Мн. детали из ц. св. Варвары экспонируются в Коптском музее. Высокая дверь из сикоморы, украшенная резными панелями с изображениями Христа, Пресв. Богородицы и апостолов (VI в.), стилистически близка к двери в базилике мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Алтарная преграда фатимидского периода (X-XII вв.) из сикоморы и кедра состоит из 45 филенок различных размеров с изображениями животных и церемоний. Монастырь с церковью св. Георгия ( Дейр-эль-Банат; араб.     - мон-рь дев). Был основан, возможно, в VII-VIII вв. Главный храм св. Георгия устроен в XIV в. в бывш. дворце мамлюков. Рус. путешественник В. Позняков (1559) упомянул мон-рь и особо чтимую коптами икону вмч. Георгия на левой стене храма. В наст. время в одном из приделов храма находятся цепи, в которых, по преданию, вмч. Георгий подвергался пыткам, а также список XIX в. с древней чудотворной иконы. Особенный интерес представляет высокая дверь храма (высота 7,6 м) из сикомор, украшенная орнаментальными резными панелями (предположительно X в.). В. Г. Григорович-Барский (1727-1728) писал, что в обители нашли приют убогие инокини, старицы и бедные сироты. В наст. время это действующий жен. мон-рь, насельницы к-рого живут в многочисленных пристройках вокруг храма. Церковь св. Георгия была построена сирийцем Афанасием в кон. VII в. Она упоминается в «Истории Александрийских патриархов» (время патриарха Александра II; 705-730) и у аль-Макризи (XV в.). В сер. XIX в. церковь сгорела и позже была отстроена заново. В настоящее время представляет собой 4-столпный храм. Церковь Пресв. Богородицы ( Касрият-эр-Рихан; араб.     - «горшок с базиликом»), недалеко от ц. св. Георгия, упоминается в «Истории Александрийских патриархов» в описании эпохи патриарха Михаила III (880-907). Церковь была перестроена в XVIII в. и сильно пострадала от пожара в 1979 г., после чего была отреставрирована. В основе это небольшое 2-столпное строение, вытянутое по поперечной оси, с 3 апсидами с вост. стороны. Его боковые компартименты перекрыты сводами на парусах. Зап. фасад утоплен в соседних зданиях, и хотя вход в храм располагается с запада, к нему ведет длинный извилистый коридор с юж. стороны.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Едва ли бы он стал заверять читателей, что власти бывают разные: если одни действительно нужны для того, чтобы люди не были «яко гады» ( Авв.1:1 ), то, с другой стороны, есть и такие, которые делают людей «гадами» 27, стр. 880). «Нельзя сказать, пишет г. Д-ов 27, стр. 880), что все власти безразличны и одинаково «святы», как это утверждает о. А-в. Возьмем, например, власть христианского епископа и власть предводителя шайки разбойников. Неужели и эта последняя власть свята пред Богом»? Неужели, спрошу я оппонента, он мог отыскать в моих рассуждениях хоть самый слабый намек на святость какой-то разбойничьей власти, против которой, собственно, и направлены все мои статьи? Или это особого рода полемическая «шутиха», какой-то обманный Falschfeuer, 2 зажженный Г. Д-овым только для отвода глаз доверчивых читателей? И так пишет сотрудник, говоря его же словами, «серьезного академического журнала»! Защитник безубойного права! Простите за невольное сравнение: вы так напоминаете собой одного из Горбуновских героев, которого вынужден был, наконец, остановить мировой судья: «позвольте, г. защитник. Вы в каком виде»? Ведь не «фальшивым огнем» я освещал рассматриваемый предмет, а светом слова Божия, точно и ясно заповедующего всем христианам: «итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:13–17 ). Да, я писал о богоустановленной верховной власти и о поставленных ею правителях, а не о власти разбойничьих атаманов. Удивляюсь только одному: каким образом наяву, а не в сонном видении, законная власть предстала взорам г. Д-ова в образе «предводителя шайки разбойников»? Удивляюсь также и затруднению оппонента в присуждении «святости» какой-либо из двух властей: Государственной Думе или министрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Он совершит «над ними великое мщение наказаниями яростными», чтобы они не радовались горю Израиля (Иез 25. 15-17). За презрение Тира к Иерусалиму его также ожидает опустошение. Господь ополчится на него и поднимет против него «многие народы, как море поднимает волны свои». Они разобьют стены города, разрушат крепостные башни и сделают его «голою скалою» (Иез 26. 1-6). Вавилонский царь Навуходоносор придет «с конями и с колесницами» и устроит осаду по всем правилам воинского искусства. Разрушив стены и башни стенобитными машинами, он войдет в город, где его конница «копытами коней своих» истопчет улицы, а воины разрушат «красивые домы», уничтожат деревья и даже оставшийся прах (  ; в синодальном переводе - «землю») бросят в воду (Иез 26. 7-12). Унижение Тира будет столь великим, что ему ужаснутся «все князья моря» и содрогнутся острова. Его будут искать, «но уже не найдут... вовеки», потому что Бог низведет его в могилу и поместит «в преисподних земли, в пустынях вечных» за то, что он превозносился над Иерусалимом и радовался его несчастью (Иез 26. 15-20). Видение прор. Иезекииля. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 880-883 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 438v) Видение прор. Иезекииля. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 880-883 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 438v) По «слову Господню» Иезекииль «поднимает» «плач о Тире», в к-ром он обличает гордость этого богатейшего города и возвещает ему печальную участь. Он описывает роскошь города, ведущего торговлю со мн. народами и говорящего о себе: «Я совершенство красоты!» (Иез 27. 1-3). Пророк сравнивает его с кораблем, борта к-рого (  ; в синодальном переводе - «помосты») отстроены из «Сенирских кипарисов», ливанских кедров и «дубов Васанских», в качестве флагов используются «узорчатые полотна из Египта», а гребцами работают «жители Сидона и Арвада». В войске Тира множество иноплеменников: «Перс и Лидиянин и Ливиец...» - они дают ему ощущение непобедимости (Иез 27. 5-10). Бесчисленные народы вели с ним торговлю, в т. ч. жители «Иудеи и земли Израилевой», и эта торговля стала основой его богатства. Однако этому благополучию настает конец за грехи Тира, к-рый злорадствовал по поводу судьбы Иерусалима: «Гребцы твои завели тебя в большие воды; восточный ветер разбил тебя среди морей». Иезекииль изображает масштабность грядущей катастрофы Тира: «От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности... зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают...» Тир навсегда станет «ужасом» для всех народов, а его былое могущество уже никогда не возродится (Иез 27. 17-35).

http://pravenc.ru/text/293579.html

И он очень компетентно, грамотно ответил, что, например, грех прелюбодеяния не снимается никакой жертвой, человека придется все равно побивать камнями. Грех убийства не снимается никакой жертвой, какую бы ни приносили в храме, если бы его восстановили. Человека побивают камнями. И он привел слова одного очень авторитетного еврейского богослова, Раши, который говорил: – Вы особо не надейтесь на храм, потому что, какие бы жертвы вы там ни приносили… – ну, может быть, вам простится, если, идя по полю, вы увидели птицу, которая сидела на яйцах, высиживая их, а вы забрали мать, наседку невылупившихся птенцов. Может быть, потом принесете в жертву вола в храме. Может быть, это простится. Но за серьезные проступки придется отвечать. И я задал еще один вопрос этому иудею: – Вот Вы мне можете объяснить такую вещь: что случилось в I веке? Вот что такого вы сотворили ужасного, что Господь на вас прогневался, разрушился ваш храм, язычники разорили всю вашу землю, а вас рассеяли по окраинам империи. Ну, вот что такого вы нагрешили? Что же у вас в I веке там было? Он говорит: – У нас вообще-то был расцвет богословия, фарисейские школы, книжники, Талмуд формировался… Я говорю: – Но что-то вы же сделали дурное, чего ж вы там натворили, в первом веке, что Господь на вас так восстал? Он говорит: – Ну, я понимаю, на что Вы намекаете. Но мы не придаем личности Иисуса из Назарета такое значение. Я ему: – Ну, тогда объясните, что вы сотворили, что Бог так на вас обиделся? И вдруг он говорит: – Я, кроме этого события, ничего не могу вспомнить. В первом веке в 33-м году был распят на Кресте Господь наш Иисус Христос. И в этом же поколении? в 66-м году началась иудейская война, в 70-м – был разрушен Иерусалимский храм, и все это происходило в глазах одного поколения. Я думаю, что, когда Иерусалим был окружен римскими войсками и римляне приказывали всех пойманных евреев распинать около города, когда весь город оказался окружен распятыми, многие евреи, глядя со стен осажденного города, вспоминали только одного распятого Человека – Иисуса из Назарета. И для многих, наверняка, становилось очевидной истиной, что они совершили страшный грех . Только от голода в осажденном Иерусалиме погибло 115 880 человек. Иосиф Флавий, как очевидец событий, писал, что в городе началось людоедство. Пророк Иеремия предсказал подобное: «Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых. Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего» ( Иер.4:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь продолжает говорить к Елифазу, Вилдаду и Софару: Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42, 8). П.Ю. Малков. Возлюбившии Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 880 с. В версии Септуагинты этот стих звучит несколько иначе: Ныне же возьмите семь тельцов и семь овнов, и идите к рабу Моему, Иову, и он принесет о вас жертву; Иов же, раб Мой, помолится о вас, ибо только его лицо Я приму, и если бы не ради него, то Я погубил бы вас, ибо вы не говорили истины о рабе Моем Иове (Иов 42, 8; Септуагинта). Тем самым в Септуагинте слова осуждения друзей Иова звучат из уст Божиих гораздо более резко и грозно, чем в синодальной версии текста: ибо только его [Иова] лицо Я приму, и если бы не ради него, то Я погубил бы вас (Иов 42, 8; Септуагинта; выделено нами. — П.М. ). По святителю Иоанну Златоусту, Господь таким образом ясно показывает Елифазу, Вилдаду и Софару, что для их прощения, строго говоря, даже «жертвы было недостаточно» и что если бы не молитвенное заступничество за друзей самого Иова, то Бог вообще «не простил бы… [их] греха» . Отмечу, что если в соответствии с синодальным текстом друзья должны принести умилостивительную жертву за себя сами ( и принесите за себя жертву — Иов 42, 8), то, по Септуагинте, жертву за них должен совершить именно Иов: идите к рабу Моему, Иову, и он принесет о вас жертву (Иов 42, 8; Септуагинта). В связи с этим святитель Иоанн Златоуст вновь прямо называет Иова «священником» истинного Бога, однако священником, никак не связанным с Законом Моисеевым, которого тогда еще попросту не существовало. Вместе с тем Златоуст подчеркивает и то, что величина, мера этой жертвы, необходимой для прощения Богом друзей Иова, очень велика; тем самым Бог «показывает величину их грехов [требованием] преизбыточного приношения. Ибо не потребовалось бы столько жертвенных животных, если грехи, которые следовало искупить, не были бы велики» .

http://pravoslavie.ru/79381.html

Это главное и основное; вещество второстепенно. Пеликан, когда ему нечего дать своим голодным детенышам, раздирает свою утробу и дает им свою кровь, не думая о своей смерти, или думая не о своей смерти, Феодул, но о жизни любимых чад. «Истинно говорю вам: один из вас предаст Меня» 878 . Предательство как гром среди ясного солнечного неба любви! Все равно как если бы змею увидеть в чистом роднике. «Не я ли? Не я ли, Господи?» – спрашивали апостолы, не уверенные в самих себе на этих глубинах жизни, куда погрузил их Учитель. «Не я ли, Равви?» – спросил и Иуда-предатель. «Ты сказал», ответил ему Иисус. «Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» 879 . Но и это грозное предупреждение не тронуло сердца Иудина. Тридцать сребреников были ему милее Бога. Его помраченный ум не мог произвести даже самого простого расчета. Мы не знаем, сколько значили тогдашние тридцать сребреников 880 , но по самому большому счету они могли обеспечить ему существование на сто дней. Учитель его обещал ему дать, как и другим верным, не сто дней, а сто тысяч лет, и не только это, но и всю неизмеримую вечность райского благоденствия. «Но, – думал он, – этого еще нужно ждать, а тут сразу и наличными деньгами ». «Сразу и наличными» – этой музыкой наполнял сатана душу его. Потому Иуда и протянул руку и принял из рук Иисусовых кусок, обмакнутый в соли. «И после сего куска вошел в него сатана». Тогда сказал ему Иисус: «что делаешь, делай скорее». «Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» 881 . Ночь вокруг него, и ночь внутри него. Напрасно Учитель уничижился, подпоясался и омыл ему ноги; напрасен и протянутый кусок хлеба как знак любви: Иуда слышал только звон проклятого серебра и нашептывание диавола идти, куда пошел. Ноги вымыты, а сердце нечисто. И те, кто серебром заплатил ему за предательство, мыли всякий раз руки свои «до локтя», но сердце их было как гроб, полный мертвых костей и зловония. Поистине, Феодул, Иуда принял только кусок хлеба, но к чаше не прикоснулся и не причастился Крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В самом деле, достижения цели тем менее можно было ожидать, если бы обольстительный и богохульные слова исходили от существа, сделавшегося боговраждебным и чрез то отверженным, существа, которое немедленно было бы узнано, как такое, еще не помраченным умом человека. Напротив, те же олова много теряли в своем ужасающем богохульстве, когда исходили от знакомого человеку животного 880 . Конечно, из того, что змей, вопреки своей природе, говорил, и притом говорил противное воле и заповеди Божией, жена необходимо должна была вывести заключение, что змей этот стоит под влиянием боговраждебной силы и действует в качестве её орудия, но именно это обстоятельство могло особенно благоприятствовать намереннию сатаны. Видя, что змей, ставший под воздействие сатаны, не только не потерпел от того никакого вреда, но еще, напротив, достиг высшего совершенства – получил способность говорить, которой не было дано ему Творцом, – жена могла прийти к мысли, что богопротивный образ действий в действительности может приносить добрые плоды. Жене могло представиться проявлением особенной проницательности змея то, что он подчинился влиянию сатаны и сделался его служебным орудием; равно как, именно вследствие этого естественного преимущества змея пред другими животными (Мф. 10:16; Быт. 49:17 ), он был избран орудием искушения. Подтверждение мысли о присутствии в змее-искусителе вышеземной боговраждебной силы дают слова проклятия, с которыми обратился Бог к искусителю, как к первой причине грехопадения первых людей, Быт. 3:14 . «И сказал Господь Бог змею; за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми (mikkol habbeheraah umikkol chaiath hassadeh; у LXX: πο πντων τν κτηνν θηρ ων κα πο πντων τν ζως τν πι τς γς; в Vulg. prae omni bestia et prae omni animali agril) ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Быт. 3:15 : И вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову (hu-zera-ieschuphcha rosph), а ты будешь жалить его в пяту (ve-attah teschuphennu akev, LXX κα σ τηρ σεις 881 ατο πτρναν; Vulg, et tu conteres ei calcaneam)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В миниатюре рукописи Слов святителя Григория Богослова (880–883 гг., Французская национальная библиотека, Париж) Христос изображен с благословляющей десницей на небольшом ослике; на Его лице, обращенном к Иерусалиму, печать скорби: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лк. 19:41, 42). Рядом со Спасителем идет группа апостолов; впереди – большая толпа народа, вышедшая навстречу Ему из городских ворот: мужчины, женщины, дети с пальмовыми ветвями в руках; мальчик постилает на дороге одежду. Позади видны стены и укрепленные башни Иерусалима В миниатюрах лицевых Псалтирей сюжет Входа Господня в Иерусалим встречается чаще в краткой редакции как иллюстрация Пс. 8:3. В Псалтири Барберини (XI в., Ватиканская библиотека) Христос изображен без апостолов; перед Ним на фоне города народ; на переднем плане – дети, т.к. это изображение относится к тексту: из уст младенец и сущих совершил еси хвалу. В Киевской Псалтири 1397 г. (РНБ, собрание ОЛДП) Христос изображен на коне; Его сопровождают апостолы; мальчик расстилает перед Ним одежду; на заднем плане – крепостная стена с башнями и узкой аркой ворот. По своей лаконичности миниатюра напоминает ранние памятники, как, например, Евангелие 600 г. из Кембриджа. В Ипатьевской Псалтири 1591 г. сцена дополнена изображением идолов, падающих с городских ворот; очевидно, миниатюрист находился под впечатлением композиции бегства в Египет Подробно разбиравший иконографию Входа в Иерусалим Н.В.Покровский видел в изображении детей в древних византийско-русских памятниках некоторое несоответствие текстам Евангелия: евангелист Матфей упоминает о восклицаниях детей в храме: Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали (Мф. 21:15). О детях, ломающих ветви с деревьев и постилающих их на дороге, говорится в апокрифе – т. н. «Евангелии Никодима». Вероятно, под влиянием этого источника и стали изображать детей с вайями. Рассказ этот попал в некоторые четьи сборники, в частности, в «Златую чепь».

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Павла. По иному сказанию, это послание написано в Риме 879 . Полагают также, что из Ефеса около 57 года по Р. Х., после первого пребывания в Коринфе ( 1Кор.16:8 ), написано и Первое послание к Коринфянам ( 1Кор.16:5 ) 880 . В Ефесе и вообще в Азии так сильно возрастало и действовало слово Божие, что все жители Азии слышали проповедь о Господе Иисусе – как иудеи, так и эллины. Немалые также чудеса Бог творил руками ап. Павла, так что платки и полотенца, бывшие на теле его, возлагали на больных, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из иудейских заклинателей, ходивших по селениям, над одержимыми от злых духов стали употреблять имя Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует, – и славимо было имя Господа Иисуса. Многие из верующих приходили и исповедовались, открывая дела свои. А немало было и таких, которые, занимавшись тайными знаниями, снесли в одно место книги и сожгли при всех, ценою на 50 000 драхм серебра. Ремесленники, делавшие идолов, говорили: «Этот Павел не только в Ефесе, но почти во всей Азии немалое число людей переуверил, говоря, что боги, делаемые руками, не суть боги. Надобно опасаться, что наше ремесло придет в презрение и храм богини Дианы будет почитаем за ничто». Выслушав сие, они исполнились ярости и произвели в народе мятеж ( Деян.19 ). Когда мятеж благоразумием городского книжника прекращен был, ап. Павел удалился из Ефеса и прибыл с проповедью Евангелия в Македонию – в Филиппы. Отсюда около 57 года или около года спустя после Первого послания, написал он Второе послание к Коринфянам и верным всей Ахаии ( 2Кор.1:1 ). Из Македонии неусыпный проповедник Еваегелия, ап. Павел во второй раз пришел в Коринф и пробыл здесь три месяца, преподавая верующим обильные наставления ( Деян.20:3 ). Из Коринфа перед последним своим путешествием в Иерусалим ( Рим.15:25 ) и прежде прибытия своего в Рим ( Рим.1:2 ), около 58 года или несколько позднее, ап. Павел написал Послание к Римлянам и после того отправился на праздник Пятидесятницы в Иерусалим – к матери всех христианских Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Аппиева площадь (или «Форум Аппия», лат. Appii Forum) находилась в 62 км от Рима, Три гостиницы (или «Три харчевни», лат. Tres Tabernae) – в 48 км. 607 Оба упомянутых места были перевалочными пунктами на Аппиевой дороге: они упоминаются в сочинениях Цицерона (Три харчевни – неоднократно) 608 и других латинских авторов. Судя по рассказу Луки, навстречу Павлу вышли две группы римских христиан: одна встретила его у Аппиевой площади, другая – у Трех гостиниц. Если сотник все еще сопровождал Павла, он мог видеть, как по мере приближения узника к Риму толпа сочувствующих ему увеличивается. Павла ждали в Риме давно – еще с того времени, когда получили его Послание к Римлянам, написанное из Коринфа. Там Павел писал: Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Рим. 1:9–12 ). И далее сообщал о том, что много раз намеревался прийти в Рим, но встречал к этому препятствия ( Рим. 1:13 ). В том же послании, как мы помним, он сообщал о намерении посетить Рим на пути в Испанию ( Рим. 15:28 ). Обстоятельства сложились иначе, и с того времени, как было написано Послание к Римлянам, прошло не менее трех лет. За эти годы Павел успел добраться от Коринфа до Иерусалима, был там арестован, просидел два года в заключении в Кесарии, затем отправился в плавание, потерпел кораблекрушение, перезимовал на Мальте. И вот теперь он, овеянный славой апостола, более всех других потрудившегося ( 1Кор. 15:10 ) в проповеди Христа, приближается к Риму, куда давно стремился и где его с нетерпением ждут. 390 См.. например: Dunn J.D.G. The Acts of the Apostles. P. 266, 284; Dunn J.D.G. Romans 9–16. P.880. 391 См.: Bruce F.F. Peter, Stephen, James and John. P.102–106; Moo D.J. The Epistle to the Romans. P.911.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010