1966; ср. также: Он же. 1967). Начало научного изучения философии Л. в России связано с деятельностью В. И. Герье (1837-1919), предложившего подробный обзор жизни и учения Л. ( Герье. 1868-1871. Ч. 1), а также подготовившего к изданию документы, касающиеся связей Л. с Россией и его переговоров с имп. Петром I ( Он же. 1873; общий обзор: Он же. 1868-1871. Ч. 2). На рубеже XIX и XX вв. появилось значительное число переводов сочинений Л.; его философские и теологические взгляды неоднократно становились предметом исследования в диссертациях и научных статьях (обзор лит-ры см.: Баюк, Федорова. 2014). Важную роль в рецепции наследия Л. в России сыграл преподаватель Харьковской ДС К. Е. Истомин (1836 - ок. 1916), который в 1887-1892 гг. опубликовал в ж. «Вера и разум» полный рус. перевод «Теодицеи» и еще нескольких сочинений Л., а также обзорную статью о его жизни и религ. взглядах ( Истомин. 1887). Членами Московского психологического об-ва под рук. проф. В. П. Преображенского (1864-1900) был подготовлен и издан сборник переводов малых сочинений Л. ( Лейбниц. Избранные философские сочинения. 1890). Исследованию учения Л. о познании и в целом философского содержания «Новых опытов...» Л. посвящена магистер. диссертация В. М. Каринского (1874 - после 1930), защищенная в С.-Петербургском ун-те (см.: Каринский. 1912). В Казани работал ученик Боброва И. И. Ягодинский (1869 - после 1918), опубликовавший скрупулезное исследование раннего периода философской деятельности Л. ( Ягодинский. 1914), а также подготовивший издание неск. его малых сочинений с комментариями ( Он же. 1913, 1915, 1917). В диссертации ученика Ягодинского Н. Н. Сретенского была предложена сравнительная интерпретация философских систем Л. и Декарта ( Сретенский. 1915). Выполненное на высоком научном уровне сопоставление философского учения Л. со взглядами Спинозы было представлено в магистерской диссертации В. А. Беляева (1883 - после 1957), преподавателя С.-Петербургской ДА ( Беляев. 1914). Философскую оценку взглядам Л.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

92 Мелетий (Якимов ; 29.10.183514.01.1900). В 1856 окончил Вятскую ДС, поступил в Вятский Успенско-Трифоновский м-рь. 1857 – пострижен в рясофор. Был проповедником, библиотекарем и учителем в Вятском дух. училище. 1858 поступил в КазДА. 1859 – иеродиакон. В 1861 за служение панихиды по крестьянам, убитым при усмирении волнений, сослан в Посольский СпасоПреображенский м-рь (на Байкале) для участия в деятельности миссии. В 1862 начал миссионерскую деятельность, иеромонах. 1865 – канд. богосл. С 1862 по 1867 обратил и окрестил более 500 человек. 1867 – миссионер в Тунгусской степи. С 1872 проповедовал бурятам и тунгусам, проживающим у границы с Монголией. 1873 – нач. Иркутской миссии, наст. Ниловой пустыни в Саянских горах. 1874 – архимандрит. В 1874–1875 ездил в Казань для ознакомления с системой Н. Ильминского . 1878 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии, нач. Забайкальской миссии. 1889 – еп. Якутский. 1896 – еп. Рязанский и Зарайский. 1998 – обретены его мощи (Мануил, IV. 311315; Русское православие). 93 Макарий (Дарский; † 7.09.1897). Окончил Тульскую ДС и МДА (1868), иерей. 1871 – канд. богосл. 1880 – смотритель Иркутского дух. училища. 1881 – иеромонах, нач. Иркутской миссии, архимандрит. 1883 – еп. Киренский, вик. Иркутской епархии. 1889 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии. 1892 – еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский (Мануил, IV. 211212). 94 Мартиниан (Муратовский; 18205.07.1898). В 1842 окончил КазДА, учитель в Свияжском дух. училище. 1845 – монах, иеродиакон. 1846 – иеромонах. 1853 – смотритель Свияжского училища. 1856 – наст. Свияжской Макарьевской пустыни. 1861 – архимандрит, наст. Иркутского Вознесенского м-ря. 1869 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии. 1877 – еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Перевел на корейский и нанайский языки: Евангелие, избранные псалмы, литургию и Священную историю. 1885 – еп. Таврический и Симферопольский. 1896 – архиеп. (Мануил, IV. 303304). 95 Игнатьев Алексей Павлович, граф (22.05.18429.12.1906). В 1862 окончил Академию ген. штаба. 18851887 – генерал-губернатор Восточной Сибири. 1887–1889 – Иркутский губернатор. 1885–1889 – командующий войсками Иркутского округа. 18891997 – Киевский, Подольский и Волынский губернатор. С 1896 – член Гос. совета. Был одним из наиболее активных противников С. Витте. В 1905 член Особого совещания по делам веротерпимости. Убит членом боевой организации партии эсеров (Отечественная история II. 319).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

С 16 апр. 1860 г. по ходатайству Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости» , на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. в., хотя встречались и нестандартные заглавия. С 1861 г. издания выходили в Киеве, Тамбове и Чернигове, с 1862 г.- в Калуге, Каменце-Подольске ( «Подольские епархиальные ведомости» ) и Туле, с 1863 г.- в Вильне ( «Литовские епархиальные ведомости» ), Вятке (ныне Киров), Иркутске и Полтаве, с 1864 г.- в Вологде и Н. Новгороде, с 1865 г.- во Владимире, в Орле, Рязани, Саратове и Смоленске, с 1866 г.- в Воронеже и Пензе, с 1867 г.- в Казани ( «Известия по Казанской епархии» ), Кишинёве, Кременце ( «Волынские епархиальные ведомости» , с 1908 изд. в Житомире), Перми, Самаре и Харькове, с 1868 г.- в Минске, с 1869 г.- в Москве (с 1880 «Московские церковные ведомости»), Новочеркасске ( «Донские епархиальные ведомости» ) и Симферополе ( «Таврические епархиальные ведомости» ), с 1871 г.- в Белгороде ( «Курские епархиальные ведомости» , с 1882 изд. в Курске), с 1872 г.- в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), с 1873 г.- в Оренбурге и Ставрополе ( «Кавказские епархиальные ведомости» , с 1886 «Ставропольские епархиальные ведомости» ), с 1874 г.- в Витебске ( «Полоцкие епархиальные ведомости» ), с 1875 г.- в Астрахани и Новгороде, с 1876 г.- в Симбирске (ныне Ульяновск), с 1877 г.- в Варшаве ( «Холмско-Варшавский епархиальный вестник» ) и Твери, с 1879 г.- в Уфе, с 1880 г.- в Риге («Рижский епархиальный листок», с 1887 «Рижские епархиальные ведомости» ) и Томске, с 1882 г.- в Тобольске, с 1883 г.- в Могилёве, с 1884 г.- в Красноярске ( «Енисейские епархиальные ведомости» ), с 1885 г.- в Архангельске («Архангельские епархиальные известия», с 1888 «Архангельские епархиальные ведомости» ) и Костроме, с 1886 г.- в Екатеринбурге, с 1887 г.- в Якутске, с 1891 г.- в Тифлисе (ныне Тбилиси) ( «Духовный вестник Грузинского Экзархата» ), с 1894 г.- в Благовещенске ( «Камчатские епархиальные ведомости» , с 1899 «Благовещенские епархиальные ведомости» ) и Пскове, с 1895 г.- во Владикавказе и в С.-Петербурге ( «Известия по Санкт-Петербургской епархии» ), с 1898 г.- в Омске и Петрозаводске ( «Олонецкие епархиальные ведомости» ), с 1900 г.- в Чите ( «Забайкальские епархиальные ведомости» ), с 1901 г.- в Гродно, с 1903 г.- во Владивостоке, с 1906 г.- в Верном (ныне Алма-Ата) ( «Туркестанские епархиальные ведомости» ) и Холме (ныне Хелм, Польша) ( «Холмская церковная жизнь» ).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Помощь университета выражалась в уже упомянутой «языковой» поддержке академии в 1840-х гг., когда востоковедении в Казанском университете было уже достаточно развито, в привлечении университетских преподавателей – славистов, филологов – к преподаванию в КазДА в последующие годы. Была и обратная помощь: после перевода в 1854–1855 гг. «восточного разряда» из Казанского университета в Санкт-Петербург силами академических миссионерских отделений в Казани удалось сохранить востоковедение, а затем – в 1880-х гг. – возродить его в университете, причем используя помощь выпускника и бывшего профессора КазДА Н. И. Ильминского с. 31–86]. Начиная с 1860-х гг. профессора и выпускники КазДА преподавали в университете не только богословие, но и церковную историю, и церковное право. Кроме того, некоторые церковно-исторические, церковно-правовые, миссионерские вопросы разрабатывались совместными усилиями преподавателей академии и Корпорация КазДА на протяжении всего исторического пути (1842–1918 гг.) активно участвовала в процессе совершенствования самой концепции высшей духовной школы. Так, в 1867–1869 и 1881–1884 гг., при разработке новых Уставов духовных академий Конференция и Совет КазДА представлял свои проекты, представители академии работали в комиссиях по выработке итоговых официальных проектов (в 1868 г. – Н. П. Соколов, в 1881–1882 гг. – И. С. Бердников ) 30; 31]. В начале XX в., когда в духовных академиях началась новая эпопея по обсуждению модели высшей школы, наиболее адекватно отвечающей задачам научно-­богословского развития, КазДА также была в гуще событий. Преподавательская корпорация искренне желала создать условия для эффективного служения Церкви богословской наукой, хотя, конечно, на реализацию этого желания заметно влияла общая ситуация в России: борьба за «автономию» и увлечение профессоров церковно-политическими проблемами свидетельствовали об этом сложном смешении мотивов и идей. Тем не менее, итогом всех обсуждений было составление в 1917–1918 гг. проекта Нормального духовно-академического устава, в котором непосредственно участвовали ректор КазДА епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) , инспектор архимандрит Гурий (Степанов) , профессора академии протоиерей Николай Писарев, М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это особенно заметно в женщинах. В таком случае богатство – истинное благословение Божие. А прежде я с трудом мог представить, чтобы из богатства могло возникнуть что-нибудь доброе. Так подействовала риторика наших проповедей на мой молодой ум. Во всей этой характеристике моей вы найдете много противоречий; не думайте, чтобы тут не было правды; все эти противоречия легко примиряются, если вспомните о двух жизнях каждого человека, о различных эпохах в жизни и, наконец, о великой способности каждого человека, в особенности меня, к самым различным и противоположным мыслям и правилам в одну и ту же эпоху жизни. Прощай, Академия! Было время, я сердился на тебя; но все же я люблю тебя! И ты меня любила и ласкала. Я сердился на тебя, как глупый и капризный ребенок. 7-го июля 1844 года я оставил Академию. Моя повозка была укрыта рогожами, положенными на зеленые березки, согнутые дугою над телегою. Ящик с тетрадями и книгами, горшок с лимоном и геранью, выращенными в Академии, отправлялись со мною в Дмитров. Извозчик был старый знакомый – Василий Мороз из Волдынска. Неводчиков, Пщолко и другие проводили меня. Около 6-ти часов вечера я приехал в Дмитров. День был хороший, перепадал, впрочем, и дождичек. Ученье кончено. Куда-то поведет меня судьба? Но пока оставим это... 183 По окончании академического курса два года состоял бакалавром Акаде­мии; в 1846 году вышел в Москву во священники; скончался в 1885 году (про­тоиереем Николаевской церкви на Арбате) во время совершения с митроп. Иоанникием литургии, по приобщении св. Христовых тайн. 185 Умер архиепископом Самарским 11-го янв. 1891 г.; по окончании курса в Академии был назначен бакалавром в Казанскую Академию, в которой и при­нял монашество. О. Дим. Ив. Кастальский был сослуживцем его в Казани. В одном месте своих «Записок» он пишет о нем: «С о. Серафимом, т.е. с Сем. Иван., мы часто ссорились. Главный порок его – гордость и убеждение, что в нем течет кровь княжеская (он производит себя от какого-то князя), а во всех прочих кровь мужицкая. А впрочем, он был человек благонравный. Он меня учил французскому языку и был очень сердит в этом случае. Я был довольно терпелив с ним, но иногда тоже доходил до греха». (2 т., л. 183). В 1854 г. Серафим из инспекторов Казанской Академии был назначен ректором Симбирской семинарии, а в 1856 г. – Тверской; в 1866 г. – епископ Старорусский, в 1869 – Смоленский, в 1874 – Рижский и, наконец, в 1877 – Самар­ский. 187 По окончании академического курса магистром, был назначен профессо­ром Подольской семинарии, где и принял монашество; в 1853 г. – инспектор Полтавской семинарии и потом Харьковской; в 1857 г. – ректор Владимирской семинарии: в 1860 – Петербургской; в 1864 г. – епископ Екатеринославский; в 1868 – Томский; умер в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ЖМНП постоянно поднимались проблемы образования, в т. ч. духовного. Здесь вышел «Очерк истории народных школ в Германии» Рехневского (1860. Отд. 1. 10. С. 1-35; 12. С. 117-156). Подробно рассматривались история учебных заведений в России (рецензия на «Историю Киевской духовной академии» (СПб., 1843) иером. Макария (Булгакова ; впосл. митрополит Московский) (1844. 5. Отд. 6. С. 57-75), статьи «Братья Лихуды: Эпизод из истории русского просвещения в конце XVII столетия» И. Я. Образцова (1867. 9. Отд. 2. С. 736-753), «О заслугах покойного митрополита Литовского Иосифа в деле русского образования в Западной России» Кояловича (1868. 12. Отд. 2. С. 896-905)) и их совр. состояние («О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях» Ф. И. Буслаева (1867. 1. Отд. 2. С. 58-75), «Школа для первоначального обучения детей крещеных татар в Казани» Н. И. Ильминского (1867. 6. Отд. 4. С. 293-328), «О преподавании Закона Божия в учительской семинарии Северо-Западного края России» свящ. М. Ивановского (1869. 7. Отд. 3. С. 1-7)). Вопросы педагогики и воспитания часто подавались в тесной связи с христианскими идеалами. Попечитель Одесского учебного округа Н. И. Пирогов в ст. «Вопросы жизни» (1856. 9. Отд. 2. С. 339-380) рассуждал о целях и задачах воспитания в свете христ. антропологии. По мнению автора, христ. истины делают осмысленным существование человека, определяют цель и задачи педагогической деятельности. Эта публикация имела общественный резонанс. Последний номер журнала (нояб.-дек. 1917) вышел под редакцией Лебедева-Полянского. Его открывало обращение народного комиссара просвещения А. В. Луначарского , к-рый наметил «общее направление просветительской деятельности» нового правительства: «Всякая истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царят безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения; а вместе с тем, устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые, как можно скорее, дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России» (1917. 11/12. С. 3-4). Луначарский призывал всех учителей сотрудничать с советской властью. Офиц. часть последнего номера содержала распоряжения Совета народных комиссаров. Здесь также было опубликовано извещение, что с 1918 г. вместо ЖМНП раз в 2 недели будет выходить ж. «Народное просвещение» - социалистический, общественно-политический, педагогический и научный орган, издаваемый Народным комиссариатом просвещения.

http://pravenc.ru/text/182367.html

Соч.: О рябиновщине//ПС. 1867. Ч. 2. 5. С. 43-66; О численности раскольников//Там же. 8. С. 257-302; Об австрийском священстве: Публ. лекции, чит. в Казани в марте 1868 г.//ПО. 1868. 5. С. 19-53; 6. С. 219-251; Протопоп Аввакум: Публ. лекция в Казани 23 марта 1869 г. в пользу братства св. Гурия//ПС. 1869. Ч. 2. 5. С. 18-61; 6. С. 135-155; О беспоповщинской исповеди: Публ. лекция 6 апр. 1869//Там же. Ч. 2. 7. С. 253-285; Одно из новейших и весьма странных мнений старообрядческих [об антихристе]//Там же. Ч. 3. 10. С. 125-133; О епитимиях: По поводу нарекания раскольников на Правосл. Церковь//Там же. 12. С. 320-366; Бракоборцы и брачники в старообрядческом расколе: По поводу соч. «Семейная жизнь в рус. расколе» И. Нильского//Там же. 1870. Ч. 1. 4. С. 321-350; Ч. 2. 5. С. 32-45; Ч. 3. 10. С. 136-173; Неск. слов по отношению 8-ми вопросов, сост. новоединоверцами к старообрядцам//Там же. 1871. Ч. 1. 2. С. 121-154; О таинстве св. причащения по учению старообрядцев безпоповщинского согласия: Публ. лекция, читанная в Казани 26 февр. 1871 г.//Там же. 4. С. 243-278; О собеседованиях со старообрядцами, бывших 28 нояб. и 6 дек. 1871 г.//Там же. 1872. Ч. 1. 3. С. 332-350; Новое издание сочинений игум. Павла: Восп. и беседы и иные соч. М., 18712//Там же. 1872. Ч. 2. 8. С. 459-489; Ответ проф. КазДА Н. И. Ивановского г. Шошину в Самару: [По вопросу о беглопоповцах]//Там же. Ч. 3. 9. С. 68-75; Несколько слов по поводу бесед со старообрядцами в Казани за 1-й год их существования//Там же. 11. С. 252-281; 12. С. 459-483; Книга об антихристе и проч. действах, иже при нем быти хотящих. Каз., 1873, 18922; Присоединение к православию неск. последователей австрийского священства//ПС. 1873. Ч. 1. 2. С. 175-186; Случайные старообрядческие архиереи XVIII ст. как доказательство истинности беглопоповщинского согласия//Там же. 4. С. 571-582; Защитнику старообрядцев в Самару: (По вопр. о беглопоповцах)//Там же. Ч. 2. 6. С. 203-235; Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима//Там же. 7. С. 336-363; Происхождение и характеристика главных беспоповщинских сект старообрядческого раскола//Там же.

http://pravenc.ru/text/200509.html

Новый этап в жизни крещено-татарских школ был связан со значительной материальной поддержкой, оказывавшейся братству свт. Гурия со стороны Православного миссионерского общества. Появилась общественная и гражданская поддержка; дело пошло гораздо быстрее — Казанский край стал покрываться сетью крещено-татарских школ. Одновременно под влиянием Н. И. Ильминского в Казани возникло движение по созданию школ для чувашей, черемисов и вотяков. Прежде всего были вложены большие труды в переводы и издания Священного Писания, учебников, молитвенников. Появились и школы, сначала в Казани, потом в Казанской епархии и далее — в Центральной России и Сибири. И все это время образцом была крещено-татарская школа Ильминского. Постепенно на народные языки было переведено богослужение, церковные песнопения переложены на ноты. Впервые литургия полностью на татарском языке была совершена в Казани в 1869 г. иеромонахом Макарием (Невским) (впоследствии митрополит Московский). В то время он был помощником начальника Алтайской миссии и в 1868 г. для исправления и подготовки к печати грамматики алтайского языка приехал в Казань, к Н. И. Ильминскому. Вместе они работали над переводами Священного Писания и богослужения на алтайские языки. Иеромонах Макарий принял участие в жизни школы, помог переложить богослужение на татарском языке на ноты, на православные распевы, составил из мальчиков и девочек хор, а Великим постом 1869 г. совершал богослужение на татарском языке. Но в конце 1869 г. иеромонах Макарий (Невский) должен был уехать, и богослужение на татарском языке прекратилось. Встал вопрос о том, что для продолжения совершения литургии на татарском языке необходимо рукоположить священника из татар. Лучшим из кандидатов был Василий Тимофеев. И в 1869 г. этот простой человек, водовоз, звонарь, дворник, становится удивительным священником, пастырем крещено-татарской школы. Вслед за ним и многие другие выпускники крещено-татарской школы стали пастырями, а некоторые из них продолжали обучение в семинарии и академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«После богослужения беседовал с ними о жизни христианской, о состоянии отшедших душ по смерти, об ангелах-хранителях. Последнее они слушали с особым вниманием, и удовольствие свое, что у них есть невидимые и сильные поборники против злобы диавола, они выражали жестами» С. 84]. Вместе с Чевалковым иеромонах Макарий переводит и редактирует старые переводы Священного Писания, богослужения и т. д. В 1865 г. литургия впервые была совершена полностью на телеутском языке. Собран был огромный материал по переводам на алтайский язык, поэтому в 1864—1865 гг., а затем и в 1867—1868 гг. миссия командирует о. Макария в Петербург для издания в Синодальной типографии переводов на алтайский язык 84 . В 1868—1869 гг. по приглашению Н. И. Ильминского о. Макарий жил в Казани, где вместе с выдающимся ученым занимался исправлением и подготовкой к печати «Грамматики алтайского языка» 85 . Всего на алтайском и шорском языках были опубликованы в эти и последующие годы в Казани с помощью братства свт. Гурия Казанского: «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Указание пути в Царствие Небесное» (1884), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (1882—1884, в 4 вып.) и др. Впоследствии, с конца 80-х гг., книги на алтайском языке печатались в Томске и Бийске. Он также помогал Николаю Ивановичу в его центральной крещено-татарской школе: создал ученический хор, составил церковные напевы по образцу алтайских и переложил их на ноты. В 1869 г. он впервые отслужил литургию на татарском языке и тем положил начало богослужению на местных языках в Казанской епархии. За эти труды братство свт. Гурия избрало его в свои пожизненные члены, а архиеп. Казанский Антоний (Амфитеатров) представил к возведению в сан игумена. В 1870 г. он возвратился в Алтайскую миссию, принеся в нее опыт Н. И. Ильминского, прежде всего опыт крещено-татарской школы. Организованная по ее образцу школа в с. Чопоше 86  выпустила первых учителей-алтайцев, а ее ученики несли веру в соседние аулы проповедью, пением, учением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Такого счастия, такого постоянного внимания не удостаивалось ни одно учебное заведение...» Одним из наиболее торжественных и запомнившихся казанцам событий Высочайшего визита стало посещение августейшими особами Казанской крещёно-татарской школы (ККТШ) (впоследствии - Казанской центральной крещёно-татарской школы/КЦКТШ/), созданной в 1863 - 1864 гг. трудами выдающегося русского миссионера, педагога, учёного-востоковеда Н.И. Ильминского (1822 - 1891/1892) и его ученика и ближайшего соратника - священника В.Т. Тимофеева (1836 - 1895). В опубликованной в 69 от 4 сентября 1871 г. «Казанских губернских ведомостей» неподписанной заметке отмечалось, в частности, что: «В последнее четырёхлетие Казанская крещёно-татарская школа ежегодно удостаивалась (40) посещения Августейших Членов Царской семьи и даже самого Государя Императора. Кто только из Царской Фамилии не приезжал в Казань, все и каждый посетили крещёно-татарскую школу. Такого счастия, такого постоянного внимания не удостаивалось ни одно учебное заведение не только в Казани, но вероятно и в целой России».(41) 19 мая 1868 г., во время своего пребывания в г. Казани, в ККТШ нанёс визит четвёртый сын Императора Александра II - Его Императорское Высочество Великий князь Алексей Александрович (1850 - 1908). 18 июля 1869 г. он вновь посетил школу, в сопровождении своего брата Наследника Цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III) и его супруги - Цесаревны Великой княгини Марии Феодоровны (1847 - 1928). Несколько ранее - 31 мая 1869 г. - в ККТШ побывал Его Императорское Высочество Принц Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812 - 1881). 8 июня 1870 г. в школу нанёс визит младший брат Императора Александра II Его Императорское Высочество Великий князь Константин Николаевич (1827 - 1892).(42) При этом внимание представителей Царствующего Дома Романовых автор вышеозначенной заметки объяснял: «Тем, что в ней воспитываются дети крещёных татар в христианском законе. Государю Императору, конечно, известны бедность, слабость и шаткость многих крещёных татар, и вот Он, несмотря на бесчисленная заботы и важные государственные дела, помнит и приходит видеть крещёно-татарских детей, обучающихся в христианской вере, высказывает родителям свою радость и надежду, что их дети будут хорошими христианами.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010