– Зачем он здесь? – закричал предводитель одной из сторон и ударил отца Макария. – Вот тебе, – крикнул он. Отец Макарий упал, но быстро поднялся и продолжал говорить. Смелые, ясные глаза миссионера и его бесстрашная проповедь покорила обе враждующие стороны... За минуту [до того] дикие и полные гнева, алтайцы теперь окружили его, целовали его руки и просили у него прощения» 27 . Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая деятельность владыки Макария. Освоив еще в начале служения язык местных жителей, он постепенно овладел им в совершенстве. В 1864 году иеромонах Макарий прибыл в Санкт-Петербург для печатания в Синодальной типографии богослужебных переводов на алтайский язык. Пробыл в столице он два года. Живя в Духовной академии, он каждый день ходил пешком в Синодальную типографию, находившуюся в здании Святейшего Синода, и, проведя в работе весь день, возвращался пешком домой, неся новые корректуры. Вся работа по правке корректур и сношениям с цензором алтайских изданий лежала на нем. Здесь он познакомился с профессором Н.И.Ильминским 28 . Сотрудничество с этим выдающимся ученым и подвижником было очень плодотворным (особенно в Казани в 1868–1869 годах). В 1867 году отец Макарий вновь прибыл в столицу и трудился там до июля 1868 года. За эти два срока его пребывания в Санкт-Петербурге были напечатаны: Литургия святителя Иоанна Златоуста ; Священная история Нового Завета; воскресные Евангелия, читаемые на литургии; Евангелия воскресные, читаемые на утрени на двунадесятые праздники и на Страстную седмицу; последование часов и изобразительных; огласительные поучения для готовящихся ко святому Крещению; последование святого Крещения. «Большая часть этих книг вновь переведена была отцом Макарием, и только некоторые были переведены до него, а им были пересмотрены и исправлены, причем окончательно установлена была транскрипция алтайской письменности. Во всяком случае, ему принадлежит напечатание первых книг на алтайском языке... Переводы иеромонаха Макария и его сотрудника Чевалкова положили прочное начало той, обширной уже, переводной письменности алтайской, которая до того развивалась на данных им началах. Начала эти заключались в следующем: перевод на одно из алтайских наречий (телеутское), но с выбором таких слов и оборотов, которые делали бы переводимое понятным алтайцам, говорящим на других наречиях; изучение духа и конструкции алтайского языка, его внутреннего и внешнего склада, чтобы перевод воспроизводил в уме инородца те же мысли и чувства и в том же порядке и направлении, в каком русский текст производит в уме русского; свободное творчество в создании новых слов и в установлении христианской терминологии на алтайском языке, понятной инородцам и, в то же время, нисколько не напоминающей им прежних образов языческой веры» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

62 Собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 63 Имеется в виду фотография, воспроизведенная на обложке книги (из фондов ГИМ). — Прим. сост . 64 Устроенный в Лавре в память пятидесятилетия архиерейского служения Владыки, в котором спустя несколько дней после сего и положено тело скончавшегося Архипастыря, известно что в храм помещены все иконы, поднесенные ему в день юбилея. — Прим. публ . 65 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 61—62. 66 Деян.21:8—25 67 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 260—291. 68 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 62—64. 69 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 85—87. 70 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». (пропуск в тексте — А.Л.) 71 Высоцкого, известного в то время доктора в Москве. 72 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 87—88. 73 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—62. 74 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—63. 75 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 88—89. 76 Письма с 12 по 23 опубликованы в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. 77 Из молитвы на сон грядущим св. Иоанна Дамаскина. 78 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1876. XI. С. 148—149. 79 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 80 Ирмологий, глас 2, песнь 3 81 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 82 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 76—77. 83 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 77—78.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

8(21) ноября 2019 года, Собор Архистратига Михаила. Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской народной линии» Примечания: 1. Внутренняя и внешняя политика. 28 октября 1869 г.//Всемирная иллюстрация, 1869. 45, 1 ноября. С. 290. 2. Шишкин Николай Павлович (1830-1902), русский дипломат, министр иностранных дел России в 1896—1897 годах, с 1863 по 1875 гг. работал в Сербии. 3. Belgrade, 9 novembre//Correspondance Slave. 19 nov. 1869. P.131 4. Joш неколико речи о нашем г. Митрополиту у Pycuju//Пастир, 1869. С. 720-722. 5. Отчёт о деятельности Санкт-Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета с 11 мая 1869 года по 11 мая 1870 года//Журнал Министерства Народного Просвещения. – 1870. – Ч. CXLXI. Сентябрь. Приложение. С. 8. 6. Филиппов Тертий Иванович (1825-1899) – русский учёный, государственный деятель, церковный публицист. С 1889 года и до кончины был членом Комитета министров - Государственным контролёром (отвечал за финансовую дисциплину). Многолетний член Славянских комитетов и Обществ. Эпитроп Св. Гроба Господня. 7. Отчёт о деятельности Санкт-Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета с 11 мая 1869 года по 11 мая 1870 года//Журнал Министерства Народного Просвещения. – 1870. – Ч. CXLXI. Сентябрь. Приложение. С. 7-12. 8. Первые 15 лет существования Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного Общества. Санкт-Петербург. 1883. С.35- 38. 9. Хроника.//Новое время. 1869. 31 октября. 10. Joш неколико речи о нашем г. Митрополиту у Pycuju (Из «Голоса»)//Пастир, 1869. С. 691. 11. Там же. С. 693. 12. Посещение Вильны высокопреосвященным Михаилом, архиепископом Белградским, митрополитом всея Сербии//Литовские Епархиальные ведомости. 1869. 30 ноября. С. 1287-1290. 13. Проезд Сербского Митрополита Михаила через Вильну//Вестник Западной России. 1869. Кн. X. Т. IV. Отд. IV. С. 37-38. 14. Из писем графини Антонины Блудовой протоиерею П.Г. Лебединцеву мы узнаём о том, что графиня настойчиво просила о приезде Митрополита в Острог: «Он бы истинно обрадовал меня и, как славянин, даже и должен бы приехать к нам в Острог, где единственная православная церковь во имя Свв. Кирилла и Мефодия. Маршрута два из Петербурга: один через Варшаву, Тересполь на Острог, а потом Почаев и Броды в Львов, Прагу и Вену; другой – через Варшаву, Тересполь на Острог, потом на Житомир, назад в Киев и Одессу. По тому или другому будет наша карета в Тересполе, только бы телеграфировал мне в Острог, когда будет выезжать в Варшаву».

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

6. Арсений (Москвин Фёдор Павлович, 1795-1876), Митрополит Киевский и Галицкий в 1860-1876 годах. 7. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии//Киевские Епархиальные Ведомости. 1869. С. 643-644. 8. Киев, 28 сентября 1869 года (от нашего корреспондента)//Новое время. 1869. 3 октября. 9. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии... См. выше. С. 644. 10. Речь Высокопреосвященного Арсения, Митрополита Киевского, в день 50-летия Киевской Духовной Академии, сказанная в конгрегационной зале Академии//Ярославские Епархиальные Ведомости. 1869. С. 395. 11. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии... С. 649. Академик М.П. Погодин 12. Приветствие академика М.П. Погодина Киевской Духовной Академии в день её юбилея, 28 сентября 1869 г.// Ярославские Епархиальные Ведомости. 1869. 49 . С. 408. 13. Юбилей Киевской Духовной Академии//Киевские Епархиальные ведомости. 1869. Ч. Неоф.С. 670. 14. Юбилей Киевской Духовной Академии... С. 673. 15. Обыск русского профессора.//Воронежские Епархиальные ведомости. Ч. неоф. 15 августа 1870 г. С. 338. 16. Хроника. Внутренние известия.//Новое время. 1869. 202, 17 октября. 17. Москвич. Приём в Москве Сербского Митрополита Михаила (Корреспонденция «Нового Времени»)//Новое время. 1869. 18 октября. 18. Дополнительные сведения о пребывании Митрополита Сербского Михаила в Москве и Троицкой лавре//Московские Епархиальные ведомости. 1869. 26 октября. С. 5-6. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

309 Беседы в кафедральном соборе в последние дни великого поста 1868 г.. Из «Смоленских Епарх. Ведомостей» 1869 г. 313 Имеется в виду статья: О предположении учредить в Москве «Братство для содействия ослаблению раскола и воссоединению раскольников с православною церковию». Современная Летопись. Воскресные Приб., к «Моск. Вед.» 14 и 15. 334 Впрочем, этот прием Царских Особ сопровождался для Преосвященного Леонида не весьма благоприятными последствиями. Он вздумал встретить Императрицу во вратах своей обители речью, которая под палящими лучами Июльского солнца оказалась очень неуместною. Императрица жаловалась Государю, а Государь чрез Товарища Обер-Прокурора Св. Синода (Ю. В. Толстого) сделал замечание оратору. Об этом я слышал в Марте 1870 г. из уст Н. А. Сергиевского . 341 Туда приглашал преосвящ. Игнатия преосвящ. Исидор митр. Новгородский письмом от 2-го июля (1869 г.). 344 Как здесь, так и ниже, имеется в виду Высочайше утвержденное 16 Апреля 1869 г. Положение о составе приходов и церковных причтов. См. его в «Полном Собрании Законов Рос. Империи», собрание 2­-е, том XLIV, отделение 1­-е, 1869, 46974, стр. 321–325, Спб. 1873, и в «Извлечении из отчета Обер ­ Прокурора Св. Синода» за 1869 г., Спб. 1870, стр. 219–240. 357 История царствования Императора Александра I и России в его время. Томы I–VI. Спб. 1869–1871. 361 Митрополит Михаил, вышеупоминаемый. О его пребывании в Москве в 1869 г. см. Московские Епархиальные Ведомости 1869 г.,, 41,. стр. 5–6, и 42, стр. 10–11. 362 Устройство Сербской церкви примечательно и достойно подражания во многом, ибо очень близко к древним образцам и канонам. (Примечание преосв. Леонида) 364 1000 руб. на улучшение содержания воспитанников Семинарии и 120 шерстяных одеял на сумму 400 руб. 372 Димитрию Феодоровичу, профессору Академии, ныне протоиерею церкви Свят. Николая в Толмачах и редактору журнала «Душеполезное Чтение». Статья его, под заглавием: «Должна ли оставаться Московская Духовная Академия и на будущее время в Сергиевском посаде?» была помещена. в «Современной Летописи» (Воскресные Прибавления к Московским Ведомостям»), 37, (5-го октября 1869 г.), стр. 7–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1211 Туда приглашал преосвящ. Игнатия преосвящ. Исидор митр. Новгородский письмом от 2-го июля (1869 г,). 1214 Как здесь, так и ниже, имеется ввиду Высочайше утверждённое 16 апреля 1869 г. Положение о составе приходов и церковных причтов. См. его в „Полном Собрании Законов Рос. Империи“, собрание 2-е, том XLIV, отделение 1-е, 1869, 46974, стр. 321–325, СПб. 1873, и в „Извлечении из отчёта Обер-Прокурора Св. Синода“ за 1869 г., СПб. 1870, стр. 219–240. 1227 История царствования Императора Александра I и России в его время. Тома I–VI. СПб. 1869–187). 1231 Митрополит Михаил, выше упоминаемый. О его пребывании в Москве в 1869 г. см. Московские Епархиальные Ведомости 1869 г., 41, стр. 5–6, и 42, стр. 10–11. 1232 Устройство Сербской церкви примечательно и достойно подражания во многом, ибо очень близко к древним образцам и канонам. (Примечание преосв. Леонида). 1234 1000 руб. на улучшение содержания воспитанников Семинарии и 120 шерстяных одеял на сумму 400 руб. 1242 Димитрию Феодоровичу, профессору Академии, ныне протоиерею церкви Свят. Николая в Толмачах и редактору журнала „Душеполезное Чтение“. Статья его, под заглавием: „Должна ли оставаться Московская Духовная Академия и на будущее время в Сергиевском посаде?“ была помещена в „Современной Летописи“ (Воскресные Прибавления к Московским Ведомостям), 37, (5-го октября 1869 г.), стр. 7–11. 1251 Имеется в виду Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки. Отдел третий, Книги богослужебные. (Часть первая). Москва. 1869. 1254 Новоселова, бывшего епископом Томским лишь один год и 21 августа 1868 г. переведённого в Екатеринослав, см. о нём т. II и III Хроники по указателям. 1256 Православная вера. Книга для религиозно-нравственного чтения. В трёх частях. Издание Общества распространения полезных книг. Москва. 1868. 1258 См. о ней т. III Хроники, стр. 276 и прим. 2. † 1 января 1878 г. Московские Ведомости 1878 г. 62. 1268 Подробнее о сём в „Сборнике, изданном по случаю столетия Вифанской Духовной Семинарии. (1800–1900 г. г.) Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1900. Стр. 37–39.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковы и отдельно появлявшиеся и в различных повременных изданиях труды его, кроме раньше упомянутых (напеч. в Чтениях в Обществе Истории и Древностей) в хронологическом порядке: 1) Рассказы из Истории русской церкви, печатанные первоначально в Душеполезном Чтении за 1865–1871 и 1873–1875 годы, а потом выходивши и отдельными книгами и выдержавшие до 6-ти изданий. Эти „Рассказы», на мысль о которых навел автора покойный друг его М. М. Евреинов († 1878), приобрели так же, как и ,,Житие св. Николая чудотворца ,, большую популярность 180 и читались охотно, как написанные живо, с чувством, с теплотой веры и, вдобавок, с хорошим знанием дела и потребностей читающего общества; 2) Владимир Сырков. Исторический рассказ из времен Грозного царя. С портретом царя Иоанна. Москва 1866. 8°, стр. 68 181 ; 3) Стихотворенье по случаю события 4 апреля 1866 года (в Душеполезном Чтении за 1866 г., ч. 1); 4) „Благодарное воспоминание о милостях Божиих» (там же, и за 1869 г. ч. 1); 5) „Воспоминание юности» (там же, 1866, 2); 6) „Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский“ (там же, ч. 3); 7) „Иеросхимонах Иисус, основатель Распятского скита» (там же); 8) „Илларион, митрополит Суздальский» (там же, 1867, 1); 9) „Путевые письма с севера» (описание путешествия в северные русские монастыри) (там же, 1867, 2–1868, 1); 10) „Пребывание в Москве Афонской святыни и исцеления от нее“ (там же, 1867, 3); 11) „Нечто об игумене Артемии, мнимом еретике» (Вологод. Епарх. Ведомости 1868 г., 15); 12) „Василий Степанович Своеземцев, в иночестве преподобный Варлаам Важский» (Душеп. Чтение 1868, 3) 182 ; 13) „Маврикия Ходнева, игуменья Горецкого монастыря» (там же, 2); 14) „Путевые письма из древней Суздальской области» (там же, 1868, 3–1869, 1 и 2); 15) „Юлиания Устиновна Осоргина, благочестивая и праведная помещица 16 века» (там же, 1869, 1); 16) „Живой мертвец» (там же, 1869, 2) 183 ; 17) „Письма из Киева“ (там же, 1869, 3–1870, 1–3); 18) „Церковное торжество в Москве 18 и 19 мая 1869 года по случаю двухсотлетнего пребывания Иверской иконы Богородицы в Московской Иверской часовне» (там же, 1869, 3) 184 19) „Освящение храма в Московской духовной академии» (там же, 1870, 1); 20) „Письмо к М.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Симбирск.(69) Помимо прочего, во время их пребывания в г. Казани царю поднесли: «воспитанник 2 Казанск[ой] гимназии 12-летний Виктор Шидловский - сочинённый им марш на тему " Боже Царя храни и фотограф Локке - альбом с видами г. Казани и типами инородческого населения Казанской губернии». При этом: «Его Императорское Величество соизволил подарить Шидловскому золотые часы, а Локке 400 р[ублей] сер[ебром]». Кроме того, Император Александр II «Всемилостивейше изволил отпустить 1.500 рублей на бедных города Казани».(70) Он также подарил Казанскому полицмейстеру Х.Н. Мосолову «драгоценный перстень», городовому врачу В.И. Колонтаеву - «золотые часы с цепочкой», а нижним полицейским чинам было пожаловано по пятьдесят копеек на человека.(71) Были отмечены и некоторые духовные лица, получившие: «регент архиерейского хора священник Пётр Миловидов - 50 рублей, протодиакон здешнего кафедрального собора Пешехонов - 50 рублей, и архиерейские певчие - 75 рублей».(72) «Невозможно выразить тот восторг народа, - отмечалось в " Казанских губернских ведомостях " , - который огромными массами повсюду встречал и сопровождал своего монарха, бежал за коляскою и везде раздавались восторженные громкие крики " ура. Все здания в городе украшены были флагами, гирляндами, коврами. Все жители улиц, где предполагали, что Государь Император изволит проехать, осчастливленные посещением Августейшего Гостя, украсили свои дома».(73) По случаю Высочайшего визита вечером «город был великолепно иллюминован». «Так совершилось это событие, - заключал " Н.Р. " , - признательная память о котором будет переходить между жителями Казани из рода в род».(74) Как сообщали месяц спустя - 29 сентября 1871 г. - «Казанские губернские ведомости»: «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во время Своего пребывания в Казани, заметив в сём городе отличный порядок, чистоту и благоустройство, Высочайше повелеть соизволил объявить за это Монаршее благоволение Казанскому Губернатору, действительному статскому советнику Скарятину и всем тем лицам, которые принимали участие в наблюдении за порядком во время Высочайшего пребывания в г. Казани».(75) Доски и памятники Через несколько месяцев после посещения Императором Александром II ККТШ - 12 декабря 1871 г. - в ней была освящена домовая церковь во имя святителя Гурия, первого архиепископа и просветителя Казани,(76) приготовления к созданию которой, как отмечал П.В. Знаменский, начались ещё в 1869 г.(77) Дабы увековечить знаменательное событие посещения Императором Александром II ККТШ, Н.И. Ильминский выступил с инициативой изготовления и установки в школе памятной доски. На ней он предложил разместить сказанные родителям учащихся «драгоценные слова» царя: «Я очень рад, что ваши дети учатся здесь и уверен, что они выдут отсюда хорошими христианами».(78) В данной связи «было исходатайствовано Высочайшее соизволение на то, чтобы слова Его Величества с объяснением случая, по коему они высказаны, были начертаны по-русски и по-татарски на мраморной доске и поставлены в школе».(79)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Защищая покоренных им соседей, Казанцы вели частые войны с Русскими. Но в начале у них у самих происходили междоусобия из-за власти. Так, в одной летописи за 6954 (1446) год рассказывается следующее: «Тоя осени царь Мамотяк взял Казань, вотчина Казанского князя Либея (Али-Бека) убил, а сам сел в Казани царствовать». В другой летописи говорится: «Царь Мамотяк взял Казань, Казанского князя Алея убил, а сам воцарился на Казани и оттоле нача быти царство Казанское». Мамотяк пришел из Золотой Орды. И вот с этих пор г. Казань совершенно отделилась от Булгарского царства. Около этого времени был взят в плен в Казань Великий князь Московский Василий, но вскоре был освобожден. О 104 годах царствования в Ст. Казани и 150 годах новой Казани – известно весьма мало. Одни войны и междоусобия служат фактами этого печального времени 42 . Рассказывают, что при завоевании Казани с Махмутеком был отец Улу-Мухаммед, но первый побуждаемый честолюбием, решился убить отца и выполнил этот замысел незадолго до взятия Казани или немного спустя, так что может быть несколько дней царствовал Улу Мухаммед. Религиозное влияние Казани через перемену правления не ослабело, потому что новые правители были магометане же. В Казани по-прежнему учились все окрестные учителя мухаммеданской веры. Часто делались знаменитостями личности, вышедшие из инородцев, напр. Сули-Улчал, Темир-Пулат – сын Надер-Шахов, могилы которых находятся в селе Ширдан; Гадал – сын Шах-Селимов, могила которого находится в Тетюшах. Он был из Мещеряков, которые вместе с Мордвой были финского происхождения, но смешались до того с Татарами, что иных теперь нельзя узнать. Русские летописи говорят о походе Русских на Казань в 1469 году: «и вышед из суд, поидоша на посад к Татарам Казанским всем еще спящим и повелеша трубити, а Татар начаша сечи и грабити, и в плен имати, а что полон был тут на посаде христиан Московской, Рязанской, Литовской, Вятской и Пермской и прочих городов, тех всех отполонища, а посады их все со всех сторон зажогша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Заметим к тому же, что копия Казанской иконы была уже не простая, но оказавшая чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря от поляков, которая следственно поэтому самому делалась драгоценною для нижегородского ополчения, шедшего на бранные подвиги, и которую оно не могло не желать удержать у себя. Но удерживая у себя копию, присланную из Казани, копию, сделавшуюся чудотворною, и посылая в Казань простую, обыкновенную копию, не должно ли было нижегородское ополчение позаботиться об украшении последней, что бы этим, по крайней мере, вознаградить то, чем воспользовалось от Казани? Двукратное спасение Казани во время смертоносной язвы, в половине XVII и около конца XVIII века, помощию чудотворной иконы седмиозерной, прславившейся вскоре после воцарения Михаила Феодоровича и чествуемой в Казани в память этого спасения торжественным принесением ее из пустыни в город, не указывает ли на отсутсвие из Казани чудотворной иконы Богородицы, явившейся в 1579 году? Нисколько не указывает. Во время первого и второго морового поветрия были в Казани мощи св. Гурия и св. Варсонофия, были в городах и окрестностях каранских – чудотворная икона преподобного Сергия в Свияжске, чудотворная явленная икона в пустыне Муроносицкой. Почему же, спрашивается, ни к одной из этих святынь хотя все они благоговейно чтутся в Казани, не обратились казанцы с прошением о помощи противу постигшего их бедствия? Потому, что в народных бедствиях народ прибегает с мольбою к известным святым, известным иконам не самопроизвольно, а по указанию вышнему. В Москве много было чудотворных и мощей и икон в смутное время, – но Москва обратилась с мольбою о помощи к Казанской иконе Божлией Матери. Почему? потому что не только эту икону завещал нижегородцам взять в полки свои патриарх Гермоген, а в этом завещании патрирха видели волю Божию, но и было о ней особое свидетельство на тот раз свыше. Так точно и в Казани во время бывшей смертоносной язвы обратились с мольбою о помощи к иконе Божией Матери смоленской, находящейся в Седмиозерной пустыне, потому что эта икона указана была свыше особенным таинственным видением 52 . Московской иконе издревле присвоено название Казанской, что на пожаре как именуется она и в выходах царей. Казалось бы вероятным, что такое название дано ей по первоначальному явлению на пожарище казанском. Но такого названия явленной иконе в самой Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; поэтому вероятнее предполагать, что московская икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в Москве. Притом можно еще сомневаться самой ли иконе усвояется это название? Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, кажется, и вероятнее, потому что если бы самая икона Божией Матери отличалась этим названием, то такое название постоянно придавалось бы ей; между тем в выходах парней название «что на пожаре» придано московской иконе только три раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010