Впоследствии, данный храм был разрушен: он сгорел во время пожара, который начался в связи с массовыми беспорядками, учиненными сторонниками изгнанного Иоанна Златоуста в 404 году. В восстановленном виде храм просуществовал всего 11 лет, после чего снова подвергся пожару. Император Феодосий II (408-450) повелел построить на месте разрушенной церкви новую базилику, чьи останки были обнаружены в ходе экспедиции А.М. Шнейдера в 30-ых годах XX века. Феодосиевскую базилику постигла участь предшественниц – в 532 году она сгорела в ходе восстания «Ника», которое вошло в историю как наиболее крупное массовое восстание за весь период существования Византии, при подавлении которого погибло около 35 тыс. человек Император Юстиниан I (527-565) — один из самых выдающихся и известных византийских императоров, предпочёл не восстанавливать базилику Феодосия, а полностью перестроить Святую Софию по новому проекту. Данное решение было принято в том же 532 году спустя 40 дней после разрушения базилики-предшественницы. Архитекторами собора стали приглашенные из Малой Азии специалисты – Анифимий из Траал и Исидор из Милета, ученые-инженеры и математики. Прокопий Кесарийский описывал инициативу следующим образом «Некогда простолюдины и сброд, восстав против императора Юстиниана в [городе] Византии, подняли мятеж, называемый Ника, о котором я, стараясь быть точным и ничего не скрывая, рассказал в сочинении «О войнах». Показывая, что они подняли оружие не только против императора, но хуже того, против Бога, эти нечестивцы осмелились сжечь христианскую церковь (жители Византия зовут этот храм Софией, дав ему название, наиболее соответствующее Богу), а Господь попустил им совершить это нечестивое дело, провидя, в сколь великую красоту преобразится это святилище. Итак, тогда церковь вся целиком лежала сожженной. Но немного позже император Юстиниан так ее отстроил, что если б ранее кого-нибудь из христиан спросили, хотят ли они, чтобы эта церковь была бы разрушена и затем стала бы такой, и показали бы им некое изображение ее современного вида, то мне кажется, они скорее бы захотели увидеть эту церковь пострадавшей ради того, чтобы она, действительно, предстала пред ними в своем нынешнем облике».

http://ruskline.ru/opp/2021/10/28/vizant...

он чуть не потерял трон в результате народного бунта против налогов, известного под названием «восстание Ника» 430 . Он почти никогда не выходил из дворца, вел полуаскетический образ жизни, проводя целые дни в работе над делами управления и часто лично участвуя в богословских спорах 431 . Во всем этом он пользовался постоянной поддержкой своей замечательной жены Феодоры, низкое происхождение которой (она была дочерью циркача и одно время была куртизанкой) не помешало ей играть роль главного советника своего мужа, особенно в церковных делах. Многие историки называют ее монофизиткой. Это неверно, потому что Юстиниан и его двор всегда были официально халкидонскими. Но императрица была несомненно убеждена, что монофизиты-севириане по существу находятся в согласии с православием и что их можно убедить признать собор, если относиться к ним с уважением и как к равным. С ведома и одобрения Юстиниана она поддерживала личные отношения с людьми, стоявшими во главе монофизитства, укрывала их в критические моменты и участвовала в политических планах, содействующих их примирению с официальной православной Церковью 432 . Юстиниан и Феодора были очень дружной парой: императрица внушила мужу энергию и мужество, необходимые для победы над восстанием Ника в 532г.; они активно сотрудничали в религиозной политике, распределяя между собой роли и таким образом поддерживая контакты с церковными партиями, которые иначе были бы разделены 433 . Еще во время царствования Юстина Юстиниан пришел к убеждению (как мы видели по его поддержке скифских монахов), что теопасхитская формула («Один из Святой Троицы пострадал плотию») должна быть принята халкидонитами, дабы отвратить всякое подозрение их в несторианстве. Поэтому он включил ее в императорское исповедание веры, служившее преамбулой к его знаменитому Кодексу Законов, опубликованному в 528г. 434 Эта религиозная политика на Востоке была, однако, тесно связана с военными планами Юстиниана. Рассчитывая на стабилизацию восточных границ империи со стороны Персии, он занялся систематическим завоеванием Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1403 Статьи П. С. Богословского и Н. В. Скоморовской даны после каталога В. В. Игошева в развитие темы вкладов семьи Строгановых. – Примеч. сост. 1404 К этому же времени относится крест и по характеру письма, которое, однако, я здесь не рассматриваю специально. 1405 Текст на внутренней боковой стороне креста: риза пр(е)ч(и)стъе... ароновь риза аронова дуба мамвриского камен и вознесенского мощи апостола варфоломея мощи апостола Варнавы мощи апостола и евангелиста луки мощи игнатья б(о)гоносца моши иякова перскаго мощи м(у)ч(е)н(и)ка прокопия мощи даии(и)ла сто(лпни)ка мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ннка фе (?) ... мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника пантелемона мощи... страстотерпца мощи с(вя)т(о)го анфиногена моши вел(и)ком(учени)ка костянтина моши с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника иоаианова … Миро от гроба г(оспод)ня камеи у гроба г(оспод)ня ка... неведа котором а(н)гелъ седелъ у гроба г(оспод)ня камен купи(н)ы неопал(имыя) др(ево) на ко(ем) пр(е)ч(и)стая... (сидела как) как бежала из Егип(та) млеко пр(е)ч(и)стые пер(сть) от(ие)редяна ка(мень) от и(е)редяна... иякова (брата господня?) мощи (андрея первозванаго?) григори(я) б(о)госло(ва)... моши архид(ья)к(она) им же стефан (миро?) дмитрея... (страстотерпца?) федора (стратилата?) феодота им же во анкири мощи кирила новаг(о) козмы и дам(ь)яна кир(ил)а иоан(н)а ефрема серина михаила сина(итцкого?) акипсимы... кирика часть (со святым) мучениюм анфимо(м) пострадавших (?) ... мощи анастасия (персянина?) моши... многи(х) смертны(х) ладан... росно и миро с(вя)т(о)го неведомо др(ево) гроба петра ми(т)ро(полита) п(о)стелка алексея... и риза сергея рад(онежского) др(ево) гроба сергея радо(нежского) др(ево) макария калязского... николы с(вя)тоши др(ево) от гроба кн(я)зя михаила чер(неговьскаго?) антония ри(млянина) возглавия кам(ень) его же ка(мень) на чемь и зримо уп(лыл) во но(в)гор(о)д его... В центре по ребру тыльной стропы креста надпись: положение Никиты строгано . Внутри лицевой стороны креста идёт текст: риза и гробъ кирила белозерскаго мощи власы онежскихъ чю(д)отворцевъ мана небесная над(у)ха не чист(а)го темнъ росно и касия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

187 Имеется в виду вход в Большой императорский дворец – здание, крыша которого была покрыта позолоченной медью, откуда и произошло его название – Халка, а также прилегавшие к нему строения ( χαλκες – медный). 188 Μεγλαι στοα – имеются в виду портики, окаймлявшие центральную улицу Константинополя – Месу. В ранневизантийских городах главная улица обыкновенно была вымощена мрамором и украшена с обеих сторон колоннадами. В портиках колоннадной улицы Месы, в той ее части, которая была расположена между Августеоном и форумом Константина (см.: коммент. 189), находились лавки наиболее зажиточной и влиятельной части торгово-ремесленпого населения города – ростовщиков и менял – аргиропратов (о них см. нашу статью в ВВ. 1973. Т. 34. С. 15 – 21). 189 форум Константина – вторая по важности после Августеона площадь города. На площади был сенат, несколько церквей, в центре ее находилась порфировая колонна, к которой примыкала часовня св. Константина. 190 Прокопий, стремясь создать общую картину восстания, соединил и сблизил во времени события нескольких дней. У другого современника событий, хрониста Иоанна Малалы, изложение восстания Ника начинается следующим образом: «В то же время в десятый индикт по вине каких-то злых демонов возник предлог для мятежа в Византии. Эпарх города Евдемон, взяв под стражу нарушителей порядка, принадлежавших к различным партиям, и допросив различных лиц, узнал от них имена семи человек, виновных в убийствах. Четырех из них он присудил к отсечению головы, а троих приказал повесить. После того, как их провезли по всему городу, их переправили на другую сторону [Золотого Рога]. Из тех, которых вешали, двое (причем один был венет, другой – прасин) упали, поскольку сломалась виселица. Увидев это, стоявший вокруг народ стал прославлять василевса. Услышав это, вышли монахи, обитавшие возле храма св. Конона, и увидели, что двое из повешенных лежат живые на земле. И отведя их к морю и посадив на судно, они переправили их в храм св. Лаврентия, где было безопасно. Эпарх города, узнав об этом, послал отряд солдат сторожить их там. Через три дня проходили конные ристания, называемые идами... Во время ристаний 13 января обе партии призывали василевса быть человеколюбивым. Они кричали до 22 байи (заезда), по не удостоились ответа. Когда же дьявол внушил им злую мысль, они начали кричать друг другу: „Человеколюбивым прасинам и венетам многая лета!“. И, прекратив игры, толпа в дружном единодушии покинула ипподром, дав друг другу пароль Ника, чтобы не примешались к ним солдаты или экскувиты. И так она бушевала. Когда же наступил вечер, они пришли в преторий префекта города, прося ответа относительно беглецов, находившихся в храме св. Лаврентия. Ответа не последовало, и они бросили огонь в этот преторий. И сгорел преторий, и Халка дворца до схол, и великая церковь , и общественный портик. А народ продолжал беспорядочно бушевать»... См. Malal. P. 473 – 474.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Переговоры императора с народом через глашатая на ипподроме ни к какому результату не привели. 421 Мятеж быстро распространился по городу. От крика мятежников «Ника!», т. е. «Побеждай!», этот мятеж носит в истории название «восстания Ника». Лучшие здания, памятники искусства подверглись разрушению и пожарам. Была сожжена базилика св. Софии, на месте которой позднее был выстроен знаменитый храм св. Софии. Обещание императора отставить от должностей Трибониана и Иоанна Каппадокийского и личное обращение его к толпе на ипподроме успеха не имели. Племянник Анастасия был провозглашен императором. Укрывшись во дворце, Юстиниан и его советники уже думали бегством спасаться из столицы. Но в этот критический момент их ободрила Феодора. Прокопий сообщает даже речь ее, в которой она высказывала, например, такие мысли: «Человеку, появившемуся на свет, необходимо умереть, но быть беглецом для того, кто был императором, невыносимо... Если ты, государь, хочешь спастись, это нисколько не трудно: у нас много средств: вот море, вот корабли. Однако подумай, как бы после бегства ты не предпочел смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царское достоинство есть прекрасный погребальный наряд ». 422 Тогда дело подавления мятежа, продолжавшегося уже шесть дней, было поручено Велизарию, который, сумев загнать бунтующую толпу внутрь ипподрома и заперев ее там, перебил от 30 до 40 тысяч мятежников. Восстание было подавлено, и Юстиниан снова укрепился на троне. Племянники Анастасия были казнены. Подавление мятежа 532 года усилило еще больше императорскую власть в смысле ее неограниченности. 423 Налогообложение и финансовые проблемы Одной из отличительных черт внутренней политики Юстиниана была его упорная, до сих пор не полностью объясненная, борьба с крупными землевладельцами. Эта борьба отражена в новеллах, папирусах, а также в «Тайной истории» Прокопия, который, несмотря на защиту взглядов аристократии и несмотря на изобилие в сочинении абсурдных обвинений в адрес Юстиниана, выскочки, в его глазах, на троне, все же дает весьма интересную картину социальной борьбы в VI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В 532 г. в Константинополе случилось знаменитое восстание Ника (см.: [Чекалова, 1997]), которое было жестоко подавлено. Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала [Ioannis Malalae, 2000] и другие свидетели описали это восстание. Прокопий кратко рассказывает о нем перед упоминанием церкви Юстиниана: «Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана и произвели тот мятеж, который получил название „Ника“. Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую (византийцы называют ее храмом Софии [„Премудрости“], дав такое ей название как наиболее приличествующее Богу); попустил Господь совершить им такое беззаконие в предвидении, с какой красотой этот храм будет перестроен в будущем. Тогда эта церковь лежала обращенная пожаром в прах и пепел» [Прокопий Кесарийский, 1996, кн. 1, гл. 1, 20–22]. Вероятно, толпа подожгла главный вход во дворец со стороны прилегающей площади Августеон в первый вечер беспорядков 13 января. Огонь распространился сначала на Дом Сената, расположенный на той же стороне, что и дворец, а затем на Великую церковь. Через три дня еще один пожар распространился на церковь Святой Ирини [Прокопий Кесарийский, 1996, кн. 1, гл. 2, 13]. Итак, церковь, реконструированная императором Феодосием, полностью сгорела в результате восстания Ника в 532 г. Архитектурное пространство Великой церкви в IV–V вв. Свидетельства источников Описания формы первоначальной Великой церкви не сохранилось, кроме кратких упоминаний о ней как о построенной в «форме цирка» (δρομικ) или «продолговатой» ([πμηκες) [Nicephorus Callistus, PG 147, col. 244]. Евсевий Кесарийский достаточно подробно описывает планировку кафедрального собора Антиохии, имевшую восьмиугольную проекцию, и храма Гроба Господня в Иерусалиме, однако практически не упоминает Великую церковь. Вероятно, она не имела какой-то особенной планировки, а представляла собой прямоугольную базилику, как и большинство других церквей той эпохи, например более ранний собор в Тире, описание которого было включено в «Церковную историю» (Historia ecclesiastica) [Евсевий Кесарийский, 2001, кн. X, гл. 4].

http://bogoslov.ru/article/6194292

Его всемирная история, по-видимому предназначавшаяся для замены истории Малала и составленная с большим тщанием и на основании более внимательного изучения источников, начиналась с сотворения мира и доходила до смерти Фоки (610 г.). До нас дошли только отрывки ее. 54 Равным образом к VII столетию относится Пасхалиева летопись 55 , которая тянется от начала мира до 629 года. Написанная в Константинополе, она содержит интересные сведения о столичных происшествиях во времена Юстиниана, в частности же рассказ о мятеже Ника . Наконец полезные сведения можно извлечь из летописи Феофана 56 (IX века), которая, хотя и следует обыкновенно Малале и Прокопию, тем не менее относительно волнений партий в Византии содержит новые факты, вроде того, почерпнутого из одного архивного протокола, диалога, который происходил в цирке, накануне восстания Ника, между Зелеными и императором. 57 Наконец следует ознакомиться с летописями Кедрина 58 и Зонары 59 (начало XII в.), которые оба имели в руках, для периода, продолжающегося с 457 по 565 год, неизвестный и ныне утраченный, но по-видимому превосходный источник 60 и это придает части XIV книги Зонары совершенно особую ценность. 2. Источники агиографические, географические, военные и административные Для истории религиозного движения в эпоху Юстиниана многое следует заимствовать из писаний великого агиографа VI века Кирилла Скифопольского , в особенности из написанного им жития св. Саввы, знаменитого палестинского пустынника. 61 Имеются также жизнеописания других монахов или епископов VI века, частью написанные современниками 62 , частью, например житие св. Симеона Младшего 63 , подвергшаяся позднейшим переделкам. 64 О монастырской и аскетической жизни того времени многое можно почерпнуть из Λειμν или Νος παρδεισος (Pratum spirituale), в котором монах Иоанн Мосх 65 , живший в конце VI века, собрал благочестивые сказания, слышанные им во время своих странствий по знаменитейшим монастырям Востока. Равным образом существуют современные биографии константинопольских патриархов Мены и Евтихия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Закрыть Русская интеллигенция и воинствующая смердяковщина Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии и вручение «Ники» отразили глубокий раскол в интеллигенции 31.03.2017 2262 Время на чтение 6 минут В Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на котором заявил, что в первую очередь интеллигенция несла ответственность за страшные события 100-летней давности. В это же время в Первопрестольной проходила церемония вручения премии «Ника», в ходе которой прозвучали антигосударственные заявления. Общественный резонанс вызвало выступление либерального режиссера Александра Сокурова. События комментирует в интервью «Русской народной линии» лауреат Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, известный поэт и главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев , принявший участие в заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии: Заседание Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и церемония вручения премии «Ника» отразили страшный глубокий раскол в интеллигенции, который существует еще со времен А.С. Пушкина . Патриаршая премия по литературе молодая, она вручалась последние три года. Её лауреаты явились сторонники, писатели русского национального направления, которые думают о государстве, народе, русской культурной традиции. Напомню те имена, которые за эти три года стали лауреатами Патриаршей премии: замечательный писатель Владимир Крупин, один из молодых писателей Александр Сегень, из старшего поколения писателей – Юрий Бондарев, Валерий Ганичев, критик и литературовед Валентин Курбатов, Борис Якимов, проживающий в Волгоградской области. Я сподобился получить эту премию как писатель, поэт и главный редактор журнала «Наш современник». На следующий год мы выдвинули прекрасного русского писателя из Краснодара Виктора Лихоносова, священника Ярослава Шипова, который начинал свою жизнь как писатель. Я хорошо помню, как мы печатали его произведения в 90-е годы. Когда он стал служить священником в ярославской деревне, удивительно глубоко, тонко и с любовью писал о русском простонародье, обретающим веру. Также в список кандидатов мы внесли имена нескольких священников-писателей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/31/ru...

После Причастия священник уходит в алтарь и высыпает с дискоса все вынутые из просфор частицы в потир, на котором написано «Иисус» и где находится Агнец, а значит, Спаситель. Священник говорит: «Отмый, Господи, грехи всех поминаемых здесь кровью Твоею честною, молитвами святых Твоих…» И, таким образом, все, за кого были вынуты частицы из просфор, причащаются вместе со всеми, из части становятся целым, с Богом. После этого священник относит чашу на жертвенник и говорит такие слова: «Вознесись на небеса Господи да по всей земли слава воя!» Что это означает? Это означает, что от Херувимской, когда были закрыты врата и Христа погребли, до принесения этих даров на жертвенник прошло 40 дней до Вознесения, а с момента выхода с Евангелием до чтения тайной молитвы на Херувимской прошло образно три года. Время здесь совершенно не такое, как мы его себе представляем вне храма. И как Христос приходил к своим ученикам, так и я пришел и причастил Его телом и кровью, чтобы вы стали Его причастниками, Его частью. Я долго не понимал, почему хлеб имеет приоритет перед вином и всем остальным. И не только потому, что сам голода не испытывал и не знаю, что это такое. Когда священник призывает Духа Святаго, чтобы освятить дары, они не сами собой освящаются, не его текстом. Это Дух Святой нисходит и сам оживляет эти хлеб и вино. Этого нет в западной мессе. В «Дидахэ» очень хорошо было сказано: «Как вот этот хлеб, рассеянный по полям, был собран, перемолот и испечен, так и Ты, Господи, собери церковь Твою, единоверцев, здесь». И тогда начинаешь понимать, что этот хлеб — не пища и не только символ. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Некоторые говорят: «Хлеб наш надсущный…» То есть хлеб, который сверху сошел, хлеб, сошедший с небес. В просфоре происходит соединение материального и сакрального. Священник поминает конкретного человека, вынимая частицу. Под конец, когда он всех причастил, уходит обратно и говорит: «Господи, кровью Твоей святой, молитвами святых Твоих избави от грехов всех поминавшихся здесь…» — и высыпает все эти частицы в потир, в котором лежит ИС. ИС — Спаситель. И вот четвертинку просфоры ИС я бросаю в потир. Были просфоры ИС, ХС и НИКА. ХС — должен причащаться сам Христос. А НИКАпобеда над смертью — это причащаются все. И вот когда священник под конец высыпает в потир все частицы, то каждая частица — это реальный человек, о котором священник молится и который причащается. И когда при причастии человек получает эту частицу, она оказывается связанной с благодатью, связанной с потиром, связанной со всеми. Есть даже молитва на вкушение просфоры и святой воды, агиасмы. Просфора и агиасма — замена причастия человеком в быту, потому что раньше выдавали причастие на дом, пока люди не стали с ним манипулировать. А потом Иоанн Златоуст ввел даже ложечку, как в психиатрии, с тем, чтобы с ложечки кормить, а не так в руки причастие и выдавать.

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

2014/02/18, 05:41:28 Преподобный Сергий Радонежский! Обращаюсь к тебе со своею материнской молитвою!.Молю тебя, помоги пожалуйста моему сыну - рабу Божьему Владиславу -20 февраля сдать комиссии экзамен по истории Европы, в прошлые разы удача отворачивалась от него, в последний момент что-то не получалось. Он с покорностью принял случившееся! Отче милосердный, прошу тебя -моли за него перед Господом, пусть сын справится с экзаменом, пусть члены комиссии будут к нему благосклонны.Пошли рабу Божьему Владиславу: память, знания, понимание вопросов, душевное спокойствие, всели уверенность в свои силы. Молю тебя Преподобного и Господа нашего, помогите и простите моему сыну рабу Божьему Владиславу все грехи его вольные и невольные. Простите и мне, рабе Божьей Нике, все грехи мои вольные и невольные. Благодарю Вас за помощь вашу бесценную! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. Раба Божия Ника Раба Божия Ника. 2014/02/18, 01:26:18 Преподобный Сергий Радонежский, прошу тебя о помощи! Помоги моему сыну рабу Божьему Евгению сдать сегодня 18 февраля 2014 года тест по статистике! Прошу тебя, моли за него перед Господом нашим! Пусть мой сын справится с заданиями, пусть соберется и вспомнит все, что учил, не растеряется, поверит в свои силы! Пошли ему здоровья и спокойствия при сдаче этого теста! Прости ему, рабу Божьему Евгению все грехи его вольные и невольные! И мне, рабе Божьей Татьяне, прости все грехи мои вольные и невольные! Прошу тебя, пошли всем людям, которые молятся за моего сына и помогают ему здоровья и благополучия! Во имя Отца, и Сына и Святого Духа! Аминь! Раба Божия Татьяна 2014/02/17, 22:15:04 О,Преподобный Сергий Радонежский! Прошу твоей помощи моей дочери р.б.Екатерине в пересдаче экзамена по эконометрике завтра 18.02.14г.Помоги ей,прошу тебя! Пусть она проявит сообразительность в ответе на вопросы и в решении задачи! Пусть ей попадется несложный билет! Дай бог ей не растеряться,а собраться силами,духом и найти правильное решение! Пусть преподаватель не будет к ней так строг,а проявит снисходительность,понимание,благосклонность! Помоги,молю тебя,не хочется,чтоб оставались несданные предметы! Они приносят очень большие переживания.Прости нам грехи наши вольные и невольные! Благодарю тебя,Заступниче Наш!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010