1858 г. – родился. 1882 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1906 г. – иеромонах, настоятель Московского Высокопетровского монастыря; архимандрит. 1907 г. – настоятель Новоспасского монастыря. 1914 г. – хиротонисан во епископа Балахнинского. 1917 г., 25 января – епископ Орловский. 1917 г., 26 мая – уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре. 1918 г. – убит в Смоленске. МАКАРИЙ (Парвицкий «Невский» Михаил Андреевич), митрополит Алтайский. 1835 г., 1 октября – родился в селе Шапкине, Ковровского уезда, Владимирской губ., в семье пономаря. 1854 г. – окончил Тобольскую духовную семинарию. 1855 г. – начал свою деятельность в составе алтайской духовной миссии. 1861 г. – принял монашество, рукоположен в иеромонаха. 1861–1864 гг. – трудился над устроением Чулышманского монастыря. 1868–1869 гг. – работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал ряд богослужебных и святоотеческих книг на алтайском языке. 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии; архимандрит. 1884 г. – епископ Бийский, викарий Томской епархии. 1891 г., 26 мая – епископ Томский и Семипалатинский. 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский. 1906 г. – архиепископ. 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. 1912–1917 гг. – митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. 1913 г. – почётный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1917 г., 20 марта (1 апреля) – уволен на покой с поселением в Николо-Угрешский монастырь. 1920 г., август – Св. Патриархом Тихоном митрополиту Макарию дарован почётный пожизненный титул митрополита Алтайского. 1926 г., 2 марта – скончался в п. Котельничи Московской области Люберецкого р-на. 1956 г. – останки перенесены в Загорск и захоронены под Успенским Собором. Выдающийся святитель-миссионер, просветитель алтайского народа. За его деятельность и благочестивую жизнь народ назвал его «Апостол Алтая» и «Сибирский столп православия». Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова ; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются. С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник» , в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии» .

http://pravenc.ru/text/199943.html

Павел, архиепископ Казанский и Свияжский (Лебедев Петр Васильевич) Родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. В 1843 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1853 году окончил курс академии; 28 июня пострижен в монашество; 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха. 29 апреля 1855 года получил звание магистра. 6 ноября 1857 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита. С 15 октября 1859 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1861 года – ректор Смоленской духовной семинарии и настоятель Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. С 20 декабря 1866 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 29 августа 1869 года – епископ Ладожский, первый викарий той же епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Кишиневский и Хотинский. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа. С 16 июля 1882 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 23 апреля 1892 года при чтении молитвы Пресвятой Богоматери. Погребен в городе Казани. Архиепископ Павел являл собой «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах Церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Талантливый проповедник, силой своего сердечного, простого слова, исполненного истины, производил глубокое, неотразимое впечатление на слушающих. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

326 Маркелл Попель – с 16 марта 1871 г. администратор Холмской униатской епархии, с 8 июня 1875 г. православный Люблинский епископ. С 9 дек. 1878 г. Подольский, с 6 марта 1882 г. Полоцкий, с 25 февраля 1889 г. присутствующий в синоде († 1903 г.). 328 Кульчицкого, епископа Туркестанского и Ташкентского (1878–1883). Туркестанская епархия, учрежденная в 1870 г. была очень бедна духовенством. 331 Какие именно викариатства имеются здесь в виду, мы не знаем. Но мы знаем, что в Козлове Тамб. епархии в 1868 г. открыто было викариатство по желанию Киевского митрополита Арсения для его племянника Иоанникия Москвина. Со смертью последнего в 1869 г. Козловское викариатство оставалось не замещенным до 1903 г. 335 Московская игумения Митрофания, в миру баронесса Праск. Гр. Розен, осуждена была в 1874 г. по обвинению в подлоге векселей Солодовникова на сумму свыше миллиона рублей. Существует книга Е. П. Забелиной : «Дело игуменьи Митрофании». См. в «Русской Старине» 1902 г. 341 «Тунгус – якутское слово, значит немой, немец, хотя по характеру их зовут лесными французами». Прим. автора. 343 Этому совету архим. Владимир, сделавшись епископом, хотел было последовать (см. ниже 39, P.S.) 344 Письмо на этом обрывается: сохранился только первый лист почтовой бумаги, заключающий напечатанное здесь. 349 Памфлет этот, в виде корреспонденции из Бийска, помещен в 2-м «Сибири» (за 1880 г.). Архим. Владимир ответил на него в своем отчете по миссии за 1879 г. (стр. 18, пр.). 350 Иаков (Домский), архим., ректор Благовещенской, а с 1879 г. Пермской семинарии (выше 27, 28). 354 Свечной завод при Улалинской женской общине открыт архим. Владимиром в 1870 г. и до открытия епархиального завода обслуживал нужды многих церквей Томской епархии. 355 Письмо это, от 20–29 янв. 1880 г., напечатано нами в «Православном собеседнике» 1904, июль–август, под заглавием: «О миссионерских переводах на инородческие языки». 356 До 1880 г. Переводческая комиссия в Казани издала следующие бурятские переводы: Учение пред принятием св. крещения (1875), Учение о св. христианской вере (1877), Свящ. история с картинами (1878); в этом же году вышла грамматика монголо-бурятского разговорного языка прот. А.Орлова и житие св. Николая Мирликийского. После того вышли только каждодневные молитвы (1882).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40 Печатается по: Московские церковные ведомости. М. 1914. 26. 28 июня. С. 478. Митрополит Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 †16.2.1926), Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся святитель, миссионер, просветитель алтайского народа; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. После окончания Тобольской Духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание «Невский», поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 – архиепископ), с 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода (1912), почетный член С.-Петербургской Духовной академии (1913). Незаконно уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (авг. 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губ. В 1956 г. останки Святителя (по свидетельству очевидцев – нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. 42 Печатается по: На Архиерейской даче в Черкизове//Душеполезное чтение. 1915. 1. Январь-февраль. С. 81–82. Историю Митрополичьей дачи в Черкизове см. в прим. 211 к 1-му т. наст. изд. В 1980е гг. здание дачи занимала строительная организация; в 1989–1992 гг. принадлежала Издательскому отделу Московской Патриархии. После пожара на втором этаже (в марте 1992 г.) полуразрушенное здание передали (1994) Отделу по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемому викарием Московской епархии, архепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым). При содействии президента Якутии М. Е. Николаева Отдел собирается отремонтировать Митрополичью дачу и создать здесь братство святителя Иннокентия (Чижов А. Б. Деревянные храмы Москвы и Подмосковья//Московский журнал. М. 1998. 1. С. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Палладий (Раев,Павел Иванович Писарев), митр. С.-Петербургский и Ладожский Родился 20 июня 1827 года в семье священника Нижегородской епархии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. В 1852 году окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия и определен учителем логики и психологии в Нижегородскую духовную семинарию, и преподавателем татарского языка. 15 августа 1856 года рукоположен во священника к Покровской церкви, Нижегородской епархии. 15 янв.1861 года, овдовев, принял пострижение в монашество. 18 февраля 1862 г. возведен в сан архимандрита. 28 авг.1863 г. инспектор СПБ духовной семинарии. 2 дек. 1864 г. ректор СПБ духовной семинарии. 18 дек.1866 года хиротонисан во епископа Ладожского. С 15 июля 1869 г. – епископ Вологодский. С 13 июня 1873 г. епископ Тамбовский. С 9 сент.1876 г. – епископ Рязанский. 12 апр.1881 года возведен в сан архиепископа. С 1881 года – почетный член Казанской духовной академии. С 21 августа 1882 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. При нем с 15 января 1863 года в инородческих приходах разрешено совершать богослужение на инородческих языках. В ноябре 1884 года был в СПБ на съезде преосвященных. В июле 1865 года председательствовал на пастырском собрании Поволжских епископов в Казани, созванных по его инициативе для решения вопросов пастырской практики по отношению к раскольникам и инородцам. В 1886 году основал Царевококшайский Богородично-Сергиевский женский черемисский монастырь. При нем была приписана к архиерейскому дому Седмиозерская пустынь и управляющие Казанской епархией стали именоваться ее настоятелями. С 29 сент.1887 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. В 1868 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. 18 окт.1892 года возведен в сан митрополита с титулом митрополит С.-Петербургский и Ладожский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующий член Св.Синода. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 1860-е годы в Санкт-Петербурге им были напечатаны на алтайском языке Литургия св. Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко Св. Крещению, Последование Св. Крещения и ряд богослужебных книг. Большая часть этих книг была переведена о. Макарием, некоторые были переведены до него, а им были пересмотрены и исправлены, при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности. Назначенный в 1865 г. начальником Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) направил иеромонаха Макария в Казань для ознакомления с организацией крещено-татарских школ по системе Н.И. Ильминского. В 1868-1869 гг. отец Макарий не только подробно изучил деятельность профессора Н.И. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке. По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности. В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной. В 1871 г. иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 г. стал помощником начальника Алтайской миссии. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев. В 1883 г. отец Макарий был возведен в сан архимандрита, а в 1884 г. рукоположен в епископа Бийского. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. в Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем. У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.

http://patriarchia.ru/db/text/4601422.ht...

архиепископ Павел (Лебедев) (24.12.1827–05.05.1892) архиепископ Павел (Лебедев) Архиепископ Казанский и Свияжский. Духовный писатель и проповедник. Биография В миру - Лебедев Петр Васильевич, родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. В 1843 года по окончании Тверской семинарии поступил в Петербургскую академию, которую окончил в 1853 году первым по списку. 28 июня 1853 года пострижен в монашество, 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября - во иеромонаха. 29 апреля 1855 года получил ученую степень магистра. 6 ноября 1857 года назначен инспектором Петербургской семинарии. 14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита. С 15 октября 1859 года - инспектор и профессор догматического богословия Петербургской академии. На него обратил внимание святитель Филарет (Дроздов), который был очень высокого мнения о его способностях и нравственных качествах, несколько раз в письмах рекомендовал его высокопоставленным лицам. 23 августа 1861 года назначен ректором Смоленской семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Здесь он оказался под началом у епископа Антония (Амфитеатрова), который высоко оценил молодого архимандрита. Позже, когда владыка Антоний стал Казанским архиепископом, он предсказывал отцу Павлу, что тот будет одним из его преемников в Казани. С 20 декабря 1866 года - ректор Петербургской семинарии. 8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Петербургской епархии. С 29 августа 1869 года - епископ Ладожский, первый викарий той же епархии. С 23 июня 1871 года - епископ Кишиневский и Хотинский. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа. С 16 июля 1882 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Св. Синода. Должность экзарха Грузии была очень высокой, вполне вероятно, владыка Павел стал бы столичным или московским митрополитом. Но произошел трагический случай. Во время посещения Тифлисской духовной семинарии на архиепископа Павла бросился с ножом семинарист и тяжело его ранил; позднее семинарист был признан невменяемым. Об этом эпизоде не писали в газетах, но он стал широко известен на Кавказе. В результате обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев принял решение удалить владыку Павла с Кавказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/

По прибытии в Казань энергично взялся за дело просвещения инородцев Казанской епархии. Плодом его просветительской деятельности было обращение в Православие 811 человек. В то же время в Казани завел процесс с губернатором Артемием Волынским и подал на него челобитную, в которой обвинял его в разных обидах архиерейскому дому, монастырям и духовенству, в насилиях всем жителям Казанской губернии, во взятках, в потворстве расколу, в побоях и даже убийствах. Волынский был смещен с губернаторства, но скоро вошел в большую силу при дворе, после чего Сильвестру пришлось дорого поплатиться за свой донос. Он был отрешен от епархии и окончил свою жизнь в крепости. Духовный писатель. Труды: Канон Пресвятой Богородице, «егоже от оклеветания в печалях и напастях петь прилично». Молитвы. Челобитная//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1862, кн. 4. Письмо к духовнику царевича Алексия, Я. Игнатьеву от 6 ноября 1707 г. с изъявлением радости о возвращении царевича в отечество//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1861. – Кн. 3. Несколько молитв. Литература: Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 14. Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. – С. 114, 480. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 29, 31–32. Знаменский П. В. Сильвестр, митрополит Казанский//Православное обозрение. – М., 1878, апрель, май, июнь. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 84, 341–347, 671. Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1, прим. 9. – С. 4, 7, 9. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 46, 73, 140, 289, 416, 444, 592, 605.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ректором Казанской Академии в 1869 г. (год реформы) был архимандрит Никанор Бровкович (1868–1871). Он читал введение в богословие вполне в духе реформы: его лекции отличались завершенностью формы и богатством содержания. Никанор был замечательным воспитателем, по словам Я. А. Богородицкого, он внимательно и проникновенно изучал способности, душевные качества и настроения студентов, он был врагом всякой непорядочности, любил как внешнюю, так и внутреннюю (душевную) красоту, был гуманным, экспансивным, чрезвычайно энергичным человеком в деле преподавания и воспитания в Как сообщает историк академии П. Знаменский, Никанор Бровкович обладал талантом выбирать из числа студентов по-настоящему одаренных людей для подготовки их к научной и преподавательской Когда он стал викарием Донской епархии, должность ректора на долгих 24 года, с 1871 по 1895 г., перешла к протоиерею А. П. Владимирскому (1821–1906), который оказался последним ректором академии из белого духовенства. По оценке П. Знаменского, его ректорство было временем мира, благополучия и счастья для Казанской Духовной Академии. Когда же протоиерей Владимирский был отправлен с почетом на покой и стал членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, его преемником был назначен, как уже говорилось, молодой архимандрит Антоний Пастырское богословие в Казани преподавал А. В. Вадковский, сначала доцент, затем профессор и, наконец, инспектор, пока в 1886 г. он не был переведен на должность инспектора Петербургской Академии. Он учился в Казанской Академии, и еще Никанор Бровкович, будучи ректором, обратил внимание на способного студента, впоследствии снискавшего себе известность в сане митрополита Петербургского Неотделим от Казанской Академии профессор П. В. Знаменский (1836–1910), в течение 35 лет читавший в ней курс истории Русской Церкви. Он является автором истории академии за период с 1842 по 1870 г.— лучшего труда по истории русского духовного образования. Знаменский положил начало изучению церковной реформы Петра I, а его работы по истории приходского духовенства и духовной школы до сих пор служат основой для исследователей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010