Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1; К. 38. Ед. хр. 13; К. 40. Ед. хр. 4, 9, 12, 13; К. 43. Ед. хр. 5-11; К. 44. Ед. хр. 4, 11; К. 45. Ед. хр. 4, 7; К. 50. Ед. хр. 6-10; К. 51. Ед. хр. 6, 12; К. 76-83 (К. 83 до Ед. хр. 26); Ф. 214. Опт. 298, 299, 359-360, 400-2, 409, 487, 497, 510, 547, 576, 578, 599, 658 и др.; ГИМ ОПИ. Ф. 409. Д. 35; Ф. 124. Д. 140; РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 19, 28, 90; Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 1319; РНБ. Ф. 850. Д. 360. Соч.: Макарий (Иванов), прп. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; СПб., 1993-1994п. [Т. 1-3]; он же. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении. [Козельск], 1908; Киреевский И. В. Разум на пути к Истине: Философские ст., публицистика, письма: Переписка с прп. Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пуст. Дневники/Сост.: Н. Лазарева. М., 2002; Письма вел. оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2009п. 2 т.; Переписка К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013; Собрание писем прп. Макария Оптинского к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко, В. В. Каширина, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2010-2014. Т. 1-3; Собрание писем прп. Макария Оптинского к монахам/Сост.: С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2. Ист.: Леонид (Кавелин), иером. Последние дни оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1860; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария/Сост.: архим. Агапит (Беловидов). М., 1997. С. 196; Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность//ЖПодв. Сент. С. 476-477. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

л. 372. Сент. 25, Слово похвално препод. отцу нашему Сергию чюдотворцу, створено учеником его священноиноком Епифанием. См. 663 л. 576. л. 387. Сент. 9, св. Козмы Веститора Похвала св. праведным богоотцеи Иоакиму и Анне. См. 664 л. 139 об. л. 354. Послесловие: Милостиею Божиею и преч. Его Матере, в царство благовернаго и христолюбиваго В. Князя Иоанна Васильевича Государя и Самодржца всея Русии в 44 лето государьства его, и при его сыну В. Князи Василии Иоанновиче государи всея Руси, написана сиа книга Минеа в преименитом и славнем граде Москве, в монастыри св. и великаго чюдотворца Николы Старого, замышлением и рукою многогрешнаго Михаила Иаковля сына Медоварцова новоградца, в лето 7013 (1505) июня 24. Михаил Медоварцов известен не только как книгописец, но и златописец. Зап. Археол. Общ. т. VIII стр. 162. Вслед за послесловием сказано: Тогда же безбожный и зловерный царь казанскый Магамед-Амин в Казани много зла створи; Князя В. посла Михаила Кляпика поимал, и людей В. Князя торговых пограбив переимал, а иных секл, а иных розослал в Ногаи. Соф. Врем. ч. 2, стр. 274. На верхней доске другим почерком: Иасафа Кирьякова. См. 132. 467. (479.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст., нач. XVI века, в четверть, 510 листов. Из русских Святых положены службы сент. 19 св. кн. Феодору, Давиду и Константину; 20-го св. Михаилу кн. черниговскому и болярину его Феодору, 25 препод. Сергию чудотворцу радонежскому. Впереди на порожнем листе: Сентябрь игумена Памвинская. См. 313. Памва Моганин возведен в сан игумена из казначев Сергиева мон., сконч. 1520 г. мая 6. 468. (429.) Минея служ. мес. сентябрь и октябрь, полууст., напис. 1567 года, в лист, 345 листов. Службы русским Святым в сентябре под 20 и 25 числом, что выше 467, в октябре под 28 – Арсению архиеп. сербскому. В конце ркп. летопись: Псана ся книга в лето 7075 (1567), а свершена бысть мес. августа в 3 день, на память препод. отец наших Исакиа и Далмата и Пауста (Фавста). На нижней доске: Лета 7077 положил сию книгу Минею сентябрскую да октябрьскую во храм Воскресению Христову в дом Василей Юрьев портной мастер, родителем своим на паметь, при В. Цари Иване Васильевичи всея Руси и при архиепискупе Пимине Велико-Новагорода и Пскова.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

566 Преставися ...февраля вь 10. – Речь идет о жене Ярослава – Ингигерде (Ирине), дочери шведского короля Олафа. 567 Постави Ярославъ Лариона ...собравъ епископы. – Впервые на Руси митрополитом стал не грек, а русский – Иларион, бывший до этого священником церкви в княжеском селе Берестове. Иларион был выдающимся проповедником и богословом, автором знаменитого церковно-политического трактата – «Слова о Законе и Благодати». 569 Святая Гора – Афон. Афонские монастыри располагались на восточном мысе Халкидонского полуострова (в северной части Эгейского моря). С начала XI в. на Афоне существовал и русский монастырь. 570 ...лт 40 николиже никаможе... – Расчет лет ошибочен. Если Антоний уединился в пещере при князе Изяславе (1055–1073 гг.), а умер в 1072–1073 гг., то он не мог прожить в пещере сорок лет. Вероятно, число сорок употребляется как эпическое обозначение длительного периода. 571 ...манастырь святаго Дмитря... – Монастырь был поставлен Изяславом в честь Дмитрия Солунского – своего небесного патрона. 573 ...Михаилъ, чернць манастыря Студискаго ...митрополитомъ Георгиемь. – Георгий стал митрополитом после 1065 г., тогда же с ним и мог приехать Михаил. В Киево-Печерском патерике об обретении устава говорится иначе: Феодосий посылает «в Костянтинь град к Ефрему Скопцю, да весь устав Студийскаго манастыря принесеть, исписавь». Студийский монастырь в Константинополе славился в XI в. своим строгим уставом. 574 ...к нему же и азъ придохъ ...от рожения моего. – От чьего лица сказаны эти слова? А. А. Шахматов считал, что от имени составителя Начального свода, А. Г. Кузьмин допускает, что они принадлежат летописцу Сильвестру (См.: Кузьмин А. Г. Начальные этапы древне-русского летописания. М., 1977. С. 157–163). 575 У Всеволода ...от цесариц грчькое. – В Л и Р – «от цариц грькын». Речь идет о жене Всеволода (Марии?) – дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын Всеволода, Владимир, получил от матери прозвание Мономах (См. также сноску 510). 576 Се же поручаю ...будеть вь мене мсто. – В этих словах сформулирован принцип престолонаследия: во-первых, киевский князь объявлялся старшим по положению среди остальных русских князей, а во-вторых, определялся порядок, согласно которому и киевский и другие княжеские столы в уделах переходили не от отца к сыну, а к старшему в роде. Так, Изяславу на киевском столе должен был наследовать Святослав, а не старший сын Изяслава, Святославу – Всеволод и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1386 В древннем русск. поучении носящем название «Слова Господа Нашего Ис. Хр., поучение всему миру на спасение», автор слова влагает в уста Спасителя следующие, обращенные к пастырям слова: «почто не учите люди страху Божию, стояти в церкви, видящеи не видят, слышавшеи не слышат, устама своима октенью глаголют: Господу помолимся, станем добри и станем со страхом, усты своими глаголете, а мысли ваша удалишася от Мене». Рукоп. Кир. библ. (не разборчиво) л. 64. Рукоп. Соф. библ. 1289 л. 351. 1390 Личность благоговейного человека предпочтительно пред всеми другими возвышалась в пастырских поучениях того времени: «аще кто идет ко церкви Божии со страхом и со всем сердцем, то сияет душа его, аки солнце, и восходит молитва его, яко темьян к Богу, тогда ангел его исходит из олтаря, и нося аки скляницу смирну в руце своей и знаменает ему на челе, и тако почиет на нем Дух Святый» (Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво) л. 65–66. Слово Господа нашего И. Христа, поучение всему миру на спасение). 1393 Слово Максима Грека (неизданное) о яже надеются человецы на последнее покаяние, в котором автор рассуждает о некоторых из своих современников, «иже от зельнаго безстудства попирают волею честныя заповеди, а последним же своим студеным покаянием чают избежати божественных испытаний». Рукоп. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон., 110, л. 378–383, по каталогизации Амфилохия. 1394 «Мнози молвят, читаем мы в одном древнем поучении, еже кто ся умрети кает, аки вол пред секирою стоя, того недостойна творя приняти» (на покаяние). Рукоп. Импер. Публ. Библ. Q. 1., 313, л. 510. Слово Златоуста к попом, русское; Сн. Прав. Соб. 1861 г., ч. I, 457–458. Два древних поучения XIV века. 1396 Костомаров, очерк жизни и нравов велико-русского народа, 211. Прав. Соб. 1885, ч. II, 222. О борьбе христианства с язычеством в России. 1397 «Аще исповедавшагося не свяжет отец духовный эпитимией, рассуждается в одном древнем поучении, то предаст душу его вечной муке и ждут тех узы не разрешимыя». Слово, како подобает попови дети приимати и наказати. Рукоп. Погодина 1024, л. 382, ср. Прав. Соб. 1861 г. I, 453. Еще митрополит Петр писал: «без эпитимий детей своих не держите». Макарий, Ист. Рус. Цер., т. V, приложение VI, 413–414. На этом основ. священникам не налагавшим эпитимий на исповедывающихся, угрожали проклятием. Рукоп. И. И. Б. Q. 1, 313, л. 510. Слово к попам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

— Участие самого Сергия и неслучайность упоминаемых им событий (450–452). — Переговоры Ираклия с Киром (452–453). — Соглашение с Езром (453–456) и действия императора в Сирии (456–458). — Униональный акт Кира в Александрии 632 г. (458–460). — Уния с армянами в Карине (460–462). — Переписка Сергия и Гонория (462–464) и синодика Софрония (464–466). — Характеристика этих деятелей (466–469); монофелитство Гонория (469–472). — Спор о действиях во Христе, как первая стадия монофелитского спора (472–474), и догматическое значение униональной попытки, начатой Ираклием и Сергием (474–475). —  Вторая стадия: спор о волях . — Экфесис и протеста, против него на западе и востоке (475–477). — Св. Максим Исповедник (477–479) и его диспут с Пирром (479–482). — Типос Константа (482–483). — Латеранский собор 649 г. (484). — Суд над папою Мартином (485–486) и над Максимом Исповедником (486–488). — Отношения между Константинополем и Римом (488–489). — Обращение Константина Погоната к папе. (489–490); прибытие в Константинополь римских делегатов и созвание вселенского собора (490–491). —  Шестой вселенский собор . — Состав собора и свобода рассуждений на нем (491–492). — Ход соборных деяний; низложение Макария антиохийского и осуждение прежних монофелитов (492–495). — Эпизоды: выступления Феодора мелитинского, пресв. Константина и Полихрония (495–498). — Догматическое определение собора (498–499). — События, сопровождавшие собор. — Принятие анафемы на Гонория римскими папами (499–500). — Попытка восстановления монофелитства при Филиппике (500). — Марониты. — Вопрос о Мароне и о монастыре Марона (501–503). —Вероятное происхождение маронитства (503–504). — Легенда о патриархе Иоанне Мароне и возможная историческая основа её (504–506). Мотивы иконоборческого движения . — Трудность вопроса о возникновении иконоборческого движения (606–507). — Политические мотивы: второстепенные (607–510) и главный — стремление правителей секуляризовать церковь (510–512). — Церковные мотивы: прецеденты иконоборчества (512–513) и борьба с неправильным чествованием икон (513–514).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

775 Zachariae, op. cit., p. 477–482; ср. Ралли и Потли: Σνταγμα τν ϑεων κα ερν καννων, т. IV, стр. 116–119. 776 Нелишне заметить, что в печатных описаниях этой рукописи, именно: в Αccurata codicum graecorum mss. bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae synodi Matthaei (см. стр. 321–322, XLI q.) и в недавно вышедшем «Систематическом описании» тех же рукописей о. архимандрита Владимира (см. стр. 483–484, 331) занимающая нас (и ниже издаваемая) статья не показана. Новый пример, доказывающий, как мало можно полагаться на полноту печатных описаний рукописей. 777 Тут что-то пропущено. Можно подразумевать: ατν (φονα) τ κκλησιρχη или: τν μραν τς κρσεως. 778 παναγα=προσφορ τς Παναγας, т. е. вторая просфора, приносимая на проскомидии в честь Пресвятой Богородицы. 781 προσφωνσιμος (βδομας) – неделя Мытаря и Фарисея, по-русски – сплошная перед великим постом. 783 Подробное описание этой рукописи, писанной в 1687 году, читатель найдёт в недавно напечатанном «Системат. описании рукописей (греческих) Московской Синод. библиотеки» архим. Владимира, у которого она стоит под 336. Кроме Московского списка, я пользовался ещё для настоящего издания списком, писанным за год раньше и находящимся в рукописи одного греческого монастыря в Македонии. Копия с этого списка обязательно сообщена мне г. Пападопуло-Керамевсом. 784 См. Recueil des historiens des croisades. Documents armeniens. Introduction, p. 510. Paris. 1869. 785 О браке Риты-Стефании с Иоанном Бриенном см. в истории Армении Алишана (на армянском языке). Венеция. 1885, стр. 510–511 (цитата Х.И. Кучук-Иоаннесова). 786 Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi, vol. VII, p. 462. О времени, когда жил и писал автор хронографа см. предисловие издателя стр. σμα´ (241). 789 По соображениям М.С. Дринова, Хоматин занял архиепископский престол в конце 1216 или в самом начале 1217 года. См. Византийский Временник, т. I, стр. 332. 792 πσκοποι упоминаются в грамоте отдельно от ρχιερες, потому что на языке патриаршей канцелярии последний титул преимущественно усвоялся митрополитам и архиепископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Все это мало похоже на расслабленного, и вопрос о значении сцены остается открытым. Скульптура древних авориев парижского 1554 , равеннского 1555 (VI-VII вв.) и эчмиадзинского сообщает идеальную черту фигуре Иисуса Христа – четырехконечный крест в руке. Мозаика равеннская (см. рис. 106), повторяя тот же тип изображения 1556 , дает вместе с тем первый пример изображения по Евангелиям Марка и Луки 1557 . Двое людей, стоя на кровле дома, спускают на веревках внутрь дома одр, на котором лежит расслабленный. Отсюда форма эта становится наиболее употребительной в византийской иконографии. 106. Мозаика в равеннской церкви Св. Аполлинария (APOLL. NUOVO). В кодексе Григория Богослова 510 (л. 316 об. 1558 ) (см. рис. 107): Иисус Христос сидит внутри дома и беседует с сидящим против него народом (группа – 4 человека, у Р. де Флери – три); возле Него с левой стороны стоит один из апостолов. Двое, стоя на кровле того дома, спускают к ногам Иисуса Христа расслабленного на изящной кровати. 107. Миниатюра кодекса Григория Богослова 510. В барбериновой псалтири исцеление расслабленного иллюстрирует Пс. 106 , где идет речь о милостях Божиих нуждающимся людям; формы изображения древнехристианские: расслабленный несет на спине свой одр (ср. греч. псалт. нац. библ. 20, л. 20). В Евангелии 74 четыре изображения; формы их приспособлены к тексту евангелистов: в Евангелии Матфея (л. 16 об.) Иисус Христос среди апостолов и народа; перед Ним на золотой (!) постели лежит расслабленный; направо расслабленный несет на спине свой одр. Миниатюры в Евангелиях Марка и Луки 1559 почти тождественны: Иисус Христос возлежит в доме; перед Ним стоят апостолы; четверо или двое опускают расслабленного с кровли к ногам Иисуса Христа; в стороне – момент предшествующий: четверо несут расслабленного к дому на одре (л. 67 и 116). В Евангелии Иоанна (л. 176) совсем иное изображение: античный бассейн, в котором плавают трое больных. Ангел погружает в бассейн свой жезл. По сторонам бассейна лежат на шести кроватях больные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

em> Рукописи слов Григория Богослова . В рукописи нац. библ. 510 (л. 30 об.) помещен ряд изображений, относящихся к последним дням жизни Иисуса Христа, в том числе и распятие 2083 : крест шестиконечный; внизу к нему прикреплена широкая доска, на которой покоятся ноги Иисуса Христа. Иисус Христос одет в багряную безрукавную тунику. На груди и ногах краска туники облупилась, и обнаружилась часть тела Христа: обстоятельство это дает основание думать, что художник сперва начертил контуры тела, а потом прикрыл его туникой, так как контуры тела не совпадают с контурами туники. То же явление можно наблюдать здесь и в изображении снятия тела Иисуса Христа с креста. Распятый Спаситель совершенно спокойно стоит на кресте. По обычаю – два воина: один с копьем, другой с губкой. Налево Богоматерь в нимбе и багряных одеждах; за ней стоят под аркой городских ворот две св. жены без нимбов. Направо Иоанн Богослов в светло-голубой тунике; позади него двое неизвестных лиц (в числе их один, по-видимому, Логин, в золотых одеждах) с трепетом отступают от креста. Над головой Богоматери остаток надписи: «( ι) δε ( ο υιος σου)», над головой Иоанна: « ιδου ( η μητηρ σου)». Крест прикреплен к Голгофе деревянными клиньями; внутри горы – темное пятно (краска облупилась), означающее, вероятно, главу Адама. Вверху над крестом – солнце и бледно-серая луна в виде двух кругов. В другой рукописи Григория Богослова той же библ. 550 (л. 3 об.) изображение иное: Иисус Христос с довольно широкой прозрачной перевязкой по чреслам; солнце – круг лучистый, луна ; предстоящие – Богоматерь и Иоанн Богослов; Голгофа и Адамова глава, как в 510. Миниатюры псалтирей. В псалтири Лобкова три распятия: первое (рис. 156) 2084 стоит в связи с поруганием иконы Иисуса Христа во время иконоборческих споров; мотивом к тому послужили слова: «и даша в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта» ( Пс. 68:22 ): Иисус Христос в крестчатом нимбе, в длинном безрукавном колобии, с поникшей головой. Крест восьмиконечный без надписи. Ноги Иисуса Христа на широком подножии. Из прободенного ребра, из руки и ног течет кровь. По левую сторону креста стоит воин с копьем, по правую – воин с губкой; у подножия креста сосуд с оцтом. Голгофа имеет вид высокой горы. Налево два иконоборца надругаются над иконой Спасителя: формы этой подробности в нашей миниатюре неясны, но они приобретают ясность через сравнение с другой миниатюрой того же кодекса, где та же сцена издевательства представлена еще раз 2085 : сравнение показывает, что один из иконоборцев (софист Иоанн), насадив икону на древко, намеревается погрузить ее в стоящий возле Голгофы сосуд со смолой, а другой (еп. Игнатий) подносит к лику иконы губку. Так иконоборцы сопоставлены с двумя воинами – распинателями Иисуса Христа. Этой специальной целью объясняется сравнительная краткость изображения распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В отношении нехристиан, иудеев, верных Ислама, тех, кто почитает Божественный Промысл, людей, называющих себя нерелигиозными и поступающими согласно своей совести, Собор объявляет, что Бог дает всем Свою благодать. Собор не столько говорит о принадлежности к Церкви, сколько утверждает, не давая богословского объяснения, тот факт, что все предназначены участвовать в Народе Божием [ХВ 510/12]. [О новом Единстве и новом Народе] (510/6, 4101) 9. ...Глава этого мессианского Народа – Христос, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим 4, 25 ), и теперь, получив Имя, которое превыше всякого имени, царствует во славе на Небесах. Этот Народ обладает достоинством и свободой детей Божиих, в сердцах которых Святой Дух обитает, как во храме. Закон ему – новая заповедь: любить, как Христос возлюбил нас (ср. Ин 13, 34 ). Наконец, его назначение – Царство Божие, начатое Самим Богом на земле, все шире распространяемое, покуда в конце веков оно не будет завершено Им, когда явится Христос, и жизнь наша (ср. Кол 3, 4 ), и «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим 8, 21 ). Вот почему это мессианский Народ, хотя в настоящее время он еще не является для всего человеческого рода прочнейшим начатком единства, надежды и спасения. Поставленный Христом для общения в жизни, любви и истине, он принят Им как орудие всеобщего Искупления и послан ко всему миру как свет миру и соль земли (ср. Мф 5, 13–16 ). Но, как Израиль по плоти, странствовавший в пустыне, уже называется Церковью Божией ( Неем 13, 1 ; ср. Числ 20, 4 ;. Втор 23 , 1сл.), так и новый Израиль, шествующий в нынешнем веке, ищет будущего и постоянного града (ср. Евр 13, 14 ), и тоже именуется Церковью Христовой (ср. Мф 16, 18 ), которую Христос приобрел Кровью Своей (ср. Деян 20, 28 ), наполнив Своим Духом, дал ей подобающие средства достижения зримого и социального единства. Бог созвал сообщество всех взирающих с верою на Иисуса, Вождя спасения (ср. Евр 2, 10 ) и Основоположника единства и мира, и сделал их Церковью, дабы она была для всех и каждого зримым Таинством этого спасительного единства 253 . Церковь , которая должна распространиться во все концы земли, входит в человеческую историю и вместе с тем превосходит времена и границы народов. Шествуя среди искушений и скорбей, Церковь утешается обетованной ей Господом силой благодати Божией, чтобы по немощи плоти она не уклонялась от совершенной верности, но оставалась достойной Невестой Господа своего и не переставала обновляться под действием Святого Духа, пока через Крест она не достигнет Света невечернего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 170 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812AB (ПСТСО. Т.6. С. 436). 172 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т6. С. 435). 174 Подробно об этом у А. П. Доброклонского : Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 452–456. Особо заслуживают внимания параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 453 (примечание 2). 176 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 178 Эти обличения современного прп. Феодору монашества так же указывают на то, что речь здесь идет не просто о восхвалении традиционных монашеских обетов (отрицательные примеры едва ли были тут уместны), а о личностном их восприятии Студийским игуменом и прп. Платоном. 179 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812BC (ПСТСО. Т.6. С. 436). 181 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D (ПСТСО. Т.6. С. 436). 182 Об этом прп. Феодор, обращаясь к братии, говорит: «...откуда в вас своевольные поступки и рождающиеся отсюда неуместные действия? Не от того ли, что вы не открываете, но скрываете свои пагубные помыслы (λογισμος)?», – см.: Theod. Stud. PC. 133//NPB. P. 314 (ПСТСО. T.6. C. 239). 183 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D–813A (ПСТСО. Т.6. С. 437). 189 Подробно «о послушании» в трудах прп. Феодора см. у А.П. Доброклонского : Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 506–510. Параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 510–511 (примечание 5). 191 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 825A (ПСТСО. Т.6. С. 443). 192 А.П. Доброклонский склонен видеть в этих словах не более чем скромность и инициативу проведения реформы, вслед за житиями, приписывает Феодору, а не Платону. При этом доводы ученого следующие: во-первых, Платон «тяготел к созерцательно-аскетической жизни», и не проявлял себя как организатор; во-вторых, не ясно, что помешало Платону начать реформу ранее, когда он был игуменом монастыря Символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010