К глубокому сожалению, несмотря на наличие в местах лишения (ограничения) свободы около пятисот построенных тюремных храмов, большинство из них не имеют постоянных тюремных священнослужителей. Священники бывают в местах лишения свободы лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время. Конечно, возрождение тюремного духовенства требует значительных усилий государства и уголовно-исполнительной системы (УИС), однако основная тяжесть будет лежать на плечах Русской Православной Церкви, поэтому всем епархиальным архиереям крайне важно уже сейчас озаботиться подбором кандидатов для служения на штатной основе в местах лишения (ограничения) свободы с 2011 года. В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению. До этого времени в число священников, направляемых для духовного окормления заключенных, должны войти как клирики, уже имеющие опыт служения в местах лишения (ограничения) свободы, так и молодые священнослужители, имеющие богословское образование, годные к служению в тюремных условиях. Образовательные программы учебных центров по подготовке капелланов для тюремного служения должны иметь три основных направления: Централизованные курсы по переподготовке духовенства, несущего пастырское послушание в учреждениях УИС. Заочное дополнительное (специальное) духовное образование для тюремных капелланов. Программа выездных образовательных семинаров для сотрудников епархиальных комиссий тюремного служения. С весны 2010 года Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации запустила пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация которого началась в 16-ти исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областям. Этот пилотный проект был приведен в действие в указанных регионах силами и средствами уголовно-исполнительной системы с участием духовенства, несущего по благословению Преосвященных архиереев священнослужение в местах лишения свободы. Данный проект воссоздания института тюремного духовенства открыл новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. Однако именно в этом направлении сотрудничества уже давно назрела необходимость более углубленного диалога между представителями Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. Несмотря на то, что этот проект уже внедряется на практике в четырех субъектах Российской Федерации, остаются нерешенными два важных вопроса:

http://patriarchia.ru/db/text/1314910.ht...

Начальник отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН в своем выступлении представил статистические данные общего характера относительно количества обвиняемых, подозреваемых и осужденных, причисляющих себя к основным для России традиционным религиям, привел данные о числе религиозных объектов в исправительных учреждениях. Отдельное внимание было уделено детальному анализу и положительной динамике деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Выступающий рассказал о положительном влиянии на заключенных трансляций радио «Вера» и посвятил часть выступления проблемным вопросам и перспективам взаимодействия Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний. Председатель Объединенной комиссии тюремного служения Псковской митрополии, помощник начальника УФСИН России по Псковской области по организации работы с верующими в своем выступлении рассказал о тюремном служении в митрополии. Отдельное внимание в докладе было посвящено статистическим данным, деятельности межрелигиозной рабочей группы, действующей при УФСИН России по Псковской области, деятельности региональной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), проблемам, связанным с оформлением храмов на территории исправительных учреждений. Было сказано также о том, что в настоящее время рассматривается вопрос о заключении соглашения о сотрудничестве с благотворительным фондом радио «Вера». Помощник начальника УФСИН России по Псковской области по организации работы с верующими в дополнение к несомому послушанию преподает в Псковском филиале Рязанской Академии права и управления ФСИН России, на регулярной основе проводит встречи с сотрудниками и, благодаря представляемой начальником УФСИН России по Псковской области возможности, ежемесячно поднимает в ходе селекторного совещания насущные вопросы тюремного служения. Подводя итоги обучающего семинара, епископ Иринарх подчеркнул важность для тюремного капеллана всегда оставаться пастырем — прилежным служителем алтаря и духовным руководителем для своих прихожан, осужденных или подследственных, оказавшихся в силу обстоятельств за колючей проволокой в местах принудительного содержания. «Священник, в какой бы должности дополнительного послушания он ни состоял, это прежде всего пастырь, священнослужитель и совершитель Таинств церковных», — отметил в завершение видеовстречи владыка Иринарх.

http://patriarchia.ru/db/text/5944963.ht...

В первые же месяцы после интронизации Святейшего Патриарха Кирилла была предпринята реорганизация центрального аппарата Русской Православной Церкви. Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, а также Синодальный информационный отдел (объединены в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Был разделен функционал Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Сформированы или восстановлены новые административные структуры — Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (позднее переименован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям) и Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви. Административные функции Управления делами Московской Патриархии были уточнены с приданием этому учреждению более широкого функционала в сфере взаимодействия с епархиями на канонической территории Русской Православной Церкви и выделением не связанных с этими обязанностей в ведение новоучрежденного Административного секретариата Московской Патриархии, а также других учреждений. В марте 2010 года было дополнительно образованы: Патриарший совет по культуре, Синодальный отдел по тюремному служению, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Синодальная комиссия по монастырям и монашеству была преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Позднее были образованы Патриарший совет по защите семьи, материнства и детства — в 2011 году; Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта — в 2015 году; Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации — в 2016 году. С 2010 года под председательством Святейшего Патриарха регулярно созываются совещания руководителей синодальных учреждений, получивший в 2011 году именование Высшего Церковного Совета, на заседаниях которого проходят первое коллегиальное обсуждение и редакцию многие документы, подлежащие затем рассмотрению Священным Синодом. Также Высший Церковный Совет контролирует реализацию почти каждого из соборных или синодальных решений, предполагающих конкретную работу того или иного синодального учреждения. За истекшие десять лет нормотворческая работа Архиерейских Соборов, Священного Синода и Высшего Церковного Совета привела к созданию 163 основополагающих документов, призванных способствовать развитию церковной жизни в самых ее разных аспектах.

http://patriarchia.ru/db/text/5379588.ht...

Для выполнения указанных задач Отдел вправе: запрашивать, в пределах своей компетенции, у канонических подразделений Русской Православной Церкви программы, планы и иную информацию, связанную с деятельностью Отдела; направлять в епархии Русской Православной Церкви методические пособия и рекомендации по взаимодействию с органами военного управления, правоохранительными органами и воинскими формированиями; осуществлять руководство священнослужителями, проходящими постоянное или временное послушание в Отделе, — в части исполнения ими должностных обязанностей по пастырскому окормлению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей, в случае необходимости, по согласованию с епархиальными архиереями командировать таких священнослужителей в воинские части, находящиеся на территории епархий Русской Православной Церкви; выносить на рассмотрение Патриарха и Священного Синода вопросы деятельности Отдела. Отдел также имеет право: совершать богослужения и иные религиозные обряды и церемонии; обучать основам православной веры последователей православного вероучения и осуществлять их религиозное воспитание; приобретать, распространять или реализовывать религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения; осуществлять издательскую деятельность; осуществлять благотворительную деятельность; проводить семинары, совещания, круглые столы по вопросам, относящимся к компетенции Отдела; участвовать в хозяйственных обществах; учреждать собственные средства массовой информации; создавать на территории Российской Федерации и за рубежом свои филиалы и представительства. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. ( журнал 6 ) вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями, были переданы в компетенцию новообразованного Синодального отдела по тюремному служению . Решением Священного Синода от 27 июля 2013 г. ( журнал 96 ) Отдел переименован в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Также Синод утвердил устав Отдела. 

http://patriarchia.ru/db/text/65957.html

Говорилось о необходимости стремления к тому, чтобы богослужения в тюремных храмах совершались регулярно: как минимум — один раз в неделю должна совершаться Литургия. Благочинный тюремных храмов обязан регулярно, не реже одного раза в полугодие, поочередно посещать тюремные храмы в учреждениях УИС и инспектировать деятельность священнослужителей — тюремных капелланов. В процессе подготовки общероссийской акции «Неделя молитвы» заблаговременно составлять расписание богослужений для председателей епархиальных отделов тюремного служения и совместно с ними и другими священнослужителями, закрепленными за учреждениями УИС, поочередно совершать во время проведения акции соборные богослужения. На регулярной основе и, по возможности, ежемесячно в соответствии с согласованным и утвержденным планом (рабочим расписанием) помощник начальника УФСИН России по Тульской области по организации работы с верующими обязан проводить лекции с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. План лекций должен отражать интересы сотрудников, освещать значимые даты истории страны и Церкви. Также в обязанности помощника входит надзор за деятельностью воскресных школ и различных кружков, действующих при тюремных храмах. Помощник обязан своевременно информировать руководителя Объединенной комиссии по тюремному служению митрополии о состоянии дел во вверенных его благочинническому надзору тюремных храмах и молитвенных комнатах для осужденных и согласовывать с ним свои действия. Следующий важный аспект организации тюремного служения различной направленности — деятельность Межрелигиозной рабочей группы, работа которой направлена на профилактику и снятие межрелигиозной и межконфессиональной напряженности. В связи с принятием Федерального закона 10-ФЗ от 06.02.2023 «О пробации в Российской Федерации» особое внимание следует обратить на духовно-просветительское окормление сотрудников и подопечных уголовно-исполнительных инспекций, продумывать и апробировать возможные форматы взаимодействия Церкви в лице епархий и УИИ УФСИН России по Тульской области.

http://patriarchia.ru/db/text/6066945.ht...

5 марта 2010 года Решением Священного Синода Русской Православной Церкви был учрежден Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, в ведение которого были делегированы функции по координации православного тюремного служения Русской Православной Церкви. Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений законодательством Российской Федерации, стран СНГ и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви. III. Основные направления миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях 1. Духовно-просветительская деятельность: проведение духовно-просветительских бесед в местах принудительного содержания; организация Воскресных школ; создание и пополнение библиотек и медиатек при тюремных храмах; катехизация среди заключенных; дистанционное религиозное образование; кабельное телевидение и локальное радиовещание; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др. мероприятия; духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС; содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и образовательных учреждениях УИС. 2. Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: организация религиозных общин и оборудование молитвенных помещений для заключенных, сооружение тюремных храмов, создание при тюремных храмах религиозных организаций; совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь. 3. Диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация): содействие ресоциализации (социальной адаптации) заключенных — подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующая поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных; юридическая, психологическая, медицинская и иная помощь освободившимся осужденным после выхода на свободу; создание дневных (для приходящих) центров социальной адаптации (реабилитации) для бывших заключенных на базе приходов или монастырей; работа с воспитанниками центров для осужденных подростков, создание православных реабилитационных центров для детей, имеющих проблемы с законом — для приходящих или с проживанием; участие в реализации программ восстановительного правосудия (принятие преступником обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве), посредничество в процессах досудебного разбирательства.

http://patriarchia.ru/db/text/2782750.ht...

При этом тюремный священник, как правило, вынужден самостоятельно изыскивать средства на выполнение в местах лишения свободы возложенного на него епархиального послушания (дорожные расходы, оплата труда певчих, алтарников, приобретение просфор, евхаристического вина, церковной утвари, облачений и т.д.) Проблема обеспечения может быть решена, с одной стороны, за счет ежегодного проведения общеепархиальной благотворительной акции по сбору средств на нужды тюремного служения, что трудно назвать гарантированным решением организации тюремного служения. С другой стороны, имеется возможность обретения тюремным храмом статуса приписного к другому самодостаточному церковному приходу, способному обеспечить жизнедеятельность церковно-приходской общины тюремного храма. Этому был посвящен общецерковный документ «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы», утвержденный 29 мая 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Докладчик подчеркнул, что в настоящее время в Московской городской епархии , где указанная проблема также актуальна, обсуждаются возможности упорядочения вопросов гарантированного обеспечения деятельности тюремных храмов и духовно-пастырского окормления осужденных. Столичный опыт решения проблемных вопросов может быть распространен и на другие регионы России. В ходе психолого-педагогического модуля семинара прозвучали доклады С.С. Оганесяна «Роль священнослужителей в профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма в учреждениях УИС» и О. Г. Ананьева «Профилактика радикальных псевдорелигиозных явлений среди лиц, находящихся в местах лишения свободы (социально-педагогический аспект)». Юридический модуль семинара был представлен выступлениями В.Н. Чорного «Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы как одно из основных направлений совершенствования и развития пенитенциарной системы России, определенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» и С.И.

http://patriarchia.ru/db/text/5850321.ht...

Гурова «О некоторых вопросах деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», в котором автор доклада рассказал о взаимодействии ФСИН России и традиционных религиозных организаций, обозначив основные направления деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Среди них — проведение религиозных церемоний и обрядов в условиях исправительных учреждений и изоляции от общества, профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в учреждениях УИС, профилактика суицидального поведения осужденных, работа с алко-наркозависимыми и иная деятельность тюремного духовенства традиционных для России религиозных объединений. Отдельно были затронуты вопросы, связанные с заключением «Соглашений о взаимодействии» между ФСИН России и региональными мусульманскими религиозными организациями в целях духовного окормления заключенных, исповедующих ислам. Выступления вызвали оживленную дискуссию среди участников семинара. Было отмечено, что решение проблемных вопросов по профилактике распространения экстремистских, радикальных и псевдо-религиозных идей в учреждениях УИС и выстраивание методов работы по ресоциализации (повторной социализиции) осужденных за экстремизм и терроризм являются одними из важных и самых сложных направлений взаимодействия духовенства традиционных для России религиозных организаций и работников уголовно-исполнительной системы. Участники семинара высказали пожелание, чтобы наиболее актуальные темы, выявившиеся в ходе дискуссии, были более обстоятельно изучены в рамках организуемых научно-практических конференций и круглых столов, а также научно-методических семинаров, традиционно проводимых в последние годы на базе высших учебных заведений ФСИН России совместно с Синодальным отделом по тюремному служению. Проведение подобного рода обучающих семинаров в формате видеоконференции становится явлением традиционным и удобным для общения тюремных капелланов Русской Православной Церкви, включая представителей духовенства иных традиционных для России религий и сотрудников ФСИН России. Весной 2021 года уже проводилось в режиме ВКС аналогичное образовательное мероприятие, результаты работы которого были признаны положительными. В предстоящие годы планируется ежегодно проводить не менее трех обучающих семинаров на площадке ФСИН России, организуемых Синодальным отделом по тюремному служению и УВСПР ФСИН России, работа которых будет также транслироваться во всех территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, действующих на территориях субъектов Российской Федерации. Синодальный отдел по тюремному служению /Патриархия.ru Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5850321.ht...

Во второй день работы в актовом зале главного корпуса управления ФСИН России по Республике Башкортостан прошло совещание с воспитателями и психологами учреждений УФСИН России по Республике Башкортостан и тюремными капелланами, имеющими поручение работы с верующими осужденными традиционных для России религиозных организаций. В мероприятии приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению священник Алексий Алексеев, старший инспектор по особым поручениям «Группы организации работы с верующими ФСИН России» полковник внутренней службы С.И. Гуров, помощник начальника УФСИН России по Республике Башкортостан по организации работы с верующими А.П. Петров, председатель Объединенной комиссии тюремного служения Башкортостанской митрополии протоиерей Евгений Коробков, тюремные капелланы, имеющие поручение работы с верующими осужденными традиционных для России религиозных организаций, воспитатели и психологи учреждений УИС. В ходе семинара обсуждалось духовно-нравственное воспитание заключенных, духовное просвещение сотрудников, социально-реабилитационная помощь заключенным по окончании срока отбывания наказания, противодействие терроризму и экстремизму, профилактика алко- и наркозависимостей среди заключенных. В своем выступлении священник Алексий Алексеев раскрыл перед воспитателями и психологами христианские основы тюремного служения: для многих, как среди заключенных, так и сотрудников УИС, позиция православного всепрощения представляется слабой и беззащитной перед уголовной субкультурой. Поэтому важно разъяснять, что в соответствии с православным мировоззрением нужно бороться не с человеком — преступником, а со злом, которое в нем. При этом важна духовно-просветительская деятельность среди сотрудников, так как через воздействие на сотрудников священнослужители воздействуют на нравственное исправление заключенных и, наоборот. Сотрудник волей-неволей испытывает негативное воздействие со стороны заключенного, поскольку осужденный в состоянии обиды, а порой и озлобления ошибочно полагает виновными сотрудников правоохранительной системы, а не свое греховное состояние. В этой связи со стороны сотрудника порой возникает такая же ответная агрессия, препятствующая человеку осознавать губительную силу греховного повреждения, нуждающегося в иных способах исправления.

http://patriarchia.ru/db/text/5956263.ht...

В соответствии с «Методическими рекомендациями» досмотры и оперативно-режимные мероприятия в алтаре храма должны проводиться в присутствии священнослужителя или представителя епархии без оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения святынь в алтаре храма. Досмотр тюремных храмов в присутствии дежурного священнослужителя производится без нарушения норм неприкосновенности престола и ряда священно-богослужебных предметов. Священник обязан лично раскрыть и показать каждый предмет религиозного назначения. При этом лица не священного сана к святыням не прикасаются. Служебные собаки в молитвенном помещении храма нежелательны и, особенно, недопустимо без особой необходимости допускать их присутствие в алтарной части храма. Проверки не должны проводиться во время богослужений. Если есть оперативная необходимость, а священник отсутствует, сотрудники должны опечатать храм и вызвать священника для присутствия при досмотре. Во всем должен соблюдаться разумный компромисс. Однако практика проведения обысков свидетельствует, что зачастую сотрудники не знают о принятых «Методических рекомендациях». Как правило, тюремные священнослужители неизменно свидетельствуют о своей готовности прибыть по первому требованию администрации учреждения для присутствия при проведении органами УИС оперативно-режимных мероприятий в культовых объектах. Данная обязанность канонического присутствия в храме возложена также на священнослужителя в должности «помощника», либо на иного тюремного священнослужителя, определенного «помощником». В этой связи на «помощника» возлагается обязанность периодически проводить разъяснительную работу во время плановых посещений учреждений УИС и информировать во время служебной подготовки сотрудников ФСИН России, ответственных за проведение обысковых мероприятий, о необходимости руководствоваться указанными «Методическими рекомендациями». «Помощникам» следует также обратить особое внимание на пастырское окормление и духовное просвещение сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (УИИ ФСИН России). В настоящее время осужденных к альтернативным видам наказания без лишения свободы насчитывается немного меньше 50%, чем заключенных, находящихся в местах лишения свободы. В перспективе в России планируется довести эту цифру до 75% осужденных без лишения свободы — в сравнении с количеством заключенных, находящихся в местах лишения свободы. Поэтому уже сегодня следует заблаговременно выстраивать активное взаимодействие Церкви с УИИ ФСИН России.

http://patriarchia.ru/db/text/5858040.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010