Жизнь По отцовской линии О. происходил из знатной англо-дат. семьи. Его дед был в одном из отрядов викингов, вторгшихся в Британию в 70-х гг. IX в. К сер. Х в. родственники О. занимали высокие посты в англ. церковной иерархии: дядя по отцовской линии св. Одон (Ода) был архиепископом Кентерберийским (941-958), дальний родственник Оскитель - епископом Дорчестерским (949/50-971) и архиепископом Йоркским (956/9-971). О. воспитывался в окружении архиеп. Одона, его наставником был франкский ученый и поэт Фритегод. В 50-х гг. Х в. Одон отправил О. на обучение в мон-рь Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар), где тот принял постриг и познакомился с принципами реформированного бенедиктинского монашества (см. в ст. Клюнийская реформа ). О. вернулся в Англию ок. 959 г.; по протекции Оскителя он был представлен Кентерберийскому архиеп. св. Дунстану (960-988), к-рый в 961 г. добился его избрания на авторитетную и богатую Вустерскую кафедру. Укрепляя ее материальное и общественное положение, О. активно заключал письменные договоры о передаче в аренду (как правило, на 3 поколения) земельных участков мирянам (тэнам, рядовым воинам и ремесленникам) за плату и выполнение определенных повинностей в пользу епископа. Сохранилось ок. 80 таких документов, примерно треть их касается братьев и др. родственников О. Способствуя распространению в Англии бенедиктинского монашества, О. сразу после избрания основал небольшой мон-рь в Уэстбери-он-Трим (ныне в составе Бристоля), впосл.- еще ряд мон-рей в своем диоцезе (в Уинчкомбе, Першоре, Ившеме, возможно также в Дирхерсте и Глостере). По отношению к кафедральному капитулу Вустера О. придерживался осторожной политики. Он основал рядом со старым собором св. Петра ц. Пресв. Девы Марии, в которой служили монахи. Известия источников XII в. об изгнании им из капитула секулярных клириков ныне признаются вымышленными. Ок. 965 г., получив от покровительствовавшего монахам элдормена Вост. Англии Этельвине землю в графстве Хантингдоншир, О. основал на острове среди болот крупный монастырь Рамси, в 969 г.

http://pravenc.ru/text/2581597.html

В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт. Григория, еп. Армении (небесного покровителя кн. Г. А. Потёмкина , владевшего обширными имениями близ мон-ря и ок. 1790 пожертвовавшего в обитель частицу мощей свт. Николая), и свт. Алексия, митр. Московского. В 1798 г. с запада к храму пристроили трехъярусную колокольню в стиле классицизма. При настоятеле архим. Анастасии (Щепетильникове; 1810-1824) в Б. м. велось активное каменное строительство: в 1809-1814 гг. над св. вратами была построена одноглавая Успенская ц., в 1813-1816 гг. увеличен корпус настоятельских и братских келий, по концам к-рого возвели 2 трехэтажные башни; в 1819-1821 гг. выстроена одноглавая бесстолпная ц. свт. Иоанна Златоуста (т. н. больничная, возведенная при здании епархиальной больницы, переведенной в мон-рь в 1817); в 1817-1823 гг. возведен пятиглавый четырехстолпный Никольский храм. В 20-х гг. XIX в. численность братии достигла 70 чел. В 1830 г. в мон-ре поселился вышедший на покой Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов), впосл. погребенный в монастырской ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1849 г. по указу имп. Николая I обители выделили 150 дес. леса в Буйском у. Особый период в жизни Б. м. связан с именем свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского и Черноморского. Святитель впервые посетил мон-рь в 1847 г. и провел здесь год. Выйдя на покой, еп. Игнатий ходатайствовал перед имп. Александром II о предоставлении ему Б. м. в управление. Ходатайство это было удовлетворено, и 13 окт. 1861 г. свт. Игнатий приехал в мон-рь. В июне 1862 г. в Б. м. на правах богомольца поселился его родной брат П. А. Брянчанинов, бывш. ставропольский губернатор. Благодаря свт. Игнатию в 60-х гг. в жизни обители произошли крупные перемены. С 1865 г. чудотворный образ свт. Николая стали ежегодно привозить в Кострому и Ярославль, где он находился по 3-4 недели. На берегу Волги была устроена пристань с часовней, у к-рой останавливались пароходы. При свт. Игнатии существенно увеличилось число паломников, приходивших в мон-рь. 14 авг. 1866 г. обитель посетил вел. кн. Александр Александрович (буд. имп. Александр III ), беседовавший со свт. Игнатием. В мон-ре святитель написал неск. богословских сочинений, вел обширную переписку, лечил местных крестьян. Еп. Игнатий был погребен в ц. свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/77282.html

В сент. 1901 г. по инициативе игум. Клеопатры в обители была открыта церковноприходская школа с бесплатным обучением девочек из бедного сословия. Преподавались все предметы, предусмотренные общими программами. Ученицам давались и навыки к.-н. ремесла. 2 нояб. 1917 г. школа перешла в ведение Киевского городского общественного правления. Настоятельницы и сестры Первой начальницей общины стала прибывшая из новгородского Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря рясофорная послушница Евпраксия (Лебедева; 1837-1915). 1 апр. 1878 г. она приняла постриг с именем Евфалия, 10 апр. 1878 г. утверждена Киевской духовной консисторией, 8 мая 1886 г. Киевским митр. Платоном (Городецким) возведена в сан игумении, 9 апр. 1891 г. награждена наперсным крестом. С авг. 1878 г. ее ближайшей помощницей являлась бывш. насельница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря казначея Мария Ивановна Иванова, 9 июня 1884 г. постриженная в монашество с именем Исидора. К нач. 80-х гг. XIX в. из Десятинного мон-ря в Киев переехали еще неск. сестер, в т. ч. позже принявшие в К. м. монашеский постриг Евстолия (Чмырева) и Евпраксия (Саврасова), а также Агния Пономарёва, впосл. игум. Клеопатра, настоятельница К. м. В 1878 г. в обители проживало ок. 20 чел., в 1882 г.- ок. 70, к кон. 80-х гг. XIX в.- ок. 100, в т. ч. 4 монахини и 11 послушниц. В авг. 1887 г. 5 штатных послушниц подали игум. Евфалии прошения о пострижении в монашество. 15 сент. Киевская духовная консистория рассмотрела рапорт начальницы, но, учитывая, что уставом подобных общин Российской империи не предусматривался монашеский постриг, запросила разрешение Святейшего Синода по данному вопросу. После того как 22 дек. 1887 г. Синод отказал игум. Евфалии в постриге сестер, она безуспешно пыталась инициировать преобразование общины в общежительный мон-рь. В дек. 1891 г. игум. Евфалия была переведена в лебедянский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь Чигиринского у. Киевской губ., и 31 янв. 1892 г. обитель возглавила мон. Клеопатра (Пономарёва; 1849-1913). Впосл. обе настоятельницы неоднократно встречались и переписывались. 28 нояб. 1900 г. мон. Клеопатра подала в Синод прошение о придании Введенской общине статуса мон-ря. Решением Синода от 30 апр. 1901 г. община была преобразована в общежительный нештатный жен. мон-рь. 27 мая в К. м. состоялись торжества по случаю получения обителью монастырского статуса, к-рые возглавил митр. Киевский Феогност (Лебедев) . 29 мая 1901 г. Киевский митрополит возвел мон. Клеопатру в сан игумении. К 1913 г. в К. м. проживало 107 сестер, в т. ч. игумения, 17 монахинь и 79 послушниц. 9 нояб. 1913 г. К. м. возглавила постриженица Введенской общины игум. Феофания (Шишова; † 1926), а казначеей вскоре стала мон. Евфрасия (Ткаченкова). В 1918 г. в обители подвизалось 137 насельниц, в т. ч. схимонахиня и 35 монахинь.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Согласно докладу Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) за 2009 г., подавляющее большинство населения М. О. исповедует христианство (98,4%), из них 8,4% - католики, остальные - протестанты различных деноминаций. Ок. 0,6% являются приверженцами бахаи религии . Также присутствуют немногочисленные последователи иудаизма и псевдоислам. секты Ахмадийя. Число людей, не причисляющих себя ни к одной религии, незначительно. Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь представлена апостолической префектурой Маршалловых Островов (11 приходов, ок. 5 тыс. верующих, 6 священников; оценка на 2014 г.), находящейся в подчинении архиепископства Аганья (центр - г. Хагатна (ранее Аганья), о-в Гуам, США). Юрисдикция префектуры охватывает также атолл Уэйк (США). Кафедра - собор в честь Вознесения Девы Марии в Маджуро. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1996 г. Протестантские церкви, деноминации и секты (Статистическая информация представлена гл. обр. по данным доклада Комиссии США по международной религиозной свободе за 2009 г.) Крупнейшей христианской организацией на М. О. является межденоминационная Объединенная Церковь Христа - Конгрегационалистская на Маршалловых Островах (ОЦХК), к к-рой принадлежат 51,5% населения. В 1986 г. от нее откололась Реформированная конгрегационалистская Церковь (до 4 тыс. последователей на нач. XXI в.), несогласная с программой более либеральной ОЦХК. Пятидесятническая орг-ция Ассамблеи Бога охватывает 24,2% населения. В 1985 г. от нее отделилась Церковь «В поисках Иисуса» (Bukot Non Jesus/Looking for Jesus Church), приверженцы к-рой составляют 2,2% населения страны. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) насчитывает 9,5% жителей M. О. Кроме того, представлены баптисты (ок. 1% населения), адвентисты седьмого дня (0,9%), Христиане полного Евангелия (0,7%; откололись от организации Ассамблеи Бога в 70-х гг. XX в.), Иеговы свидетели (неск. сотен адептов; действуют с 60-х гг. XX в.) и некоторые др. деноминации. Иудаизм

http://pravenc.ru/text/2562532.html

Римско-католическая Церковь Представлена архиеп-ством Монако, находящимся в прямом подчинении Папскому престолу и включающим 6 приходов (36,4 тыс. чел.). Кафедра - собор Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (также известен как собор свт. Николая - по названию церкви, снесенной в 1874). Архиепископ участвует в работе Епископской конференции Франции, официально не являясь ее членом. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь в М. насчитывает ок. 450 прихожан в одной общине, относящейся к диоцезу Гибралтара в Европе. Службы проходят в ц. св. Павла. Кальвинизм представлен Реформатской Церковью Монако (более 1 тыс. чел.), тесно связанной с потомками гугенотов во Франции. До обретения кальвинистами собственного здания их службы проходили в англикан. церкви. Также действуют неск. общин евангеликов , одна из которых возникла в результате вещания протестант. трансмирового радио, начатого из Монте-Карло в 60-х гг. XX в. Иудаизм В Монте-Карло действует синагога. Иудейская община (более 560 чел.) включает гл. обр. выходцев из Великобритании, Франции и Сев. Африки. Лишь малая их часть являются гражданами М. Ислам В М. действует мусульм. община (ок. 150 чел.), члены к-рой, гл. обр. выходцы из Марокко, не являются гражданами М. Культовых построек нет. Новые религиозные движения Представлены последователями Бахаи религии (ок. 70 чел.), впервые появившимися в М. в сер. 50-х гг. XX в. Религиозное законодательство Согласно ст. 9 Конституции М., гос. религией является католицизм. В то же время основной закон провозглашает свободу вероисповедания и никак не ограничивает отправление религ. обрядов (ст. 23). Для строительства или использования здания в культовых целях требуется разрешение Департамента внутренних дел. В школах, больнице и приютах работают католич. клир и члены католич. конгрегаций. Девять католич. праздников являются государственными, в т. ч. день св. Девоты (пам. зап. 27 янв.), считающейся покровительницей М. История Впервые топоним Монако встречается у древнегреч. автора кон. VI - нач. V в. до Р. Х. Гекатея Милетского, который писал о лигурийском г. Монойкос (греч. Μνοικος). Не позднее V в. до Р. Х. массилийские греки основали на территории М. факторию и построили здесь храм Геракла (греки истолковали название «Монойкос» как одно из прозвищ Геракла - «одинокий»). В кон. II в. до Р. Х. город под названием Порт Геркулеса Одинокого (лат. Portus Herculis Monoeci) перешел под власть римлян. Через М. проходила дорога Виа-Юлия-Августа, соединявшая Италию и Галлию. В 476 г. по Р. Х. территория М. вошла в состав королевства вестготов , в 507 г.- остготов, в 552 г.- франков.

http://pravenc.ru/text/2564096.html

А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

http://pravenc.ru/text/114726.html

В 1858-1875 гг., при игум. Филарете (Шлиппенбах), представительнице старинного дворянского рода, обитель достигла расцвета. В сент. 1858-1859 гг. по резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии Антония (Амфитеатрова) Никольский собор был разобран, перестроен «в прежнем и надлежащем виде» и обложен кирпичом. Храм стал значительно больше: с зап. стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы, с вост. стороны пристроена ризница, вмещавшая монастырский архив и б-ку. Подведен новый каменный фундамент, стены снаружи и внутри покрыты тесом; на новом большом куполе звезды, шар и кресты позолочены листовым золотом. Ок. 1860-1861 гг. в Н. Л. м. была возведена 2-этажная гостиница. В 1866-1867 гг. перестроен Варваринский храм, к-рый стал 3-престольным: центральный престол освящен в честь Вознесения Господня, правый - во имя вмц. Варвары и левый - во имя свт. Митрофана Воронежского. Центральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовым железом. Все кресты и шары были позолочены, крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась 4 каменными печками. Настоятельница (1891-1915) игум. Евфалия I (Лебедева; 20 окт. 1915) в связи с большим числом паломников инициировала строительство второй 2-этажной гостиницы, а также нового келейного корпуса. В 1891 г. игум. Евфалия была награждена наперсным крестом, в 1898 г.- серебряной медалью в память царствования имп. Александра III Александровича, в 1900 г.- золотым наперсным крестом, в 1907 г.- крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Императорского Величества. К 1908 г. Н. Л. м. владел 103 дес. земли. В обители проживали игумения, 67 монахинь, 13 рясофорных послушниц, 70 указных и 259 временных послушниц. В 1858 г. по благословению митр. Киевского и Галицкого Филарета при игум. Филарете в Н. Л. м. открылось 6-классное духовное жен. уч-ще, где обучались ок. 40 девушек из семей духовного звания и сироты. Уч-ще располагалось в деревянном флигеле с 3 кельями. Кроме Закона Божия и общеобразовательных предметов изучались музыка, пение, нем. и франц. языки. Воспитанницы занимались шитьем одежд и облачений, вышиванием и вязанием, изготовлением декоративных цветов. Для преподавания нек-рых предметов приглашали учителей из Златопольской гимназии. В 1878/79 уч. г. в уч-ще находились 82 воспитанницы, 30 из к-рых - сироты из бедных семей на полном монастырском пансионе. С 1863 г. митр. Киевский Арсений, посетивший Н. Л. м. и уч-ще, выделял 200 р. ежегодно на содержание воспитанниц. По указу Киевской духовной консистории от 16 дек. 1887 г. уч-ще стало 2-классным.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) 79-105 105-106 ЕЦИОН-ГАВЕР ветхозаветный город-порт в сев. части Акабского зал. Красного м., на границе между Др. Израилем и Идумеей 108-110 110-112 112-114 ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ЖАК ЛЬЕЖСКИЙ (70-80-е гг. XIII в. - между 1333 и 1343 (?)), западноевроп., вероятно франко-фламанд., теоретик муз. искусства и литургического пения 115-116 ЖАЛИЯ груз. (вероятно, мужской) мон-рь во имя Пресв. Богородицы на северо-западе Кипра (ок. 60-70-х гг. X - не ранее XIV в.) 116-117 117-118 ЖАНЕН (мирское имя Жюль Эмильен) (1882 - 1972), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов 118-120 ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) 120-123 123-125 ЖДАНОВ Александр Алексеевич (1860 - 1909), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова 125-127 127-128 128-129 129-130 ЖДРЕБАОНИК жен. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви 130-131 131-132 133-137 137-141 159-164 ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич (1909 - 1984), свящ., духовный писатель, деятель правозащитного движения

http://pravenc.ru/vol/xix.html

И. был хиротонисан во епископа Новгородского 28 марта 1165 г. («на верьбницу»), хиротонию возглавил Киевский митр. Иоанн IV . По Ипатьевской летописи, «постави Ярослав князь (очевидно, ошибка - вместо Ростислав или, что менее вероятно, Святослав; блгв. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич занимал киевский стол в 1159-1167, а его сын Святослав являлся новгородским князем в 1161-1167 (с перерывами).- М. П.) епископа Илью Новугороду Великому, то бо Илья родом бе новгородець» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 525). Период кон. 40-х - нач. 70-х гг. XII в. характеризуется временным усилением власти князя в Новгороде, причем Святослав Ростиславич «своим княжением воплощал старую идею зависимости Новгорода от Киева» ( Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032. С. 145, 149-150), что отмечено и в новгородской владычной летописи: И. вернулся в Новгород 11 мая 1165 г., «при князи новгородьстемь Святославе, а при посаднице Захарии» (НПЛ. С. 31, 219). В сообщении Ипатьевской летописи следует видеть утверждение киевским князем кандидатуры прибывшего из Новгорода И., возможно вопреки желанию митрополита, к-рый был прислан весной 1164 г. на митрополию из Византии при имевшемся у Ростислава своем кандидате на замещение Киевской кафедры - Клименте Смолятиче . Долгий срок между избранием и хиротонией (ок. полутора лет), вероятно, стал следствием длительного согласования кандидатуры епископа с митрополией (др. Новгородские епископы XII в.- Аркадий и Митрофан - тоже ок. 2 лет после избрания ждали хиротонии). (Следует признать необоснованной т. зр. А. Е. Мусина на обстоятельства хиротонии Илии, в соответствии с к-рой епископ не был выбран в Новгороде, являлся одним лицом с послом кн. св. Андрея Юрьевича Боголюбского в К-поль; см.: Мусин А. Е. Древнерус. общество, епископат и каноническое право в XII-XIV вв.//Miscellanea Slavica: Сб. ст. к 70-летию Б. А. Успенского. М., 2008. С. 352-356.) По мнению Г. Подскальски и А. Поппе , митрополит в 1165 г. сделал Илию «первопрестольником» (греч. πρωτθρονος) Киевской митрополии, т. е. викарием, вместо Белгородского епископа ( Подскальски. 1996. С. 310; Поппе А. В. Митрополиты и князья Киевской Руси//Там же. С. 458). Как предположил С. И. Смирнов , основываясь на свидетельстве Жития И., архиеп. Илия мог участвовать в Соборах, прошедших в Киеве в 1166-1169 гг.: «И на священнем Соборе бывшу ему всея Руси, и велика исправления показавшю, и паки возвращшуся в Великий Новгород» (ВМЧ. С. 329; Смирнов. 1912. С. 368).

http://pravenc.ru/text/468947.html

Еще в юности И. С. выработал свою систему записи большого объема текстов: использовал сокращения слов (до одной буквы), мельчайшее письмо (что затрудняет изучение его наследия); в своих странствиях ему приходилось возить многочисленные непереплетенные тетради с текстами и выписками. В сер. 70-x гг. XVI в. И. С. переписал для себя календарно-астрономические и медико-астрологические трактаты (отдельные тетради сохр. в составленном книжником энциклопедическом сб. РНБ. Q.XVII.67). Получить эти сочинения он мог у книжников из окружения царя Иоанна IV Васильевича , когда царский двор переместился на время в Вел. Новгород. Маршруты нек-рых путешествий И. С. отразил в 3 дорожниках, составленных, как и автобиография, на основе дневниковых записей в конце жизни, при приведении в порядок своего архива. Первый дорожник отражает перемещения книжника-клирошанина в 1599-1600 гг. и имеет несколько самостоятельных разделов: «Путь из Кир(илова) водян(ой)», «Путь из Палеостровскаго зимний», «От Тихфина до Зеле(ные) пус(тыни) водою», «Путь из Зеленые летний», «Путь с Коневца зимний». Второй дорожник, имеющий общий заголовок «О путех», содержит в основном описание передвижений И. С. по Ладоге в 1601-1604 гг., начинавшихся в Вел. Новгороде. Третий дорожник под заголовком «Указ о разстоянии пути» не всегда соответствует хронологической канве странствий И. С., включает и ранние маршруты - 1591-1592 гг., и позднейшие - 1600-х гг. В нем, вероятно, были использованы имевшиеся в то время дорожники, в к-рых указывалось расстояние между населенными пунктами по ямским дорогам. В целом дорожники И. С., в которых приведены названия мелких населенных пунктов и расстояния между ними (в отличие от автобиографии, где указано только время в пути от одного мон-ря до другого), содержат уникальную информацию по исторической географии данных регионов. Существенно дополняют автобиографию И. С. сведения, имеющиеся в его посланиях, на основе к-рых он создал оригинальные письмовники. До нас дошел письмовник И. С.- в тетради на 6 листах в сборнике РНБ. Q.XVII.67. Л. 211-215 об. (на л. 211 об.- дорожники), включающий 52 эпистолярных текста, скопированные, по-видимому, в 1600-х гг. На л. 216 помещены еще 2 эпистолярных текста, дописанные позднее (возможно, ок. 1621). Все тексты основаны на посланиях и челобитных, составленных И. С. от своего имени или от имени др. лиц, 2 или 3 текста являются типовыми. Значительная часть посланий в письмовнике состоит только из формулярных начальных частей. Среди сочинений, приведенных полностью или почти целиком, имеется ряд уникальных документов, освещающих не только жизнь странствующего монаха кон. XVI - нач. XVII в., но и деятельность нек-рых известных иерархов.

http://pravenc.ru/text/578350.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010