Целью такого приговора, становящегося, таким образом, для отлучаемого последним побуждением подняться на должную высоту, становится «приобретение брата», восстановление братских отношений, нарушенных несправедливостью согрешившего, или – «созидание», как прекрасно выражается ап. Павел, а не «разорение» ( 2Кор. 13:10 ), т.е. возбуждение в согрешившем раскаяния и решимости возвратиться на правый путь, а не удовлетворение только оскорбленной чести обиженного. Суд этот, очевидно, должен быть проникнут духом братской любви. В нем нет и тени мести со стороны обиженного, мести, которая, как говорил еще Гомер, «слаще меда»; в нем господствует всепрощение и забота о спасении грешника. Св. апостолы учили об этом церковном суде и прибегали к нему согласно с заветом Божественного Учителя. Ап. Павел писал Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми» ( 1Тим. 5:19–20 ). И христианин должен прибегать к общественному суду не из желания недостойной его мести, а по одной законной необходимости защитить честь от незаслуженных оскорблений, и даже должен быть готов примириться с оскорбителем и простить его. «Не мстите за себя, возлюбленные (даже в том случае, когда есть действительные поводы к мести), – убеждает ап. Павел, – но дайте место гневу Божию» в деле защищения своей чести (Cp. 1Петр. 4, 19 ). «Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим. 12:19 . Ср. Втор. 32:35 ). «Гневаясь, – не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем... прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф. 4:26, 32 . Ср. Иак. 1:19–20 ). Как велики эти последние слова апостола! Бесконечно было оскорбление Бога, нанесенное Ему человеком в лице согрешивших прародителей, и Господь простил человека. Не должны ли и мы прощать обиды обидевшим нас? Интересно сопоставить это апостольское учение о прощении обид с воззрением св. отцов-подвижников на тот же предмет. Подвижник одинаково равнодушен к человеческой похвале и порицанию 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

72) Хорош для меня закон уст Твоих паче тысяч золота и серебра. 879 Иод 73) Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим. 74) Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, что я на слова Твои надеялся. 75) Познал я, Господи, что праведны суды Твои, и что Ты справедливо смирил меня. 76) Да будет же милость Твоя – утешить меня по слову Твоему к рабу Твоему. 77) Да приидут ко мне щедроты Твои, и я оживу, ибо закон Твой поучение мне есть. 78) Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконновали против меня; я же буду вникать в заповеди Твои. 79) Да обратят меня боящиеся Тебя и знающие свидения Твои. 80) Да будет сердце мое непорочно по уставам Твоим, дабы я не посрамился. 880 Каф 81) Сильно жаждет спасения Твоего душа моя: на слова Твои я надеялся. 82) Сильно жаждут очи мои слова Твоего, говоря: когда утешишь меня? 83) Ибо я стал как мех на морозе: но уставов Твоих не забыл. 84) Сколько есть дней раба Твоего? Когда произведешь мне суд над гонящими меня? 85) Поведали мне законопреступники разглагольствия свои; но они – не то, что закон Твой. 86) Все заповеди Твои истина. Не справедливо они гнали меня. Помоги мне. 87) Едва не погубили меня на земли. Но я не оставил заповедей Твоих. 88) По милости Твоей животвори меня; и сохраню сведения уст Твоих. 881 Ламед 89) Во век, Господи, слово Твое пребывает на небе. 90) В род и род истина Твоя; Ты основал землю и она стоит. 91. Повелением Твоим бывает день; но и все служит Тебе. 92) Если бы не закон Твой поучал меня, тогда я погиб бы в ничтожестве моем. 93) Вовек не забуду уставов Твоих; ибо ими Ты оживил меня. 94) Твой я есмь: спаси меня, ибо уставы взыскал я. 95) Грешники поджидали меня, чтобы погубить меня; а я о свидениях Твоих размышлял. 96) Всякого совершенства я видел конец, но заповедь Твоя безмерна. 882 Мем 97) Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во весь день он поучение мне есть. 98) Паче врагов моих Ты умудрил меня заповедию Твоею; ибо она вечно моя есть. 99) Паче всех учителей моих я стал сведущ, потому что свидения Твои для меня поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ин.8:21 . Рече же им паки Иисус: аз иду, и взыщете мене, и во гресе вашем умрете: аможе аз иду, вы не можете приити. Ин.8:22 . Глаголаху убо Иудее: еда ся сам убиет, яко глаголет: амо же аз иду, вы не можете приити. Господь предсказывает Иудеям, т. е. фарисеям и книжникам и начальствующим саддукеям и всем их единомышленникам, что они умрут во грехе своем, т. е. умрут нераскаянными грешниками и не войдут в царствие Божие, ибо с их испорченным и гордым сердцем, с их хульными устами они не достойны покаяния и восприятия в царство любви и мира и веры. Но Господь предсказывает им еще, что будет минута, когда и они с тоскою отчаяния будут вспоминать о Нем, а это было тогда, когда на Иерусалим обрушились бедствия, предреченные ему Господом 877 и когда вероятно многие из Иудеев начали сознавать, за что несут они наказание 878 . Но в то время когда Господь был с ними, Иерусалим не узнал времени посещения его 879 ; Иудеи, как видно из всякого слова их, все более и более утверждаются в намерении убить Господа и притом убить Его всенародно с постановлением судебного приговора, чтобы казнию как преступника уничтожить (как они думают) влияние священных слов Его. В словах их, произносимых в стихе 22-м, слышна боязнь, чтобы Господь Иисус не избег святотатственных рук их самоубийством. По всей вероятности они уже завязали тайные переговоры с Иудой Искариотом, которого уже ранее ( Ин. 6:70–71 ) Господь указал как предателя, и в безумии своем осмелились предполагать, что Господь Иисус избегнет рук их самоубийством, что не могло удовлетворить их злобы. Может быть в словах их и в понимании ими слов Господа есть еще другой намек, относящийся к безумию их самонадеянной гордости. Флавий Иосиф указывает 880 , что самоубийство считалось между Иудеями величайшим преступлением, а из Иудейского предания известно, что они верили, что самоубийцы ввергаются в геенну. Поэтому очень может быть, что в наивно безумной гордости своей Иудеи, слыша слова Господа: «аможе Аз иду, вы не можете прийти», рассудили так, что Он этим намекает на самоубийство, ибо они, – высокодобродетельные люди, – конечно не могут попасть в геенну 881 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И так как Я единосущен Родителю, то вера, конечно, должна переходить и на Самого Отца. Итак, мало-помалу, как мы сказали, руководя к лучшему и полезно вплетая человеческое в Божеское, говорил: «Верующий в Меня» – и прочее, ибо весьма ясно показал, что вера (разумеется) не в человека просто, но в природу Бога, хотя Логос и был во плоти. А что Он находится в полном тожестве с Богом и Отцом, по причине природного сходства и как бы тождевидности сущности, это раскрыл в словах: [ " Видящий 878 Меня видит Пославшего Меня» 879 . Поэтому, дабы убедить слушателя в том, что Он есть полное подобие Отца образ Его, хотя и стал человеком, привел: «Видящий Меня видит Пославшего Меня», говоря так: хотя для вашего спасения Я и стал человеком, но Я есть Бог природою, и от Бога рожден, и равен во всем Отцу Моему. Поэтому когда Мне воздается почитание, не думайте чтить (Меня только как простого) человека, ибо Я – Бог природою и почитание должно переходить на Отца, так как чрез Единосущного (Сына) и в Моем лице должен прославляться Отец, ибо, когда нет ничего посредствующего (между лицами Божества), почитание от верующих должно проходить чрез всю Святую Троицу.] Ин.12:46 .  Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет 880 Вот опять касается веры в Себя и в одно и то же время достигает двух полезных целей. Исповедуя, что Он есть свет, являет Себя Богом по природе, ибо одному только Богу по природе подобает так называться. А присоединив причину своего пришествия, заставляет стыдиться того, кто пренебрегает любовью к Нему. И притом необходимо, конечно, думать, что еще не уверовавшие в Него находятся во тьме, если одним только уверовавшим в Него свойственно пребывать в свете, исходящем от Него. Ведет их также и к припоминанию частых о Нем изречений, в которых предвозвещается Его пришествие для освещения вселенной, как то: «Светись, светись, Иерусалим! ибо пришел твой Свет Истинный и Слава Господня на тебя воссияла» ( Ис.60:1 ) и: «Пошли Свет Твой и Истину Твою» ( Пс.42:3 ). Это подобно тому, как если бы говорил: Я – свет, Коего пришествие для спасения мира обещано в Писании – для просвещения блуждающих во тьме, как ночью.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

При прохождении чрез Вефиль по-видимому великий пророк ни с кем не говорит; погруженный в небесные думы, предав душу свою Богу, идет он, куда ведет его Дух, не обращая внимание на все его окружающее. Он останавливается только, чтобы сказать еще раз Елисею, чтобы он остался в Вефиле, так как Господь приказывает ему идти в Иерихон. И во второй раз просвещенный Божественным откровением 880 Елисей не оставляет своего учителя и они вместе доходят до Иерихона. И здесь сыны пророчеств говорят Елисею: «сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею». И им говорит Елисей: «я также знаю, молчите». И в третий раз пророк Илия хочет оставить Елисея в Иерихоне, говоря, что Господь посылает его к Иордану; и в третий раз Елисей с клятвою, что он не оставит Илию, сопровождает его к Иордану. Между тем пятьдесят сынов пророческих из Иерихона, получившие откровение о грядущем событии, идут следом за двумя пророками и видят их издали, как они стоят на берегу Иордана. Пророк Илия свернутою милотью (т.е. плащом) ударяет по воде, которая расступается, и оба переходят по сухому руслу. «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет» (II, 9–10). По поводу этого трудного места многие западные комментаторы согласны в том, что Елисей не просил и не мог просить духовной силы вдвое против той, которая действовала в Илии. Илия, как отец, оставляющей наследство своему сыну, не мог отдать ему более, чем сам он имел. Замечают еще, что слова, которыми Елисей просить о двойной части, совершенно одинаковы с теми словами, которые во Второзаконии XXI, 17 означают часть перворожденного сына, которая была вдвое более каждой отдельной части каждого из остальных сыновей 881 . При этом понимании текста Елисей не может быть обвинен в чрезмерности требования: он просит признать за ним лишь право первородства, сознавая, что великое духовное наследство после Илии есть наследство, принадлежащее всем пророкам Израиля, и он молит только, чтобы духовный дар, ему оставляемый, был вдвое более духовного дара каждого из других пророков страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И жизнь их будет настолько блаженная, настолько полная, радостная, переливающаяся такими неисчерпаемыми струями наслаждений духовных, что ни один человек не в состоянии передать этого на жалком языке теперешней скудости нашей, и никто из нас не может ни понять, ни представить, ни изобразить этого блаженства. Ап. Павел передавал Коринфянам об одном необычайном видении своем, когда он «… восхищен был до третьяго небесе» – в рай, но того, что видел и слышал там, он не передает и не может передать: это, – говорит он, – «неизреченные глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» 868 . «Не открылось еще нам, что мы будем» 869 – говорит нам и другой исключительно великий знаток тех благ духовных, и так неизмеримо, так глубоко, так полно высшими реальностями все то, «… яже уготова Бог любящим Его», что этого и «… око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» 870 . – «И отрет Бог всякую слезу с очей их, – всем тех, кто так много терпел здесь, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» 871 . «Придут на Сион с радостным восклицанием, и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся» 872 . Уже не болезненным и стареющим, a вечно юным и крепким, лишь возрастающим и обновляющим в силе своей, будет их тело. Ничего «проклятого» 873 – расстроенного и вредного, ничего хищного 874 и убивающего не будет уже на земле. Ибо очищенная и обновленная тем огнем, вся она будет отображением славы Божией, – «все новое» 875 будет тогда, и «вся добра зело» будет на ней, – более, чем при первом творении. Обновленные к освободившиеся от работы истления 876 , Божии твари уже любовно будут окружать тех людей, и возлегши с Авраамом, Исааком и Иаковым в Царствии Небесном 877 , как на брачной вечери Возлюбленного Царя, в дружном согласии, полном единении и радости о блаженстве любимых будут наслаждаться там все они, неизмеримо более близкие друг другу, чем в этой жизни. «Таким образом, каждый блаженный обитатель царства славы узнает там и войдет в общение с теми, с которыми здесь был связан духовными узами чистой любви, родства и дружбы; но особенно отрадно то, что увидит там всех святых Божиих 878 , а равно в единении будет и с духами бестелесными 879 . И Бог даст им судить мир и самых ангелов 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

856 См. матер. по этому вопросу: Е. Зульце. «Как покончить борьбу о значении лица и дела Иисуса?» Л. Класен. «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» М. Реймле. «Вера в Иисуса Христа и историческое исследование Его жизни». С. Екк. «О значении воскресения Христа для первообщины и для нас». Ф. Лоофс. «Сказания о воскресении и их ценность». Изд. И. Мор (В. Зобин) Лейпциг. 1898–1901. 863 Лев.16:8–10 : «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа ( ), а другой жребий (син. пер. – для отпущения); и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грехи, а козла, на которого вышел жребий для отпущения (тоже слово), поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать в пустыню для отпущения (тоже слово). 870 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 876 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч.» Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 880 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 881 † 28 ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и «Вятские Епарх. Ведомости» 1892 г., стр. 667 и сл. 895 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет.   Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года:   «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но есть ли бы в ней поместить все письма и адресы, полученные в сей день, это была бы книга. Итак, надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сказав это, отшельник предал Го­споду дух свой. Тогда умные судьи чужой совести нехотя сознались, что они были глупы и что у Господа есть тайные рабы Его, до которых если касается дерзкий язык, жестоко обжигается. Тогда и пример Пелагии, оказавшейся искреннею подвижницею, а не осмеиваемою грешницею, сильно подействовал на многих: подобные ей решились омыть грешную жизнь свою теплым покаянием, оставили мир и вступили в монастырь. Так Пелагия (октябрь 502 г.) не только сама спаслась, но и обратила к Господу примером своим очень многих. Близок Господь ко всем при­зывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их ( Пс. 144, 18 ). Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, пра­ведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2, 1–2 ). День одиннадцатый. Преставление преподобного Варнавы Родиной преподобного Варнавы был Великий Устюг 880 . Здесь он был иереем и во время набегов черемисских оставил родину. Прибыв на берега реки Ветлуги, поселился он на горе Красной и подвизал­ся здесь уединенно 28 лет. Тогда в окрестности Красной горы, даже в 50 верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травою и редко хлебом; звери дикие не вредили жившему по воле Божией. Когда узнали о нем люди, то стали приходить к нему за наставле­ниями, и он учил страху Божиему. Преподобный Макарий пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 году проходил на реку Унжу. Блаженный скончался 11 июня 1445 года 881 . По кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки построили храм во имя Святой Троицы, а другой над гробом преподобного во имя святителя Николая и составили обитель, которая пользовалась потом уважением 882 . Мощи преподобного Варнавы были свидетельствованы по рас­поряжению патриарха Иоасафа в 1639 году по случаю чудес, совер­шившихся при гробе его. Ветлугские священники Иоанн и Онисифор по совести священнической свидетельствовали, что первый из них тяж­ко страдал глазною болезнью, а по совету иноков обители помолился на гробе преподобного Варнавы и получил зрение; другой там же полу­чил исцеление от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но необходимо заметить, что апостол вместо «добродетелей» обычно говорит о праведности как совокупности всех добродетелей и о плодах Духа: и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ); или: исполнены плодов праведности Иисусом Христом ( Фил. 1:11 ); или: приемлющие обилие благодати и дар праведности ( Рим. 5:17 ); или: не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере ( Фил. 3:8–9 ). А также: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). И снова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). И в другом месте опять: потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Всеми этими выражениями апостол хочет сказать, что христианские добродетели являются не просто человеческими достоинствами (добродетелями), как например, у философов-стоиков или им подобных, но преимущественно плодами искупления и оправдания во Христе, то есть плодами Духа Святого в верующих во Христа, которые начинают жить обновлённой жизнью во Христе и в Церкви. Те обычные достоинства, человеческие, философские, представляют собой человеческое достижение, в то время как христианские добродетели – «плод Духа Святого» или «духовный плод» 873 , «плод света» (энергии, благодати) Божьего ( Еф. 5:9 ) или «плод оправдания» (праведности) Иисусом Христом» ( Фил. 1:11 ; Кол. 1:6 ; ср. Ин. 15:2–16 ) 874 . Поэтому святой Златоуст добавляет: «Ведь неразумно, если вы совершаете ( ργζεσθε – осуществляете) правду (оправдание, праведность) не для Христа, и не через Него» 875 . Всё наше существо, и жизнь в Церкви, обретает свою ипостась от Христа и от тайны искупления, оправдания ( Рим. 5:17–21 ) 876 и спасения, которые нам Христос Спаситель, «Царь Правды» и «Сама Правда» ( ατοδικαιοσνη), даровал (ср. Евр. 7:2–3 ) 877 . Апостол Павел благовествует нам не какую-то этическую истину, он проповедует Евангелие спасения во Христе, и поэтому говорит, что Сам Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30 ). А искупление нашей природы во Христе, и оправдание и праведность, состоит не просто в освобождении от грехов, но и в даровании Духа Святого ( 1Кор. 6:11, 19 ; Гал. 4:4–6 ) 878 . Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст : «без Духа Святого душа человеческая мертва. Как тело тогда умирает, когда душа оставляет его лишённым своей силы, так и душа тогда умерщвляется, когда Дух Святой оставляет Её без Своей силы» 879 . И поэтому справедливо говорят святые Отцы, что «грешит ли душа или нет, без Духа Святого – мертва, и вообще не может жить вечной жизнью» 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

192 . И вот явились [им] Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф. 17, 3–4 ; Мк. 9, 3 , Лк. 9, 29 ). Переходящие 878 от буквального [смысла] к духовному видят Закон и пророков, которые пребывают со Словом и громким голосом возвещают о Его пришествии. Отчего Петр упомянул о кущах? Потому что всякое знание и всякая добродетель в сравнении с будущим состоянием ничем не отличаются от недолговечной кущи – по словам Апостола: пророчества... умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор. 13, 8 ). [Число] кущ – три: деятельная, естественная и богословская. Богословскую кущу Петр уделил Господу, ибо Он Бог, естественное созерцание – Моисею, ибо он написал о создании всего, деятельную же [кущу] – Илии, ибо он девственник, ревнитель и аскет 879 . 193 . По какой причине Моисей и Илия постились сорок дней, 880 отчего Господь, будто запечатлев дела Своих рабов, и Сам согласился прожить без еды те же сорок дней, 881 и что означает число сорок? Во многих местах богодухновенного Писания число сорок понимается как вредоносное, ибо сорок лет иудеи терпели бедствия в пустыне, 882 четыреста лет они же были в рабстве в Египте, 883 а также и этот мир, в котором мы переносим бедствия, слагается из четырех первоначал. Поэтому то, что Моисей, как первый законодатель, передавший Закон младенцам-иудеям, постится сорок дней, означает, что его законодательство предписывает воздерживаться от грехов на деле, – ведь всякий грех слагается из чувства и чувственного. То же, что Илия, отображающий пророческий дар, ибо он превзошел предписания Закона, постится сорок дней, означает, что пророческий дар предписывает воздерживаться от мысленного приятия [греха]. Господь же, Завершитель Закона, Один взявший на Себя грехи [всего] мира, даровал нам способность не только воздерживаться от греха на деле и в мысленном приятии, но также и становиться выше простых образов. 884 194 . Что означают [слова] Евангелия, когда, после того как Господь отразил все искушение диавола, евангелист отмечает, что диавол отошел от Него до времени ( Лк. 4, 13 )? До какого времени?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010