Как благодетельны пост, молитва и труд! Какой порядок, мир и тишину вносят они во всё существо наше! Какой покойный сон! Как легко вставать поутру! (Светским людям, не хотящим поститься.) Какой я злой и раздражительный! Озлился сегодня на протоиерея за то, что он прислал ко мне на епитимию два лица, имевшие любовную связь, а не к отцу Матфею! Хотя это и несправедливо со стороны отца протоиерея, потому что отец Матфеи не занят никакою службою постороннею, а я должен был принять это распоряжение спокойно, без досады и гнева; притом же надо же кому-либо грешников спасать; помнить надо и награду, обещанную за обращение грешника: если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов [ Иак. 5, 19 – 20 ]. Поэтому надо благодарить за это протоиерея, хотя он делает несправедливо и по жалкой вражде. За столько ли продали вы землю? [ Деян. 5, 8 ] – спрашивал апостол Петр Ананию, и, когда тот солгал, утаив из цены поля, апостол обличил его – и тот пал мертв [ Деян. 5, 1 – 5 ]. Так строго наказана ложь. Тебя спрашивает часто жена: столько ли следует мне по кружке, сколько ты дал мне, и ты отвечаешь – да, хотя кружка бывает больше, утаивая от жены часть денег, хотя, может быть, и для благотворительной цели. Это грех. 15 марта. 15 марта. Суббота Второй недели Великого поста. Благодарю Господа за ниспосланную от Него благодать во время всенощной, за дар искренней молитвы, за слезы умиления, за познание любви Господней, которую Господь имеет и явил к нам, грешным; за ложесна и сосцы материи, за любовь, которую Господь вложил в матерей; за создание вселенной, за горнее Царство и блаженство, за Церковь , за Таинства. Наипаче за Божественное Тело и Кровь, в которых наипаче Господь удивил к нам милость Свою, любовь Свою, преспеющую (превосходящую) разум. Благодарю Тебя, Господи, яко изволиши благоволительно слушати меня, беседовати со мною внутренно, очищати, освящати и умиротворяти меня. Благодарю, яко смущения и тесноты мои сердечные отъемлеши, малодушие и страхи мои прогоняеши и мужество и благодерзновение подаеши, немощи плоти и духа отъемлеши и силу Твою непрестанно даруеши. Неизреченно велики ко мне милости Твои, Царю всеблагий, теряется ум мой в величии любви Твоей, благодеяний Твоих, премудрости Твоей, силы Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Любить Бога как совершеннейший Первообраз, который есть любовь, истина, правда, премудрость, всемогущество, ближнего и себя, как Его образ, и очищать себя от всякой скверны плоти и духа и соверш[енствоваться] во всякой добродетели; любить горнее, презирать дольнее, быть на земле неб[есными] гражданами – значит любить Бога: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет. Как жили на земле словесные небеса – святые апостолы, иерархи, мученики, преподобные, бессребреники! Зачем я ищу земной славы, земной награды, то есть от человеков, верху ходящих и не ведущих 130 , а не от Бога, и унываю, малодушествую, когда не получаю оной по клевете людской или по тайному доносу на меня? Не горний ли я? Не христианин ли я? Не противно ли Евангелию искать славы от людей, хотя бы от Синода, ибо и в Синоде люди с грехами, хотя и сугубо освященные от государя или архиерея? Старайся иметь непорочную совесть и делать дела служения как должно – и сама совесть будет тебе наградою. А земную славу презирай. Земные награды питают в нас самолюбие, гордость, самомнение, тщеславие и ниспровергают смирение, а смиренное о себе мнение, как о худшем всех, грешнейшем, немощнейшем духовно и телесно, необходимее всего христианину. А я таков и есть. Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится [ Лк. 14, 11; 18, 14 ]... А ты вознес сам себя, просив представить себя к награде и выставив свое достоинство. Что ты имеешь, чего бы не получил от Бога? А если получил, что хвалишься, как будто не получил [ 1Кор. 4, 7 ], а как бы ты всё делал своею силою? Когда исполните все повеленное вам, – а как далеко я не сотворил еще всего повеленного,– говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Пусть истребляют нещадно заготовленные сласти, если враг бесплотный делает из них такую губительную для меня сеть. Да не будет их. Любовь к Богу состоит в отвержении любви к самому себе, или в самоотвержении. Например, ты любишь курить, в карты играть, сладко есть-пить, на красивые лица засматриваться, любишь деньги собирать, а не давать, любишь наряжаться, гулять, банкетствовать, завидуешь, превозносишься – отбрось это, отвергни от себя, и ты возлюбишь Бога и ближнего, а доколе не отвергнешь – не можешь. Не можете служить Богу и маммоне [ Мф. 6, 24 ; Лк. 16, 13 ]. Возненавидь все свои греховные наклонности и привычки – и возлюбишь Бога. Смотри, как любили Бога святые Предтеча, Илия, Павел, Петр, Иоанн, мученики, преподобные, бессребреники, иерархи. Люби и ты так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не люди худы, а мы. Итак, напрасна сердечная желчь на людей, на начальников наших, на сослуживцев, соседей, родственников. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [ Мф. 7, 3, 5 ]. Нет во мне искренней любви к ближнему, ибо самоотвержения нет: если брат ест и пьет мое и не хочет служить мне, я его и ненавижу и огорчаюсь. Корыстная у меня любовь. «Возьми, возьми, распни его!» Кого? – Ветхого человека. «Царя ли вашего распну?» – Ветхий человек царствует в нас, берет большею частию перевес над духом, над новым человекам, господствует над ним чрез разные страсти. Но тем не менее надо его распинать непременно, иначе он погубит душу; тогда и оживет дух наш, когда будет распят и умрет ветхий человек. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? [ Мф. 6, 25 ]. А мы доселе на пищу и одежду обращаем премного внимания, а на душу – меньше. Я должен искать Царствие Божие, которое внутрь нас [ Лк. 17, 21 ], а я ищу отличий, наград, возвышения, блеска земного, чтоб скрыть внутренний греховный мрак и смрад, низость, ничтожество и чтобы более мечтать о себе как человеке достойном, хотя я никуда не годный человек. Самолюбие и гордость во мне кроются и при искушениях или при лишениях ожидаемой чести и награды тревожат, беспокоят, сердят меня. Должно попрать змея гордости и быть довольным тем, что имею, считая себя и этого недостойным. Суетны награды и отличия земные, как часто ложные и преходящие и отвлекающие мысли от истинной награды – на небесах; да наградит Сам Господь, Судия Праведный, если обретет во мне что-либо доброе. Да не даю пищи противнику ругаться надо мною, горним. Священник Христов должен быть превыше помыслов и желаний земных, человеческих наград. Это противно духу Христову, духу Евангелия. Блаженны вы, когда будут поносить вас [ Мф. 5, 11 ]. Не принимаю славы от человеков [ Ин. 5, 41 ]. Себя исправлять – вот что нужно. О внутреннем спокойствии, о чистоте, бесстрастии сердца ко всему земному надо заботиться, чтоб Господь непрестанно почивал в нас, да усердно пасти души человеческие. Долго ли эти мысленные звери – страсти наши – будут лишать [нас] Господа нашего? Долго ли это идолопоклонство? Доколе предпочитаем Богу сор земной, славе Божией – славу человеческую? Доколе будем гоняться за призраками, оставляя действительность? Благодарю Тебя, Господи, умиротворившего душу мою сим духовным мудрованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нет почти минуты покоя; только при всецелом обращении к Богу, при искреннем, слезном покаянии, при сердечном славословии и благодарении Бога водворяется в душе истинный покой и блаженство. А пристрастие сердца к земной красоте, к земному блеску, богатству, к земным сластям сильно бодет и мучит душу, между тем всё земное прельщает и привлекает к себе. Земные блага – подслащенные пилюли с ядом. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека [ Еккл. 12, 13 ]. Мысль и намерение и старание непрестанное сопротивника диавола заключаются в том, чтобы прельстить человеков разными земными благами и прилепить их к оным, дабы они не любили Бога и не пеклись о спасении душ своих, ибо невозможно работать Богу и миру, разделяя душу, по существу своему простую и нераздельную, между любовию к Богу и любовию к миру: или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть [ Мф. 6, 24 ]. Вот с этим-то намерением и стремлением противника должно непрестанно и ежедневно нам бороться, всемерно усиливаясь горняя мудрствовать, а не земная, непрестанно воюя с чревом, которое обыкло пленять нас каждый день, с блудом, любостяжанием или корыстолюбием, красотолюбием, с честолюбием, гордостию, тщеславием, злобою, завистию и прочими страстями. 6 июля. 6 июля. Воскресение. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко даровал еси по молитве моей благодать совершить раннюю литургию с теплотою сердечною, возвышенной душою, со слезами, с миром, свободою духа, с дерзновением и громогласно; молебен – так же. Делающий зло другому делает оное прежде всего себе самому – тем паче надо жалеть его, как безумного и подвергающего душу свою гневу Божию и вечной погибели. С любовию и терпением надо исправлять его, а не горя¬чась и сердясь. Последнее не исправит, а повредит делу. На человека смотри чистыми очами, как на сосуд, Божиими руками и Божиею мудростию устроенный, и как на храм Божий. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? [ 1Кор. 6, 19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

образом все наши грехи происходят из-за самолюбия! Любовь к Богу и ближнему по причине усиления самолюбия всё более и более слабеет, иссякает, и если бы не ежедневное покаяние, не болезнование о грехах, не Божественная литургия и причащение Святых Таин, то мы давно сделали бы из себя самих идола, которому приносилось бы в жертву всё – и вера: и добродетель, и делали бы мы всё для себя, а для ближних – ничего. Итак, необходимо отвергаться себя ежедневно, и прежде всего – презирать чрево. Считай все сласти как бы несуществующими, ибо 1) они все тебе даны даром от Бога и 2) все действительно исчезнут как бы и не были. Презирай их как эфемерные, но ближнего всемерно уважай и не щади ему ничего, ибо он образ Божий и для него – вся земля, все произведения ее, все рыбы, птицы, животные, металлы: вся покорил... под позе его [ Пс. 8, 7 ]. Как страсти омрачают нас и какими глупыми делают нас, что мы жалеем ближнему земного праху или земных произведений и тварей, которые Самим Богом покорены ему, как и нам. Как бы естественно и удобно, кажется, любить ближнего, как себя, – и однако ж по греховному растлению, самолюбию нашему, нет ничего труднее, как любить другого, подобно себе. Себе сладко, а другому гадко; себе густо – другому пусто; себе много – другому мало; себе бы всё – другому хоть ничего; меня оскорбили – беда, я кого оскорбил – ничего. Из-за богатства и пресыщения происходит гордость, презрение бедных, которые у псалмопевца, жалуясь на них, говорят: довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых [ Пс. 122, 3 – 4 ]. Богатство – идол и сам диавол. Ты видишь, что враг ведет гибельные подкопы внутрь, – и тебе надо внутренность свою – сердце свое – оградить как можно тверже, а именно: не иметь пристрастия к сластям, к корысти, к чести, быть воздержным, богомысленным, непрестанно молиться, трудиться, спать мало. Если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой [ Лк. 12, 39 ]. Слушающий слова Мои и исполняющий их... подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне [ Лк. 6, 47 – 48 ]. Копай же и углубляй. Углубляйся в размышление о образе Божием в человеке, о падении этого образа, о восстановлении его Сыном Божиим, о Его вольном сошествии и истощании, крестной смерти и воскресении, о нашем невнимании к себе, рассеянности, лености, о близости ко всем смертного часа, о страшном и праведном испытании, о вечности мучений, где червь... не умирает и огонь не угасает [ Мк. 9, 44, 46, 48 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Плачевное наше состояние! Как мы невнимательны к изображению Распятого! И златой наперсный крест иногда носится на персях как медаль или как брошь: с ним играют в карты, сердятся, спорят о пустяках, курят табак! А что совершено на кресте? А Кто распростер Свои руки на кресте, и за кого, и за что? Ищущим славы, отличий от людей, вопреки слов Апостола: Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других [ 1Фес. 2, 6 ], и Самого Иисуса Христа: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Где искание почестей горнего звания? Где равнодушие к земной суетной чести? Истинной славы надо искать, но она достигается евангельской жизнию. Об этой славе говорит Апостол: для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою [ 1Кор. 9, 15 ]. Христианин, в особенности священник, должен приобретать ее кротостию и смирением, по коему он считает себя последним из рабов Божиих, последним из иереев и недостойным числиться между ними, а не возвышать себя пред прочими. Желание и искание отличий означает гордость и честолюбие. На злате ли распят был Господь наш? Не на древе ли? Крест не есть ли символ уничижения, смирения, нищеты? Как же мы столь бес-смысленны, что тщеславимся златым крестом? О, если бы мы носили язвы Господа на теле нашем! Ими можно было бы хвалиться! О, если бы мы были изгнаны правды ради [ Мф. 5, 10 ], если бы нас поносили, гнали, злословили неправедно ради Христа! Это был бы истинный крест и им можно было бы хвалиться! Златой крест носить легко и лестно, но распяться самому на кресте – не то, распинать плоть свою – не то, отвергнуться себя – не то, презреть славу мирскую, злато, сребро для Христа – это не то, терпеть поношения, обиды неправедно, лишаться праведного воздаяния – это не то: в этом есть труд, и это есть ношение истинного креста. Припомни двух братьев, иноков, как они нашли злато и как один из них, духовно мудрый, перескочил через него и избег искушения, а другой – собрал его и завел разные благотворительные заведения. Кто из них вышел благоразумнее? – перескочивший чрез злато: не имеющий злата удобнее прилепляется к Богу всем сердцем, а имеющий – непременно имел некоторое пристрастие к нему и работал мамоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Священное Писание везде осуждает страсть к ядению и питию, называя ее языческою: будем есть и пить, ибо завтра умрем! [ Ис. 22, 13 ]; не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?., потому что всего этого ищут язычники [ Мф. 6, 25, 32 ]; так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали [слав.: ядяху, пияху, куповаху, продаяху]... [ Лк. 17, 28 ], или во дни Содомлян: ядяху, пияху... Видишь, что ядение и питие – языческий образ жизни, заслуживающий праведный гнев Божий. Это только плотская жизнь, а у человека есть душа по образу Божию, у ней есть свои, духовные, высшие потребности: потребность веры и любви к Богу и стремление проявить их точным исполнением заповедей Божиих, самоотвержением, бдением и молитвою, богомыслием, умерщвлением вечно противящейся Богу чувственности, стремлением к святости по душе и телу, нестяжательностию, милосердием, кротостию и незлобием и прочими добродетелями. Огонь в меру, в пределах своих – светит, греет, печет и варит пищу, растопляет металлы или приводит их в тестообразное состояние и вообще есть полезный деятель в природе; но вне пределов, неумеренный – огонь сожигает и разрушает. Так и все вещи в мире: вода, пища, питье, разные удовольствия: в пределах умеренности полезны, а при неумеренности – крайне вредны. Ежедневно я тяжко согрешаю против самой существенной заповеди христианской веры – распинать свою плоть со страстями и похотями, ежедневно согрешаю против Креста, ибо ежедневно лелею плоть свою, угождаю чреву, больше надлежащего сплю, не отвергаюсь себя охотно ради ближних. Укрепись в том убеждении, что всё туне получаешь от великодаровитого Бога и ничего своего не имеешь, и не огорчайся, когда у тебя нищие просят милостыни, и притом очень многие, и когда приходится отдать многое из доставшегося тебе. Две великие милости от Господа получил я нынешний день (15 февраля) по молитве моей: мир, свободу и дерзновение после бури, огня, тесноты, постигших меня после раздражения и крика на нищего, просившего у меня еще сверх поданного (после раздачи рубля в притворе церкви),– и свободу от блудного жала, которым враг ужалил меня в классе у Яковлевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так, святой апостол Павел часто вспоминал о своем житии в жидовстве и о гонении им Церкви Божией и называл себя первым грешником [ 1Тим. 1, 15 ]. Так, возлюбленный наперсник Христов Иоанн, сосуд чистоты и целомудрия, кротости, смирения, терпения, говорил: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас [ 1Ин. 1, 8 ]. А из ветхозаветных – Давид, Даниил?.. Они преисполнены были чувством сокрушения о грехах и не имели даже тени гордости при всех своих добродетелях. Радуйся довольству и счастию брата нахлебника, как своему собственному, а не завидуй ему, и не озлобляйся на него и не завидуй за употребление твоего хлеба-соли, паче же Божьего, а решительно не твоего. Блаженны [ Мф. 5, 3 – 11 ]. Человек сотворен для блаженства, и в начале он был совершенно блажен, но как согрешил – лишился блаженства; но стремление сердца к блаженству, сотворенного для блаженства, осталось: и вот человек (всячески ищет блаженства), лишенный первобытного блаженства, старается найти блаженство. Но он ищет его там, где его нет, – на земле, в тварях, а оно – в Боге и в исполнении заповедей Его. Ищут блаженства в пище и питье, в богатой одежде, в богатстве, в удовольствиях, например в театрах, и находят только некоторую тень его, и то на минуту, а после минуты земного удовольствия встречают опять тягость, пустоту, скорбь, тоску. Где же блаженство? Приидите, заблуждающиеся земнородные, в храм Божий, и Господь укажет вам истинный путь к блаженству, укажет вам истинное ваше назначение, источники воды живой. Вы высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды [ Иер. 2, 13 ]. Блаженны нищие духом [ Мф. 5, 3 ]. Молитва . Объятия Отча... Наше ничтожество. Греховность. Кратковременность жития. Предлежащий суд. Яко тех есть Царствие Небесное [ Мф. 5, 3 ]. Царство земное колеблемо, преходяще, а Царство Небесное неколеблемо, вечно. Есть другая жизнь, для которой мы подвизаемся. Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков [ 1Кор. 15, 19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13,2 Прежде всего, точно исследующие христианство , и старающиеся познавать совершенную волю Божию 1857 , и прилагающие к совершенству слов Господних тщание, труд и подвиг в вере и надежде, и уповающие в подвизании многом достичь и войти в оный покой, а затем поспешающие верой и благодатью Христовой к упражнению в добродетелях, куда всячески побуждают слова Господа и апостолов о совершенстве, тремя вещами получают полезный плод и тремя способами приобретают назидание и выгоду. 13,3 Во-первых, они как верные рабы 1858 считают Святые Писания и слова Господа истинными как [глаголы] Божии. Во-вторых, взирая на совершенную цель христианства, они стараются ежедневно быть мужественными и доблестными по превосходству [христианского] звания, в неослабном труде, беге и непрерывном и постоянном состязании, устремляясь к блаженному упованию любви и совершенства, вовсе не давая себе расслабляющей передышки ввиду превосходства цели. В-третьих, имея пред очами цель совершенства, и словам Господа верят они как истинным, что пришедшему на истинное служение Божие должно достичь меры бесстрастия и свободы, потому что к оному 1859 побуждает Господь и к нему зовет следующих за Ним, говоря: «Итак, станьте совершенными, как Отец ваш небесный» 1860 , – научая тому, чтобы в нас была совершеннейшая чистота, которой обладала в начале душа, созданная по образу и подобию 1861 , каковая чистота и ныне будет приобретена по действию Духа верной душой, согласно сказанному: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» 1862 ; и еще Господь, указав на восстановление достигающих совершенных мер и молясь о них Отцу, говорил: «Отче, освяти их во Имя Твое» 1863 ; а также: «Хочу, чтобы там, где Я, и сии были со Мною, да видят славу Мою» 1864 ; и [слова] апостола: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» 1865 , и «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» 1866 . 13,4 Итак, подвизаясь всячески, и непрестанно теча прекрасным бегом благих занятий, и постоянно трудясь в добродетелях, они не сочтут себя чем-то [важным] 1867 , поскольку не достигли еще меры, в которую призваны, наоборот – негодными, страждущими и не получившими духовного богатства в соответствии с превосходством звания, хотя они честны, испытаны и подвижники; смиренномудрствуя же так о себе 1868 , они совершенно избегнут злобы, самомнения, медлительности и беспечности и по необходимости продвигаются почти к великой мере праведности с большим поспешанием, старанием и неослабным подвизанием, если [даже] и не могут еще достичь совершенства по «преизобильному богатству» 1869 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

X.) 1863 од- . —185— нако он сравнительно был богатым и сильным горо­дом и в то время; по-прежнему в нем сосредоточи­валась торговля, были стеклянные заводы 1864 , парфюмер­ное производство 1865 и подобное. Страбон, незадолго до св. Ап. Павла видевший Сидон, о нем и о Тире говорит в таких словах: «оба города знамениты и блестящи и теперь, и были такими же в древности; который из двух должен считаться главным городом финикийцев, это остается спорным между ними. Сидон расположен у прекрасно устроенной гавани материка 1866 . Таков же в существе отзыв о Сидоне и современника св. Апо­стола – Мелы; он называет его adhuc opulenta 1867 . Само —186— собою разумеется, что богатства торгового Сидона развра­щающим образом действовали на нравственность жите­лей; тому же способствовала и тамошняя религия, состояв­шая в поклонении светилам небесным во образе Ваала и Астарты; на высотах и рощах им совершались гнус­ные, безнравственные религиозные оргии 1868 . Но сидоняне все-таки были народом восприимчивым к глаголам истинной религии. Сам Господ Иисус Христос приходил в страны тирские и сидонские и исцелил там бесноватую дочь хананеянки 1869 , и сами сидоняне и тиряне приходили к Нему слушать Его учение, когда дошла до них весть о делах Его 1870 . Однажды, когда Господь, творя много чудес в Капернауме, Вифсаиде, Хоразине и других местах, не видел веры в их жителях, Он сказал им: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Си­доне явлены были силы, явленные в вас; то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам 1871 . И нужно полагать, что христианство утвердилось в Си­доне с самого раннего времени. В частности св. Ап. Павел, несомненно, когда-то проповедовал в Сидоне; это явствует из того, что, когда он узником отправляем был в Рим, то испросил у Юлия позволения с корабля, приставшего к сидонской гавани, сходить в Сидон к друзьям (πρς φλους) и воспользоваться их усердием 1872 . Принимая во внимание частые путешествия св. Ап. Павла через Сидон 1873 , преобладающий языче­ский элемент этого города, с полною вероятностью можно утверждать, что св. Павел, бывая в Сидоне, имел

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010