Онтакэ-кё - «Учение гор Онтакэ» (ок. 580 тыс. приверженцев). Основатель - Симояма Осукэ (точные даты жизни неизв.), проповедник, пытавшийся в 70-х гг. XIX в. объединить разные горные культы Японии. Движение продолжает традицию паломнических «братств ко», связанных с горами Онтакэ, состоит из неск. независимых объединений. Центр - г. Нара. Основной вид подвижничества - восхождение на горы, где соединяются видимый мир людей и незримый мир богов. Почитаются «84 тысячи богов», а также Куни-но токотати, Онамути и Сукуна-бикона. Синри-кё - «Учение божественного принципа» (ок. 300 тыс. приверженцев). Основатель - Сано Цунэхико (1834-1906), знаток традиц. япон. медицины и приверженец «национальной науки», со 2-й пол. 70-х гг. XIX в. начал проповедовать собственное учение, основанное на откровениях, полученных во сне. Центр - г. Китакюсю, префектура Фукуока. Почитаются божества из древних япон. мифов, учение о них изложено несколько иначе, чем принято в «государственном синтоизме» кон. XIX - нач. XX в.; для систематизации учения о богах использованы схемы из «Книги перемен» и др. древнекит. книги. Так, в частности, утверждается, что каждое из божеств одновременно едино и множественно. Синсю-кё - «Учение о божественном наставлении» (ок. 280 тыс. приверженцев). Основатель - Масамоти (1839-1915), самурай из пров. Мимасака (совр. префектура Окаяма). Он возводил свое происхождение к древнему жреческому роду Накатоми, много лет предавался суровому горному подвижничеству. Центр - Токио. Почитаются горные божества разных местностей Японии. Приверженцы учатся очищению и постепенному достижению единства с божеством, поддерживают традиции горного подвижничества, такие как испытания кипящей водой (кугатати). Синто сюсэй-ха - «Школа завершения пути богов» (ок. 42 тыс. приверженцев). Основатель - Нитта Кунитэру (1829-1902), самурай; в годы реформ Мэйдзи поддерживал «почитание императора и изгнание варваров» (сонно дзёи), проповедовал учение о Японии как о «божественной стране», придерживался традиций горного подвижничества и конфуцианских наставлений о долге подданного и семейной почтительности. Центр - Токио. Почитаются божества творения Амэ-но минакануси и др. По учению Синто сюсэй-ха, видимый мир людей управляется из незримого мира богов. Это учение во многом продолжает традиции синтеза синтоизма и конфуцианства в XVII-XVIII вв. Главная задача человека - «завершить и утвердить» (сюри косэй) свой дух, ориентируясь на богов-прародителей Идзанаки и Идзанами , закончивших творение мира по повелению первых божеств.

http://pravenc.ru/text/1684301.html

Эмайн-Маха (Наван; на карте Птолемея — Регия (Р. Б. Уорнер) или Исамнион (Т. Ф. О’Рахилли)) рапсоложен в 5 км от г. Арма. Его площадь 4,9 га; вероятно, он был заселен с эпохи неолита (2 мегалитические гробницы уничтожены в XIX в.), в позднем бронзовом веке рядом построено укрепление Хохис-Форт (недолго использовалось в XII в. до Р. Х.) и выкопан пруд Кингс-Стэйблз. Раскопки 60–70-х гг. ХХ в. (Д. Уотерман) показали значимость Эмайн-Махи и окружающей местности, где сконцентрированы памятники и отдельные находки. На территории городища расположено 2 значимых объекта. Объект А — деревянное сооружение диаметром 16,3 м и 2 раннесредневек. погребения (ингумации), окруженные неск. концентрическими рвами. Объект B имеет слои 4 периодов, в 3-й из них (VIII–I вв. до Р. Х.) небольшая ограда с палисадом окружала неск. деревянных построек диаметром 10–15 м; среди находок стеклянные бусы, браслеты, керамика, а также череп африкан. Павиана (датируется 390–20 до Р. Х.). На рубеже II–I вв. до н. э. поселение перестало существовать; на месте домов воздвигли сооружение диаметром 37,3 м, состоявшее из 5 концентрических кругов столбов и центрального дубового столба диаметром 55 см при первоначальной выс. до 13 м и более (по данным дендрохронологии, дерево для центрального столба было срублено в 95–94 гг. до Р. Х.). Скорее всего, здание было уничтожено почти сразу после постройки: его завалили блоками известняка, обложили хворостом и подожгли. Комплекс Круахана (Раткроган, гр. Роскоммон) систематически не раскапывался, но здесь зафиксировано ок. 50 памятников разных эпох, концентрирующихся вокруг кургана Раткроган (диаметр 88 м). В средневек. лит-ре курган Кайрн-Фраэха (Карнфроэ), где в средние века проходили церемонии инаугурации, и Пещеру кошек (Овинагат), считавшуюся входом в иной мир, связывали с дохрист. правителями. Также раскопан курган Дати (по преданию, могила правителя V в. по Р. Х.), к-рый датируется IV в. до Р. Х.— III в. по Р. Х., Из др. крупных сооружений, носивших, возможно, ритуальный характер известна дорога (гать) через болото Корли (гр. Лонгфорд), 2 отрезка к-рой построены ок. 156 и в 148 г. до Р. Х. Дорога сделана из продольных березовых кольев и поперечных дубовых досок, закреплённых с помощью березовых клиньев, вбитых деревянных молотком. Вероятно, по дороге никогда не ездили: на досках нет следов использования; один из участков не был завершён, возможно, ритуально сожжен.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

Важнейшее и самое западное из поселений, известное по письменным источникам,- порт Гадес (ныне Кадис); там сохранились погребения не старше VI в. до Р. Х. О влиянии Др. Египта свидетельствуют гранитная статуя из Сарагосы (единственная в И.) и кладбище в Траямаре (пров. Малага, ок. 650-600 гг. до Р. Х.), состоящее из 5 гробниц на зап. (противоположном от селения) берегу реки. Индивидуальные прямоугольные погребальные камеры с дверными проемами выстроены из крупных отесанных блоков и врублены в склон; практиковалось как трупоположение, так и трупосожжение (останки собирали в алебастровые урны). С сер. VI в. до Р. Х., в период упадка Тира, часть его колоний была оставлена, напр. Тосканос в устье р. Велес (пров. Малага); контроль над др. колониями захватил Карфаген. После 1-й Пунической войны (264-241 гг. до Р. Х.) эти поселения начали укреплять, в 20-х гг. III в. до Р. Х. на юге был основан Нов. Карфаген (рим. Картаго Нова, ныне Картахена, пров. Мурсия). На севере карфагеняне дошли до берегов р. Эбро, осадили в 218 г. до Р. Х. союзный Риму Сагунт (ныне Сагунто, пров. Валенсия), но после поражения во 2-й Пунической войне полностью оставили полуостров (201 г. до Р. Х.). С 70-х гг. ХХ в. ведутся исследования некрополя Ла-Хоя в Уэльве, возникшего на месте финик. поселения VIII-VI вв. до Р. Х. Из 19 погребений 4 сохранилось целиком, с исключительно богатым набором золотых, бронзовых, алебастровых и др. предметов (найдена даже колесница с 2 конями); для погребений характерно отсутствие наземных сооружений. Иберийское поселение Эль-Ораль (пров. Аликанте), возникшее во 2-й пол. VI в. и оставленное к 450 г. до Р. Х., было окружено стенами с маленькими башнями и состояло из простых домов, размещенных прямоугольными кварталами. Во всех поселениях известны некрополи, где представлена аттическая керамика кон. VI-V в. до Р. Х. В Канчо-Роано (пров. Бадахос) в 1980 г. открыт уникальный иберийский комплекс с кладбищем, идентифицируемый как дворец, храм или мастерские (VI в. до Р. Х., сгорел в кон.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

о времени написания «Слова». М.; Л., 1966. С. 264-291; Каган-Тарковская М. Д. «Слово о женах, о добрых и злых» в сборнике Ефросина//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 382-386; она же. Энциклопедические сборники XV в. и круг интересов книгописца Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Рус. и груз. средневек. лит-ры: [Сб. ст.]. Л., 1979. С. 195-196; Творогов О. В. Мат-лы к истории рус. хронографов: 1. Ефросиновский хронограф//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 256-274; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 3-241; Каган М. Д., Лурье Я. С. Ефросин//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 227-236 [Библиогр.]; Кистерёв С. Н. Кодикологические наблюдения над ефросиновским сборником с «Задонщиной»//Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 209-216; он же. Из наблюдений над сборниками белозерского писца Ефросина//Там же. 1994. Вып. 5. С. 176-192; он же. Ефросин Белозерский в отечественной историографии//Очерки феод. России. М., 1997. Вып. 1. С. 65-79; он же. Ефросиновский извод слав.-рус. редакции визант. земледельческого закона//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина. СПб., 1998. С. 295-304; Шибаев М. А. О новом автографе монаха Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 208-222; он же. Загадки биографии инока Ефросина - книжника Кирилло-Белозерского мон-ря 2-й пол. XV в.//История и культура: Актуальные проблемы: Сб. ст. в честь 70-летия проф. Ю. К. Руденко. СПб., 2005. С. 85-93; Анисимова Т. В. Об источнике Ефросиновского хронографа (по списку 70-80-х гг. XV в. из собр. Г. Г. Юдина)//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 98-110. М. А. Шибаев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/187860.html

Присутствие евр. населения в М. подтверждают найденные во время раскопок ритуальные бассейны в сев. жилом районе, многочисленные фрагменты каменных сосудов, а также 2 постройки, одна из которых вполне уверенно идентифицируется как синагога. Обнаруженная еще в 70-х гг. XX в. в сев.-зап. части города архитектурная структура была идентифицирована как «мини-синагога»; в наст. время данная идентификация М. Чайа ( Chiat. 1979) и Д. Гро ( Groh. 1995) оспорена. Последний указывал на то, что незадолго до 70 г. пол в ней был поднят и здание было превращено в нимфеон. Мнение Гро отражено в последней монографии Р. Хахлили ( Hachlili R. Ancient Synagogues: Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research. Leiden, 2013. P. 37-38). При повторном археологическом исследовании было отмечено, что это постройка эллинистического времени, типологически близкая к «дому у источника» (ближайшая параллель в Салагассе, совр. Турция). Высказанное ранее предположение об идентификации этой структуры как «латрины» ( Zangenberg. 2001) ныне опровергнуто - см.: Bonnie, Richard. 2012. Квадратное здание, найденное в М. в 2009 г., с большей уверенностью интерпретируют как синагогу (см.: Zangenberg. 2010; Hachlili. Ancient Synagogues. Leiden, 2013. P. 32-33; Bauckham, De Luca. 2015). Исследователи выделяют 3 фазы строительства здания. На самой ранней, датируемой сер. I в. до Р. Х., постройка, видимо, еще не использовалась как синагога. Здание было перестроено ок. 40 г. по Р. Х., затем еще раз накануне разрушения в начале 1-го антирим. восстания, в 67-68 гг., когда оно уже использовалось в качестве синагоги ( Bauckham, De Luca. 2015. P. 107). К квадратному синагогальному залу ведет коридор, служивший также бейт-мидрашом. Главный вход в здание не найден, но предполагают, что он находился на зап. стене. По внутреннему периметру к стенам примыкают сиденья в 4-5 ступенек. Неск. колонн найдены in situ, они опирались на стилобаты, к-рые одновременно являлись нижними ступеньками сидений. Конфигурация и точное число колонн неизвестны. В центральной части пол не имел облицовки, хотя, возможно, на 1-м этапе она была выполнена из базальтовых квадров (Де Лука). Пол вост. нефа украшен мозаикой, которая, как считают, осталась незаконченной или была частично разобрана. Среди простого изобразительного ряда особо примечательна многолопастная розетта. Стены и колонны покрыты штукатурной обмазкой с ярким цветным узором, построенным на сочетании красного и желтого оттенков с отдельными контурными прорисовками белым и синим.

http://pravenc.ru/text/2561172.html

В сент. 1715 г. сюда прибыли французы, к-рые в 1722 г. дали острову название Иль-де-Франс. В 1721/22 г. на о-ве Иль-де-Франс возникло 1-е постоянное французское поселение. В 1735 г. был основан Порт-Луи, названный так в честь франц. кор. Людовика XV и ставший адм. центром острова, а также военно-морской базой. При французах на острове стали выращивать сахарный тростник, к-рый по наст. время остается преобладающей культурой. На плантациях использовали труд рабов с о-ва Мадагаскар и из Вост. Африки. На о-ве Родригес 1-е франц. поселение возникло в 1735 г., впосл. сюда добровольно мигрировали малагасийцы для возделывания риса. Во время франц. господства для строительства адм. зданий в Порт-Луи из Юж. Азии были привезены высококвалифицированные ремесленники-тамилы, исповедовавшие шиваизм.= . Однако влияние индуизма оставалось минимальным вплоть до притока большого числа рабочих-мигрантов в сер. XIX в. Также во франц. период на о-ве Иль-де-Франс первые мусульм. общины основали прибывшие из Пондичерри и Бенгалии инд. моряки-сунниты. Им удалось не только сохранить свою веру, но и начать ее распространение среди местного населения. Вплоть до нач. XIX в. мусульмане исповедовали ислам тайно. Лишь в 1805 г. им была предоставлена концессия на покупку земли под строительство мечети в районе Порт-Луи. В 1810 г. английская экспедиция была послана для захвата о-ва Иль-де-Франс. Нападение британцев было отбито в авг. 1810 г. в морском сражении в бухте Гран-Пор, но в дек. с захваченного годом ранее Родригеса на Иль-де-Франс были направлены основные силы британцев, которые высадились в сев. части острова и быстро одолели французов. По Парижскому договору 1814 г. Иль-де-Франс, вновь переименованный в Маврикий, а также Родригес, о-ва Каргадос-Карахос и Агалега были переданы Великобритании и стали брит. колонией М. (в 1903 в нее вошли также о-ва Чагос). В акте о капитуляции британцы обещали, что будут уважать язык, обычаи, законы, религию и традиции жителей М., число к-рых к началу англ. колонизации составляло ок. 70 тыс. чел. (свыше 50 тыс. из них были малагасийскими и африкан. рабами). Управление колонией осуществлял брит. губернатор. В 1825 г. была принята 1-я Конституция М. при брит. правлении, в соответствии с к-рой при губернаторе был создан совещательный орган - Губернаторский совет. В 1835 г. было отменено рабство. Для работы на плантациях сахарного тростника с кон. 20-х гг. XIX в. стали ввозить рабочих из Индии и Китая, что придало новый импульс распространению индуизма и ислама на Маврикии. С 1835 по 1924 г. на М. для различных работ были привезены ок. 425 тыс. инд. рабочих.

http://pravenc.ru/text/2561140.html

После смерти архиеп. Н. Уайзмена 16 мая 1865 г. папа Пий IX вопреки решению капитула Вестминстерского собора и рекомендации Конгрегации пропаганды веры назначил М. архиепископом Вестминстерским. Епископское рукоположение М., состоявшееся 8 июня того же года в лондонской ц. Пресв. Девы Марии, возглавил Бирмингемский еп. Уильям Аллаторн. В годы своего правления М. способствовал укреплению англ. католицизма, добившись влияния в политической и общественной жизни Англии. В кон. 60-х гг. XIX в. он активно выступал за лишение Ирландской епископальной Церкви гос. статуса (disestablishment) в Ирландии, подавляющее число жителей которой составляли католики. Позицию М. поддержал премьер-министр Гладстон. Высказанные М. в памфлете «Письмо графу Грею» (Letter to Earl Grey, 1868) доводы использовались в ходе парламентских дебатов, по итогам к-рых в 1869 г. гос. статус англикан. Церкви в Ирландии был упразднен (с 1871). М. уделял особое внимание развитию католич. образования; к нач. 90-х гг. XIX в. в католич. школах Англии обучалось ок. 70 тыс. чел. Выступая против политики деконфессионализации англ. образования, начавшейся после Акта о начальном образовании 1870 г., М. оказывал поддержку консерваторам. В 1885 г. по распоряжению М. в католич. газетах были опубликованы инструкции по голосованию на парламентских выборах, что должно было обеспечить поддержку политикам, требовавшим отменить реформу образования. Стремясь обеспечить возможность получения университетского образования для католиков, М. направил в Рим петицию о допустимости посещения католиками Оксфордского и Кембриджского ун-тов, однако в 1867 г. Папский престол негативно отнесся к данной инициативе. В этой связи в Лондоне в 1873 г. был основан католич. университетский колледж в Кенсингтоне (открылся в янв. 1875, действовал до 1882). С сер. 60-х гг. XIX в. М. выступал за участие католич. Церкви в защите рабочих от несправедливой эксплуатации, чему было посвящено соч. «Достоинство и права трудящихся» (The Dignity and Rights of Labour, 1874). Публичная поддержка архиепископом тред-юнионов не встретила понимания среди англ. католиков, но М. полагал, что она необходима, дабы противодействовать росту популярности социалистов. М. поддерживал Альянс Соединенного Королевства - объединение, боровшееся за законодательное ограничение торговли алкоголем, и основал в 1872 г. Лигу Креста - католич. орг-цию, подражавшую протестант. Армии спасения и проповедовавшую трезвость.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

30 апр. 1850 г. из Апостольского викариата Тринидад была выделена территория, на к-рой было основано еп-ство Розо, т. о. на Д. была учреждена епископская кафедра. При этом параллельно с католич. верой темнокожее население Д., как и др. островов Карибского м., продолжало практиковать племенные культы, привезенные рабами из Африки. Религ. традиции, к-рые рабы после обретения новой родины на Антильских о-вах, в т. ч. и на Д., смешали с определенными чертами католицизма, породили ряд оригинальных синкретических форм. Самым популярным стал культ обеа, распространенный также на Ямайке, Багамских о-вах, Барбадосе, Мартинике и др. островах Карибского м. Этот культ содержит элементы верований таких народов Африки, как банту, ашанти, эве-фон и др., при этом в условиях полиэтничности, характерной для региона, четко обозначилось влияние шаманизма, гаитянского вуду , индуизма, ислама, а также зап. оккультных учений. В 1865 г. половина членов Палаты собрания стала назначаться колониальной администрацией. До 1883 г. Д. была отдельной колонией. С 1883 по 1940 г. входила в состав колонии Подветренные Острова, в 1896 г. стала коронной колонией; этот период характеризовался нарастанием недовольства у местного населения и усилением борьбы за автономию острова. В 1924 г. автономисты получили треть мест в законодательном собрании, в 1936 г.- половину. С 1940 по 1956 г. Д. была присоединена к колонии Наветренные Острова. Всеобщее избирательное право было введено в 1951 г. В 1958-1962 гг. Д. была частью Вест-Индской федерации. В 1961 г. главным министром правительства колонии был избран Э. О. Леблан, представитель Доминикской лейбористской партии. В 1967 г., когда колония получила статус ассоциированного гос-ва, Леблан стал премьер-министром. Начало 70-х гг. характеризовалось большим оттоком англоязычного населения, что сказалось и на религ. статистике. Так, если в 1970 г. католич. население (65 тыс. чел.) составляло ок. 31% от 210 тыс. чел. населения страны, то в 1976 г. то же количество католиков составляло уже 83,3% ввиду сокращения общей численности жителей до 78 тыс. чел. В 1974 г. премьер-министром стал П. Джон, во время правления к-рого 3 нояб. 1978 г. Д. обрела независимость.

http://pravenc.ru/text/178845.html

И. описал одно из дел ГПЦ, имеющее важное значение для истории Грузинского Экзархата РПЦ и касающееся вопроса об имущественном положении Церкви и рус. церковного правления в Грузии. В 30-х гг. XIX в. в Грузию были направлены 2 сенатора «для обревизования края». Они отметили, что ГПЦ «владеет огромными имениями, а управляет ими дурно; экзарх и контора копят только деньги и накопили большие суммы, а между тем древние соборы разрушаются и гражданское ведомство имеет много крайних нужд» (Из восп. прокурора. 1883. Т. 1. 1. С. 69). Министр внутренних дел (вероятно, Д. Н. Блудов ), намереваясь основать в Грузии приказ общественного призрения, представил имп. Николаю I утвержденный имп. Александром I Павловичем в 1811 г. доклад Синода с росписью доходов и расходов ГПЦ, где в т. ч. было указано, что на богоугодные заведения должно ежегодно выделяться 3 тыс. р. серебром, а также, после кончины заштатных архиереев и настоятелей мон-рей, средства из Пенсионного фонда. Министр предложил взыскать с церковного управления в Грузии эти средства с учетом процентов и выделить из них необходимую сумму на устройство приказа общественного призрения. По поручению Синода, не имевшего этих средств, И. пересмотрел все груз. отчеты и дела начиная с 1811 г. и выяснил, что экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) в нач. 10-х гг. XIX в. произвел ошибочные расчеты доходов и расходов ГПЦ. Сведения были представлены имп. Николаю I, к-рый приказал отменить ежегодный перевод в казну суммы, определенной указом 1811 г. В Тифлисе было учреждено попечительство о бедных духовного звания, содержавшееся на деньги из груз. церковных доходов (1300 р. серебром); также государь постановил передать накопленный с 1811 г. капитал в 500 тыс. р. министру внутренних дел. По поручению Синода, считавшего сумму преувеличенной, И. вторично пересмотрел документацию и выяснил, что в состав накопленного капитала вошли суммы, не подлежащие передаче в др. ведомство (свечной налог, денежные вклады на поминовение, выручка за метрические листы и т. п.). И. были пересчитаны все доходы Грузинского Экзархата с 1811 г., из исходной суммы были исключены непрофильные средства, в результате чего министру было передано ок. 200 тыс. р., а остаток был восстановлен на счету ГПЦ (Там же. С. 70-72).

http://pravenc.ru/text/Исмайлов.html

Напр., в 1640/41 г. с церквей Патриаршей области было собрано ок. 2,5 тыс. р. дани и еще 1,35 тыс. р. неокладных доходов в виде пошлин (венечных, похоронных и проч.- см.: Устинова. 2011. С. 141-142), а в 1700 г.- 8714 р. дани и 4967 р. неокладных доходов ( Шимко. 1894. С. 260). В казну Вологодского архиерейского дома в 1612/13 г. поступило 441 р. 10 к. церковной дани и 43 р. 75 к. венечных пошлин, в 1627/28 г.- 474 р. 69 к. дани и 131 р. 41 к. пошлин ( Башнин. 2017. С. 119). По подсчетам Н. И. Суворова, с приходов Белозерского и Вологодского уездов в 1691 г. было собрано дани и оброка на 1054 р. 99 к. В окладной книге Вологодского архиерейского дома 1683 г. зафиксирован уникальный факт: десятину со всех приходов епархии, а также оброк с крестьян Софийского дома в размере 1713 р. внес Вологодский архиеп. Симон в виде поминального вклада ( Черкасова. Архиерейские окладные книги. 2012. С. 137; Суворов. 1865. 21. С. 832; 22. С. 966). Данные О. ц. к., как показала М. С. Черкасова, могут служить источником по истории народонаселения. Так, в 40-х гг. XVII в. на территории Первой и Заозерской половин Вологодского у. насчитывалось 158 приходов с 11,7 тыс. приходских дворов. В 70-х гг. XVII в. число дворов возросло до 14,3 тыс., что отразило ощутимый рост населения уезда (17%), умножилось число многодворных приходов. В окладных книгах «как бы законсервировались... издавна существовавшие вотчинные комплексы, территориально совпадавшие с приходами еще в далеком прошлом». Это факт демонстрирует устойчивость и «длительность бытования приходской сети на отдельных локальных территориях» ( Черкасова. Архиерейские окладные книги. 2012. С. 138-140). Сведения О. ц. к. позволяют реконструировать приходскую сеть епархий, ее рост и формирование, составить карту храмов, установить разнообразие храмовых посвящений (см., напр., данные 1628/29 г. о Вологде и об уезде - Башнин. 2016. Прил. 1-9). О. ц. к. содержат сведения о системе церковного управления, об именах и функциях должностных лиц (десятильников, заказчиков, строителей, старост поповских, тиунов в Патриаршей области), образцы их почерков.

http://pravenc.ru/text/2578243.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010