XX в. в Б. м. жили ок. 270 сестер, во Владимирском соборе ежедневно служили литургию и вечернюю службу, в ц. Филарета Милостивого - полунощницу, в Спасском и Предтеченском храмах богослужения совершались только на престольные праздники. По нек-рым сведениям, в Великий пост из Н. Новгорода в Б. м. приезжал исповедовать прмч. Георгий (Лавров) . 26 февр. 1929 г. мон-рь был закрыт, здания переданы коммуне им. К. Е. Ворошилова. Последняя игум. Лидия (Сахарова) вместе с сестрами поселилась в Семёновском, в нояб. 1930 г. была арестована, после окончания шестилетнего заключения уехала на родину, где скончалась. В 30-х гг. XX в. помещения обители занимали школа, общежитие, военный госпиталь, турбаза. В годы Великой Отечественной войны нем. оккупанты устроили в Б. м. госпиталь. В 50-х гг. на территории обители находились машинно-тракторная станция, затем турбаза. Храмы обветшали, но с 70-х гг. по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в Б. м. проводились реставрационные работы. 11 авг. 1992 г. часть монастырских зданий была передана РПЦ. 16 авг. 1992 г. во Владимирском соборе митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) отслужил литургию, на к-рой возвел мон. Серафиму (Исаеву) в сан игумении возобновленного мон-ря, с 1999 г. Б. м. управляет игум. Таисия (Исаева). В обители ежегодно 8 сент. после литургии во Владимирском храме совершается крестный ход к главному монументу Бородинского поля, где служатся благодарственный молебен и заупокойная лития. В Б. м. особо почитается свт. Филарет Московский, частица мощей к-рого находится в алтаре Владимирского храма, также чтится память игум. Марии (Тучковой). К прославлению прп. Рахили в лике местночтимых святых, совершившемуся 26 июля 1996 г., сестрами обители были составлены служба с акафистом и жизнеописание святой; над могилой прп. Рахили, за юж. стеной мон-ря, поставлена деревянная часовня, освященная 10 окт. 1997 г. митр. Ювеналием. 6 июля 1999 г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Ед. хр. 703. Л. 1-4. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Беседа по освящении храма св. прав. Филарета в Спасо-Бородинском мон-ре. СПб., 1839; он же. Письма к игум. Спасо-Бородинского мон-ря Сергии. Тверь, 1890; ПСПиР. 1915. [Т. 474; 2 ПСЗ. Т. 8, 6025; Житие и чудеса прп. Рахили/Спасо-Бородинский мон-рь. М., 1999. Лит.: Маслов С. 50-летие Бородинской битвы и Спасо-Бородинский мон-рь М., 1862; Брайковский А. А. Мон-рь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1912; Толычева Т. Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница. Можайск, 1993р; Подвижницы Спасо-Бородинского мон-ря. Можайск, 1994. Е. Б. Емченко Рубрики: Ключевые слова: КОЛОМЕНСКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) находится в г. Коломне Московской обл. Расположен в Коломенском кремле на берегу Москвы-реки

http://pravenc.ru/text/153223.html

Беллюстин Иван Степанович (ок. 1820, Новгород – 2.6.1890, Калязин) – после окончания духовной семинарии с начала 40-х гг. священник в соборе г. Калязина. Был хорошо образован, владел французским, английским языками. В 1850 г. о. Иоанн передал митрополиту Московскому Филарету свое сочинение «Наука и религия». Митрополит не проявил интереса к автору, а сочинение назвал «мудрованием». С 1852 г. о. Иоанн начал публиковать, как правило без подписи, свои очерки и статьи в журнал «Московитянин». Издатель этого журнала, известный историк М.П. Погодин, посоветовал молодому священнику написать книгу о сельском духовенстве. В 1858 г. в Лейпциге один из друзей М.П. Погодина опубликовал написанную Беллюстиным книгу «Описание сельского духовенства», без согласия и даже вопреки воле автора, не предназначавшего свое сочинение для печати. Книга была запрещена к ввозу в Россию, но, «написанная... не чернилами, а кровью», получила рас­пространение: «все интеллигентные люди... постарались ее достать... или прочитать...» ( Певницкий В. Г. Записки//Русская старина. 1905. 9. С. 542–543). По сообщению «Колокола» (1859, апр.), Беллюстина «чуть было не сослали на каторгу», и только заступничество одного из членов царской семьи (по слухам, великой княгини Елены Павловны) помешало этому. Прихожане неоднократно обращались к священноначалию с просьбой назначить о. Иоанна настоятелем Никольского собора, но ходатайства отклонялись. Обремененный большим семейством, Беллюстин всю жизнь бедствовал, но все попытки как-то улучшить его положение – хлопоты столичных друзей о переводе его в другое место – наталкивались на сопротивление недоброжелателей и оставались безуспешными. «Описание сельского духовенства» сделало Беллюстина писателем. С конца 50-х гг. он начинает активно выступать в печати по проблемам церковной жизни, народного просвещения, положения крестьян (в «Журнале для землевладельцев», «Московских ведомостях», « Журнале Министерства народного просвещения» при К.Д. Ушинском , в газетах И.С. Аксакова «День» и «Москва», в «Русском вестнике» и «Современной летописи» М.Н. Каткова, в газете М.П. Погодина «Русский», в 70-е гг. – в славянофильском журнале «Беседа», после чего активно сотрудничал с «Неделей» и газетой «Церковнообщественный вестник»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все эти обстоятельства привели к тому, что в дореволюционной историографии сосуществовали 2 полярные т. зр. о времени основания Н. Б. м. А. П. Ратшин, митр. Макарий (Булгаков), В. В. Зверинский, Н. П. Барсуков, Л. И. Денисов относили основание обители прп. Ефремом Новоторжским к 1-й пол. XI в. ( Малыгин. 2014. С. 413). Одновременно по поводу существования Н. Б. м. в XI в. скептически высказывались В. О. Ключевский, давший весьма резкую оценку главному источнику по ранней истории мон-ря («Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема» - см.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 335), и Е. Е. Голубинский, который, хотя и внес Н. Б. м. в список древнейших рус. мон-рей, тем не менее считал, что Ефрем Новоторжский жил «гораздо позднее первой половины XI в.» ( Голубинский. История РЦ. 1881. Т. 1. С. 637). В советской и новейшей российской историографии дискуссия о времени основания Н. Б. м. продолжилась. Издатели «Повести временных лет» под рук. Д. С. Лихачёва отметили учреждение мон-ря Ефремом «Новоторженином», указав, однако, не традиционный 1038, а 1030 г. (ПВЛ. С. 471). М. Н. Тихомиров считал, что «сказочность жития Ефрема доказывается уже тем, что Борис и Глеб не были канонизированы... когда Ефрем будто бы построил в их честь монастырь» ( Тихомиров. 1956. С. 386). Общепризнанной датой офиц. канонизации князей является 1072 г., хотя существуют т. зр. об их канонизации ок. 1050 г. ( Поппэ. 1996. Р. 477), во 2-й пол. 40-х гг. XI в. ( Назаренко А. В. Борис и Глеб//ПЭ. Т. 6. С. 49) и даже в 30-х гг. XI в. ( Ранчин. 2017. С. 478). Для разрешения вопроса об основании Н. Б. м. необходимо обратить внимание на 2 обстоятельства, касающиеся канонизации князей Бориса и Глеба и их почитания в Новгородской епархии, в состав к-рой до 1764 г. входил Торжок. Во-первых, имена св. князей не были включены в месяцеслов Остромирова Евангелия ( Парамонова. 2003. С. 252. Примеч. 117), переписанного для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. ( Янин. 2003. С. 70-71). Во-вторых, при офиц. канонизации князей в 1072 г. в Вышгороде не присутствовал Новгородский епископ (Древнерусские княжеские жития. С. 73-74). Отсутствие еп. Феодора на офиц. канонизации, вопреки мнению А. Поппе об отдаленности Новгорода от Вышгорода ( Поппэ. 1995. С. 46), следует объяснять тем, что в Новгородской епархии к этому времени князья-мученики уже почитались как святые.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

После выхода декрета об отделении Церкви от гос-ва 4 февр. 1918 г. состоялся крестный ход из Перми на Белую Гору, в к-ром приняли участие ок. 20 тыс. чел., т. е 1/5 населения города. Применив оружие, власти разогнали верующих. В авг.-окт. 1918 г. Б. м. был разорен, имущество разграблено, престол осквернен. Архим. Варлаам был арестован и принял мученическую кончину, 102 насельника угнаны на принудительные работы, 41 убит, остальные мобилизованы в армию. Братия Серафимо-Алексеевского скита была замучена и утоплена в яме с нечистотами. Когда тела иноков извлекли из ямы, на них не было следов разложения, очевидцами засвидетельствовано благоухание. На короткое время и. о. настоятеля мон-ря стал иером. Сергий (Вершинин), а после его мученической кончины - иером. Антоний (Арапов; последнее упом. о нем в марте 1919). В февр. 1919 г. Б. м. оказался на территории, занятой армией А. В. Колчака , часть братии вернулась, к сер. марта 1919 г. в мон-ре было 132 чел., из них 35 чел. в скиту (ГА Пермской обл. Ф. 37. Оп. 7. Д. 1. Л. 1, 2). 4 марта 1919 г. еп. Борис (Шипулин) назначил и. о. настоятеля иером. Иосифа (Воробьёва; † 1919?). 19 мая по благословению еп. Бориса (Шипулина) состоялось вторичное (малое) освящение Крестовоздвиженского собора, оскверненного большевиками. 18 июня 1919 г. обитель была временно захвачена большевиками, убито 34 насельника. В авг. 1919 г. братия вновь собралась, 4 сент. и. о. настоятеля стал иером. Афанасий (Одегов; † 1922?), в янв. 1922 г.- иером. Никон (Коробкин; † 1922?), в авг. 1922 г.- иером. Иоанн (Ветер). В марте 1923 г. Б. м. был закрыт, Иверский храм разобран, в корпусах организован детский приемник для малолетних преступников, переоборудованный в 30-х гг. в дом инвалидов. В июне 1923 г. в здании Пермского отдела ГПУ произвели кощунственное «обследование» святынь мон-ря, в т. ч. частиц мощей прп. Серафима Саровского, вмч. Георгия, прмч. Игнатия Афонского. На месте уничтоженного в 1918 г. Царского креста поставили памятник Ленину. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а в 50-70-х гг. ХХ в.- психиатрическая больница. В 20-50-х гг. XX в. в землянке близ Б. м. по благословению прмч. Варлаама подвизалась схим. Евдокия .

http://pravenc.ru/text/77928.html

А. Шахматова , рассказ состоит из 2 разновременных частей. Первая (до слов: «Исакии же всприять въздержанье пакы жестоко») принадлежит автору Киево-Печерского свода 70-х гг. XI в. (т. н. Свода Никона); вторая (со слов: «Феодосью же преставльщюся и Стефану в него место бывшю, Исакии же рече») - составителю Начального свода сер. 90-х гг. XI в. ( Шахматов. 2001. С. 320-321). Л. Мюллер полагает, что существовало 2 рассказа об И. В первом, созданном вскоре после 1087 г., отстаивались идеалы монашеского общежительства, во втором, возникшем вскоре после первого,- подвиг затворничества. На рубеже 1-го и 2-го десятилетий XII в. 2 рассказа были соединены в одно повествование автором, «который был больше историк, чем полемист». Мюллер допускает, что этим автором мог быть составитель ПВЛ, работавший ок. 1115 г. ( Мюллер. 2003). По нашему мнению, рассказ об И., восходящий к древнему Житию прп. Антония Печерского, прошел 2 этапа редактирования. В сер. 90-х гг. XI в. с ним работал автор Начального свода, в нач. XII в.- составитель ПВЛ (см.: Артамонов. 2001. С. 23-24, 72-79). Мнение о разновременности создания рассказа об И. разделяют не все исследователи (см.: Чернин. 2005). Летописный текст об И. неоднороден в разных летописных сводах: в отличие от Лаврентьевской летописи в Радзивиловской и Ипатьевской летописях читается, что разбитый параличом И. в течение 2 лет не принимал ни воды, ни пищи. Эти сведения есть и в патериковом рассказе о святом. Биография Погребение прп. Исаакия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 114 об.) Погребение прп. Исаакия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 114 об.) И., носивший в миру имя Чернь, был богатым купцом из Торопца. Задумав стать монахом, он раздал имущество бедным и монастырям и отправился в Киев к прп. Антонию Киево-Печерскому, от которого принял постриг. И. стал затворником: надев власяницу и поверх нее шкуру козла, он поселился в небольшой пещере («в кельици мале»), заложив вход.

http://pravenc.ru/text/674768.html

В 50-х гг. на В. к. наставниками федосеевцев являлись Фирс, Антоний и Митрофан. В 1866 г. (по др. сведениям, ок. 1875) купцы-федосеевцы В. Долгов, Е. С. и Ф. С. Егоровы, В. Глотов с разрешения властей возвели над одним из богаделенных зданий 3-й этаж с куполом, увенчанным 8-конечным крестом. Постройка была названа Александровским отделением, в ней должны были разместиться помещения для призреваемых и школа для детей старообрядцев. Главными попечителями В. к. в кон. 70-х гг. являлись купцы 1-й гильдии Е. С. Егоров (состоявший также попечителем Преображенского кладбища) и А. И. Латынин. В посл. четв. XIX - нач. ХХ в. на молениях на В. к. присутствовали от 6 до 10 тыс. старообрядцев, наонному пению 18 клирошанок отдавалось предпочтение в сравнении с исполнением на Преображенском кладбище в Москве, службой руководила уставщица Ульяна Кондратьевна. Наставниками на В. к. были Симеон, Иоанн и Агафон, расходившиеся в своих воззрениях на брак: Иоанн был снисходителен к брачным, Симеон придерживался строгих правил и требовал от всех поженившихся развода на «чистое житие», Агафон также был близок к полному отрицанию брака. При кладбище существовала значительная б-ка. Рукописное собрание Волковского молитвенного дома в наст. время составляет отдельный фонд в РНБ. 8 февр. 1907 г. федосеевская община В. к. была зарегистрирована С.-Петербургским губернским правлением. В 1920 г. общине вернули моленную с колокольней (отнятую в 1853 г.), расположенную у входа на кладбище (набережная р. Волковки, д. 3). Наставниками в 20-30-х гг. на В. к. являлись Т. Т. Дубковский, Гурий, Павел. Клиросами, на к-рых пели только женщины, строго соблюдавшие безбрачие, руководили головщицы Феодосия Ивановна и Ирина Ивановна. 14 июня 1934 г. моленная на В. к. была закрыта, здание передали детской больнице. Часть общины переместилась в моленную в Гатчине, др. члены общины со временем стали прихожанами поморской моленной. В 1948 г. старообрядцы безрезультатно ходатайствовали о возвращении им Волковской моленной.

http://pravenc.ru/text/155154.html

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

История М. м. также реконструируется фрагментарно. В 922 г. по приказу имп. Романа I Лакапина из М. м. в мон-рь Мирелейон в К-поле были перенесены 3 саркофага с останками имп. Маврикия и его родственников ( Const. Porphyr. De cerem. 1829. P. 646-647). В это время район Маманта приобрел иной облик. Согласно договорам Византии с Русью 907 и 944 гг., порт Маманта был единственным местом, где имели право жить легально рус. купцы. Отсюда им позволяли ездить на основные рынки К-поля группами не более 50 чел., без оружия, и торговать беспошлинно (ПВЛ. 1996. С. 17, 24, 153, 160-161). К кон. X в. мон-рь находился в упадке; его возрождение началось после того, как общину возглавил св. Симеон Новый Богослов . Он поступил в М. м. в кон. 70-х гг. X в., в 980 г. был здесь рукоположен во пресвитера. Спустя нек-рое время патриарх Николай II Хрисоверг (979-991) утвердил его в сане игумена М. м. Св. Симеон предпринял масштабную реконструкцию монастыря: приказал освободить храм от старых саркофагов, выстлал пол мраморными плитами, украсил новыми иконами и лампадами. Ок. 996-998 гг. группа монахов воспротивилась игуменству Симеона, жаловалась на него патриарху св. Сисинию II (996-998), но Симеон вскоре изгнал их из мон-ря. Из-за сложных отношений св. Симеона с церковными властями он вынужден был в 1009 г. покинуть М. м. Симеон умер в основанном им монастыре св. Марина в Хрисополе близ К-поля в 1022 г.; его мощи были перенесены в М. м. в 1053 г. ( Nicet. Pector. Vita Sym.//OrChr. 1928. Vol. 12). К сер. XII в. мон-рь вновь пришел в упадок, т. к. ранее был передан в частное владение неким феодалам в качестве харистикия . В 1147 г. его взял под свое покровительство придворный мистик Георгий Каппадокиец, который еще раз перестроил мон-рь, получив финансовую поддержку от патриархов Космы II Аттика (1146-1147) и Николая IV Музалона (1147-1151). Соборный храм был вновь украшен золотом и иконами. Монастырь располагал теперь большими владениями, получил независимый статус с правами самоуправления общины; игуменом стал Афанасий, прежде бывший экономом к-польского мон-ря Христа Филантропа. В конце жизни Георгий принял монашество в М. м. с именем Григорий. В 1158 г. игум. Афанасий составил Типикон, который сохранился до наст. времени. Община в то время состояла из 29 монахов, их подписи стоят под Типиконом. Он включал 48 глав и в основном опирался на Евергетидский Типикон (2-я пол. XI в.) ( Дмитриевский. 1895; Εστρατιδης. 1928). В 1164 г. Типикон получил апробацию и был одобрен комиссией имп. секретаря Иоанна Дифера, состоявшей из настоятеля Студийского монастыря Феофилакта, студийских монахов и нек-рых придворных. Вероятно, М. м. считался связанным со Студием и в ряде вопросов подчинялся этой столичной обители.

http://pravenc.ru/text/2561782.html

295 Папа Мартин I (649–655) был увезен из Рима 19 июля 653 г. стараниями равеннского экзарха Феодора Каллиопы, выполнявшего распоряжение Константа, но доставили его в Константинополь только 17 сентября следующего года (Бородин О. Р. Равеннский экзархат. – С. 150–151). 296 Максим Исповедник – византийский богослов, тесно связанный с западной Церковью ; родился ок. 580 г. в знатной константинопольской семье; в первые годы правления императора Ираклия был его секретарем, но уже в 613/614 г. поступил в монастырь; с 632 г. в Александрии и, видимо, в Карфагене; противник монофелитов, Максим (после многочисленных соборов в Африке) добился в 649 г. осуждения ереси на Латеранском соборе в Риме; в 653 г. был вызван в Константинополь, а в 655 г. уже сослан в город Виза (Восточная Фракия); в 662 г. Максим вновь появился в Константинополе перед синодом, был подвергнут казни (ему вырвали язык и отрубили правую руку) и изгнан в Лазику, где он и умер 13 августа 662 г. (Altaner F., Stubier A. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. 7. Aufl. – Freiburg; Basel; Wien, 1966. – S. 521). По словам Феофана, местом ссылки Максима, как и папы римского Мартина, был Херсон, что неверно; наш хронист не знал и о месте второго изгнания Максима Исповедника . 297 Это греческое слово среднего рода, поэтому правильнее говорить климата. Южный Крым называли также климата (Philippson A. Das byzantinische Reich als gegraphische Erscheinung. – Leiden, 1939. – S. 122). К. Цукерман предложил понимать под термином климата автономные административные районы в горах Юго-Западного Крыма, которые имели как центры крепости (kastra), или городки (polismata) (Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона//БИАС – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 317–318). Соглашаясь с этим в целом, нелишне заметить, что степень подчиненности или, напротив, автономности климата менялась и находились они не только в горных районах. Видимо, в конце VIII – первой половине IX в. термин уже прочно привязывался к Таврике, а именно, к Готфии, поскольку его употребляли Феофан Исповедник в 810–814 гг. и Феодор Студит в письме от 808 г. (см.: Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. – Екатеринбург, 2001. – С. 70). Константин Багрянородный вполне определенно помещал эти местности на крымских землях «от Херсона до Боспора» (аро de Chersonos mechri Bosporou) (Константин Багрянородный. Об управлении империей. – M., 1989. – Гл. 42. 70–72, с.174–175).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С кон. XVIII в. Г. получила известность как влиятельный центр старообрядчества. Основанное на вост. окраине Москвы Рогожское кладбище (1771) было названо по тесно связанному с Г. с. Рогожи (с 1781 Богородск, с 1930 Ногинск). (Местные легенды объясняют распространение старообрядчества в Г. расселением там стрельцов после разгрома стрелецких восстаний в 80-х гг. XVII в.; существует также правосл. поверье о том, что сеявший «семена раскола» Никита Добрынин (Пустосвят) в Г. «опрокинул все лукошко».) В 1826 г. в Богородском у. официально числилась 51 старообрядческая моленная (по «московской вере», или «по Рогожскому кладбищу»). Моленные существовали почти во всех гуслицких деревнях и селах, в нек-рых (в деревнях Беливо и Заволинья (Заволенье)) действовали по 2 моленных (ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 109. Д. 4. Л. 155). При мн. моленных были устроены колокола, выполнявшие также роль сторожевых. К сер. XIX в. число старообрядцев в Г., принявших новоучрежденную Белокриницкую иерархию , доходило до 35 тыс. чел. Г. являлась одним из центров подготовки старообрядческих священников для всей России. Обучение церковнослав. языку и знаменному пению осуществлялось в Г. в первую очередь при мон-рях. По преданию, в 1671 г. близ Белива был устроен старообрядческий мон-рь, в к-ром вскоре собралось более 240 насельников, мон-рь был назван по имени его последнего настоятеля Леонтия. Близ этой обители, в лесу, среди торфяных болот располагались муж. мон-ри «Камень» с братией ок. 70 чел. и «Осипова Грива» (назван по имени основателя - инока Иосифа). Жен. мон-рь «Прексенна Грива» (назван по имени 1-й настоятельницы - инокини Евпраксии) с 15 кельями был устроен поблизости, на острове среди болот. Близ дер. Анциферово действовал жен. скит во имя св. Параскевы Пятницы. Большинство гуслицких старообрядческих мон-рей было закрыто в 30-50-х гг. XIX в. Впосл. обучение было налажено при мн. моленных. Гуслицкие старообрядцы отличались начитанностью и приверженностью традиции. Краткое время в дер. Абрамовке действовала старообрядческая типография Е. П. Пискунова, закрытая властями ( Вознесенский А. В. , Мангилёв П. И. , Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 59). В нач. XX в. система старообрядческого обучения в Г. ухудшилась, что было отмечено комиссией, направленной с Рогожского кладбища в нояб. 1901 г., а также в 1904 г. представителем правосл. миссионерского братства Честного Креста, изучавшим преподавание церковного пения в Г.

http://pravenc.ru/text/168422.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010