В нынешних же обитателях этой подземной Шамбалы чувствуется бесчеловечное безмятежие языческих богов и вообще – загробность. «В лицах их было кроткое и спокойное выражение и даже доброта. От чего же мне казалось, что именно в этом выражении непоколебимого спокойствия и благосклонной доброты скрывалась тайна того ужаса, который внушали мне эти лица. В них отсутствовали те линии и тени, которые горе, страсти и печали кладут на лицах людей, и они скорее походили на изваяния богов и напоминали то выражение мира и покоя, которое христиане видят на челе своих умерших» 879 . Вариацией утопии, начертанной Литтоном, является и рериховский миф о «Махатме Мориа» и «владыках мира», из шамбальских подземелий управляющих ходом мировой истории. Кстати, замечательно, что в мифологии Толкиена пещеры Мории как раз граничат с Древним Ужасом (В одном этом названии – Мория – уже чувствуется беда»). И надо признать, что при раскрытии этой темы теософы смогли представить не только разнообразные «пробы пера», но и некоторые практические достижения. Как заявил один из сверхчеловеков, «Тот, кто видит в национал-социализме только политическое движение, мало о нем знает» 880 . Оккультно-языческий характер германского нацизма хорошо известен. «Представления о переселении душ, внесенные в европейское сознание Еленой Блаватской и Рудольфом Штейнером, были близки вождям рейха», – пишет современный исследователь нацизма 881 . Между теософией и нацизмом пролегли вполне заметные ниточки как идейных влияний, так и прямого перехода адептов теософии к фашистской практике (например, увлечение «эзотерическим расизмом Блаватской» привело эмигранта из России Г. Шварц-Бостунича в антропософию Штайнера, а оттуда к чину штандартенфюрера СС) 882 . Кстати, если в немецкой массовой армии (вермахте) были военные священники и епископы, то в закрытом ордене СС священников не было; более того – у них не разрешалось вызывать священника даже к умирающему (для них были свои оккультные нордические «требы»). Потому на бляхе солдат СС была не надпись «С нами Бог», но «Моя честь – верность» (Meine Ehre heist Trene).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Фонд уже многие годы пытался стабилизировать ситуацию в Аргентине, которая получила от МВФ рекордные объемы кредитов. Но ничего не получилось. К власти в этой латиноамериканской стране пришел откровенный ставленник “хозяев денег” Хавьер Милей, который начал “резать по живому”, а гиперинфляцию решил победить путем отказа от национальной валюты, ее замены на доллар США. Может быть, и президент Зеленский (если усидит в своем кресле) в конце года тоже заявит, что Украине гривна не нужна, надо переходить на доллар? На сегодняшний день долг Украины перед Фондом уже превысил 11 млрд долл. Но это только основная сумма полученных кредитов, без процентов. А только в этом году обслуживание кредитов МВФ (выплата процентов) потребует 2,9 млрд долл. В следующие годы процентные выплаты также измеряются миллиардами. На днях пришла новость: Фонд перечислил Киеву очередной транш в размере 880 млн долл. Но эта новость звучит издевкой, поскольку до конца марта Киев должен перевести Фонду 700 млн долл. в порядке обслуживания долга. Фонд фактически Украине не помогает, он ее “доит”. Деньги под названием “кредит Украине” с одного счета Фонда переводятся на другой его счет. В украинскую казну они не попадают или почти не попадают. Схема почти такая же, как с деньгами американского Минфина в виде помощи Украине. По признанию госсекретаря Энтони Блинкена, 90 процентов финансовой военной помощи Украине остаётся в США (деньги перечисляются со счетом американского казначейства на счета компаний ВПК). Итак, МВФ подсадил Украину на крючок: реальных денежных вливаний от Фонда уже нет, а общая величина долга Украины чисто математически растет. Справедливости ради следует признать, что такой же механизм превращения Украины в “дойную корову” используется и другими западными кредиторами “Незалежной”. МВФ “доит” сам и как “долговой полицейский” помогает “доить” другим», – заключил Валентин Катасонов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/mv...

Однако « Θες» является краткой формой не для «Да благословит вас Господь», но для «Ελογητς Θες μν, πντοτε...(Благословен Бог наш, всегда...)», что является общим ответом на просьбу о разрешении «Благослови». 878 Сегодня среди русских православных священников существует обычная практика испрошения разрешения у епископа со словами «Благослови, владыко», даже вне богослужения. Итак, «благослови» означает «разрешите» и сходно сирскому выражению «баррек мари» или латинскому «Benedicite» благословения трапезы, что означает «Можно начать молитву» и ответ «Benedicite»: «Да, можно». Ясный пример такого использования «Благослови» в византийской традиции найдено в рукописи Patmos 719 (XIII в.): священник, входя в алтарь для облачения, обращается к другим, уже находящимся там со словами: «Благословите, отцы и братие, простите мя грешнаго». Тогда он берет свои облачения и благословляет подризник: «Благословен Бог наш всегда, ныне...» и облачается. 879 Но мы не думаем, что это «благословение» людей обращается к моменту тихого молитвенного размышления. Сегодня в греческом обряде отпуст вечерни и утрени начинается с диаконского возгласа: «Σοφα. Ελγησον». В некоторых более ранних источниках такого нет. 880 Но в славянском обиходе это исполняется людьми (хором). Так же в конце литургии в некоторых рецензиях перед заамвонной молитвой, или древним заключительным благословением, следует прошение людей «Владыко, благослови». 881 Таким образом, возглашать такое прошение перед благословением священника нисколько не чуждо византийской традиции. И возможно это происходит в ответ на наше «Благословите, святые» так же, как в других случаях, где они подают просьбу о благословении, не будучи приглашенными к этому, или в ответ на «Σοφα». в) «Благословите, святые» на Великом входе: Множество греческих источников разнообразного происхождения – константинопольского, италийского и восточного – содержат воззвание «Благословите, святые» в различных чинах Великого входа. 882 В славянских источниках оно появляется с XIV в. 883

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому прошу и умоляю тебя, отец мой, открыто заявив об отвержении [зла], во многих видах совершенного, доведи до конца нынешнее божественное исповедание, молясь и обо мне, грешном. 281. К монаху Арсению 877 (421) Получив письмо твоей любви и уразумев его, я сильно восстенал о происшедшем бедствии, а особенно о падении тех, коих считали людьми особенными. От их падения спасся и твой отец, а мой единодушный брат 878 . Как прежде его падение более, чем чье-нибудь, огорчало меня, так теперь меня сильно обрадовало его восстание. Особенно я похвалил, брат, твои заботы о своем наставнике. Ибо сердечные и горячие слова твоего убеждения суть действительно знаки любви истинного ученика и плач искреннего чада. Встреча и присоединение к христоборной ереси и даже однократное общение с ней есть для увлеченного душевная смерть. И это после мужественного сопротивления, и это несмотря на священническую и игуменскую степень. Вполне справедливо поэтому ты, разумнейший, восплакал, с полным сознанием ты возрыдал, в несчастье отца усматривая окровавленную одежду, правильнее растерзание умственным зверем, говоря приблизительно так: зверь лют снеде ( Быт.37:33 ), но не Иосифа, которого некогда оплакивал Иаков и которого братья продали на сторону, с хитростью указав на хитон (см. Быт.37 ), а моего отца [растерзал] человекообразный зверь Иосиф, уже привыкший уловлять сочувствующих его нечестиям, а не икономии. Он, брат, и раньше увлек немало людей к нарушению Евангелия. Он и теперь за отрицание иконы Христовой 879 , объявив (δογματσας) приобщение икономией, беззаконно убежденных увлек с собою в падение. Таков он. А ты, восплакавший, обеими руками схвативший отца и возвративший его к прежнему исповеданию, ты блажен. Так это в действительности. Радуйся, что он теперь живет в Господе, хотя раньше был мертв. Ведь говорит же Писание: уязвит и уврачует и в третий день возставит ( Ос.6:2–3 ). Кто это? [Тот Самый], Кто воздвиг от гроба четверодневного Лазаря ( Ин.11:43–44 ) и оживотворил твоего, а также и моего отца. (422) Торжествуй, торжествуй и больше не плачь, Марфа, то есть по мере возможности помогай ему и на будущее время. Я и ему написал. 282. К Сергию, ипату аэрикона 880

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

С одной стороны, это право и обязанность апостольства, через которое выражается «участие в спасительной миссии Церкви» (LG 33, 2) всех верующих, основано на таинстве крещения. С другой стороны, оно полностью легитимируется в конфирмации. Укрепляя связь с Церковью, оно совершенно особым образом осуществляет тот соборный принцип, что таинства «сообщают и воспитывают любовь к Богу и к людям, которая является душой всего апостольства» (LG 33, 2). Наряду с этим синтезом католического учения о конфирмации в соборных текстах содержатся некоторые соображения относитель но одной из острых теологических проблем, связанных с преподанием таинства, – а именно, проблемой служителя. В LG 26, 3 утверждает ся, что «ординарным служителем конфирмации» является епископ. Однако в п. 13 «Декрета о восточных католических Церквах» уточняется: «Дисциплина в отношении служителя миропомазания, действовавшая у восточных христиан с древнейших времен, подлежит полному восстановлению. Поэтому пресвитеры имеют власть преподавать это таинство, употребляя елей, освященный патриархом или епископом» (ОЕ 13). Что касается так и не решенной до конца проблемы возраста конфирмируемых, отцы собора не сделали по этому поводу никаких прямых высказываний. Такая косвенная релятивизация проблемы позднее привела к тому, что Павлом VI была предпринята попытка примирить в новом Ordo confirmationis (Порядке конфирмации) 426 оба подхода к этому вопросу: подход тех, кто считает правильным преподавать конфирмацию достигшим возраста различения, и точку зрения тех, кто отдает предпочтение совершению этого таинства в подростковом возрасте. б) Основные нормы Кодекса Три основных элемента соборного определения таинства конфирмации (более совершенная связь с Церковью, особый дар Святого Духа и призвание к апостольству) были восприняты – по крайней мере, в общих чертах – церковным законодателем 1983 г. в каноне 879, который гласит: «Таинство конфирмации, которое сообщает особую печать и через которое крещеные, следуя путем христианского посвящения, принимают дар от Святого Духа и более совершенным образом соединяются с Церковью, укрепляет их и более строго обязует словом и делом свидетельствовать о Христе, распространять и защищать веру». В остальных кодексных нормах, относящихся к конфирмации (каноны 880_896), церковное измерение этого таинства и его связь с правами и обязанностями верующего-миряни на 427 не раскрываются достаточным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

290 Наконец, замечательно приводимое в числе законов Моисея будто бы постановление о неприкосновенности чужих богов. Мысль эта не только чужда, но и противна Св. Писанию ( Исх.33:24 ; Втор.12:2–3 ; Иер.10:2 и д.). Вот формулировка этого выдуманного закона: «никто да не злословит богов, почитаемых за таковых другими городами; и никто да не похищает вещей священных у других народов, и не трогает дара, какому-либо богу посвященного " … (ρχ.4, 8). Нет никакого сомнения, что столь бесцеремонное Богохульное навязывание Моисею такого закона обязано мелкому угодничеству Иосифа пред идолопоклонниками Римлянами, и служит ярким образчиком того, как мало задумывался Иосиф над всем, что могло, хотя только в воображении, компрометировать его пред своими благодетелями… В исчислении воинства, к чему обратился Моисей по приведении в порядок законов и в чем представилась надобность в виду неизбежной войны, Иосиф – вообще не точный показатель цифр – дает число воинов 603.650 ( Числ.1:46 – 603.550 ), равно как не согласен с Библией и в показании числа левитов и священников, коих, по нему, (включая всех младенцев мужеского пола) насчитано было 23.880 человек ( Числ.3:39 – 22.000 – с младенцами «от месяца единого и выше»; срв. Чис.3:43–40 ). После продолжительной стоянки при горе Синае, во время которой Израиль получил посвящение в народ Божий, оставалось всего несколько дней пути, чтобы невеста Иеговы была введена и в предназначенный ей чертог – Обетованную землю. К несчастью, эта «близость» на сей раз оказалась слишком «далекой». В последнем стане в виду земли Обетованной Моисей произносит речь, предлагая в качестве общего решения – послать соглядатаев (по Чис.13:2 их повелевает послать Сам Бог), из достойных и способных к тому мужей. Посланные, возвратившись, приносят опечалившее всех известие, что овладение страной должно быть сопряжено с неимоверными трудностями, благодаря тому, что в ней повсюду будет необходимо иметь дело с глубокими реками, непроходимыми горами, стенами, валами и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

2:9. Рабы своим господем повиноватися, во всем благоугодным бытии не прекословным, не крадущым, но веру всяку являющым благу: да учение Спасителя нашего Бога украшают во всем. Состояние христианских рабов всегда обращало на себя особенное внимание ап. Павла. В своих посланиях он нередко говорит: то о значении рабов перед Иисусом Христом 879 , то о повиновении их своим господам 880 . Такое попечение Апостола о христианских рабах вызывалось, с одной стороны, их общественным положением, а с другой, их нравственным состоянием. У греков и римлян никакое состояние не было в таком унижении и пренебрежении, как состояние рабов. На них смотрели, как на вьючных животных, только со стороны материальной пользы, обходились с ними чрезвычайно жестоко и не обращали никакого внимания на их образование 881 . Само собой разумеется, за такое отношение господ к рабам, и они (т. е. рабы) отплачивали своим господам той же монетой: были грубы, непочтительны, обкрадывали господ, служили лицемерно и, подавляемые своим тяжелым положением, почти ежегодно восставали против них. К восстанию немало возбуждали их лжеучители, совершенно отвергавшие рабское состояние и не полагавшие различия между рабами и господами. Чтобы поднять до надлежащей высоты нравственное состояние христианских рабов с одной стороны, и облегчить законным образом их тяжкое положение с другой, Апостол предписывает им такие правила христианского поведения, следуя которым, они расположили бы своих господ к сознанию превосходства христианской религии и привлекли к принятию её; а затем, сама собою облегчилась бы и их горькая участь. Ибо, познав истину Христову, усвоив высокие идеи Спасителя о равенстве и братстве 882 , участвуя вместе с рабами в христианском богослужении, в таинствах, – господа не могли не изменить своих чувств к рабам, не могли не облегчить их состояния и даже совсем отпустить их на свободу, а также не могли не обратить должного внимания на их умственное и нравственное образование. Все это в настоящее время сделалось, благодаря влиянию христианской религии, существующим фактом: рабство уничтожено; приняты меры к образованию и нравственному развитию низших классов народных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

С воцарением Анны Иоанновны вопрос о содержании Св. Синода вступил в новую фазу. Указом 21 июля 1730 г. образован новый состав присутствия Св. Синода из 4 архиереев, 3 архимандритов и 2 протопопов, без указания следуемого им штатного содержания 874 . Вследствие этого, Синод никому не выдавал жалованья до конца 1730 г. за исключением Феофана Новгородского, который получал и прежде из доходов своей неопределенной епархии 875 . 18 января 1731 г. Св. Синод вошел с особым докладом к Императрице о назначении членам жалованья, а 13 ноября, для ускорения дела, Феофан Прокопович подал Государыне свое частное прошение о выдаче жалованья, где в любопытных подробностях изложил всю историю недоразумений, возникших на почве указов 18 января 1721 г. и 5 января 1724 г. из-за епархиальных доходов, и заявлял, что задерживать выдачу жалованья нет оснований, т.к. оно идет с доходов Синодальных Приказов и поэтому никакого убытка государственному интересу от этого быть не может 876 . Вскоре, 26 ноября 1731 г. Императрица указала выдавать архиепископу Новгородскому по 2500 руб., т.е. прежнее вицепрезидентское, прочим же трем епископам по 1500 руб., трем архимандритам по 1000 руб. и двум протопопам по 600 руб. О местных доходах ни слова не было сказано 877 . Штаты подведомственных Синоду учреждений, проектировавшиеся в 1722 г., не получили утверждения 878 , и чиновники их получали по установившемуся обычаю и частным определениям применительно к окладам государственных учреждений 879 . 30 октября 1738 г. Синодальные Приказы лишены были прежней самостоятельности и соединены с Коллегией Экономии 880 . А так как их доходы были с 1726 г. определены на содержание Св. Синода и его учреждений 881 , то естественно было тогда же, 30 октября, возбудить вопрос о составлении штата Св. Синода тем более, что и состав его не соответствовал первоначальному: в нем был только 1 епископ, 2 архимандрита и 1 протопоп 882 . В январе 1739 г. Св. Синодом штат его и его учреждений был составлен для доклада на предстоявшей конференции с Сенатом 883 . 3 октября 1740 г. Сенат возвратил Синоду его проект в значительно сокращенном виде, предлагая на последнее согласиться. Св. Синод действительно согласился без возражений, сделав в нем только одну прибавку, что определенная на канцелярские расходы сумма в 1000 руб. может быть употребляема в случае остатков и на содержание квартирмейстера с гребцами, и на починку судов, и прочие мелкие расходы, особый кредит на которые был Сенатом вычеркнут. Вместе с тем, он просил Сенат немедленно переслать штат в Коллегию Экономии «для надлежащаго по штату денег отпуска» и в Кабинет для аппробации 884 . Первая просьба вызывалась, очевидно, желанием устранить постоянные придирки Коллегии Экономии и неаккуратность получения содержания, которая отражалась на личном составе гораздо хуже, чем само сокращение кредитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Отсюда сущность нравственности, с точки зрения данного моралиста, понятна; понятно и направление, к какому Циглер должен быть отнесен. Хотя в этой книжке есть и прекрасные мысли, но переводчик гораздо лучше поступил бы, если б вместо неё перевел Циглерову же «историю христианской этики» 878 – труд, дающий не мало ценного материала. – 12) Гижицкого «Основы морали» (Одесса, 1895 г.) 879 «удостоены премии берлинского Лессингова Общества» (как говорится на обложке книжки) и нашли себе сочувствие и в нашей литературе, напр., у Кареева... 880 «Основа морали», по Гижицкому, «не есть только совесть или эгоизм, или благожелательство, или инстинкт общественности, или сострадание, или разум, или вообще какая-нибудь единичная сила в человеке: основа морали есть весь – чувствующий, желающий, мыслящий – человек». Определяя «высшее благо», как достижение «возможно наибольшего счастья общества», моралист ео ipso определяет и свое направление. – 13) Фр. Иодля «История этики в новой философии» (т. I: «до конца XVIII века с двумя вводными главами о греко-римской и христианской этике», – Москва, 1896 г.; т. II: «Кант и этика в XIX столетии», М., 1898 г.) 881 . «Вводные главы» особенно невысоки там, где дело касается христианства и его учения, понимаемых автором вообще ненадлежащим образом. Затем Иодль, как заметил уже Кареев, «не касается современных движений в области этики» 882 , от чего его история является как бы без конца. Изложение философских этических систем ведется сухо и не всегда объективно 883 . – 14) Т. Фаулера «Прогрессивная нравственность. Опыт этики» (Спб. 1896 г.) 884 . Неудачная по заглавию, ненаучная по своей постановка, конспективная нередко, но и при этом условии заключающая в себе немало лишнего (особенно в последней своей части), данная система этики английского ученого, выросшего в своеобразной атмосфере новейшего направления английской морали, особенного внимания не заслуживает, не смотря на имя редактора перевода. – 15) Дюринга Е. «Ценность жизни. Исследование в смысле героического жизнепонимания» (Спб.1896г.) 885 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Замечания о штате для викарных епископов. 1) Штат, назначенный для викариев, кажется, достаточен и довольно хорошо соображён, судя по временному их положению. Только лучше будет исключить эконома, а жалованье его причислить к прислуге. Судя по свите викарного, здесь нечего делать эконому, и обязанности его могут быть возлагаемы на одного из иподиаконов. 2) Сумма 530 рублей, положенная для Православных викариев на двух иподиаконов и десять певчих, положена вообще на свиту для Римских викариев. Если не пояснить, что значит это слово свита, то деньги сии обращены будут на прислугу, так что на сей предмет викарный Православный будет иметь только 350, а Римский 880 рублей серебром. Между тем, не имеется в виду для Римских викарных подобной свиты, как положена по штату для Православных. Потому следует или означенную сумму 530 рублей исключить совершенно из штата, иди дать ей определённое назначение, например, на содержание священника и шести клириков для свиты преосвященного. О штатах монастырских. Штаты сии вообще должны быть, кажется, достаточны– о частностях же сказано будет после. Здесь не излишни будут только следующие замечания: 1) Число благочинных монастырей должно, кажется, соразмеряться с числом обителей в епархии и пространством оной; посему едва ли во всех Православных епархиях нужно по два благочинных, то есть всего четырнадцать. 2) В штатах пропущены должностные монашеские лица, обыкновенно в них имеющиеся, а без них не может быть порядка в обители; лица сии, и по заслугам, и по способностям, стоят выше обыкновенной монашеской братии и не могут быть обращены на оклады, сим последним присвоенные. Потому следует по всем монастырям мужеским и женским, Православным и Римским, прибавить – в первоклассных, наместника и казначея, во второклассных и в третьеклассных – казначея. Им следует назначить жалованье выше противу прочей братии: первому пятьюдесятью, второму двадцатью, третьему и четвёртому двадцатью пятью рублями серебром. Впрочем, увеличение сие может быть внесено в штат в виде прибавочного жалованья к окладу обыкновенному монашескому. 3) Настоятелям и настоятельницам третьеклассных монастырей обоих исповеданий следовало бы жалованье положить 150 вместо 100 рублей, иначе трудно будет сыскать на сии места надёжных духовных, так как лучше быть монахом простым в первоклассном монастыре, нежели настоятелем в третьеклассном. 4) По сему ж поводу, кажется, полезно было бы также, во всех девичьих монастырях, не смотря на их классы, духовникам назначить по 100 руб. сер. жалованья, так как для мест сих нужны духовные надёжные – а едва ли такового можно заставить быть духовником на пятидесятирублёвом окладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010