Приведя таким образом в возможный порядок нижний этаж собора, преосвященный Вениамин предпринял и верхний собор привести в подобающее положение. Для этого делал неоднократные воззвания как к обществу Архангельскому, так и к иногородним купцам, торгующим при порте Архангельском; и по собрании значительной суммы, в начале 1794 года покрыл новым железом в течении того же года главы и своды всего собора, порядил устроить иконостас за 800 руб., что в течении одного года сделано, с поставкой на место без выкрашения. К возвышению благолепия храма, преосвященный в том же 1794 году, вызвав из С. Петербурга живописцев: губернского секретаря Семена Стефанова Новоселова и академика 14-го класса Стефана Семенова Курляндцева, сделал с ними договор украсить верхний храм стенною внутри иконною живописью за 10,000 рублей, а также и в иконостас главного храма написать иконы Праотцов, Пророков и Апостолов за 3000 руб., каковое писание ими окончено чрез два с половиною года под бдительным надзором самого преосвященного Вениамина. Впрочем, сколь ни тщательно поспешал преосвященный Вениамин окончить и приготовить храм сей к освящению, однако же сего исполнить не мог; 1798 года октября 26 дня, по Высочайшему повелению, он переведен в Нижегородскую епархию. Преемник Вениамина преосвященный Аполлос, бывший Орловский и Севский, по прибытии своем на Архангельскую епархию 1799 года января 4 числа, возымел бдительное попечение об отправлении священно служения в верхнем соборе; на сей предмет приказал все нужное приготовить к освящению сего храма, и того же 1799 года июня 5 дня храм сей был освящен без выкрашения иконостаса, при многочисленном собрании народа. Сей преосвященный, по слабости своего здоровья и по кратковременном на епархии пребывании, ничего более к благолепию храма учинить не мог и 1801 года мая 14-го скончался; a по тому все оное недоконченное осталось его преемнику, преосвященному Евлампию. Преосвященный Евлампий, епископ Архангельский, по прибытии своем на епархию 1801 года декабря 14 дня, рассмотрев многие недостатки верхнего храма, первым предметом почел недоконченное исправить и привести в лучшее благолепие и украшение. Но как при соборе тогда не имелось никакой суммы, и приступить к выполнению намерения своего было невозможно, то по собрании к себе в дом как почетных архангельских, так и иногородних торгующих при порте купцов, предложил им подписку на пожертвование к благолепию храма Господня, от чего и собралось суммы весьма значительное количество, коею он, распоряжаясь в 1802 г., подрядил вологодского мещанина Ивана Васильева Дружинина весь оный иконостас вызолотить червонным золотом на полимент со всеми его, Дружинина, материалами, – средину оного переделал на новый вид, по данному рисунку и украсить пристойною резьбою по местам, – за 20,000 руб., со всеми ныне существующими украшениями, каковое благоукрашение тем Дружининым в два года и окончено, под бдительным его Преосвященства надзором со всяким тщанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Местоположение Находился на левом берегу Сухоны, в месте выхода реки из Кубенского озера. В настоящее время на этом месте - село Погост Лука Высоковского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области. Монастырек существовал здесь ещё в 13 веке, поэтому и местность - лука - называлась святой. В начале 15 века века запустелая обитель была восстановлена монахами Спасо-Каменного монастыря Дионисием и Пахомием. Преподобные Дионисий Глушицкий и Пахомий Великоезерский Вологодский уроженец Дмитрий постригся в монашество с именем Дионисий в Спасо-Каменном монастыре и прожил там несколько лет. В этом же монастыре подвизался и Пахомий. В начале 15 века Дионисий и Пахомий получили благословение от игумена Спасо-Каменного монастыря Дионисия Святогорца на отшельническую жизнь и покинули монастырь. В поисках подходящего места пришли на излучину Сухоны, там увидели они развалины бывшей монастырской Николаевской церкви. Монахи поставили келью, срубили новую церковь. Пахомий остался в Святолуцкой пустыни, Дионисий ушел дальше, на реку Глушица. Там он в 1403 году основал первый из трех глушицких монастырей. Дионисий скончался в 1437 году, канонизирован к общецерковному празднованию, день памяти 14 июня (1 июня по старому стилю). Когда почил преподобный Пахомий Великоезерский (Каменский), неизвестно. Мощи его в начале 20-го века покоились под спудом в Святолуцкой церкви. Память празднуется местно, в день вологодских святых. Святолуцкий Николаевский монастырь и великая княгиня Мария Ярославовна Великая княгиня Мария Ярославовна после смерти своего мужа Василия Темного в 1462 году получила в наследство Ростов и Пошехонье. Мария Ярославовна покровительствовала Борисо-Глебскому монастырю, он находился на дороге, ведущей из Ростова в Углич. Младший сын Андрей Васильевич Меньшой получил в наследство вологодские волости, в том числе, расположенные за Кубенским озером. Андрей Меньшой покровительствовал Спасо-Каменному монастырю. Каменный Спасо-Преображенский собор в островной обители построен на вклад Андрея Васильевича. В 1479 году Мария Ярославовна передает Святолуцкий монастырь вместе с его деревнями Спасо-Каменному монастырю. В жалованной грамоте игумену Спасо-Каменного монастыря Лонгину княгиня сообщает о своем решении и просит прислать старца для описи имущества Святолуцкой обители и учета хлеба, как на корню, так и в закромах. Мария Ярославовна также извещает Лонгина, что часть монастырского добра она намерена пожертвовать в Ростовский Борисоглебский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=53497

6) Иеромонах Корнилий, родом из мещовских купцов, пострижен 1801 года в Мещовском Георгиевском монастыре. В 1802 году посвящен в иеродиакона, в 1802 году в иеромонаха; проходил должность благочинного, и 1808 году июня 22 дня определен строителем в Мещовский георгиевский монастырь. В 1810 году – в Мещевское Духовное правление присутствующим; в 1811 году декабря 13 определен строителем в Тихонову пустынь; скончался в сентябре 1814 года и, погребен в той же пустыни. 7) Иеромонах Михаил, из духовного звания, уроженец Козельского уезда, села Крапивны, с 1791 года проходил курс наук в Московской Духовной Академии, в 1799 г. определен в Оптину пустынь. В 1800 году переведен в Мещовский Георгиевский монастырь; в 1804 пострижен в монашество; в 1806, помещен в штат, при доме его преосвященства, в 1810 г. посвящен в иеродиакона, в 1812 г. перемещен в Тихонову пустынь, где в 1814 г. посвящен в иеромонаха; и назначен в должность казначея; управлял временно обителью по кончине Корнилия и утвержден строителем 14 июля 1815 года, преосвященным Евгением, а 14-го августа, 1816 года, по резолюции преосвященного Антония, перемещен строителем же в Мещовский Георгиевский монастырь, а вместо его назначен в Тихонову пустынь строитель Мещовского Георгиевского монастыря. 8) Иеромонах Митрофан, из мещовских граждан, постриженец Мещовского Георгиевского монастыря. В 1814 году был назначен строителем Мещовского Георгиевского монастыря и вместе экономом Калужского архиерейского дома, в 1814 и 1816 годах надзирал за построением дома Мещевского Духовного училища, а с 17 августа по 25 января 1830 года управлял, в звании строителя, Тихоновой пустынью; в 1817 году 4 сентября был командирован в Перемышльский Лютиков монастырь для наблюдения за порядком в оном, где и пробыл до 28 сентября того же года, пока изволил проехать Государь Император; в 1830 году, согласно его прошению, уволен в число братства Малоярославецкого Черноострожского монастыря. 9) Иеромонах Ираклий, из карачевских граждан, управлял Тихоновой пустынью с 1830 по 1835 год, а в сем году, согласно его прошению, уволен от должности, с определением в число братства Оптиной пустыни, коей он был постриженником 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

5 Наконец в 1861 году, по Высочайшему повелению на докладе Св. Синода, назначен в новооткрытую Енисейскую Епархию Епископом, с помещением Архиерейской кафедры в г. Красноярск, куда покойный Преосвященный прибыл 5 января, 1862 года. В это жестокое морозами время, ехавши почти всегда день и ночь, Преосвященный получил страшный ревматизм, который мучил его во все остальное время жизни. В 1870 г., согласно прошению, по расстроенному здоровью, Высочайше уволен от управления Епархией, с дозволением поместиться в одном из монастырей Московской Епархии по соглашению с Митрополитом Московским. Таковым монастырем избран Перервинский Николаевский монастырь в окрестностях Москвы, куда Преосвященный прибыл в первых числах Августа, 1870 года, и где жил на покое до самой почти кончины, никуда, кроме Москвы, и то изредка, не выезжая. 19 мая, 1874 года, Преосвященный совершенно неожиданно, по крайней мере без всякого предупреждения, приехал в город Дмитров и хотел было на свободном воздухе, в кругу родных, полечиться 6 . Но водянка, развившаяся до последних пределов, в соединении с болезнью ноги, до того изнурили слабые силы его, что не было никакой возможности поддержать здоровье его. Преосвященный скончался 11-го числа июня, того же года, на глазах и почти на руках родной сестры своей. Отпевание совершено было Епископом Дмитровским, Преосвященным Леонидом, Викарием Московским, 14 числа, в Дмитровском Успенском Соборе, где тело почившего Святителя и погребено, в приделе Св. Митрофана Воронежского 7 . Сведения из жизни покойного Преосвященного заимствованы мною из его послужного списка и частью из записок, оставшихся после покойного, который начал он в Красноярске, 30 Мая, 1868 года, и окончил в том же году, 6 Октября. Они озаглавлены так: «О Филарете, Митрополите Московском, моя память. Сочинитель передает об нем, по большей части, свои личные воспоминания, а по тому неизбежно касается и своей службы и многообразных отношений своих к другим лицам. Из того, что сообщает он о знаменитом иерархе, иное было записано своевременно, вскоре, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1880), св. Анны 3-й (1884), 2-й (1889) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 3-й (1893) и 2-й (1901) степени, св. Александра Невского (1907), бриллиантовым крестом на клобук (1916). Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Председатель Уставного отдела Собора, почетный председатель Отдела о духовных академиях. В заседаниях Собора участия почти не принимал. Во время 1-го тура тайного голосования на выборах Патриарха 30 окт. 1917 г. кандидатура И. получила 3 голоса. 28 нояб. того же года в числе старейших и заслуженнейших архипастырей возведен Патриархом св. Тихоном в митрополиты. После занятия в авг. 1918 г. Казани войсками Чехословацкого корпуса и Народной армии правительства Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) приветствовал новую власть и благословил сбор средств в храмах в пользу Народной армии. В сент. покинул Казань вместе с отступавшими белыми войсками. В нояб.-дек. 1918 г. участвовал в Сибирском церковном совещании в Томске, был избран его почетным председателем. Исполнял обязанности временно управляющего Томской епархией. Остался в Томске после его занятия Красной Армией в кон. 1919 г. В марте 1920 г. Патриарх Тихон назначил И. митрополитом Томским. 29 мая 1920 г. он был переведен на Иркутскую кафедру. Прибыл в Иркутск 14 июня, а 12 июля того же года был вновь назначен митрополитом Томским. В Томске после конфискации советскими властями архиерейского дома жил в помещении на хорах кафедрального собора. В нач. 1921 г. подал прошение об увольнении на покой. Назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , однако в Москву не прибыл. В кон. 1921 г. подал Патриарху прошение о возвращении к архиерейскому служению, к-рое не было удовлетворено. В марте 1922 г. арестован, помещен в тюрьму ГПУ, через короткое время был освобожден. Проживал под надзором в томском Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре, где и скончался. Могила И. не сохранилась.

http://pravenc.ru/text/200283.html

В январе 1953 года был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956-го – архимандрита. 30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. В 1962 году возведен в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учрежденной 10 октября 1962 года Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. 3 декабря 1965 года возведен в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. Его проповеди воодушевляли не только русских эмигрантов, но и многих англичан, которые перешли в православие, а также представителей многих других христианских конфессий. С начала 1960-х он регулярно проповедовал на местном радио и телевидении, пользовался особой популярностью у молодежи. В 1972-1973 годах читал лекции в Кембриджском университете. Скончался 4 августа 2003 года в лондонском хосписе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 мая, 2023 24 февраля, 2023 19 июня, 2018 19 июня, 2015 7 февраля, 2016 18 марта, 2024 16 февраля, 2024 14 января, 2024 18 октября, 2023 28 мая, 2023 24 февраля, 2023 19 июня, 2018 19 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ob-ant...

10. Схимонах Феоктист. Отставной квартирмейстер. Великую схиму принял в 1853 г. По принятии схимы, подвизался около восьми лет в скиту Всех Святых и около трёх лет в пустыне на Предтеченском острове. Скончался на 77 г. жизни в 1863 г. 11. Монах Антоний. Из вольноотпущенных. Лет тридцать жил в пустыне, вдали от монастыря, среди глухого леса. Скончался 82 л. в 1848 г. 12. Монах Авраамий. Из мещан. Много лет трудился в кузнечном послушании, не пропуская притом ни одной церковной службы. Куском мрамора, при взрыве, старцу пробило бок, отчего и умер. 13. Монах Вениамин. Из Петербургских купцов. Пятнадцать лет, страдая ранами, не имел возможности сойти с места. Но переносил свои страдания необыкновенно терпеливо. Ежедневно сам вычитывал все церковные службы. Скончался в 1842 г. 14. Монах Герман. Из купцов гор. Серпухова. В монашество поступил 16 лет. Ради проповеди слова Божия, был на Алеутских островах, где много тысяч душ привёл ко Христу. Скончался на 81 г. в 1837 г. 15. Монах Афанасий. Из тульских казённых оружейников. В монашество поступил прямо на Валааме в 1821 г. Около 20-ти лет подвизался в пустыне, в строгом безмолвии. Скончался 80 лет в 1852 г. 16. Рясофорный монах Феодор. (Косенков). Был секретарём при одном губернаторе и имел крестьян. За какое-то слово, сказанное в простоте сердца, был арестован и посажен в заточение, в котором едва не был съеден крысами. Тогда он дал обещание поступить в монастырь. По освобождении, он прибыл на Валаам в 1827 г. Сначала жил в скиту, строго исполняя скитские послушания, потом усердно выполнял должность письмоводителя. Скончался в 1838 г., имея 70 лет от рождения. 17. Иеромонах Виталий. Из крестьян. В обитель поступил отроком. В 1854 г. пострижен в монашество. Строгая иноческая жизнь и молитвенные подвиги настолько возвысили его дух, что он сподобился получить дар прозорливости. Предсказал час в час свою смерть. Скончался 32 лет в 1856 г., 9-го июня. 18. Иеромонах Антипа. Родом молдаванин. Отец его был диаконом, мать скончалась в схиме. На Валаам прибыл с Афона в 1865 г. и до самой кончины прожил в скиту. Проходя высокие подвиги уединенной жизни, он сподобился получить от Бога дар прозорливости, и скончался в 1882 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Священник Феодосий Детеевский Фото прислала Ольга Детеевская: «Это мой прадедушка — Феодосий Детеевский. Служил священником во время Первой мировой войны и после». Как нам удалось выяснить, священник Феодосий Детеевский – выпускник 1883 года Виленского духовного училища, служивший, очевидно, полковым священником, после войны оказался в Белоруссии, на территории, отошедшей к Польше. В 1925-1931 году он служил настоятелем храма в честь Святой Троицы в поселке Россь Волковысского повета (нынче – Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви). Георгий Цареградский Георгий Цареградский Фото прислала Вера Николаевна Архипова, Москва: «Посылаю Вам фотографии своего деда, Георгия Савича Цареградского, участника Первой мировой войны. Он родился 1-го (14-го) апреля в Костромской губернии в селе Новая Гольчиха. Его дед и прадед были дьяконами Казанской церкви села Шадрино Макарьевского уезда, большая часть родни также служила в разных церквях Костромской губернии. Отец, Цареградский Савва Евгеньевич, был одним из первых земских педагогов в Костромской губернии. Георгий Цареградский Георгий Савич учился сначала в школе у отца, затем в Костромской классической гимназии. Высшее образование получил в Московском Университете — с 1908 по 1914 год. По окончании медицинского факультета в 1914 году был мобилизован в ряды действующей армии. Георгий Цареградский Был на Северо-западном фронте, служил военным врачом в пеших московских дружинах 484-ой и 482-ой, затем старшим врачом в 436-ой дружине. Затем был командирован в 385-ую пешую Московскую дружину, на перевязочный пункт, где за работу под огнем был награжден орденами Станислава 3-ей степени с мечами (1915 год) и орденом Св. Анны (1916 год). В мае 1918 был демобилизован и поступил на работу в Костромской уезд, был заведующим врачом Василевской участковой больницы (до 1923 года). Затем перешел в Кострому, где и проработал до конца своих дней. Георгий Цареградский В период финской военной компании был начальником санитарной службы в отдельном противотанковом батальоне, затем начальником хиругического отделения эвако-госпиталя. В период Великой Отечественной войны был мобилизован 23 июня 1941 года, был на фронте по август 1944 года, работая врачом в разных эвако-госпиталях, где был и хирургом, и старшим специалистом по лечебной физкультуре. После войны работал в разных лечебных учреждениях Костромы. Скончался 21 февраля 1957 года».

http://pravmir.ru/moy-praded-voeval-za-r...

– Ничего подобного никогда не было! Храм – это был праздник! В то время не покрывали косыночками маленьких девочек, а завязывали им большие банты (в праздники) или заплетали косички (в будни). Так было всегда. Существовало понятие: «кобеднешное платье». Все новое всегда старались надеть в храм в первый раз. Конечно, это, может быть, мелочь, пустяки. Но это было в то же время и данью Богу. Сейчас человек стал чуждым другому человеку. Люди живут на лестничных клетках, не зная друг друга, не участвуя в жизни друг друга. Мне лично повезло: у меня очень хорошие и добрые соседи. Вот лишь одна мелочь: соседу привезли жбан меду, он мне стучит в дверь и говорит: «Вера Николаевна, дайте банку, я вам меду отложу!» А потом заходит и говорит: «Мед-то съели? Я вам еще дам!» Уходя, я не запираю свою дверь, а когда прихожу, на столе часто обнаруживаю что-то вкусненькое: я пришла из церкви, а меня уже чем-то угостили! Это мелочь, конечно, но на протяжении всей моей жизни Господь посылал мне добрых, отзывчивых и милых людей. К сожалению, жизнь сейчас устроена так: я ловлю себя на том, что действую на нервы своим подружкам. Они говорят: «Пенсия маленькая, лекарства дорогие, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» А я им говорю: «Ведь погода же не всегда плохая? Солнышко иногда тоже светит… Лекарства? Но не каждый день мы покупаем лекарства! Пенсия? Ну, уж не такая она маленькая… Конечно, можно что-то не купить, а что-то купить… Ну, а люди? Люди уж такие, как они есть, и такие, какой ты сам!» И иногда на это мне крутят пальцем около виска, но я не обижаюсь. – Вы знали удивительных людей своего времени, которые сейчас остались только в воспоминаниях многих. В частности, владыку Трифона (Туркестанова). Хотелось бы услышать хотя бы несколько слов о нем… Владыка Трифон (Туркестанов) – О нем можно отдельную беседу сделать. Владыка Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов) был в свое время частым служителем в храме Трифона мученика недалеко от Рижского вокзала на Трифоновской улице. Когда этот храм закрыли, то мощи мученика Трифона перенесли в храм Адриана и Наталии, который помещался между двумя Мещанскими улицами: 1-й Мещанской, превратившейся в Проспект Мира, и 2-й Мещанской. Вскоре после смерти Владыки в 1934 году (он скончался 14-го июня) и этот храм закрыли. Затем, естественно, все сломали и построили дома. И лишь после закрытия этого храма мощи были перенесены в храм иконы Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. Я слышала проповеди святителя Трифона, они были необыкновенными: содержательные, глубокие, интересные. В частности, мне запомнилось, как он рассказывал в один из юбилейных дней композитора Чайковского о том, что у него есть музыкальное произведение, которое, кажется, называется «Служба в деревенском храме», где композитор силами фортепиано старается передать настрой в этом маленьком храме. К сожалению, мне не удалось найти это произведение…

http://pravoslavie.ru/65173.html

правительницы. Описанию этой поездки святитель отводит значительное место в своем дневнике («Диариуше»). С разрешения Мазепы 13 янв. 1691 г. Д. перенес в Батуринский мон-рь из казенной палаты гетмана частицу мощей вмц. Варвары . Д. считал эту святую своей покровительницей. 11 марта 1689 г. Д. получил жалованную грамоту царей Иоанна и Петра с подтверждением грамоты царя Алексея Михайловича на владения Батуринского мон-ря, поступившие в качестве вкладов в разное время от гетманов. В игуменство Д. в Батуринском мон-ре доживал последние годы и скончался Адам Зерникав . 14 февр. 1692 г. Д. оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский мон-рь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го т. «Книги житий...» (изд. в 1695). В сер. 1694 г. Д. был избран игуменом глуховского Петропавловского мон-ря, 22 июня прибыл в Глухов, в янв. следующего года в мон-ре было начато строительство каменного собора. Посылая в марте 1695 г. патриарху Адриану 2-ю ч. «Книги житий...», Д. просил о присылке новых томов Великих Четьих-Миней, к-рые и были ему отправлены в нач. 1696 г. через иером. Кариона (Истомина) . За 1-й том своего труда Д. удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й ч. «Книги житий...». 18 янв. 1697 г., после кончины игум. киевского Кирилловского мон-ря Иннокентия (Монастырского) , Д. стал настоятелем этого мон-ря, но уже 10 июня того же года он был избран настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , 20 июня возведен в сан архимандрита Черниговским еп. св. Иоанном (Максимовичем) . В 1699 г. Д. был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , куда прибыл 22 сент. 18 июня 1700 г. Петр I отправил указ Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) с требованием прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/178011.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010