Так называемое, ГПУ (Госполитуправление – Государственное политическое управление) в общей структуре советской власти стоит совершенно особняком. В свою очередь, так называемый Специальный отдел ГПУ, ведающий, специально, Соловками, концентрационными лагерями и изоляторами на Урале, в Сибири, Архангельске, ссылкой в Нарымский, Печорский край и проч., представляет собой некое царство в царстве. Специальный отдел совершенно изъят из ведения Наркомюста (Народного комиссариата юстиции). Так называемый, Исправительный трудовой кодекс, регламентирующий правила использования труда советских заключенных и, хотя бы, в некоторой степени, защищающий их от произвола тюремной администрации, на арестантов Специального отдела ГПУ не распространяется. Наконец, никакая амнистия советской власти по декрету не может быть применена к осужденным Специальным отделом ГПУ. Все это, понятно, отдает всех соловецких и иных заключенных в полную и совершенно бесконтрольную власть Специального отдела, использующего во всей широте свои чекистские права. Во главе Специального отдела и всех, подчиненных ему, мест заключения, изоляторов и ссылок стоит известный коммунист, член ВЦИКа и президиума ГПУ Петр Бокий 62 . Он – бывший студент петроградского Горного института. Во время революции 1905–1906 годов Бокий занимал видное место среди петроградских бунтовщиков, вел революционно настроенное меньшинство студентов на баррикады и проч. Вступив сразу же после октябрьского переворота в Коммунистическую партию, был несколько лет председателем Петроградской губернской чрезвычайной комиссии (ЧК), а потом ГПУ, известен своей неумолимой жестокостью. Живет председатель Специального отдела в Москве, периодически наезжая в руководимые им тюрьмы и места ссылки. Как только комиссия от ГПУ явилась в Соловецкий монастырь, для организации в нем «дома заключения», она потребовала списки всех монахов: последние – всеми правдами и неправдами до последнего дня из, родного им, монастыря не уходили, перенося все ужасы и издевательства, беспрерывно сменяющихся «аграрных» властей. ГПУ сразу же уничтожило этот «рассадник опиума для народа», как называют коммунисты религию. Настоятель обители и, наиболее видные лица из Соловецкого духовенства, были расстреляны в монастырском кремле, остальных монахов чекисты послали на принудительные работы в тюрьмы Центральной России, Донецкого бассейна и Сибири, и лишь небольшой процент братии (около 30 человек) с разрешения ГПУ остался на Соловках. Разумеется, это нельзя рассматривать, как акт гуманности ГПУ – последнее просто нуждалось в «спецах» (рыбаках, плотниках, сапожниках и проч.). Эти 30 монахов на жизнь свою в, превращенном в тюрьму, монастыре смотрели и смотрят, как на продолжение своего подвига служения Богу. Считаются они вольнонаемными, работают с утра до ночи, получая за свой каторжный труд жалованье в размере не выше 10 рублей (около 5 долларов) в месяц, то есть медленно умирая с голоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине дня заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению посетил ИК-4 г. Салавата. На территории колонии имеются участки почти всех видов режимов содержания — особый, строгий и общий, а также помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора. Руководитель отдела по тюремному служению Салаватской епархии протоиерей Валентин Попов и духовно окормляющий исправительную колонию иеромонах Зосима ознакомили участников с устройством храма, находящегося на территории учреждения УИС. В этой колонии такой же высокий процент работающих на производстве осужденных. При этом администрация колонии всегда идет навстречу желающим принять участие в богослужениях, в том числе в Божественной литургии, совершающейся в тюремном храме. По приглашению тюремного имама мечети Ак-Юл Илшата Загидулина присутствующие осмотрели мечеть при ИК-4. Далее гости посетили Покровский мужской монастырь в с. Дедово. Встретил гостей наместник монастыря игумен Николай (Чернышов), который рассказал историю становления монастыря и житие преподобной Зосимы Эннатской. Обитель была основана помещиками Эннатскими 30 сентября 1893 года как Покровская женская община при церкви села Прасковьино-Васильевка. В 1898 году преобразована в женский монастырь. В Покровском монастыре начала свой иноческий путь преподобная Зосима Эннатская, Уфимская. Святые мощи преподобной старицы пребывают ныне в монастыре и являются главной его святыней. Гости смогли приложиться к мощам преподобной Зосимы и посетить святой источник. С 2000 года после восстановления монашеская обитель была реорганизована в Покровский мужской монастырь. На третий день визита в Башкортостанскую митрополию состоялся выезд в г. Бирск — в Бирскую епархию. На территории Свято-Троицкого кафедрального собора прибывшую группу встретили епископ Бирский Спиридон и секретарь Бирской епархии протоиерей Сергий Рыжаков. Владыка Спиридон провел экскурсию по собору и паломническому центру. Также гости посетили Михаило-Архангельский храм г. Бирска, где в 1953-1954 гг. служил диаконом Василий Степанович Гундяев — дед Святейшего Патриарха Кирилла. Во время визита в Башкортостанскую митрополию в 2016 году храм посетил Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5956263.ht...

В трех женских монастырях у нас 12 монахинь, 10 инокинь и 23 послушницы. В 2012 году был совершен один монашеский постриг. В храмах Калининградской епархии также несут послушание 2 инока. Теперь несколько слов о работе епархиального управления. Епархиальное управление укомплектовано полностью, организована работа 15 отделов: • культуры, • информационный, • миссионерский, • по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, • по взаимодействию с казачеством, • по имуществу, • по работе с молодежью, • по тюремному служению, • по благотворительности и социальному служению, • религиозного образования и катехизации, • паломническая служба, • редакция газеты «Спас», • служба эксплуатации имущества, • учебно-методический центр духовно-нравственного образования имени Рачинского • юридический отдел. Кроме того, у нас функционирует церковный суд, который играет важную роль в поддержании канонического порядка и церковной дисциплины. Все отделы располагаются в отдельных помещениях, имеют необходимое техническое обеспечение для осуществления уставных целей. Что касается образования. У нас с вами действуют две гимназии и один детский сад. В православной гимназии пока обучаются школьники с 1-го по 9-й класс, но, я думаю, в ближайшее время будут заполнены все классы. Как вы знаете, мы не заполняли все классы сразу, но, чтобы создать и затем сохранить соответствующую атмосферу, так чтобы никто, приходя извне, ее не нарушал, мы начали заполнять классы с начальной школы, когда дети еще маленькие — вот и дошли до 9-го класса. Обучаются 204 человека. С октября 2011 года осуществляется дошкольная подготовка учащихся в прогимназии «Пересвет», которая расположена на территории Свято-Никольского монастыря города Калининграда, — здесь обучается 12 человек. Детский сад при храме святого апостола Андрея Первозванного — 60 человек. Во всех общеобразовательных учреждениях области — а это 172 школы, в которых обучаются 86 816 учащихся, — ведется учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Количество учащихся школ, включивших модуль «Основы православной культуры» в составе ОРКСЭ, составляет 53% от общего количества учащихся четвертых классов; в абсолютных цифрах это 4636 человек. Показатель неплохой, хотя, принимая во внимание, что Калининградская епархия была одной из первых, которая начала практиковать преподавание основ Православия в школах, этот процент мог бы и должен быть выше. Однако, говоря об этом, я хотел бы сердечно поблагодарить отцов благочинных и настоятелей, которые в течение этого года провели большую работу, с тем чтобы улучшить этот процент. Первоначальный процент был совершенно неудовлетворительный, поэтому благодарю вас за ваши труды, я наслышан о них.

http://patriarchia.ru/db/text/2666717.ht...

Во 2-й половине дня вниманию участников А. ю. С. были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиеп. Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, к-рых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митр. Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях резкого имущественного расслоения российского об-ва. О служении РПЦ в области религ. образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игум. Иоанн (Экономцев) , к-рый, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах гос. стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного правосл. молодежного движения Костромской архиеп. Александр (Могилёв) предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению. Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад Председателя Издательского совета Бронницкого архиеп. Тихона (Емельянова) . Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде Верейского архиеп. Евгения (Решетникова) , докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли 5 ДА, 1 богословский ин-т (ПСТБИ), 27 ДС, 27 ДУ и 6 пастырских курсов (также действовали 2 правосл. ун-та, находившиеся в ведении Отдела по религ. образованию и катехизации). Особое внимание архиеп. Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение неск. лет реформой духовной школы. Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Красногорский еп. Савва (Волков) в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

Во 2-й половине дня вниманию участников Архиерейского юбилейного Собора были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиепископ Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, которых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митрополита Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях значительного имущественного расслоения российского общества. О служении РПЦ в области религиозного обра-зования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игумен Иоанн (Экономцев), который, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах государственного стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного православного молодежного движения архиепископ Костромской Александр (Могилёв) предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению. Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад Председателя Издательского совета архиепископа Бронницкого Тихона (Емельянова). Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения (Решетникова), докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли 5 духовных академий, 1 богословский институт (ПСТБИ), 27 семинарий, 27 духовных училищ и 6 пастырских курсов (также действовали 2 православных университета, находившиеся в ведении Отдела по религиозному образованию и катехизации). Особое внимание архиепископ Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение несколько лет реформой духовной школы. Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями епископ Красногорский Савва (Волков) в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Правовое положение тюремных священнослужителей Существующие в настоящее время правовые нормы не отражают сложившуюся действительность и уровень соработничества, которые достигнуты между Русской Православной Церковью и ФСИН РФ за последнее десятилетие со времени подписания «Соглашения о сотрудничестве» в декабре 1999 года. В настоящее время около 1100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на временной, а некоторые и на постоянной основе. Согласно данным 2010 года в исправительных учреждениях ФСИН России функционирует 471 тюремный храм и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действует 789 православных религиозных общин, которые объединяют 73117 осужденных. Организовано 265 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных. На занятиях изучается Закон Божий, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной музыки. Правовое положение тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, закрепленных правящими архиереями за учреждениями УИС, остается неопределенным, а также отсутствуют хотя бы общие положения (инструкция) об их правах и обязанностях. Правовое положение тюремных храмов и молитвенных комнат Здания тюремных храмов, построенные на режимной территории, и молитвенные комнаты для заключенных в местах лишения (ограничения) свободы, находятся в собственности УИС и согласно законодательству не могут быть переданы в ведение Церкви. В силу указанных причин их правовое положение в настоящее время не определено, в то время как общая численность тюремных храмов и молитвенных комнат для заключенных приближается к 1000 единиц исчисления. Однако даже при существующем положении вещей Русская Православная Церковь должна быть уверена, что все эти храмы будут эксплуатироваться только по своему прямому назначению и исключительно той религиозной организацией, которая их построила, а само помещение не будет задействовано в оперативно-розыскных целях. Правовое положение религиозных зданий (тюремных храмов) и помещений (молитвенных комнат) на территориях учреждений ФСИН РФ остается неопределенным, а также отсутствует положение (инструкция), гарантирующее их прямое предназначение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1314912...

К глубокому сожалению, несмотря на наличие в местах лишения (ограничения) свободы около пятисот построенных тюремных храмов, большинство из них не имеют постоянных тюремных священнослужителей. Священники бывают в местах лишения свободы лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время. Конечно, возрождение тюремного духовенства требует значительных усилий государства и уголовно-исполнительной системы (УИС), однако основная тяжесть будет лежать на плечах Русской Православной Церкви, поэтому всем епархиальным архиереям крайне важно уже сейчас озаботиться подбором кандидатов для служения на штатной основе в местах лишения (ограничения) свободы с 2011 года. В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению. До этого времени в число священников, направляемых для духовного окормления заключенных, должны войти как клирики, уже имеющие опыт служения в местах лишения (ограничения) свободы, так и молодые священнослужители, имеющие богословское образование, годные к служению в тюремных условиях. Образовательные программы учебных центров по подготовке капелланов для тюремного служения должны иметь три основных направления: С весны 2010 года Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации запустила пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация которого началась в 16-ти исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областям. Этот пилотный проект был приведен в действие в указанных регионах силами и средствами уголовно-исполнительной системы с участием духовенства, несущего по благословению Преосвященных архиереев священнослужение в местах лишения свободы. Данный проект воссоздания института тюремного духовенства открыл новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. Однако именно в этом направлении сотрудничества уже давно назрела необходимость более углубленного диалога между представителями Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. Несмотря на то, что этот проект уже внедряется на практике в четырех субъектах Российской Федерации, остаются нерешенными два важных вопроса:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1314912...

Говорилось о необходимости стремления к тому, чтобы богослужения в тюремных храмах совершались регулярно: как минимум — один раз в неделю должна совершаться Литургия. Благочинный тюремных храмов обязан регулярно, не реже одного раза в полугодие, поочередно посещать тюремные храмы в учреждениях УИС и инспектировать деятельность священнослужителей — тюремных капелланов. В процессе подготовки общероссийской акции «Неделя молитвы» заблаговременно составлять расписание богослужений для председателей епархиальных отделов тюремного служения и совместно с ними и другими священнослужителями, закрепленными за учреждениями УИС, поочередно совершать во время проведения акции соборные богослужения. На регулярной основе и, по возможности, ежемесячно в соответствии с согласованным и утвержденным планом (рабочим расписанием) помощник начальника УФСИН России по Тульской области по организации работы с верующими обязан проводить лекции с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. План лекций должен отражать интересы сотрудников, освещать значимые даты истории страны и Церкви. Также в обязанности помощника входит надзор за деятельностью воскресных школ и различных кружков, действующих при тюремных храмах. Помощник обязан своевременно информировать руководителя Объединенной комиссии по тюремному служению митрополии о состоянии дел во вверенных его благочинническому надзору тюремных храмах и молитвенных комнатах для осужденных и согласовывать с ним свои действия. Следующий важный аспект организации тюремного служения различной направленности — деятельность Межрелигиозной рабочей группы, работа которой направлена на профилактику и снятие межрелигиозной и межконфессиональной напряженности. В связи с принятием Федерального закона 10-ФЗ от 06.02.2023 «О пробации в Российской Федерации» особое внимание следует обратить на духовно-просветительское окормление сотрудников и подопечных уголовно-исполнительных инспекций, продумывать и апробировать возможные форматы взаимодействия Церкви в лице епархий и УИИ УФСИН России по Тульской области.

http://patriarchia.ru/db/text/6066945.ht...

2. Вопросы церковного управления Спустя два месяца после Поместного Собора 2009 года на заседании Священного Синода 31 марта 2009 года были предприняты первые шаги по реорганизации центрального аппарата Русской Православной Церкви. Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, а также Синодальный информационный отдел (объединены в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Был разделен функционал Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Кроме того были сформированы или восстановлены новые административные структуры – Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (позднее переименован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям) и Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви. Административные функции Управления делами Московской Патриархии были уточнены с приданием этому учреждению более широкого функционала в сфере взаимодействия с епархиями на канонической территории Русской Православной Церкви и выделением не связанных с этими обязанностей в ведение новоучрежденного Административного секретариата Московской Патриархии, а также других учреждений. В марте 2010 года было дополнительно образованы еще несколько синодальных ведомств: Патриарший совет по культуре, Синодальный отдел по тюремному служению, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Позднее Синодальная комиссия по монастырям и монашеству был преобразована в полноценное ведомство – Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Позднее были образованы Патриарший совет по защите семьи, материнства и детства – в 2011 году; Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта – в 2015 году; Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации – в 2016 году. Перечисленные решения были продиктованы постановлениями Поместного Собора, указавшего среди главных задач церковной деятельности: " умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения " 7 и развитие диалога " с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры " 8. Разграничение сфер ответственности синодальных ведомств позволило более активно развивать работу по каждому направлению церковной и общественной жизни. Одновременно была проведена большая работа по реорганизации деятельности всех синодальных структур таким образом, чтобы их сотрудники были активно вовлечены в подведомую область на высоком профессиональном уровне.

http://religare.ru/2_117103.html

В первые же месяцы после интронизации Святейшего Патриарха Кирилла была предпринята реорганизация центрального аппарата Русской Православной Церкви. Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, а также Синодальный информационный отдел (объединены в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Был разделен функционал Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Сформированы или восстановлены новые административные структуры — Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (позднее переименован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям) и Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви. Административные функции Управления делами Московской Патриархии были уточнены с приданием этому учреждению более широкого функционала в сфере взаимодействия с епархиями на канонической территории Русской Православной Церкви и выделением не связанных с этими обязанностей в ведение новоучрежденного Административного секретариата Московской Патриархии, а также других учреждений. В марте 2010 года было дополнительно образованы: Патриарший совет по культуре, Синодальный отдел по тюремному служению, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Синодальная комиссия по монастырям и монашеству была преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Позднее были образованы Патриарший совет по защите семьи, материнства и детства — в 2011 году; Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта — в 2015 году; Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации — в 2016 году. С 2010 года под председательством Святейшего Патриарха регулярно созываются совещания руководителей синодальных учреждений, получивший в 2011 году именование Высшего Церковного Совета, на заседаниях которого проходят первое коллегиальное обсуждение и редакцию многие документы, подлежащие затем рассмотрению Священным Синодом. Также Высший Церковный Совет контролирует реализацию почти каждого из соборных или синодальных решений, предполагающих конкретную работу того или иного синодального учреждения. За истекшие десять лет нормотворческая работа Архиерейских Соборов, Священного Синода и Высшего Церковного Совета привела к созданию 163 основополагающих документов, призванных способствовать развитию церковной жизни в самых ее разных аспектах.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010