13 . Моисей (1802), в мире Михаил Близнецов-Платонов, сын священника, родился в селе Тешилове, Покровское тоже, близ Троицкой лавры. При рождении он был близнецом брату, скончавшемуся после священником в Москве, почему и дана ему фамилия Близнецов. Сначала он обучался в Дмитровском училище, потом (с 27 ноября 1780 г.) в Троицкой семинарии. Как отличный воспитанник, содержавшийся на благотворительные деньги (кошт) митропол. Платона, Михаил получил себе другую фамилию, по имени митрополита, ревностного покровителя наук. По окончании курса, определен 1792 года февраля 2-го, учителем греческого языка в той же семинарии; с 26 февраля 1795 г. преподавал и еврейский язык. Пострижен 14 августа того же года и на другой день определен префектом (инспектором) и наставником философии. В марте 1797 г. – соборный иеромонах. 9 февраля 1800 г. переведен на должность префекта в московскую академию и 14 числа произведен в архимандрита Златоустова монастыря. Октября 10-го 1802 г. получил в управление Богоявленский монастырь; в феврале 1804 г. сделан ректором московской академии и учителем богословия. В то же время переименован настоятелем Заиконоспасского монастыря. Указом Св. Синода от 19 декабря 1807 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповедания. В 1808 г. марта 29, посвящен в епископа Пензенского; в 1811 г. переведен в Нижний-Новгород. За ревность к ученым занятиям, он был избран почетным членом Московского общества истории и древностей российских; скончался в 1825 г., 10-го января 98 . 14 . Аполлинарий (1802–1806), в мире Архип Пуляшкин из мещан г. Вязьмы, родной брат знаменитого подвижника Новоспасского монастыря иеромонаха Филарета, в схиме Феодора 99 , пострижен 1785 г., апреля 13, в московском Симоновом монастыре, и того же года июня 8 посвящен в иеродиакона, 11-го числа во иеромонаха. В 1788 г. Симонов был упразднен за обветшалостью. Тогда (сент. 5) Аполлинарий, состоявший в должности ризничего, помещен был в Богоявленском монастыре, куда перевезена им из Симонова и самая ризница, находившаяся под хранением его до восстановления (в 1795 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Имя изменено. 11 В Православии для принятия сана нужно быть либо женатым, либо монахом. 12 Это был о. Григорий Кравчина, о котором Евгений писал Глебу в 1962 году, называя «очень чувствительным и умным человеком. искренне смиренным и простым». 13 Одна из самых фешенебельных гостиниц Сан–Франциско, в районе Ноб Хилл. 14 Несколько времени спустя то же Общество обратилось с просьбой к одному греческому священнику, в результате чего возникло Православное конфирмационное движение. Евгений впоследствии написал о нем в книге «Православие и религия будущего». 15 После смерти еп. Иоанна–Нектария (1970) вышеупомянутый еп. Феофил (Ионеску) собрал румынских епископов и рукоположил нового иерарха Французской Православной Церкви, еп. Германа Сен–Денийского. 16 В список входило 20 имен западных святых во главе со св. Аншаром, еп. Гамбургским, просветителем Дании и Швеции. См.: Иером. Серафим (Роуз) и игум. Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн чудотворец. М.: Изд. «Русский паломник», 1993, с. 65–68. 17 Он умер 19–го июня 1966 г. по церковному календарю, коему он неукоснительно следовал, не обращая внимания на новый стиль (по новому мирскому календарю это 2–ое июля). 18 День в день, пять лет спустя, обрел вечный покой и сам архиеп. Леонтий, тоже изведавший гонения и угрозу отлучения. 19 Любимая книга проф. Концевича. Он, бывало, открывал ее наугад и всякий раз чудом попадал на нужные слова, находил ответы на мучившие вопросы. Глеб следовал примеру профессора. 20 Тот, кто читает во время службы на клиросе. 21 Имя изменено. 22 6/19 мая. В другой день памяти св. Иова (28–го авг./10–го сент.) блаж. Иоанн благословил некогда основание Братства. 23 Эта черта русского характера уходит корнями ко временам реформ Петра Первого, пытавшегося «озападнить» русскую жизнь, что привило русским чувство стыда за собственную культуру. 24 Русская Православная Церковь прославила этого святого в 1988 году. 25 Любопытно: преп. Герман скончался в тот же день, что и преп. Паисий (15/28–го ноября), только 42–мя годами позже. 26

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

С приемником моим, преосвященнейшим Смарагдом, имел я пять личных свиданий: три в Рязани и два в Ольгове монастыре. Отношения наши друг к другу еще не определились». – Архиепископ Гавриил скончался в 1862 г.. апреля 7-го. (Письма духовных и светских лиц к митрополиту Филарету. Изд. А. Н. Львовым. Спб. 1900 г, стр. 190). 6 Нил (в миру Николай Федорович Исакович), духовный писатель (1799–1874). Окончил курс в СПБ. Духов. Акад., был инспектором и ректором духовных семинарий, епископом в Вятке, архиепископом в Иркутске и Ярославле. Написал: «О буддизме» (СПБ. 1958 г. Нил считается одним из первых русских исследователей по этому вопросу), «Ярославский Спасо-Преображенский монастырь» (Яр. 1862 и 1869 г.) , «Летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717–1771 г. и друг. Свой богатейший минералогический кабинет он завещал СПБ. Университету. 12 Об иноке Иоанне Шарине была найдена следующая запись архимандрита Самуила, в его библии: «1826 года июня 25-го преставился рясофорный священник Иоанн Шарин в монастыре Якутском, погребен священником Никифором Протопоповым, 27-го того же июня. 1844 года декабря 28 дня, по случаю могилокопания для купца Андреяна Синицына, мощи священника Шарина усмотрены совершенно нетленными, также риза священническая, епитрахиль, воздух, саван и разрешительная молитва в совершенной целости – кроме гроба. При смотрении тела сего, запах благовонный был всеми присутствующими ощущен в чрезвычайно приятном ухании. При сем были: архимандрит Самуил, священник Михаил Пономарев и служитель монастыря Евграф Окольнишников с прочими. Затем тело обложено досками, отпета лития, и тело закопано в своем месте – против алтаря Вознесенской церкви». 13 Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Ивана Барсукова. Москва. 1883 г. Стр. 326–327. 14 Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиереем Д. Хитровым. Москва, 1858 года. Стр. I–III. 18 Письма Иннокентия, митрополита Московск. и Коломенского. Книга 2-ая, СПБ. 1898 г. стр. 57, 61–62. 21 Некоторые из уцелевших от пожара бумаг хранятся в нашем архиве за собственноручную надпись Иннокентия на обертке: «Мои собственные бумаги, спасшиеся от пожара бывшего в Якутском монастыре 1858 г.», а именно: 1) целое сочинение архиепископа Иннокентия, написанное его рукою, под заглавием: «О цели существования человека, и о средствах к достижению оной», и 2) «Письма протопресвитера Музовского (духовника в Бозе почившего Государя Николая Павловича) к епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому, Иннокентию, 1848 г.». – Обе эти рукописи до такой степени обгорели кругом, что приняли овальную форму, и приготовить их для печати нет никакой возможности. Сообщая А. Н. Муравьеву об этом пожаре, архиепископ Иннокентий писал: «О своих вещах я не много жалею, но не могу не жалеть о записках некоторых незаменимых».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп. Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня. По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня. К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Июнь 5 Феодор Ярославович, князь Новгородский (брат святого благоверного князя Александра Невского), святой благоверный Благоверный князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского, родился в 1218 (1219) году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте. По летописям, в 1228 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Но вольные новгородцы постановили на вече призвать на княжение св. Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября/3 октября). И не прошло и года, как в феврале 1229 года юным княжичам пришлось покинуть Новгород. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1238 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в барк с дочерью святого Михаила Черниговского Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. Это было 5 июня 1233 года. Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; 25 сентября/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Праздник рождества Предтечи есть великий, имеет день попразднства. На следующий день (25-го июня) поются песнопения Предтечи с песнопениями святой преподобномученице Февронии. 29-го июня – праздник святых славных и всехвалных и первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. апостол Петр был сын Ионин и брат св. апостола Андрея Первозванного, жил в Вифсаиде и был рыбарем ( Мф.4:18 ). Петр сперва назывался Симоном. Имя же Петра получил от Господа за твердость, с какою исповедал Господа Сыном Божиим ( Мф.16:18 ). По человеческому страху, он трижды отрекся от Божественного Учителя на дворе первосвященника иудейскаго. Но это отречение загладил раскаянием, горькими слезами и потом всей жизнью и мученической кончиной. Он первый из апостолов пришел ко гробу воскресшего Господа, и при Тивериадском море троекратным воззванием Господа: «Паси овцы Моя», восстановлен от Господа в звании апостола. Скончался, во время гонения Нерона в Риме, на кресте, головою вниз. Св. апостол Павел был родом иудей, из города Тарса, и сперва назывался Савлом. Он принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого Гамалиила и жестоким преследователем христиан. Когда он шел в Дамаск, чтобы отыскивать последователей Христа, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос: «Савле, Савле, что Мя гониши»? и затем ослеп. Спустя три дня потом, в Дамаске Анания возложил на него руки и он прозрел, крестился ( Деян.9 ) и сделался ревностнейшим проповедником Христовым. Апостол Павел скончался в Риме, в один день с апостолом Петром, но, как римский гражданин, не был распят, а был усечен мечом. Св. Церковь называет св. апостолов Петра и Павла Первоверховными. Петра называет так, яко апостолов, предначальника; Павла – яко паче иных потрудившася (на великой вечерне 1-я стихира на «Господи, воззвах»). Апостол Петр предначал апостольское служение; он прежде других апостолов исповедал Иисуса Христа Сыном Бога живого, первый начал проповедовать Господа воскресшего ( Деян.2:14 и след.), не убоялся обличить Иудеев в умерщвлении Иисуса Христа ( Деян.4:13 ). Он первый положил путь обращению язычников, крестив Корнилия, сотника римского ( Деян.10:1 и след.). апостол Павел сам пишет, что он более всех потрудился в благовестии Христовом ( 1Кор.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

( < < back) Халкидон  — главный город Вифинии, на северо-западном берегу Малой Азии, на южном конце Константинопольского пролива, против Константинополя. Халкидон известен в истории Церкви тем, что в нем происходил 4-й вселенский собор (451 г.) ( < < back) Акрит  — мыс в Вифинии, близ Никомидии, против Константинополя. ( < < back) Феодор Студит скончался 67 лет 11-го ноября 826 года. ( < < back) Император Феофил царствовал с 829 г. по 842 г. ( < < back) Феофан и Феодор, иноки Иерусалимской лавры святого Саввы, прибыв в Константинополь при Льве Армянине, были заточены за обличение ереси иконоборцев; при Феофиле же иконоборце на их лицах была выжжена надпись, свидетельствовавшая об их поклонении святым иконам, от чего они и называются «Начертанными». После сего они сосланы в заточение: Феодор в темнице отошел к вечному упокоению около 840 г., Феофан же освобожден при царице Феодоре и поставлен митрополитом Никейским. Память святого Феодора — 24 декабря, а святого Феофана — 11 октября. ( < < back) Император Muxauл III (с 842–867 гг.) вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 г. управляла мать его, святая царица Фееодора. ( < < back) Святой Мефодий был патриархом Цареградским с 842 г. по 846 г. — Память святого Мефодия совершается 14-го июня. ( < < back) Навкратий Студит, исповедник, скончался 18 апреля 848 года. В греческой церкви память его воспоминается 8 июня. ( < < back) Святой Игнатий был патриархом с 847 по 857 г. Память его 23 октября. ( < < back) Софроний был игуменом Студийской обители с 851 г. по 854 г. ( < < back) Святой Фотий патриаршествовал с 857 по 867 г. ( Асинкрит  — приближенный к царю придворный чин). ( < < back) остров находится около Кизика — города в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря. ( < < back) он в это время и в Митилене (на острове Лесбосе) и на полуострове Херсонесе. ( < < back) игумене Студийском Савве. ( < < back) Bacuлuй I Македонянин царствовал с 867 г. по 886 г. ( < < back) Святой Игнатий был вторично патриархом с 867 г. по 877 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Протоиерей М. А. Константиновский, сын диакона села Константиновского, Новоторжского уезда, родился 6 ноября 1791 года. С самых ранних лет он стал проявлять охоту к учению и любил посещать храм Божий. Обучаясь в Новоторжском духовном училище, он отличался сколько успехами в науках, столько же доброю нравственностью и благочестием; каждый день ходил он в монастырь Борисоглебский, где почивают мощи преп. архимандрита Ефрема. Квартируя на постоялом дворе, куда нередко собирался простой народ для ночлега, он, выучив свой урок, приходил к ночлежникам с евангелием или с катехизисом и читал им... Так еще в годы детства обнаруживалось в нем то направление, которыми, отличался он потом в течении всей своей жизни. По переходе из училища в Семинарию, Константиновский, кроме тщательного и прилежного изучения преподаваемых в ней наук, любил заниматься чтением назидательных книг, в особенности творений св. Василия Великого и Иоанна Златоустог о. Часто посещая находящийся близ Твери Желтиков монастырь, где почивают мощи святителя Арсения, епископа Тверского, он избрал в Желтиковской роще, на берегу реки Тьмаки, уединенное место, куда нередко уходил для молитвы и оплакивания своих грехов. По окончании курса Семинарии, он решился было постричься в монашество, но слезы матери удержали его от приведения в исполнение этой решимости. Он женился и 10-го февраля 1814 г. рукоположен был во диакона в погост Осечно Вышневолоцкого уезда. Чрез 7 почти лет, ему предложено было бывшим тогда архиепископом Тверскими Филаретом священническое место в селе Диеве Бежецкого уезда, и он рукоположен был во священника 30-го октября 1820 г. преемником Филарета архиеп. Симеоном. В 1833 г. он переведен был из Диева в село Эсько того же уезда. В г. Ржеве начал усиливаться раскол. Ревнитель православия, всегда много заботившийся об искоренении раскола, преосвященный Григорий, архиепископ Тверский, нашел о. Матфея способным состязаться с отпавшими от православной церкви и решился перевести его в Ржев для действования на раскольников; 17-го июня 1886 г. он переместил его туда к градской Спасо-Преображенской церкви, к крайнему огорчению прихожан Эсьской церкви. В 1849 г. 1-го мая, о. Матфей переведен был преосвященным архиепископом Гавриилом в Ржевский Успенский собор штатным протоиереем, где он и скончался 14-го апр. 1857 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Скоромное в эти дни совсем запрещено есть, рыба дозволена только два раза во всю Четыредесятницу – в Благовещение и в Вербное воскресение, по субботам же и воскресеньям разрешено употреблять масло и вино. Обыкновенная пища в эти дни – сухоядение, есть – однажды в день и то не досыта, но старым и малым и матерям грудных младенцев можно есть два раза в день 1 . б) Пост Петров, иначе апостольский , начинается всегда спустя неделю после Пятидесятницы, или Троицына дня, и продолжается до 29-го июня, то есть до дня первоверховных апостолов Петра и Павла. Он установлен как в воспоминание того, что святые апостолы постились, приготовляясь на дело евангельской проповеди , так и в уважение к апостолам Петру и Павлу, которые в это время томились в темницах и в узах, а 29-го июня мученически скончались. Продолжение Петрова поста бывает не одинаково, смотря по тому как – рано или поздно – бывает Пасха. Самый большой Петров пост бывает шесть недель, а самый короткий – неделя со днем. Что же касается до пищи, то Петров пост менее строг, чем Великий. в) Успенский, или Богородичный пост всегда начинается с 1-го августа и продолжается две недели, то есть до 15-го августа. Этот пост установлен для достойного приготовления к празднику Успения Божией Матери, Которая перед Своим переселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Строгостью правил пощения Успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но менее строг, чем Великий. г) Пост Рождественский, который иначе называется Филиппов , потому что он начинается с 14 ноября, то есть с того дня, в который празднуется память святого апостола Филиппа, и продолжается до 25 декабря, то есть до дня Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы христиане приготовились к достойному сретению имеющего родиться Господа. Правила пощения, предписанные Церковью в Рождественский пост, так же строги, как и в Петров. Все эти четыре поста, о которых мы говорили, называются постами многодневными, потому что они продолжаются не один, а много дней, но есть посты и однодневные .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Платон, митрополит Московский и Коломенский (Левшин Петр Георгиевич) Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование начал в Коломенской духовной семинарии, потом перешел в Московскую Славяно-греко-латинскую академию 14 . В 1757 году, по окончании духовной академии, назначен учителем пиитики и греческого языка в ней же. В 1758 году приглашен настоятелем Троице-Сергиевой лавры и в Троицкую духовную семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона. 22 июля 1759 года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. С 1761 года – ректор духовной семинарии. С 1762 года (или с 1763-го) – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 года – наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 года назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 15 ноября 1775 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 года возведен в сан митрополита Московского и Калужского. В 1799 году велено именоваться Московским и Коломенским. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличом) уволен от епархиальных дел до выздоровления. Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании, где и погребен. Нетленно почивает в созданном им Спасо-Вифанском монастыре, в Преображенском храме. Имеет благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни. В своей автобиографии митрополит Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, «оставив звон, потек от радости узреть родившегося». Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

министр действительно помянутому епископу употребление им такой гордости и других непристойностей отсоветовать изволит». Св. Синод от 8-го июля 1754 г. предписал белорусскому епископу «прислать известие, чинили-ль то его антецессоры и по каким резонам; если же они того не делали, то и его преосвященству от сего удержаться до указу». В октябре 1753 г. состоялся королевский рескрипт к литовскому подскарбию, графу Флемингу, чтоб он приказал возвратить православным церкви Грезинскую и Голеневскую, находящиеся в могилевской экономии. В следующем году начался трибунал, на котором вице-эконом Могилевский экономии, Герубович, предложил Могилевскому епископу, чтобы он отправил своих делегатов для отобрания вышепоказанных церквей, обещая им полную безопасность. Епископ назначил туда двух священников. Но «как скоро они прибыли в экономическую деревню, называемую Беличи, за четверть мили от Грезивца, то шляхтичи, Бернацкий и прочие, в многолюдстве человек до сорока, напали на них с оружием и били саблями, а священника Вонсевича поймав и назад руки ему связав повели в Грезивцо и там в доме г. Хишевского тирански его мучили и били, по земле волочили, ногами топтали и обнажив к забору приковали, лозами сечь хотели и едва до смерти не убили и, положив оного на воз, ночью в Могилевский монастырь отвесть велели». – Преосвященный Иероним скончался 14-го октября 1754 г. В 1755 г. в белорусские епископы посвящен, из ректоров киевской академии, Георгий Конисский . – В 1756 г.,от 10-го июня он доносил Св. Синоду, что 1) униаты не перестают отнимать у православных церкви; 2) запрещают строить новые храмы на погорелых местах и возобновлять обветшавшие; 3) униатские священники вторгаются в дела греко-российского исповедания, особливо в дела браков, когда благочестивые священники не разрешают оных по церковным правилам; 4)отнимают у православных церквей имения; 5) привлекают священников к своим судам, так что и в обычай уже вошло священникам судиться у них; 6) близ храмов православных строят корчмы; 7) манифест Императрицы о возвращении беглецов российских в Россию публиковать запретили, говоря священникам: «сколько-де здесь слов, столько розог надобно тебе по спине дать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010