В 2010 году Русскую Православную Церковь посетил с официальным визитом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, также в гостях побывали Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона. Среди важнейших форумов минувшего года Святейший Патриарх Кирилл назвал Всемирный саммит религиозных лидеров в Баку (26-27 апреля 2010 г.), XIV Всемирный русский народный собор (25-26 мая 2010 г.), празднование Дней славянской письменности и культуры (24-27 мая 2010 г.), IV Ассамблею Русского мира (02-04 ноября 2010 г.), IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» (11-13 октября 2010 г.), VI Международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (15-18 ноября 2010 г.), IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16-18 ноября 2010 г.), XIX Международные Рождественские образовательные чтения (23-26 января 2011 г.). Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал архипастырям о состоявшихся встречах с руководителями государств, на которые простирается каноническая территория Московского Патриархата. В отчетный период Священный Синод Русской Православной Церкви заседал шесть раз: два раза в Санкт-Петербурге, один раз в Киеве, три раза в Москве. В продолжение предпринятых в 2009 году административных преобразований в истекшем году были образованы новые общецерковные учреждения: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению, Патриарший совет по культуре. Также обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, были уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей, Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

«Находясь в местах лишения свободы вот уже шесть лет, я все больше ощущаю то, что раньше был пуст и слеп, да еще и глуп в своей вольной жизни. Погоня за мнимым счастьем привела меня к тому, что я потерял все накопленное мною, семью, работу, свободу. И попал в тюрьму на долгие семь лет. Но Господь Бог на этой тяжелой, трудной ступени моей жизни не оттолкнул меня, а дал мне свет Своей любви и путь к спасению». Нет, это уже не Костя и не ПЛС. Это Александр с общего режима. А Георгий — тот вообще не рассказывает о себе, не делится никакими мыслями. Он только просит помощи — для своего маленького прихода на Мордовской зоне, для священника (который, судя по письмам Георгия, действительно подвижник). И горячо благодарит за полученную уже православную литературу и периодику. В нашей же епархии отдел тюремного служения возглавляет клирик Духосошественского собора иерей Сергий Выгодин. — Отец Сергий, вы служите на зоне — точнее, в храме во имя святой блаженной Ксении Петербургской в колонии общего режима — вот уже восемь лет, перед вашими глазами прошли сотни осужденных. Вы видите смысл своего служения, видите плоды? — Начнем с того, что люди по ту сторону колючей проволоки не так уж сильно отличаются от тех, кто по эту сторону. Это такой же народ Божий, отягощенный грехами, и заниматься этими людьми нужно так же, как и теми, кто приходит сюда, в Духосошественский. Определенная специфика есть, конечно, но принципиальной разницы нет. И там и здесь плоды видишь не сразу, но если помогаешь человеку систематически, в течение долгого времени, что-то доброе обязательно будет. — Много ли таких, кто, оказавшись там, впервые задумался о Боге? — Они все задумались о Нем впервые, когда оказались там. Многие там и крестились. И начали воцерковляться. И будущую свою жизнь — после освобождения — увидели совершенно иначе, чем раньше. — Они остаются в Церкви и после освобождения тоже? — Таких, о ком мне это известно наверняка, кто сохранил связь именно со мной,— меньше, чем мне хотелось бы. Но процент пришедших к вере от общего числа побывавших в местах лишения свободы — такой же примерно, как процент постоянных прихожан от численности населения. Лишнее подтверждение — большой разницы нет.

http://pravoslavie.ru/54358.html

Протоиерей Константин Головатский, председатель отдела по делам молодежи, назвал наиболее значимые события года, в том числе День православной молодежи, Сретенский концерт «Шаг навстречу», фестиваль «Воскресение», акцию «Поющий яркий май». Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин призвал быть осторожными и внимательными в работе с общественными силами. Все организуемые мероприятия или участие в них представителей Церкви должны быть согласованы с отделом. Отдел по тюремному служению, как сообщил его председатель протоиерей Олег Скоморох, продолжает совершать богослужения в местах лишения свободы. Сотрудники отдела сотрудничают с региональным управлением ФСИН, в СИЗО для несовершеннолетних и женщин был принесен ковчег с мощами небесных покровителей Санкт-Петербурга. Председатель отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков сообщил о работе по воцерковлению казаков и членов их семей, о работе с казачьими организациями, участии в массовых мероприятиях - турнирах, спортивных соревнованиях, организации лагерей для подростков, а также о традиционном военно-патриотическом форуме «Александровский стяг», в котором приняла участие 21 команда из Санкт-Петербурга и других городов. Продолжается организованная отделом доставка гуманитарной помощи в Луганск и Донецк . Председатель комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин рассказал о Синодике гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России и Санкт-Петербургском мартирологе, изданных в 2017 году. Сектор коммуникаций информационного отдела, по словам его руководителя Натальи Родомановой, согласует и координирует со светскими СМИ съемки, интервью и встречи правящего архиерея. По словам председателя комиссии по вопросам семьи протоиерея Александра Дягилева, в Санкт-Петербурге в 2016 году распалось 49 процентов браков, а в Ленобласти - 82 процента. Статистика говорит о глубочайшем кризисе института семьи. В храмах города совершено 1508 венчаний, было удовлетворено 820 прошений о расторжении церковного брака.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/ob...

Догматико-каноническое учение о Церкви не может сужаться до понятия «Церковь для заключенных». Церковь объединяет всех верующих во Христа и исповедующих Его Богом и Спасителем. Это предполагает доступность Церкви в местах лишения свободы не только для заключенных, но и для всех верующих сотрудников УИС. Подобные представления об ограниченности церковной ограды были свойственны в Римской империи аристократам — язычникам первых трех веков, которые до утверждения христианства в качестве государственной религии именовали его «Церковью рабов». Двери православных храмов в местах лишения свободы должны быть открыты не только для заключенных, но и для всех православных сотрудников УИС, и для всех родственников заключенных, которые должны иметь возможность пойти в храм, чтобы помолиться Богу. Деятельность духовенства в местах лишения (ограничения) свободы регламентируется «Соглашением о сотрудничестве» Минюста Российской Федерации и Русской Православной Церкви от 21 декабря 1999 года и «Соглашением о сотрудничестве» между ГУИН Министерства юстиции России и Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями от 28 августа 2003 года. Эти соглашения о сотрудничестве вызвали к жизни два аспекта работы с заключенными. По линии Русской Православной Церкви при епархиальных советах во всех епархиях (то есть практически во всех субъектах Российской Федерации) были созданы епархиальные комиссии по взаимодействию с правоохранительными учреждениями, на которые была возложена координация деятельности духовенства в местах лишения (ограничения) свободы. Все эти годы наша Церковь под архипастырским надзором правящих архиереев осуществляла духовно-пастырское окормление заключенных. При этом между управляющими епархиями Преосвященными владыками и руководителями региональных УФСИН были заключены двусторонние «Соглашения о сотрудничестве», на основании которых духовенство получило право доступа в места лишения свободы для работы с заключенными под стражу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1314912...

Игумен Иоанн скоро понял, что только два сектора по-на­стоящему перспективны, и предложил Свя­тейшему Патриарху Алексию учредить два новых Синодальных отдела. Во главе Отде­ла благотворительности был поставлен ар­хиепископ Солнечногорский Сергий, а во главе Отдела религиозного образования и катехизации — игумен Иоанн. Новый отдел располагался в Высоко-Петровском монас­тыре, в нем были запланированы пять сек­торов, и возглавить главный — сектор ре­лигиозного образования — пришлось отцу Глебу. Его деятельность успешно развива­лась, и на учебном совете курсов, состояв­шемся 29 мая 1991 г., он попросил его пере­избрать, так как совмещать все свои долж­ности он уже не мог — 2 декабря отцу Глебу исполнялось 70 лет. Отец Глеб с грустью оставлял свое рек­торское послушание, но работа в отделе, чтение лекций по научной апологетике и служение в храме полностью поглощали его силы. Видимо, болезнь уже подтачивала его. Осенью 1991 г. на курсы набрали еще 300 человек, и стало ясно, что можно от­крывать Богословский институт. Было по­лучено благословение Святейшего Патри­арха Алексия, и 12 марта 1992 г. был зарегистрирован первый устав Богословского ин­ститута. Новый Православный Свято-Тихо­новский богословский институт входил в подчинение Отдела религиозного образо­вания и катехизации, так что отец Глеб был нашим прямым начальником. С отцом Гле­бом мы теперь встречались в отделе, засе­дали на ученых советах. Дважды я был у не­го дома, помню его теплые беседы. Вместе с отцом Глебом мне довелось летать в ко­мандировку в Новосибирск на конферен­цию. В гостинице по вечерам мы обсужда­ли разные проблемы: как развивать духов­ное образование, как воспитывать студен­тов, обменивались мнениями о предпола­гаемой канонизации Царственных муче­ников . В Москве один или два раза я был у отца Глеба в Бутырской тюрьме , работа в которой, кажется, больше всего в послед­нее время притягивала его доброе сердце. Теперь он служил в Сергиевской трапезной церкви Высоко-Петровского монастыря и в тюремном Покровском храме.

http://pravmir.ru/k-90-letiyu-otca-gleba...

Подписано соглашение о сотрудничестве между ГУФСИН России по Кемеровской области и благотворительным фондом просвещения «Вера». Во всех учреждениях смонтировано оборудование для приема спутникового сигнала и организована трансляция духовно-просветительских передач радио «Вера». Библиотеки с православной литературой регулярно пополняются периодическими изданиями — более 350 книг передано в библиотеки учреждений. Проведены беседы с осужденными на тему «Духовно-нравственное воспитание через православную книгу». Для осужденных действуют Православные богословские курсы с помощью трансляции по кабельному телевидению, имеющие большое значение в духовно-нравственном воспитании осужденных. Во всех исправительных колониях организованы кружки обучения колокольному звону. На Пасху, в период Светлой седмицы, в учреждениях проведен предварительный этап конкурса колокольного звона среди осужденных. Православная община из ФКУ ИК-40 была рекомендована для дальнейшего участия во Всероссийском конкурсе колокольного звона, где получила звание лауреата конкурса 3 степени. По благословению митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха в зимний праздник святителя Николая проводится благотворительная акция «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся», дважды в году — на Крестопоклонной седмице Великого поста и перед праздником Покрова — молебные службы «Неделя молитвы», а также ежегодное участие осужденных во Всероссийском конкурсе православной иконописи «Канон» и православной живописи «Явление». Созданная Межрелигиозная рабочая группа ежегодно, начиная с 2016 года, организует в преддверии Дня народного единства проведение акции «Межконфессиональный автопоезд " Дорогами добра " ». Представители традиционных для России религиозных организаций делятся с представителями других вероисповеданий опытом взаимодействия, способствующего преодолению межконфессиональных противоречий и нетерпимости, мешающих организации миссии тюремного служения в местах лишения свободы.

http://patriarchia.ru/db/text/6067854.ht...

Епископ Раменский Иринарх представил доклад на тему «Церковь и тюремное служение: защита и гарантии свободы совести и вероисповедания осужденных в местах лишения свободы». В своем докладе епископ Иринарх детально осветил многолетний и, одновременно, многотрудный путь совершенствования условий для взаимодействия Русской Православной Церкви и ФСИН России, охарактеризовал решенные за прошедшее 10-летие проблемы, а также обозначил стоящие перед Синодальным отделом актуальные на сегодняшний день задачи, подчеркнул важность соработничества священнослужителей — тюремных капелланов и работников уголовно-исполнительной системы в деле ресоциализации и последующей после освобождения из мест лишения свободы социальной адаптации заключенных. Наиболее значимыми моментами развития взаимодействия Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний на сегодняшний день являются понимание со стороны государства необходимости наличия в исправительных учреждениях пастырской деятельности и духовно-пастырского окормления не только осужденных, но и сотрудников уголовно-исполнительной системы, формирования у них уважительного отношения к наличию в душе заключенного религиозной веры и нравственности, религиозных чувств и переживаний. Священнослужитель в местах лишения свободы — это, прежде всего, пастырь Церкви Христовой и его главная обязанность — приводить осужденного к Богу через очищение сердца человека от греха и склонности к правонарушениям. Священник не может и не должен заменять собой уже существующие службы ФСИН России, должностные обязанности которых возложены на психологов, социологов, воспитателей и др. В то же время одним из главных вызовов современности является защита прав человека и человеческого достоинства в условиях лишения свободы, в каковом состоянии пребывают осужденные в местах лишения свободы. Человек может формально не нарушать гражданское законодательство, но быть при этом нравственно разнузданным и чрезвычайно развращенным индивидом, требующим от общества неприкосновенности по отношению к его так называемому праву на грех и отсутствию для него нравственных ограничений по отношению к его личному эгоизму, к его извращенному пониманию так называемого права на вседозволенность, безнравственность и разврат, которые не подпадают под запретительный пресс закона, что с духовно-нравственной позиции христианства совершенно недопустимо, ибо прямая обязанность Церкви отстаивать и защищать подлинную христианскую нравственность, данную нам в Евангелии Самим Христом и Спасителем.

http://patriarchia.ru/db/text/5811657.ht...

В обязанности Священного Синода входит: 1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия; 2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви; 3. Поддержание единства с другими Православными Церквами; 4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; 5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; 6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; 7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством; 8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви. Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей. В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-spr...

От центрального ФСИН России в работе семинара принял участие полковник внутренней службы С.И. Гуров, старший инспектор по особым поручениям «Группы организации работы с верующими ФСИН России». В выступлении заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению затрагивались вопросы эффективной организации епархиального тюремного служения в пределах митрополии и аспекты соподчинения председателей епархиальных тюремных отделов руководителю Объединенной комиссии тюремного служения митрополии. Были даны рекомендации относительно необходимой частоты посещения учреждений УИС, устройства молитвенных помещений, каноничности икон в тюремных храмах, порядка ведения богослужебных журналов, комплектации библиотек при тюремных храмах, планирования духовно-просветительских мероприятий. Особое внимание в докладе было посвящено обязанностям благочинного тюремных храмов. В Башкортостанской митрополии, равно как и во всех других мусульманских регионах Российской Федерации, благочиннические полномочия закреплены не за помощником начальника территориального органа ФСИН России, а за председателем Объединенной комиссии тюремного служения митрополии. Были также рассмотрены и проблемные вопросы взаимодействия с сотрудниками учреждений УИС, в частности, порядок проведения обысковых мероприятий в алтарях тюремных храмов, когда сотрудниками УИС, осуществляющими обысковые мероприятия, не учитываются традиции Русской Православной Церкви по отношению к священным богослужебным предметам. Были предложены решения для профилактики подобных инцидентов, которые позволят избежать неумышленного неблагоговейного обращения со святынями со стороны сотрудников УИС. В свою очередь тюремные священнослужители Башкортостанской митрополии рассказали о сложившемся опыте реализации различных направлений тюремного служения в митрополии. В структуру УФСИН России по Республике Башкортостан входит 18 учреждений УИС. Из них: в границах Уфимской епархии — 11, в границах Салаватской епархии — 5, одно учреждение УИС в границах Бирской епархии и одно учреждение УИС в границах Нефтекамской епархии. Еще одно учреждение УИС в Бирской епархии находится в стадии реформирования в «Исправительный центр» уголовно-исполнительной системы. Осуществляется взаимодействие с уголовно-исполнительной инспекцией — УИИ УФСИН России по Республике Башкортостан.

http://patriarchia.ru/db/text/5956263.ht...

В настоящее время новая структура Отдела включает в себя 10 секторов по взаимодействию с видами и родами Вооруженных сил, а также войсками и воинскими формированиями не входящими в состав Вооруженных сил (секторы Сухопутных войск, ВМФ, ВВС, РВСН, ВКО, ВДВ, Внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы охраны), 5 секторов по направлениям деятельности (секторы организационно-мобилизационный, информационно-издательский, информационно-аналитический, учебных заведений, общественных связей), сектор по взаимодействию с Министерством внутренних дел. На сегодняшний день в задачи Отдела входят осуществление взаимодействия Русской Православной Церкви с Вооруженными силами РФ, правоохранительными органами, воинскими частями и иными воинскими формированиями на территории Российской Федерации, а также координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительской деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей. Для решения поставленных задач Отдел: Для выполнения указанных задач Отдел вправе: Отдел также имеет право: Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. ( журнал 6 ) вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями, были переданы в компетенцию новообразованного Синодального отдела по тюремному служению . Решением Священного Синода от 27 июля 2013 г. ( журнал 96 ) Отдел переименован в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Также Синод утвердил устав Отдела.  Решением Священного Синода от 7 июня 2022 г. ( журнал 60 ) возрождена существовавшая до 1918 г. должность протопресвитера военного и морского духовенства. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 31 марта 2023 г. протоиерей Димитрий Василенков, клирик Санкт-Петербургской епархии , назначен и.о. заместителя председателя и главным военным священником духовенства, окормляющего военнослужащих ВС России и сотрудников иных силовых структур в зоне проведения специальной военной операции. Священный Синод на заседании 16 мая ( журнал 42 ) утвердил протоиерея Димитрия Василенкова в должности заместителя председателя и постановил: «Протоиерею Димитрию Василенкову согласовывать свою деятельность в качестве главного военного священника духовенства, окормляющего военнослужащих Вооруженных сил России и сотрудников иных силовых структур в зоне проведения специальной военной операции, с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, докладывать об этой деятельности Патриарху Московскому и всея Руси через председателя упомянутого отдела, и координировать свою работу с председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта».

http://patriarchia.ru/db/text/65957.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010