Олимпиада быстро его поцеловала, отворила дверь на лестницу. С тем Глеб и остался. Все было кратко, бурно, ни на что не похоже. Он подошел в зале к окну – тройка резво взяла вверх по Никитской. Какие родные под Алексином? Почему у ней такой вид? Глеб решительно ничего не понял. Что за таинственность? Настроение его не то чтобы улучшилось, но перебилось: точно бы он повернул за угол. Но в новом этом направлении было нечто тревожное. Вечером в понедельник Красавец снял с себя шубу в передней собственной квартиры. Его удивило что-то в лице Дуни. – Барыня дома? – Никак нет. Через две минуты он постучал в комнату Глеба. Вошел оживленно, с обветренными от езды на лошадях щеками, покрасневшим носом. Лоб наморщен, губы с важностию выдаются вперед. – Здравствуй, душечка. Он поцеловал вставшего Глеба в лоб. – Учился? Как всегда. Наша порода. А скажи, пожалуйста, где же Олимпиадочка? Глеб за эти сутки много передумал. Более или менее представлял теперь себе, в чем дело. Но не знал, как держаться. – Она сказала, что поехала к родным… под Алексин. – Под Алексин? Красавец стал медленно бледнеть. Будто хотел сказать что-то – не сказал. Глеб совсем потерялся. Да не выходит ли так, что и он соучастник? Он сделал над собой усилие – точно проснулся. – Впрочем… там есть письмо для тебя, в зале, на подзеркальнике. С этого и надо было начинать. Письмо он, действительно, видел, и вчера вечером и сегодня. Именно вот сегодня не без жуткости мимо него прошел. Чувство это было правильное. Три минуты спустя в благоустроенной квартире на Никитской началась новая жизнь, предлагая Глебу новые для него картины, открывая новые стороны человеческого бытия. «Полицию! – кричал в зале Красавец. – Силой верну! Похищение! Под суд негодяя!» Со стены в кабинете слетел портрет Олимпиады – стеклянные осколки брызнули по паркету, когда шваркнулось об него лицо калужской красавицы. Потом был страшный крик на Дуню, дворника, кухарку. Мимо Глеба буря неслась, не задевая, но он был сбит, поражен – все это выходило из обычного.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Он сообщает о своих планах и замыслах, упоминает несколько раз о Μ. Н. Крашенинникове (с которым вместе преподавал в Юрьевском университете) и о его работе над Прокопием. 19 марта 1901 г. Никитский извещает петербургского коллегу о своем сильном желании покинуть Юрьев. По всей вероятности, обсуждался вопрос о его приглашении в Петербург, во всяком случае, С. Ф. Платонов в письме от 2 марта 1901 г. написал Ернштедту: «Приглашение Никитского не мешает сейчас же поднять вопрос о «латинисте». Но у нас есть свой, Ростовцев – «скоро доктор», если не считать Холодняка – «скоро доктора». Звать мимо них со стороны есть ли надобность? Средств у нас хватит и на грека, и на латиниста вместе» (Д. 165. Л. 21 об.). Как пишет Никитский, С. И. Соболевский соблазняет его Москвой, 1645 но для ординатуры необходима докторская, которую он и собрался печатать летом. Шансов на успех у него мало, так как большинство, скорее всего, поддержит Мищенко. В Юрьеве ему жаль расставаться только с Михаилом Никитичем (Крашенинниковым), но ведь и он же здесь в конце концов не останется (Л. 34 об.). 1646 Никитский пишет также о подготовке к диспуту в Петербурге; он испуган тем, что его могут заподозрить, будто он рвется в Петербург, и в стремлении перебежать дорогу С. А. Жебелеву. Уж лучше он тогда останется в Юрьеве и не будет двигаться с места (письмо от 28 октября 1901 г.). 1647 Два следующих письма (от 8 апреля и 5 августа 1902 г.) посланы Ернштедту уже из Москвы: Никитский пишет об устройстве, лекциях, взаимоотношениях с коллегами, о дороговизне жизни, о том, что в Москве – не в пример Петербургу и Юрьеву – плохая библиотека. После отъезда Никитского из Юрьева Крашенинников предлагал освободившееся место ординарного профессора в Юрьевском университете Жебелеву, о чем тот в сомнениях писал Виктору Карловичу 14 декабря 1901 г. (Д. 80. Л. 76–77 об.), приводил доводы за и против и просил совета. Филолог-классик, выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, исследователь языка Гомера Дмитрий Федорович Беляев также оказался в рядах византиноведов (изучал в Казани «Устав византийского двора»), Ернштедт писал отзыв на его исследование «История алфавита и новое мнение о происхождении глаголицы» (Казань, 1886). 1648 В фонде Ернштедта – 2 письма Беляева (Д. 23): одно (от 22 мая 1891 г.) – личного характера (приглашение на чашку чая); другим письмом (от 12 января 1897 г.) Беляев поблагодарил за присланную в Казань статью Ернштедта об Анакреонтиках. 1649 Заодно он просил поблагодарить Церетели за присланную книжку о рукописных сокращениях 1650 (сам он не знает адреса). Беляев писал, что, возможно, соберется написать где-нибудь заметку о книжке трудолюбивого Церетели, которая пришла в Казань во время занятий по греческой палеографии и как раз тогда, когда дошли до сокращений (Л. 2–2 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Зимина А.И. Баранова Покровской, в Кудрине, ц., протоиерея Г.И. Истомина: Причт и староста Спиридоновской, за Никитскими воротами, ц., И.Ф. Горского: И. Петухов Христо-Рождественской, в Палашах, ц., священника Д.Н. Ренского: Священник Д.Н. Ренский Священник А. Величкин Феодоро-Студитской, за Никитскими воротами, ц., священника А.И. Воскресенского: А. Колотов Никитского сорока 2-го отделения. Александро-Невской, в Комиссаровском техническом училище, ц., священника И.П. Смородина: Алексиевской, на Глинищах, ц., протоиерея А.К. Гиляревского: Адм. Д.И. Филиппова Благовещенской, на Тверской, священника А.М. Соболева: Священник А.М. Соболев И.И. Мишин Богородице-Рождественской, в Столечниках. ц., протоиерея М.В. Модестова: Протоиерей М.В. Модестов Священник Н.С. Недумов А. Бычков Т. Прохоров Моск. Городское Кредитное Общество Вознесенской, на Большой Никитской, ц., протоиерея О. Н. Делекторского: Воскресенской, на Успенском вражке, ц., священника Н.А. Поспелова: А. Андреев Георгиевской, на Красной гор., ц., священника Н.А. Скворцова: Параскиевской, в Охотном ряду, ц., протоиерея благочинного С.М. Маркова: Протоиерей С.М. Марков С.В. Сибиряков М.И. Громов Ф.Г. Германов В.С. Уткин-Егоров Е.К. Лобанов Сергиевской, на Б. Дмитровке, ц., священника С.И. Лебедева: А. Каютов Спасской, на Песках, ц., священника Н.И. Луневского: Священник Н.И. Луневский Священник Н.П. Соколов Диакон В. Руднев Псаломщик А. Воскресенский —16— 45. Успенской, на Вражке, ц., священника А.П. Поройкова: Священник А.П. Поройков Г. Смирнов Лобанов Никитского сорока 3-го отделения. Благовещенской, в Петровском парке, церкви, священника П.В. Сперанского: В.Н. Быков Богородице-Рождественской, на Бутырках, церкви, протоиерея Н.Ф. Вознесенского: Протоиерей М.Г. Невский Протоиерей X. Максимов Священник Н.Г. Соколов Церковный староста Григорие-Богословской, на Б. Дмитровке. ц., священника П.П. Шумова: Священник П.П. Шумов М.В. Соколов А.Б. Асланбекова А. Соколова Знаменской, за Петровскими воротами. ц., священника Н.Н. Пшеничникова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Взяв с собою особый план всей местности, также фасады храмов, деревянного и каменного, фасады выстроенных келий и других хозяйственных зданий, 30 также все акты и планы на закрепление земли за общиной, монахиня Олимпиада действительно своими дельными объяснениями и доказательствами много содействовала скорейшему окончанию начатого дела. С этой стороны она оказала большую услугу Каширской общине, хотя не дождалась открытия ее и удалилась для принятия монашества в известную ей раньше Успенскую женскую пустынь, близ гор. Александрова, Владимирской губернии. 31 Преосвященный Алексий, так горячо, отечески сочувствовавший утверждению Никитской общины, тоже не дождался ее открытия. 15 октября 1860 года он был переведен в Симферополь. Опять настало время тяжелых ожиданий для исстрадавшихся сестер. Они единственное утешение находили в горячей молитве к Богу, Царице Небесной и св. великомученику Никите. Теперь они удвоили свои правила и молитвы; они ежедневно совершали чтение акафистов Спасителю и Божией Матери, читали канон св. великомученику Никите, который заканчивали следующей молитвой: «К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, Богоизбранному воеводе, оружием креста победителем над врагами явльшуся, великомучениче Никито, вседушно прибегаем. He отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли и от бед нас и обитель сию сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Окорми ум наш от пагубоносных рассеяний, и сердца наши оскверненные очисти, освяти и горе имети утверди. От врагов видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господнем и уныние поправше радование даси нам о Господе нашем, И тако твоими ходатайствами смиренно, в простоте сердца сподобимся до последнего издыхания Боголепно воспевати Отца и Сына и Святого Духа и твоя боговенчанные подвиги и чудеса прославляти во веки веков, аминь». 32 Итак, сестры молитвой укрепляли себя и уже терпеливее ожидали окончания начатого дела об утверждении общины. В это время в число сестер поселилась г-жа Вольфингер, урожденная Елизавета Андреевна Новикова; она с большим усердием и самоотвержением принялась хлопотать в пользу устраиваемой общины, и ей удалось выхлопотать сборную книгу на нужды Никитского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Весна у нас началась немного позднее, чем в Риме. В первых числах текущего месяца стояла такая погода, какая не всегда бывает в мае: в некоторые дни термометр показывал в тени 17 и более градусов тепла; не только кустарники, но и некоторые деревья оделись уже листьями, чего прежде не бывало. Не влияние ли это той кометы, которая угрожает нападением на нашу планету? Я помышляю уже о переселении в Залучесье, где, если не буду наслаждаться изящной итальянской флорой, то и не испытаю того неприятного пекла, каким награждает Вас итальянское лето. Второе послание Ваше, полученное мною 11-го марта, еще интереснее, нежели первое; благодарю Вас от души за доставление мне интересных сведений. Из присланной Вами книжки, за которую также усердно благодарю Вас, о. Ректором 366 сделано для меня извлечение в русском переводе, которое прочитано мною с особенным интересом, как нечто для меня совершенно новое, так как настоящим спорным вопросом мое внимание никогда не было занято. Книжку Вашу отправил я, для прочтения, А.Н. Муравьеву, в Киев. —564— 1872 г. Ваше описание диспута, отправленное в Петербург, составлено и изложено приличным тоном, за исключением двух-трех выражений, в роде: тешиться и т. п., которые могли бы не совсем понравиться покойному Владыке Московскому 367 – строгому стилисту (о Новгородском 368 я не говорю, потому что не знаю его литературного вкуса)». 27-го ч. получил я из Владимира письмо, с приложением некоторых брошюр, от Преосвященного Иакова. От 24-го числа писал он: «Пользуясь случаем (но не здоровьем), посылаю Вам, Владыко святой, брошюру о выборном начале 369 и Календарь на 1872 г. Примите их вместо красного яичка. Вчера Владыка 370 возвел Косминского Игумена Наума во Архимандрита Переславского Никитского монастыря. По делу о Науме случился курьёз. Еще на 5-й неделе Поста прислан из Синода указ о перемещении его в Настоятеля Никитского монастыря, с умолчанием о возведении его в сан Архимандрита. Владыка, не объявляя указа, написал к Ив. Вас. Рождественскому 371 , чтобы сие значило, и получает в ответ, что Синодом разрешено перевести Наума Архимандритом, что о Науме он доложит в Синоде. Когда потребовали объяснения, г. Павловский 372 изволил сказать, что в указе намеренно не сказано о возведении Наума в Архимандрита. Наум недавно получил палицу; архимандрия была бы второй наградой в один год, чего закон не дозволяет. В Синоде сквозь пальцы посмотрели на такое своеволие, и велели Наума внести в список награждаемых. Меня удивляют такие выходки со стороны Канцелярии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там на полу сидели две маленькие девочки и старая няня. Старуха закрыла девочек с головой теплым платком. – Здесь безопасно, – сказал хозяин. – Пули вряд ли пробьют внутренние стены. Старшая девочка спросила из-под платка: – Папа, это немцы напали на Москву? – Никаких немцев нет. – А кто же стреляет? – Замолчи! – прикрикнул отец. Я вернулся в свою комнату и, прижавшись к простенку, заглянул наискось в окно. Месяц затянуло черными тучами. Громады домов с погашенными огнями едва угадывались во мраке. Беспрестанно вспыхивали огни выстрелов и на разные голоса пели пули. То это был тонкий свист, то визг, то странный клекочущий звук, будто пули кувыркались в воздухе. Я пытался увидеть людей, но вспышки выстрелов не давали для этого достаточно света. Судя по огню, красногвардейцы, наступавшие от Страстной площади, дошли уже до половины бульвара, где стоял деревянный вычурный павильон летнего ресторана. Юнкера залегли на площади у Никитских ворот. Внезапно под окнами с тихим гулом загорелся, качаясь на ветру, высокий синий язык огня. Он был похож на факел. В его мертвенном свете стали наконец видны люди, перебегавшие от дерева к дереву. Вскоре второй синий факел вспыхнул на противоположной стороне бульвара. Это пули разбили горелки газовых фонарей, и горящий газ начал вырываться прямо из труб. При его мигающем свете огонь тотчас усилился. Я вернулся к хозяину. – Ну как? – спросил он. – Надо уводить отсюда детей. – Куда? – спросил хозяин. – Тверской бульвар под огнем. – На Большую Никитскую. Через магазины. – По Большой Никитской и по кино «Унион» красногвардейцы бьют из пулеметов с Малой Никитской. В кино – штаб юнкеров. – Тогда остается Леонтьевский. – Пойдем узнаем. Мы спустились по черной лестнице в квадратный двор. Здесь пули пели высоко, и только кое-где обваливались отбитые карнизы. В глубине двора около маленькой дворницкой стояло несколько человек. Оказалось, что в Леонтьевском переулке огонь был еще сильнее, чем на Тверском бульваре. С четвертой стороны нашего двора вздымался брандмауэр соседнего дома. В нем не было ни одного окна.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Переславль-Залесский Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.739194; 38.854382 Россия, Ярославская область, Переславль-Залесский Переславль-Залесский, Ярославская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Районный центр Ярославской области, в 136 км к северо-востоку от Москвы. На берегу Плещеева озера, при впадении в него р. Трубеж. Население – 45 тыс. человек. Субъективно Жителю большого города Переславль кажется похожим на деревню. Почти так и выглядели старинные города: название «город» давали земляные валы (или стены) и храмы, а не каменные хоромы; жить в каменных зданиях вообще считалось неестественным. Наверно, поэтому дух старины пронизывает весь город, а не только отдельные достопримечательности Переславля . Город протяжённый (вдоль Ярославского шоссе), минимальное время знакомства – два дня. Город протяжённый, поэтому до центра города, до гостиницы и тем более до Никитского монастыря лучше ехать на местном автобусе. История города [ править править код ] Клещин (Городище) Предшественником Переславля был город Клещин. Полагают, что этот город основали в VII или VIII в. кривичи (племя, обитавшее в области нынешнего Смоленска). В IX в. пришли викинги и устроили «вик» – торговое место. Клещин стал главным населённым пунктом в округе. Город находился в зависимости от Новгорода, но оставался языческим. В начале XII в. Клещин вошёл в состав Ростово-Суздальского княжества. Благодаря основанию Переславля Клещин остался почти на том же уровне развития. Сейчас это д. Городище, которая стоит на высокой круче над Плещеевым озером в 3-4 км к северо-западу от центра города, поблизости от Никитского монастыря Переславля . Остатки земляных валов высотой до 9 м ограничивают площадку размером 100 на 160 м. Основание Переславля Не случайно иностранный гость в древности назвал Русь «Землёй городов» – «Гардариками». Города рождались один за другим, перенимая славу у врагов и друг у друга. Так возникло несколько Переяславлей. Переяславль Южный (Хмельницкий), который находится теперь в Киевской области Украины, в древности переял славу у печенегов. А владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, изгнанный из Переяславля Южного, захотел перенять у него славу и в 1152 г. основал на берегу Плещеева озера, при впадении в него р. Трубеж, Переяславль Новый. По названию земель – Залесье – к XVI в. город стал называться Переяславлем Залесским. Мы будем называть его в современном написании – без буквы «я».

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

Стипендия имени проф. Егора Вас. Амфитеатрова. К 1914 г. Капитал ее состоит: а) процентными бумагами 4700 р. в) наличными деньгами (по сберег. книжке) Стипендия имени XXXVII курса, основанная почившим Архиеп. Ярославским Сергием. К 1914 г. капитал ее состоит: процентными бумагами 1100 р. наличными деньгами (по сбер. книжке) процентными бумагами 3000 р. наличными деньгами (по сбер. книжке) Б. Денежные средства Московской комиссии Братства для вспомоществования бывшим воспитанникам Императорской Московской Духовной Академии Приход К 1-му января 193 года в кассе Комиссии состояло: а) процентными бумагами 29.800 р. б) наличными деньгами В 1913 году поступило: процентными бумагами от почет- ного члена Московской Духовной Академии заслуженного ординарного профессора д. с. с. В. А. Соколова один 4½ % закладной лист Ярославско Костромского Земельного Банка серии 3610335 сторублевого достоинства с купоном на 1-е июля 1913 года наличными деньгами: От казначея Комиссии д. с. с. П. С. Владимирского проценты по купонам с принадлежащих Комиссии %%-ных бумаг в сумме 1.194 р. По подписным листам чрез о.о. благочинных от причтов столичных церквей и настоятелей монастырей: благочинного Московских придворных соборов и церквей протоиерея П. Г. Извекова помощника благочинного 4-го отделения Сретенского сорока священника Г. А. Орлова помощника благочинного 1-го отделения того же сорока священника И. И. Бушневского благочинного единоверческих церквей священника Г. Шлеева настоятеля Новоспасского монастыря архимандрита Макария благочинного 2-го отделения Сретенского сорока протоиерея В. Ф. Остроухова благочинного 2-го отделения Замоскворецкого сорока протоиерея Н. И. Мячина благочинного 1-го отделения того же сорока протоиерея В. Ф. Сергиевского благочинного 1-го отделения Никитского сорока протоирея И. Д. Арбекова благочинного 1-го отделения Ивановского сорока священника В. С. Недумова благочинного Китайского сорока протоиерея К. И. Богоявленского благочинного 2-го отделения Никитского сорока протоиерея С. М. Маркова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из гостиной посетители проходят в кабинет Гоголя, где он работал, молился, отдыхал. Здесь располагаются стол, диван, за ширмой — кровать. «Сюда могли прийти только самые близкие люди Гоголя», — отметила Викулова. Здесь же по ее словам, располагалась библиотека писателя, включавшая 234 книги, а в книжном шкафу хранился знаменитый кожаный портфель с рукописями. В восточной углу кабинета стоит конторка, за которой Гоголь работал стоя — это символ «алтаря» творчества. В левом крыле особняка расположен зал «Ревизора», созданный в театральном стиле и выдержанный в красных имперских тонах. «Это была приемная графа Толстого. Здесь Гоголь читал свою бессмертную комедию перед тридцатью слушателями», — сказала директор музея. Из зала «Ревизора» посетители входят в комнату, где скончался писатель. «Он умер серым февральским утром, поэтому комната выдержана в серых тонах», — подчеркнула Викулова. Здесь экспонируется молитва, которую написал сам Гоголь, его посмертная маска. Далее расположена комната, где разместилась экспозиция, рассказывающая о разных периодах творчества Гоголя: о детстве и годах учебы, ранних произведениях, петербургском и заграничном периодах. Зал представляет собой художественную фантазию, созданную по мотивам произведений писателя, в частности, на экранах с сенсорным управлением можно увидеть портреты Гоголя разных лет, например, с дагерротипа 1845 года, прочитать биографию писателя, рассказы о его современниках. Здесь же представлены страницы из «Книги всякой всячины», собственноручно написанные Гоголем в 1826 году. «Гоголеведы уже видели экспозицию музея, а директора литературных музеев оценили ее как одну из самых интересных и современных», — подчеркнула Викулова. Дом Гоголя на Никитском бульваре должен быть весь отдан под музей писателя и иметь федеральное значение, сказал на пресс-конференции в субботу министр культуры России Александр Авдеев . По его словам, через четыре года весь особняк на Никитском бульваре, где сейчас находится библиотека имени Гоголя, будет отдан под музей. «К сожалению, сейчас нам это не позволяют сделать контрактные обязательства с арендаторами», — отметил министр культуры. Он добавил, что музей Гоголя финансировался московским правительством, но в дальнейшем он должен получить федеральное значение, оставаясь при этом в статусе московского музея.

http://patriarchia.ru/db/text/600206.htm...

Солярского...) под его пером стушевываются, – и в строгом библейско-отеческом духе, и с тем вместе в виду современных условий науки, соприкосновенных с трактуемою им областью (насколько все это, разумеется, требовалось от него существом его задачи)... Из отзывов критики о книге киевского профессора нам представляется верно выражающим сущность дела отзыв Н. П. Архангельского: «Нравственное Богословие или христианское учение о нравственности» киевского автора, говорит он, «предназначается быть прежде всего учебником для духовных семинарий. Но автор имеет вместе с тем и более широкие цели: построить христианское нравоучение не только на строго библейских и церковных началах, но вместе и сообщить ему научную форму и научную твердость. Этой цели он и достигает с успехом. В его «системе» на-лицо «основательное решение затрагиваемых обыкновенно в области морали вопросов, даваемое известным специалистом своего дела, притом строго выводимое из смысла Св. Писания и учения Церкви и облеченное в прекрасную, вполне доступную по изложению, форму» 745 . Действительно пред нами – учебная книга, которая, при скромном её виде, является бесспорно ценною. 8) Наконец, в 1899 году вышла в свет книга г. Сергия Никитского: « Учение христианской православной Церкви о нравственности или Нравственное Богословие». В свое время мы уже делали подробный отзыв об этой книге именно о «первом» её «выпуски,», какой только доселе и вышел под заглавием: «Главные элементы и проявления нравственности» (Москва) 746 . Прежний наш отзыв, к которому и отсылаем за подробностями желающих, был несколько строг и объясняется тем, что книга г. С. П. Никитского рассматривалась нами с особой точки зрения, а не с той, с какой рассматриваются нами ныне семинарские учебники 747 . С этой же последней о вышедшем выпуске новейшего учебника скажем здесь, по крайней мере, следующее. Автор, как семинарский преподаватель, издающий в печати свои уроки ученикам, естественно придерживался семинарской программы. Поскольку недостатки его книги объясняются этим именно обстоятельством, не говорим: здесь не его вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010