В Москве XIV века было строение деревянное, каменное же почиталось такой редкостью, о коей упоминали летописи между государственными событиями. Кроме церквей, в Москве находились Митрополичье подворье под бором и Великокняжеский набережный терем, самим названием своим напоминающей нам Гречес. τεμνον, (комната, жилье, хранилище) и другие дворы и хоромы, а в Посаде в повалуши 31 , курные избы, клети и лачуги. Как церковное зодчество тесно соединено с живописью и другими искусствами: то в этом периоде появляются их следы. Старая Греческая школа, водворенная и в Италии с XIII века, пустила от себя ветвь под именем Русской 32 ; ее ученики распространились по России и в Москве, где водворили стиль Греческой, или Корсунской иконописи, от коего произошел в последствии Московский пошиб. Древние иконы писаны были частью на яичном желтке, частно на масляной грунтовке, и на других уже забытых составах; они не покрывались мастичным лаком. Первым известным того века иконописцем можно признать С. Петра Митрополита, который оставил памятники иконописи в Успенском соборе. При Великом Князе Симеоне Иоанновиче Греческие живописцы Митрополита Феогноста и Русские придворные иконописцы Захария, Иосиф и Николай расписывали Успенский и Архангельский соборы, а старейшина над иконниками Гойтан церковь Спаса на бору. 33 Если Каппониановы картины, или святцы, писанные Русскими художниками, относятся к XII, или XIII веку: то они могут служить важным свидетельством успеха Русских в живописи. Господствовавший тогда стиль иконописи Корсунский, заимствованный от Греков среднего века, и распространенный по Европе Византийскими художниками, значил в России почти тоже, что редкий, чудный, отличный 34 . Он отличается тонкостью и резкостью в чертах, отсутствием перспективы и светлотени, мрачностью в колорите; лица темны и тощи, фигуры очень длинны; вообще также заметны в нем символизм и возвышение над плотяностию, которые доселе сохраняют над душами глубокую, неисповедимую силу 35 . В XIII и XIV веках, миниатюрная живопись, по образцу Греции, и в России украшала харатейные рукописи рисунками, кои писаны были корпусными красками; при Вел. Кн. Симеоне гордом вошла в употребление и бумага хлопчатая (charta bombycina), которая заменяла пергамент.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Согласно этой росписи были куплены следующие книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь, требник, устав, двенадцать книг Миней месячных, триодь постная и цветная, часослов, Ирмологий и с прочими, что в ней написано; Евангелие малое, октоих, книга о житии святых во весь год, восемь книг великих Иоанна Златоустог о, книга правильная и судебная, глаголемая Арменопуль, книга св. Василия селевкийского , книга судебная Юстиниана цесаря; две книги великие греко-латинские Афанасия Великого , книга еллинская алексикон, книга Библия , две грамматики – одна Ласкарева, другая Феодоритова. Для покупки этих 43-х книг диакону Мелетию было дано 300 червонных золотых, деньгами четыре рубля, лошадь – ценою в двадцать пять рублей и шапка соболем цена девять рублей с полтиною. Когда воротился диакон Мелетий с востока неизвестно, но в августе 1657 (7165) года он был уже в Москве, как видно из резолюции государя на одной из челобитных диакона Мелетия о жалованье. «7165 года августа в 16 день государь пожаловал греченина диакона Мелентия для его учения, что он учит греческому пению диаков певчих и подьяков – велел ему давать своего государева жалованья поденного корму по гривне на день и на прошлые месяцы сентября с 1 числа нынешнего 165 года выдать по прежнему государеву указу по десяти денег на день» (Гречес. дела, кар. 50, 9). Вот и все сведения, какие мы имеем об этой поездке. В 7165 году (1657) марта 12 в Путивль, а апреля 25 в Москву приехал афонской горы Успенского монастыря архимандрит Досифей для испрошения милостыни своему монастырю. 6 мая того же года он представлялся царю Алексею Михайловичу, причем поднес царице Евангелие напрестольное, харатейное, писанное греческим языком. После аудиенции у государя ему дана была вероятно обычная милостынная дача – 50 рублей. Но архим. Досифей этим не удовольствовался; ему хотелось выпросить еще милостыни. И вот он пишет царю от 24 июня 7165 (1657) челобитную, в которой между прочим говорит о Евангелии, поднесенном им царице, что этому святому Евангелию триста сорок пять лет и, слыша царское благоговение к этому Евангелию, братия Успенского монастыря избрали его – архимандрита– поднести его царю и ударить челом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(См. Grabii Spicileg. Patrum Т. I р. 303., Volfii Anecdota Graeca. Т. III Praefatio, Fabricii Bibl. Graec. ed. Harles. T. VIII. p. 695). Он издан Крамером в Оксфорде 1853 г. (Catena Acta Ss. Apostolorum). Из сличения с сим изданием открывается, что наш переводчик или опускал, или не имел уже в своём подлиннике многих имён толкователей; потому иногда изъяснения одного Отца приписываются другому. Впрочем по местам сохранились ещё имена толкователей: св. Иоанна Златоустог о, св. Афанасия Александрийского , Аполлинария, Севериана Гавальского, Севериана (Севера) Антиохийского, св. Григория Нисского , св. Иринея Лионского , Дидима, св. Кирилла Александрийского , Аммония пресвитера, Евсевия Емесского, Исихия пресвитера, св. Исидора Пелусиота , св. Епифания Кипрского . Перевод, судя по языку, не древен, сделан гораздо позднее перевода нижеследующего толкования на послания Павловы. Но своею правильностью и чистотою языка он выше того древнего перевода. – Возьмём отсюда замечание о слове чета. В толк. Златоустого на 9:32–35. л. 62 об. сказано: коже нкыи воевода опхожаа четы ( καθπερ στρατηγς περιει τξεις), и потом в толковании на 10: 1., л. 64 об., где Златоустый объясняет, что такое спира, к которой принадлежал сотник Корнилий: спира есть глема чета ( σπερα στν о καλομεν νυν νομερον). Известно подобное собрание толкований и на Соборные послания, в Синодальной библиотеке между Гречес. рукописями, по Маттееву каталогу под XCVIII, и в других библиотеках (см. Voifium et Grabium l. с). Славянский перевод представляет его с некоторыми опущениями; при этом во многих случаях не сохранились и имена толкователей. Упоминаются же следующие: св. Иоанн Златоуст , (большею частью, но не везде, справедливо), Ориген , Кирилл Александр., Василий В., Максим исповедник , Аммоний, Афанасий Вел. (однажды), Севир, Евсевий, св. Ефрем. Для примера представим здесь из объяснения на 9 ст. послания Иуды, о прении Архангела Михаила с диаволом. Л. 156 об. Зе бо, телесныимь браз мссев показа (Бог) о дши бываемо нкое таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Между тем в месяцеслове 715 г. есть только два случая подобного молчания о числах празднования». Византийское происхождение евангелия 835 года очевидно. Месяцесловы: Синодальный 42 (VIII-IX в.) Сей месяцеслов находится в рукописном греч. евангелии, хранящемся в моск. синод. библиотеке под 42 115 . Маттей по прекрасному унциальному письму относит сие евангелие к VIII веку. Но поскольку в числе святых месяцеслова находится Герман, патр. константинопольский, умерший в 740 году; то сие евангелие может быть отнесено к концу VIII (после 787 г.) или началу IX века. Памятей и праздников (без бдений) показано на 116 дней в году; в февр. всего 6 памятей, в марте 3, в апреле 4. По многим именам патриархов константинопольских следует считать его принадлежностию константинопольского патриархата. Заглавия месяцеслов не имеет. Особенностей очень мало. Марта 12 показан Фома, патр. константинопольский; может быть здесь описка в числе, ибо есть и другие подобные описки в числах, наприм. 26 янв. Иоанна Крестителя вместо 7; июня 14 показана память одного пророка Илии вместо Елиссея и повторена 20 июля; сентября 28 св. муч. Калутиана (?), Александра, Зосимы и дружины их, вместо калутинских Александра и проч. 116 . Константинопольский VIII-IX в Так называется месяцеслов, содержащийся в гречес. кодексе евангельских чтений; евангелие принесено с востока на запад сирским купцом и приобретено кардиналом Александром Албаном для своей библиотеки. Месяцеслов сей издан Стефаном Антонием Морчелли в 1788 году с примечаниями, которые составили два тома. Из многих имен патриархов константинопольских и других признаков видно, что сей кодекс евангельских чтений принадлежал церкви константинопольского патриархата. Заглавие календаря: Месяцеслов, с Богом, евангелий праздничной целого года. В сем месяцеслове содержится показаний памятей святых, праздников и препразднств всего на 143 дня в году, и более по одной памяти в день, редко две или три; во всем месяцеслове показаны только три панихиды (всенощные: на Благовещение, на Успение и на Златоуста 11 нояб.) и две парамоны ( παραμοναι стояния, бдения: на Р. Хр. и на Богоявление); в февр. показано только 6 памятей, в марте и апреле по 4. Все это говорит за древность календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

еп. папу Дионисию и Павлу, они показаны в иеронимовом мартирологе 9 февраля, 1 марта св. Доната по иеронимову мартирологу (в Африке муч.), 4 марта показана память Амвросия медиоланского , в римском мартирологе 4 марта посвящение Амвросия в епископа, Перпетуя и Фелицитата показаны дважды: в первый раз 6 или 7 марта (показания не очень ясны и много ошибок) согласно с римским мартирологом, в котором оне 7 марта, второй раз 13 марта, ближе к гречес. минеям, в коих сии мученицы 14 мар., 9 мая показана память св. Ипполита (у нас 30 янв.) согласно с некоторыми западными мартирологами, муч. Гордиана 10 мая согласно с римск. мартирологом, 23 окт. муч. Феодора по римскому мартирологу (у нас 23 нояб.), 3 нояб. показаны муч. Перпетуя и Викторина по иеронимову мартирологу, 1 дек. Кандату, есть Кандида, ученица ап. Павла по рим. мартирологу, 7 дев. муч. Савина и в иероним. мартирологе мучен. Савина еп. Св. Силивестр показан 31 дек., согласно с западными календарями, как и в остромировом. Есть в сем месяцеслове и другие следы влияния на него западных календарей. Сей месяцеслов имеет довольно памятей, которые встречаются в нем одном, именно: 2 янв. муч. Модеста (вероятно Модест африканский муч., в иероним. мартирологе 12 янв.), 7 февр. еп. Вигилия, 12 февр. муч. Василия (в иероним. мартирологе есть 11 фев. Василий в Армении см. у Флорентиния), 17 марта Скориана в Риме (в иероним. Александра в Риме), 20 марта год Пещи епископа (см. Т. II мар. 20), 2 апр. Анастасия муч. (есть 1 апр. Анастасий муч. в западных мартирологах Acta SS Арг. 1 р. 9), 4 апр. пр. Адриана, 1 окт. Иоанна Крестителя, 20 окт. явльшемуся агнцу (в житии Артемия), 30 окт. св. Германа (или епископ Капуи по Р. М. или муч. в Никомидии, по иерон. мартирологу), 12 ноябр. Афанасия и Стефана, 1 дек. Тута, Лохитрофона, 4 декабря Иоанна Крестителя, 23 дек. Платона еп. Есть в нем константинопольские памяти, согласные с древнейшим уставом или типиконом Константинопольской Великой Церкви IX-X века, наприм. освящение церкви Сергия и Вакха 29 нояб., Прова и Илария 16 дек., ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

CI. 1 Месяцеслов при евангелии греческом XII в императ. публ. библиотеке сходствует с флорентийским 1; памяти на все дни, редко по две, а более по одной. Особенностей имеет мало, именно: 28 февр. муч. Фавсты (вместо 6 февр.), 22 авг. муч. Евстафия (т. е. патриарха антиохийского). 2 Месяцеслов при апостоле греч. XII в., одной руки с вышеописанным евангелием, имеет гораздо более особенностей, именно: 10 нояб. муч. Нестора (неизвестен), 28 февр. муч. Фавсты, как и в евангелии, муч. Антипы 9 апр. вместо 11, 2 мая Тимофея и Мавры, а 3 перенесение мощей патр. Афанасия(наоборот), 3 июня Евстафия патр. антиохийск., а Лукиана 5 июня вместо 3, 7 июня муч. Феодо.. не дописано, вероятно, Феодора стратилата, который повторен и 8 июня, Пантелеимон дважды 27 и 29 июля, муч. Максима 11 авг. вместо 13, а Евпла 12 авг. вместо 11. Сей месяцеслов имеет памяти на все дни. Имеет ту особенность, что писец с сентября по апрель писал памяти в один столбец, а с апреля начал писать в два столбца и стал сбиваться, переставляя дни, от того с апреля и пошли разности в днях, ему одному свойственные, которые можно назвать погрешностями; представляем это наглядно: Май. 1. прор. Иеремии. 2. Тимофея и Мавры. 3. перен. мощей Афанасия. Писец, привыкши писать в один столбец, после пр. Иеремии поставил Афанасия, ибо он во всех месяцесловах 2 мая пишется после Иеремии, таким образом во 2 столбце Тимофей и Мавра оказались выше Афанасия, а числа выставлялись красными чернилами после. Во многих отступлениях сей месяцеслов сходствует с прологами, которых памяти писались по месяцесловам евангелий, как видно, не совсем исправным; также сходствует с месяцесловами при евангелиях синод. 44 XI в., 440 X-XI в., музейском XI-XII в. Этот экземпляр апостола наглядно объясняет одну из причин, почему весьма часто памяти переставляются в месяцесловах на предыдущий или последующий дни. Антонинов Так называем месяцеслов при греческом пергаменном евангелии, которое по письму относится к XII веку; оно прислано в киевскую академию архимандритом Антонином из Иерусалима. Месяцеслов чрезвычайно сходствует с нанианским 2, а в некоторых местах с месяцесловом при гречес. апостоле XI-XII в. в московской академии. Происхождения константинопольского. Памяти имеет на все дни и часто на один день по нескольку памятей. Последний по времени святой патриарх константинопольский Евстафий (1019–1025). Особенности, одному сему месяцеслову свойственные: 17 окт. свв. иерархов Мнасона и Модеста (в других 18 окт. и 18 дек.), окт. 22 Анастасия в Солоне (у нас 25 окт.), 6 февр. в нем первом Фотия, патр. константинопольского, и 31 мая Евстафия, патр. константинопольского (1019–1025), июля 2 Марка муч. (вместо 3) и Феодота (вместо 4), 6 июля муч. Агны (вместо 5), авг. 17 пр. Макария исповедника при Константине Копрониме, 21 авг. св. Ии в Персиде (11 сент.). Коаленев 2-й

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но выпила она всего несколько ложечек, с моих и Никиных рук. Приехал Ника и сразу же пошел за о. Михаилом Васнецовым (сыном знаменитого художника, астрономом по светской профессии). Минут через десять о. Михаил был уже у Вериной кроватки. С ним пришел и Петр Александрович (П. А. Остроухов – экономист-политехник; ныне чтец в нашей домовой Св[ято]-Николаевской церкви; мы с Верой были с ним в общении и дружбе более сорока лет). О. Михаил (ему сейчас 77 лет) спросил Веру: «Каешься ли в своих согрешениях?» Вера громко, четко и умиленно ответила: «Каюсь». В этот момент она была в полном сознании – и с полным же сознанием приняла причастие и запила его теплотой. Затем снова стала впадать в полузабытье. О. Михаил с трепетом в голосе прочел над Верой полный отходной канон (предельно доходчивый и трогательный в своей выразительности). О. Михаил и Петр Александрович ушли. Ника сел около матери и стал грустно и ласково на нее глядеть. Вера к нему обернулась и спросила: «Ну, что, солнышко?» (она всегда так сыновей называла). Я по телефону вызвал прощаться Милок (Владимир Николаевич и Мария Владимировна Милорадовичи; мы с Верой дружили с ними более сорока лет). Они поспели вовремя – в десятом часу. Вера узнала их – и приняла ласково. Они передали привет от Евгении Николаевны (Евгения Николаевна Симонова – вдова Вериного брата – архитектора Павла Ивановича Симонова, скончавшегося в 1959 г. Евгения Николаевна страдает тяжелой формой ревматизма, не выходит из квартиры). Вера громко и ласково сказала: «спасибо». Перед одиннадцатью Вера спросила меня: «Почему не приезжает Ваня?» (значит, из наших разговоров уловила, что послана телеграмма). Я ответил, что мы ждем Ваню с минуты на минуту, но что поезда и автобусы из Пробоштова ходят не так-то часто и быстро. Вера кивнула головкой. Это были последние ее слова. В одиннадцать она впала в забытье – и больше в себя не приходила. Я все еще не терял надежды, что Вера отойдет. Она дышала часто и глубоко. Перед двумя часами дыхание стало прерываться, и в два мы с Никой приняли последний Верин вздох.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В последний день моего пребывания в Невской Катюша меня больше не ругала и не передразнивала. Мне даже показалась грусть и сочувствие в её глазах. Она поняла, что я наконец решилась. Тяжесть была на душе неимоверная, такое чувство, будто внутри всё оборвалось. Как я успокоилась После ухода из храма я долгое время не находила себе места, то и дело ком подкатывал к горлу. Периодически мне звонили, уговаривали вернуться, выспрашивали причину ухода («может, кто обидел?»). От этого было ещё тяжелее. На Богослужения по воскресеньям ходила в другой храм, стояла в сторонке, испытывала ощущение побитой собаки. Скорбные мысли терзали душу: Бог отвернулся от меня, Он меня не хочет знать и слышать, не принимает моего служения. Как жить дальше, чем заниматься? С мирскими организациями я уже давно порвала, из церкви прогнали, в монастырь не благословили. Несколько месяцев я так промаялась, пролила пару вёдер слез. Наконец моя близкая Наталья не выдержала этого зрелища, пошла к Кате и сказала: «Катя, Ника очень переживает, убивается, ей очень тяжело. Что делать?» Катюша ответила ей тепло и ласково: «Ничего, всё будет хорошо». Это меня сильно утешило. В другой раз Наталья пошла к Кате посоветоваться о чем-то своем, а в конце от себя добавила: «Катя, тебе привет от Ники». А она ей в ответ: «Кто такая Ника? Не помню». Прошло время, меня стали звать то в один хор, то в другой, в храмах не хватало певчих. Я не знала, как быть. Наталья сходила к Кате спросить совет, как мне поступить. На это Катя ответила: «Я хочу, чтобы она сдохла!» Новый стресс — как обухом по голове. Опять навалилась жуткая тяжесть, словами трудно передать, когда весь белый свет не мил. Долгое время пришлось всё переваривать. А вскоре после моего ухода из Невской произошёл такой странный случай. На Катю поздно вечером напал живущий по соседству наркоман-рецидивист и сильно избил её. Она потом сказала, что это бесы на неё напали и избили. Тот несчастный человек недолго прожил после этого, вскоре скончался. Говорили, что его убили в пьяной драке. Меня не покидала мысль (возможно и ошибочная), что это ей за меня отомстили бесы — за то, что она меня от чего-то оградила, уберегла.

http://pravoslavie.ru/143359.html

И я не вижу никакой необходимости совершать на этом пути какие-то резкие необдуманные движения. Было бы полным провалом идти в монастырь лишь по причине неудавшейся личной жизни, не чувствуя к этому особого призвания. Точно так же было бы безумием истерично выталкивать себя замуж лишь на основании «немонашеского склада». Мы и сами не знаем, какого мы склада. Господь знает. Вы говорите, пытаясь осмыслить свое бедственное положение, что даже у Ника Вуйчича есть жена и дети, хотя сам он без рук и без ног! Это факт действительно потрясающий, свидетельствующий о бесконечной милости Божией ко всем нам и к каждому в отдельности. Но я читала Ника, и знаете, что я поняла? То, что без жены и сына он мог бы обойтись точно так же, как обходится без рук и без ног. И точно так же быть при этом счастливым. Вот и нам нужно научиться быть счастливыми, несмотря ни на что. Не для того, чтобы превратить это в некую сделку, не с мыслью, что когда мы этому научимся, то Бог нам точно кого-нибудь пошлет, а исключительно ради Него Самого. Вы пишете, что не теряете надежды и не перестаете молиться, чтобы Господь даровал Вам жениха. Но, может быть, стоит все-таки молиться об этом перестать? Может, стоит забыть о своей мечте, хотя бы на время? Возможно, что один из способов выйти замуж – перестать этого отчаянно хотеть. И очень может быть, что случится это тогда, когда Вы про это забудете. Как говорит Ник Вуйчич, позвольте Богу самому действовать в Вашей жизни. Пусть это придет к Вам само. Свобода… от мамы? Возможно, кто-то обвинит меня в призывах к пассивному ничегонеделанию, но мне кажется, что это – гораздо более продуктивный путь, чем судорожные попытки изменить свою жизнь какими-то внешними действиями. Например, некоторые психоаналитики советуют одиноким девушкам, желающим найти спутника, начать с ухода от мамы. Я понимаю, на что опираются психоаналитики, когда говорят, что над нами может довлеть мамин сценарий и мамин родительский эгоизм, Эрик Берн нам об этом подробно рассказал. Но знаете, я не верю, что Ваша мама, Елена, махровая эгоистка. Скорее всего, она Вас просто любит и желает Вам добра. И она, безусловно, была бы счастлива, если бы у Вас появился жених.

http://pravmir.ru/eshhe-raz-o-zhenskom-o...

Скачать epub pdf Грузия В оживленных местах столицы Грузии прохожим раздаются листовки с приглашением на «бесплатное тестирование». Грузинская Патриархия в своем специальном заявлении призвала жителей Тбилиси отказаться от услуг этого тестирования, поскольку она осуществляется «одной из самых опасных религиозных организаций» – сектой сайентологов, пустившей корни в Тбилиси. По словам заместителя руководителя Патриархии Зураба Цховребадзе, сайентологи «скрывают религимозную сущность организации, выдавая ее за научную. Известно, что эта секта психологически подавляет личность, зомбирует людей». По словам Зураба Цховребадзе, Церковь сайентологии «претендует на нововое учение, основанное на науке». Руководитель пресс-центра Службы безопасности Грузии Ника Лалиашвили сообщил газете «Алиа», что «секта сайентологов начала действовать в Тбилиси с 2000 года». Она зарегистрирована как гуманитарно-медицинская организация «Гуманитарный центр дианетики». Ее руководитель – Виолетта Саакадзе-Микеладзе. В настоящее время церковь объединяет примерно 150 членов, большинство из которых «негрузинской национальности». Ника Лалиашвили сообщил, что Служба безопасности «разрабатывает эту тему», но отказался разглашать оперативную информацию, хотя и признал ее наличие. По словам Лалиашвили, «эта секта квалифицируется в документах ОБСЕ как деструктивная организация», хотя «государственной безопасности ее деятельность пока не угрожает» 682 . БОРЬБА ЗА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Одним из наиболее действенных способов влияния на умы является издательское дело. При этом сайентологи заботятся о том, чтобы их книги не только продавались, но и обсуждались. В 1988 г. коммерческий еженедельник «Бизнес Уикли» удостоил уже покойного к тому времени Хаббарда почетным знаком, увековечившим 100-недельное пребывание «Дианетики» в списке бестселлеров. Так вот, оказывается, что « Церковь » регулярно засылала своих агентов в магазины книготорговых корпораций для проведения оптовой закупки творений Хаббарда и других сайентологов. Продавцы свидетельствовали, что пришедшие на продажу книги зачастую носили на себе следы ценников из этих же магазинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010