осуществляется еженедельно в виде лекционных бесед на духовно-нравственные темы. Сотрудники легко собирают такие группы, подростки практически всегда с уважением воспринимают диалог со священнослужителем. Данные встречи и беседы с несовершеннолетними условно осужденными рекомендуется проводить в приходах, с чаепитием, так как благоприятная обстановка и должное внимание способствует положительному воспитательному процессу и духовно-нравственному окормлению. Приход является нейтральной территорией, где человек в погонах уже не надзиратель, а такой же прихожанин, как и сам подросток. Такие беседы проходят совершенно иначе, дают возможность найти доверие к священнослужителю, посмотреть на проблему без какого-либо психологического давления. В ходе подведения итогов обучающего семинара были представлены ответы на вопросы тюремных священнослужителей Ивановской митрополии. Подчеркнута важность для священнослужителя — тюремного капеллана всегда оставаться пастырем Церкви — прилежным служителем алтаря, совершителем церковных Таинств и духовным руководителем для своих прихожан, осужденных или подследственных, оказавшихся в силу обстоятельств за колючей проволокой в местах принудительного содержания, поскольку «священник, в какой бы должности дополнительного послушания он ни состоял — это, прежде всего, пастырь, священнослужитель и совершитель Таинств церковных». 

http://patriarchia.ru/db/text/6041001.ht...

28 июля 2006 года, впервые после восьмидесятилетней тишины над окрестностями Атаманской горы вновь раздался колокольный звон, построенного вновь, но уже кирпичного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вскоре была вновь выстроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Возрождению монастыря способствовало то, что было обнаружена засыпанная землей и мусором вертикальной шахты, ведущей в разрушенные пещеры. К 2014 году расчищено около 200 метров подземных коридоров, обнаружены фрагменты подземной кладки, которая была восстановлена. Работы начались с расчистки 12-метровой шахты, обложенной кирпичом с проемами для вкладки элементов винтовой лестницы. В коридорах найдены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов и осветительных приборов, массивный параманный крест, который выкован из железа и принадлежал, очевидно, одному из подвижников. Новый кирпичный храм был возведен на прежнем месте. Сегодня святые пещеры одно из самых посещаемых паломнических мест Бузулукской епархии. На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению. Братия монастыря С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине. 27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 – храма на пещерах. 12 сентября 2013 года на исторической территории Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря была отслужена Божественная литургия, посвященная 160-летию со дня официального основания обители. Торжественное богослужение было совершено на площади перед полуразрушенным Казанским собором – основным храмом монастыря. Для службы под открытым небом с южной стороны собора был устроен помост, установлен временный алтарь и жертвенник. По периметру были растянуты баннеры с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ветхозаветных и Евангельских святых, византийских и русских святителей. На службе было около 200 человек: духовенство, сотрудники службы исполнения наказаний и женщины, отбывающие наказание в ИК

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Кстати говоря, в сообщениях о работе даже тех Общественных наблюдательных комиссий, которые действуют под эгидой уполномоченных по правам человека, редко встречается информация о проблемах обеспечения свободы совести лиц, содержащихся под стражей, хотя ОНК и не являются государственной организацией, от которых Церковь отделена. К примеру — в протоколе Общественной наблюдательной комиссии, посетившей Можайскую воспитательную колонию, отмечено, что все воспитанники колонии посещают церковь, однако ходят в нее поголовно и строем (в буквальном смысле этого слова), в связи с чем у членов ОНК возникли некоторые сомнения в добровольности данного «мероприятия». В ряде регионов бывали затруднения с включением в состав ОНК священнослужителей из-за местных воззрений на работу комиссий и своеобразное понимание светскости государственного управления в нашей стране. В связи с рассмотрением подобного рода обстоятельств на Всероссийской конференции «Социальная реабилитация заключенных в понимании гражданского общества и Русской Православной Церкви, духовно-нравственные аспекты и инструменты ресоциализации», организованной под эгидой Общественной палаты Российской Федерации совместно с Синодальным отделом по тюремному служению в октябре 2011 года, для дальнейшего развития взаимодействия Церкви и ОНК присутствующими священнослужителями было предложено: Что, в конце концов, и было сделано. Синодальный отдел по тюремному служению / Патриархия.ru за темою У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого бути [Стаття] У день пам " святителя Миколая Чудотворця Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя звернення з нагоди проведення «День милосердя та до хто в ув " : та звернення] Раменського у зв " язку з кончиною голови Синодального з тюремного Раменського : Послання] до Господа голова Синодального з тюремного Раменський Представник Синодального з тюремного взяв участь у VI з ключовими словами тюремне – синодальний тюремного   Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2235905...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010