Более же вышеписанное все синод всенижайше предает в высокоособлинейшее Ее Императорского Величества рассмотрение и благоволение. Протокол подписали: Палладий епископ рязанский, Гедеон архимандрит Свято-Троицкой лавры. Соответственно протоколу составленный всеподданнейший доклад синода подписан 28-го мая и отправлен с синодальным экзекутором Веревкиным в Петергоф 3-го июня, для поднесения Ее Императорскому Величеству, к действит. статей, советнику Олсуфьеву. Синодальный протокол 27-го июля 1762 г. 64. 1762 г. Июля 26-го числа, в собрании св. правительствующего синода генерал-майор, синодальный обер-прокурор и кавалер князь г. Козловский, а потом синодальный член, преосвященный Вениамин, архиепископ с.-петербургский, словесно предложили: Ее Императорское Величество изустно соизволила указать св. синоду имеющееся во оном в 759 году о бракосочетании лейб-гвардии конного полку корнета Николая Лодыженского с фрейлиною девицею Марьею Исаевою дочерью Шафировою дело, для чего им в брачное супружество вступить не можно; о чем, в том же 759 году, от присутствовавших тогда в синоде членов, блаженной и вечно достойной памяти, Государыне Императрице Елизавете Петровне докладами было представлено; ныне синодальным собранием вновь рассмотря, и что рассудится о оном, Ее Императорскому Величеству донести немедленно. И во исполнение оного Ее Императорского Величества высочайшего указа, св. правительствующий синод, слушав означенного подлинного дела и справливаясь с правилами святыми и законоположениями, и довольное имея рассуждение, определили: Ее Императорскому Величеству чрез поднесенный доклад всеподданейше донести, что вышеупомянутому Николаю Лодыженскому оные девицы Марии Шафировой за имеющимся между ими ближним свойством, по силе упоминаемых святых правил, возбраняющих таковые браки, в супружество понять, как и напредь сего в 759 году синодальным присутствием рассуждено, невозможно, и таковому браку быть не следует: а за каковым их именно свойством и по каковым точно правилам и резонам, о том значит подлинно в вышепомянутых, поднесенных блаженной и вечно достойной памяти Государыне Императрице Елизавете Петровне от синода в том же 759 года мая от 14-го и 28-го чисел докладех; за чем и ныне синод утверждается. Чего ради с тех докладов, для лучшего усмотрения, Ее Императорскому Величеству сообщитъ при оном же подлинном докладе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Гр. Толстого, 38, 69, 146, 190, 672, 713, 730, 748, 805. Хлудова, 409. Царского, 37, 44, 62, 99, 116, 123, 124, 138, 145–147, 151, 176, 180, 200, 202, 205, 207, 213, 299, 337, 351, 528, 539, 667, 672, 673, 686, 692, 695, 698, 701, 707, 731, 740, 741, 764, 768, 808. Ослебя инок, Иродион, Андрей, Иаков, Адриан, 252. Отроки три см. Даниил. Отца, какого-то, поучение, 142, 144. Отцев (анонимов) слова, 91, 142–144, 192, 202–206, 626, 768, 775, 784, 791–794, 804, Правила, 227, 233. Павел, апостол. Его послания см. Библию . Правила, 205, Поучения, 15, 91, 142, 143, 202, 203, 648, 775, 791, 794. Павел аморейский, 176. Павла, святого, молитва, 284. Павла Лаженина епистолия, 784, 806. Павел Никитский, бакалавр С.-Петербургской Д. Академии, 86. Павловского Иоасафа, книга, 692. Павликиане, еретики, 663, 794. Паисий, старец Троиц. Серг. мон., 533, 747, 748. Паисий Ярославов, игумен Троиц. Серг. мон., 658, 764. Паисия Лигарида, митр. газского, благодар. слово царю Алексею Михайловичу, 189. Палея, книга, 38, 180, 729–731. Выписки, 39, 192, 769, 770, 774, 793. Палицын Варлаам, келарь Чудова мон., владелец, 620. Палицына Авраамия История, 733. Вклад его, 353. Палладия, монаха, Слово о скончании мира, 747, 759, 763, 767, 776, 778, 779, 794, 796, 806, 807 . Палладия, еп. елеонопольского, епистолия Лавсу, 710. Палладий, монах, 7, 126–128, 162. Памвы Мошнина, игум. Сер. мон., книги, 313, 467, 518, 548, 591. Упом., 568, 597, 647 . Панагии чин, 200, 201, 804. Панарий см. Епифаний. Пандолей см. Пантелеон. Панины: Иосиф, казначей Серг. мон., Тимофей, Петр, 259, 484, 581, 633. Панкови послание, Афанасия монаха, 15, 205, 206. Панкратия священномученика слово, 91, 202, 203. Панов Василий Кононов, владелец, 58. Пантелеимон, строитель Киржачский, 607. Пантелеона, Пандолея, пресвитера, слово, 663, 754. Пантелеона, Пандолея, диакона, сказание, 670, 755. Параклиту (Св. Духу) канон, 62, 276. Слова на сошествие Св. Духа, 142–144, 146. Паремейники книги, 4, 64, 65. Паренесис см. Ефрем. Парфения Уродивого канон арханг. Михаилу, 280, 284, 287, 293, 337.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VIIbb.). Житие Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–582) Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VII вв.). Житие Голиндухи (ум. 591) Стефан Иерапольский (кон. VI в.). Житие Голиндухи (ум. 591) Аноним (VI-VII вв.). Житие Евфросинии Александрийской (V в.) Аноним (VI-VII вв.). Житие Маркела Акимита (ум. 485) Григорий, Папа римский (Великий, или Двоеслов) (540–604). Собеседования о жизни италийских отцов Аноним (ок. третьей четверти VIb.). Жития епископов Херсонских (IV в.) VII век Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Илариона Великого (ум. ок. 371) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Герасима Иорданского (ум. ок. 475) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Марии Египетской (ум. ок. 522–528) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Чудеса муч. Кира и Иоанна в египетской пустыне (кон. VI – нач. VII вв.) Феодор, епископ Пафа Кипрского (ок. 625 г.). Житие Спиридона Тримифунтско- го (ум. ок. 348) Георгий (?) (вторая четверть VIIb.). Житие Феодора Сикеота (ум. 613) Иоанн Родосский (VIIb.). Passiones Artemii (ум. ок. 350) Иоанн Родосский (VIIb.). Чудеса вмч Артемия (570–660-е гг.) Аноним (неранее VII в.). Житие Марии (Марина) и ее отца Евгения (V-VI вв.) Леонтий Неапольский (ок. 590–668, напис. во второй четверти VII в.). Житие Симеона Юродивого (ум. 590) Леонтий Неапольский (620–640-е гг.). Житие Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского (610–619) Георгий, Патриарх Александрийский (ок. 630 г.). Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Антоний (вторая четверть VIIb.). Житие Георгия Хозевита (ум. 625) Аноним (вторая четверть VII в.). Чудеса Богородицы (о 626 г.) Аноним (VIIb.). Житие Сахдоны (VII в.?) Аноним (вторая треть VIIb.). Житие Анастасия Перса (ум. 628) Аноним (вторая пол. VII в.). Житие Григория, епископа Assoy (Эфесская митрополия) (сер. VII в.) Анастасий Апокрисиарий (последняя треть VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Георгий из Ришайны (кон. VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Аноним (не позднее VII в.). Краткое житие Ефросина-повара

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы не отрицаем, что весьма много погрешили в других отношениях, но догматическое учение апостолов хранили до сих пор неискаженным и за одно это надеемся удостоиться сострадания и снисхождения в день явления Господня: ибо за него (догматическое учение) мы непрестанно боремся против всевозможных ересей, его же постоянно предлагаем питомцам благочестия, чрез него принесли Архипастырю и Спасителю всех нас тысячи волков, преобразивши их в овец. Это передали нам не только апостолы и пророки, но и изъяснившие писания их Игнатий [Богоносец], Евстафий [Антиохийский], Афанасий [Александрийский], Григорий [Богослов], Иоанн [Златоуст] и другие светильники вселенной и –прежде их – сошедшиеся в Никее святые отцы: исповедание веры их, как отеческое наследие, мы храним неприкосновенным и осмеливающихся нарушить эти догматы называем лживыми и врагами истины. (Блаж. Феодорит Кирский в письме к патрицию Флорентию). Святые отцы и учители Церкви, из творений которых даны извлечения в первом выпуске Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, род. ок. 295 г., † 2 мая 373 г. Св. Василий Великий , архиеписком Кесарии Каппадокийской, род. ок. 330 г., † 1 января 379 г. Препод. Викентий Лиринский , пресвитер монастыря на острове Лирине (ныне остров св. Гонората) в Средиземном море, † ок. 450 г. Св. Григорий, епископ Нисский, род. ок. 335 г., † ок. 394 г. Св. Епифаний, епископ Саламина на о. Кипре, род. ок. 315 г., † 403 г. Преп. Ефрем Сирин , род. В начале 4-го века, † 373 г. Св. Ириней, епископ Лионский (в Галлии), † ок. 202 г. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, род. ок. 347 г., † 14 сентября 407 г. Св. Климент, епископ Римский, † 101 г. Св. Киприан, епископ Карфагенский, † 14 сентября 258 г. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, род. ок. 313 г., † в 386 г. Препод. Макарий Египетский , род. Ок. 300 г., † ок. 390 г. Тертуллиан , пресвитер Карфагенский, род. ок. 160 г., † после 220 г. Блаж. Феодорит , епископ Киррский, род. ок. 393 г., † в 457 г. Выпуск III-й. О Триедином Боге 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Спорные тексты Апокрифические книги Второканонические книги Премудрость Соломона Книга премудрости (ок. 30 до Р.Х.) Ecclesiasticus (Сирах) Сирах (132 до Р. X.) Товит (ок. 200 до Р. Х.) Товит Иудифь (ок. 150 до Р. Х.) Иудифь 1 Ездры (ок. 150–100 до Р. Х.) 3 Ездры 1 Маккавейская (ок. 110 до Р. X.) 1 Маккавейская 2 Маккавейская (ок. 110–70 до Р. Х.) 2 Маккавейская Варух (ок. 150–50 до Р. X.) Варух 1–5 Послание Иеремии Варух 6 (ок. 300–100 до Р. Х.) 2 Ездры (ок. 100 по Р. Х.) 4 Ездры Добавления к Книге Есфири Есфирь 10:4, 16:24 (140–130 до Р. Х.) Молитва Азарии (ок. 200–1 до Р. Х.)       Дан. 3:24–90 – «Песнь трёх юношей» Сусанна (ок. 200–1 до Р. Х.) Дан. 13 Вил и Дракон Дан. 14 (ок. 100 до Р. Х.) Молитва Манассии (или вторая Молитва Манассии) (ок. 100–1 до Р. Х.) Апокрифы в качестве Писания. Расширенный канон иногда называют «Александрийским каноном» в противоположность «Палестинскому канону», в котором апокрифы не содержатся, в связи с тем, что они считаются частью перевода Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинты, или LXX), выполненного в египетской Александрии. Доводы, обычно приводимые в пользу этого расширенного Александрийского состава книг, таковы: 1) В Новом Завете отражены идеи из апокрифов, и даже есть ссылки на описываемые в них события (ср. Евр. 11:35 с 2Мак. 7:14 ). 2) В Новом Завете ветхозаветные тексты цитируются в основном по греческому переводу, LXX, где апокрифы содержатся. Тем самым безмолвно подразумевается одобрение всего текста. 3) Некоторые из отцов ранней церкви цитировали и использовали апокрифы в качестве Писания при публичных богослужениях. 4) Такие отцы ранней церкви, как Ириней, Тертуллиан , Климент Александрийский , признавали все апокрифы каноническими. 5) В раннехристианском катакомбном искусстве встречаются эпизоды из апокрифов, чем доказывается, что те занимали важное место в религиозной жизни ранних христиан. Это, по меньшей мере, свидетельствует о большом уважении к апокрифам. 6) Важнейшие из ранних рукописей (, А и В) помещают апокрифы между ветхозаветными книгами в качестве составной части еврейско-греческого Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Движение святости представлено Церковью Назарянина (Iglesia del Nazareno), насчитывающей ок. 300 чел. в 3 общинах; Церковью всемирного Евангелия (Iglesia Evangélica Mundial) (3 общины, 346 чел.); Церковью сообщества святости (Iglesia Santidad Unión) (2 общины, 100 чел.). Пятидесятники в И. объединены в такие группы, как Ассамблеи Бога Испании (Asambleas de Dios de España) (160 общин, ок. 10 тыс. чел.), Федерация евангелических пятидесятнических церквей Испании (Federación de Iglesias Evangélicas Pentecostales de España) (56 общин, ок. 4,5 тыс. чел.), Евангелическая пятидесятническая церковь Испании (Iglesia Evangélica Pentecostal de España) (12 общин, ок. 1 тыс. чел.), Церковь Бога в Испании (Iglesia de Dios de España) (10 общин, ок. 600 чел.), Пятидесятническая церковь Элим (Iglesia Evangélica Elim) (4 общины, ок. 200 чел.). Помимо этого в стране существуют независимые орг-ции пятидесятнического неохаризматического толка: Христианское сообщество Св. Духа (Comunión Cristiana del Espiritu Santo) (15 общин, ок. 5 тыс. верующих), Пятидесятническая церковь Бога (Iglesia de Dios Pentecostal) (20 общин, ок. 3 тыс. верующих), Федерация апостольских пятидесятнических церквей Испании (Federación de Iglesias Apostolicas Pentecostales de España) (15 общин, ок. 2 тыс. верующих), Пятидесятнические ассамблеи Испании (Asambleas Pentecostales de España) (20 общин, ок. 500 верующих), Христианская евангелическая церковь Пятидесятницы (Iglesia Cristiana Evangélica de Pentecostés) (3 общины, ок. 400 верующих), Церковь Доброго Пастыря (Iglesia El Buen Pastor) (5 общин, ок. 400 верующих). Общее количество пятидесятников - от 25 до 28 тыс. чел. Адвентисты седьмого дня (АСД), по данным на 2009 г., имеют в И. 105 общин, составляющих т. н. Конференцию испан. объединения церквей в составе Европейско-африкан. дивизиона АСД. Общее количество адептов - ок. 15 тыс. чел. Свидетелей Иеговы, по данным на 2010 г., насчитывают более 112 тыс. чел. в 1466 общинах. Мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) - более 44 тыс. чел. в 133 общинах.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Аноним (Х в.). Житие Михаила Малеина (Х в.) СимеонМетафраст (ум. ок. 987). Жития: Николая, архиепископа Мир в Ликии (IV в.) Спиридона Тримифунского (ум. 348) Ефрема Сирина (306–378) Амфилохия, епископа Иконийского (ум. 394) Анронина и Афанасия (379–395) Иоанна Хрисостома (341/7–407) Арсения Великого (кон. IV – нач. V вв.) Евфросинии Александрийской (ум. 470) Аполлинарии (ум. 470) Маркиана Эконома (ум. 473) Евфимия Великого (377–473) Авксентия(ок. 408–474) Евсевии (Ксении) Миласской (ум. 475) Феодоры Александрийской (ум. 480) Даниила Столпника (409–493) Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.) Сампсона Ксенодоха (ум. 530) Ксенофонта и Марии (VI в.) Авраамия и Марии (VI в.) Потапия (VI в.) Марина (Марии) и Евгения (VI в.) Анастасия Перса (ум. 628) Стефана Нового (ум. 764/765) Андрея, погребенного в Суде (en krisei) (ум. 767) Феофана (ум. 841) и Феодора Начертанных (ум. 844) Иоанникия Великого (754–846) Феоктисты Паросской (IX в.) Галактиона и Епистимии XI-XIV века Аноним (между 965–1037 гг.). Житие Нифонта Констанцского Аноним (нач. XI в.). Житие Афанасия Афонского (ум. ок. 1000 г.) Иаков Монах (XI в.?). Житие блаженного Владимира (ум. 1015) Варфоломей (ум. ок. 1065). Житие Нила из Рессано (Калаврийского) (910–1005) Чудеса иконы Св. Марии Римской (Римской Богородицы) (ок. 860–1060 гг.) Георгий (вторая пол. XI в.). Житие Лазаря Галесиота (Галесийского) (ок. 9671054) Феодор Продром (первая noлobuhaXII в.). Житие Мелетия Младшего Аноним (cepeдuhaXII в.). Житие Никона Метаноите (ум. 998) Григорий Кипрский (XIIIb.). Похвальное слово епископу Евфимию Мадитскому (ум. ок. 990) Максим Диакон (ок. 1300 г.). Чудеса муч. Косьмы и Дамиана Никифор Каллист Ксанфопул (ок. 1300 г.). Житие Евфросиньи Новой (854–922) Никифор Каллист Ксанфопул (1308–1312 гг.). Чудеса константинопольского монастыря Пиги Феоктист Студит (1330-е гг.). Чудеса Патриарха Афанасия I (после 1311 г.) Константин Лукит (ок. 1298–1330 гг.). Энкомий Св. Евгению [Трапезундско- му] (первая пол. XIII в.) Иоанн Лазаропул (ок. 1340–1364 гг.). Синопсис чудес Св. Евгения (первая пол. XIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Развитие практики покаяния объясняет, почему возникло непонимание сущности Таинства. Несмотря на нападки – Виклефа, реформаторов и либеральных историков догмата, модернистов, – Церковь всегда утверждала судебный характер Таинства Покаяния со всеми вытекающими из этого последствиями. Учение Католической Церкви о покаянии (примирении): Церковь имеет власть прощать все грехи: ХВ 1, 35, 576, 611, 795/4, 815–817, 838, Такое прощение грехов есть истинное Таинство, установленное Христом: ХВ 38, 44, 576, 658, 663, 815, 817, 836; отличное от Крещения: ХВ 577, 795/4, 818, 819, 837; особенно из-за его правовой формы: ХВ 818. Грехи отпускаются только через Таинство Покаяния: ХВ 577, 611, 701, 800, 825, 842. Грехи прощаются через отпущение грехов [absolutio]: ХВ 803, 820; Это Таинство может совершать только священник, наделенный властью: ХВ 800, 801, 803, 828–829, 845. Прощение грехов – в сущности, оправдательный приговор: ХВ 829, 844. Церковь имеет право определять форму исповеди: ХВ 796, 797–798, 827; и оговаривать некоторые случаи: ХВ 802, 812, 830, 846. Умирающим необходимо давать возможность исповедоваться и получить отпущение грехов: ХВ 795/5, 795/6. Со стороны грешника требуются раскаяние, исповедь и удовлетворение за грехи (епитимья): ХВ 577, 803, 821, 839. Раскаяние – это сокрушение о своих грехах: ХВ 577, 803, 823. Совершенное сокрушение полностью освобождает от греха, даже до исповеди, если есть намерение исповедоваться: ХВ 824. Несовершенного сокрушения достаточно для Таинства Покаяния: ХВ 824; оно благо и спасительно: ХВ 590, 824, 840. Кроме того, оно требует исповедания всех тяжких грехов, совершенных после Крещения и еще не исповеданных: ХВ 577, 800, 803, 825–826, 841–844. Повседневные грехи или грехи, которые были уже исповеданы, нужно подлинно исповедовать: ХВ 825, 842. Таинство Покаяния требует, наконец, удовлетворения за грехи: ХВ 577, 801, 803, 831–835, 847–850. Последствия Таинства Покаяния: примирение с Богом, то есть прощение грехов и освобождение от вечного наказания за грех: ХВ 576–577, 612, 659, 803, 822;

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Гагик укрепился в крепости Нкан и оттуда совершал набеги. Посланный арабами против него «некий Рух и вождь исмаильский поразил многих из войска армянского, а других обратил в бегство в крепость Нкан; сам же бродил в областях Васпуракана, чтобы как-нибудь заманить их в западню...» 995 . Его сменил Муса, который в течение целого года держал в осаде Гагика. И наконец, потеряв надежду захватить крепость, он хитростью выманил из крепости Гагика с двумя сыновьями, Амазаспом и Сааком, и заключил их в тюрьму. Гагик был замучен в темнице, а сыновей его «долгое время халиф держал в оковах» 996 , но затем отпустил на волю. В 774–775 гг. началось самое крупное восстание в истории арабского владычества в Армении, приобретшее общенародный характер. Вождями этого восстания были Мушег Мамиконян, Саак Багратуни, спарапет (главнокомандующий армией) Смбат Багратуни, а в Васпуракане – выпущенные арабами на волю Амазасп и Саак, сыновья Гагика. Изгнав арабских налогосборщиков, армяне разбили 4-тысячный отряд арабов у Багавана, долго держали в осаде их опорные пункты – города Карин и Арчеш. Однако весной 775 г. на помощь осажденным был послан 30-тысячный отряд. Разрозненные действия армян и численное превосходство арабов предрешили судьбу восстания. Оно было подавлено. В Багревандской битве пали и вожди освободительной борьбы Мушег Мамиконян, Саак Багратуни, Смбат Багратуни и пр. После восстания 774–775 гг. нахарарские роды Мамиконянов и Камсараканов окончательно сошли с исторической арены. Князья Арцруни – Амазасп и Саак – уцелели, однако в 786 г. по приказу арабского халифа они были казнены. Армяне увековечили их образ на южной стене церкви Сурб Хач на острове Ахтамар трехметровым барельефом, рядом с которым имеется надпись: Владыка св. Саак брат Амазаспа Св. Амазасп князь Васпуракана мученики и подвижники Армянская церковь причислила их к лику святых. Это было сделано, согласно М. Орманяну, сразу после их смерти католикосом того времени Есаи Египатрушеци (775–788) 997 , в связи с чем и, по всей видимости, было написано их мученичество. Настоящий памятник, как и многие мартирологи, дошел до нас без имени автора и без даты его создания. Лишь в конце мартиролога сохранилась памятная запись: «Сродника святого мученика [Амазаспа], получателя сей книги Мушега молю всех помянуть во Христе» 998 . Сам текст мученичества позволяет заключить, что оно было создано если не сразу после казни Амазаспа и Саака, то во всяком случае немного времени спустя, в период яростных атак арабских войск. В уста Амазаспа агиограф вкладывает молитву, в которой отражается тяжелая политическая обстановка Армении того времени: «... Отврати гнев свой, и останови нападение врагов, и умиротвори церковь твою миром твоим непреходящим. Военачальникам и войскам страны Армянской даруй победу над выступающими войной против них».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010